Доклад на методический совет учителей «Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения»
учебно-методический материал по чтению
ЧитЧиЧитательская грамотность готовит к социальной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на МО учителей начальных классов | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения»
На современном этапе развития России на одно из ведущих мест выходит проблема качества образования. Поэтому основная задача современной школы – повышение качества образования.
Приоритетной целью становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования.
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функциональная грамотность имеет несколько направлений. НО важнейшей разновидностью функциональной грамотности считается читательская грамотность. Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности.
Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования. В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Именно начальная школа должна стать базовой ступенькой для формирования читательской грамотности.
Читательская грамотность – это
• способность человека понимать и использовать письменные тексты,
• размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
• расширять свои знания и возможности,
• участвовать в социальной жизни.
Формирование читательской грамотности осуществляется на всех предметах, но базовым гуманитарным предметом, способствующим формированию читательской грамотности, считаются уроки литературного чтения, на которых предполагается решение не только узкопредметных задач, но и общих для всех предметов задач развития младшего школьника. Уроки литературного чтения создают основу всего последующего образования, в котором чтение носит ярко выраженный и метапредметный характер. Они играют основополагающую роль в формировании читательской грамотности младших школьников, осознании себя как грамотного читателя. Кроме того, Всероссийские проверочные работы имеют блок заданий, проверяющий уровень читательской компетентности, любая диагностическая работа не обходится без читательской грамотности.
Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения предполагает использование разнообразных технологий, обеспечивающих успешное решение данной проблемы. Я расскажу о тех, которые освоила и использую в своей практике третий год.
Технологии
-I. Технология критического мышления (важнейшей целью которой является формирование мыслительных навыков младших школьников, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать разнообразные стороны явлений).
В рамках данной технологии предлагается использованием следующих приемов:
Приём прогнозирования по заголовку. Приём «Разговор с автором», «Проблемная ситуация»
1. Приём – «Чтение с остановками».
Материалом проведения которого выступает повествовательный текст. На начальной стадии урока младшие школьники по названию текста высказывают свои предположения, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока осуществляется чтение текста по частям. После чтения каждого фрагмента школьники высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
2. Приём «Работа с вопросником»
Используется при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Предлагаю детям ряд вопросов к тексту, на которые им необходимо ответить. Причем вопросы и ответы представлены как в прямой, так и в косвенной форме, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
3. Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».
Использую как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Детям предлагается таблица с тремя графами «Знаю», «Узнал», «Хочу узнать», в которой они самостоятельно записывают ответы.
Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
4.Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Составление паспорта литературного героя.
Использую при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Суть данного приема состоит в том, что класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, руководствуясь текстом и своим жизненным опытом, другая – отрицательных, обосновывая свое мнение цитатами из текста; Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
5. Приём «Написание творческих работ», играющий большую роль на этапе закрепления изученной темы. Например, младшим школьникам предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение, небылицу. Данная работа выполняется учениками в зависимости от уровня их развития;
6. Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).
7. Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
8. Приём «Ромашка Блума». Ромашка из 6 лепестоков, каждый содержит определённый тип вопросов.
Класс можно разделить на шесть групп. Вопросы к тексту записываются на лепестках ромашки. Выделяется шесть типов вопросов:
1 лепесток - простые вопросы. Отвечая на них, нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию.
2 лепесток - объясняющие вопросы. Обычно объясняющие вопросы начинаются со слов: «Почему».
3 лепесток - уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов « Верно ли, что…», «Если я правильно понял, то.»..
4 лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»
5 лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Чтобы бы изменилось, если бы…», « Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»
II. Игровая технология
Обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Данная технология предполагает получение и обмен информации, формирование навыков общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды.
На этапе закрепления изученного материалы я использую следующие приемы:
- «Мим-театр», суть которой состоит в изображении мимикой и жестами одного из героев произведения, а класс отгадывает;
2)«Инсценировки» Инсценирование коротких художественных произведений, эпизодов, сказок, стихотворений на уроках побуждает учеников к осмыслению и собственной интерпретации литературного образа, возбуждает воображение и сопереживание, побуждает к более внимательному прочтению художественного текста.
При коллективной оценке инсценировок учащиеся вступают в учебные диалоги, учатся анализировать работу, проделанную другими, давать адекватную оценку происходящему, а также правильно реагировать на критику одноклассников.
Основная идея представления — показать детям, что каждый человек (или животное) может быть талантливым и находить в себе силы для творчества. Важно уметь верить в себя и не бояться преодолевать трудности. Ребята раскрывают не только особенности художественного произведения, но и свои индивидуальные способности, учатся экспериментировать, демонстрировать свои умения.
«Реклама книги» Представьте книгу так, чтобы ее захотелось купить и прочитать. Эту работу можно провести иным образом. Предложить ребятам сделать закладку для книги, на которой нарисовать иллюстрацию из этой книги и написать несколько предложений, рекламирующих данное произведение
3) «Крестики-нолики», предполагающий проведение работы в парах: одни ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания младшие школьники задают друг другу вопросы. Победителем становится тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков;
4) «Древо мудрости», которое заключает в том, что сначала быстро, но внимательно младшие школьники читают текст. Далее каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске).
III. Информационно-коммуникационная технология, которая в рамках формирования читательской грамотности является особенно актуальной. Она предусматривает работу с разными источниками информации. При проведении словарной работы для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.
IV. Личностно-ориентированная технология, предполагает создание на уроке учебной ситуации, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности младших школьников. При реализации данной технологии в процессе формирования читательской грамотности важно создать эмоционально положительный настрой школьников на работу.
VI. Проектная технология
Приемами формирования читательской грамотности в рамках проектной технологии являются:
1) написание сочинения на заданную тему;
2) выполнение творческой работы – иллюстрации к произведениям, викторина или кроссворд по прочитанным произведениям;
3) сочинение своего стихотворения, басни, сказки, небылицы;
4)ведение тетради – сборника пословиц, поговорок, фразеологизмов, синонимов и антонимов;
5) ведение читательских дневников;
6) создание уголка чтения.
VI. Здоровьесберегающая технология, которая является неотъемлемой частью урока литературного чтения. Она обеспечивает создание на уроке зоны психологического комфорта.
Вывод: На уроках литературного чтения эффективны разные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности.
Для формирования техники чтения я использую прием «Пятиминутное чтение», «Слоговые таблицы», «Комментированное чтение».
Для расширения кругозора создали уголок чтения совместно с детьми. У ребят появилась возможность каждую перемену посещать нашу мини-библиотеку.
А для формирования навыков общения и взаимодействия использую прием «Инсценировка».
Мной были исследованы результаты техники чтения за 3 и 4 класс по четвертям и результаты по предметной области «Литературное чтение» во Всероссийских проверочных работах в 4 классе. Применяя в своей работе разные приемы и формы по формированию читательской грамотности, я сделала вывод о том, что техника чтения имеет положительную динамику. По результатам заданий ВПР, направленных на проверку читательской грамотности достаточное количество детей справилось, но есть и такие, которые не справились. Поэтому я продолжаю работать над формированием читательской грамотности уже с 1 класса.
Филиал муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Пугачева Саратовской области» -
основная общеобразовательная школа п.Солянский
имени Героя Советского Союза В.К.Ерошкина»
Доклад.
«Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения»
Подготовила учитель
высшей категории
Татарникова В.Н.
г.Пугачёв
2023 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения.
Одной из основных целевых установок современного российского образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ребёнка в общество, является формирование установки на творческую деятель...
Формирование коммуникативных УУД у младших школьников на уроках литературного чтения
В статье указаны этапы формирования коммуникативных УУД Д и фрагменты урока....
"Формирование коммуникативных УУД у младших школьников на уроках литературного чтения"
Выступление на семинаре...
Методические материалы по формированию читательской грамотности у младших школьников.
В материале отражены формы и методы работы по повышению читательской грамотности....
Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения
Читательская грамотность-это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые мы , как читатели получаем из ...
Средства и приёмы работы по формированию читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения
В данной статье рассматривается проблема формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения. Выделены приемы формирования читательской грамотности у младших школьников на уроках лите...
Доклад на тему "Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения"
Доклад по данной теме можно использовать учителям начальной школы, молодым специалистам, студентам и практикантам....