Календарно-тематическое планирование по гигиене и самообслуживанию ( 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями-вариант 2)
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему
Гигиена и самообслуживание. Календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_zhivoy_mir_1_klass.docx | 21.99 КБ |
munitsipalnoe_byudzhetnoe_gigiena_samoobsluzhivanie_1_klass.docx | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное (специальное) коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа «Гармония»
____________________________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)
«Утверждаю» Директор школы _____Рябизина Е. А. Приказ№ ________от «____»_______20__г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР «____»____________200 г. | «Рассмотрено» На ШМО учителей начальных классов и дефектологов Протокол № ___ от «____»________200 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
_______________школа «Гармония»___________________________________
наименование ОУ
_____________Савельевой Т.В.________________________________
Ф. И. О. педагога, категория
по Живой мир 1 класс, эксперимент
предмет, класс и т. п.
2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. И.М.Бгажноковой.
Дисциплина "Живой мир" в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.
Новый проект учебного плана для специальной школы предполагает базовый блок дисциплин: "Живой мир", "Естествознание", "География", "Человек и его среда" призванных обеспечить учащихся знаниями, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии.
Специфика интеллектуального дефекта учащихся специальной школы (класса) не дает возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.
С одной стороны, содержание дисциплины "Живой мир" базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1-4) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как "Естествознание" и "География", создать преемственную систему знаний между названными предметами.
Курс "Живой мир" решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:
1. Уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах.
2. На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.
3. Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные.
4. Сформировать знания учащихся о природе своего края.
5. Сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
Программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Программа "Живой мир" не строится по принципу планирования на четверть, в ней представлены блоки тем, последовательность изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно. Например, во 2 классе тему "Рыбы", можно изучать вслед за изучением темы "Вода" или в разделе "Животные". Раздел "Повторение" составляет резерв времени для учителя и может быть использован как для повторения отдельных, наиболее сложных тем, так и для обобщающего повторения по разделам.
В программе определен обязательный базовый уровень знаний. Первый уровень определяется для учащихся, способных к освоению основных разделов программы. Второй уровень предназначен для детей с более сниженными интеллектуальными возможностями. Исходя из уровней определяются требования к дифференцированному и индивидуальному подходу в обучении, так как часть детей не освоит требований 1, 2 уровней.
Содержание программы и уроки по предмету "Живой мир" предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому в качестве основной формы обучения особое значение придается экскурсиям, позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы. Кроме того на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кино- и диафильмы. Ведущими методами обучения являются: беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описания объектов или природных явлений, а также опытный труд в природе и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.
Знания по программе "Живой мир" необходимо реализовать на уроках развития устной речи, математики, чтения, занимательного труда, рисования, а также найти им применение во внеурочное время.
Учебно- тематический план по предмету «Живой мир»
№ | Содержание | Вид занятия | Кол-во часов | Календарные сроки | Фактические сроки | Примечание |
1,2 | Наблюдения за изменениями, происходящее в природе в разное время года: тепло, холодно, снег. | 2 | ||||
3,4 | Знакомство с временами года, их названиями. | 2 | ||||
5,6 | Временные представлении: день-ночь. Их признаки, сравнение признаков. | 2 | ||||
7 | Наблюдение за жизнью растений в разное время года. Сбор листьев. | 1 | ||||
8,9 | Наблюдение за птицами, насекомыми, животными, за их поведением. | 2 | ||||
10 | Игры детей в разное время года. | 1 | ||||
11 | Одежда людей зимой, весной, летом и осенью. | 1 | ||||
12,13,14 | Знакомство с объектами неживой природы. Солнце, облака, ветер. | 3 | ||||
15 | Наблюдение за комнатными растениями. Полив растений. | 1 | ||||
16 | Знакомство с частями растений: корень, стебель, лист, цветок. | 1 | ||||
17 | Проращивание семян, наблюдение за появлением корня, листьев. | 1 | ||||
18,19 | Наблюдение за набуханием почек и появлением листьев на ветках деревьев, поставленных в воду. | 2 | ||||
19,20 | Сравнение листьев различных деревьев. | 1 | ||||
21,22 | Овощи и фрукты. Цвет, форма, запах, вкус, употребление в пищу. | 2 | ||||
23, 24 | Знакомство с названиями растений, наиболее распространённых в данной местности. | 2 | ||||
25,26 | Животные. Знакомство с названиями животных, наиболее распространённых в данной местности. Внешний вид, части тела, повадки. | 2 | ||||
27 | Наблюдение за жизнью животных живого уголка. Уход за ними. | 1 | ||||
28, 29 | Наблюдение за птицами. Их поведением. | 2 | ||||
30 | Аквариум. Наблюдение за рыбами. Наблюдение за насекомыми. | 1 | ||||
31 | Человек. Внешний вид человека (части тела, лица). Гигиенические правила. | 1 | ||||
32 | Повторение. | 1 |
Календарно-тематическое планирование по предмету живой мир
№ | Содержание | Вид занятия | Кол-во часов | Календарные сроки | Фактические сроки | Примечание |
1,2 | Наблюдения за изменениями, происходящее в природе в разное время года: тепло, холодно, снег. | 2 | 6.09 13.09 | |||
3,4 | Знакомство с временами года, их названиями. | 2 | 20.09 27.09 | |||
5,6 | Временные представлении: день-ночь. Их признаки, сравнение признаков. | 2 | 1.10 15.10 | |||
7 | Наблюдение за жизнью растений в разное время года. Сбор листьев. | 1 | 22.10 | |||
8,9 | Наблюдение за птицами, насекомыми, животными, за их поведением. | 2 | 29.10 5.11 | |||
10 | Игры детей в разное время года. | 1 | 12.11 | |||
11 | Одежда людей зимой, весной, летом и осенью. | 1 | 26.11 | |||
12,13,14 | Знакомство с объектами неживой природы. Солнце, облака, ветер. | 3 | 3.12 10.12 17.12 | |||
15 | Наблюдение за комнатными растениями. Полив растений. | 1 | 24.12 | |||
16 | Знакомство с частями растений: корень, стебель, лист, цветок. | 1 | 14.01 | |||
17 | Проращивание семян, наблюдение за появлением корня, листьев. | 1 | 21.01 | |||
18,19 | Наблюдение за набуханием почек и появлением листьев на ветках деревьев, поставленных в воду. | 2 | 28.01 4.02 | |||
19,20 | Сравнение листьев различных деревьев. | 1 | 11.02 | |||
21,22 | Овощи и фрукты. Цвет, форма, запах, вкус, употребление в пищу. | 2 | 25.02 4.03 | |||
23, 24 | Знакомство с названиями растений, наиболее распространённых в данной местности. | 2 | 11.03 18.03 | |||
25,26 | Животные. Знакомство с названиями животных, наиболее распространённых в данной местности. Внешний вид, части тела, повадки. | 2 | 25.03 1.04 | |||
27 | Наблюдение за жизнью животных живого уголка. Уход за ними. | 1 | 15.04 | |||
28, 29 | Наблюдение за птицами. Их поведением. | 2 | 22.04 29.04 | |||
30 | Аквариум. Наблюдение за рыбами. Наблюдение за насекомыми. | 1 | 6.05 | |||
31 | Человек. Внешний вид человека (части тела, лица). Гигиенические правила. | 1 | 13.05 | |||
32 | Повторение. | 1 | 20.05 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное (специальное) коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа «Гармония»
____________________________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)
«Утверждаю» Директор школы _____Рябизина Е. А. Приказ№ ________от «____»_______20__г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР «____»____________200 г. | «Рассмотрено» На ШМО учителей начальных классов и дефектологов Протокол № ___ от «____»________200 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
_______________школа «Гармония»___________________________________
наименование ОУ
Казаковой Натальи Сергеевны
Ф. И. О. педагога, категория
по гигиене, самообслуживанию, 1-й класс дети с интеллектуальными нарушениями ( вариант2)
предмет, класс и т. п.
2016__-2017__ учебный год.
Пояснительная записка.
Цели и задачи программы:
Курс «Гигиена и самообслуживание» в специальной (коррекционной) школе VIII вида ставит своей целью обеспечить представления школьников с выраженной интеллектуальной недостаточностью о человеке, как о разумном существе, о его поведении в социуме, о его жизнедеятельности.
Задачами обучения гигиене и самообслуживанию детей с выраженными интеллектуальными нарушениями являются:
- формирование положительного эмоционального отношения и интереса к деятельности и ее результатам;
- обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
- воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки;
- воспитание чистоплотности и аккуратности;
- обучение детей навыками самообслуживания.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. В процессе обучения гигиене и самообслуживанию школьников с выраженным недоразвитием интеллекта целесообразно использовать следующие методы и приёмы:
— совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
— предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картинок и т. п.;
— соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
— наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми;
— обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного их восприятия;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа имеет 9 содержательных разделов: «организация работы в классе», «Безопасность на улице», «Пожарная безопасность», «Строение человека, сбережение своего здоровья», «Самообслуживание: одежда и обувь», «Режим питания, правила питания», «Правила поведения в социуме», «Охрана своего здоровья», «Безопасность на природе».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
- Иметь представления о человеке, как о разумном существе;
- Осознавать себя в социуме;
- Взаимодействовать с детьми и взрослыми;
- Иметь представление о половой принадлежности;
- Различать и называть части тела и лица человека;
- Правильно ухаживать за полостью рта и ушами;
- Заботиться о своем здоровье, сообщать взрослым о своем самочувствии;
- Избегать ситуаций, приносящих вред здоровью;
- Соблюдать опрятный внешний вид в повседневной жизни;
- Выполнять правила поведения на улице, на дороге, на природе, на воде, во время пожара.
Литература:
Программно – методических материалы (Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно – методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 181 с.)
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005.
Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Данная программа вступает в силу с 1 октября.
Учебно-тематический план
№ п\п | Тема раздела | Кол-во часов | Экскурсии | Практическая работа |
1 | Организация работы в классе | 1 | 1 | |
2 | Безопасность на улице | 2 | 1 | |
3 | Безопасность в доме | 1 | ||
4 | Пожарная безопасность | 1 | 1 | |
5 | Режим дня | 1 | ||
6 | Человек | 4 | 2 | |
7 | Самообслуживание | 1 | 2 | |
8 | Уход за одеждой и обувью | 2 | 1 | |
9 | Режим питания | 1 | 1 | |
10 | Посуда | 1 | 1 | |
11 | Правила поведения за столом | 1 | ||
12 | Правила поведения | 2 | 1 | |
13 | Охрана здоровья | 2 | ||
13 | Безопасность на природе | 3 |
Календарно – тематическое планирование по гигиене, самообслуживанию. (1 час).
№ п\п | Содержание | Вид занятия | Кол – во часов | Календарные сроки | Фактические сроки | Примечание (причины корректировки дат) | |
5 | Практическое занятие: переход через улицу, железную дорогу. | 1 | 24.09 | ||||
6, 7. | Безопасность на улице: встреча с незнакомыми людьми. Игра – драматизация: незнакомый человек. | 2 | 18.10 25.10 | ||||
8 | Безопасность в доме. Пожарная безопасность: огонь – друг. | 1 | 1.11 | ||||
9. | Пожарная безопасность: огонь – враг. Практическое занятие: эвакуация при пожаре. | 1 | 8.11 | ||||
10. | Режим дня школьника. Прогулка и ее значение. | 1 | 15.11 |
| |||
11 | Человек: строение. Игра – импровизация: что умеет твоё тело. | 1 | 29.11 | ||||
12 | Гигиена полости рта. Практическое занятие: как правильно чистить зубы. | 1 | 6.12 | ||||
13. | Наши руки. Чистота рук – залог здоровья. Практическое занятие: как мыть руки. Утренний и вечерний туалет. | 1 | 13.12 | ||||
14. | Зарядка и её значение. | 1 | 20.12 | ||||
15 | Самообслуживание: одежда и обувь. Практическое занятие: одень одежду правильно. | 1 | 27.12 | ||||
16. | Уход за одеждой и обувью. Практическое занятие: уход за одеждой. Уход за обувью. | 1 | 10.01 | ||||
17. | Как одеться, если холодно? Практическое занятие: одень куклу на зимнюю прогулку. | 1 | 17.01 | ||||
18. | Режим питания. Продукты питания. | 1 | 24.01 | ||||
19. | Экскурсия в магазин. | 1 | 31.01 | ||||
20. | Посуда, ее назначение. Экскурсия на кухню. | 1 | 7.02 | ||||
21. | Правила поведения за столом. Практическое занятие: за обедом. | 1 | 14.02 | ||||
22. | Правила поведения. Знакомство. «Волшебные слова». | 1 | 21.02 | ||||
23. | Мы идём в гости. | 1 | 28.02 | ||||
24. | Практическое занятие: мы вежливые. | 1 | 7.03 | ||||
25. | Охрана здоровья. Что делать, если поранился. | 1 | 14.03 | ||||
26. | Аптека. Значение аптеки. Лекарства. | 1 | 21.03 | ||||
27, 28 | Безопасность на природе. Безопасность при общении с животными. | 2 | 28.03 4.04 | ||||
29. | Правила поведения в лесу. | 1 | 18.04 | ||||
30. | Правила поведения на воде. | 1 | 25.04 | ||||
31. | Повторение изученного. | 1 | 16.05 | ||||
32 | Повторение изученного | 1 | 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Рабочая программа ...
Конспект группового логопедического занятия с учащимися 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.
Тема: Слова, обозначающие один и много предметов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Родной язык( ханты)» для обучающихся 5 и 6 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1
Рабочая программа по хантыйскому языку в 5-6 классах разработана Ученым советом государственного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа «Институт повышения квалификации...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Школьный театр. Путешествие в сказку» художественно-эстетическая творческая деятельность для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Рабочая программа по внеурочной деятельности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Я и интересные люди Южного Урала» обще интеллектуальное направление для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Программа по внеурочной деятельности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Математика» 1-4 классы Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе требований Федерального гос...
Сенсорное развитие для детей с интеллектуальными нарушениями (Вариант 2)
Дети с глубокой умственной отсталостью не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявле...