Формирование читательской грамотности у младших школьников
статья
Читательская грамотность - базовая инструментальная грамотность. Это отправная точка к любой деятельности.
Овледение навыками читательской грамотности имеет большое значение для дальнейшего развития и успешного обучения выпускника начальной школы. В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений как способность извлекать необходимую информацию для её преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.
В данной статье представлен опыт работы реализации образовательной практики по формированию читательской грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_praktika.docx | 40.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской грамотности у младших школьников
Ключевые слова: читательская грамотность, диагностика, технологии, факультатив, сотрудничество.
Читательская грамотность – базовая инструментальная грамотность. Это отправная точка к любой деятельности.
Овладение навыками читательской грамотности имеет большое значение для дальнейшего развития и успешного обучения выпускника начальной школы. В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений как способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.
Проблема – результаты всероссийских проверочных работ и краевых контрольных работ по читательской грамотности показывают наличие проблем и дефицитов по формированию читательских умений обучающихся. Существует необходимость в повышении уровня читательской грамотности. Ключевым фактором является сам учитель и его подходы к обучению чтению. Педагоги, отрабатывая предметные умения, чаще на уроках задают задания и вопросы репродуктивного характера.
Цель практики – создание условий для повышения уровня читательской грамотности
Задачи:
- Внедрять в урочную и во внеурочную деятельность технологии, приёмы, методы, направленные на формирование читательской грамотности.
- Подобрать комплекс заданий и создать базу методических и дидактических материалов, направленных на формирование читательской грамотности.
- Проводить мониторинг читательской грамотности.
- Обобщить собственный опыт реализации практики, представить к распространению.
Основной идеей практики является создание комфортной атмосферы обучения для формирования читательской грамотности в урочной и во внеурочной деятельности через использование технологий, методов, приёмов, нестандартных форм, комплекса заданий. Разработанные рекомендации для учителей будут способствовать ликвидации проблем и дефицитов читательских умений обучающихся.
Целевые группы практики – учителя начальных классов и обучающиеся 1-4 классов.
Уровень образования - начальная ступень (1-4 кл.)
Практика реализуется в рамках образовательной организации.
Реализация практики имеет следующие этапы:
1 этап – Подготовительный. Подбор разных типов учебных заданий по основным группам читательских умений: 1) задания, опирающиеся на явную информацию; 2) задания на формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов; 3) задания на интерпретацию и обобщение информации; 4) задания на оценку содержания, языка и структуры текста – для формирования и оценивания читательской грамотности.
2 этап – Стартовая диагностика состояния читательской грамотности в классе. На данном этапе с обучающимися 2-4 классов проводится диагностическая проверочная работа в форме комплексной работы на основе текста. Цель: увидеть начальный уровень сформированности аналитических читательских умений младших школьников. Анкета «Хороший ли я читатель?», позволяющая определить уровень самооценки обучающихся. С учениками 1-х классов – индивидуальное собеседование.
Результаты диагностических работ вносятся в индивидуальные оценочные листы, данные проверки фиксируются два раза в год (входной контроль и в конце года). Это позволяют не только констатировать факт достижения запланированных результатов, но и проследить динамику развития, «прироста» результатов обучения, выстроить индивидуальные образовательные траектории обучающихся.
- этап – Основной. Реализация практики через урочную и внеурочную деятельность по нескольким направлениям.
Направление 1. Использование технологий.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Используются следующие приёмы: на стадии вызова – «Корзина идей», «Верите ли вы…», «Верные и неверные утверждения»; на стадии осмысления – «Инсерт», «Толстые и тонкие вопросы», «Чтение с остановками». «Концептуальная таблица; на стадии рефлексии – «Синквейн», «Кластер».
Технология проблемного обучения, предполагающая создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности младших школьников, заключающейся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления.
Проектная технология. Цель: создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки. Приемы формирования читательской грамотности в рамках проектной технологии:
1) написание сочинения-рассуждения на заданную тему;
2) выполнение творческой работы – иллюстрации к произведениям, викторина или кроссворд по прочитанным произведениям.
Игровые технологии. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. «Крестики-нолики», «Древо мудрости» -можно использовать на разных этапах урока.
Таким образом, сочетание рассмотренных приёмов работы с текстом позволяет эффективно построить работу на уроке по формированию читательской грамотности.
Направление 2. Работа с текстами различного содержания, характера и формата. Задача: учить понимать, анализировать, истолковывать текст в знакомой обучающимся и незнакомой познавательных ситуациях.
В этих целях использую:
- сплошные (описание из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и.т.д.); повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, материалы различных сайтов); рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения);
- несплошные тексты (графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности, план помещения, местности, сооружения, входные билеты, чеки, расписание движения транспорта, карты сайтов).
Направление 3. Читательская грамотность рассматривается не только как предметный, но и метапредметный результат. Кроме литературного чтения использую контекст русского языка, математики, окружающего мира. По русскому языку практикую задания: составление небольших текстов на заданную тему, выразить собственное мнение и аргументировать его, выполнить выбор языковых средств. По математике: работа с информацией в задачах; чтение диаграмм при решении задач; решение задач, с использованием табличных данных. По окружающему миру: работа с научной статьёй; задания на использование рисунков, фотографий или схем моделей; формулировка простейших выводов на основе предложенного текста и использование различных справочных изданий для поиска необходимой информации.
Направление 4. Разработка и реализация программы внеурочной деятельности «Грамотный читатель».Занятия проводятся по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) в разнообразных формах организации: интеллектуальная игра, конференция, конкурсы, составление кроссвордов, выполнение проектов.
Направление 5. Сотрудничество и взаимодействие с городской библиотекой. Участие в программных внеурочных чтениях «Книга – тайна, книга – клад» по темам «Прогулки по лесу», «Город моего детства» с использованием различных стратегий работы с текстом для развития у учащихся умения экспертной оценки книги.
4 этап – Подведение итогов. Система отслеживания и оценивания результатов (стартовая и итоговая диагностики) проводится в форме проверочных диагностических работ. Задания составлены на основе художественных и познавательных текстов. Используются комплексные работы учебно-методического комплекта О.Н.Крыловой «Чтение. Работа с текстом» 1-4 классы; учебного издания Языкановой Е.В.«Метапредметная диагностическая работа. Типовые задания» 1-4 классы; тренажёры В.Мишакиной.
Результаты мониторинга фиксируются в индивидуальных оценочных листах обучающихся и используются для определения коррекционных мероприятий.
5 этап - Обобщение и презентация собственного опыта.
Критерии, измерения результативности реализации практики: процент обучающихся, повысивших уровень читательской грамотности; участие обучающихся в проектных и исследовательских работах по проблеме формирования читательской грамотности; распространение собственного опыта.
Полученные результаты: - за счет проводимых целенаправленных мероприятий с учётом всех направлений к окончанию четвёртого класса отмечена положительная динамика развития читательской грамотности по всем уровням: поиск информации с 16% до 82%; отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию с 18% до 84%; отвечать на вопросы, используя неявно заданную в тексте информацию с 12% до 80%; интерпретировать информацию с 19% до 85%; строить оценочные суждения на основе текста с 14% до 80%;
- разработана и реализуется программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель»;
- участие обучающихся на городской демонстрационной площадке проектных и исследовательских работ младших школьников «Я познаю мир» с исследовательской работой «Чтение – лучшее учение»;
- на уроках и занятиях внеурочной деятельности внедрены технологии, приемы, методы направленные на формирование читательской грамотности;
- создана методическая копилка дидактических материалов;
- презентация собственного опыта реализации практики.
Рекомендации тем учителям, кого заинтересовала практика. Практику следует применять в представленной системе направлений, учитывая эффективность применяемых технологий; работу с текстами различного содержания, характера и формата; использовать контексты русского языка, математики, окружающего мира; возможности внеурочной деятельности и организацию сотрудничества с внешкольными учреждениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы по формированию читательской грамотности у младших школьников.
В материале отражены формы и методы работы по повышению читательской грамотности....
Рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности у младших школьников"
В данных рекомендациях представлены учебно-методические и дидактические материалы по формированию читательской грамотности. Рекомендации помогут учителям начальных классов в в...
Рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности у младших школьников".
В данных рекомендациях представлены учебно-методические и дидактические материалы по формированию читательской грамотности. Рекомендации помогут учителям начальных классов в выборе п...
Формирование читательской грамотности у младших школьников
В статье даны практические советы по формированию читательской грамотности у младших школьников...
Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения
Читательская грамотность-это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые мы , как читатели получаем из ...
Приемы формирования читательской грамотности у младших школьников
Приемы формирования читательской грамотности у младших школьников....
презентация "Формирование читательской грамотности у младших школьников"
Формированиечитательской грамотности у младших школьнико...