«Гендерное воспитание ребёнка с ОВЗ»
консультация
В последнее время гендерное воспитание привлекает внимание специалистов разных областей – психологов, педагогов и врачей.
Пол относится к биологическому строению человека, мужскому или женскому. Пол – это биологическое различия между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.
Гендер - обозначает "социальный пол", т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_vospitanie_rebenka_s_ovz.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство социального развития Московской области
ГБСУСО МО «Дмитровский детский - дом интернат
для детей с физическими недостатками и для умственно отсталых детей»
Выступление на МО
«Гендерное воспитание ребенка с ОВЗ»
Подготовила воспитатель
Нарожняя З.И.
г. Дмитров
март 2020 г.
Гендерное воспитание ребенка с ОВЗ.
В последнее время гендерное воспитание привлекает внимание специалистов разных областей – психологов, педагогов и врачей.
Пол относится к биологическому строению человека, мужскому или женскому. Пол – это биологическое различия между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.
Гендер - обозначает "социальный пол", т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
В научно-методической литературе отмечаются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной активности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении.
Воспитание и развитие мальчиков и девочек настолько различно, что можно сказать, что они растут в параллельных мирах. К сожалению каждый из нас живет в одном мире и нам не дано попасть в мир другого пола, пожить его проблемами, переживаниями, проникнуть в мир мыслей, понятий, отношений и негласных правил. И поэтому нам иногда кажется, что второго мира нет, нет другого образца поведения, кроме нашего собственного. Но если нам не дано пожить в другом мире, то попробовать понять его мы обязаны, если хотим помочь маленькому человеку с ОВЗ раскрыть свои уникальные возможности, данные ему своим полом, если хотим воспитать мужчину и женщину, а не бесполых существ.
Половая принадлежность ребенка – важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение. Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые приближают его к принятым в данном обществе образцам женского или мужского, способствуют формированию соответствующих качеств личности. Таким образом, ребенок приобретает гендерные характеристики.
Мальчики и девочки разные. Разные с социальной, биологической и психологической точек зрения. В научной литературе отмечаются следующие различия между мальчиками и девочками. У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление. У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.
Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.
Девочки:
- быстрее схватывают новый материал;
- легче усваивают правила и алгоритмы;
- любят задания на повторение;
- чаще используют ближнее зрение;
- воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее;
- лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;
- новую информацию анализируют с помощью левого полушария.
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.
Мальчики:
- труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
- им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”;
- лучше выполняют задания на сообразительность;
- не терпят однообразия;
- лучше выполняют задания при ярком свете;
- новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного).
Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную плоскость: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Освоенное пространство по-разному отражается в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки.
Особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек. Относительно индивидуальных особенностей поведенческих характеристик детей дает возможность считать, что обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, не сдержаны, нетерпимы, не уверены в себе и даже более агрессивны, чем девочки. По-видимому, в большинстве случаев это действительно так. Однако надо иметь в виду, что наше видение ребенка не всегда объективно отражает то, что есть на самом деле. Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.
Педагоги, работающие с учащимися начальных классов должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек. Мальчик и девочка — это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать — зависит только от нас с вами.
Общей целью воспитания является создание условий для само актуализации в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественной, художественной, физкультурно-спортивной, в свободном общении. Жизнь классного коллектива должна быть насыщенной и разнообразной: тематические классные часы, интеллектуальные игры и недели школьной науки, походы и экскурсии, вечера встречи и акции милосердия, спортивные состязания и эстафеты, посещение театров и музеев, выставки собственных работ и творческие вечера, лагеря отдыха, прогулки на природу и чаепития. Да много ещё чего есть увлекательного для школьников-малышей.
Особого внимания и такта требуют девочки и мальчики с ОВЗ, перенесшие травмы детства": ссоры в семье, распад семьи, уход одного из родителей, жизнь в неблагополучной семье, с родителями алкоголиками и наркоманами, половая распущенность родителей, различного рода посягательства на половую неприкосновенность детей. Эти дети нуждаются в специальной педагогической поддержке – в решение проблем, связанных с душевным здоровьем, с психологической реабилитацией, социальной адаптацией в мире взрослых и детей.
Другой аспект деятельности педагога, работающего с учащимися начальных классов с ОВЗ в решение задач гендерного (или полоролевого) воспитания – это формирование адекватного отношения девочек и мальчиков к противоположному полу, воспитание у учащихся с ОВЗ таких личностных качеств, как мужественность и женственность. Более того, их формирование не побочная, а важнейшая задача воспитания. Ее решение – необходимое условие счастья детей в будущем.
Педагогическая грамотность родителей проявляется в том, насколько им удается воплотить в дочери идеал женственности, а в сыне мужественности. Порой они делают это неосознанно или в силу традиций. Пример родителей, их поведение, внешние и внутренние качества, нравственные взаимоотношения между членами семьи являются самым действенным средством гендерного воспитания.
Умелая подборка художественных произведений на данную тему (литературы, живописи, музыке), умение с их помощью решать педагогические задачи, умело проведенные этические беседы – вот в чем задача педагога. Вот некоторые темы для обсуждения с детьми:
«Что такое семья? Что такое общество? Место семьи в обществе. Разные поколения в семье. Взаимопомощь в семье. Обязанности родителей в семье.
Задачи по гендерному воспитанию.
– познакомить детей с мужскими и женскими ролями в социуме;
– объяснить младшим школьникам, что не всем людям нужно подражать, что у кумиров тоже есть качества, которые не стоит перенимать;
– научить мальчиков и девочек сотрудничать;
– объяснить, что не стыдно дружить с детьми другого пола;
– формировать взаимное уважение мальчиков и девочек;
– учить мальчиков защищать девочек, не обижать их;
– объяснить, что значит мужественность и женственность;
– объяснить значение мужчины и женщины в семье.
На внеклассных занятиях по литературному чтения можно прочитать такие рассказы: К.Д. Ушинский “Сила не право”, Сказка “Два брата”, Е. Пермяк “Для чего нужны руки”, В.Осеева “Сыновья”, В.Бороздин “Тренировки”, Н.Найдёнова “Мама”, С.Маршак “Усатый — полосатый”, С. Михалков “Важные дела”.
Также можно включать мальчиков и девочек в совместную деятельность на занятиях, уроках, внеклассных мероприятиях на сплочение класса, формирование положительного отношения к противоположному полу.«Поздравление мальчиков». «Подготовка к празднику 23 февраля».
«Поздравление девочек. Подготовка к празднику 8 Марта».
«Праздник «Иван да Марья»».
Таким образом, в школе гендерное образование в первую очередь должно быть направлено на преодоление гендерных стереотипов. Мужчина и женщина – это не две противоположности. Это всего лишь два разных пола, но одного рода – люди. И поэтому это должно не мешать, а наоборот способствовать развитию каждого мальчика и девочки. Гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола. Поэтому как образовательный, так и воспитательный процесс должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации своей образовательной деятельности и воспитательной работы.
Список литературы:
Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
Бужигеева. М.Ю. "Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения" Педагогика. №8. 2002
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 1998.
Н. Ерофеева. "В классе мальчики и девочки…Как их учить?" Народное образование.№2 2001
Каплунович И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек./ Педагогика, № 10, 2001г.
Клецина И.С. Гендерная социализация. – СПб, 1997.
Красоткина И. Одинаково ли думают мальчики и девочки. / “Дошкольное воспитание”. -№12.– 2003. – с.44–52.
Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 1996.
Эльконин Б.Д. Детская психология. – М, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности гендерного воспитания в начальной школе
Период младшего школьного детства - тот период, в процессе которого педагоги и родители должны помочь ребенку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом.Задача педагогов состоит ...
Особенности гендерного воспитания в начальной школе
Материал содержит доклад о гендерном обучении в начальной школе и приложение с советами от нейропсихологов....
Гендерное воспитание детей в условиях дошкольного учреждения
Проблема гендерного воспитания и обучения детей в условиях дошкольного учреждения...
Гендерное воспитание. Формы работы с детьми
Формы работы с детьми по гендерному воспитанию...
Задачи гендерного воспитания в дошкольном возрасте
Задачи гендерного воспитания...
Проблема гендерного воспитания в образовании.
Проблема гендерного воспитания в образовании сегодня актуальна как никогда. Почему?...
Внеклассные мероприятия гендерного воспитания
Внеклассные мероприятия гендерного воспитания...