Концепция воспитательной системы "Вместе мы - сила"
рабочая программа на тему

Охрименко Елена Владимировна

Концепция по воспитательной работе с учащимися начальной школы. Расчитана на полный курс обучения в начальной школе с 1 по 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koncepciya_vosp._sistemy_klassa.doc898 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция воспитательной системы класса:

« Вместе мы – сила»

(Становление личности ребёнка в начальной школе.)

Актуальность.

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для  развития индивидуальности ребенка, реализация личностно ориентированного образования и воспитания, которые направлены на выращивание в каждом ученике развитой  самостоятельной личности.

Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Это предъявляет высокие  требования к учителю. Еще А.С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет рядом». Значит, воспитание надо начинать с себя. Необходимо постоянное внимание и к собственному поведению, словам, поступкам: ведь дети смотрят на жизнь, прежде всего глазами своих родителей и учителей.

 Гипотеза.

Маленький человек приходит в школу не только учиться читать, писать, считать, приобщаться к музыке, рисованию, спорту. Маленький человек приходит в школу… за счастьем! Он ждет встречи с интересными добрыми людьми, праздника и каждый день – пусть небольшого, но чуда.

Учитель должен любить своих учеников. Но этого мало.

«Воспитывай и учи, ибо ты учитель». А значит, знай своих учеников, уважай в каждом из них человека, умей анализировать, прогнозировать. «Не жди благодарности, ибо будут у тебя другие ученики, а у них – другие учителя».

Думаю, что эти слова для каждого учителя и, конечно, для меня. Как учитель и человек я могу сказать, что люблю своё дело, и мне не жаль времени для моих учеников.

Кроме того, на мой взгляд, мне повезло. Школа, в которой я работаю, современная, соответствующая времени, сопричастная к тому, что происходит в обществе в настоящее время, сегодня. Вот уже не первый год в нашей школе создана и действует модель детского ученического самоуправления «Страна Радужная». В основе воспитательной работы лежит методика коллективных творческих дел, близкая мне по духу. Воспитательная система реализуется через технологию самоуправления: протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Смысл воспитательной системы - обучение детей основам демократических отношений в обществе, обучение их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Учитывая    основные   идеи   и   направления   школьной  воспитательной

деятельности,  я поняла, что в классном коллективе нужна воспитательная система, которая обеспечивает создание максимально благоприятных условий для развития активной и свободной личности ребёнка, умеющей самостоятельно действовать; система, которая учитывала бы интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал. Я составила свою систему воспитательной работы «Вместе мы – сила». Она рассчитана на 4 года (1-4 классы).

        Цели и задачи воспитательной системы

                              «Вместе мы – сила».

Цель воспитательной системы – свободное развитие личности, создание  условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого учащегося, формирование основ патриотизма.

Для достижения данной цели  решаются следующие задачи:

  1. Создание в классном коллективе комфортной атмосферы жизнедеятельности, основанной на дружелюбном обращении друг с другом, способствующей индивидуальному и коллективному творчеству.
  2. Создание условий для формирования в классе духовно и нравственно богатой благоприятной среды развития.
  3. Оказание помощи детям в освоении нравственно – патриотических ценностей.
  4. Формирование самостоятельности учащихся  и их потребности в самообразовании.

Методы.

  1. Объяснительно – иллюстративный.
  2. Репродуктивный.
  3. Частично – поисковый.
  4. Исследовательский.

Средства.

  1. Создание проблемных ситуаций.
  2. Различные виды деятельности: игровая, учебная, творческая.
  3. Совместная деятельность семьи и класса.
  4. Совокупность различных источников информации, используемых  в исследовательской деятельности.

Воспитательная система «Вместе мы – сила» создана  как обобщение и систематизация опыта моей воспитательной работы с использованием эффективных педагогических технологий:

  1. Технология портфолио учащегося.
  2. Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе.

Основные идеи, нашедшие отражение в воспитательной системе, можно сформулировать следующим образом:

– содержание системы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;

– система ориентирована на воспитание людей порядочных, интеллигентных, уважающих жизнь и мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи, живущих  достойно и счастливо, патриотов своей Родины.

Система «Вместе мы – сила» разработана на основе следующих концептуальных положений:

  1. успешность обучающихся – необходимое условие психологического благополучия школьников и основа их здоровья;
  2. успешность школьников – необходимое условие включения обучающихся в деятельность;
  3. успешность ребенка – необходимое условие социализации человека;
  4. успешность воспитанника связана с опорой на вчерашний успех, с переживанием успешности сегодня, ожиданием, прогнозированием, проектированием завтрашней радости;
  5. успешность школьника – результат реальных достижений обучающихся в различных видах деятельности (спорте, творчестве, труде и др.), а успех – способ самоутверждения и самовыражения;
  6. успешность – норма полноценной жизни ребенка;
  7. успех – основа самооценки, самопознания, мечта о будущем достижении.

В основу  воспитательной системы были положены следующие принципы и подходы:

– принцип  природосообразности  -  надо принимать ребенка таким, каков он есть;

– принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную внеурочную деятельность;

– принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;

– деятельностный подход – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками;

– личностно ориентированный подход – уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

Предполагаемым результатом данной воспитательной системы  является    формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе  в среднее  образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

В своей работе я пользуюсь советами по организации детского самоуправления.

  1. Чем больше детских проблем мы решаем за детей, тем больше порождаем пассивность, тем меньше шансов пробудить у них активность.
  2. Надо понимать не только каждого ребенка, но и детское сообщество в целом. Надо правильно прогнозировать развитие отношений между детьми и взрослых с детьми.
  3. Необходимо постоянно изучать интересы детей, что позволит сплотить ребят и развить их социальную активность.
  4. Выделяя их детской среды своих помощников, не нужно позволять формироваться ученической бюрократии. Каждый активист должен в первую очередь представлять ученический коллектив в отношениях с педагогами и администрацией, а не педагогический коллектив в отношении с детьми.
  5. Дети, которые выдвинуты детским коллективом в качестве «вожаков», должны ощущать уважение и поддержку педагогов.
  6. Требуя ответственности детей за взятые обязательства перед детским коллективом, учитель сам должен показывать пример обязательности выполнения своих обещаний.
  7. Если предоставлены какие-либо полномочия органам детского самоуправления, нельзя приостанавливать эти полномочия без серьезных на то оснований, понятным детям.
  8. Необходимо уважать организаторский труд детей, эмоционально поддерживать их усилия в решении организаторских задач.
  9. Никогда не занимать позицию постороннего в делах, придуманных детьми. ОЧЕНЬ ВАЖНО БЫТЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ, А НЕ РЯДОМ С НИМИ!  

ВЕРЬТЕ В ДЕТЕЙ,  В ИХ СПОСОБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ!

Содержание воспитательной системы

«Вместе мы – сила».

        С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года  обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

На   втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».

Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.

Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности. 

1 класс «Познай самого себя» - на первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность - учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.

2 класс «Учись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.

3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе - умение жить  и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.

4 класс «Вместе мы сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный  анализ своей деятельности, поступков.

Содержание программы я разделила на 5 основных направлений:

Я - ЧЕЛОВЕК (социализация)

        Цель и задачи: защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка; воспитание  в детях потребности в здоровом образе жизни; сотрудничество со специалистами здравоохранения; просветительская работа с учениками и их родителями через воспитательные мероприятия.

        Осмысление себя как личности, осознание личной причастности  к миру во всех его проявлениях.

«Мой мир знаний» (учебно-познавательное)

        Цель и задачи: расширение кругозора: создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников; развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию; повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации учебных целей; формирование умения рационально организовывать  свою жизнь и деятельность.

«Я   и   СЕМЬЯ» (семейное воспитание)

Цель раздела: психолого-педагогическое просвещение родителей; развитие сотрудничества между родительской общественностью и школой;  повышение воспитательного воздействия семьи; помочь ребёнку осознать роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности,     учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил.

        Содержание раздела: ребёнок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимаются его дедушка и бабушка, где они жили, семейные традиции, Он должен осознавать свой статус   в семье (« Я надежда и помощник») и в обществе (« Я гражданин, я ученик»)

«Я  и ПРИРОДА» (экологическое воспитание)

Цели: воспитание ответственности за сохранение окружающей среды; воспитание этического, нравственного и практического отношения к ней; умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

Содержание этого раздела предусматривает развитие у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде. Помогает ребёнку найти своё место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека.

«Я   и ОТЕЧЕСТВО» (патриотическое воспитание)

Цели: пробудить интерес к прошлому своего народа. Познакомить с национальной культурой, восстановить утраченные связи современного человека с историей прошлого и настоящего.

Содержание раздела: изучение российской символики и законов страны; знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями и художниками, знакомство с героическим прошлым Волосовского района, с историей возникновения населенных пунктов района, углубление знаний о коренных жителях нашего района, их занятиях, ремеслах.

Реализация данной воспитательной системы предполагает: 

1. Практическую и исследовательскую деятельность.

2. Оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе.

3. Неразрывную связь с родителями, учителями, учащимися.

4. Формирование коммуникативной, гражданской и социальной активности.

Воспитательная работа в школе осуществляется по следующим направлениям:

-нравственно-патриотическое (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной,  гражданской и социальной активности; воспитание уважения к культуре и истории семьи, Родины);

-трудовое (формирование самостоятельности учащихся, бережного отношения к результатам труда, формирование осознания значимости труда);

-эстетическое (развитие творческих способностей и интересов);

-экологическое (формирование бережного отношения к природе, понимания необходимости сохранения окружающей среды);

-научное (развитие эрудиции, формирование потребности в самообразовании; обучение детей способам работы с информационными ресурсами);

-дружбы и международного сотрудничества (ознакомление с историей и традициями Финляндии, поддерживание дружеских связей со школьниками и преподавателями школы города Ханко);

-спортивное (формирование культуры сохранения и совершенствования здоровья детей)

        У нас в школе,  в Стране Радужной, каждый класс-город. Наш класс – город «Пчелки» в школе отвечает  за нравственно – патриотическое направление. Поэтому свою воспитательную систему в классе я выстраиваю с акцентом на нравственно – патриотическое воспитание.

        Учащиеся нашего класса постоянные участники школьных, районных, областных и всероссийских конкурсов. Например, в 2009-2010 уч. г. ученики нашего класса участвовали в районном детском фестивале военно-патриотической песни «Соловьи весны победной!» и заняли 2 место.

Бойкова Анастасия, Малышева Евгения, Рузиматова Жанна, Захарова Мария стали лауреатами III степени второго тура IV Открытого фестиваля-конкурса хореографического искусства «Славянский кубок», проходившего в г. Минске с 3 по 7 ноября 2010 г.

Щербина Христина была участницей Всероссийской выставки художественного творчества детей «Я горжусь, что родился в России,  и я помню заветы отцов» и заняла 1 место.

        Воспитательная система «Вместе мы – сила» строится на основе самоуправления, т. е. через совместное переживание факта или явления, создающего напряжение и яркий эмоциональный выход.

                           Классное самоуправление

Ответственные за творческие поручения

Мэр класса

Совместные мероприятия учащихся и родителей

Собрание класса

Совет учащихся класса

В целом реализация воспитательной системы «Вместе мы – сила» способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и педагога в развитии личности.

Главной задачей самоуправления я считаю привлечение каждого учащегося  к жизнедеятельности класса и школы, поэтому за основу беру Совет учащихся класса. Для решения многих значимых вопросов проводятся классные собрания. В начале учебного года на общем собрании в классе избирается глава самоуправления – мэр города и ответственные за творческие поручения.

В нашем классе – городе «Пчелки» учащиеся работают в творческих группах. Каждая творческая группа «пчелок» выполняет в течение недели индивидуальное задание. На следующей неделе задание меняется. Таким образом, у учащихся появляется возможность проявить себя в различных ролях, научиться быть лидером, видеть перспективы своего собственного дела, уметь отвечать за свои поступки.

В начале учебного года мы с ребятами на классном собрании решили, что все «пчелки» класса должны жить на зеленой полянке в своих «ульях». «Пчелки» будут наполнять нектаром – «медом знаний» «соты». «Соты» – творческие задания по направлениям. Чтобы наполнить ульи, нужно трудиться в течение всего учебного года, собирать «мед знаний» по капельке, не ленясь. В ходе обсуждений, каждый старался высказать свое мнение, рассуждали вслух, при этом выслушивались все версии и предложения. Кто – то из детей соглашался, у кого – то возникали вопросы. По итогам работы каждой творческой группы были спланированы коллективные дела. Шли дни, недели, месяцы, запланированные детьми дела, благодаря сотрудничеству с родителями, учителем реализовывались, и пустые ульи заполнялись  сотами с медом. Одновременно с этим дети пополняли свои папки достижений – портфолио. Эта работа ведется систематически на протяжении всех лет обучения в школе.

Портфолио – целенаправленная коллекция работ учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения  в учебной и внеурочной деятельности.

Использование технологии портфолио позволило мне решить важные педагогические задачи:

  1. поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  2. поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  3. развивать навыки оценочной деятельности учащихся;
  4. формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

В портфолио в раздел «Мои работы» пчелки отправляют свои творческие работы: рисунки, сообщения, рефераты, доклады, проектные задания и др. А в разделе «Мои достижения» накапливаются результаты различных конкурсов, олимпиад, дипломы, грамоты и др.

Использование технологии портфолио служит основой для получения более точной и объективной картины проявления отдельных способностей ученика, позволяет получать интегральную оценку, оценивающую суммарный результат усилий в решении учебных и воспитательных задач.

Философия учебного портфолио, или «портфеля ученика» заключается в том, что предполагает смещение акцента с того, чего учащийся не знает и не умеет, на то, что знает и умеет.

Таким образом, педагогический акцент переносится с оценки на самооценку, формируется самостоятельность ученика в учебной деятельности, развиваются навыки самооценивания.

Листок самооценки учащегося 4-а кл. Шевченко Александра

«Мои творческие задания»

Направления работы

Название творческих заданий

Самооценка результатов заданий

Я – человек

«Все работы хороши» доклад о профессиях моих родителей

Мой мир знаний

«Невидимые враги человека, которые мешают жить» сообщение о вреде курения

Я и семья

Проект «Моя родословная»

Я и природа

«Гармония в природе» экологический плакат

Я и Отечество

Проект «Мой город. Моя деревня»

Не получилось, надо доработать

                Небольшие недочеты в работе, но в целом я доволен

Отлично, без замечаний

Листок самооценки учащейся 4-а кл. Медведевой Дарьи

«Мои творческие задания»

Направления работы

Название творческих заданий

Самооценка результатов заданий

Я – человек

«Все работы хороши» доклад о профессиях моих родителей

Мой мир знаний

«Невидимые враги человека, которые мешают жить» сообщение о вреде курения

Я и семья

Проект «Моя родословная»

Я и природа

«Гармония в природе» экологический плакат

Я и Отечество

Проект «Мой город. Моя деревня»

Своим девизом мы выбрали следующие слова:

Мы пчелки, легок наш полет                

Жужжим мы без умолку.  

Но, собирая знаний мед,

Мы трудимся,  как пчелки.

Ответственные за направления следят за соблюдением правил «пчелок»:

  1. Наполняй соты, собирай по капелькам «мед знаний и правил общения».
  2. Будь активнее, стремись стать «мудрейшим».
  3. Приноси себе и другим пользу.
  4. Вместе мы – сила.

В свою творческую деятельность дети включены как на уроках, так и во внеурочное время. Они посещают школьные кружки, студии, секции, музыкальную и художественную школу, участвуют в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях. В организации воспитательного процесса включена совместная творческая деятельность с родителями.

Схема включения детей в творческую деятельность:  

Уроки

Внеурочная деятельность

       

Общешколь-

ные конкурсы, фестивали, соревнования

Кружки

Студии (школа, ГДЦ «Родник», школа искусств им. Н. Рериха)

Совместная творческая деятельность с родителями в рамках класса, школы, г. Волосово

Мониторинг занятости учащихся 4-а класса в секциях, кружках и клубах на 1  марта 2011 г.

Классный руководитель

Принципы выстраивания отношений.

Взаимодействие

Взаимная ответственность

Доверие

Сотрудничество

Сопереживание

Содружество

Сотворчество

Родители

Ученик

В центре организации учебно – воспитательного процесса стоит личность ученика, его интересы, успехи. Основная моя задача как учителя и как классного руководителя состоит в том, чтобы создать в классе такие условия, при которых дети могут учиться в силу своих способностей. С самого начала работы с классом я стараюсь создать психологически  комфортную атмосферу.

Одним из главных принципов в моей работе является  уважительное отношении  к детям, терпимость к их мнениям, недостаткам. Мы за сотрудничество!

Сотрудничество родителей, школы и детей, организация совместной работы, классно – семейное проектирование  в нашем классе успешно реализуются. В слове «сотрудник» хороший корень: труд. Труд и должен быть основной формой воспитания. Сотрудничать – значит разделять труд.

                                Работа с родителями.

Родители в системе воспитательной работы

Участие в делах класса и школы

Участие в самоуправлении

Выполнение с детьми творческих поручений

Совет школы

Классный

(общешколь-

ный) 

родительский комитет

Классное

(общешколь-

ное)

родительское собрание

Экскурсии, походы, поездки, посещение театров, музеев

Идеальный и самый продуктивный вариант – равноправное дружеское взаимодействие классного руководителя, родителей и ребенка, направленное на благополучие последнего.

Работа с родителями является ведущим направлением в воспитательной системе «Вместе мы – сила». Поэтому я выделяю следующие задачи:

  1. привлекать родителей к сотрудничеству по организации воспитательной работы в классе;
  2. помогать родителям в решении наиболее актуальных проблем воспитания;
  3. способствовать повышению роли и значения семьи в гуманистически  ориентированном воспитании детей.

В нашем классе учащиеся, родители и классный руководитель – одна большая семья единомышленников: учимся – вместе, работаем – вместе, отдыхаем – вместе. Это сплоченный, организованный, трудолюбивый, инициативный и ответственный коллектив, строящий свою работу на принципах самоуправления.

Совместно с родителями составляется план воспитательной работы. На первом родительском собрании выбирается родительский комитет. Члены родительского комитета становятся не только инициаторами добрых дел в классе, но и моими полноправными партнерами в реализации воспитательной системы класса.

Привлечение  родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт в воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе. Вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей – это своеобразное искусство,  которое требует терпения, а также большое желание его познать. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

Показателем результативности педагогической работы классного руководителя с родителями являются хорошие отношения детей и их родителей к школе, желание ребенка учиться, быть активным участником школьных дел.

Опрос родителей:

Довольны ли вы выбором программы развивающего обучения Л.В. Занкова?

Что изменилось в лучшую сторону в вашем ребенке за период обучения в данном классе:

Сравнительная характеристика нравственных качеств учащихся

3-4 классы

                             Сравнительный анализ уровня воспитанности учащихся с 2008 по 2011 уч.  г.

Активные формы сотрудничества с родителями:

Форма сотрудничества

Тема

Консультации:

-индивидуальные;

-групповые.

1.Режим школьника.

2.Правила для учащихся.

3.Выполнение домашних заданий.

4.Санитарно-гигиенические нормы.

5.Возрастные особенности младших школьников.

Классные часы.

1. Воспитание доброты и отзывчивости.

2.Моя семья.

3.Откуда мы родом.

4.День матери.

5.Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Школьные фестивали и конкурсы:

-музыкальные;

-спортивные;

-патриотические;

-научные;

Творческие вечера;

Оказание помощи в оформлении портфолио учащихся.

 Оказание помощи в проектно – исследовательской деятельности учащихся;

«Волшебная сила музыки»

«Папа, мама, я – спортивная семья»

«Веселые старты»

«65 лет Победы», «Освобождение г. Волосово»,

«Снятие Блокады Ленинграда»

Недели: русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения.

«Алло, мы ищем таланты!»

«День рожденья только раз в году», «КВН»

«Знатоки этикета»

  1. «Моя родословная»
  2. «Мой город, моя деревня»
  3. «Моё Отечество».
  4. «65-летию Победы посвящается: Письмо солдату».
  5. «Великие люди России»

Об организации проектно-исследовательской деятельности в нашем классе хочу рассказать поподробнее.

Проектно-исследовательская деятельность

«Когда детям представляется возможность поделиться своими знаниями с товарищами и учителем, это окрыляет их, обогащает уроки и создает атмосферу коллективной работы»

                                                                                                  Л.В.Занков

        «Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться. Я сейчас подумаю и скажу…» Очень часто я слышу такие слова от своих учеников на уроках. Для меня такие ситуации значимы, так как для ребенка этого возраста важно не погасить в нем стремление и желание совершить свое открытие, не оттолкнуть равнодушие, не погасить любознательность.

        Стремление ребенка к получению новых знаний создает благоприятные условия для начала исследовательской деятельности в начальной школе.

        Использование метода проектов в воспитательной системе «Вместе мы – сила» позволяет развивать у учащихся:

  1. творческие способности;
  2. логическое мышление;
  3. стремление самому открывать новые знания и умения проявлять их в современной действительности.

Созданные три проекта «Мое Отечество», «Моя родословная», «Мой город, моя деревня» - это «звенья одной цепи». Свою проектно-исследовательскую деятельность с ребятами мы начали еще в третьем классе, создавая проект «Мое Отечество». Краеведческая работа является одним из факторов, влияющих на развитие нравственных качеств детей, воспитание любви к Родине. Проект «Мое  Отечество» - творческая работа учащихся, в котором использованы собранные ими материалы о героическом прошлом Волосовского района Ленинградской области в годы Великой Отечественной войны.

Эта работа увлекла ребят и их родителей.  Продолжением стал следующий проект «Моя родословная». На классном собрании в начале 2010-11 уч.г.,  на которое были приглашены члены родительского комитета, все решили продолжить исследовательскую деятельность – создать проект «Моя семья». Ведь любовь к Родине начинается с семьи, с отчего дома. Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Эта дань благодарности, дань памяти.

Проект «Мой город, моя деревня»  явился продолжением проектов «Мое Отечество» и «Моя родословная», влияющих на развитие нравственно-патриотических качеств ребенка. В этом проекте ребята продолжили изучение истории Волосовского района по направлениям:

  1. археологические памятники;
  2. архитектурные памятники;
  3. история названий населенных пунктов района;
  4. исторические деятели;
  5. население района, его занятия.

Таким образом, создалась целая система проектно-исследовательской деятельности. О ее положительном влиянии говорят следующие мониторинги:

Мониторинг опроса учащихся об использовании проектно-исследовательской деятельности:

Мониторинг результативности обучения на уроках литературного чтения и окружающего мира

Опрос родителей об использовании педагогических технологий -портфолио учащихся:

ДА

НЕ ЗНАЮ

Считаю, что можно обойтись и без них

Является дополнительным источником знаний

100%

Развивает речь учащихся и их словарный запас

100%

Развивает уровень самостоятельности, самооценки учащихся

86%

7%

7%

Повышает познавательную активность учащихся

100%

Подвигает родителей к совместной деятельности с детьми

97%

3%

Оценивая эффективность воспитательной системы «Вместе мы - сила», можно констатировать следующее:

– у детей преобладает положительная самооценка, они уверены в своих  силах и   возможностях, чувствуют себя в классном коллективе защищено и комфортно;

– более заметными стали успехи  учащихся в городских олимпиадах, смотрах и конкурсах;

– большинство родителей удовлетворены результатами обучения и воспитания своих детей, их положением  в классном и школьном коллективах.

        Технология портфолио и проектно-исследовательская деятельность действуют в системе, взаимосвязаны между собой. Они эффективны и доступны для каждого ребенка.

Данная система помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредоточивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления и действия классного руководителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Всё это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Концепция воспитательной работы "Город РАДОСТИ".

Данная концепция была представлена на городском конкурсе классных руководителей г.Кирова в 2007 году. Победитель конкурса "Самая классная классная"“Воспитывает все: люди, вещи, явления, но преждевсего...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

Концепция воспитательной работы моего класса

Воспитательная система моего класса. Победитель конкурса "Классный самый классный"...

Концепция воспитательной работы

Концепция воспитательлной  работы. Цели и задачи воспитания. Идеи воспитательной системы....

Концепция воспитательной системы класса "Будущее начинается сегодня"

Материал к конкурсу классных руководителей "Классный, самый классный -2010"...

статью "Концепция воспитательной работы".

Статья по воспитательной работе....