Рабочая программа кружка "Краеведение и туризм"
рабочая программа (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности.
Кружок «Краеведение и туризм».
Раздел 1.
«Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества» (Д.С. Лихачев). Сохранение обычаев, фольклора, музыки, предметов материальной культуры каждой местности, необходимо для сохранения культуры всей страны. Никакая армия музейных работников не справится с этой задачей, если им на помощь не придет другая - армия краеведов - энтузиастов, главных «ликвидаторов» краеведческой безграмотности среди населения. Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле. Воздействие его велико и на ум, и на душу человека. Оно дает нам не только знание, но и отбор того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, в природопользовании, в ремеслах и промыслах, в материальной и духовной культуре, а главное, в сфере нравственности.
Педагогическая наука ставит в настоящее время перед всей системой образования главную задачу: развитие личности, создание условий в образовательной сфере для адаптации ребенка в постоянно обновляющемся обществе. Одна из задач данной программы: помочь детям определиться в новых жизненных условиях, привлечь внимание к истории наших предков, научить детей использовать эти знания и опыт в современной жизни. Условием успеха работы является ясное представление о ее программе и путях ее осуществления.
Интерес к культуре, истории, традициям родного края в последнее время значительно вырос. Для ребенка ценна та информация, которую можно воспринимать не только глазами, но и тактильно, пропустить информацию через себя, через историю своей семьи, через еще сохранившиеся предметы материальной культуры своей семьи.
Город Саратов и Саратовская область обладают значительными рекреационными ресурсами, интересной историей и самобытной культурой, своеобразными природно-географическими особенностями, предоставляющими обширные возможности для проведения краеведческой работы. Использование их в сочетании с туризмом дает богатейший педагогический потенциал для воздействия на ум, душу и сердце любого школьника.
Концептуальные особенности программы. Основной концептуальной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, v общественно значимой и практической туристско- краеведческой деятельности учащихся с позиции комплексного познания и изучения родного края с учетом развития личности (духовного, интеллектуального, физического); максимального выявления, инициирования, использование индивидуального (субъектного) опыта каждого обучающегося; педагогической поддержки становления личности ребенка, в познании себя, в самоопределении самореализации через систему туристических походов, путешествий, экскурсий и краеведческих исследований;
личного практического вклада каждого в дело охраны природы своего края и изучения её особенностей.
Программа рассчитана на 2 классы.
Актуальность программы: восполнение пробелов в изучении краеведения в школе (обязательно образование), создание системы в вопросах изучения краеведения.
Цель программы: развитие творческих способностей учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности в процессе изучения родного края. Основные задачи программы:
обучающие:
- дать представление об историческом прошлом родного края, традициях своего народа, о взаимодействии человека и окружающей среды;
- развивать и поддерживать интерес к различным сторонам прошлого и настоящего края;
- научить ряду практических умений и навыков;
воспитательные:
- прививать любовь и бережное отношение к родному краю, к его народу;
- сохранение материальной и духовной культуры Саратова ;
- сформировать умение находить прекрасное в народном творчестве;
- воспитать самосознание, предназначение в жизни, самоуважение, а также адекватную самооценку;
- содействовать сближению поколений.
развивающие:
- развитие потребностей к самостоятельному получению новых знаний и к здоровому образу жизни;
- способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы;
Содержание программы рассчитано на три года занятий с учащимися начальной школы, проявляющими интерес к естествознанию, физической культуре, туризму и краеведению. Рекомендуемый минимальный состав группы года обучения - 15 человек.
Учебная программа рассчитана на 32 часа, с сентября по май включительно. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личных творческих наклонностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы устанавливать продолжительность занятий, которая не должна превышать двух академических часов в помещении и четырех часов на местности. В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать , количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде.
Программа построена в форме своеобразного «образовательного маршрута» - путешествия в окружающую среду с элементами ее познания. «Образовательный маршрут» предполагает реализацию принципов дифференциации и личностно ориентированной деятельности при педагогической поддержке, соответствующей уровню подготовленности детей.
Каждая тема занятий предполагает как организацию активной оздоровительно-спортивной деятельности (физические упражнения; подвижные игры и оздоровительные прогулки), так и познавательно творческой деятельности (экскурсии, беседы, коллективное чтение и обсуждение художественных произведений о природе и путешественниках, просмотр мультфильмов, сказок и видеосюжетов, изготовление детьми поделок из природных материалов, рисование природных объектов).
Педагогу важно предусматривать организацию отдыха детей во время занятий. Каждое мероприятие - туристическая прогулка, мини соревнования, физические упражнения, экскурсия и прочие - должно предполагать общее оздоровительно, закаливающее воздействие на организм учащихся, нормализацию всех его функций.
Содержание программ составлено с учетом принципов концентрического освоения окружающей действительности, цикличности проведения оздоровительно-познавательной, туристско - краеведческой и исследовательской деятельности.
Воспитанники непосредственно знакомятся с окружающим их миром, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой). У них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного
поведения в окружающем мире.
Систематическую оздоровительно - познавательную, туристско-краеведческую деятельность с младшими школьниками необходимо строить на непрерывно сменяющих друг друга, а в некоторых случаях и накладывающихся друг на друга циклах (макро -, микро мезо -), каждый из которых должен
включать подготовку к мероприятию, его организацию и проведение и подведение его итогов (оформление выставки творческих работ; творческие отчеты - инсценировки, рассказы и п.; совместный анализ достижений и промахов на состязаниях и мини-соревнованиях).
Организация образовательного процесса.
Поскольку туристско-краеведческая деятельность учащихся носит добровольный характер то при её планировании и организации важное значение имеет учет мотиваций учащихся, удовлетворении спектра их потребностей, что отражено в содержании и методах обучения. Программа состоит из нескольких взаимосвязанных тематических блоков, которые повторяются с дополнением и усложнением первоначально полученных знаний, умений и навыков. В ней заложены большие возможности для осуществления взаимосвязи с основным образованием: географией, биологией, историей, экологией, курсом ОБЖ и рядом других учебных дисциплин.
Своеобразие образовательного курса «Краеведение и туризм» определяется тем, что изучение курса начинается с личности ребенка, с его приходом в этот мир. Затем идет его постепенное погружение в мир окружающий: в историю, географию, культуру города, района, края. От «Я», семьи, дома - к своей малой, а затем большой Родине.
Изучение курса «Краеведения» невозможно без путешествий, экспедиций, походов, а следовательно, и без туристской подготовки. Образовательный курс «Туризм» рассматривается с одной стороны как самостоятельный курс, с другой он тесно связан с краеведением и выступает условием для выполнения краеведческих заданий.
Курс «Краеведение» усиливает персонификацию краеведческого материала. Изучая биографии своих родственников, знаменитых земляков, ребята постигают мастерство жизни, выделяют жизненные приоритеты прославленных людей, сверяют свои поступки и дела с их делами и поступками.
Важное значение в успешной реализации этой деятельности имеет заинтересованность как воспитанников и педагогов. В связи с этим используются различные методы создания положительной мотивации обучаемых.
Эмоциональные:
- ситуация успеха,
- поощрение и порицание,
- познавательная игра,
- свободный выбор задания,
- удовлетворение желания быть значимой личностью. Волевые:
- предъявление образовательных требований,
- формирование ответственного отношения к получению знаний,
- информирование о прогнозируемых результатах образования. Социальные:
- развитие желания быть полезным обществу,
- создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективной работы.
Познавательные:
- опора на субъектный опыт ребенка,
- решение творческих задач,
- создание проблемных ситуаций.
Краеведческая программа также способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств у подрастающего поколения через учения своей «малой Родины»: от «родного гнезда» - своего края - до Отечества.
Праздники моего города. День поселения, 9 мая, Новый год, Рождество и т.д. 4. Природа и мы.
Растительный и животный мир родного края. Знакомство с растениями и животными. Прогулка в школьный сад. Охрана растительного и животного мира человеком.
Времена года. Сезонные изменения в природе. Год. Месяц. Неделя.
Зелёная аптека. Лекарственные и ядовитые растения.
II раздел.
Учебно-тематический план по курсу «Не за тридевять земель».
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики |
1 | Организационное занятие. Техника безопасности. | 1 | 1 | - |
Азбука туриста. | ||||
2 | Кто такие туристы | 2 | 1 | 1 |
3. | Подготовка похода. Компас. Ориентирование по небесным светилам и особенностям местных предметов | 6 | 2 | 4 |
4 | Туристская группа в походе. Обеспечение безопасности. | 2 | 1 | 1 |
5 | Топографическая подготовка. Ориентирование с помощью карты и компаса Спортивная подготовка туриста | 4 | 2 | 2 |
6 | Снаряжение туриста. Организация и техника движения в походе. Гигиенические правила туриста. Самоконтроль | 6 | 2 | 4 |
7 | Доврачебная помощь пострадавшему | 2 | 1 | 1 |
Краеведение. | ||||
8 | Наш край. Охрана природы, памятников истории и культуры | 6 | 2 | 4 |
9 | Мой дом, моя семья, моя школа. | 2 | 1 | 1 |
10 | Город, в котором я живу | 2 | 1 | 1 |
| Всего | 33 | 14 | 19 |
Раздел III.
Содержание тем учебного курса.
Основная часть.
- Организационное занятие.
Знакомство с детьми. Разучивание туристических речовок и песен. Знакомство с техникой
безопасности.
- Азбука туриста.
Туризм и туристы. Кто такие туристы. Виды туристских прогулок и экскурсий (пешеходные, водные, лыжные, горные и т.д.) Особенности туристских прогулок.
Законы туристят. Значение туристских законов.
Туристское снаряжение. Что мы берем в поход? Рюкзак. Укладка рюкзака. Палатка, её назначения. Котелок. Карта, её назначение.
Структура туристской прогулки. Построение, проверка готовности к туристской прогулке. Темп, скорость ходьбы. Подгоночный привал (через 15 минут). Промежуточный привал (через 40 минут). Длительный привал. Отдых (игры, наблюдения). Сбор и построение. Возвращение домой.
Подготовка к прогулкам. Самочувствие детей. Правила поведения детей на прогулке. Подбор обуви и одежды, продуктов питания. Уточнение цели экскурсии или прогулки, её плана.
Питание вовремя прогулки. Питьевой баланс и режим питания. Составление меню. Отвары из трав шиповника, боярышника. Подбор конфет (леденцы). Полоскание рта.
Организация привала. Подбор места для палатки. Игры, загадки, наблюдения в природе.
Азбука ориентирования. Дорога домой. Рассказ маршрута из дома в школу и обратно.
Что такое север, юг? Стороны горизонта. Компас. Игра «Ищем клад». Туристские игры, эстафеты, упражнения.
- Краеведение.
Моя семья. Мои родители, место их работы. Мои бабушка и дедушка. Корни своей фамилии. Деятельность родителей в рисунках детей. Встречи с родственниками детей. Беседы.
Мой дом, мои соседи, мои друзья. Мой дом, его обустройство, окружающая природа. Мои друзья, соседи. Достопримечательности моей улицы.
Наша школа. Традиции нашей школы. Выпускники, которыми гордится наша школа. Отношение к школьному имуществу.
Моя улица. История названия улицы.
Город, в котором я живу. История основания города. Экскурсия по городу. Знаменитые земляки. Выдающиеся люди, уроженцы г. Саратова
Мой город в годы ВОВ. Ознакомление детей с событиями в родном крае в годы ВОВ с использованием
фотографий. Экскурсия к памятнику воинам ВОВ в родном городе.
•
Мой город сегодня. Экскурсия по городу.
Знакомство школьников с новостройками, достопримечательными местами.
Раздел IV.
Ожидаемые результаты.
К концу учебного года дети должны:
Знать:
историю г. Саратова;
как жили наши предки;
историю учреждения Саратовской области;
государственные символы России (герб, флаг, гимн)
символику г. Саратова;
название улиц г. Саратова ;
домашний адрес;
туристские законы;
личное и групповое снаряжение;
правила поведения на природе.
Уметь:
составлять рассказ о своем крае;
иметь представление о структуре туристической прогулки;
уметь работать с компасом, составлять маршрут
находить свой город на карте Саратовской области, работать с картой;
завязывать простейшие узлы;
знать правила личной гигииены,
уметь оказать доврачебную помощь.
Иметь представление:
о быте и нравах наших предков; о жилище наших предков; о туристских кострах; о компасе.
Оценка результатов.
Для оценки результативности знаний применяется нулевой, текущий и заключительный мониторинг. Нулевой мониторинг - диагностика первичных знаний об истории своего края и азов туристической грамотности, экологической культуре учащихся. Для диагностики используется анкетирование, тестирование и собеседование.
Текущий мониторинг - тестирование и выполнение текущих творческих заданий.
План-сетка мероприятий по курсу «Не за тридевять земель»
№ | Тема занятия | Дата проведения | |
1 группа | 2 группа | ||
Организационное занятие. | |||
Кто такие туристы? | |||
Виды туристических прогулок и экскурсий. | |||
Туристическое снаряжение. | |||
Структура туристической прогулки. | |||
Компас. Карта. Ее назначение. Составление и чтение маршрутов. | |||
Ориентирование по небесным светилам и особенностям местных предметов. | |||
Ориентирование без компаса и карты. | |||
Темп, скорость ходьбы, привал. | |||
Туристическая группа в походе. | |||
Обеспечение безопасности. | |||
Топографическая подготовка. | |||
Азимут. | |||
Ориентирование с помощью карты и компаса. | |||
Спортивная подготовка туриста. | |||
Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. | |||
Состав ремонтного набора. | |||
Особенности снаряжения для зимнего похода. | |||
Типы палаток. Как подготовить палатку к походу. | |||
Личная гигиена туриста. | |||
Самоконтроль. | |||
Заболевания. | |||
Доврачебная помощь пострадавшему. | |||
Край, в котором мы живем. | |||
Охрана природы, памятников истории и культуры. | |||
Район, в котором мы живем и его окрестности. | |||
Выполнение краеведческих заданий. | |||
Рельеф местности | |||
Географические особенности области и района, где мы живем. | |||
Моя семья. | |||
Мой дом. | |||
Город, в котором я живу. Его история. | |||
Мой город сегодня. |
V раздел.
Перечень учебно-методического обеспечения.
- Алёшин В.М., Калиткин Н.М. Соревнования по спортивному ориентированию. - М.: Физкультура и спорт, 1974.
- Бардин К.В. Азбука туризма.- М.: Просвещение,1981
- Беккер Э.Г. Литературное краеведение в школе. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1976.
- Васильев И. В. В помощь организаторам и инструкторам туризма. - М.: Профиздат, 1973.
- Верба И.А., Галкин Я.В. и др. Туристско-краеведческие кружки в школе. - М.: Просвещение,1988.
- Второв П.П., Дроздов И.И. Определитель птиц фауны СССР. Пособие для учителей. - М.: Просвещение,1980.
- Герасимов В.П., Огризко З. А. Краеведческий музей и школа. - Методическое пособие. М., 1965.
- Горностаев Г.Н. Насекомые Советского Союза. Серия: справочники-определители географа и путешественника. - М.: Мысль, 1970.
- Громов Г. И. Методика этнографических экспедиций. – М.: Издательство МГУ, 1966.
- Игнатьев В.Н. Музееведение. Советские музеи. Учебное пособие. - М., 1968.
- Ильичёв А.А Популярная энциклопедия выживания. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000.
- Константинов Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей. - М.: ЦДЮТиК, 2001.
- Тесман Н.Ф. Полевая практика по метеорологии и гидрологии. - М.: Просвещение, 1967.
- Турист. - М.: Физкультура и спорт, 1974.
- Школа выживания. 100 + 1 совет туристу. – Минск: Литература, 1998
- Энциклопедия туриста. - М., 1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Начало туризма и краеведения"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Начало туризма и краеведения"...
Рабочая программа ФГОС Спортивный туризм 1 класс
программа предназначена для кружковой работы вшколе...
Рабочая программа ФГОС Спортивный туризм 2 класс
программа для кружковой работы в школе...
Рабочая программа ФГОС Спортивный туризм 3 класс
программа для кружковой работы в школе...
Рабочая программа ФГОС Спортивный туризм 4 класс
программа для кружковой работы в школе...
программа курса " Спортивный туризм"
программа курса " Спортивный туризм"...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...