Дополнительная общеобразовательная программа «Художественное слово».
рабочая программа
Цель программы
-развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами художественного слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozh._slovo.docx | 32.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа «Художественное слово».
Возраст обучающихся: 8 – 11 лет
Направленность: художественное овладение речью
Автор: учитель-логопед Загребина Т.В.
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа «Художественное слово» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ;
- Концепция развития дополнительного образования детей ( утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726 – р.);
- СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей ( утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам ( утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);
- Стратегия развития в Российской Федерации на период до 2025 года ( утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996 – р.)
Данная программа имеет направленность: художественное овладение речью.
Актуальность программы «Художественное слово»
Программа направлена на развитие и поддержку детей , проявивших интерес к художественному слову.
Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует:
- созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации;
-удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном развитии;
-формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
-обеспечение духовно – нравственного воспитания учащихся.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами: целью современного образования, возрастными психологическими особенностями. Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь,
овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в
речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся
на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. К семилетнему
возрасту, дети уже в основном, владеют важнейшими средствами морфологии, многими средствами синтаксиса – в пределах разговорного стиля. Иным словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому очень важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Развитие речи ребенка не стихийный процесс, оно требует постоянного
педагогического руководства. Овладение речью – это познание окружающей
действительности. Параллельно ребенок овладевает и письменной речью.
Ребенок живет в слове, развивается, передает и получает информацию,
следовательно, как можно больше и раньше узнаѐт о слове.
Программа является попыткой реализовать коммуникативный подход
обучению родному языку младших школьников и позволяет показать
учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.
Данная дополнительная общеобразовательная программа « Художественное слово» педагогически целесообразна , так как при ее реализации имеется школьная библиотека, органично вписываясь в единое образовательное пространство школы, становится важным и неотъемлемым компонентом.
Цель программы
-развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами художественного слова.
ЗАДАЧИ программы:
Образовательные (предметные):
-сформировать языковое мышление, речевую культуру;
-научить работать с текстом;
-различать типы текстов;
-научить детей запоминать наизусть стихотворные и прозаические произведения;
Развивающие (метапредметные):
-пробудить у ребят потребность к самостоятельной творческой работе над
изучением родного слова,
-сформировать способность к авторской письменной речи, творчеству и
сочинительству
-добиться интонационной выразительности устного высказывания;
-развить умение чѐтко артикулировать все звуки, произносить слова
внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами, чтобы речь была
доступной для понимания при восприятии на слух;
Воспитательные (личностные):
-развить эмоциональную сферу учащихся, воспитать эстетический
вкуса, интерес и любовь к отечественной культуре, к произведениям
зарубежных авторов;
-воспитывать интерес к чтению, родному языку.
Ожидаемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Художественное слово» является формирование
следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их полноты,
уместности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей
при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и
внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать
недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в
совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы
класса.
Предметными результатами изучения курса является
формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов,
придумывать заголовки к маленьким текстам;
- различать типы текстов;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных
предложений, рисунков, опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте.
Первый год обучения.
Задачи: научить вежливым словам, различать типы текстов, различать малые формы фольклора, научить сочинять несложные истории по опорным блокам, находить рифмы в стихотворной форме, научить читать по ролям и инсценировать сказку.
К концу первого года обучения обучающиеся знают:
- вежливые слова ;
- типы текстов;
- малые формы фольклора.
Умеют:
-применить вежливые слова в жизненных ситуациях;
-различать типы текстов;
-сочинять несложные истории по опорным блокам;
-находить рифмы в стихотворной форме;
-инсценировать сказку;
-читать по ролям.
Второй год обучения.
Задачи: дать понятия : диалог, монолог, реплика героев, обращение; научить разбираться в жанрах произведений, моделировать произведение условными знаками; познакомить с авторами произведений; научить выразительному чтению, выбирая тон, темп; научить отвечать на вопросы и вести диалог о произведениях героев, их поступках, сформировать правильное отношение к герою произведения.
Знают:
-понятия: диалог, монолог, реплика, обращение;
-жанры произведений;
-условно – символическое моделирование;
-авторов произведений.
Умеют:
-читать выразительно тексты, соблюдая знаки препинания, выбирая темп, тон;
-вести диалог о произведениях героях, их поступках;
-дать оценку героям произведений.
Третий год обучения.
Задачи:
Научить отличать книгу- произведение от книги – сборника, дать понятие «синоним», «сравнение», научить различать стихотворный и прозаический тексты, определять особенности жанров произведения, научить пересказывать текст по готовому плану, различать краткий и подробный пересказ , классифицировать произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки,продолжать знакомить с авторами произведений; научить понимать и оценивать поведение героев с морально – этической позиции.
Знают:
-книгу – произведение, книгу – сборник;
-синонимы, сравнительные обороты;
-средства выразительности ;
-диалоги и монологи;
-авторов произведений.
Умеют:
-подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;
-определять особенности жанров произведения;
-различать стихотворный и прозаический тексты;
-пересказывать текст по готовому плану;
-различать краткий и подробный пересказ;
-классифицировать произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
-понимать, оценивать поведение героев с морально – этической позиции и обогащать свой эмоциональный опыт.
Четвертый год обучения.
Задачи: продолжать знакомить с авторами произведений; научить понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль и читать реплики героя в соответствии с образом, инсценировать сказки. басни, отдельные эпизоды ; моделировать « живые картинки» к изученным произведениям; создавать историю с героями произведений на основе интерпритации художественного произведения; научить иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведения; научить творческому пересказу произведения от лица героя; научить делить текст на смысловые части, составлять план: воспитать читателя, развить желание и интерес общаться с книгой.
Знают:
-средства выразительности;
-авторов произведений.
Умеют:
-понимать особенности образов героев произведений;
-выбирать роль и читать реплики героя в соответствии с образом, созданным автором произведения;
- инсценировать сказки, басни, отдельные эпизоды;
-моделировать «живые картинки» к изученным произведениям;
-создавать истории с героями произведений на основе интерпритации художественного произведения;
-иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
-творчески пересказывать произведение от лица героев;
-делить текст на части;
- составлять план
Отличительные особенности
Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной программы в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
Срок реализации программы: 2018год – 2022год
Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Возраст детей: 6-10 лет
Условия набора: принимаются все желающие учащиеся начальной школы
Условия формирования групп: одновозрастная. Допускается дополнительный набор обучающихся на 2, 3 и т.д. годы обучения на основании результатов собеседования.
Формы организации занятий: групповые ( занятие – игра, творческий отчет, спектакль, праздник, круглый стол, концерт).
Календарный учебный график
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательной организации дополнительного образования детей»№41 от 04.07.2014 (СанПин2,4,43172 -14, пункт8,3 приложение №3)
Начало учебного года -3 сентября.
Окончание учебного года – 31 мая.
№ | Год обучения | Всего учебных недель | Количество учебных дней | Объем учебных часов | Режим работы |
1 | первый | 36 | 72 | 144 | 1раз в неделю по 1 часу |
2 | второй | 36 | 72 | 144 | 1 раз в неделю по 1 часу |
Учебный план
Первый год обучения
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Количество часов | Количество часов | Формы аттестации, контроля |
всего | теория | практика | |||
1 | Речевой аппарат. Культура речи. Вежливые слова | 2 | 1 | 1 | |
2 | Бытовая речь и её недостатки. Вежливые слова. | 2 | 1 | 1 | Контроль. Тест 27.09. |
3 | Типы текстов. Исполнительные средства выразительности. Артикуляция, динамизм, пауза. | 4 | 2 | 2 | |
4 | Типы текстов. Источники средства выразительности речи. | 4 | 2 | 2 | |
5 | Малые формы фольклора | 3 | 2 | 1 | |
6 | Чтение сказок по ролям | 5 | 2 | 3 | Контроль, викторина – анкета.24.01. |
7 | Рассказывание, как один из видов декламации. Рассказывание народных сказок. | 5 | 2 | 3 | |
8 | Сочинение несложных историй по опорным блокам. | 3 | 1 | 2 | |
9 | Характерные особенности стихотворной речи. Понятия "ритм", "рифма", "музыкальная организованность. | 3 | 1 | 2 | |
10 | Интонационно-мелодические типы исполнения стихотворений | 5 | 1 | 4 | Тест. 23.05. |
всего | 36 часов | 15 часов | 21 час |
Второй год обучения.
№ | Название раздела, темы | Количество часов (всего) | Количество часов (теория) | Количество часов (практика) | Формы аттестации, контроля |
1 | Диалогическая речь | 6 | 2 | 4 | Тест.18.09. |
2 | Монологическая речь | 6 | 2 | 4 | |
3 | Жанры произведений | 6 | 2 | 4 | Анкета - викторина 25.12 |
4 | Условно – символическое моделирование. | 6 | 2 | 4 | |
5 | Выразительное чтение текстов. | 6 | 2 | 4 | |
6 | Сравнительный анализ текстов. | 5 | 3 | 2 | |
7 | Творческий отчет «Мои достижения» | 1 | - | 1 | Проект «Мои достижения» |
36 часов | 13 часов | 23 часа | |||
Содержание программы
Первый год обучения.
Тема 1. Речевой аппарат. Культура речи. Вежливые слова.
Теория.
Знакомство с речевым аппаратом, с культурой речи. Ознакомление с вежливыми словами.
Практика.
Разыгрывание сценок с использованием вежливых слов. Игра «Телефон». Дыхательная гимнастика.
Тема 2. Бытовая речь и ее недостатки .Вежливые слова.
Теория.
Знакомство с бытовой речью. Объяснить недостатки бытовой речи. Повторить вежливые слова.
Практика.
Рисование слов – паразитов. Игра «Будьте так добры», «Комплимент». Дыхательная гимнастика.
Тема 3. Типы текстов. Исполнительные средства выразительности. Артикуляция , динамизм,пауза.
Теория.
Знакомство с типами текстов: текст – описание, текст – повествование, текст – рассуждение. Знакомство с исполнительными средствами выразительности: артикуляция, динамизм, пауза.
Оценка художественных достоинств литературных произведений;
роль ключевых слов в тексте, выделение их;
выделение начальных и завершающих предложений в тексте, осознание
их роли как важных составляющих текста;
Практика.
Словесное рисование текста – повествования, когда один кадр сменяется другим. Словесное рисование текста – описания, когда кадр застыл. Поиск слов , отвечающих на вопрос «какой?».
Тема4.Типы текстов. Источники средства выразительности речи.
Теория.
Повторение типов текста. Ознакомление со средствами выразительности речи: логическое ударение, темп, тон чтения, нахождение метафор, эпитетов, сравнений.
Практика.
Чтение текстов с использованием средств выразительности.
Тема 5.
Малые формы фольклора.
Теория.
Знакомство с малыми формами фольклора: пословицы, поговорки, потешки, считалки, прибаутки, частушки, байки, шутки.
Практика.
Разыгрывание сценок с использованием малых форм фольклора.
Тема 6.
Чтение сказок по ролям.
Теория
Знакомство с видами сказок: авторские и народные. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Характерные особенности сказок.
Практика
Чтение сказок по ролям.
Тема 7.
Рассказывание как один из видов декламации. Рассказывание народных сказок.
Теория.
Ознакомление с видом декламации – рассказыванием.
Практика.
Рассказывание народных сказок по опорным картинкам, по памяти, по сигнальным карточкам, по иллюстрации, по серии картинок.
Тема 8.
Сочинение несложных историй по опорным блокам.
Теория.
Знакомство с опорными блоками для сочинения несложных историй.
Практика
Составление рассказов – историй по теме: «Школа», «На рыбалке», « На полянке»
Тема 9.
Характерные особенности стихотворной речи. Понятия ритм, рифма, музыкальная организованность.
Теория.
Знакомство с характерными особенностями стихотворной речи. Ознакомление с такими понятиями как ритм, рифма. музыкальная организованность.
Практика.
Поиск рифмы в предложенных стихотворениях. Чтение стихотворений, соблюдая ритм. «Проба пера» - сочиняем стихотворение по опорным словам ( четверостишие)
Тема10.
Интонационно – мелодические типы исполнения стихотворений.
Теория.
Знакомство с интонационно – мелодическими типами исполнения стихотворений.
Практика.
Исполнение стихотворений по изученным канонам.
Концерт «Чтение с листа»
Второй год обучения.
Тема 1.
Диалогическая речь.
Теория
Логический анализ текста и расстановка логических ударений. Знакомство с понятием «диалог», «диалогическая речь». Работа над интонацией.
Практика
Выразительное чтение диалогической речи. Чтение произведений Н. Носова, В. Бианки, В. Драгунского.
Тема 2.
Монологическая речь
Теория
Знакомство с монологической речью. Логический анализ теста и расстановка логических ударений.
Практика.
Упражнения над интонацией. Выразительное чтение произведений М. Пришвина. И. Тургенева, В Бианки.
Тема 3.
Жанры произведений.
Теория
Знакомство с жанрами произведений: сказка, рассказ, басня, стихотворение. Характерные признаки данного жанра.
Практика
Чтение и анализ произведений: В . Драгунского, И. Данилова, И. Крылова, С.Есенина, Н. Носова .Чтение басни по ролям.
Тема 4.
Условно – символическое моделирование.
Теория
Ознакомление с условно – символическим моделированием произведения, где раскрываются: тема . жанр, название и авторство произведения.
Практика
Чтение и анализ произведения. Моделирование произведений М.Пришвина. Н. Некрасова. К Симонова, Ш.Перро.
Тема5.
Выразительное чтение текстов.
Теория.
Повторение средств выразительности, авторской принадлежности, характерных признаков предложенных жанров.
Практика
Чтение по ролям. Чтение «цепочкой». Работа в группе, в паре. Игра «Поэтический снегопад»
Тема 6 .
Сравнительный анализ текстов.
Теория
Сравнение текстов по темам, по жанрам, по содержанию, по поступкам главных героев.
Практика
Чтение по ролям, выборочное чтение. чтение с придумыванием конца произведения, начала произведения, чтение с записыванием главных мыслей, выписыванием опорных слов. Записывание оценочного суждения. Проект «Мой вывод»
Тема 7.
Творческий отчет « Мои достижения»
Практика
Концерт ( чтение стихотворений наизусть ,инсценирование басни, сказки, пантомима любимого героя, чтение по ролям и т.д.)
Оценочные и методические материалы
№ | Цель контроля | Диагностический материал | Форма фиксации результатов |
1 | Входящий тест ( проверка умений, знаний) | тест | Таблица №1( результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы «Художественное слово» |
2 | Текущий | Анкета - викторина | Таблица №2 |
3 | Промежуточный контроль ( проверка знаний на первом году обучения: знают вежливые слова, типы текстов, малые формы фольклора, умеют различать типы текстов, находить рифмы в стихотворной форме, сочинять несложные истории по опорным блокам, инсценировать сказку, читать по ролям. На втором году обучения знают: понятия : диалог, реплика героев, обращение; монолог, жанры произведений, условно – символическое моделирование, авторов произведения. Умеют : читать выразительно тексты, соблюдая знаки препинания, выбирая тон, темп, отвечают на вопросы по содержанию и вести диалог о произведениях героев, их поступках | Тест ( первый год обучения) Проект «Мои достижения» ( второй год обучения) | Таблица №3 |
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы «Художественное слово»
1. Т.Ф.Завадская. «Искусство чтения в художественном развитии младшего
школьника» - М; «Просвещение», 2009.
2. Б.С.Найдѐнов. «Выразительность речи и чтения» - М; «Просвещение»,
2009 .
3. Шанский Н.М. В мире слов. М., 1990.
4. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи – теория и
практика обучения. М., 1992.
5. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому
языку. М., 1990.
6. Соловейчик М.С. Сборник методических задач. М., 1994.
Материально – техническое обеспечение программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Художественное слово» проводится в кабинете №35 МБОУ «Уемская СШ» , в котором имеются:
- электронные образовательные ресурсы;
- библиотечка нужных книг;
- декорации и костюмы.
Список литературы для педагога
1. Рабочая программа учителя как проект для реализации в образовательном
процессе. Материалы для слушателей семинаров и образовательных
программ. /Сост. И.В. Анянова. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008.
2. Люстрова З.Н., Скворцова Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове.
М., 1992.
3. Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи… Ч., КЛИО 1997.
4. Гитович И.Е. Адельгейм И.Е. Мой язык. (учебник русского языка для 2-4
класса). М., 1995.
5. Синицына Е. Через игру к совершенству. М., 1999.
6. Нечаева Н.В. Задания по развитию речи. М., Чистые пруды, 2007.
Список литературы для обучающихся и родителей
- Произведения Н.Носова
- Произведения В. Драгунского
- Произведения С. Есенина
- Произведения И. Данилова
- Басни И. А. Крылова
- Произведения В. Бианки
- Произведения М. Пришвина
- Произведения Ш. Перро
- Произведения Г. Х. Андерсена
Произведения Н. Рубцова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Сказочный мир оригами»
Программа предполагает работу с детьми, совместной работы детей с руководителем, а так же самостоятельной творческой деятельности. Данная программа даёт возможность расширить содерхание образования де...
Дополнительна общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр-студия «Мир фантазий» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
Дополнительна общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр-студия «Мир фантазий» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «В гостях у Самоделкина"
Данная программа может быть использована на занятиях внеурочной деятельности...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа Художественной направленности «Вязание и кастомайзинг» для детей с ЗПР
Диагностический листЧисло детей: 5Возраст обучающихся: Младший школьный 7-13 летНозологическая категория: Задержка психического развития/задержка психоречевого развитияОсобенности развития: Наблюдаетс...
Дополнительная общеобразовательная программа "Художественная роспись"
Данная образовательная программа направлена на развитие художественного творчества в области декоративно – прикладного искусства.Цель программы направлена на гармоничное, эстетическое воспи...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебная ленточка»
Программа «Волшебная ленточка» для 4 класса является модифицированной программой по художественной направленности.С распространением электронных и компьютерных технологий на второй п...
«Мой янтарный край» дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности
Данная программа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, а также основ краеведч...