Особенности гендерного воспитания в начальной школе
консультация по теме

Маляр Мария Александровна

Материал содержит доклад о гендерном обучении в начальной школе и приложение с советами от нейропсихологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_obuchenie_i_vospitanie_v_nachalnoy_shkole.rar24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления:

«Необходимость гендерного подхода в образовании».

    Слайд 1. 

Тема моего выступления «Необходимость гендерного подхода в образовании».

Эпиграфом послужат слова К.Д.Ушинского:

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Слайд 2. 

Какими качествами должны обладать идеальные  ученики  по мнению учителей? Прежде всего – это желание учиться, интерес к учёбе, трудолюбие, воспитанность, усидчивость.

       

Слайд 3. 

 А вот если изменить вопрос: «Какими бы вы хотели видеть юношей и девушек,  оканчивающих школу?», то ответы были бы совершенно другими.

 

  • Мальчики должны быть, прежде всего, уметь принимать решение, быть уверенными в своих собственных силах, целеустремлёнными, умеющими нести ответственность за свои поступки, иметь собственное мнение, быть надёжным и мужественным. Никто даже не вспомнит об усидчивости, внимательности.

  • Девочек же хотят видеть коммуникабельными, умеющими ладить с людьми, добрыми, женственными, мягкими, скромными, нежными, гордыми, с чувством собственного достоинства, а также уверенными в своих силах и умеющими принимать самостоятельные решения.

 

   Значит, учим мы тех, кто желает учиться, трудолюбивых, умных, усидчивых, воспитанных, а получить на выходе должны умеющих принимать решение, уверенных в себе, да ещё и мужественных юношей и женственных девушек.

    А кто же их этому будет учить? Из покладистых и усидчивых не вырастают самостоятельные и уверенные. Из «бесполых» учеников не вырастают настоящие мужчины и женщины – такие, какими бы мы хотели видеть своих мужей и жен, коллег, знакомых и тех людей, с которыми нас сводит жизнь. Для этого нам надо учить не просто учеников, а мальчиков и девочек.

     Слайд 4

Актуальность проблемы. Данная проблема очень актуальна в наши дни. В условиях существенных изменений социо - культурной жизни общества наблюдается…

  • общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности.

         

    Воспитывая  и обучая  детей,  педагоги должны учитывать их половые особенности. Мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская и женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой определённый отпечаток на их чувства, сознание и поведение.

   Педагогам важно развивать гендерную чувствительность, под которой подразумевается способность воспринимать, осознавать и моделировать воздействие вербального, невербального и иного влияния окружающей среды на формирование гендерной  идентичности ребёнка.

     Сегодня у девочек всё чаще появляются мужские черты, у мальчиков – женские. Это становится глобальной проблемой, так как теряя полоролевые признаки, личность юноши или девушки может стать неопределённой и неполноценной с трудностями осуществления своего природно-биологического и социально – нравственного предназначения.

Слайд 5

Рассматривая данную тему нашего разговора давайте определимся в понятиях.

      Существует множество различных определений понятия «гендер». 

Обобщая их, можно сказать, что гендер – это совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола, т.е. совокупности анатомических, гормональных, физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение.

      Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями, а выполнять предписанные гендерные роли.      

   Технология раздельного обучения мальчиков и девочек достаточно хорошо освещена в педагогической литературе. 

    Началось все четверть века назад, когда у всей страны были на слуху имена педагогов-новаторов Амонашвили, Шаталова, Щетинина, Волкова, Ильина. 

       

Слайд 6

    В этой плеяде уникальное место занял доктор Владимир Филиппович Базарный. Он создал в подмосковном Загорске (ныне Сергиевом Посаде) лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования. В ней изучались учебные методики, режим и эргономика занятий школьников.

      Методика Базарного стоит на трех китах:

воспитание патриотизма,

«обучение в движении»,

разделение классов по половому признаку.

     «Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту – вещь непростительная! – говорит В. Ф. Базарный. – Ведь девочки на 2–3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков. Наше «равноправное» образование привело к тому, что девочки для мальчиков оказались духовными лидерами, «моделью», под «образ и подобие» которой стал подстраиваться чувственно-подсознательный мир мальчиков».

     Проведенные исследования выявили, что если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то в этих условиях у них оформляются патологические психические и даже соматические комплексы. Установлено, что у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс невротического неудачника.
     Сегодня последователи академика Базарного работают в Красноярском крае (известный на всю страну лицей «Гармония» г. Железногорска), в Республике Коми школ с раздельным обучением больше  
четырёхсот, на Ставрополье – около ста. Раздельное обучение осуществляется в Санкт-Петербурге, в Москве и других городах.

Слайд 7.

    Никогда нельзя педагогам забывать, что перед нами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями воспитания, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по– разному. Но обязательно любить! Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек.

      Идея раздельного обучения не нова. Раздельное обучение мальчиков и девочек осуществлялось в древности:

 спартанские школы мальчиков,

женские школы XI века  в Киевской Руси,

школы для девочек при монастырях,

школы закрытого типа для сыновей и дочерей потомственных дворян XVIII века, петербургские институты  XIX века для благородных девиц,

 юнкерские училища для мальчиков,

мужские и женские гимназии.

      Совместное обучение детей пришло в Европу, а затем в Россию от американских переселенцев, и в основе совместного обучения лежал экономический вопрос: слишком дорого строить два здания для раздельного обучения, когда можно построить одно.

Слайд 8.

     Существует такое понятие как «Гендерная педагогика» - это совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно и справляться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребёнка как мальчика или девочки.

     Состояние психофизического здоровья  подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения, особенно в нашей стране, ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны.

     В этом свете вызывает большой интерес гендерный подход, т.е.специализированный по признаку пола в учебной и воспитательной практике как способ возможной профилактики феномена нарастающей умственной и физической дисфункциональности. Также необходимо использовать в сочетании и  здоровьесберегающие технологии в обучении.

Слайд 9.

     Основная цель гендерной педагогики – смягчение или полное преодоление гендерных стереотипов, т.е. стандартизированных представлений о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям «мужское» и «женское», в пользу проявления и развития личных склонностей индивида.

    Исходя из различий понятий «гендер» и «пол», в обучении выделяют два подхода: полоролевой и гендерный. Оба они связаны друг с другом одним и тем же объектом исследования, а именно – полом человека, однако предмет изучения в них разный.

  Слайд 10.

    Полоролевой подход в образовании предполагает изучение пола человека как его биологическую, физиологическую характеристику. Ведь рождается человек с биологическим полом.

      Современные учёные, особенно медики, считают противоестественным, не имеющим научной основы, механическое объединение мальчиков и девочек в одном классе.    

      Психофизические особенности девочек и мальчиков очень разные, и именно они  - основа раздельного обучения в школе.

     Доктор биологических наук Т.П.Хризман считает, что у девочек и мальчиков, образно говоря, «разный мозг»: на одну и ту же информацию, одни и те же проблемы они реагируют по – разному, часто полярно противоположно. В результате мальчики склонны к немедленному действию, девочки – к анализу, переживанию, терпению… Темпы физического созревания мальчиков и девочек разные. Разные интересы, эмоциональные, социальные доминанты, разные духовно – нравственные ценности. По - разному они реагируют на оценку деятельности. Девочки более коммуникативные, их интересует социум. У них лучше развита перцепция – уровень регуляции психических процессов, связанных с простыми сигналами информации (зрительной, слуховой, тактильной). Мальчики уязвимы, поэтому им нужно больше радости, тепла, добрых отношений, иначе их эмоциональная глухота может стать очень реальной проблемой. 

Слайд 11.

     Т.П.Хризман и физиолог Еремеева В.Д. на протяжении 10 лет изучали физиологические психологические особенности девочек и мальчиков, левшей и правшей дошкольного и школьного возраста. По результатам исследований авторы дают практические рекомендации по воспитанию детей в зависимости от их пола и симметрии мозга. приводятся уникальные экспериментальные данные. 

Гендерный подход в образовании предполагает исследование пола как социальной характеристики и учёт специфики воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов учебно – воспитательного процесса, а также мужской и женской психологии, проявляющейся в поведении, реакции и стиле преподавания.

  Осуществлять гендерный подход в образовании – это значит действовать с пониманием социального, конструктивного происхождения категорий «мужского» и «женского» в обществе, ставить личность и индивидуальность ребёнка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола.

   Оптимальным вариантом представляется реализация в преподавании и мужской, и женской составляющих, которые являются двумя сторонами единого процесса, дополняющими друг друга.

Слайд 12. Основные различия гендерного и полоролевого подходов в образовании отражены в таблице (см. таблицу). 

Слайд 13. Особенности гендерного развития детей младшего школьного возраста.

  • Девочки раньше приобретают сложное вербальное умение и полагаются на вербальную коммуникацию, а мальчики склонны использовать невербальную.
  • Мальчикам больше нужно времени для вхождения в урок, чем девочкам, которые после начала занятия достаточно быстро достигают оптимальной работоспособности.
  • Мальчики не могут долго удерживать эмоциональное напряжение, чтобы не сломаться, они просто отключают слуховой канал, и информация не доходит до их сознания.
  • Мальчики труднее переносят статическую нагрузку, больше отвлекаются на уроках. Это влечёт за собой нарушение дисциплины на уроках и перемене.
  • У мальчиков развито пространственное восприятие, а у девочек сенсорное, т.е. слух и обоняние. Умственное развитие мальчиков проходит определённые стадии: на этапе усвоения действий им необходимо включать в образовательный процесс момент поиска, а не давать образец действия, только так они поймут и запомнят принцип решения.
  • Девочки внимательнее относятся к учителю, нежели к одноклассникам. Мальчишки больше ориентируются на других учащихся, а не на педагога.
  • Мальчики чаще физически демонстрируют агрессию. Однако не все таковы. Учителю необходимо обращать внимание на более чувствительных, менее соревновательных и агрессивных мальчиков в классе, поднимать их авторитет в глазах ребят.
  • У мальчишек незрелое отношение к обучению: они не чувствуют ответственности, мало переживают или не переживают вовсе из-за плохих отметок и недовольства учителя и родителей.
  • В целом мальчики в начальной школе проявляют себя как дети меньшего возраста.

Слайд 14.   

Рекомендации по работе с учащимися младшего школьного возраста:

           мальчики

        девочки

включать в момент поиска, требующий сообразительности; он сам должен открыть принцип решения; ориентировать на получение информации;

до начала работы дать алгоритм выполнения задания; постепенно подталкивать к поиску собственного решения незнакомых задач;

следует больше давать им потрогать изучаемый предмет; развивать вербальные навыки - чаще предлагать рассказывать и выдумывать; развивать слуховое внимание;

развивать абстрактное пространственное восприятие с помощью графиков, таблиц и иллюстрированного материала;

разрешать больше двигаться и обеспечить для этого пространство;

стимулировать соревновательность, активность, лидерство, умение решать нетипичные задачи;

большое значение в воспитании и развитии имеет личность отца и учителя – мужчины;

если учитель – женщина, то девочки идентифицируют себя с ней; мать – пример женственного поведения;

Следует уделять особое внимание воспитанию партнёрских отношений между мальчиками и девочками.

Слайд 15.   

 Физминутка.  Гендерный подход нужно рассматривать не только с позиции  обучения, но и отдыха.

Слайд 16.  Говоря о гендерном подходе в образовании, нужно учитывать не только биологическое различие детей, но и их  социально – типовые и индивидуально – личностные особенности, связанные с понятиями «фемининность», «маскулинность», «андрогинность».

Женственность. Традиционно предполагается, что женственность биологически обусловлена, ей приписываются такие черты (идёт список). Все мы (женщины) в большей или меньшей степени, но этими характеристиками обладаем. Но фемининность не столько природная, сколько сконструирована с детства – девочка подвергается осуждению, если она недостаточно женственна. Но ни в коем случае нельзя этого делать.

Слайд 17. Мужественность. Говоря о мужественности, т.е. о характерных формах поведения, ожидаемых от мужчин в рамках культуры, им в стереотипе приписывают все перечисленные основные характеристики данного списка (идёт список). Однако, как  мы знаем, отнюдь не все мужчины и мальчики напористы и агрессивны.

! Ф.Ницше: Счастье мужчины – я  хочу, счастье женщины – он хочет.

Слайд 18. Под андрогинией понимается:

  •  концепция совмещения в одной личности как маскулинных, так и фемининных качеств;
  • значимая психологическая характеристика человека, определяющая его способность варьировать поведение в зависимости от ситуации. Она способствует формированию устойчивости к стрессам, достижению успеха в различных сферах деятельности.

Слайд 19.

Необходимо сказать и о гендерной социализации в образовании. Гендерная социализация – это процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Слайд 20.

Выделяют три стадии социализации:

а) начальная – социализацию ребёнка в пределах семьи;

б) средняя – обучение в школе;

в) социализацию взрослого человека (этап принятия тех ролей, к которым индивид не полностью приготовился в ходе первых двух стадий);

   К основным агентам гендерной социализации относятся семья, группа сверстников, образовательный институт, СМИ, рабочий коллектив, клуб по интересам, церковь и другие.

    Необходимо работать над формированием у родителей гендерной компетентности. Немаловажно участие родителей в воспитании и учебном процессах. Это и педсоветы,  семинары, тренинги детско – родительских отношений с акцентом на гендерный подход в воспитании, помогающие формированию гендерных ролей в семье.

   

Вывод: Подводя итог, следует отметить, что гендерная компетенция педагога предполагает не только наличие знаний о гендере, или использование гендерного подхода в обучении, а некое единство навыков, целенаправленных действий, формирование менталитета, который обеспечивает поведение, на базе принципов равных прав и возможностей для учащихся обоего пола. Мы должны учить через понимание объективно существующих различий, организуя учебный процесс таким образом, чтобы позволить ученикам независимо от пола осознать свои возможности и средства их реализации.

     В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, нейропсихологов, педагогов, врачей. В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении.

  Хочется участникам педагогического марафона  предложить рекомендации разных специалистов, которые я  и педагоги нашей школы используем в своей работе. (распечатки)

Закончу своё выступление словами Базарного. В этих словах наше будущее. Спасём мальчиков, сбережём мужчин – будет у нас народ! Оградим девочек от растлевающего влияния, дадим им идеалы добра, красоты, целомудрия – будет у нас крепкие семьи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности гендерного воспитания в начальной школе

Период младшего школьного детства - тот период, в процессе которого педагоги и родители должны помочь ребенку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом.Задача педагогов состоит ...

Духовно-нравственное воспитание школьников и особенности его реализации в начальной школе.

Духовно-нравственное воспитание  школьников и особенности его реализации в начальной школе....

АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Этот материал будет полезен учителям, работающим в классах раздельного обучения. Освещает некоторые аспекты гендерного обучения и воспитания в начальной школе....

Статья "ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ."

Миссия  социального воспитания – в приспособлении человека к общественным требованиям: «жить в мире с другими», «быть хорошим гражданином» (К.А. Гельвеций); в позитивном преобразовании общества н...

Гендерное воспитание в начальной школе

Выступление на ШМО классных руководителей по теме Гендерное воспитание в начальной школе" с презентацией...

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Особенности организации работы с учетом направления гендерного воспитания и обучения все чаще становится предметом обсуждения педагогов и воспитателей дошкольных и общих средних учреждений образо...