Рабочая программа по краеведению клуба "Родные истоки"
рабочая программа (2 класс) по теме

Кузьмина Елена Геннадьевна

Представлена  рабочая  программа  клуба  "Родные  истоки", которая  включает  в  себя  изучение  истории  России, её  истоков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnye__istoki__34_chasa_2_klass.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное  учреждение  гимназия  № 4

посёлка  Нахабино

Красногорского  муниципального  района

Московской  области

Рассмотрено                                                           «Утверждаю»

на  заседании  ШМО                                               Директор  

классных  руководителей.                                      МОУ гимназии  № 4

Протокол  №  ___ от ________                              п. Нахабино

Руководитель  ШМО                                      _________ Садовская Т. В.

______________  Е. В. Дятлова                    

                                                                         «____»  ___________2011г.

Рабочая  программа

клуба  «Родные  истоки»

Кузьмина  Елена  Геннадьевна.

2011 / 2012  учебный  год

№ п/п

Наименование  тем

Часы

всего

теория

практика

1

Двор  что  город, изба  что  терем!

4

2

2

2

Не  надобен  клад, коли  в  семье  лад!

2

1

1

3

Тебе  дано, а  люди  пользуются.

1

1

-

4

Хвалят  на  девушке  шёлк, если  в  девушке  толк.

2

1

1

5

Сошьём  Дуне  сарафан.  

2

1

1

6

Без  хозяина  земля – круглая  сирота.

1

1

-

7

Не  просит  ремесло  хлеба, а  само  кормит.

1

1

-

8

Дам  тебе  мёду  целую  колоду!

2

1

1

9

Бавушки – деткам  забавушки.

2

1

1

10

Корова  в рогоже, да  всех  дороже.

1

1

-

11

Здоровому  всё  здорово!

1

1

-

12

Чистота – залог  здоровья.

1

1

-

13

Тётушка  Арина  кушала, хвалила, дядя  Елизар  пальчики  облизал!

2

1

1

14

Был  ребёнок – не  знал  пелёнок, стал  стар – пеленаться  стал.

2

1

1

15

Делу – время, потехе – час.

2

1

1

16

Синие  потолочины  золотыми  гвоздями  приколочены.

1

1

-

17

Берестяные  письмена.

1

1

-

18

Три  спаса.

2

1

1

19

Творец  печатных  книг – Иван  Фёдоров.

1

1

-

20

Белая  берёзонька, ходи  с  нами  гулять!

2

1

1

21

Поверья  русского  народа.

1

1

-

ВСЕГО

34 ч.

22 ч.

12 ч.

Используемая  литература.

А. А. Басаргина  «Народоведение. 1-4 классы».

Н. О. Майорова  «Русская  история».

М. В. Короткова  «Традиции  русского  народа».

Н. Я. Чутко  «Я – гражданин  России».

Е. В. Саплина, А. И. Саплин  «введение  в  историю».

Г. С. Игонина, Н. А. Горелова  «Здравствуй, Москва! Путешествие  в  прошлое  Москвы».

М. Д. Маханёва, О. Л. Князева  «Приобщение  младших  школьников  к  краеведению  и  истории  России. Методическое  пособие».

И. А. Агапова, М. А. «Давыдова  «Мы – патриоты!»

О. Е. Жиренко «Внеклассные  мероприятия».

Е. А. Ляшенко  «Школа  юного  краеведа»,

Е. А. Гальцова  «История  Российского  государства».

И. Д. Агеева  «Кто  лучше  всех  знает  Россию?»

С. А. Шинкарчук  «Любимая  Россия. Литературные  усадьбы»

И. В. Синова  «Любимая  Россия. Архитектурные  памятники  России».

Программа  работы  клубы  «Родные  истоки».

Пояснительная  записка.

В  проекте  « Национальной  доктрины  образования  в  Российской  Федерации»  подчёркивается, что  «система  образования  призвана  обеспечить:

-историческую  преемственность  поколений, сохранение, распространение  и  развитие  национальной  культуры, воспитание  бережного  отношения  к  историческому  и  культурному  наследию  народов  России;

- воспитание  патриотов  России, граждан  правового  демократического, социального  государства, уважающих  права  и  свободы  личности, обладающих  высокой  нравственностью  и  проявляющих  национальную  и  религиозную  терпимость».

Полностью  принимая  и  разделяя  такие  целевые  ориентиры  отечественной  системы  образования, я  считаю, что  духовный, творческий  патриотизм  надо  прививать  с  раннего  детства. Чувство  малой  родины  обогащает  и  питает  его. Очень  важно  напитать  душу, сердце, ум  растущего  человечка  пониманием  красоты  всего  того, что  его  окружает. Патриотизм  обретается  самостоятельно  и  переживается  индивидуально. Он  прямо  связан  с  личной  духовностью  человека, её  глубиной. Поэтому  педагог  должен  пробудить  в  ребёнке  чувство  любви  к  Родине.

Очень  важно, чтобы  ребёнок  постигал  историю  своего  народа  и  его  культуру  с  раннего  детства, так  как  обращение  к  отеческому  наследию  воспитывает  уважение, гордость  за  ту  землю, на  которой  живёшь. Россия – родина  для  многих. Но  для  того, чтобы  считать  себя  её  сыном  или  дочерью, необходимо  ощутить  духовную жизнь  своего  народа  и  творчески  утвердить  себя  в  ней, принять  русский  язык, историю  и  культуру  страны  как  свои  собственные. Знание  истории  родины, её  культуры  поможет  ребёнку  в  дальнейшем  с большим  вниманием, уважением  и  интересом  отнестись  к  истории  и  культуре  других  народов.

Цели: главной целью программы является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;

- ознакомление с историей и современной жизнью своего края .

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- формирование толерантности и толерантного поведения ;

- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями ( все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);

- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;

- позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,

- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

- видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Программа  включает  в  себя  следующие  блоки:

- Мой  дом, родословная  моей  семьи.

- Родная  школа, её  история, традиции.

- Наш  посёлок: прошлое, настоящее, перспектива  развития.

- История  района.

- История области.

- История  страны.

В  результате  изучения  работы  детского  клуба  «Родные  истоки»  дети  должны  знать:

  1. Историю  своего  рода, своей  семьи.
  2. Историю  и  традиции  своей  школы.
  3. Географию, экологию, культуру , экономику   и  традиции  своего  посёлка, района, области.
  4. Биографии  знаменитых  земляков  своего  края  и  их  вклад  в  процветание  России.

Учащиеся  должны  уметь:

  1. Работать  с  различными  видами  источников.
  2. Проводить  исследовательские  работы, находить  решения  различным  поисковым  проблемам.
  3. Работать  в  различных  группах.
  4. Делать  выводы, изучая  и  сопоставляя  различные  источники.

Список  учащихся,

посещающих  клуб  «Родные  истоки»

1. Агеева  Дарья

2. Акинчев  Максим

3. Виноградова  Мария

4. Вольф  Данил

5. Ежов  Денис

6. Ефремчикова  Юлия

7. Иволгина  Анастасия

8. Кривенко  Валерий

9. Кружаков  Иван

10. Куликова  Софья

11. Курпаченко  Екатерина

12. Лукин  Анатолий

13. Люкайтите  Ирина

14. Мазепин  Сергей

15. Меремьянина  Ксения

16. Неказаков  Глеб

17. Панченко  Мария

18. Пилюков  Павел

19. Подъяпольская  Марина

20. Родионов  Данила

21. Свирчевский  Владислав

22. Смолиговец  Елизавета

23. Сторожук  Ксения

24. Трусов  Никита

25. Ходаковский  Владимир

26. Царёва  София

27. Чагаева  Дарья

Время  работы  клуба

Среда

14.00 – 15.00