Воспитательная сила сказок
статья (1 класс)

Для чего нужны сказки? Можно ли заменить сказки мультфильмами и гаджетами? Роль сказок в воспитании детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_sila_skazok.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная сила сказок

…И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказку говорить…

И. Суриков

Мы привыкли, что сказки сопровождают нас с самого рождения. На протяжении многих веков мамы рассказывают сказки детям с младенчества, чтобы успокоить, развеселить или скоротать время. Но сейчас для детей существует столько игрушек, гаджетов, мультфильмов и других развлечений, что возникает вопрос: нужны ли сказки нынешним детям или их время безвозвратно прошло?

Давайте подумаем, зачем же вообще нужны сказки?

Передача жизненного опыта

Всем понятно, что жизненный опыт не приходит мгновенно. Чтобы накопить житейскую мудрость, нужно прожить много лет и побывать в разных ситуациях. Не все они относятся к разряду приятных. А откуда взять опыт ребёнку? Ну конечно же из сказок!

Какие только истории не происходят с героями! И для выхода из этих ситуаций не годится одно и то же решение. Персонажи всегда покажут, как нужно себя вести, что делать и как быть.

Сказки учат тому, что в каждой конкретной ситуации нужно в первую очередь подумать, а потом решить, как поступить.

Добро и зло

Как же ребёнку понять, что хорошо, а что плохо? Как можно поступать, а как нет? Как понять, что происходит что-то такое, чему нет места в добром и хорошем мире? И опять на помощь приходят сказки!

При обсуждении поступков героев становится понятно, кто поступил хорошо, а кто плохо, какие качества нужны в жизни, а от каких лучше держаться подальше. Да и  грамотный рассказчик интонацией и голосом подскажет, кто был не прав.

Конечно сказки дают ребёнку возможность понять, что такое добро и что такое зло. Как поступать правильно, а как совсем не нужно.

Обогащение словарного запаса и речевого опыта

А как приятно слушать сказки! Речь так и льётся, хочется, чтобы сказка не заканчивалась!

Дети, которым сказки читают с раннего возраста, раньше начинают говорить не набором слов, а грамотно построенными предложениями. А всё из-за того, что у сказок есть определённый слог, который очень ненавязчиво ложится на слух.

Кроме того очень важно для современных детей то, что в сказках встречаются устаревшие слова, которые не встретишь в нашей жизни. Благодаря сказкам дети узнают значение незнакомых слов.

Развитие воображения

Сказки хороши и тем, что не навязывают готовый образ героев или места событий. Даны общие черты, а дальше каждый сам может представить, додумать, дорисовать в воображении детали. Вот и получается, что сказка для всех одна, а представление у всех разное. Никаких стереотипов и навязанных образов, только полёт фантазии! Если попросить детей нарисовать иллюстрацию к определённому эпизоду сказки, то двух одинаковых рисунков не получится.

Воспитание качеств личности

В процессе знакомства со сказками ребёнок начинает понимать, что ничего в жизни не даётся просто так. Что в жизни всегда пригодятся такие качества, как трудолюбие, ответственность, упорство в достижении цели. На примере героев они видят, что если относиться ко всему «спустя рукава», лениться и бросать всё при первых же трудностях, то ничего хорошего не добьёшься!

Формирование любви к чтению

В сказках всегда захватывающий сюжет и очень хочется узнать, чем же всё закончится. Благодаря этому чтение сказки не хочется останавливать на середине, ведь так любопытно узнать, что же будет дальше… И вот, незаметно для себя, ребёнок целый вечер провёл вдвоём с книгой!

Эмоциональный контакт

Все мы помним, насколько приятно лечь в кровать и послушать сказки. И дело не только в интересном сюжете. Именно в эти моменты взрослые и дети обретают эмоциональный контакт, вместе сопереживают героям, делятся своими впечатлениями, обсуждают поступки и их результаты. В этот миг вы с ребёнком сами оказываетесь в этой сказке и вместе, рука об руку, идёте по дорожке фантазий.

Развитие эмоциональности и артистичности

Как много совершенно разных героев в сказках! Есть добрые и злые, хорошие и плохие, весёлые и грустные. И каждого из них хочется представить, изобразить, показать или «озвучить». При инсценировке сказок даже самые стеснительные и скромные дети изображая героев раскрываются, становятся такими же смелыми, быстрыми, уверенными! Изображая качества героев маленькие артисты сталкиваются с новыми ощущениями и понимают, что они тоже так могут! Понимают, что они тоже добры молодцы и девицы-красавицы, а то и принцы с принцессами!

Сказки – это бесценный дар, который оставили нам наши предки. Никакими современными изобретениями сказки не заменить, ведь ни одно новомодное устройство не сможет выполнить и половины перечисленных функций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной системы "Вместе мы - сила"

Концепция по воспитательной работе с учащимися начальной школы. Расчитана на полный курс обучения в начальной школе с 1 по 4 класс....

"ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК СКАЗОК" внеклассное мероприятие

Путешествие в страну русских народных сказок  сказок Ведущий. Дорогие ребята, добрый день! Мы приглашаем вас совершить путешествие в необычную страну. А в...

Волшебная сила слов и поступков. Рассказы В.А.Осеевой (обобщающий урок литературного чтения по теме проекта: «Волшебная сила слов и поступков») 4 класс

Подготовка.1. Определяются следующие этапы работы:– мотивационный (учитель заявляет общий замысел, ученики обсуждают его, предлагают собственные идеи);– планирующий – подготовительный (определяе...

Воспитательная программа "Вместе мы- сила!"

Планирование воспитательной работы в начальных классах....

Воспитательная программа "Вместе - мы сила"

План воспитательной программы...

Воспитательная программа "В дружбе сила"

Воспитательная программа...

Статья на тему "Воспитательная ценность русских народных сказок"

В данной статье представлены основные тезисы о воспитательном потенциале русских народных сказок....