Рабочая программа по краеведению. Электроугли - родина моя.
календарно-тематическое планирование (2 класс)
Данный проект – это разработка учебной программы по изучению нашего родного города – Электроугли.
Для более эффективного усвоения программы занятия планируется проводить в разных формах, интересных учащимся.
Приоритетный метод – метод проекта. У учащихся появится возможность проявить свой творческий потенциал и сформировать активную гражданскую позицию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 417.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание конкурсной работы (проекта)
Название проекта: «Рабочая программа «Электроугли – родина моя».
Обоснование актуальности проекта: Краеведение помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к изучению родного города как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние города, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения обучающихся к родному городу не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Цель проекта: дать учащимся основные знания об истории своего города, о его культурных, политических, экономических особенностях, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, строившими и прославившими родной город. Формирование у учащихся гражданской идентичности, активной и ответственной позиции в решении локальных проблем социально-экономического развития, укрепление государственного единства и целостности России, сохранение этнокультурной самобытности ее народов.
Задачи:
В области образования:
- содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем города Электроугли, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители в историко-культурное наследие города;
- привить учащимся умения и навыки поисковой и проектной деятельности;
- научить учащихся наблюдать и описывать факты из истории города, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.
В области воспитания:
- содействовать гармоничному развитию личности школьника;
- сформировать самостоятельность и деловые качества;
- развивать способности к поисково-исследовательской, творческой и проектной деятельности;
- воспитать гуманное отношение к окружающей среде;
- способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям города.
Сроки реализации проекта: программа рассчитана на 2020-2021 учебный год. Реализуется на внеурочной деятельности, 1 раз в неделю.
Форма организации занятии – индивидуально-групповая:
- Беседы (с использованием презентаций);
- Экскурсии;
- Встречи с людьми;
- Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
- Викторины;
- Коллективная проектная работа;
- Индивидуальная проектная работа;
- Круглые столы;
- Квесты.
Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате обучения по программе «Электроугли – родина моя» у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у учащихся будут сформированы:
Личностные действия:
Выпускник научится и приобретет:
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин , чувства сопричастности и гордости за свой край.
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой города;
- чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков;
- эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Выпускник научится:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику города Электроугли;
- описывать достопримечательности города Электроугли;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- находить на карте свой регион и его главный город;
- устанавливать причинно‐следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
- работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества города;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Электроугли – Родина моя» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Курской области, контурные карты.
Критерии оценки эффективности программы:
Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:
- викторин;
- создания и защиты собственного проекта;
- создания презентаций - представлений по изученной теме;
- участия в конференциях разного уровня;
- участия в квестах;
- создания собственного квеста.
Ресурсное обеспечение проекта:
Изучение программы «Электроугли – родина моя» проходит с использованием следующей литературы:
- Электроугли. Мой город – моя судьба. Н.Г.Новожилов, Ю.Б.Максутова – М.О.: Фонд «Развитие города Электроугли», 2011г.
- Весна победы нашей. .Г.Новожилов, Ю.Б.Максутова – М.О.: Фонд «Развитие города Электроугли», 2015г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Дата | Содержание |
1 | Моя школа. | Изучение истории МБОУ СОШ 33 (презентация, книга). | |
2 | Моя школа. | Беседа-интервью с выдающимися учителями школы. | |
3 | Моя школа. | Экскурсия-квест по школе, в ходе которой учащиеся ищут задания, ключи и подсказки в различных местах школы и закрепляют пройденный ранее материал. | |
4 | Город, в котором мы живем. | Изучение истории города Электроугли (презентация, книга). | |
5. | Город, в котором мы живем. | Экскурсия в городской исторический музей. | |
6. | Город, в котором мы живем. | Экскурсия в городскую библиотеку. Демонстрация книг об истории города. Посещение фото выставки «Электроугли: прошлое и настоящее». | |
7. | Завод «Электроугли» | Изучение истории завода Электроугли, изучение специфики его работы (презентация, книга). | |
8. | Завод «Электроугли» | Экскурсия на завод Электроугли. | |
9. | Березовая роща. | Изучение истории (презентация, книга). | |
10. | Каменский пруд. | Изучение истории (презентация, книга). | |
11. | Липовая аллея. | Изучение истории (презентация, книга). | |
12. | Березовая роща. Каменский пруд. Липовая аллея. | Экскурсия по живописным местам города. Беседа о природе, красоте и экологии города. Выполнение эскизов для оформления выставки рисунков. | |
13. | Березовая роща. Каменский пруд. Липовая аллея. | Урок творчества. Рисование по эскизам. Оформление выставки рисунков «Живописные места города». | |
14. | Дом Культуры. | Изучение истории (презентация, книга). | |
15. | Дом Брунова. | Изучение истории (презентация, книга). | |
16 | Храм Святой Троицы. | Изучение истории (презентация, книга). | |
17. | Храм Святой Троицы. | Экскурсия в Храм Святой Троицы. | |
18. | Архитектура города. | Рисование наиболее понравившихся зданий города (Дом Культуры, Дом Брунова, Храм Святой Троицы). Оформление выставки рисунков «Архитектура города Электроугли». | |
19. | Производство в городе. | Экскурсия на предприятие «Мартин». | |
20. | Безопасность в городе. | Беседа о безопасном проживании в городе. Викторина. | |
21. | Пожарная часть. | Экскурсия в пожарную часть города Электроугли. | |
22. | Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой. | История города в период ВОВ (презентация, книга). | |
23. | Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой. | Экскурсия в городскую художественную галерею. Зал, посвященный героям ВОВ. | |
24. | Бессмертный полк Электроуглей. | Приглашение ветерана. Знакомство с ветеранами города (презентация, книга). | |
25. | Бессмертный полк Электроуглей. | Презентация самостоятельно приготовленных учащимися сообщений о ветеранах города. | |
26. | Бессмертный полк Электроуглей. | Презентация самостоятельно приготовленных учащимися сообщений о ветеранах города. | |
27. | Сквер Победы. | Изучение истории (презентация, книга). | |
28. | Сквер Победы. | Экскурсия в Сквер Победы. Возложение цветов. | |
29. | Проблемы города. | Круглый стол «Обсуждение проблем города». | |
30. | Нам здесь жить! | Круглый стол «Предложения по благоустройству города». | |
31. | Город, в котором мы живем. | Викторина. | |
32. | Квест «Электроугли – родина моя!» | Самостоятельная подготовка квеста по значимым историческим местам города для учащихся 3 класса. | |
33. | Квест «Электроугли – родина моя!» | Самостоятельная подготовка квеста по значимым историческим местам города для учащихся 3 класса. | |
34. | Квест «Электроугли – родина моя!» | Огранизация самостоятельно подготовленного квеста для учащихся 3х классов. |
Маршрут Квеста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по краеведению
при отсутствии часов сожет использоваться в группе продленного дня, воспитательной работе с классом (классные часы)...

Рабочая программа по краеведению клуба "Родные истоки"
Представлена рабочая программа клуба "Родные истоки", которая включает в себя изучение истории России, её истоков....
Рабочая программа. "Литературное краеведение". Программа "Школа России".
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и тематическое планированиеПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ 2-4 классы...
Авторская рабочая программа по краеведению "География родного края" для учащихся коррекционной школы VIII вида
краеведческая работа...

Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина" 2 класс
Нормативно-правовой и документальной основой рабочей Программы внеурочной деятельности обучающихся являются:· Федеральный закон от 10 июля 1992 год...