Календарно-тематическое планирование по гигиене и самообслуживанию ( 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями-вариант 2)
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему

Гигиена и самообслуживание. Календарно-тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное (специальное) коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа «Гармония»

____________________________________________________________________________

(полное название образовательного учреждения)

«Утверждаю»

Директор школы

_____Рябизина Е. А.

Приказ№ ________от

«____»_______20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

«____»____________200 г.

«Рассмотрено»

На ШМО учителей начальных классов и дефектологов Протокол № ___ от

«____»________200 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

                  _______________школа «Гармония»___________________________________

        наименование ОУ

                   _____________Савельевой Т.В.________________________________

                                        Ф. И. О. педагога, категория

                 по                     Живой мир 1 класс, эксперимент        

                                                    предмет, класс и т. п.

                          2013-2014 учебный год

                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида под ред. И.М.Бгажноковой.

Дисциплина "Живой мир" в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.

Новый проект учебного плана для специальной школы предполагает базовый блок дисциплин: "Живой мир", "Естествознание", "География", "Человек и его среда" призванных обеспечить учащихся знаниями, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии.

Специфика интеллектуального дефекта учащихся специальной школы (класса) не дает возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.

С одной стороны, содержание дисциплины "Живой мир" базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1-4) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как "Естествознание" и "География", создать преемственную систему знаний между названными предметами.

Курс "Живой  мир"   решает  следующие  коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

1. Уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах.

2. На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.

3. Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные.

4. Сформировать знания учащихся о природе своего края.

5. Сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.

Программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Программа "Живой мир" не строится по принципу планирования на четверть, в ней представлены блоки тем, последовательность изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно. Например, во 2 классе тему "Рыбы", можно изучать вслед за изучением темы "Вода" или в разделе "Животные". Раздел "Повторение" составляет резерв времени для учителя и может быть использован как для повторения отдельных, наиболее сложных тем, так и для обобщающего повторения по разделам.

В программе определен обязательный базовый уровень знаний. Первый уровень определяется для учащихся, способных к освоению основных разделов программы. Второй уровень предназначен для детей с более сниженными интеллектуальными возможностями. Исходя из уровней определяются требования к дифференцированному и индивидуальному подходу в обучении, так как часть детей не освоит требований 1, 2 уровней.

Содержание программы и уроки по предмету "Живой мир" предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому в качестве основной формы обучения особое значение придается экскурсиям, позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы. Кроме того на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кино- и диафильмы. Ведущими методами обучения являются: беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описания объектов или природных явлений, а также опытный труд в природе и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.

Знания по программе "Живой мир" необходимо реализовать на уроках развития устной речи, математики, чтения, занимательного труда, рисования, а также найти им применение во внеурочное время.

Учебно- тематический план по предмету «Живой мир»

Содержание

Вид занятия

Кол-во

часов

Календарные сроки

Фактические сроки

Примечание

1,2

Наблюдения за изменениями, происходящее в природе в разное время года: тепло, холодно, снег.

2

3,4

Знакомство с временами года, их названиями.

2

5,6

Временные представлении: день-ночь. Их признаки, сравнение признаков.

2

7

Наблюдение за жизнью растений в разное время года. Сбор листьев.

1

8,9

Наблюдение за птицами, насекомыми, животными, за их поведением.

2

10

Игры детей в разное время года.

1

11

Одежда людей зимой, весной, летом и осенью.

1

12,13,14

Знакомство с объектами неживой природы. Солнце, облака, ветер.

3

15

Наблюдение за комнатными растениями. Полив растений.

1

16

Знакомство с частями растений: корень, стебель, лист, цветок.

1

17

Проращивание семян, наблюдение за появлением корня, листьев.

1

18,19

Наблюдение за набуханием почек и появлением листьев на ветках деревьев, поставленных в воду.

2

19,20

Сравнение листьев различных деревьев.

1

21,22

Овощи и фрукты. Цвет, форма, запах, вкус, употребление в пищу.

2

23,

24

Знакомство с названиями растений, наиболее распространённых в данной местности.

2

25,26

Животные. Знакомство с названиями животных, наиболее распространённых в данной местности. Внешний вид, части тела, повадки.

2

27

Наблюдение за жизнью животных живого уголка. Уход за ними.

1

28,

29

Наблюдение за птицами. Их поведением.

2

30

Аквариум. Наблюдение за рыбами. Наблюдение за насекомыми.

1

31

Человек. Внешний вид человека (части тела, лица). Гигиенические правила.

1

32

Повторение.

1

Календарно-тематическое планирование по предмету живой мир

Содержание

Вид занятия

Кол-во

часов

Календарные сроки

Фактические сроки

Примечание

1,2

Наблюдения за изменениями, происходящее в природе в разное время года: тепло, холодно, снег.

2

6.09

13.09

3,4

Знакомство с временами года, их названиями.

2

20.09

27.09

5,6

Временные представлении: день-ночь. Их признаки, сравнение признаков.

2

1.10

15.10

7

Наблюдение за жизнью растений в разное время года. Сбор листьев.

1

22.10

8,9

Наблюдение за птицами, насекомыми, животными, за их поведением.

2

29.10

5.11

10

Игры детей в разное время года.

1

12.11

11

Одежда людей зимой, весной, летом и осенью.

1

26.11

12,13,14

Знакомство с объектами неживой природы. Солнце, облака, ветер.

3

3.12

10.12

17.12

15

Наблюдение за комнатными растениями. Полив растений.

1

24.12

16

Знакомство с частями растений: корень, стебель, лист, цветок.

1

14.01

17

Проращивание семян, наблюдение за появлением корня, листьев.

1

21.01

18,19

Наблюдение за набуханием почек и появлением листьев на ветках деревьев, поставленных в воду.

2

28.01

4.02

19,20

Сравнение листьев различных деревьев.

1

11.02

21,22

Овощи и фрукты. Цвет, форма, запах, вкус, употребление в пищу.

2

25.02

4.03

23,

24

Знакомство с названиями растений, наиболее распространённых в данной местности.

2

11.03

18.03

25,26

Животные. Знакомство с названиями животных, наиболее распространённых в данной местности. Внешний вид, части тела, повадки.

2

25.03

1.04

27

Наблюдение за жизнью животных живого уголка. Уход за ними.

1

15.04

28,

29

Наблюдение за птицами. Их поведением.

2

22.04

29.04

30

Аквариум. Наблюдение за рыбами. Наблюдение за насекомыми.

1

6.05

31

Человек. Внешний вид человека (части тела, лица). Гигиенические правила.

1

13.05

32

Повторение.

1

20.05



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное (специальное) коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа «Гармония»

____________________________________________________________________________

(полное название образовательного учреждения)

«Утверждаю»

Директор школы

_____Рябизина Е. А.

Приказ№ ________от

«____»_______20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

«____»____________200 г.

«Рассмотрено»

На ШМО учителей начальных классов и дефектологов Протокол № ___ от

«____»________200 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

_______________школа «Гармония»___________________________________

наименование ОУ

Казаковой Натальи Сергеевны

Ф. И. О. педагога, категория

по                     гигиене, самообслуживанию,  1-й класс дети с интеллектуальными нарушениями ( вариант2)

предмет, класс и т. п.

                                           2016__-2017__ учебный год.

                                    Пояснительная записка.

Цели и задачи программы:

Курс «Гигиена и самообслуживание» в специальной (коррекционной) школе VIII вида ставит своей целью обеспечить представления школьников с выраженной интеллектуальной недостаточностью о человеке, как о разумном существе, о его поведении в социуме, о его жизнедеятельности.

Задачами обучения гигиене и самообслуживанию детей с выраженными интеллектуальными нарушениями являются:

- формирование положительного эмоционального отношения и интереса к деятельности и ее результатам;

- обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;

- воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки;

- воспитание чистоплотности и аккуратности;

- обучение детей навыками самообслуживания.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. В процессе обучения гигиене и самообслуживанию школьников с выраженным недоразвитием интеллекта целесообразно использовать следующие методы и приёмы:

— совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);

— предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картинок и т. п.;

— соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

— наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми;

— обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного их восприятия;

СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ

Программа имеет 9 содержательных разделов: «организация работы в классе», «Безопасность на улице», «Пожарная безопасность», «Строение человека, сбережение своего здоровья», «Самообслуживание: одежда и обувь», «Режим питания, правила питания», «Правила поведения в социуме», «Охрана своего здоровья», «Безопасность на природе».

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

  1. Иметь представления о человеке, как о разумном существе;
  2. Осознавать себя в социуме;
  3. Взаимодействовать с детьми и взрослыми;
  4. Иметь представление о половой принадлежности;
  5. Различать и называть части тела и лица человека;
  6. Правильно ухаживать за полостью рта и ушами;
  7. Заботиться о своем здоровье, сообщать взрослым о своем самочувствии;
  8. Избегать ситуаций, приносящих вред здоровью;
  9. Соблюдать опрятный внешний вид в повседневной жизни;
  10. Выполнять правила поведения на улице, на дороге, на природе, на воде, во время пожара.

Литература:

Программно – методических материалы (Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно – методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 181 с.)

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005.

Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Данная программа вступает в силу с 1 октября.

Учебно-тематический план

№ п\п

Тема раздела

Кол-во часов

Экскурсии

Практическая работа

1

Организация работы в классе

1

1

2

Безопасность на улице

2

1

3

Безопасность в доме

1

4

Пожарная безопасность

1

1

5

Режим дня

1

6

Человек

4

2

7

Самообслуживание

1

2

8

Уход за одеждой и обувью

2

1

9

Режим питания

1

1

10

Посуда

1

1

11

Правила поведения за столом

1

12

Правила поведения

2

1

13

Охрана здоровья

2

13

Безопасность на природе

3

Календарно – тематическое планирование по гигиене, самообслуживанию. (1 час).

№ п\п

Содержание

Вид занятия

Кол – во

часов

Календарные сроки

Фактические сроки

Примечание

(причины корректировки дат)

5

Практическое занятие: переход через улицу, железную дорогу.

1

24.09

6, 7.

Безопасность на улице: встреча с незнакомыми людьми.

Игра – драматизация: незнакомый человек.

2

18.10

25.10

8

Безопасность в доме.

Пожарная безопасность: огонь – друг.

1

1.11

9.

Пожарная безопасность: огонь – враг. Практическое занятие: эвакуация при пожаре.

1

8.11

10.

Режим дня школьника.

Прогулка и ее значение.

1

15.11

 

11

Человек: строение.

Игра – импровизация: что умеет твоё тело.

1

29.11

12

Гигиена полости рта. Практическое занятие: как правильно чистить зубы.

1

6.12

13.

Наши руки.

Чистота рук – залог здоровья.

Практическое занятие: как мыть руки.

Утренний и вечерний туалет.

1

13.12

14.

Зарядка и её значение.

1

20.12

15

Самообслуживание: одежда и обувь.

Практическое занятие: одень одежду правильно.

1

27.12

16.

Уход за одеждой и обувью.

Практическое занятие: уход за одеждой. Уход за обувью.

1

10.01

17.

Как одеться, если холодно?

Практическое занятие: одень куклу на зимнюю прогулку.

1

17.01

18.

Режим питания.

Продукты питания.

1

24.01

19.

Экскурсия в магазин.

1

31.01

20.

Посуда, ее назначение.

Экскурсия на кухню.

1

7.02

21.

Правила поведения за столом.

Практическое занятие: за обедом.

1

14.02

22.

Правила поведения.

Знакомство. «Волшебные слова».

1

21.02

23.

Мы идём в гости.

1

28.02

24.

Практическое занятие: мы вежливые.

1

7.03

25.

Охрана здоровья. Что делать, если поранился.

1

14.03

26.

Аптека. Значение аптеки. Лекарства.

1

21.03

27,

28

Безопасность на природе. Безопасность при  общении с животными.

2

28.03

4.04

29.

Правила поведения в лесу.

1

18.04

30.

Правила поведения на воде.

1

25.04

31.

Повторение изученного.

1

16.05

32

Повторение изученного

1

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Родной язык( ханты)» для обучающихся 5 и 6 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1

Рабочая программа по хантыйскому языку в 5-6 классах разработана Ученым советом государственного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа «Институт повышения квалификации...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Математика» 1-4 классы Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе требований Федерального гос...

Сенсорное развитие для детей с интеллектуальными нарушениями (Вариант 2)

Дети с глубокой умственной отсталостью не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявле...