Сенсорное развитие для детей с интеллектуальными нарушениями (Вариант 2)
статья (2 класс)

Дети с глубокой умственной отсталостью не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. Дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

В коррекционно-развивающих программах сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями (УО) используется метод сенсорной интеграции.Он предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через обогащение сенсорных впечатлений.

Цели сенсорного развития:

  • заинтересовать обучающихся, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие;

  • активизировать ощущения, восприятия, зрительно-двигательную координацию;

  • вызвать эмоциональный подъём у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорное  развитие для  детей с интеллектуальными нарушениями (Вариант 2)

Дети с глубокой умственной отсталостью не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. Дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

При подготовки занятий необходимо выявить актуальный  уровень сенсорного развития обучающихся. Выявление уровня сформированности и доступности тех или иных видов деятельности, позволяет судить об уровне развития психических процессов, их обеспечивающих, т. е. критерии доступности и сформированности тех или иных видов деятельности позволяют оценить зону актуального развития ребенка и выбрать содержание индивидуальной программы курс.

Зрительное восприятие -фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание и различение цвета объекта.

Слуховое восприятие - локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию

Кинестетическое восприятие-адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодныщтеплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Адекватная реакция на давление на поверхность тела. Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное). Адекватная реакция на положение частей тела. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).

Восприятие запаха -адекватная реакция на запахи. Различение объектов по запаху

Восприятие вкуса- адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание продукта по вкусу. Различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый)

Примеры занятий:

Развитие зрительного восприятия:

− ознакомление с белым цветом на игрушках, предметах и явлениях окружающего мира (снег, бумага, посуда, одежда, предметы гигиены, мишка, зайчик) − развитие тактильной чувствительности при манипуляциях с предметами белого цвета (холодный, гладкий, колючий, твердый и т. п.) − ознакомление с вкусом и запахом продуктов белого цвета (сахар, соль, молоко, яйцо) и др. − выбор по инструкции предметов белого цвета с опорой на зрительный анализатор (с называнием цвета по словесной, жестовой инструкции) Чёрный − ознакомление с чёрным цветом на игрушках, предметах и явлениях окружающего мира (земля, бумага, одежда, обувь, очки, бабочка, ткань, туча, ночное небо и др.) − развитие тактильной чувствительности при манипуляциях с предметами чёрного цвета (ткань гладкая, ворсистая, мех пушистый, мягкий, кожа гладкая) − ознакомление с вкусом и запахом продуктов черного цвета (чёрная смородина - кислая, черный виноград – сладкий, черный хлеб – кислый, чёрный перец – горький, семечки подсолнуха, черный рис, маслины- солёные, чернослив) и др. − выбор по инструкции предметов чёрного цвета с опорой на зрительный анализатор (с называнием цвета по словесной, жестовой инструкции) − сравнение двух объёмных предметов, различающихся цветом (белый – чёрный) − выбор по инструкции предмета заданного цвета: с опорой на зрительный анализатор (с называнием цвета) по словесной, жестовой инструкции) − группировка по цвету (белый - чёрный)

Развитие слухового восприятия: Неречевые звуки. Бытовые шумы − ознакомление со звучанием знакомых предметов (шуршание бумаги, булькание воды, звон посуды, стук, тиканье часов, звонок телефона) происходит на зрительнодвигательной опоре: слушает звук, видит предмет, издающий звук, берёт звучащий предмет в руки, манипулирует, получает тактильные ощущения, сам пробует извлечь звук, совершая определенные действия − определение направления источника звука − различение и выбор по инструкции предмета, издающего определенный звук − различение и выбор изображения предмета, издающего предъявленный звук.

Восприятие вкуса и запаха: ознакомление с разными вкусовыми ощущениями при приёме пищи: сладкое, соленое, горькое, кислое − различение вкусовых ощущений при приёме пищи: (сладкое – конфета, сахар и др., горькое – лук, солёное – сельдь и т.п.) − соотнесение конкретного вкусового ощущения с конкретным продуктом − ознакомление с безопасным поведением при знакомстве с новыми продуктами (прикасаясь кончиком языка, губами, ориентируясь на собственные ощущения); − ознакомление с безопасным пищевым поведением (недопустимость употребления в пищу несъедобных предметов, испорченных продуктов) − дифференциация вкусов продуктов и блюд по личным предпочтениям, демонстрирует это (нравится – не нравится, определяет либо речью «Класс!», «Фу!», либо мимикой, жестами) − соотносит знакомые вкусовые ощущения с продуктами и блюдам.

Ознакомление с разными запахами, присущими предметам обихода и продуктам (шампунь, мыло, зубная паста, кофе, чай, чеснок, апельсин, лимон, ароматы духов, цветов и др.) − проявление предпочтения к тем или иным запахам − ознакомление с запахами, присущими реальным предметам, объектам живой и неживой природы − дифференциация запахов на основе собственных ощущений (неприятные и приятные запахи) − ознакомление с безопасным поведением при обследовании пахучих веществ (нюхать не резко, на расстоянии) − соотнесение конкретного запаха с конкретным предметом или явлением.

Кинестетическое восприятие:

Выполнение упражнений на удержание заданной позы (стоит на одной ноге, поднимает руку вверх и т. д) − формирование и расширение спектра физических действий: прыжки (на батуте, на полу), бег, лазание (вверх и вниз по горке, по лесенкам), вис (на перекладине, шведской стенке), топанье, ползание (через туннели), растягивание эластичной резинки, отжимание от пола, толкание и подтягивание предметов, подтягивание за веревку, обнимание 26 − совершение (имитация) массажных действий − формирование представлений о схеме собственного тела − формирование ощущений от собственного тела через массаж, заворачивание в плед, прижимание подушками, обнимание, прокатывание большого мяча по телу ребёнка (с осторожностью с головой и шеей)



Предварительный просмотр:

Сенсорное  развитие для  детей с интеллектуальными нарушениями (Вариант 2)

Дети с глубокой умственной отсталостью не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. Дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

При подготовки занятий необходимо выявить актуальный  уровень сенсорного развития обучающихся. Выявление уровня сформированности и доступности тех или иных видов деятельности, позволяет судить об уровне развития психических процессов, их обеспечивающих, т. е. критерии доступности и сформированности тех или иных видов деятельности позволяют оценить зону актуального развития ребенка и выбрать содержание индивидуальной программы курс.

Зрительное восприятие -фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание и различение цвета объекта.

Слуховое восприятие - локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию

Кинестетическое восприятие-адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодныщтеплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Адекватная реакция на давление на поверхность тела. Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное). Адекватная реакция на положение частей тела. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).

Восприятие запаха -адекватная реакция на запахи. Различение объектов по запаху

Восприятие вкуса- адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание продукта по вкусу. Различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый)

Примеры занятий:

Развитие зрительного восприятия:

− ознакомление с белым цветом на игрушках, предметах и явлениях окружающего мира (снег, бумага, посуда, одежда, предметы гигиены, мишка, зайчик) − развитие тактильной чувствительности при манипуляциях с предметами белого цвета (холодный, гладкий, колючий, твердый и т. п.) − ознакомление с вкусом и запахом продуктов белого цвета (сахар, соль, молоко, яйцо) и др. − выбор по инструкции предметов белого цвета с опорой на зрительный анализатор (с называнием цвета по словесной, жестовой инструкции) Чёрный − ознакомление с чёрным цветом на игрушках, предметах и явлениях окружающего мира (земля, бумага, одежда, обувь, очки, бабочка, ткань, туча, ночное небо и др.) − развитие тактильной чувствительности при манипуляциях с предметами чёрного цвета (ткань гладкая, ворсистая, мех пушистый, мягкий, кожа гладкая) − ознакомление с вкусом и запахом продуктов черного цвета (чёрная смородина - кислая, черный виноград – сладкий, черный хлеб – кислый, чёрный перец – горький, семечки подсолнуха, черный рис, маслины- солёные, чернослив) и др. − выбор по инструкции предметов чёрного цвета с опорой на зрительный анализатор (с называнием цвета по словесной, жестовой инструкции) − сравнение двух объёмных предметов, различающихся цветом (белый – чёрный) − выбор по инструкции предмета заданного цвета: с опорой на зрительный анализатор (с называнием цвета) по словесной, жестовой инструкции) − группировка по цвету (белый - чёрный)

Развитие слухового восприятия: Неречевые звуки. Бытовые шумы − ознакомление со звучанием знакомых предметов (шуршание бумаги, булькание воды, звон посуды, стук, тиканье часов, звонок телефона) происходит на зрительнодвигательной опоре: слушает звук, видит предмет, издающий звук, берёт звучащий предмет в руки, манипулирует, получает тактильные ощущения, сам пробует извлечь звук, совершая определенные действия − определение направления источника звука − различение и выбор по инструкции предмета, издающего определенный звук − различение и выбор изображения предмета, издающего предъявленный звук.

Восприятие вкуса и запаха: ознакомление с разными вкусовыми ощущениями при приёме пищи: сладкое, соленое, горькое, кислое − различение вкусовых ощущений при приёме пищи: (сладкое – конфета, сахар и др., горькое – лук, солёное – сельдь и т.п.) − соотнесение конкретного вкусового ощущения с конкретным продуктом − ознакомление с безопасным поведением при знакомстве с новыми продуктами (прикасаясь кончиком языка, губами, ориентируясь на собственные ощущения); − ознакомление с безопасным пищевым поведением (недопустимость употребления в пищу несъедобных предметов, испорченных продуктов) − дифференциация вкусов продуктов и блюд по личным предпочтениям, демонстрирует это (нравится – не нравится, определяет либо речью «Класс!», «Фу!», либо мимикой, жестами) − соотносит знакомые вкусовые ощущения с продуктами и блюдам.

Ознакомление с разными запахами, присущими предметам обихода и продуктам (шампунь, мыло, зубная паста, кофе, чай, чеснок, апельсин, лимон, ароматы духов, цветов и др.) − проявление предпочтения к тем или иным запахам − ознакомление с запахами, присущими реальным предметам, объектам живой и неживой природы − дифференциация запахов на основе собственных ощущений (неприятные и приятные запахи) − ознакомление с безопасным поведением при обследовании пахучих веществ (нюхать не резко, на расстоянии) − соотнесение конкретного запаха с конкретным предметом или явлением.

Кинестетическое восприятие:

Выполнение упражнений на удержание заданной позы (стоит на одной ноге, поднимает руку вверх и т. д) − формирование и расширение спектра физических действий: прыжки (на батуте, на полу), бег, лазание (вверх и вниз по горке, по лесенкам), вис (на перекладине, шведской стенке), топанье, ползание (через туннели), растягивание эластичной резинки, отжимание от пола, толкание и подтягивание предметов, подтягивание за веревку, обнимание 26 − совершение (имитация) массажных действий − формирование представлений о схеме собственного тела − формирование ощущений от собственного тела через массаж, заворачивание в плед, прижимание подушками, обнимание, прокатывание большого мяча по телу ребёнка (с осторожностью с головой и шеей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 по русскому языку

 Адаптированная рабочая  программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального  Государственного образовательного стандарта для умственно от...

АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)...

Рабочая программа по русскому языку (для учащихся с интеллектуальными нарушениями вариант.1)

Рабочая программа по русскому языку ( для учащихся с интеллектуальными нарушениями вариант 1) 2 класс....

Адаптированная программа по предмету «Домоводство» АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) 3 класс

Рабочая адаптированная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант II) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта обучающих...

Адаптированная программа по предмету «Изобразительная деятельность» АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) 3 класс

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельност...

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...