«Мой янтарный край» дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности
рабочая программа (1 класс)
Данная программа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, а также основ краеведческой культуры и способствует формированию патриотизма, чувства гордости за свою Калининградскую область.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop.programma.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
г. Калининграда
лицей № 17
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной направленности
«Мой янтарный край»
Возраст обучающихся: 1 класс
Срок реализации: 9 месяцев
Составитель: Коцюба Н.Ф.
учитель начальных классов МАОУ лицея № 17
Калининград
2023
Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой янтарный край» имеет художественную направленность.
Актуальность программы.
Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека, поэтому одним из направлений при воспитании личности ученика является краеведение, которое содействует нравственному, эстетическому, историческому и патриотическому воспитанию учащихся.
Данная программа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, а также основ краеведческой культуры и способствует формированию патриотизма, чувства гордости за свою Калининградскую область.
Отличительные особенности
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы в их взаимодействии.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, предназначена для детей 1 класса.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы – 9 месяцев.
На полное освоение программы требуется 72 часа.
Формы обучения
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Программа реализуется в рамках проекта «Губернаторская программа «УМная PROдленка». Группа формируется из числа обучающихся образовательной организации, реализующей программу. Программа объединения предусматривает групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 15-25 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 72 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 30 минут. Недельная нагрузка на одну группу – 2 часа. Занятия проводятся – 1 раз в неделю по два часа.
Цель: создание условий обучающимся для основ краеведческих знаний и культуры и расширение знаний о родном крае, развитие мотивации к творчеству и коммуникативных способностей ребенка.
Задачи программы:
Образовательные:
- Развить познавательную деятельность по изучению истории, культуры, природы родного края, а также истории своей семьи;
Метапредметные:
- развить исследовательские навыки, самостоятельность,
- научить анализировать и систематизировать информацию.
Личностные:
- сформировать основы морально-нравственных ценностей личности: активности, организаторских способностей; дисциплинированности; склонности к самостоятельному творчеству в процессе коммуникации с педагогом и другими детьми.
Воспитательные:
- Воспитать любовь к малой родине, уважительное отношение к традициям, бережное отношение к природе,
- способствовать воспитанию чувства гордости за дела и подвиги своих земляков.
Принципы отбора содержания:
Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие
развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и
организации деятельности одарённых детей. Это в свою очередь, предполагает
обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и
регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- принцип комплексного подхода.
Формы организации занятий:
- диалоги, элементы дискуссий, беседы;
- игры-практикумы;
- проблемные ситуации;
- конкурсы, викторины;
- исследовательская работа;
- работа в музеях, библиотеках;
- экскурсии;
- коллективно-творческие дела.
Каждое занятие содержит или теоретическую часть или практическую работу по закреплению материала. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как осознание, умение предполагать, оценивать.
Планируемые результаты
-знать культуру, историю, природу родного края, свою родословную;
-формировать основы художественной грамоты, навыков конструирования, моделирования, ознакомление с особенностями работы в области различных видов и жанров изобразительного искусства.
- расширить знания и представления детей о современном искусстве, о различных видах, жанрах, техниках.
- развить у детей эстетические чувства, понимания прекрасного поэтические начала в мышлении.
- развить у детей творческие способности, эстетическое восприятие, художественный вкус.
-повышать мотивацию к изучению окружающего мира;
-развить инициативу, любознательность и интерес к искусству.
- воспитать интерес и любовь к искусству, уважение к культуре, национальным традициям.
- воспитать интерес и любовь к культуре родного края.
Механизм оценивания образовательных результатов
В условиях безотметочной системы оценивания контроль за усвоением учебного материала осуществляется:
· при устном ответе
· при выполнении творческих работ
· при выполнении практических работ (рисунки, создание макетов)
· во время дискуссий, оценивания работ.
Подводя итог занятия, учитель дает возможность самим обучающимся оценить свою и чужую деятельность, затем сам дает оценку деятельности всего коллектива, выделяя особо отличившихся.
Показателем совместного творчества учителя и обучающихся является коллективная работа – проект, при подготовке которого, у детей формируется потребность совершенствовать качество своего исполнения.
В основе реализации программы заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его возможности и способности. Основным требованием к атмосфере занятия является создание успеха, радости и удовольствия от совместного творчества, расцвечивания эмоционального мира ребенка яркими красками. Помимо систематических занятий, также проводятся экскурсии, итоговые интегрированные занятия.
Учебно-тематический план
Первый год обучения: 2 часа в неделю, 72 часа в год
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Формы проведения |
1 | Вводное занятие | 2 | Теоретическое занятие |
2 | Моя малая родина | 29 | Теоретические и практические занятия |
3 | Природа моего края | 24 | Теоретические и практические занятия |
4 | Мой дом. Моя родословная | 11 | Теоретические и практические занятия |
5 | Родная школа. Её история | 4 | Теоретические и практические занятия |
6 | Заключительное занятие | 2 | Практическое занятие |
Итого: | 72 |
Содержание программы
Вводное занятие (2 часа)
Инструктаж по правилам поведения и ТБ. Диагностика краеведческих знаний. Источники изучения края: вещественные (археологические), письменные, фольклорные (устные).
Моя малая родина (29 часов)
Географическое положение и административная принадлежность. Внешний облик города: планировка и архитектурная структура. Исторические и географические достопримечательности. Изделия наших заводов, их местонахождение и применение..
Природа моего края ( 24 часов)
Природа родного края: климатические условия, животный мир (птицы, рыбы, звери), растения.
Мой дом. Моя семья (11 часов)
Генеалогия как наука, изучающая родственные связи. Понятия род, родословная, семья, предки, поколение. Человек и его семья. Уклад семейной жизни. Семейные традиции, обычаи, семейные праздники, фольклор. Будни и праздники: народные игры, забавы, состязания. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. О чем могут рассказать семейные реликвии. Создание родословной.
Родная школа. Её история ( 4 часа)
История создания школы. В каких зданиях располагалась школа. Как менялась система образования на разных исторических этапах. История строительства современного здания. Кто руководил школой в разное время. Биография педагогов, когда-либо работающих в родной школе.
Заключительное занятие (2 часа)
Подведение итогов. Презентации, выставки. Экскурсии
Учебный план
№ | Тема занятия | Теория | Практика | Форма аттестации и контроля |
1. | Вводное занятие Знакомство с планом кружка. Выбор актива кружка. ТБ | Правила поведения в группе. Техника безопасности. Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно? /1 час/ | 0 | опрос |
2. | Входной контроль. | Беседа /1 час/ | 0 | опрос |
3. | Введение. Моя Родина - Россия | Россияне-граждане России. Русский язык. Обычаи и традиции русского народа. /1 час/ | Чтение стихов о Родине, дружбе, школе. | опрос |
4. | Читаем и рисуем нашу Родину | Произведения поэтов и художников /1 час/ | 0 | викторина |
5 | Моя малая Родина | Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии города, застройках, занятиях людей. /1 час/ | 0 | Подготовка выставки «Калининград сегодня». |
6 | Мы – жители Калининградской области | Беседа /1 час/ | 0 | Составление небольших рассказов о своей малой родине |
7-8 | Где мы живем. Наша область | Калининградская область на карте России /1 час/ | рисуем наш край /1 час/ | Выставка рисунков |
9-10 | Мой город: Калининград-Кенигсберг | Исторический центр нашего города (улицы, сохранившиеся достопримечательности, памятные места). Историческое прошлое в облике современного города. /1 час/ | конкурс рисунков «Мой любимый уголок города» /1 час/ | Выставка рисунков |
11-12 | Мой дом. Моя улица, почему так названа | Понятие «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека. Названия улиц города по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе. /1 час/ | Рисунок своего дома. Устный рассказ. /1 час/ | опрос |
13-14 | Достопримечательности города/виртуальная экскурсия/ | продолжить знакомство и углубить знания учащихся об истории города, в котором живут. /1 час/ | Игра-викторина «Мой город» /1 час/ | опрос |
15-16 | Калининградский зоопарк. | Знакомство с историей создания зоопарка/1 час/ | Рисунок любимого животного /1 час/ | Выставка рисунков |
17-18 | Легенды янтарного края | Янтарь и другие богатства нашей земли. Легенда о янтаре. /1 час/ | знакомство с книгой «Легенды и сказания Висланда» /1 час/ | опрос |
19-20 | Природа моего края | Знакомство с географическим положением и природными условиями Калининградской области /1 час/ | Работа с лабораторией «Погода» /1 час/ | опрос |
21-22 | Растения нашего края | Деревья и кустарники нашего края/1 час/ | Аппликация /1 час/ | Выставка работ |
23-24 | В Ботаническом саду Калининграда | Знакомство с историей создания Ботанического сада /2 час/ | 0 | сообщение о деревьях Ботанического сада |
25-26 | Осень в моем городе /экскурсия/ | Знакомство с яркими изменениями в природе с приходом осени. Экскурсия в природу. /1 час/ | Составление гербариев /1 час/ | рассказ о своих впечатлениях, полученных в ходе экскурсий. |
27-28 | Аппликация из природного материала «Удивительное рядом» | Беседа /1 час/ | Работа с аппликацией /1 час/ | Выставка работ |
29-30 | Животные нашей области. | Животные нашей области и среда их обитания. /1 час/ | Лепка «Кто живет в родном лесу?» /1 час/ | Выставка работ |
31-32 | Прогулка по Куршской косе | Природа Куршской косы, меры по охране природы /2 час/ | 0 | опрос |
33 | Парки города Калининграда | Знакомство с городскими парками /1 час/ | Конструирование из ЛЕГО макета парка аттракционов | Выставка работ |
34-35 | Коллективная аппликация «Наш город» | 0 | Работа с аппликацией /2 ч/ | Выставка работ |
36 | Полугодовой контроль. | 0 | 0 | опрос |
37-38 | «Сделаем наш город чистым» | что происходит с отходами, которые производят люди? Наши общие проблемы. /1 час/ | составить памятку «Правила поведения на природе»/1 час/ | Представление своей работы |
39-40 | Красная книга Калининградской области | Знакомство с редкими и исчезающими растениями и животными Калининградской области /1 час/ | Рисунок /1 час/ | Выставка работ |
41 | Рисуем символы города/флаг и герб/ | Государственная символика. Герб и флаг Калининграда. /1 час/ | 0 | опрос |
42 | Рисуем символы области/флаг и герб/ | Государственная символика. Герб и флаг Калининградской области. /1 час/ | 0 | опрос |
43-44 | «Чем богат наш янтарный край?» | Полезные ископаемые /1 час/ | Работа с коллекцией полезных ископаемых | викторина |
45-46 | Удивительный мир профессий: где и кем работают родители | Чем занимались и занимаются ваши родители, дедушки, бабушки. Люди, своими профессиональными заслугами, прославившие фамилию./1 час/ | Игра «Кем я хотел бы стать?»/1 час/ | опрос |
47-48 | Коллективный проект с использованием ЛЕГО «Наш город в будущем» | 0 | Конструирование из ЛЕГО макета города будущего /2 часа/ | Выставка работ |
49-50 | «Прошлое и будущее» | Мосты и ворота Калининграда и Кенигсберга /1 час/ | работа с лабораториями Карнельсона /1 час/ | Защита проекта |
51-52 | Транспорт моего города. | Виды городского транспорта /1 час/ | Конструирование из геометрических фигур /1 час/ | Выставка работ |
53-54 | Экскурсия в музей железной дороги. | Правила поведения в музее | 2 | рассказ о своих впечатлениях, полученных в ходе экскурсий. |
55-56 | Рисуем безопасный маршрут в школу. | Наш безопасный путь из дома в школу и назад. Улица (дорога): проезжая часть, тротуар, обочина, перекресток, основные дорожные знаки. Светофор и его сигналы. Правила перехода улицы. /1 час/ | Схематическое изображение улиц, прилегающих к школе. Дети рисуют свой путь к школе. /1 час/ | Выставка работ |
57-58 | Памятные дни календаря. Мой любимый праздник | Как к нам пришли праздники? Как отмечают праздники в нашей стране./1 час/ | Устный рассказ «Мой любимый праздник» /1 час/ | опрос |
59-60 | День Победы | Рассказ о Великой Отечественной войне. Мужество и героизм русских солдат. Штурм Кенигсберга. /1 час/ | изготовление письма солдату в технике оригами»/1 час/ | Выставка работ |
61-62 | «Имена героев в названиях улиц города» | Герои Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы: А.И. Соммер, А.М. Иванников, К. К. Рокоссовский и др. /2 часа/ | 0 | подготовить рассказ о своих родственниках, воевавших в годы Великой Отечественной войны. |
63 | Создание родословной. | Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи./1 час/ | 0 | Составление родословного древа (работа вместе с родителями). |
64 | Промежуточная аттестация | 0 | Опрос /1 час/ | |
65-66 | История создания школы. Рисунок «Школа будущего» | История школы. Директор школы. Первая учительница. /1 час/ | Изображение здания школы и прилегающей территории. /1 час/ | Выставка работ |
67-68 | Земляки – космонавты | Познакомить детей с личностями наших земляков — космонавтов: А. Леоновым. В. Панаевым, Ю. Романенко, А. Викторенко. Их вклад в дело изучения и освоения космоса. /1 час/ | игра «Путешествие в космос» /1 час/ | опрос |
69-70 | Экскурсия в Музей Мирового океана | Правила поведения в музее | 2 | рассказ о своих впечатлениях, полученных в ходе экскурсий. |
71 | Экскурсия в музей изобразительных искусств | Правила поведения в музее | 2 | рассказ о своих впечатлениях, полученных в ходе экскурсий. |
72 | Что узнали? Чему научились? | 0 | игра-кроссворд «Наша область»; /1 час/ |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Режим деятельности | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мой янтарный край» |
1 | Начало учебного года. | 15 сентября 2023 года |
2 | Продолжительность учебного периода на каждом году обучения | 36 учебных недель |
3 | Продолжительность учебной недели | 6 дней |
4 | Периодичность учебных занятий | 1 раз в неделю |
5 | Кол-во занятий в учебном году | 72 занятия |
6 | Кол-во часов в учебном году | 72 часа |
7 | Окончание учебного года | 31 мая 2024 года |
8 | Период реализации программы | с 01 сентября 2023 года по 31 мая 2024 |
9 | Комплектование групп | с 01 сентября по 15 сентября 2023 |
Организационно-педагогические условия реализации программы
Качество реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Мой янтарный край» художественной направленности обеспечивается за счет:
- доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей
(законных представителей) содержания программы;
- наличия комфортной развивающей образовательной среды;
Кадровое обеспечение реализации программы
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог
дополнительного образования или педагогический работник, имеющий высшее
образование или среднее специальное образование без предъявления требования к
опыту практической работы.
Материально-техническое обеспечение.
Компьютеры, мультимедийные проекторы с экранами, коммуникационные
каналы, программные продукты.
Дидактическое обеспечение реализации программы
На занятиях используются наглядные пособия, облегчающие изучение
материала: дидактические пособия (карточки, инструкции, раздаточный материал,
вопросы и задания для устного опроса, справочные материалы,
сборники упражнений); смешанные (презентации–экспозиции).
Педагогические технологии:
- Технология личностно-ориентированного обучения способствует
максимальному развитию индивидуальных познавательных способностей ребенка на
основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
- Групповые технологии предполагают организацию совместных действий,
коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
- Технология коллективной творческой деятельности предполагает такую
организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены
коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе
любого дела.
- Технология развивающего обучения – это такое обучение, при котором главной
целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для
развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных
качеств и отношений между людьми.
Применяются следующие формы контроля:
Методы педагогического мониторинга:
- наблюдение;
- беседы;
- практическое задание;
- опрос.
Формы педагогического мониторинга:
- занятия контроля знаний (текущая, тематическая, итоговая диагностика
знаний, умений и навыков);
Принципы проведения занятий:
Проблемность – направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.
Развивающий и воспитательный характер обучения – для расширения
кругозора, для развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Требования современного учебного занятия:
четкая формулировка темы, цели, задачи занятия;
занятие должно быть проблемным и развивающим;
вывод делают сами обучающиеся;
учет уровня и возможностей обучающихся, настроения детей;
добрый настрой всего учебного занятия.
Структура занятия:
Организационный момент.
Введение в проблему занятия (определение цели, активизация и постановка
познавательных задач).
Изучение нового материала (беседа, наблюдение, презентация,
исследование).
Постановка проблемы.
Практическая работа.
Физкультминутка.
Обобщение занятия.
Подведение итогов работы.
В процессе проведения учебного занятия используются дидактические
материалы:
задания, упражнения;
образцы;
презентации.
Для диагностики воспитания и развития детей используются такие методы, как
наблюдение, анализ степени активности обучающихся в учебной
группе, анализ итогов выполнения творческих заданий различной сложности,
Основными формами подведения итогов по программе являются:
участие детей в творческих проектах
презентация самостоятельных работ
В начале учебного года (вводный контроль) – определение уровня развития детей, их творческих способностей (беседа, опрос).
В середине года (промежуточный контроль) – выявление участия в деятельности по созданию творческой работы.
Итоговый контроль в форме творческой работы - задания по пройденным материалам.
Список литературы:
Нормативные правовые акты:
Для педагога дополнительного образования:
- Буруковская Т.Г. Занимательное краеведение. – Калининград, 1989
- Восточная Пруссия глазами советских переселенцев. Первые годы
Калининград: «Янтарный сказ», 2006
- Галицкий КН. В боях за Восточную Пруссию. Москва: «Наука», 1970
- Губин А. Б., Строкин В. Н. Очерки истории Кёнигсберга. – Калининград,
1991
- Калининградской области в воспоминаниях и документах. - Калининград:
РГУ 2003
- Кенигсберг- Калининград. Энциклопедический справочник. –
Колганова Э.М. и Строкин В.П. Страницы памяти. Калининград: книжное
издательство. 1985
- П. П. Кучерявый. География Калининградской области. – Калининград, 1989
- Сечко Л. Край, в котором мы живем. Очерки истории Калининградской
области. Калининград: «Янтарный сказ», 2008
- Фёдоров Е.А. Леса янтарного края. – Калининград: 1990
- Федоров Г.М. Знаете ли вы Калининградскую область? - Калининград: 2006
- Якшина Я. Прогулки по Кёнигсбергу. Калининград, 2010
Методическое обеспечение
- Памятка по технике безопасности
- Подборка материалов по всем темам
- Выставочные стенды
- Методическая литература
- Фотоальбомы. Книги
- Аудиоаппаратура
- Мультимедийная система
- Компьютер с выходом в Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Сказочный мир оригами»
Программа предполагает работу с детьми, совместной работы детей с руководителем, а так же самостоятельной творческой деятельности. Данная программа даёт возможность расширить содерхание образования де...
Дополнительна общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр-студия «Мир фантазий» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
Дополнительна общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр-студия «Мир фантазий» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся...
Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".
Аннотация к программе объединения «Кукольный театр» Программа «Кукольный театр» ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «В гостях у Самоделкина"
Данная программа может быть использована на занятиях внеурочной деятельности...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа Художественной направленности «Вязание и кастомайзинг» для детей с ЗПР
Диагностический листЧисло детей: 5Возраст обучающихся: Младший школьный 7-13 летНозологическая категория: Задержка психического развития/задержка психоречевого развитияОсобенности развития: Наблюдаетс...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебная ленточка»
Программа «Волшебная ленточка» для 4 класса является модифицированной программой по художественной направленности.С распространением электронных и компьютерных технологий на второй п...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Радуга красок"
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность...