Рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности у младших школьников".
учебно-методический материал

Осипова Любовь Васильевна

 В данных рекомендациях представлены учебно-методические и дидактические материалы по формированию читательской грамотности.

   Рекомендации помогут учителям начальных классов в выборе педагогических технологий, способов и средств диагностики достижения результатов.

   Данный материал может использоваться в урочной и внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskie_rekomendatsii.docx595.25 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Учебно-методические рекомендации  

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Диагностические материалы
  2. Приёмы формирования читательской грамотности

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

Проектная технология

Игровые технологии

Типы учебных заданий

  1. Тематическое планирование занятий факультатива «Грамотный читатель»

Приложение 1. Индивидуальный оценочный лист по диагностике сформированности читательской грамотности

Приложение 2. Работа с текстами различного формата (входной билет в дельфинарий)

  1. Диагностические материалы

Для оценки уровня сформированности читательской грамотности  предлагаю использовать следующие методики:

- анкету «Хороший ли я читатель?» позволяющую увидеть уровень самооценки учащихся;

 - «Тест на оценку сформированности навыков чтения» (познавательные УУД) из  методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой).

Анкета для читателя «Хороший ли я читатель?»

Задумывались ли Вы о том, как надо правильно читать? Что происходит в Вашей голове, когда Вы читаете? Что такое активный, эффективный, гибкий читатель? Ответьте на вопросы анкеты, выбрав один из ответов: ДА, НЕТ, ИНОГДА.

1. Я активный читатель, я думаю во время чтения не только о сюжете, но и том, как я читаю. ______

2. До начала чтения я ставлю себе цель и проверяю себя — правильно ли я читаю. ______

3. Разные тексты я читаю по-разному. Если это повествовательный текст, то я обращаю внимание на его персонажей, время и место действия. В информационном тексте я обращаю внимание на факты, в тексте — рассуждении — на мнения, на точку зрения, аргументы. ______.

4. До начала чтения я читаю заголовок и подзаголовки, просматриваю названия глав, иллюстрации. ______

5.. До начала чтения я спрашиваю себя: о чем может быть эта книга, этот текст? Я прогнозирую содержание. ______

7. Во время чтения я задаю себе вопрос: о чем эта часть текста? Соединяется ли она по смыслу с предшествующей? Я слежу за своим пониманием текста. _______

8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______

10. Закончив чтение, я спрашиваю себя: а) что я узнал нового? б) что еще я знаю по этому вопросу? в) что еще мне хочется узнать? ______

12. Закончив чтение, я задаю себе вопрос: все ли я понял в этом тексте? Могу ли я его кратко пересказать? ______

Подсчёт результатов:
Да – 1 балл;
Нет – 0 баллов;
Иногда – 0,5 балла.

Анализ результатов:
12 баллов – очень хороший читатель;
6 баллов – средний уровень;
Менее 6 – надо улучшать умения читать.

Тест на оценку сформированности навыков чтенияиз  методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6классах»

Л.А. Ясюковой

Цель: изучение сформированности навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД.

Инструкция для учащихся: «Листочки, которые вы сейчас получаете, сначала надо подписать (фамилия, имя, школа, класс), только потом можно приступать к работе. На листке напечатан отрывок из сказки, но в предложениях пропущены слова. Вам надо в пустые места вписать подходящие слова (одно или несколько). Сказку отгадывать не надо. Если в каком-то месте не знаете, что вписывать, то можно пропустить. Не обязательно, чтобы у всех были одинаковые слова. Слова могут быть разные, но они должны подходить по смыслу, и чтобы предложения получались правильные. (Если спросят, можно ли зачеркивать и исправлять, то сказать, что можно.) Не разговаривайте, не списывайте, работайте самостоятельно. Когда все сделаете, поднимите руку».

Скоро она зашла в самую чащу ________.  Ни одна __________  не залетала сюда, ни единый __________  не проникал сквозь __________ветви.  Высокие стволы _________ плотными рядами, точно стены.  Кругом  было так ________, что Элиза _________свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого ________, попадавшего ей _______ ноги. Никогда еще Элиза  _____   в такой глуши.

Ключ к тесту навыка чтения: 1 – леса, 2 – птица, птичка, 3 – луч света, лучик, луч, звук, 4 – густые, 5 – стояли, деревьев стояли, встали, 6 – тихо, 7 – слышала, 8 – листа, листочка, листика, 9 – под, 10 – не бывала, не была, не ходила.

За каждое совпадение дается 1 балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов (максимум – 10).

Содержание

показателя

Зоны

1

2

3

4

5

уровень патологии

слабый уровень

средний уровень

хороший уровень

высокий уровень

0–4б.

5–7б.

8–9.

10б.

Интерпритация: каждая из выделенных зон характеризует единицу восприятия текста при чтении и тем самым сформированность самого навыка. Зона патологии по чтению не выделяется. Если ребенок ошибается при подборе слов только в 1, 3, и 4 случаях (вписывая, например: «и заблудилась», «зверь», «переплетенные»), то это может свидетельствовать об отсутствии вербальной беглости, некоторых недостатках речевого развития, но само чтение, понимание смысла текстов при этом может быть вполне полноценным (то есть соответствовать 4 зоне).

2.  Приёмы формирования читательской грамотности

Технология РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ                  через чтение и письмо (РКМЧП)

   Приемы этой технологии позволяют формировать ученика, мыслящего критически, т.е. способного к активной самостоятельной деятельности, выполняющего разные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация. Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия.

   На стадии вызова происходит обращение обучающегося к личному опыту, обмену информацией. Это этап целеполагания, на котором каждый учащийся ставит свои цели, не зависимо от целей учителя и других учеников. С этой целью можно использовать такие технологические приемы как:

   «Верные и неверные утверждения». Этот прием может быть началом урока. Предлагается ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся, выбирая высказывания, описывают заданную тему, ситуацию.

   «Мозговой штурм» организуется при групповой работе с целью выяснения того, что дети уже знают по теме.

   Создание кластера (графическая организация материала) - прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.

   Приём «Знаю-хочу узнать-узнал». На стадии вызова заполняется первая и  вторая колонки. Третья  пополняется фактами и сведениями во время урока. А на этапе рефлексии учащиеся проводят анализ таблицы. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

   Прием «Корзина идей» - позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доску прикрепляется значок «Корзина», в которую условно будет собрано все то, что ученики вместе узнают об изучаемой теме.

   На смысловой стадии учащиеся знакомятся с новой информацией, ищут ответы на вопросы, поставленные ими на стадии вызова, происходит продвижение от знания «старого» к знанию «нового». На этой стадии осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа) и используются такие технологические приемы, как: «Инсерт» - маркировка текста значками по мере его чтения.

   «Чтение с остановками» - учащимся предлагается ответить на вопросы, задаваемые учителем или учащимися по ходу чтения. Это могут быть простые, уточняющие, объясняющие, творческие, практические вопросы.

   «Дерево предсказаний» - этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в произведении. «Ствол дерева» – тема; «ветви» – предположения; «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

   На третьей стадии – рефлексии - осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах. Технологические приемы, используемые на этом этапе: заполнение кластеров, таблиц; верные и неверные утверждения; устные и письменные круглые столы.

   «Написание синквейна», помогает обобщить или охарактеризовать понятие, явление, героя. Развивает у детей речь, умение обобщать. Задания можно менять: составить синквейн, определить тему синквейна, составить рассказ по готовому синквейну, найти ошибку в готовом синквейне.

   «Таблица «толстых» и «тонких»вопросов» может быть использована на любой из стадий урока. По ходу работы с таблицей в одну колонку записываются вопросы, требующие простого ответа (фактический ответ), в другую вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа (обстоятельный ответ).

   «Перепутанные логические цепочки», когда отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку.

Приём-дискуссия «Совместный поиск». Иногда в тексте имеются интересные и важные места, которые учащиеся могут пропустить. В этом случае помогает данный прием.

   Приём «Работа с вопросником». Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения.

   Прием «Письмо учителю». Предлагается написать письмо учителю (можно маме, сказочному герою, и т.д.) по памятке.

   Приём «Уголки» можно использовать при составлении характеристики героев произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста.

   Приём «Написание творческих работ». Например, детям предлагается на-

писать продолжение рассказа, самому написать сказку или стихотворение, нарисовать рисунок.

   Приём «Создание викторины». Дети самостоятельно готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование.

   «Концептуальная таблица» используется тогда, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким основаниям. Этапы работы по освоению приёма. 1-й. Детям задается готовая таблица с 1-2 линиями и категориями сравнения (потом количество линий и категорий сравнения увеличивается). 2-й. Детям задаются категории сравнения, они заполняют линии сравнения. 3-й. Дети самостоятельно выделяют линии и категории сравнения, самостоятельно заполняют таблицу.

ПРОЕКТНАЯ технология

   Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель: создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки.

Ученический проект

Тема «Словари. Виды словарей»

Гипотеза: Каждый словарь помогает нам узнать что-то новое о нашем языке

Проблемные вопросы:

 О чем могут рассказать словари?

Функции словарей.

Умеете ли вы работать со словарями?

Цели: формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием словарей;

- создание  справочника  «Виды  словарей и их назначение».

Задачи:

  1. Познакомиться со словарями русского языка. Определить виды словарей по назначению и функциональной принадлежностью.
  2. Составить коллективный учебный справочник  по теме «Виды  словарей и их назначение».
  3. Выбрать вид словаря для выполнения каждой грамматической задачи. Выполнить грамматические задачи.

Оборудование и материалы:

Словари разных видов: «Толковый словарь», «Орфографический словарь», «Орфоэпический словарь», «Словарь антонимов», «Словарь синонимов», «Словарь однокоренных слов».

Предполагаемый результат: создание коллективного учебного справочника  для учащихся по теме «Виды  словарей и их назначение».

Теоретическая часть

Этапы выполнения проекта

1 этап – Постановка проблемы.

Выдвижение гипотез. Формулировка совместно с учителем темы работы, обоснование выбора темы проекта(учебник «Русский язык» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого)

2 этап – Планирование деятельности по реализации проекта. Сбор информации о видах и предназначении словарей. Подбор материала к составлению учебного справочника «Виды словарей». Выполнение задания по – частям (каждая группа собирает информацию об определённом словаре).

4 этап – Выполнение проекта группами.  Оформление результата работы в форме учебного справочника.

5 этап – Презентация выполненной групповой работы по своему заданию Составление коллективного учебного справочника «Виды словарей».

6 этап – Оценка результатов своей деятельности.

Практическая часть. Применение словарей

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Группа: ______________________________________________

Участники: ___________________________________________

Последовательность действий:

  1. Прочитайте грамматическую задачу.
  2. Воспользуетесь словарём для решения данной задачи.
  3. Решите задачу. Заполните таблицу.
  4. Переходите к следующему заданию.

Грамматические задачи         «В словари — за частями речи!»

Толковый словарь

1. Найдите в словаре слово смекалка и прочитайте его значение. К какой части речи относится это слово?

2. Какое из данных имён прилагательных является однокоренным к этому слову? Догадливый, сообразительный, смекалистый.

3. Составьте предложение со словом смекалка или с однокоренным ему словом. Запишите его.

Орфографический словарь

1.Найдите в словаре имена существительные - названия растений. Запишите. 2.Подчеркните в них орфограммы. В какие группы по значению можно распределить записанные имена существительные? Объясните свой ответ.

Словарь синонимов

1. Найдите в словаре синонимов имена прилагательные, обозначающие признаки предметов по цвету. Запишите эти пары слов.

2. Какие из записанных имён прилагательных вы чаще употребляете в речи?

3. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.

                                                  Словарь антонимов

1. Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаголов-антонимов.

2. Объясните, как вы понимаете значение таких глаголов: помогать — мешать, одобрять — осуждать.

3. Составьте предложения со словами любой пары антонимов.

                                         Орфоэпический словарь

1. Найдите слова-названия людей по роду их занятий. К какой части речи они относятся? В каком числе употреблены? Запишите эти слова так, как они написаны в словаре.

2. В произношении каких слов вы делаете ошибки? Произнесите эти слова правильно.

3. Запишите эти слова. Обозначьте в них ударение.

ИГРОВЫЕ технологии

   Включение в урок игровых момент сделает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока.

   «Крестики-нолики» - работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков(по горизонтали или вертикали). Наиболее рациональным, на мой взгляд, является игровое поле в 9 или 16 клеток.

   «Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, срывает записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.

ТИПЫ УЧЕБНЫХ  ЗАДАНИЙ

Система эффективных учебных заданий, направленных на понимание текста (PIRLS)

1.Предсказать, что дальше происходит в тексте.

2.Описать основные характеристики текста.

3. Сравнить прочитанное с тем, что читали ранее.

4.Сравнить прочитанное со своим жизненным опытом.

5.Выделить основные идеи в прочитанном тексте. 

Типы учебных заданий, связанных с основными группами читательских умений:

1. Поиск информации, заданной в явном виде:

- найти конкретные сведения;

- найти значения слова и фразы;

- определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в

явном виде;

- определить время и место действия рассказа.

2. Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте:

- установить связь между событиями;

- понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте;

- понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте;

- выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов.

3. Интерпретация и обобщение информации:

- распознать общую идею или тему текста;

- описывать отношения между героями;

- сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста;

- понимать настроение и общий тон рассказа;

- находить практическое применение информации из текста.

4. Оценка содержания, языка и структуры текста:

- оценивать правдоподобность описанных событий;

- описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта;

- оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте;

- определять отношения автора к основной теме текста.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  занятий факультатива «Грамотный читатель» из рабочей программы внеурочной деятельности

Раздел

Всего часов

Содержание раздела

Форма аттестации/контроля

1

Введение

Входной контроль

                         1-4 классы

Анкетирование,

комплексная диагностическая работа

2

Мир вокруг нас

Какие бывают тексты?

1-4 классы

Определение стиля текстов.           2-4 классы

Ответы на вопросы к познавательному тексту

1-4 классы

О чём говорит заглавие?

1-4 классы

Выделяй главное

1-4 классы

Основная мысль

2-4  классы

Усвоение детальной информации из текста                                                                                                    

1-4 классы

Поиск информации с опорой на карту, схему, таблицу             2-4 классы

Наблюдение,

ученический проект

3

Я люблю читать

Маркировка текста («Инсерт»)      2-4 классы

Подтверждение выводов об особенностях стиля словами из текста.

2-4 классы

Формирование умения ориентироваться в структуре текста (деление текста на абзацы)  

                          1-4 классы

Опорные слова                            

1-4 классы

Зачем нужен план?

1-4 классы

Формулировка определения     2-4 классы

Подтверждение тезиса фактами из текста                                                                                                                                                                                                      

2-4 классы

Конкурс чтецов,

викторина,

составление кроссвордов

4

Читаем и размышляем

12ч

Выделение существенной информации из текста                                                                                

              1-4 классы

Распознавание и формулирование основной мысли текста              

2-4 классы

Формулировка выводов              

1-4 классы

Выстраивание логических связей по содержанию текста                1-4 классы

Учимся рассуждать. Как начать рассуждение?

2-4 классы

Учимся рассуждать и обосновывать свои действия           2-4 классы

Понимание информации представленной в таблице                                                                                  

2-4 классы

Заполнение на основе данных текста сводной таблицы                          

2-4 классы

Понимание информации представленной в виде диаграмм                              

3-4 классы

Интерпретация данных таблицы и фиксация их на столбчатой диаграмме

3-4 классы

Интеллектуальная игра

Ученический проект

5

Итоговое занятие

2 ч

Итоговая диагностическая работа              1-4 классы

Метапредметная работа на основе  текста  

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Индивидуальный оценочный лист

по диагностике сформированности читательской грамотности

Фамилия, имя

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

вход-ной

итог

вход-ной

итог

вход-ной

итог

вход-ной

итог

Осуществлять поиск информации

Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию

Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную в тексте информацию

Оценивать достоверность предложенной информации, строить оценочные суждения на основе текста

Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач

0 – не проявляет

1 – проявляет частично

2 – проявляет

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Работа с текстами различного формата.

Рассмотрите билет. Выполните задания.

Задание 1.

Запишите в таблице верные ответы на вопросы.

Вопросы

Ответы

Какой адрес у дельфинария?

Сколько стоит билет на представление?

Когда Миша с сестрой пойдут на представление?

Укажите время начала представления.

В каком случае можно обменять билет на представление?

Что нельзя делать зрителю в зале?

Задание2.

Прочитайте записку от мамы. Заполните пробелы, сделанные в тексте.

Записка.

Миша, я ушла на работу. Не забудь, ты сегодня с сестрой идёшь в___________. Доехать очень просто. На метро до станции ___________, а там найдёте ________. Выехать лучше пораньше, потому что_____________________.

Задание 3.

Подумайте, посмотрят ли  Миша с сестрой представление, если они доберутся до здания дельфинария в 16:05?

1)Да       2)Нет

Подтвердите свой ответ словами из текста___________________________  .

Задание 4.

Миша с сестрой вовремя приехали в дельфинарий. Посмотрели половину представления.  Перед  антрактом ведущая объявила, что по серии и номеру билета будет производиться лотерея. Разыгрывается поездка в Турцию. Ведущая предупредила, что в случае выигрыша нужно обратиться к организаторам представления. Выигрышным оказался билет Серия ВА №032430. Выиграл ли Миша?

Обведите верный ответ.

1)Да         2)Нет

К кому должны обратиться победители лотереи?

Запишите ответ______________________________________________

Задание 5.

Маме Миши очень понравился дизайн билета. Подскажите, к кому ей обратиться, чтобы сделать рекламные буклеты для своего проекта?

Запишите название типографии:_________________________________

Запишите телефон типографии:__________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности у младших школьников

Читательская грамотность - базовая инструментальная грамотность. Это отправная точка к любой деятельности....

Методические материалы по формированию читательской грамотности у младших школьников.

В материале отражены формы и методы работы по повышению читательской грамотности....

Рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности у младших школьников"

В данных рекомендациях представлены учебно-методические и дидактические материалы по формированию читательской грамотности.   Рекомендации помогут учителям начальных классов в в...

Формирование читательской грамотности у младших школьников

В статье даны  практические советы по формированию читательской грамотности у младших школьников...

Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения

Читательская грамотность-это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые мы , как читатели получаем из ...

Приемы формирования читательской грамотности у младших школьников

Приемы формирования читательской грамотности у младших школьников....

презентация "Формирование читательской грамотности у младших школьников"

Формированиечитательской    грамотности у младших школьнико...