Рабочая программа по КРАЕВЕДЕНИЮ
рабочая программа по теме

Позднова Оксана Николаевна

Рабочая программ по КРАЕВЕДЕНИЮ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_kraevedeniyu.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

                   МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8

Центрального района города Тулы

                                                                                                      УТВЕРЖДАЮ

 

                                                                                                    Директор МОУ СОШ №8

 __________________А.Л.НОВИКОВА

                                                                                                М.П.   «_____»_______________20___ г.

Р А Б О Ч А Я  П Р О Г Р А М М А

по краеведению

 

«Мой город»

(на основе рабочей программы Е.В.Пристягиной, Г.А.Тенцер)

Составила: Позднова О.Н.,

учитель начальных классов

Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов

«___» _______________2008 г.

Руководитель ШМО

___________М.С.СТУПНИКОВА

       

                                                                                         

г.  Тула, 2008 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Мой город» изучается во 2 – 4 классах начальной школы. Особое значение курса в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней.

Кроме чисто познавательных он имеет важное воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию осознанного патриотического чувства.

В основе построения курса лежит принцип так называемого «позитивного педоцентризма», т.е. отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, максимальный учет его психологических особенностей и возможностей, снятие авторитарного и установление демократического способа взаимодействия между учителем и учеником.

Основные задачи курса:

  • продолжение разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении (развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся и их нравственное воспитание);
  • последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира города;
  • вооружение знаниями об истории и культуре города;
  • воспитание у учащихся бережного отношения к памятникам, формирование у них грамотного нравственного поведения в обществе;
  • воспитание толерантности, т.е. способности сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни.

Курс «Мой город» способствует формированию образного мышления у младших школьников, учит эмоциональному восприятию окружающего мира. Курс должен пробудить интерес и уважение к прошлому. При этом систематическое изложение материала сознательно заменяется принципиально иной логикой, лежащей в  основе курса: от близкого и понятного ребенку в глубь времени.

Формы организации уроков могут быть разнообразными и включать в себя как уроки в классе, так и экскурсии по улицам города, походы в музей, то развивает и интеллект, и сферу чувств, кроме того дает возможность убедиться, что источником познания является вся окружающая действительность.

Разнообразны методы, приемы и средства обучения. Широко могут быть использованы видеофрагменты. Обязателен яркий эмоциональный рассказ учителя. Деятельность педагога и сам урок станут результативнее, если содержание будет реализовано через игру, т.е. девиз урока: «Через игру к познанию города».

Курс «Мой город» преподается один час в неделю (34 часа в год).

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом по всему курсу «Мой город» авторов Е.В.Пристягиной, Г.А.Тенцер (Тула: «Борус», 2005 – 2006).

П Р О Г Р А М М А

II класс (34 часа)

«ЗНАКОМСТВО С ТУЛОЙ» (Рабочая тетрадь № 1)

Тема 1. Город и горожане. (4 часа)

Точка на карте. Город и его почетные звания. Как появилось слово город, что оно означает. Имя города. Топонимика названия. Возраст города. 1146г. – первое упоминание о Туле в летописи. Что такое летопись.

Герб города. Понятие герба. Какие бывают гербы. История Тульского герба.

Гимн города. Гимн – это торжественная песня, прославляющая город.

Тула – город-герой. Тула в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Книга памяти.

Тема 2. Тула – город мастеров. (4 часа)

Тула оружейная. Тульский оружейник – Никита Демидов. Легендарная встреча царя Петра I и Никиты Демидова. Тульский оружейный завод.

Тула самоварная. Как появился самовар. Что означает это слова. Какие бывают самовары.

Тульский пряник. Загадка тульского пряника. Секрет пряничной доски.

Чудо, а не гармонь. Н.И.Белобородов и тульская гармонь – хромка.

Тема 3. Древний город (1 час)

Тульский кремль – город в городе. Поселение вокруг кремля называлось посадом. Кто жил на посаде. Улица Советская – граница древнего посада. Что такое слободы. Какие названия они носили?

Тема 4. Современный город (4 часа)

Сколько человек живет в нашем городе. Административные районы города.

Площади города. Площадь Ленина – главная площадь города. Площадь Победы – площадь воинской славы.

Улицы города. Почему так называются. Старые и новые названия улиц.

Транспорт на улицах города. Трамвай, автобус, троллейбус. Почему так называются. История их появления.

Экскурсия: «Путешествие по улице».

Тема 5. Мир природы города. (2 часа)

Парки Тулы. Парки – это легкие города. Центральный парк культуры и отдыха им. Белоусова. Александровский парк.

Реки Тулы. Упа – самая большая река, протекающая через наш город. Тулица и Воронка – притоки реки Упы.

Тема 6. Я – туляк (2 часа)

Конкурс знатоков родного города «Я – туляк».

«ТАЙНЫ ТУЛЬСКОГО КРЕМЛЯ» (Рабочая тетрадь № 2)

Тема 7. Из истории кремля. (4 часа)

Что такое кремль. Общие принципы строительства крепостей в древней Руси. Регулярные крепости.

Строительство тульского кремля. Кем и когда был построен Тульский кремль. Причина строительства каменной крепости на берегу реки Упы.

Экскурсия: Обзорная экскурсия по городу «Город, в котором я живу».

Тема 8. Стены и башни кремля. (6 часов)

Устройство стен кремля. Загадка прочности стен и башен древних крепостей.

Особенность расположения башен кремля. История названий башен и их назначение.

Проездные башни кремля и глухие башни.

Экскурсия: «Тульский кремль»

Тема 9. Как жили наши предки. (1 час)

Необычные для нашего времени постройки на территории кремля.

В каких домах жили наши предки. В каких одеждах ходили мужчины и женщины.

Тема 10. Храмы кремля. (1 час)

Успенский собор. Что такое собор. Внутренняя роспись стен.

Богоявленский собор.

Тема 11. События на территории кремля. (2 часа)

16 век – нашествие татарского войска хана Девлет-Гирея. Героическая оборона Тульского кремля. Кто же такие татары.

17 век – крестьянская война под руководством Ивана Болотникова. Наводнение на территории кремля.

Тема 12. Тульские засеки. (1 час)

Что такое засеки и для чего они создавались. Тульский кремль – крепость в составе засечной черты.

Щегловская засека.

Тема 13. Тайны Тульского кремля (2 часа)

Игра – путешествие «Тайны тульского кремля».

 

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

  • что такое город, какие почетные звания имеет наш город;
  • что такое герб;
  • почему Тулу называют городом мастеров; основные особенности и отличия нашего города;
  • каким был древний город;
  • на какие административный районы делится современный город;
  • по какому принципу улицы получают свои названия;
  • почему так называются: автобус, троллейбус, трамвай;
  • какие реки протекают через наш город.
  • что такое кремль;
  • даты событий в  истории кремля (1514 – 1520 годы строительства тульского каменного кремля; 18 век – время строительства Успенского собора; 19 век – время строительства Богоявленского собора; 1552г. – нашествие крымского хана Девлет-Гирея; 1607г. – крестьянская война под руководством И.Болотникова);
  • основную причину строительства кремля;
  • основные характеристики стен и названия башен кремля;
  • что такое засеки.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять отдельные термины;
  • описывать герб родного города;
  • приводить примеры названий улиц;
  • определять последовательность исторических событий (раньше, позже);
  • объяснять отдельные термины;
  • показывать на схеме кремля отдельные объекты, башни;
  • связано отвечать на вопросы;
  • самостоятельно выполнять творческие задания.

III класс (34 часа)

ДУХОВНЫЕ БОГАТСТВА ГОРОДА.

Тема 1. Музеи города. (12 часов)

Из истории музея. Почему музей называется музеем. Когда появился первый музей. Музеи Тулы: «Тульские самовары», «Некрополь Демидовых», Художественный музей, «Тульские древности», «Тульский пряник», «Тульский некрополь», «Музей Н.И.Белобородова», «Музей В.В.Вересаева», музей оружия, зооэкзотариум.

Экскурсии в музеи: «Тульские древности», «Тульский пряник», Художественный музей.

Тема 2. Библиотеки. (4 часа)

Из истории библиотеки. Из истории книги. Библиотеки Тулы.

Экскурсия в библиотеку.

Тема 3. Тула театральная. (3 часа)

Из истории театра. Откуда к нам пришел театр.

Театры Тулы: Тульский драматический театр, Театр юного зрителя, Театр кукол.

Тема 4. Тульский цирк. (1 час)

Что такое цирк. Из истории цирка. Рекорды тульского цирка.

Тема 5. Скульптурные памятники и монументы. (6 часов)

Понятие памятника,

Памятники: Петру I – первому императору России; Никите Демидову – основателю первого в Туле железоделательного завода; А.С.Пушкину – великому русскому поэту; Л.Н.Толстому – великому русскому писателю; В.Ф.Рудневу – командиру легендарного крейсера «Варяг»; С.И.Мосину – изобретателю трехлинейной винтовки.

Памятники боевой славы: «Защитникам Тулы в Великой Отечественной войне», «Тулякам – героям Советского Союза».

Экскурсия: «Знакомство с памятником».

Тема 6. Историко – архитектурные памятники. (6 часов)

Храмы Тулы: Благовещенская церковь – единственный памятник архитектуры 17 века; Всехсвятская церковь; Николо – Зарецкая церковь; Ансамбль бывшего Успенского женского монастыря.

Гражданские здания: Дом Ливенцевых – памятник архитектуры 18 века; Дом Лугининых – памятник архитектуры 18 века.

Охрана памятников.

Экскурсия: «Знакомство с памятником».

Тема 7. Путешествие по карте города. (2 часа)

Игра – путешествие «Знаешь ли ты свой город».

Рекомендуется применять рабочие тетради:

№ 3 «Сокровища города»  и  № 4 «Хоровод достопримечательностей».

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

  • понятие памятника;
  • исторические и культурные памятники и достопримечательности родного города;
  • закон об охране памятников.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять отдельные термины;
  • показывать на карте города памятники;
  • пересказывать содержание, самостоятельно строить рассказ.

IV класс (34 часа)

ЖЕМЧУЖИНЫ ТУЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ

Введение. (1 час)

Культура тульского края отличается своеобразием, связанным с особенностями его географического и экономического развития. Край является одним из уникальнейших по богатству памятников истории, культуры, природы и их значимости.

Это древние городища, остатки оборонительных сооружений засечной черты, монастыри, исторические города, садово-парковые комплексы и старинные усадьбы.

Тульский край на всех этапах развития его культуры был тесно связан с культурой России и является неотъемлемой его частью.

Тема 1. Музеи – усадьбы, как центры русской культуры. (10 часов)

Ясная Поляна.

Здесь родился и жил великий русский писатель Л.Н.Толстой. Здесь написаны основные его произведения. История усадьбы. Фамильное захоронение Толстых – д. Кочаки.

Никольское – Вяземское.

Бывшее село Л.Н.Толстого. История усадьбы.

Дворяниново.

А.Т.Болотов – известный ученый, агроном, человек энциклопедических знаний.

Дворяниново – творческая лаборатория ученого.

Богородицк.

Дворец графов Бобринских. Пейзажный парк, распланированный А.Т.Болотовым.

История и современность.

Поленово.

Музей – усадьба одного из крупнейших жудожников В.Д.Поленова. История усадьбы. Постройки по проектам художника Д.Бехово, Троицкая церковь, место захоронения художника.

Экскурсия: Ясная Поляна, Богородицк, Поленово.

Тема 2. Исторические города тульского края. (8 часов)

Алексин. Исторический герб города. История и современность.

Белев. Бывший центр Белевского княжества. Исторический герб города.

Венев. Город – крепость на южной окраине Московского государства. Исторический герб города. Памятники и достопримечательности.

Епифань – ворота на Куликово поле. исторический герб города.

Крапивна. Исторический герб города.

Одоев. Исторический герб города.

Чернь. Исторический герб города.

Тема 3. Поле боевой славы. (8 часов)

Куликово поле – место исторической битвы в 1380 году русских под предводительством Дмитрия Донского с татарскими полчищами Мамая. Памятник – колонна по проекту архитектора А.П.Брюллова, храм – памятник Сергия Радонежского по проекту архитектора А.В.Щусева. С.Монастырщина – храм Рождества Богородицы.

Экскурсия: Куликово поле.

Тема 4. Заповедные места. (3 часа)

Филимоново. История народного промысла «Филимоновская игрушка».

Селиваново. Дендрарий.

Прилепы. Конезавод, известный выведением рысистых пород лошадей.

Тема 5. Монастыри края. (2 часа)

Веневский монастырь – памятник истории 15 века.

Свято – Казанский монастырь. Село Колюпаново.

Тема 6. Заключение. (2 часа)

Викторина «Жемчужины Тульской земли».

Рекомендуется применять рабочую тетрадь

№ 5 «Жемчужины Русской земли».

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

  • основные памятники истории и культуры края; имена известных архитекторов;
  • отличительные особенности музеев – усадьб;
  • исторические гербы городов Тульского края;
  • даты исторических событий (Куликовская битва – 1380 год).

Учащиеся должны уметь:

  • называть памятники и связь их с конкретными людьми или событиями;
  • научиться пользоваться картой;
  • находить и показывать на карте исторические города тульского края;
  • беречь памятники истории и культуры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по краеведению

при отсутствии часов сожет использоваться в группе продленного дня, воспитательной работе с классом (классные часы)...

Рабочая программа по краеведению клуба "Родные истоки"

Представлена  рабочая  программа  клуба  "Родные  истоки", которая  включает  в  себя  изучение  истории  России, её  истоков....

Рабочая программа. "Литературное краеведение". Программа "Школа России".

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и тематическое планированиеПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ 2-4 классы...

Рабочая программа. Литературное краеведение.

Рабочая программа учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа дает распределение учебных час...

Рабочая программа по краеведению Ленинградской области

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, лауреат регионального конкурса "Ярмарка инноваций в образовани2013"...