Концепция воспитательной системы "Вместе мы - сила"
рабочая программа на тему
Концепция по воспитательной работе с учащимися начальной школы. Расчитана на полный курс обучения в начальной школе с 1 по 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koncepciya_vosp._sistemy_klassa.doc | 898 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция воспитательной системы класса:
« Вместе мы – сила»
(Становление личности ребёнка в начальной школе.)
Актуальность.
Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка, реализация личностно ориентированного образования и воспитания, которые направлены на выращивание в каждом ученике развитой самостоятельной личности.
Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Это предъявляет высокие требования к учителю. Еще А.С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет рядом». Значит, воспитание надо начинать с себя. Необходимо постоянное внимание и к собственному поведению, словам, поступкам: ведь дети смотрят на жизнь, прежде всего глазами своих родителей и учителей.
Гипотеза.
Маленький человек приходит в школу не только учиться читать, писать, считать, приобщаться к музыке, рисованию, спорту. Маленький человек приходит в школу… за счастьем! Он ждет встречи с интересными добрыми людьми, праздника и каждый день – пусть небольшого, но чуда.
Учитель должен любить своих учеников. Но этого мало.
«Воспитывай и учи, ибо ты учитель». А значит, знай своих учеников, уважай в каждом из них человека, умей анализировать, прогнозировать. «Не жди благодарности, ибо будут у тебя другие ученики, а у них – другие учителя».
Думаю, что эти слова для каждого учителя и, конечно, для меня. Как учитель и человек я могу сказать, что люблю своё дело, и мне не жаль времени для моих учеников.
Кроме того, на мой взгляд, мне повезло. Школа, в которой я работаю, современная, соответствующая времени, сопричастная к тому, что происходит в обществе в настоящее время, сегодня. Вот уже не первый год в нашей школе создана и действует модель детского ученического самоуправления «Страна Радужная». В основе воспитательной работы лежит методика коллективных творческих дел, близкая мне по духу. Воспитательная система реализуется через технологию самоуправления: протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Смысл воспитательной системы - обучение детей основам демократических отношений в обществе, обучение их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Учитывая основные идеи и направления школьной воспитательной
деятельности, я поняла, что в классном коллективе нужна воспитательная система, которая обеспечивает создание максимально благоприятных условий для развития активной и свободной личности ребёнка, умеющей самостоятельно действовать; система, которая учитывала бы интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал. Я составила свою систему воспитательной работы «Вместе мы – сила». Она рассчитана на 4 года (1-4 классы).
Цели и задачи воспитательной системы
«Вместе мы – сила».
Цель воспитательной системы – свободное развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого учащегося, формирование основ патриотизма.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
- Создание в классном коллективе комфортной атмосферы жизнедеятельности, основанной на дружелюбном обращении друг с другом, способствующей индивидуальному и коллективному творчеству.
- Создание условий для формирования в классе духовно и нравственно богатой благоприятной среды развития.
- Оказание помощи детям в освоении нравственно – патриотических ценностей.
- Формирование самостоятельности учащихся и их потребности в самообразовании.
Методы.
- Объяснительно – иллюстративный.
- Репродуктивный.
- Частично – поисковый.
- Исследовательский.
Средства.
- Создание проблемных ситуаций.
- Различные виды деятельности: игровая, учебная, творческая.
- Совместная деятельность семьи и класса.
- Совокупность различных источников информации, используемых в исследовательской деятельности.
Воспитательная система «Вместе мы – сила» создана как обобщение и систематизация опыта моей воспитательной работы с использованием эффективных педагогических технологий:
- Технология портфолио учащегося.
- Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе.
Основные идеи, нашедшие отражение в воспитательной системе, можно сформулировать следующим образом:
– содержание системы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;
– система ориентирована на воспитание людей порядочных, интеллигентных, уважающих жизнь и мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи, живущих достойно и счастливо, патриотов своей Родины.
Система «Вместе мы – сила» разработана на основе следующих концептуальных положений:
- успешность обучающихся – необходимое условие психологического благополучия школьников и основа их здоровья;
- успешность школьников – необходимое условие включения обучающихся в деятельность;
- успешность ребенка – необходимое условие социализации человека;
- успешность воспитанника связана с опорой на вчерашний успех, с переживанием успешности сегодня, ожиданием, прогнозированием, проектированием завтрашней радости;
- успешность школьника – результат реальных достижений обучающихся в различных видах деятельности (спорте, творчестве, труде и др.), а успех – способ самоутверждения и самовыражения;
- успешность – норма полноценной жизни ребенка;
- успех – основа самооценки, самопознания, мечта о будущем достижении.
В основу воспитательной системы были положены следующие принципы и подходы:
– принцип природосообразности - надо принимать ребенка таким, каков он есть;
– принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную внеурочную деятельность;
– принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;
– деятельностный подход – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками;
– личностно ориентированный подход – уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
Предполагаемым результатом данной воспитательной системы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
В своей работе я пользуюсь советами по организации детского самоуправления.
- Чем больше детских проблем мы решаем за детей, тем больше порождаем пассивность, тем меньше шансов пробудить у них активность.
- Надо понимать не только каждого ребенка, но и детское сообщество в целом. Надо правильно прогнозировать развитие отношений между детьми и взрослых с детьми.
- Необходимо постоянно изучать интересы детей, что позволит сплотить ребят и развить их социальную активность.
- Выделяя их детской среды своих помощников, не нужно позволять формироваться ученической бюрократии. Каждый активист должен в первую очередь представлять ученический коллектив в отношениях с педагогами и администрацией, а не педагогический коллектив в отношении с детьми.
- Дети, которые выдвинуты детским коллективом в качестве «вожаков», должны ощущать уважение и поддержку педагогов.
- Требуя ответственности детей за взятые обязательства перед детским коллективом, учитель сам должен показывать пример обязательности выполнения своих обещаний.
- Если предоставлены какие-либо полномочия органам детского самоуправления, нельзя приостанавливать эти полномочия без серьезных на то оснований, понятным детям.
- Необходимо уважать организаторский труд детей, эмоционально поддерживать их усилия в решении организаторских задач.
- Никогда не занимать позицию постороннего в делах, придуманных детьми. ОЧЕНЬ ВАЖНО БЫТЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ, А НЕ РЯДОМ С НИМИ!
ВЕРЬТЕ В ДЕТЕЙ, В ИХ СПОСОБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ!
Содержание воспитательной системы
«Вместе мы – сила».
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
1 класс «Познай самого себя» - на первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность - учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.
2 класс «Учись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс «Вместе мы сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
Содержание программы я разделила на 5 основных направлений:
Я - ЧЕЛОВЕК (социализация)
Цель и задачи: защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка; воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни; сотрудничество со специалистами здравоохранения; просветительская работа с учениками и их родителями через воспитательные мероприятия.
Осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.
«Мой мир знаний» (учебно-познавательное)
Цель и задачи: расширение кругозора: создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников; развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию; повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации учебных целей; формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность.
«Я и СЕМЬЯ» (семейное воспитание)
Цель раздела: психолого-педагогическое просвещение родителей; развитие сотрудничества между родительской общественностью и школой; повышение воспитательного воздействия семьи; помочь ребёнку осознать роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил.
Содержание раздела: ребёнок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимаются его дедушка и бабушка, где они жили, семейные традиции, Он должен осознавать свой статус в семье (« Я надежда и помощник») и в обществе (« Я гражданин, я ученик»)
«Я и ПРИРОДА» (экологическое воспитание)
Цели: воспитание ответственности за сохранение окружающей среды; воспитание этического, нравственного и практического отношения к ней; умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.
Содержание этого раздела предусматривает развитие у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде. Помогает ребёнку найти своё место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека.
«Я и ОТЕЧЕСТВО» (патриотическое воспитание)
Цели: пробудить интерес к прошлому своего народа. Познакомить с национальной культурой, восстановить утраченные связи современного человека с историей прошлого и настоящего.
Содержание раздела: изучение российской символики и законов страны; знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями и художниками, знакомство с героическим прошлым Волосовского района, с историей возникновения населенных пунктов района, углубление знаний о коренных жителях нашего района, их занятиях, ремеслах.
Реализация данной воспитательной системы предполагает:
1. Практическую и исследовательскую деятельность.
2. Оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе.
3. Неразрывную связь с родителями, учителями, учащимися.
4. Формирование коммуникативной, гражданской и социальной активности.
Воспитательная работа в школе осуществляется по следующим направлениям:
-нравственно-патриотическое (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности; воспитание уважения к культуре и истории семьи, Родины);
-трудовое (формирование самостоятельности учащихся, бережного отношения к результатам труда, формирование осознания значимости труда);
-эстетическое (развитие творческих способностей и интересов);
-экологическое (формирование бережного отношения к природе, понимания необходимости сохранения окружающей среды);
-научное (развитие эрудиции, формирование потребности в самообразовании; обучение детей способам работы с информационными ресурсами);
-дружбы и международного сотрудничества (ознакомление с историей и традициями Финляндии, поддерживание дружеских связей со школьниками и преподавателями школы города Ханко);
-спортивное (формирование культуры сохранения и совершенствования здоровья детей)
У нас в школе, в Стране Радужной, каждый класс-город. Наш класс – город «Пчелки» в школе отвечает за нравственно – патриотическое направление. Поэтому свою воспитательную систему в классе я выстраиваю с акцентом на нравственно – патриотическое воспитание.
Учащиеся нашего класса постоянные участники школьных, районных, областных и всероссийских конкурсов. Например, в 2009-2010 уч. г. ученики нашего класса участвовали в районном детском фестивале военно-патриотической песни «Соловьи весны победной!» и заняли 2 место.
Бойкова Анастасия, Малышева Евгения, Рузиматова Жанна, Захарова Мария стали лауреатами III степени второго тура IV Открытого фестиваля-конкурса хореографического искусства «Славянский кубок», проходившего в г. Минске с 3 по 7 ноября 2010 г.
Щербина Христина была участницей Всероссийской выставки художественного творчества детей «Я горжусь, что родился в России, и я помню заветы отцов» и заняла 1 место.
Воспитательная система «Вместе мы – сила» строится на основе самоуправления, т. е. через совместное переживание факта или явления, создающего напряжение и яркий эмоциональный выход.
Классное самоуправление
Ответственные за творческие поручения
Мэр класса
Совместные мероприятия учащихся и родителей
Собрание класса
Совет учащихся класса
В целом реализация воспитательной системы «Вместе мы – сила» способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и педагога в развитии личности.
Главной задачей самоуправления я считаю привлечение каждого учащегося к жизнедеятельности класса и школы, поэтому за основу беру Совет учащихся класса. Для решения многих значимых вопросов проводятся классные собрания. В начале учебного года на общем собрании в классе избирается глава самоуправления – мэр города и ответственные за творческие поручения.
В нашем классе – городе «Пчелки» учащиеся работают в творческих группах. Каждая творческая группа «пчелок» выполняет в течение недели индивидуальное задание. На следующей неделе задание меняется. Таким образом, у учащихся появляется возможность проявить себя в различных ролях, научиться быть лидером, видеть перспективы своего собственного дела, уметь отвечать за свои поступки.
В начале учебного года мы с ребятами на классном собрании решили, что все «пчелки» класса должны жить на зеленой полянке в своих «ульях». «Пчелки» будут наполнять нектаром – «медом знаний» «соты». «Соты» – творческие задания по направлениям. Чтобы наполнить ульи, нужно трудиться в течение всего учебного года, собирать «мед знаний» по капельке, не ленясь. В ходе обсуждений, каждый старался высказать свое мнение, рассуждали вслух, при этом выслушивались все версии и предложения. Кто – то из детей соглашался, у кого – то возникали вопросы. По итогам работы каждой творческой группы были спланированы коллективные дела. Шли дни, недели, месяцы, запланированные детьми дела, благодаря сотрудничеству с родителями, учителем реализовывались, и пустые ульи заполнялись сотами с медом. Одновременно с этим дети пополняли свои папки достижений – портфолио. Эта работа ведется систематически на протяжении всех лет обучения в школе.
Портфолио – целенаправленная коллекция работ учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в учебной и внеурочной деятельности.
Использование технологии портфолио позволило мне решить важные педагогические задачи:
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки оценочной деятельности учащихся;
- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
В портфолио в раздел «Мои работы» пчелки отправляют свои творческие работы: рисунки, сообщения, рефераты, доклады, проектные задания и др. А в разделе «Мои достижения» накапливаются результаты различных конкурсов, олимпиад, дипломы, грамоты и др.
Использование технологии портфолио служит основой для получения более точной и объективной картины проявления отдельных способностей ученика, позволяет получать интегральную оценку, оценивающую суммарный результат усилий в решении учебных и воспитательных задач.
Философия учебного портфолио, или «портфеля ученика» заключается в том, что предполагает смещение акцента с того, чего учащийся не знает и не умеет, на то, что знает и умеет.
Таким образом, педагогический акцент переносится с оценки на самооценку, формируется самостоятельность ученика в учебной деятельности, развиваются навыки самооценивания.
Листок самооценки учащегося 4-а кл. Шевченко Александра
«Мои творческие задания»
Направления работы | Название творческих заданий | Самооценка результатов заданий |
Я – человек | «Все работы хороши» доклад о профессиях моих родителей | |
Мой мир знаний | «Невидимые враги человека, которые мешают жить» сообщение о вреде курения | |
Я и семья | Проект «Моя родословная» | |
Я и природа | «Гармония в природе» экологический плакат | |
Я и Отечество | Проект «Мой город. Моя деревня» |
Не получилось, надо доработать
Небольшие недочеты в работе, но в целом я доволен
Отлично, без замечаний
Листок самооценки учащейся 4-а кл. Медведевой Дарьи
«Мои творческие задания»
Направления работы | Название творческих заданий | Самооценка результатов заданий |
Я – человек | «Все работы хороши» доклад о профессиях моих родителей | |
Мой мир знаний | «Невидимые враги человека, которые мешают жить» сообщение о вреде курения | |
Я и семья | Проект «Моя родословная» | |
Я и природа | «Гармония в природе» экологический плакат | |
Я и Отечество | Проект «Мой город. Моя деревня» |
Своим девизом мы выбрали следующие слова:
Мы пчелки, легок наш полет
Жужжим мы без умолку.
Но, собирая знаний мед,
Мы трудимся, как пчелки.
Ответственные за направления следят за соблюдением правил «пчелок»:
- Наполняй соты, собирай по капелькам «мед знаний и правил общения».
- Будь активнее, стремись стать «мудрейшим».
- Приноси себе и другим пользу.
- Вместе мы – сила.
В свою творческую деятельность дети включены как на уроках, так и во внеурочное время. Они посещают школьные кружки, студии, секции, музыкальную и художественную школу, участвуют в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях. В организации воспитательного процесса включена совместная творческая деятельность с родителями.
Схема включения детей в творческую деятельность:
Уроки
Внеурочная деятельность
Общешколь-
ные конкурсы, фестивали, соревнования
Кружки
Студии (школа, ГДЦ «Родник», школа искусств им. Н. Рериха)
Совместная творческая деятельность с родителями в рамках класса, школы, г. Волосово
Мониторинг занятости учащихся 4-а класса в секциях, кружках и клубах на 1 марта 2011 г.
Классный руководитель
Принципы выстраивания отношений.
Взаимодействие
Взаимная ответственность
Доверие
Сотрудничество
Сопереживание
Содружество
Сотворчество
Родители
Ученик
В центре организации учебно – воспитательного процесса стоит личность ученика, его интересы, успехи. Основная моя задача как учителя и как классного руководителя состоит в том, чтобы создать в классе такие условия, при которых дети могут учиться в силу своих способностей. С самого начала работы с классом я стараюсь создать психологически комфортную атмосферу.
Одним из главных принципов в моей работе является уважительное отношении к детям, терпимость к их мнениям, недостаткам. Мы за сотрудничество!
Сотрудничество родителей, школы и детей, организация совместной работы, классно – семейное проектирование в нашем классе успешно реализуются. В слове «сотрудник» хороший корень: труд. Труд и должен быть основной формой воспитания. Сотрудничать – значит разделять труд.
Работа с родителями.
Родители в системе воспитательной работы
Участие в делах класса и школы
Участие в самоуправлении
Выполнение с детьми творческих поручений
Совет школы
Классный
(общешколь-
ный)
родительский комитет
Классное
(общешколь-
ное)
родительское собрание
Экскурсии, походы, поездки, посещение театров, музеев
Идеальный и самый продуктивный вариант – равноправное дружеское взаимодействие классного руководителя, родителей и ребенка, направленное на благополучие последнего.
Работа с родителями является ведущим направлением в воспитательной системе «Вместе мы – сила». Поэтому я выделяю следующие задачи:
- привлекать родителей к сотрудничеству по организации воспитательной работы в классе;
- помогать родителям в решении наиболее актуальных проблем воспитания;
- способствовать повышению роли и значения семьи в гуманистически ориентированном воспитании детей.
В нашем классе учащиеся, родители и классный руководитель – одна большая семья единомышленников: учимся – вместе, работаем – вместе, отдыхаем – вместе. Это сплоченный, организованный, трудолюбивый, инициативный и ответственный коллектив, строящий свою работу на принципах самоуправления.
Совместно с родителями составляется план воспитательной работы. На первом родительском собрании выбирается родительский комитет. Члены родительского комитета становятся не только инициаторами добрых дел в классе, но и моими полноправными партнерами в реализации воспитательной системы класса.
Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт в воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе. Вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей – это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большое желание его познать. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.
Показателем результативности педагогической работы классного руководителя с родителями являются хорошие отношения детей и их родителей к школе, желание ребенка учиться, быть активным участником школьных дел.
Опрос родителей:
Довольны ли вы выбором программы развивающего обучения Л.В. Занкова?
Что изменилось в лучшую сторону в вашем ребенке за период обучения в данном классе:
Сравнительная характеристика нравственных качеств учащихся
3-4 классы
Сравнительный анализ уровня воспитанности учащихся с 2008 по 2011 уч. г.
Активные формы сотрудничества с родителями:
Форма сотрудничества | Тема |
Консультации: -индивидуальные; -групповые. | 1.Режим школьника. 2.Правила для учащихся. 3.Выполнение домашних заданий. 4.Санитарно-гигиенические нормы. 5.Возрастные особенности младших школьников. |
Классные часы. | 1. Воспитание доброты и отзывчивости. 2.Моя семья. 3.Откуда мы родом. 4.День матери. 5.Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. |
Школьные фестивали и конкурсы: -музыкальные; -спортивные; -патриотические; -научные; Творческие вечера; Оказание помощи в оформлении портфолио учащихся. Оказание помощи в проектно – исследовательской деятельности учащихся; | «Волшебная сила музыки» «Папа, мама, я – спортивная семья» «Веселые старты» «65 лет Победы», «Освобождение г. Волосово», «Снятие Блокады Ленинграда» Недели: русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения. «Алло, мы ищем таланты!» «День рожденья только раз в году», «КВН» «Знатоки этикета»
|
Об организации проектно-исследовательской деятельности в нашем классе хочу рассказать поподробнее.
Проектно-исследовательская деятельность
«Когда детям представляется возможность поделиться своими знаниями с товарищами и учителем, это окрыляет их, обогащает уроки и создает атмосферу коллективной работы»
Л.В.Занков
«Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться. Я сейчас подумаю и скажу…» Очень часто я слышу такие слова от своих учеников на уроках. Для меня такие ситуации значимы, так как для ребенка этого возраста важно не погасить в нем стремление и желание совершить свое открытие, не оттолкнуть равнодушие, не погасить любознательность.
Стремление ребенка к получению новых знаний создает благоприятные условия для начала исследовательской деятельности в начальной школе.
Использование метода проектов в воспитательной системе «Вместе мы – сила» позволяет развивать у учащихся:
- творческие способности;
- логическое мышление;
- стремление самому открывать новые знания и умения проявлять их в современной действительности.
Созданные три проекта «Мое Отечество», «Моя родословная», «Мой город, моя деревня» - это «звенья одной цепи». Свою проектно-исследовательскую деятельность с ребятами мы начали еще в третьем классе, создавая проект «Мое Отечество». Краеведческая работа является одним из факторов, влияющих на развитие нравственных качеств детей, воспитание любви к Родине. Проект «Мое Отечество» - творческая работа учащихся, в котором использованы собранные ими материалы о героическом прошлом Волосовского района Ленинградской области в годы Великой Отечественной войны.
Эта работа увлекла ребят и их родителей. Продолжением стал следующий проект «Моя родословная». На классном собрании в начале 2010-11 уч.г., на которое были приглашены члены родительского комитета, все решили продолжить исследовательскую деятельность – создать проект «Моя семья». Ведь любовь к Родине начинается с семьи, с отчего дома. Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Эта дань благодарности, дань памяти.
Проект «Мой город, моя деревня» явился продолжением проектов «Мое Отечество» и «Моя родословная», влияющих на развитие нравственно-патриотических качеств ребенка. В этом проекте ребята продолжили изучение истории Волосовского района по направлениям:
- археологические памятники;
- архитектурные памятники;
- история названий населенных пунктов района;
- исторические деятели;
- население района, его занятия.
Таким образом, создалась целая система проектно-исследовательской деятельности. О ее положительном влиянии говорят следующие мониторинги:
Мониторинг опроса учащихся об использовании проектно-исследовательской деятельности:
Мониторинг результативности обучения на уроках литературного чтения и окружающего мира
Опрос родителей об использовании педагогических технологий -портфолио учащихся:
ДА | НЕ ЗНАЮ | Считаю, что можно обойтись и без них | |
Является дополнительным источником знаний | 100% | ||
Развивает речь учащихся и их словарный запас | 100% | ||
Развивает уровень самостоятельности, самооценки учащихся | 86% | 7% | 7% |
Повышает познавательную активность учащихся | 100% | ||
Подвигает родителей к совместной деятельности с детьми | 97% | 3% |
Оценивая эффективность воспитательной системы «Вместе мы - сила», можно констатировать следующее:
– у детей преобладает положительная самооценка, они уверены в своих силах и возможностях, чувствуют себя в классном коллективе защищено и комфортно;
– более заметными стали успехи учащихся в городских олимпиадах, смотрах и конкурсах;
– большинство родителей удовлетворены результатами обучения и воспитания своих детей, их положением в классном и школьном коллективах.
Технология портфолио и проектно-исследовательская деятельность действуют в системе, взаимосвязаны между собой. Они эффективны и доступны для каждого ребенка.
Данная система помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредоточивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления и действия классного руководителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Всё это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)
Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...
Концепция воспитательной работы "Город РАДОСТИ".
Данная концепция была представлена на городском конкурсе классных руководителей г.Кирова в 2007 году. Победитель конкурса "Самая классная классная"“Воспитывает все: люди, вещи, явления, но преждевсего...
Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".
Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...
Концепция воспитательной работы моего класса
Воспитательная система моего класса. Победитель конкурса "Классный самый классный"...
Концепция воспитательной работы
Концепция воспитательлной работы. Цели и задачи воспитания. Идеи воспитательной системы....
Концепция воспитательной системы класса "Будущее начинается сегодня"
Материал к конкурсу классных руководителей "Классный, самый классный -2010"...
статью "Концепция воспитательной работы".
Статья по воспитательной работе....