Здесь находятся материалы для детей с интелектальными нарушениями Вариант 2
план-конспект занятия (1, 2, 3 класс)

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа равных возможностей»

Программа Воспитательной работы

Для учащихся Вариант 2

Выполнила: учитель начальных классов Одуд В.С.

Содержание рабочей программы.

  1. Пояснительная записка
  2. Основы безопасности жизнедеятельности.
  3. Взаимодействие с семьями обучающихся.
  4. Индивидуальная работа с детьми.
  5. Развитие навыков на внеурочной деятельности учащихся.
  6. Календарно-тематическое планирование.
  7. Мониторинг по воспитательной работе.
  8. Список литературы .

НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и

дольше всего люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

А. С. Макаренко

Актуальность программы.

Свободный хорошо социализированный, здоровый человек – это главное, что определяет развитие страны, её перспективы.

Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Общество всё более осознаёт, что непрерывность процесса формирования личности требует в образовательных учреждениях системной работы, направленной на духовно – нравственное -патриотическое становление детей и подростков, их гражданское, трудовое воспитание, создание условий для развития эмоционально-чувственной и деятельной сфер личности. «До последнего времени школа у нас была не воспитывающей, а обучающей. А школа должна воспитывать человека…» (Д. С.Лихачев).

В связи с актуализацией проблем воспитания, в связи с открывшейся вариативностью социокультурных пространств, программирование в педагогике крайне необходимо. Разработка программы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена и особенностями контингента воспитанников, и сложностями социально-экономического порядка, и желанием создать условия для преодоления трудностей их социализации. Именно проблема социального становления воспитанников, их оздоровления и успешной адаптации в современном обществе обусловила потребность скоординированной работы всех служб школы-интерната с целью поэтапного формирования системы навыков и умений трудового, нравственно-эстетического, социального поведения у каждой возрастной группы детей и ограниченными возможностями здоровья.

Программа воспитания предназначена для обеспечения перехода системы воспитания в качественно новое состояние, направленное на развитие личности обучающегося воспитанника. Необходимость перехода продиктована социальным заказом родителей и реальными возможностями педагогического коллектива, контингентом воспитанников, сложившимся социумом.

Коррекционная направленность воспитания предполагает учёт индивидуально-типологических особенностей ребёнка; выбор средств и приёмов, позволяющих наиболее эффективно формировать воспитательное пространство. Правильная организация воспитательной работы, в которой целесообразно сочетаются фронтальные, коллективные и индивидуальные формы работы ведёт к развитию личности ребёнка. Он учится жить по законам общества, бережно относиться к окружающему миру, людям, осознаёт себя в этом мире, ценит собственное здоровье и здоровье близких, задумывается о самовоспитании.

Программа коррекционно-образовательно-воспитательной работы составлена с учётом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития; ведущих мотивов и потребностей; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов.

Важным фактором эффективности воспитательной деятельности является работа по развитию общей психологической компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учитывается также необходимость создания основ для последующего профессионального самоопределения: умения представлять будущее, умения воображать картины жизни, устанавливать причину и следствие.

Конституция РФ 1993 г. Конвенция о правах ребенка (вступила в силу 15.09.1990 г.) Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ Семейный кодекс РФ от 29. 12.1995 №223 - ФЗ. Закон РФ «Об основных гарантах прав ребенка» от 27.07.1996 №124-ФЗ Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г., с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08. 2004 N 122-ФЗ, вступивших в силу с 01.01.2005 года. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ МО РФ от 11.02.2002 № 393) Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1996 № 120-ФЗ «Концепция Федеральной целевой программы развития образования до 2010 г.» от 03.10 2005г.- «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» 9 декабря 2004. (протокол № 47, раздел 1). Типовое положение об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ м 19.03. 2001 № 196) Минимальный социальный стандарт РФ «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования» Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г

13.  Типовое положение о специальном (коррекционном образовательном) учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03. 1997 г.

Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».

Пояснительная записка.

Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Общество всё более осознаёт, что непрерывность процесса формирования личности требует в образовательных учреждениях системной работы, направленной на духовно – нравственное становление подростков, их гражданское, трудовое воспитание, создание условий для развития эмоционально-чувственной и деятельной сфер личности. «До последнего времени школа у нас была не воспитывающей, а обучающей. А школа должна воспитывать человека…» (Д. С.Лихачев).

В связи с актуализацией проблем воспитания, в связи с открывшейся вариативностью социокультурных пространств, программирование в педагогике крайне необходимо. Разработка программы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена и особенностями контингента воспитанников, и сложностями социально-экономического порядка, и желанием создать условия для преодоления трудностей их социализации. Именно проблема социального становления воспитанников, их оздоровления и успешной адаптации в современном обществе обусловила потребность скоординированной работы всех служб школы-интерната с целью поэтапного формирования системы навыков и умений трудового, нравственно-эстетического, социального поведения у каждой возрастной группы детей и ограниченными возможностями здоровья.

Существует ряд факторов, которые отрицательно сказываются на становлении личности ребенка с отклонениями в развитии:

-  ситуация ограниченной социальной активности, недостаточности включения ребенка в различные виды практической деятельности;

-  значительно затруднен процесс усвоение детьми социального опыта, моделей поведения;

-  у всех воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;

- воспитанникам присуще такие качества личности, как:

а) бедность мотивационной сферы, односторонность; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих, неумение и нежелание признать свою вину;

б) поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться;

в) неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, когда в трудной ситуации возникает обида;

г) тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве;

д) иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие ответственности;

е) инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности; неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;

ж) «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.

Программа воспитания предназначена для обеспечения перехода системы воспитания в качественно новое состояние, направленное на развитие личности обучающегося воспитанника. Необходимость перехода продиктована социальным заказом родителей и реальными возможностями педагогического коллектива, контингентом воспитанников, сложившимся социумом.

Нормативно-правовым основанием для разработки и применения программы являются:

Закон РФ «Об образовании».

Концепция модернизации Российского образования до 2010 года.

Закон РФ «О социальной защите инвалидов»

Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1- VIII видов”

Типовое Положение о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.

Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида

Региональный базисный учебный план специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.

Рабочая программа составлена на основе автоспорой программы, разработанный Одуд В.С в Муниципальной бюджетной общеобразовательной учреждении «Школы равных возможностей это специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

         В нашей школе обучаются дети по программе АООП Вариант 2 и Вариант 1. Программа отражает следующие направления работы с детьми: нравственное, эстетическое, этическое, гражданско-патриотическое, экологическое, ПДД, трудовое. Данные направления распределены по неделям. Данные темы входят в программу внеурочной деятельности в виде бесед и творческой деятельности, а также на классных часах.  

Данная программа разработана по следующим направлениям: эстетическое, нравственное и трудовое воспитание.  В настоящее время происходит значительное увеличение детей с низким уровнем развития. Это проявляется в снижении эмоционально – волевой сферы, в адекватном поведении, снижением интеллекта, в слабой жизнеспособности детского организма. Но так как каждый ребёнок находится в социуме, возникает необходимость создание программы, с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, направленных на социализацию детей с нарушением интеллекта, как в процессе вхождения ребёнка в социальную среду, усвоение им социального опыта, освоение и приобретение системы социальных связей.

Характеристика группы:

В группе   7 человек (4 мальчиков, 3 девочек). Все они из разных семей.  Дети имею разную структуру нарушения. Обучаются по программе АООП Вариант 2.  В классе 1 ребенок имеет синдром Дауна и 6 человек имеют нарушения в виде аутистических спектра, у всех детей имеется интеллектуальные нарушения. По характеру все дети разные. Физическое развитие у детей тоже разное. Санитарно-гигиенические навыки привиты, но некоторым детям требуется постоянный контроль (Маша М Коля В.). все дети умеют трудиться: с удовольствием выполняют обязанности дежурного по столовой, по классу и другие поручения взрослых, но необходимо формировать основные навыки личной гигиены и воспитывать трудолюбие.

Учитывая, что дети с ОВЗ в основном поступают в школу из разны семей как по статусу, так и по положению, поэтому они не всегда осознают нормы коллективной жизни, у них с трудом формируются социально значимые навыки. Не все дети способны контролировать свое поведение и подчинять его общепринятым правилам (Рома Ш). Некоторые из них систематически нарушают дисциплину, допускают проступки, следствием которых проявляются отрицательные качества личности (нетерпеливость, неугомонность, нечестность, жестокость). У них отсутствует самокритичность, испытывают трудности в общении с окружающими и друг с другом.  Ксюше П. сложно устанавливать контакт с детьми, осознавать требования педагогов и соответствовать им в силу особенности со стороны ее нарушения.

У детей нашей группы слабо выражены нравственные качества взаимовыручка, стремление помочь близкому, коммуникативные навыки. Недостаточно сформированы социально – бытовые навыки, но при этом если педагог ДАЕТ поручение, то дети идут на контакт и с удовольствием выполняют поручения.

Проводя воспитательную работу в 3 классе, необходимо постоянно анализировать, как развивается ребенок, каковы причины, вызывающие те или иные поступки, знать индивидуальные особенности детей с интеллектуальной недостаточностью. Все направления воспитательной работы основаны на личностно ориентированном подходе: внушение ребенку уверенности в собственных силах и возможностях; признание за воспитанником не только статуса ученика, но и всех прав человека – гражданина; опора на положительные качества ребенка.

Для успешной социализации детей большое значение отдается нравственному воспитанию. Занятия в данном направлении не просто воспитывают традиционные ценности отношения, но и на их основе помогают каждому ребенку формировать свою жизненную позицию. Этой цели достигнуть помогают личные, коллективные беседы, всевозможные жизненные ситуации, которые можно продемонстрировать в виде иллюстрации и беседы на каждую тему, это все может мотивировать детей на самосовершенствование и саморазвитие.

         Данная программа призвана создать вокруг ребенка комфортную эмоциональную атмосферу, позволяющую достигнуть воспитателю доверительных отношений с учащимися, помочь раскрепостить ребят и максимально активизировать их нравственный потенциал.

Необходимо также, именно в этом возрасте, формировать навыки взаимодействия с окружающими,   основанные на взаимном уважении и давать первые уроки культуры на ряду с правилами поведения в общественных местах, на улице, в лесу и т.д.

Цель программы:

Создание благоприятной воспитательно - образовательной среды, способствующей духовному и нравственному развитию и социализации ребенка.

Задачи:

  • Сплачивать детский коллектив, воспитывать взаимовыручку и взаимопомощь во время проведения занятий, бесед, праздников, коллективных дел, экскурсий.
  • Корректировать эмоционально – волевую сферу.
  • Продолжать работу по знакомству с правилами этикета. Формировать    навыки   культурного поведения в повседневной жизни.
  • Продолжать работу по формированию нравственных умений и навыков. Регуляция отклоняющегося поведения.
  • Продолжать развивать навыки личной гигиены.
  • Прививать навыки коллективной трудовой деятельности.
  • Воспитывать важные личностные качества (заботливость, бережливость, привычка к волевому усилию).
  • Формировать познавательные потребности и положительной мотивации к познанию нового.
  • Воспитывать эстетические чувства.

В основе системы воспитательной работы заложены принципы:

  • Принятие ребенка таким, какой он есть;
  • Опора на его положительные качества;
  • Выбор форм занятости, соответствующих возможностях детей 3 класса, в ситуациях, приближенных к реальным.
  • Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью, щадящий режим.

У младших школьников с ОВЗ отсутствует познавательная потребность, стремление приобретать знания.   Поэтому учителю необходимо формировать мотивы, без которых дальнейшее воспитание, как и обучение, теряет свой смысл:

стремление стать школьником; учиться, приобретать знания; быть причастным к деятельности, имеющей значение не только для него самого, но и для окружающих.

В 3 классе продолжается воспитательная работа, начатая в первом классе. Она нацелена на коррекцию и максимальное сглаживание определенных недостатков в развитии, проявляющихся в различных сторонах развития личности детей. Так как большинство детей имеют нарушения в виде нарушения коммуникации особое внимание и усилие концентрируется: на знакомстве с нормами поведения: в школе, в столовой,  на улице, в магазине, на прогулке, экскурсии; практической отработке этических норм и правил; определении сущности нравственных понятий; воспитании доброжелательности, отзывчивости, внимательного отношения к окружающим; на анализе своих поступков, на реализации опыта нравственных отношений, возникающих в различных видах деятельности. Во время работы необходимо сконцентрировать усилия: на самооценку черт характера детей (доброта, честность, дружелюбие, взаимопонимание, трудолюбие…); формирование навыков общения в коллективной деятельности в новой социальной ситуации развития ребенка: ученик, успешный ученик; на развитие умения играть; создание условий для развития самоуправленческих начал, формирующихся в коллективе класса; культурно – нравственной ориентации.

Ожидаемый результат работы по нравственному воспитанию:

Дети должны знать и уметь:

  • Знать правила поведения в семье, коллективе;
  • уметь бережно относиться к близким людям, друзьям
  • знать правила этикета и успешно применять их в жизни
  • уметь принимать себя и других людей такими, какие они есть;
  • уметь контролировать себя.

Трудовая деятельность является базовой в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья в школе и в жизни.

В данной программе трудовое воспитание осуществляется одновременно в нескольких аспектах:

Дети получают представление о самообслуживающем труде, участвуют в хозяйственно-бытовом труде и труде в природе, учатся мастерить сами на уроках ППД, узнают о труде взрослых через беседы на таких предметах как Окружающий социальный мир, Домоводство, а также дети знакомятся с некоторыми профессиями на уроках Мир профессий и узнают, как трудятся в нашем мире другие люди.

На основе данных принципов можно выделить 7 основных направлений:

  • Гражданско – патриотическое.
  • Знания.
  • Здоровье.
  • Культура и творчество.
  • Труд и профориентация.
  • Нравственное.
  • Семья.

В данный раздел входят следующие темы:

  • Генеральная уборка;
  • Стирка и ремонт одежды;
  • Костюм к празднику;
  • Работа на пришкольном участке
  • Уход за одеждой и обувью.
  • Принятие гостей.
  • Накрывание стола.
  • Пришивание пуговиц.

    Дети должны знать и уметь:

  • Знать, как правильно выполнять практическую работу во время уборки в классе
  • Уметь пришить пуговицу и произвести мелкий ремонт одежды
  • Знать правила поведения во время коллективной работы
  • Уметь самостоятельно распределять обязанности в коллективе во время работы.

В планировании отражены следующие цели: воспитательные, развивающие и коррекционные. Используются различные формы и методы, беседы, дискуссии, викторины, тематические недели и т.д.

Результаты воспитания приведены в графе «Требования к знаниям и умениям», которые сформулированы в деятельной форме и полностью соответствуют требованиям программы.

       Межпредметные связи: чтение и развитие речи – разучивание пословиц, поговорок, чтение стихов, сказок, рассказов. Изобразительная деятельность, ручной труд – при участии в конкурсах, тематических неделях и месячниках изготовление поделок, выполнение рисунков, поделок.

       В рамках тематических недель и месячников в программу включены занятия по безопасности жизнедеятельности на предмете внеурочной деятельности «Азбука безопасности», что помогает детям адаптироваться в жизни, сформировать необходимые знания, умения и навыки для преодоления жизненных трудностей. Кроме того, вопросы знаний по различным предметам, развлекательные программы, викторины конкурсы, беседы.

      Программа предусматривает введение этнокультурного содержания, так как изучение особенностей родного края является важнейшим фактором формирования системы ценностей воспитанника. Этнокультурное содержание включено на занятиях по эстетическому воспитанию, «Моя малая Родина», а также беседы о родном крае и селе во время прогулок и экскурсий.

      А также поддерживается связь со специалистами школы – психологом и социальным педагогом, дефектологом для проведения анкетировании, тестов во время проведения классных часов: Тест «Хороший ли ты друг», анкета, Тест. «Приятно ли со мной общаться?», анкета «Классный руководитель глазами детей»., и др.

                  Таким образом, программа предусматривает вокруг воспитанника положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей нравственный потенциал. Так же в данную программу входят классные часы на тему патриотическое воспитание, сюда входят такие темы как: «75 лет посвященные ВОВ», различные конкурсы на тему: «Мой любимый край» - здесь дети делают поделку или рисунок, «Мой город Химки» и другие.

Содержание воспитательной деятельности.

Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и все это основывается на органах самоуправления.

Важнейшими, на мой взгляд, в этом процессе станут направления деятельности учителя в следующих сферах:

Направление «Гражданско-патриотическое».

Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни

Задачи: 

Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории поселка, школы.

Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.

Прививать детям чувство гордости за свою страну, поселок, школу.

Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.

Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни.

Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своего родного поселка.

Формы:

Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, поселка, государства.

Организация и проведение тематических классных часов и бесед;

Организация и проведение встреч с интересными людьми.

Направление “Знания”

Цель: развитие интеллектуальной личности, способной к продолжению образования.

Задачи:

Способствовать положительной мотивации учения, формированию устойчивого познавательного интереса.

Развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение заниматься самообразованием.

Создавать условия для практического применения знаний, полученных на уроках, посредством рациональной организации внеурочной учебной деятельности.

Формы.

Воспитание потребности учиться.

Воспитание ответственности за выполненную работу.

Реализовывать индивидуальные задатки и способности.

Стараться участвовать в олимпиадах, конкурсах.

Направление " Здоровье”

Цель: развитие нравственно и физически здоровой личности.

Задачи:

Создание условий для физического развития учащихся.

Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.

Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Формы:

Участие класса в спортивные соревнования, играх, днях здоровья.

Организация и проведение тематических классных часов, бесед.

Организация и проведение походов.

Организация и проведение встреч с интересными людьми.

Направление “Культура и творчество”

Цель: развитие потребности в прекрасном, развитие активной и инициативной личности

 Задачи:

Воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;

Реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества.

 Формы:

Организация и проведение тематических бесед и классных часов.

Участие класса в творческих конкурсах, праздниках.

Организация и проведение выставок работ школьников.

Организация и проведение встреч с интересными людьми.

Организация и проведение экскурсий, походов в поселке.

Направление “Труд и профориентация”

Цель: способствовать формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивать организаторские способности

Задачи:

Воспитание потребности трудиться.

Воспитание ответственности за выполненную работу.

  Формы:

Участие класса в трудовых мероприятиях: субботниках.

Организация и проведение дежурства по классу.

Организация и проведение походов;

Направление “Нравственное”

Цель: способствовать осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я".

 Задачи:

Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.

Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.

Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.

 Формы:

Организация и проведение семейных вечеров.

Формирование и развитие классных традиций.

Организация и проведение тематических бесед, классных часов.

Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.

Организация и проведение классных праздников.

Направление “ Семья”

Цель: способствовать социализации детей, осознанию ими себя будущими родителями, формировать положительное отношение к семейным ценностям

Задачи:

Воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений.

Стараться хранить семейные традиции, формировать традиции класса.

Формы:

Организация и проведение бесед, тематических классных часов.

Формирование традиций класса.

Организация и проведение семейных праздников.

Организация взаимного творчества детей и родителей

Условия реализации программы

Содержание программы предполагает активное использование наглядных и дидактических материалов в соответствии с тематикой программы:  мультимедиаресурсы, использование ТСО, экскурсии, энциклопедии, учебная и художественная литература.
Программа предусматривает использование групповых, коллективных и индивидуальных форм организации проведения занятий. Групповая работа воспитанников обеспечивает творческое общение, сплочённость, своевременное исправление допущенных ошибок своим товарищем. Коллективная форма предусматривает подачу материала всей группе, где есть возможность каждому ребенку самостоятельно оценивать свою работу, ее результаты. Коллективная деятельность как игровой прием способствует активному вовлечению детей в воспитательно-развивающий процесс. Индивидуальная работа обеспечивает дифференцированный подход к каждому воспитаннику лично, что подразумевает личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении, который создаёт благоприятные условия для развития наклонностей и способностей каждого воспитанника. Работа в парах помогает приобрести навыки сотрудничества и взаимопомощи. 

  

Основные формы, методы и приемы работы по программе

  • Тематические классные часы;
  • Участие в делах класса и школы;
  • Родительское собрание класса, школы;
  • Деловая игра, ролевая игра;
  • Экскурсии.

     Методы и приемы работы:

Метод поиска правильного решения (Приёмы: включение ребёнка в активную самостоятельную познавательную деятельность, оценка и поддержка на каждом этапе поиска;

Метод поощрения и наказания (Приёмы: грамоты, поощрительные записи в дневнике, сюрпризы,)

Метод убеждения, переубеждения (Приёмы: работа в группе, участие в работе класса, в подготовке внеклассных мероприятий, участие в различных групповых соревнованиях на разных уровнях; контроль и проверка выполнения предъявляемых к ребёнку требований, предъявление чётких запретов на негативные проявления учащегося, такие как отстаивание заведомо неверной точки зрения);

Метод обучения правильному общению через деловое общение в группах с поэтапным контролем и проверкой на заключительном уровне (Приёмы: беседы с последующим анализом ситуаций как положительного, так и отрицательного свойства, создание условий для приобретения положительного опыта общения, создание положительного общественного мнения).

Данные методы и формы работы, направленные на активизацию мыслительной и творческой деятельности, которые не только развлекают учащихся, но и создают позитивный эмоциональный тонус, способствующий сосредоточению и активному обучению. Игровая методика помогает учащимся самостоятельно находить ответы на фундаментальные вопросы: как жить? как поступать? как строить взаимоотношения?

Оценка эффективности работы по программе.

Оценка эффективности программы:

сформированность теоретических знаний по правовой компетентности;

сформированности практических навыков в вопросах о взаимоотношениях;

отсутствие правонарушений среди обучающихся класса;

изменение уровня социальной адаптированности;

Программа предполагает, что педагог в начале своей работы внимательно и обстоятельно изучает представления каждого учащегося о своих правах и обязанностях; о своем месте в коллективе, в семье. Устанавливает возникшие трудности в общении, в адаптации учащихся с ОВЗ в коллективе, в обществе, их причины. Затем он прогнозирует возможные альтернативы в развитии с учетом спроектированной программы психолого-педагогической коррекции.  Знание и учет данных диагностической деятельности позволяет в общем смысле понять содержание дальнейшей педагогической работы.

Ожидаемые результаты

  • создать максимально комфортные условия для развития, коррекции и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способного полноценно жить и трудиться в современном обществе;
  •  способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, привитию навыков здорового образа жизни;
  • усилить ориентацию воспитанников на общечеловеческие ценности, гражданскую ответственность, ценностное отношение к семье, своему городу, стране;
  •  обучающиеся с ОВЗ будут готовиться к социальной адаптации в обществе с помощью полученных знаний по праву.

В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, на внутришкольном учете, относящихся к группе «риска», формирование правового самосознания учащихся, родителей, формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.

КОЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Направления работы

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Гражданско-патриотическое воспитание

День знаний. Первый урок по теме: «75 лет ВОВ»

Конкурс «Осенний марафон».

Стенгазета на тему «Мир вокруг нас».

Праздничные школьные мероприятия по поводу Дня города Химки. (Конкурс рисунков).

Конкурс рисунков на асфальте «Школа – это маленькая жизнь».

Внеклассный конкурс, посвященный Дню Народного единения.

Тематическая беседа ко Дню Народного единения.

Тематические классные часы, посвященные Христианским праздникам.

Беседы в классах, посвященные Мой город Химки.

Организация и проведение выставки посвященная ВОВ.

Беседа и проведение викторины посвященная Дню защитника отечества.

 Беседа на тему: «Наши праздники».

Тематическая беседа посвященная «Международному женскому дню».

Тематическая беседа и участие в Викторине посвященная празднику «9 мая».

В течении года

Художественное творчество

Конкурс рисунка «Школа – это маленькая жизнь»»

Конкурс-выставка плакатов с Днем Учителя

Конкурс «Уголок ППД».

Конкурс рисунков «Осенняя пора».

Стенгазета, посвященная «Дню учителя».

 Конкурс поделок и рисунков «Рождественское чудо», посвященная Новогодним праздникам

Конкурс рисунка посвященный, Дню народного единства.

Конкурс детских творческих работ

 «Новый год богат сюрпризами».

Проведения конкурса в виде «Викторины» -посвященной Рождеству.

Поделка «Масленица».

Новогодние праздничные огоньки в классах.

Праздничная игра-конкурс «Краса и гордость школы», посвященная Международному женскому дню

Выставка детского творчества «Подарок маме своими руками».

Стенгазета «Дорогие наши мамы» посвящённая дню защитника отечества.

Организация и проведение праздника

 «Мой любимый 3 класс».

В течении года

Экологическое воспитание

Беседа на тему «Правила поведение в парке»

В течении года

Конкурс рисунков «правила поведение в парке»

Беседа на тему «Правила поведение в лесу».

Викторина на тему «Поведение в лесу».

В течении года

Беседа на тему «Миор животных и насекомых»

Викторина на тему «Мир животных и насекомых»

Беседа на тему « Мусор и его сортировка»

Викторина «Мусор сдавайся»

Беседа «Деревья наши друзья»

Викторина на тему «Деревья наши друзья»

Беседа на тему «Санитары леса кто вы?»

Игра «Собери всех санитаров леса».

Этическое и морально-нравственное воспитание

Цикл бесед для учащихся на темы посвященные, экологическому воспитанию, патриотическому, здоровому правильному образу жизни.

Классные часы: Профилактика ОРВИ и проблемы корона вируса и как его избежать».  

 Кл. часы на морально-нравственные темы.

Кл. час на тему «Поведение в школе».

Кл. Час на тему «Итоги 1 четверти правила поведения на дорогах».

Кл. час «Итоги второй четверти».

Кл. час «Итоги 3 четверти и профилактика ОРВИ».

Кл. час «Итоги 4 четверти и подведение итогов».

Кл. час «Проведение летник каникул, правила поведения на водоемах, в лесу, дома».

Проведение праздничных мероприятий в классе. 

Субботники по уборке территории школы и классных кабинетов.

В течении года

Профилактика вредных привычек и

асоциального поведения

Беседа на тему: «Профилактика ОРВИ гриппа и короновируса.

Беседа и просмотр фильма на тему «Вредные привычки человека».

Беседа на тему: «Короновирус кто ты».

Классные часы о здоровом образе жизни.

Классные часы по изучению и закреплению Правил поведения учащихся в школе и общественных местах.

 Беседы по поведению в чрезвычайных ситуациях

 Беседа с сотрудником инспекции по делам несовершеннолетних.

Беседы по правилам дорожного движения с сотрудниками ГИБДД

Классные часы по изучению и повторению ПДД и их особенностей в разные времена года.

Профилактические беседы:

- «Поведение в транспорте».

- «Поведение в школе».

- «Правила поведения в театре».

- «Правила поведения на дорогах»

- «Правила поведения в лесу».

- «Правила поведения если в доме пожар».

- «Правила поведения в доме».

- «Правила поведения на улице».

- «Правила поведения за столом».

- «Правила

 

В течении года

Спорт и здоровье

Беседа на тему «Что такое спорт и зачем он нам нужен»

Проведения физкультминутках на уроках.

Беседа на тему «Что такое здоровье».

Проведения тематической недели: «Чистота залог здоровья».

Беседа на тему «Закаливание».

Беседа на тему «Здоровый образ жизни».

Беседа на тему «Здоровое питание».

Беседа на тему «Полезная и вредная пища».

Беседа на тему «Ядовитые растения».

Беседа на тему «Ядовитые грибы».

Беседа на тему «Правила поведения в лесу».

Беседа на тему «Мир вокруг нас чем опасен и чем полезен».

Беседа Профессия «Учитель физкультуры».

Беседа на тему: «Профессия врач».

В течении года

Моя семья

Проведение Классных часов

Проведение родительских собраний

Участие класса в праздниках «Дни рождения учеников», «Празднование нового годы».

Экскурсии по школе и на территории школы.

Экскурсия «Моя толовая и правила поведения в столовой»

Экскурсия «Моя библиотека кто там работает»

Экскурсия «Кабинет физической культуры»

Экскурсия «Кабинеты труда для мальчиков»

Экскурсия «кабинет труда для девочек».

Экскурсия «Мир вокруг школы».

В течении года

Исследовательско -аналитическая работа. Проектная деятельность

Проект «75 лет ВОВ».

Проект «Мой магазин»

Проект «Моя семья».

Проект «Моя любимая игрушка».

Проект «Мой сад».

Проект «Мой огород».

Проект «Моя любимая книжка-малышка.

Проект «Мир профессий».

Проект «Кем я хочу стать».

Проект «Чистота залог здоровья».

Проект «Режим дня».

Проект «День защитника отечества».

Проект «Международный женский день»

Проект «Санитары леса»

Проект «Мир космонавтики».

Проект «Мусор сдавайся»

Проект «Как я проведу лето».

В течении года

Классные мероприятие.

Празднования Дней рождения детей.

В течении года

Участие в конкурсах.

Участие в олимпиадах.

Экскурсии по школе и территории школы.

Участие в викторинах.

  1. Традиционные праздники в классе.

Праздник первого звонка «Здравствуй школа».

сентябрь

Ответственный за мероприятия классный руководитель и родители.

День учителя «мой любимый учитель».

сентябрь

Праздник «Новый год».

февраль

Выставка «Осенняя пора».

октябрь

Новогодний праздник.

декабрь

Рождество.

январь

Встреча с Масленицей и ее проводы.

февраль

Праздник посвященный «Дню защитника отечества»

февраль

Праздник посвященный Международному женскому дню».

март

Дни рождения детей

В течении года

Игра-путешествие по ПДД

В течении года

Праздник «День защиты детей»

май

Праздник «9 мая».

май

Праздник «Лето наступило».

май

  1. Работа с педагогическим коллективом

Наименование мероприятия

Ответственный

Срок исполнения

Участие в консилиумах педагогического состава школы.

Учитель, педагогический состав школы.

В течении года

Проведение консультаций с логопедом.

Учитель,

В течении года

Участие в ШМО.

Председатель ШМО

В течении года

Участие в педагогических советах школы.

Директор, завуч.

В течении года

Проведений консультации с дефектологом.

Кл. руководитель

В течении года

Самообразования.

учитель

В течении года

Консультация с психологом.

Кл. руководитель

В течении года

4. Работа с родителями

Наименование мероприятия

Ответственный

Срок исполнения

Текущие родительские собрания  по итогам работы в четверти и за год

Кл. руководитель, специалисты и предметники по желанию.

Родительское собрание по программе «Здоровье»

Кл. руководитель, специалисты и предметники по желанию.

Сентябрь, февраль

Родительские собрания    (по  необходимости )

Кл. руководитель, специалисты и предметники по желанию.

В течении года

Родительские собрания по вопросам успеваемости учащихся.

Кл. руководитель, специалисты и предметники по желанию.

В течении года

Консультации  родителей по темам.

Кл. руководитель, учитель, специалисты и предметники по желанию.

Проведения мастер классов на тему «Как правильно делать домашнее задания с ребенком для улучшения качества его обучаемости»

учитель

декабрь

Проведения открытых уроков для родителей.

учитель

март

Индивидуальная работа с родителями, чьи дети имеют трудности поведенческого характера.

Кл. руководитель

В течении года

Проведения открытых уроков для педагогов.

Учитель.

В течении года

Индивидуальные консультации психолога  (по  желанию родителей)

Кл. руководитель, психолог

В течении года

Индивидуальные консультации психолога по результатам тестирования и диагностики детей

психолог

В течении года

Индивидуальные консультации дефектолога.

Дефектолог

В течении года

Индивидуальные консультации  логопеда.

логопед

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Для оценки результативности реализации программы разработаны критерии, соответствующие её целям и задачам:

Сформированность физического и психического потенциала личности воспитанников

Состояние физического и психического здоровья обучающихся.

Развитость физических качеств.

Выбор здорового образа жизни.

Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся.

Методики экспертной оценки психолога для определения уровня психофизического развития ребенка:

  •  определение уровня общей умственной
  • работоспособности, корректурная проба;
  •  определение объема кратковременной зрительной памяти (В. Н.Кондрашенко);
  •  диагностика школьной дезадаптации (Н. Г.Лусканов);
  • сформированность трудовых умений и навыков, навыков самообслуживания
  • овладение обслуживающим трудом.
  • состояние профессионально-трудовой подготовки
  • выполнение образовательных стандартов по трудовому обучению.
  • методики экспертной оценки психолога и педагогов:

                    - изучение профессиональных идеалов, обучающихся (Л. П.Крившенко);

                    - изучение интересов и склонностей учащихся (С. И.Вершинин)

                    -мониторинг трудовых умений и навыков, навыков самообслуживания.

  • Педагогическое наблюдение.
  • Сформированность духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала личности воспитанника.
  • Сформированность адекватного отношения к Родине, семье, школе, классному коллективу, себе, природе, учебе

         и труду.

  • Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств.
  • Методики изучения уровня развития личности обучающегося:

                   - ценностные ориентации и направленности личности выпускников (Л. Н.Силантьев);

                     - изучение уровня развития личности воспитанника с ОВЗ (О. Э.Бутениной);

                     - тестовая диагностика личностного роста воспитанников (П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова)

                       -изучение уровня сформированности нравственных качеств воспитанников с ОВЗ (диагностическая карта);

                     - методика определения темперамента личности (Ю. Г.Айзенк);

                     - методика «Незаконченные предложения» (Сакс, Леви);

  • педагогическое наблюдение.
  • сформированность коммуникативного потенциала личности воспитанника
  • коммуникабельность. Сформированность коммуникативной культуры. Социальная адаптация.
  • методики выявления коммуникативных склонностей обучающегося:

                         - методика оценки коммуникативных и организаторских способностей (Е. И.Рогов);

                         -исследование сформированности классного коллектива. -диагностика групповой мотивации (И. Д. Ладанов);

                         - модифицированный вариант методики изучения межличностных отношений учащихся начальной школы Р. Желя;

  • - изучение классного коллектива «Методика оценки привлекательности классного коллектива»;
  • - диагностическая проективная методика «Моё отношение к одноклассникам».
  • -педагогическое наблюдение.

Разрабатывая данную программу, я ставила перед собой главную цель — воспитания-это воспитание социально-активной, максимально адаптированной личности, проявляющий себя в Я- концепции, достижение социальной компетентности обучающихся с ОВЗ, их интеграция в современное общество.


Анализ результативности и эффективности воспитательной деятельности

Методические пособия:

  1. «Формирование коммуникативных навыков». Ю.В. Полякевич. Волгоград. «Учитель» 2010 год.
  2. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернат, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2005 г.
  3. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог.ф-ов пед. ин-тов/ Под ред. В.В.Воронковой – М.: Школа- Пресс, 1994.- 416с.
  4. Алоева М.А. Классные часы в 5-7 классах. Под редакцией Г.Н.Сибирцовой.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  5. К.Шаповалов, Л.Шаповалова Медико-социальные последствия курения табака и борьба с ним.- ОБЖ. Основы безопасности жизни.- 2005.-№11.
  6. Интернет : сайты  - festival.1september.ru;  shkolanov8.moy.su;  shkola-inter.ucoz.ru;  ped-kopilka.ru;  korect.ucoz.ru  и др.
  7. Конвенция о правах ребенка (вступила в силу 15.09.1990 г.)
  8. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ
  9. Семейный кодекс РФ от 29. 12.1995 №223 - ФЗ.
  10. Закон РФ «Об основных гарантах прав ребенка» от 27.07.1996 №124-ФЗ
  11. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г., с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08. 2004 N 122-ФЗ, вступивших в силу с 01.01.2005 года.
  12. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1996 № 120-ФЗ
  13. Минимальный социальный стандарт РФ «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования»
  14. Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г
  15. «Концепция Федеральной целевой программы развития образования до 2010 г.» от 03.10 2005г.- «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» 9 декабря 2004. (протокол № 47, раздел 1).
  16. Типовое положение о специальном (коррекционном образовательном) учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03. 1997 г.
  17. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»
  18. 1.В.В.Воронкова Программы специальной(коррекционной) образовательной школы 8вида: 5-9 классы; В 2 сб.-М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001г.
  19. 2.  Божович Л. И. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1981.
  20. 3.  Боскис Р. М. Аномальные дети. Основа обучения и воспитания аномальных детей. — М., 1969.
  21. 4.  Васенков Г. В. Формы и методы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся в новых экономических условиях // В сб. Инновации в Российском образовании (коррекционная педагогика).- М.; 1999.
  22. 5.  Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь.-М.: Из-во АПНРСФСР, 1959
  23. 6.  Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.: просвещение,1973.
  24. 7.  Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. / Под ред. Н. П. Долгобородовой – Ленинград, 1969
  25. 8.  Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. Воронковой. – М., 1994. – 416 с.
  26. 9.  Гнатюк А. А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. // Дефектология. 1986. N6.
  27. 10.  Долгобородова Н. П., Лялин Н. А., Пик И. Д. Воспитание учащихся вспомогательной школы. – М., 1968.
  28. 11.  Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1981.


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

 «Школа равных возможностей»

Контрольная работа по предмету  «Речь и альтернативная коммуникация»

для учащихся 3  «В» класса Вариант 2

1 ВАРИАНТ

Напиши буквы по одной строчке

М______________________________________________________

В_______________________________________________________

Х_______________________________________________________

Н_______________________________________________________

Ж_______________________________________________________

К_______________________________________________________

Ш_____________________________________________________

Й_____________________________________________________

Спиши слоги.

ПА, ХО, ШУ, КЫ, ТО, ЗА, ШИ, ВЫ, ЖИ, СО, ЛИ, МУ, РЫ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обведи в синий кружок только согласные буквы

А  М  Н  Х   И  Я  П  К  Ж  З  Й  Т  Ш  Ы  О  У

Н В Л  С Я А  О  Ш  Ж

Почини буквы

Спиши слова

СОВА,   МУХА,   УСЫ,   ЛАПА,  ЗОНТ,   УХА,   ВОЛК,    

ИГЛА, ШИЛО,   ПИЛА,   ЖУК,    ТОК,    КИТ,   КОТ,   МАК,

УТКА,   РОЗА РАК, СОСНА, МАЛЫШ, ПИЖАМА НОС,

РУКА .

__________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

Напиши буквы которые ты видишь

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0173/00053192-4b163b5f/hello_html_m16252ab3.gif

Соедини шарики с буквами которые написаны внизу в квадратиках

Прочитай слово и соедини буквы, которые ты видишь в слове

https://orechi.ru/wp-content/uploads/2018/10/raskras-bukvy-4.jpg

Прочитай слова соедини их с картинкой

КОТ,   КИТ,    РОЗА,   РАК,   ЗОНТ,   ЖУК,   ВОЛК,   СОВА,

УСЫ,   ШАР,    ЗАМОК,    МУХА,    СОМ,  НОЖ,   НОС,    

ЛУНА,    ИГЛА,      МАЛИНА.  

http://raskras-ka.com/wp-content/uploads/2012/09/raskraski-dlya-samh-malenykih-zhivotne-ptits-nasekome-13.jpghttp://raskraski.link/uploads/9/3/1/9314-raskraska-ezhevika-kontur-yagodi.gifhttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/398891/9dd985b2-bd31-4eb4-a663-cf425852eb03/s1200?webp=falsehttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1567283/bc3bd6fc-7433-4e30-991d-90db15b7a078/s1200?webp=false

http://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/231404/6fb724c3-77a1-47fd-b6f3-a663b5cb5131/s1200?webp=falsehttps://drasler.ru/wp-content/uploads/2019/05/%D0%97%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BA-%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8-029.jpghttps://xn--80aaexmvmj.xn--p1ai/wp-content/uploads/2019/01/%D0%96%D1%83%D0%BA-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B8-17.jpghttps://baby24you.ru/img_rask/raskraska_volk/volk_no_7.jpghttp://raskraski.link/uploads/5/1/4/5142-raskraska-raskraski-dlya-detey-zhivotnie-lesnie-zveri.jpghttp://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/styles/h250/public/raskraska_som2.jpg?itok=u9Swqt2xhttp://www.kidsfront.com/coloring-pages/sm_bw/knife.gifhttps://raskraskindom.ru/images/ptichki/sova/raskraski-sova-18.jpghttp://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/107/590/107590793_Igla.jpg

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-nos27.jpghttp://raskras-ka.com/wp-content/uploads/Nasekomie/Muhi/raskraska-muha-17.GIF

Посчитай слова в предложении и сделай схему, сколько слов в предложении

Мама  моет  раму.

______________________________________

Кошка  ест  рыбу.

Катя играет в куклы.

_____________________________________



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа равных возможностей»

Конспект открытого урока по предмету: Математические предствления.

Тема урока: Число и цифра 3

Цель:

Знакомство детей с Числом и цифрой 3, а так же познакомить с составом числа 3.

Задачи:

  • Обучающие задачи: научить детей составлять число 3 из двух меньших чисел; упражнять в прямом, обратном счете и по осязанию; закрепить временные представления, познакомить учащихся с образованием числа 3 и его графической цифрой 3, продолжить формировать умение детей соотносить числа с соответствующими цифрами; учить писать цифру 3 записью – цифрой 3;
  • Развивающие задачи: развивать смекалку, зрительную память, воображение; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.
  • Воспитательные задачи: научить детей самостоятельности, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; продолжить воспитывать интерес к математическим заданиям.

Оборудование:

Для педагога: телеграмма, пульт, кукла «Красная Шапочка», 3 пирожка, 2 тарелки, магнитная доска, 3 кружка одной величины двух цветов, дерево, цифры, сундук.

Для детей: простые карандаши, листы с цифрами от 1 до 5, цифры, 3квадрата одной величины двух цветов, «мешочки» из ткани - внутри от 1 до 3- х фасолей. карточки.

1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня урок математики пройдёт под девизом “Больше думай, меньше говори”. Итак, в течение всего урока мы должны думать, а отвлекаться и разговаривать как можно меньше. А теперь давайте поприветствуем друг друга.

Педагог: Здравствуйте ребята. Как вы думаете, что мы сегодня будем делать? Не знаете? Хорошо сейчас я Вам расскажу.

Педагог:

- Ребята, мы получили телеграмму от Знайки из страны «Математика». Он пишет: «Дорогие дети, я приглашаю вас в путешествие на поиски клада. В пути вас ждут интересные задания. Найти клад вам помогут ваши знания, сообразительность, умение приходить друг другу на помощь. Желаю удачи. Знайка».

Педагог: Ребята, как вы думаете, мы примем приглашение Знайки и отправимся в страну «Математики»? (ответы детей). А на чем отправимся в путешествие, мы узнаем, если правильно соединим цифры на листе бумаги. (все дети работают за столом).

1 задание. «Соедини цифры по порядку».

Педагог: Вот и готов волшебный корабль. Итак, отправляемся. Я приготовила пульт управления. Начинаем отсчет времени (счет от 1 до 5).  Вот мы и в море.  Чтобы нас не укачало, давайте проведем небольшую разминку.

Задание 2. «Отгадай-ка»

Первая загадка:

Букву З я обведу,

К цифрам в гости приведу.

Ты внимательней смотри —

Получилась цифра... 

Ответ: Три 

Вторая загадка

Необычна цифра эта,

Круглолица, так и знай.

И на букву З похожа,

Что за цифра? Отгадай! 

Ответ: Три

Третья загадка.

Вслед за двойкой, подскажи —

Разместилась цифра…

Ответ: Три 

Педагог:

Сколько загадок мы отгадали?

Правильно три загадки.

А какое число мы отгадали в этих загадках?

Правильно 3 (педагог показывает карточку с цифрой 3)

Педагог:

Мы быстро продвигаемся вперед и уже подплываем к берегу, и там нас встречает Красная Шапочка. У нее беда. Она принесла бабушке пирожки, но не знает, сколько их.  Поможем Красной Шапочке?

3 задание. «Состав числа 3»

Педагог:

Ребята, давайте посчитаем «пирожки» и приклеим цифру.

Сколько же «пирожков» принесла Красная Шапочка бабушке? (3).  

 А сейчас давайте поможем Красной Шапочке разложить 3 «пирожка» на две тарелки.

А теперь мы все вместе посмотрим на доску и посмотрит, как еще можно получить число 3?

Педагог показывает таблицу с кругами и вместе с детьми выкладывает варианты числа 3.

Задание 4 «Этап устного счета».

Педагог:

  • Расположите цифры по порядку. (на столе у каждого лежат цифры от 1до3)
  • Назовите первое число.
  • Назовите число, стоящее перед числом 3.
  • Назовите число, стоящее между числами 1 и 3.
  • Назовите соседей числа 2.
  • Покажите цифру один.
  • Теперь покажите число 2, затем 3.
  • Теперь посмотрите, как мы показываем это на пальцах.
  • Выложите 3 треугольника, столько же кругов, и столько же квадратов. По сколько фигур мы выложили? Правильно по три фигуры.

Педагог: Мы так все вместе устали, что давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

Солнце глянуло в окошко
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать,
Руки вытянем по шире,
1, 2, 3, 4, 5.
И на месте поскакать.
На носок потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.

Задание 5 «Светофор»

Педагог: А теперь нам нужно перейти дорогу что бы наконец то добраться до нашего сундука и посмотреть, что же там нам передала Красная шапочка.

Но мы должны вспомнить: Сколько глаз у светофора? Какого цвета глаза у светофора? Что показывает красный цвет светофора? Что показывает желтый цвет? Что показывает зеленый цвет? Покажите, сколько глаз у светофора (3) На какой свет мы переходим дорогу? (На зеленый). Переходим дорогу вместе с детьми и подходим к коробкам. Сколько здесь коробок? Давайте посчитаем? (3) А что же там лежит? Открываем одну (пустая) Вторую (пустая). В третий лежат мешочки. Давайте возьмем каждый по мешочку и посмотрим, что там. Там фасоль. Сколько у каждого фасолинок? Дети считают и говорят у кого сколько.

Какое число мы сегодня проходили? (3)

А теперь давайте сядем за парты и попробуем написать эту цифру. ( на столе у каждого лежат задания с цифрой 3.

http://kinderinfo.ru/wp-content/uploads/03.jpg

https://videouroki.net/look/diski/math1/images/imgg/07.jpg

https://svetval.ucoz.ru/DSC_7465.jpg

Напиши цифру 3http://4.bp.blogspot.com/-D4e6O2r8o-w/UP1icFG3W6I/AAAAAAAAQl0/L_Bc32d-Klo/s1600/%D0%A6%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%B0-3.jpg

Обведи цифры и посчитай сколько мышек. Закрась всех мышек.

http://graphnet.ru/images/1075317_tri-cifra-foto.jpg

Зачеркни все цифры 3.

http://proindigo.ru/sites/default/files/articles/mathematics/bel14_01.gif

У каждого есть свой телефон давайте прочитаем какие цифры набирала наша Красная шапочка и зачеркнем все цифры 3.

https://tengrinews.kz/userdata/images/u130/resized/c383dfe7304bc69d17aefafaccd19944.jpg

https://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=2e63a7b7a5ecfcd6&mb=imgdb_preview_222

https://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=444bcf95f87e028f&mb=imgdb_preview_753

https://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=5975ebe74de7b2ba&mb=imgdb_preview_1034

https://allyslide.com/thumbs/4cf40bd0742ef9e765c882041fb8ccd6/img29.jpg

Соединить по точкам, то что получилось у детей.

http://boy.raskraski.link/uploads/6/6/2/Kosmicheskaya-tarelka-kosmicheskiy-korabl_6626.jpg

Педагог: Дети Вам понравилось занятие? Теперь мы с Вами знаем, как получается цифра 3 и как она пишется.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа равных возможностей»

Конспект на тему открытого занятия «Мебель. Кровать. Постельные принадлежности» .

Цельпознакомить детей с разными видами мебели. 

Основные образовательные задачи:

  1. Учить детей четко и понятно отвечать на 
    поставленные вопросы по назначению мебели; 
  2. Закрепить представление об обобщенном понятии «мебель», предметах, входящих в это понятие, их значении;
  3. Расширить словарный запас.
  4. Дать понятие постельные принадлежности и их значение в жизни человека.

Развивающие задачи. Способствовать развитию:

  1. Развивать логическое мышление, зрительную память, слуховое внимание.
  2. Развивать моторику;
  3. Развивать речевые умения (правильное употребление предлогов с существительными).
  4. Научить учащихся заправлять постель.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать умения работать дружно;
  2. Поддерживать деловые мотивы общения ребенка со взрослым.

Оборудование:

Словарь: стол, стул, диван, шкаф, кровать, постельные принадлежности.

Оборудование: игрушечная мебель,  игрушка слон, игрушка заяц.

Экскурсия в спальню.

Предварительная работа: беседа; наблюдение; рассматривание мебели: иллюстраций, муляжей, натуральных.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Учитель: Добрый день. Давайте перед занятиями поздороваемся (дети здороваются по кругу, затем учитель здоровается со всеми и читает стихотворение).

Доброе утро! 
Птицы запели. 
Добрые люди, 
Вставайте с постели,
Прячется вся темнота по углам, 
Солнце взошло и идет по делам (вместе)

Мы сегодня на занятие будем дальше проходить предметы  дома и наших квартир, а какие Вы сами сейчас догадаетесь.

Давайте все вместе отгадаем, что это за предметы. У меня в руках есть мешочек в ней находятся предметы. Я буду загадывать загадки, а вы попробуете отгадать. Кто все отгадает, получит жетончик. Но для начала посмотрите, кто к нам пришел в гости?

Сегодня к нам пришли 2 гостя. (Иллюстрация) Это 2 мальчика одного зовут Соня, а второго зовут Саня. Мы в конце занятия поймем, почему у них такие имена.

И так давайте отгадаем что же все такие у меня в мешке.

На него ты можешь сесть,

Коль устал стоять и если

Вдруг к столу позвали есть,

Не утонешь в нём как в кресле,

Не ссутулишься совсем: Ровной правильной посадкой

Сохранишь свою осанку. (Стул)  

Если ты устал играть,

То ложишься на…

На рассвете и закате

Сладко спится на… (Кровати)

У него четыре ножки,

На коня похож немножко,

Но не скачет никуда.

И тарелки, чашки, ложки,

И прекрасная еда

На его спине широкой

Разместились без труда. (Обеденный стол)

Я хозяйкам очень нужен,

Я с посудой очень дружен,

Я посуде всякой рад,

Называюсь я… (Сервант)

Пока мы с Вами отгадывали загадки, мы пришли к очень интересному магазину. Здесь что то продают. Давайте заглянем в него, как называются, одним словом - эти вещи.  Правильно это мебель. (Дидактическая игра «Мебельный магазин»). 

 

А что за здание перед нами?

Давайте зайдем. 
(На столе у педагога кукольная мебель) 
- Ребята, так ведь это же магазин. 
- Посмотрите и назовите, что продают в этом магазине.
- Буфет, стул, кресло, диван, это?  
- Мы с вами попали в мебельный магазин. В мебельном магазине продают разную мебель. 
- Для чего необходим нам диван?  
- Для чего необходим шкаф? 
- Зачем нам кресло?

- Табурет?

- Кровать?

- стол?

Вы все молодца давайте потренируем наши руки и наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.

 https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/805781/4fbe0459-d8f1-4d4c-a0cf-b9902e167301/s1200?webp=false


Дидактическая игра «Великан и гномик» 


Были в одной галактике 2 страны, которые разделяли реками в одной стране жили великаны, а в другой гномики. Одна  страна называлась  Великандия и там вся мебель у наших великанов была большущая.

• не стол- а столище
• не стул-  стулище
•не диван-диванище

• не шкаф-шкафище

А на другой стороне реки была маленькая страна Гноминдия и там жили крошечные человечки гномики и в их домах стояла крошечная мебель.

Шкафчик, стульчик, кроватка и т. д.

Вот видите как сегодня интересно. Теперь давайте побудим еще в одной стране и попробуем поработать над мебелью. Для начала давайте возьмем все наши карандаши и попробуем сделать красивую мебель. У каждого мебель будет своя.  Я предлагаю сегодня взять самую нужную мебель в доме. Это наша кровать. И нарисовать ее.  Ой, но для начала надо собрать нашу модель из палочек.
Дидактическая игра «Собери из палочек» 

У каждого учащегося на столе уже заготовка кровати, нарисованная на листе бумаге и нужно выложить палочки строго как на рисунке. После того как мы выложили, мает нашей кровати у Вас на втором листочке есть уже нарисованная кровать давайте разукрасим ее и придумает что еще можно будет добавить на нашей кровати.
Посмотрите, а что лежит на нашей кровати . Это подушка, одеяло, покрывало. Для чего  все это нужно что бы спать. Одеяло что бы укрываться и нам было тепло, подушка, что бы нашей голове было мягко, матрас, что бы наше тело отдыхало во время сна. Посмотрите, а что на наших вещах надето, прям как одежда. Но это ребята не одежда. Это называется постельные принадлежности и нам они нужны, что бы сохранить наши вещи чистыми. Давайте каждый попробует раздеть наши вещи и одеть их обратно, что бы они оставались чистыми.

Молодцы мы все сделали правильно. Но мы забыли про наших мальчиков, почему же их так зовут? Я дам Вам небольшую подсказку. Один мальчик любит спать, а второй очень любит скакать и веселится, и поэтому одного назвали Соня от слова сон, а второго Саня.

  1. III. Итог.

 - Ребята, нам пора возвращаться  за свои парты.
- Где мы сегодня с вами побывали?
- Что продается в мебельном магазине?  
- Куда бы вы хотели отправиться на следующем занятии?

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/87/685/87685178_large_krasivuye_illyustracii_Maruysya_Rudskaya_8.jpg

http://podsnezhniksad.ucoz.com/4384029-c25948cdd9a77f2e.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/90/323/90323965_4979214_216.jpg141 http://i.ytimg.com/vi/K240-dw7WXE/hqdefault.jpg

https://i11.fotocdn.net/s119/b3150bac29c957a5/public_pin_m/2724929954.jpg

https://i2.wp.com/bebiklad.ru/wp-content/uploads/bezyimyannyiy-22.png

https://baby24you.ru/img_rask/raskraska_krovat/raskraska-krovat1.jpg



Предварительный просмотр:

Годовой и тематический план воспитательной работы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждений

«Школа равных возможностей»

2018-2021 г.

Подготовила учитель начальных классов Одуд В.С.

ГОДОВОЙ  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН    ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ    РАБОТЫ  ШКОЛЫ    

Приоритетные направления воспитательной работы

  • Создание условий, ориентирующих   учащихся на здоровый образ жизни, в том числе на активные занятия физической культурой и здорового образа жизни.
  • Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих  созданию сплоченного школьного  коллектива.
  • Развитие познавательных интересов, творческой активности, потребности в познании культурно-исторических ценностей.
  • Социализация учащихся, подготовка их к жизни в современных условиях.
  • Апробирование новых форм взаимодействия школы с семьёй,  участия родителей в процессе  обучения и воспитания  детей.
  • Использование художественно-эстетического направления, как фактора интеллектуального и эмоционального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала учащихся;
  • Проведение викторин, конкурсов с детьми на определенные темы.
  • Совершенствование методического мастерства.
  • Участие в ШМО.
  • Проведение родительских собраний.
  • Проведение консультаций родителей.
  • Проведение консультаций со специалистами.

  1. Работа с учащимися.

Направления работы

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Гражданско-патриотическое воспитание

День знаний. Первый урок по теме: «75 лет ВОВ»

Конкурс «Осенний марафон».

Стенгазета на тему «Мир вокруг нас».

Праздничные школьные мероприятия по поводу Дня города Химки. (Конкурс рисунков).

Конкурс рисунков на асфальте «Школа – это маленькая жизнь».

Внеклассный конкурс, посвященный Дню Народного единения.

Тематическая беседа ко Дню Народного единения.

Тематические классные часы, посвященные Христианским праздникам.

Беседы в классах, посвященные Мой город Химки.

Организация и проведение выставки посвященная ВОВ.

Беседа и проведение викторины посвященная Дню защитника отечества.

 Беседа на тему: «Наши праздники».

Тематическая беседа посвященная «Международному женскому дню».

Тематическая беседа и участие в Викторине посвященная празднику «9 мая».

В течении года

Художественное творчество

Конкурс рисунка «Школа – это маленькая жизнь»»

Конкурс-выставка плакатов с Днем Учителя

Конкурс «Уголок ППД».

Конкурс рисунков «Осенняя пора».

Стенгазета, посвященная «Дню учителя».

 Конкурс поделок и рисунков «Рождественское чудо», посвященная Новогодним праздникам

Конкурс рисунка посвященный, Дню народного единства.

Конкурс детских творческих работ

 «Новый год богат сюрпризами».

Проведения конкурса в виде «Викторины» -посвященной Рождеству.

Поделка «Масленица».

Новогодние праздничные огоньки в классах.

Праздничная игра-конкурс «Краса и гордость школы», посвященная Международному женскому дню

Выставка детского творчества «Подарок маме своими руками».

Стенгазета «Дорогие наши мамы» посвящённая дню защитника отечества.

Организация и проведение праздника

 «Мой любимый 3 класс».

В течении года

Экологическое воспитание

Беседа на тему «Правила поведение в парке»

В течении года

Конкурс рисунков «правила поведение в парке»

Беседа на тему «Правила поведение в лесу».

Викторина на тему «Поведение в лесу».

В течении года

Беседа на тему «Миор животных и насекомых»

Викторина на тему «Мир животных и насекомых»

Беседа на тему « Мусор и его сортировка»

Викторина «Мусор сдавайся»

Беседа «Деревья наши друзья»

Викторина на тему «Деревья наши друзья»

Беседа на тему «Санитары леса кто вы?»

Игра «Собери всех санитаров леса».

Этическое и морально-нравственное воспитание

Цикл бесед для учащихся на темы посвященные, экологическому воспитанию, патриотическому, здоровому правильному образу жизни.

Классные часы: Профилактика ОРВИ и проблемы корона вируса и как его избежать».  

 Кл. часы на морально-нравственные темы.

Кл. час на тему «Поведение в школе».

Кл. Час на тему «Итоги 1 четверти правила поведения на дорогах».

Кл. час «Итоги второй четверти».

Кл. час «Итоги 3 четверти и профилактика ОРВИ».

Кл. час «Итоги 4 четверти и подведение итогов».

Кл. час «Проведение летник каникул, правила поведения на водоемах, в лесу, дома».

Проведение праздничных мероприятий в классе. 

Субботники по уборке территории школы и классных кабинетов.

В течении года

Профилактика вредных привычек и

асоциального поведения

Беседа на тему: «Профилактика ОРВИ гриппа и короновируса.

Беседа и просмотр фильма на тему «Вредные привычки человека».

Беседа на тему: «Короновирус кто ты».

Классные часы о здоровом образе жизни.

Классные часы по изучению и закреплению Правил поведения учащихся в школе и общественных местах.

 Беседы по поведению в чрезвычайных ситуациях

 Беседа с сотрудником инспекции по делам несовершеннолетних.

Беседы по правилам дорожного движения с сотрудниками ГИБДД

Классные часы по изучению и повторению ПДД и их особенностей в разные времена года.

Профилактические беседы:

- «Поведение в транспорте».

- «Поведение в школе».

- «Правила поведения в театре».

- «Правила поведения на дорогах»

- «Правила поведения в лесу».

- «Правила поведения если в доме пожар».

- «Правила поведения в доме».

- «Правила поведения на улице».

- «Правила поведения за столом».

- «Правила

 

В течении года

Спорт и здоровье

Беседа на тему «Что такое спорт и зачем он нам нужен»

Проведения физкультминутках на уроках.

Беседа на тему «Что такое здоровье».

Проведения тематической недели: «Чистота залог здоровья».

Беседа на тему «Закаливание».

Беседа на тему «Здоровый образ жизни».

Беседа на тему «Здоровое питание».

Беседа на тему «Полезная и вредная пища».

Беседа на тему «Ядовитые растения».

Беседа на тему «Ядовитые грибы».

Беседа на тему «Правила поведения в лесу».

Беседа на тему «Мир вокруг нас чем опасен и чем полезен».

Беседа Профессия «Учитель физкультуры».

Беседа на тему: «Профессия врач».

В течении года

Экскурсии по школе и на территории школы.

Экскурсия «Моя толовая и правила поведения в столовой»

Экскурсия «Моя библиотека кто там работает»

Экскурсия «Кабинет физической культуры»

Экскурсия «Кабинеты труда для мальчиков»

Экскурсия «кабинет труда для девочек».

Экскурсия «Мир вокруг школы».

В течении года

Исследовательско -аналитическая работа. Проектная деятельность

Проект «75 лет ВОВ».

Проект «Мой магазин»

Проект «Моя семья».

Проект «Моя любимая игрушка».

Проект «Мой сад».

Проект «Мой огород».

Проект «Моя любимая книжка-малышка.

Проект «Мир профессий».

Проект «Кем я хочу стать».

Проект «Чистота залог здоровья».

Проект «Режим дня».

Проект «День защитника отечества».

Проект «Международный женский день»

Проект «Санитары леса»

Проект «Мир космонавтики».

Проект «Мусор сдавайся»

Проект «Как я проведу лето».

В течении года

Классные мероприятие.

Празднования Дней рождения детей.

В течении года

Участие в конкурсах.

Участие в олимпиадах.

Экскурсии по школе и территории школы.

Участие в викторинах.

  1. Традиционные праздники в классе.

Праздник первого звонка «Здравствуй школа».

сентябрь

Ответственный за мероприятия классный руководитель и родители.

День учителя «мой любимый учитель».

сентябрь

Праздник «Новый год».

февраль

Выставка «Осенняя пора».

октябрь

Новогодний праздник.

декабрь

Рождество.

январь

Встреча с Масленицей и ее проводы.

февраль

Праздник посвященный «Дню защитника отечества»

февраль

Праздник посвященный Международному женскому дню».

март

Дни рождения детей

В течении года

Игра-путешествие по ПДД

В течении года

Праздник «День защиты детей»

май

Праздник «9 мая».

май

Праздник «Лето наступило».

май

  1. Работа с педагогическим коллективом

Наименование мероприятия

Ответственный

Срок исполнения

Участие в консилиумах педагогического состава школы.

Учитель, педагогический состав школы.

В течении года

Проведение консультаций с логопедом.

Учитель,

В течении года

Участие в ШМО.

Председатель ШМО

В течении года

Участие в педагогических советах школы.

Директор, завуч.

В течении года

Проведений консультации с дефектологом.

Кл. руководитель

В течении года

Самообразования.

учитель

В течении года

Консультация с психологом.

Кл. руководитель

В течении года

4. Работа с родителями

Наименование мероприятия

Ответственный

Срок исполнения

Текущие родительские собрания  по итогам работы в четверти и за год

Кл. руководитель, специалисты и предметники по желанию.

Родительское собрание по программе «Здоровье»

Кл. руководитель, специалисты и предметники по желанию.

Сентябрь, февраль

Родительские собрания    (по  необходимости )

Кл. руководитель, специалисты и предметники по желанию.

В течении года

Родительские собрания по вопросам успеваемости учащихся.

Кл. руководитель, специалисты и предметники по желанию.

В течении года

Консультации  родителей по темам.

Кл. руководитель, учитель, специалисты и предметники по желанию.

Проведения мастер классов на тему «Как правильно делать домашнее задания с ребенком для улучшения качества его обучаемости»

учитель

декабрь

Проведения открытых уроков для родителей.

учитель

март

Индивидуальная работа с родителями, чьи дети имеют трудности поведенческого характера.

Кл. руководитель

В течении года

Проведения открытых уроков для педагогов.

Учитель.

В течении года

Индивидуальные консультации психолога  (по  желанию родителей)

Кл. руководитель, психолог

В течении года

Индивидуальные консультации психолога по результатам тестирования и диагностики детей

психолог

В течении года

Индивидуальные консультации дефектолога.

Дефектолог

В течении года

Индивидуальные консультации  логопеда.

логопед


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Число и цифра 2" 2 вариант обучения для детей с комплексными нарушениями развития

Урок математики "Ознакомление с числом и цифрой 2" для 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант I.

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1....

Психолого-педагогическая рабочая программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2.) 1-4-ые классы

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государств...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, 6класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1,  6класс...

Умение находить корень слова в родственных словах как важный компонент при проверки безударной гласной в корне слова у детей с речевыми нарушениями

Один из важных элементов проверки безударных гласных в корне слова - это умение подбирать родственные слова. В этом компоненте дети с речевыми нарушениями испытывают большие трудности. Они с огромным ...

Сенсорное развитие для детей с интеллектуальными нарушениями (Вариант 2)

Дети с глубокой умственной отсталостью не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявле...