Методические материалы по формированию читательской грамотности у младших школьников.
план-конспект занятия (3 класс)
В материале отражены формы и методы работы по повышению читательской грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_zanyatie_fatkina.docx | 42.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические материалы по формированию читательской грамотности у младших школьников.
О.М.Фаткина
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с. Большое Попово
Лебедянского района Липецкой области
bpopovo@mail.ru
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словом».
В.А. Сухомлинский
Кем бы ни был современный человек, какой бы вид деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», продуктивно-важная задача. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.
В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.
В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
- дети имеют низкую скорость чтения;
- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание.
И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.
Что же такое грамотность? Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.
А что же такое читательская грамотность?
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Назову особенности формирования читательской грамотности:
1. Формирование навыка чтения.
-умение правильно прочитывать слова;
-понимать смысл текста;
-выразительно читать;
2. Овладение техникой чтения.
3.Формирование читательских интересов.
Цель: создать условия для того чтобы учащиеся начальных классов овладели необходимыми умениями для полноценной
читательской деятельности при работе с любым видом текста :
1. Умением находить и извлекать информацию из текста;
2. Умением интегрировать и интерпретировать информацию;
3. Умением осмыслить и оценить содержание текста;
4. Умением ориентироваться в различных источниках информации.
5. Увеличить темп чтения
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:
- умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:
– умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, сделать простые выводы;
- умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»:
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Представление о читательской грамотности как об одном из планируемых результатов начального образования ставит задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике.
В современных подходах к обучению отмечается важность того, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию. Вместе с тем в этом возрасте основной является коммуникативная сфера развития личности ребенка. Ему жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих. В связи с этим становится актуальным коммуникативно- деятельностный подход, предполагающий такую организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока. В 3–4-м классах, когда у учащихся сформирован навык чтения, содержательным концентром урока становится само литературное произведение и его смыслы. Реализация коммуникативно- деятельностного подхода обеспечивается наполнением урока специфическим содержанием, выбором адекватных поставленной задаче приемов и способов освоения произведения, позволяющим сформировать необходимые читательские умения. Среди многообразия путей и средств для формирования читательской грамотности наиболее значимые для младших школьников - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом. С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой.
В своей работе на уроках литературного чтения часто использую следующие приемы технологии развития критического мышления.
Приемы активного чтения:
Прием “Чтение с пометами”
Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,
"V" – это я знаю
"+" – это новое для меня
"-" – я думаю иначе
"?" – необходимо разъяснение
"!!" – это меня очень заинтересовало
Прием “Толстые и тонкие вопросы”
вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Прием “Чтение с остановками”
Данный прием содержит все стадии технологии:
1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.
Приём «Работа с вопросником»
применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Приемы активизации ранее полученных знаний:
Прием “Ассоциация”
Прием “Ключевые слова”
Прием «Да – нет»
Объявляется тема урока.
Учитель зачитывает вопросы и предположения по теме — не более 10-12.
Учащиеся в тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью значков "+" и "-".
На стадии рефлексии снова учитель возвращается к составленным таблицам. Учитель вновь зачитывает вопросы, и учащиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе урока, в связи с новой полученной информацией.
Приемы графической организации учебного материала:
Прием “Составление кластера”
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Прием “Перепутанные логические цепочки”На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны
прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное
и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.
Приемы, требующие творчества учащихся:
Прием “Синквэйн”
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке.
Прием “ Пятиминутное эссе”
Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Игровые технологии
«Мим-театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает.
«Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.
Методы и приемы, используемые при групповой работе:
Прием “Учебный мозговой штурм”
Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.
Приём «Уголки»
можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
Прием “Письмо по кругу”
Предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы
Маркировочные таблицы:
Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”
На уроках и во внеурочное время я использую следующие виды творческих работ:
Инсценирование произведения
Иллюстрирование произведения
Письмо герою
Сочинение сказки, рассказа, стихотворения
Изменить концовку произведения
Книжки-самоделки
Диафильмы
Издание журнала
Работа с кроссвордами
Составление викторин
Составление сказочных объявлений и телеграмм
Формы и виды работы по формированию читательской грамотности:
Урок
Литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ;
Ведение читательских дневников;
Создание классной библиотеки;
Подготовка учащимися сообщений по творчеству писателей;
Тесное сотрудничество со школьной библиотекой
День первой книги( прощание с букварём);
Беседы, дискуссии
Семейное чтение.
Важной частью работы по данному направлению является определение результативности деятельности и выявление уровня читательской грамотности учащихся на определённых этапах её формирования
- Проверка техники чтения.
- Диагностика по выявлению круга интересов в самостоятельном выборе книг для чтения
Процесс формирования читательской грамотности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и родителей. Важно, чтобы и в классе, и дома царила атмосфера любви и интереса к чтению.
При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы, у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
Грамотное чтение заключается в том, что кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда будет читателем. Помочь ребёнку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения.
Рассмотрим приемы , которые можно использовать во время проведения внеклассного занятия:
«Литературная викторина по произведениям Н.Н.Носова»
Тема: «ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ Н.Н. НОСОВА»
Цель: привлечение учащихся к книге и чтению как важным фактором сохранения и развития отечественной культуры, формирование читательской грамотности, а также развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественных произведений Н.Н.Носова.
Планируемые результаты образования:
Предметные: учащиеся должны хорошо ориентироваться в прочитанных произведениях, знать их авторов, понимать особенности юмористического произведения, сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки, восстанавливать последовательность событий по вопросам.
учить составлять вопросы к прочитанному произведению, анализировать, высказывать своё мнение;
Метапредметные
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы, используя уже имеющие знания, полученные ранее.
Регулятивные УУД :
- сформировать умения определять и формулировать цель на с помощью учителя;
- умения самостоятельно выполнять предложенные задания ;
- умения оценивать свои действия , в соответствии заданными критериям.
Коммуникативные УУД :
- сформировать умения оформлять свои мысли в устной форме;
- проявлять инициативу в процессе обсуждения содержания.
- умения слушать и понимать речь других, умение работать в паре, в группе.
Личностные результаты:
- умение ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков в процессе обсуждения поступков героев произведения; воспитание доброжелательности, внимательности, отзывчивости по отношению друг к другу.
-формировать положительную мотивацию к обучению;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: Книги Н.Н. Носова, проектор, ноутбук, экран, слайды с загадками, предметы для конкурса «Бюро находок»
Ход занятия.
1.Организационный момент.
- Добрый день, дорогие мальчики и девочки и все, кто пришёл к нам. Мы рады видеть вас. Поприветствуем друг друга аплодисментами.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придет успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелаем всем удачи,
И успешности в придачу!
В конкурсе участвуют 2 команды: »Фантазеры» и «Затейники».Команды покажут нам свои знания и умения, веселье и находчивость. Оценивать работу будут члены жюри.
ПРАВИЛА ДРУЖНОЙ РАБОТЫ:-
Работаем мы командой, обсуждаем вопросы, ищем ответы, поэтому помните
работать сообща;
- Уметь выслушать друг друга;
- Слушать других, не перебивая, внимательно.
- Уметь распределять обязанности между членами команды;
- Уметь договориться и помочь друг другу.
- За нарушение дисциплины жюри снимает балл.
2.Сообщение темы занятия.
Сегодня мы проводим викторину по произведениям автора, который посвятил все свое творчество детям.
А чтобы вы догадались о творчестве, какого автора идет речь, вам необходимо расшифровать надпись.
1 КОНКУРС »РАЗМИНКА».
Для этого вам нужно вспомнить алфавит. Цифра соответствует букве под этим номером.
15 10 12 16 13 1 11 15 10 12 16 13 1 6 3 10 25 15 16 18 16 3
(Николай Николаевич Носов).
Наша викторина посвящена творчеству Николая Николаевича Носова.
Но прежде чем перейти к его произведениям, я кратко напомню биографию писателя.
Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве, в семье актера. После окончания школы он учился в Москве, в институте кинематографии. Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.
Однажды Николай Николаевич Носов, отвечая на вопрос о том, как он стал детским писателем, сказал так: "Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и у меня было о чём порассказать людям".
В самом деле, Носову "было о чем порассказать людям". Он много знал, обладал от природы разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ещё в юности ему случалось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный журнал "Икс". А потом поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные фильмы. Во время Великой Отечественной войны Николай Носов занимался очень важным делом: снимал фильмы для наших солдат, за это его наградили боевым орденом Краской Звезды.
Как и многие знаменитые писатели, Николай Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ, он назывался "3атейники" он отнёс в журнал "Мурзилка". Рассказ напечатали. Это было в 1938 году. За этим рассказом последовали другие: "Живая шляпа", "Огурцы", "Фантазёры", "Заплатка"... Они печатались в детских журналах "Мурзилка", "Костёр», "Затейник" и газете "Пионерская правда». Главными героями этих рассказов стали симпатичные мальчишки Мишка и Коля. Главным зачинщиком всех приключений и проказ выступает обычно Мишка, заядлый фантазёр и великий путаник. К своим затеям он подключает и друга Колю.
Кроме весёлых рассказов, Н.Носов написал несколько повестей о школьной жизни: "Весёлая семейка" (1949), "Дневник Коли Синицына", "Витя Малеев в школе и дома" (1952).
Позднее к этим весёлым героям присоединился ещё один, на этот раз – сказочный. Этот герой – Незнайка.
Незнайка – и вместе с ним целая орава весёлых и шумных друзей-коротышек – принесли Носову наибольшую известность. Им посвящена целая серия романов-сказок: «Приключения Незнайки и его друзей". "Незнайка в Солнечном городе", "Незнайка на Луне" (1954, 1958, 1965).
Персонажи этих книг, хотя и сказочные, очень похожи на своих маленьких читателей, особенно Незнайка. Поэтому и полюбились они ребятам: и не только нашим, но и зарубежным, так как стараниями переводчиков эти герои заговорили на многих языках мира, даже по-японски!
3.Основная часть.
2 КОНКУРС «ПОЕДИНОК КАПИТАНОВ». ( Приём «Создание викторины».
Капитаны по очереди задают вопросы друг другу, приготовленные заранее.
- Как звали котёнка в рассказе «Живая шляпа»? (Васька)
- Кто стучал по крыше и пугал ребят в рассказе «Тук – тук»? (Ворона)
- В какой повести мальчики сооружают инкубатор и выводят цыплят? (Весёлая семейка)
- В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? («Мурзилка»)
- Назовите предметы, которыми герои рассказа «Мишкина каша» поддевали воду из колодца. ( Ведро, чайник, кружка)
- Какой номер участка был у героев рассказа «Огородники»?
(№ 12)
- Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняют небылицы? («Фантазёры»)
- Герои какого произведения нарушали правила дорожного движения? («Автомобиль»)
- Из какого произведения данная иллюстрация? («Федина задача»)
- Кто сидел под шляпой, напугавшей мальчишек? (Котёнок)
- Что сначала утопил в колодце Мишка в рассказе «Мишкина каша»? ( Ведро)
- Кто был другом Вити Малеева? ( Костя Шишкин)
- Что сделал Мишка из сломанного телефона в рассказе «Телефон»? (Электрический звонок)
- На чём Стасик летал нам Луну в рассказе «Фантазёры»? (На ракете)
- Как называлась рыба, которую зажарил Мишка на сковороде в рассказе «Мишкина каша»? (пескарь)
- В каком рассказе Мишка превратил алюминиевую кастрюлю в сковородку? («Бенгальские огни»)
3 КОНКУРС «Крестики-Нолики» , ( «Прием «Крестики-нолики»)
Я буду загадывать загадки по - очереди каждой команде, а вы должны будете угадать рассказ Н.Носова. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали).
Колкую, зеленую
Срубили топором
Колкая, зелёная
К нам приходит в дом.
(Елка. Рассказ "Бенгальские огни")
Вильнёт хвостом туда-сюда
И нет её, и нет следа.
(Рыбка. Рассказ "Карасик".)
Без крыльев, а летит.
Без языка, а говорит.
(Письмо. Рассказы "Дружок"
На грядке длинный и зелёный,
в кадке жёлтый и солёный.
(Огурец. Рассказы"Огурцы"
Не летает, не жужжит.
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомобиль. Рассказ "Автомобиль")
Поверну волшебный круг
И меня услышит друг.
Через поле и лесок
Подается голосок
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь,
А слышно там.
(Телефон. Рассказ "Телефон")
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком.
(Собака. Рассказ "Дружок")
Птичка-невеличка:
Носик стальной, хвостик льняной.
(Иголка с ниткой. Рассказ "Заплатка")
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй.
(Метро. Рассказ "Метро")
На малину налетели,
Поклевать её хотели,
Но увидели урода –
И скорей из огорода!
А урод стоит на палке
С бородою из мочалки.
(Огородное пугало. Рассказ "Огородники")
На окошке - пруд,
В нём рыбёшки живут
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков.
(Аквариум. Рассказ "Карасик")
Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой.
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом
С моего горба гуртом.
(Ледяная горка. Рассказ"На горке".
4 КОНКУРС «БЮРО НАХОДОК». (Прием «Создание викторины»)
- На столе лежат предметы, упомянутые в книгах Н.Носова.
Вы должны определить, из какого рассказа эти вещи.
(Вещи лежат на столе, накрыты)
1.Шляпа (“Живая шляпа”)
2.Игрушечная машина (“Автомобиль”)
3.Кастрюля («Мишкина каша»)
4.Пугало («Огородники»)
5.Книга «Три поросенка» (" Затейники")
6.Веточка рябины («Тук-тук-тук»)
7.Детский телефон («Телефон»)
8.Собачка – «Дружок»;
9.Учебник по математике (Носов Н. «Федина задача»)
5 КОНКУРС »ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО». (Прием «Письмо с дырками».
Каждая команда по - очереди называет недостающее слово.
« Живая ……»
« Мишкина ….»
« Три ….»
«Федина …»
« Шурик …»
« Про ….»
Физкультминутка.
Кто помнит, про кого сочинил знаменитый Цветик песенку? (про кузнечика). Давайте все вместе её споем.
6 КОНКУРС «Восстанови словечко». ( Прием «Мозговой штурм»
Каждая команда зашифровала 2 названия рассказа .Восстановите название рассказа.
1)ЖРОУКД ( Дружок ) ,КАРКАИС ( Карасик )
2)АЗКАЗМА ( Замазка ), АКПЛАЗАТ (Заплатка)
7 КОНКУРС «Угадай профессию». (Прием «Верно-неверно»)
Приглашаю от команды по 1-му участнику. Ребята, вам необходимо ответить на вопрос: Верно, ли названа профессия сказочных героев.
ПИЛЮЛЬКИН – врач
ГУСЛЯ – трубочист
ПУЛЬКА – охотник
КАРАУЛЬКИН – милиционер
ВИНТИК, ШПУНТИК – трактористы
СВИСТУЛЬКИН – милиционер
СТЕКЛЯШКИН – программист
ТЮБИК – художник
ЗВЕЗДОЧКИН – астроном
КУБИК – строитель
КОМПРЕССИК – врач
8 КОНКУРС «Вам письмо!» (Прием «Тонкие и толстые вопросы»
Раздается стук в дверь. Вбегает Незнайка с телеграммами.
Незнайка. Здравствуйте! Ребята, я сегодня получил телеграммы, а кто отправил их, не знаю. Помогите, пожалуйста, узнать, от кого телеграммы.
а) Незнайка. «Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо черное, и я его очень люблю».
( Мишка из рассказа «Дружок».)
б) Незнайка. «Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?»
( Вадик из рассказа «Живая шляпа».)
в) Незнайка. «Горка получилась хорошая. Скользкая!»
( Котька из рассказа «На горке».)
г) Незнайка. «Нет, голубчик, и не проси. Что это еще за игра с огнем? И слушать ничего не желаю!»
(Бабушка из рассказа «Шурик у дедушки».)
Д) Незнайка. «Вдруг меня кто-то как схватит за ногу: Я как закричу!».
( Петя из рассказа «Затейники».)
9 КОНКУРС »ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ» (Прием «Мим-театр)
Ну а теперь пришло время проверить домашнее задание. Каждая команда готовила инсценировку по рассказу Н.Носова.
(Дети показывают сценки по рассказам «Телефон», «На горке».)
4. Итог занятия.
Жюри подводит итоги :
- Заканчивается наша викторина. Думаю, что вам понравился тот удивительный мир сказок и рассказов, созданных Н. Носовым.
Все дети работали дружно, очень старались дать правильные ответы, были внимательные, активные, поэтому победила дружба.
Учитель
Ребята, читайте книги Носова. Его рассказы веселые, героям чаще всего недостает жизненного опыта, а иногда умения видеть себя со стороны, очень важного для каждого человека, который не только хочет быть хорошим, но и старается стать таким ; силы воли, сообразительности, чтобы понимая, как надо поступать, находить правильный выход из создавшегося положения .С.В.Михалков говорил о Н.Н.Носове так: «Все герои Н.Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру.
Интересно, что внук Носова продолжил писать приключения Незнайки.
Носов Игорь Петрович написал « Как Незнайка дрессировал лягушек», « Как Незнайка землянику собирал», « Незнайка и говорящий гриб», «Незнайка и карнавальный костюмчик», «Незнайка и фокус-покус», «Остров Незнайки».
Учитель:
Конкурс наш прошёл удачно,
Мы довольны им, друзья.
Все вы поняли: сегодня
Жить без книг никак нельзя.
Дети читают стихи.
1ученик: Я советую, друзья:
«Книги Носова берите!
Не пожадничайте дня -
Озорной рассказ прочтите.
2 ученик: Отдохнете от хлопот,
Вдоволь посмеетесь,
И подальше от забот,
В детство унесетесь.
3 ученик:
Пред Носовым снимите шляпу,
Ведь это сам Незнайкин папа!
И кстати, весёлых рассказов немало,
К тому же, ещё для ребят написал он!
4 ученик:
Люблю я Носова давно.
За что? Читать его смешно!
Его герои озорные,
Весёлые и очень уж смешные.
5 ученик:
Носов-детских книг творец.
Ну, какой он молодец
Сколько книг смешных, чудесных
Написать он нам успел.
Доброту, и смех, и юмор,
Показать всем нам хотел.
6 ученик:
Любимых книг прекрасные страницы
Пусть оживут!
Вот фантазеры: Стасик, Мишка,
И Костя с Витей.
7 ученик:
Вы помните рассказ «Тук, тук, тук»?
Дружка везли однажды в чемодане-
Пришлось стихи читать и песни петь!
А как замазку потеряли?
Я думаю, что стоит посмотреть!
Вот Мишка кашу варит,
Старается, пыхтит.
А каша из кастрюли
Всё лезет и бежит.
8 ученик:
Советую всем Носова
Скорее прочитать,
Чтоб добрыми, весёлыми
И умными вам стать!
Литература:
1. Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности., 2013 2.Внеклассные мероприятия. Авт.-сост. О.Е. Жиренко,
3.Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016.
4.Носов Н.Н. Витя Малеев в школе и дома. - серия стихи и сказки для детей (М: Эксмо, 2015.-176.
5.Носов Н.Н. Весёлая семейка.-серия Незнайка и его друзья.- М: Эксмо, 2015.-176.
6..Носов Н.Н. Незнайка в Солнечном Городе. Серия Стихи и сказки для детей (подарочные издания). - М: Эксмо, 2015.- 336
7.Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей. Библиотека детской классики.- М: Махаон, 2015.- 128. 8.Носов Н.Н. Тук-тук-тук. Рассказы. – М: Эксмо, 2015, 96.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование читательской грамотности у младших школьников
Читательская грамотность - базовая инструментальная грамотность. Это отправная точка к любой деятельности....
Рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности у младших школьников"
В данных рекомендациях представлены учебно-методические и дидактические материалы по формированию читательской грамотности. Рекомендации помогут учителям начальных классов в в...
Рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности у младших школьников".
В данных рекомендациях представлены учебно-методические и дидактические материалы по формированию читательской грамотности. Рекомендации помогут учителям начальных классов в выборе п...
Формирование читательской грамотности у младших школьников
В статье даны практические советы по формированию читательской грамотности у младших школьников...
Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения
Читательская грамотность-это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые мы , как читатели получаем из ...
Приемы формирования читательской грамотности у младших школьников
Приемы формирования читательской грамотности у младших школьников....
Доклад на методический совет учителей «Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения»
ЧитЧиЧитательская грамотность готовит к социальной жизни....