Рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности у младших школьников".
учебно-методический материал
В данных рекомендациях представлены учебно-методические и дидактические материалы по формированию читательской грамотности.
Рекомендации помогут учителям начальных классов в выборе педагогических технологий, способов и средств диагностики достижения результатов.
Данный материал может использоваться в урочной и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-metodicheskie_rekomendatsii.docx | 595.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Учебно-методические рекомендации
СОДЕРЖАНИЕ
- Диагностические материалы
- Приёмы формирования читательской грамотности
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)
Проектная технология
Игровые технологии
Типы учебных заданий
- Тематическое планирование занятий факультатива «Грамотный читатель»
Приложение 1. Индивидуальный оценочный лист по диагностике сформированности читательской грамотности
Приложение 2. Работа с текстами различного формата (входной билет в дельфинарий)
- Диагностические материалы
Для оценки уровня сформированности читательской грамотности предлагаю использовать следующие методики:
- анкету «Хороший ли я читатель?» позволяющую увидеть уровень самооценки учащихся;
- «Тест на оценку сформированности навыков чтения» (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой).
Анкета для читателя «Хороший ли я читатель?»
Задумывались ли Вы о том, как надо правильно читать? Что происходит в Вашей голове, когда Вы читаете? Что такое активный, эффективный, гибкий читатель? Ответьте на вопросы анкеты, выбрав один из ответов: ДА, НЕТ, ИНОГДА.
1. Я активный читатель, я думаю во время чтения не только о сюжете, но и том, как я читаю. ______
2. До начала чтения я ставлю себе цель и проверяю себя — правильно ли я читаю. ______
3. Разные тексты я читаю по-разному. Если это повествовательный текст, то я обращаю внимание на его персонажей, время и место действия. В информационном тексте я обращаю внимание на факты, в тексте — рассуждении — на мнения, на точку зрения, аргументы. ______.
4. До начала чтения я читаю заголовок и подзаголовки, просматриваю названия глав, иллюстрации. ______
5.. До начала чтения я спрашиваю себя: о чем может быть эта книга, этот текст? Я прогнозирую содержание. ______
7. Во время чтения я задаю себе вопрос: о чем эта часть текста? Соединяется ли она по смыслу с предшествующей? Я слежу за своим пониманием текста. _______
8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______
10. Закончив чтение, я спрашиваю себя: а) что я узнал нового? б) что еще я знаю по этому вопросу? в) что еще мне хочется узнать? ______
12. Закончив чтение, я задаю себе вопрос: все ли я понял в этом тексте? Могу ли я его кратко пересказать? ______
Подсчёт результатов:
Да – 1 балл;
Нет – 0 баллов;
Иногда – 0,5 балла.
Анализ результатов:
12 баллов – очень хороший читатель;
6 баллов – средний уровень;
Менее 6 – надо улучшать умения читать.
Тест на оценку сформированности навыков чтенияиз методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6классах»
Л.А. Ясюковой
Цель: изучение сформированности навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД.
Инструкция для учащихся: «Листочки, которые вы сейчас получаете, сначала надо подписать (фамилия, имя, школа, класс), только потом можно приступать к работе. На листке напечатан отрывок из сказки, но в предложениях пропущены слова. Вам надо в пустые места вписать подходящие слова (одно или несколько). Сказку отгадывать не надо. Если в каком-то месте не знаете, что вписывать, то можно пропустить. Не обязательно, чтобы у всех были одинаковые слова. Слова могут быть разные, но они должны подходить по смыслу, и чтобы предложения получались правильные. (Если спросят, можно ли зачеркивать и исправлять, то сказать, что можно.) Не разговаривайте, не списывайте, работайте самостоятельно. Когда все сделаете, поднимите руку».
Скоро она зашла в самую чащу ________. Ни одна __________ не залетала сюда, ни единый __________ не проникал сквозь __________ветви. Высокие стволы _________ плотными рядами, точно стены. Кругом было так ________, что Элиза _________свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого ________, попадавшего ей _______ ноги. Никогда еще Элиза _____ в такой глуши. |
Ключ к тесту навыка чтения: 1 – леса, 2 – птица, птичка, 3 – луч света, лучик, луч, звук, 4 – густые, 5 – стояли, деревьев стояли, встали, 6 – тихо, 7 – слышала, 8 – листа, листочка, листика, 9 – под, 10 – не бывала, не была, не ходила.
За каждое совпадение дается 1 балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов (максимум – 10).
Содержание показателя | Зоны | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
уровень патологии | слабый уровень | средний уровень | хороший уровень | высокий уровень | |
0–4б. | 5–7б. | 8–9. | 10б. |
Интерпритация: каждая из выделенных зон характеризует единицу восприятия текста при чтении и тем самым сформированность самого навыка. Зона патологии по чтению не выделяется. Если ребенок ошибается при подборе слов только в 1, 3, и 4 случаях (вписывая, например: «и заблудилась», «зверь», «переплетенные»), то это может свидетельствовать об отсутствии вербальной беглости, некоторых недостатках речевого развития, но само чтение, понимание смысла текстов при этом может быть вполне полноценным (то есть соответствовать 4 зоне).
2. Приёмы формирования читательской грамотности
Технология РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ через чтение и письмо (РКМЧП)
Приемы этой технологии позволяют формировать ученика, мыслящего критически, т.е. способного к активной самостоятельной деятельности, выполняющего разные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация. Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия.
На стадии вызова происходит обращение обучающегося к личному опыту, обмену информацией. Это этап целеполагания, на котором каждый учащийся ставит свои цели, не зависимо от целей учителя и других учеников. С этой целью можно использовать такие технологические приемы как:
«Верные и неверные утверждения». Этот прием может быть началом урока. Предлагается ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся, выбирая высказывания, описывают заданную тему, ситуацию.
«Мозговой штурм» организуется при групповой работе с целью выяснения того, что дети уже знают по теме.
Создание кластера (графическая организация материала) - прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.
Приём «Знаю-хочу узнать-узнал». На стадии вызова заполняется первая и вторая колонки. Третья пополняется фактами и сведениями во время урока. А на этапе рефлексии учащиеся проводят анализ таблицы. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Прием «Корзина идей» - позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доску прикрепляется значок «Корзина», в которую условно будет собрано все то, что ученики вместе узнают об изучаемой теме.
На смысловой стадии учащиеся знакомятся с новой информацией, ищут ответы на вопросы, поставленные ими на стадии вызова, происходит продвижение от знания «старого» к знанию «нового». На этой стадии осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа) и используются такие технологические приемы, как: «Инсерт» - маркировка текста значками по мере его чтения.
«Чтение с остановками» - учащимся предлагается ответить на вопросы, задаваемые учителем или учащимися по ходу чтения. Это могут быть простые, уточняющие, объясняющие, творческие, практические вопросы.
«Дерево предсказаний» - этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в произведении. «Ствол дерева» – тема; «ветви» – предположения; «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
На третьей стадии – рефлексии - осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах. Технологические приемы, используемые на этом этапе: заполнение кластеров, таблиц; верные и неверные утверждения; устные и письменные круглые столы.
«Написание синквейна», помогает обобщить или охарактеризовать понятие, явление, героя. Развивает у детей речь, умение обобщать. Задания можно менять: составить синквейн, определить тему синквейна, составить рассказ по готовому синквейну, найти ошибку в готовом синквейне.
«Таблица «толстых» и «тонких»вопросов» может быть использована на любой из стадий урока. По ходу работы с таблицей в одну колонку записываются вопросы, требующие простого ответа (фактический ответ), в другую вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа (обстоятельный ответ).
«Перепутанные логические цепочки», когда отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку.
Приём-дискуссия «Совместный поиск». Иногда в тексте имеются интересные и важные места, которые учащиеся могут пропустить. В этом случае помогает данный прием.
Приём «Работа с вопросником». Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения.
Прием «Письмо учителю». Предлагается написать письмо учителю (можно маме, сказочному герою, и т.д.) по памятке.
Приём «Уголки» можно использовать при составлении характеристики героев произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста.
Приём «Написание творческих работ». Например, детям предлагается на-
писать продолжение рассказа, самому написать сказку или стихотворение, нарисовать рисунок.
Приём «Создание викторины». Дети самостоятельно готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование.
«Концептуальная таблица» используется тогда, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким основаниям. Этапы работы по освоению приёма. 1-й. Детям задается готовая таблица с 1-2 линиями и категориями сравнения (потом количество линий и категорий сравнения увеличивается). 2-й. Детям задаются категории сравнения, они заполняют линии сравнения. 3-й. Дети самостоятельно выделяют линии и категории сравнения, самостоятельно заполняют таблицу.
ПРОЕКТНАЯ технология
Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель: создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки.
Ученический проект
Тема «Словари. Виды словарей»
Гипотеза: Каждый словарь помогает нам узнать что-то новое о нашем языке
Проблемные вопросы:
О чем могут рассказать словари?
Функции словарей.
Умеете ли вы работать со словарями?
Цели: формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием словарей;
- создание справочника «Виды словарей и их назначение».
Задачи:
- Познакомиться со словарями русского языка. Определить виды словарей по назначению и функциональной принадлежностью.
- Составить коллективный учебный справочник по теме «Виды словарей и их назначение».
- Выбрать вид словаря для выполнения каждой грамматической задачи. Выполнить грамматические задачи.
Оборудование и материалы:
Словари разных видов: «Толковый словарь», «Орфографический словарь», «Орфоэпический словарь», «Словарь антонимов», «Словарь синонимов», «Словарь однокоренных слов».
Предполагаемый результат: создание коллективного учебного справочника для учащихся по теме «Виды словарей и их назначение».
Теоретическая часть
Этапы выполнения проекта
1 этап – Постановка проблемы.
Выдвижение гипотез. Формулировка совместно с учителем темы работы, обоснование выбора темы проекта(учебник «Русский язык» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого)
2 этап – Планирование деятельности по реализации проекта. Сбор информации о видах и предназначении словарей. Подбор материала к составлению учебного справочника «Виды словарей». Выполнение задания по – частям (каждая группа собирает информацию об определённом словаре).
4 этап – Выполнение проекта группами. Оформление результата работы в форме учебного справочника.
5 этап – Презентация выполненной групповой работы по своему заданию Составление коллективного учебного справочника «Виды словарей».
6 этап – Оценка результатов своей деятельности.
Практическая часть. Применение словарей
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Группа: ______________________________________________
Участники: ___________________________________________
Последовательность действий:
- Прочитайте грамматическую задачу.
- Воспользуетесь словарём для решения данной задачи.
- Решите задачу. Заполните таблицу.
- Переходите к следующему заданию.
Грамматические задачи «В словари — за частями речи!»
Толковый словарь
1. Найдите в словаре слово смекалка и прочитайте его значение. К какой части речи относится это слово?
2. Какое из данных имён прилагательных является однокоренным к этому слову? Догадливый, сообразительный, смекалистый.
3. Составьте предложение со словом смекалка или с однокоренным ему словом. Запишите его.
Орфографический словарь
1.Найдите в словаре имена существительные - названия растений. Запишите. 2.Подчеркните в них орфограммы. В какие группы по значению можно распределить записанные имена существительные? Объясните свой ответ.
Словарь синонимов
1. Найдите в словаре синонимов имена прилагательные, обозначающие признаки предметов по цвету. Запишите эти пары слов.
2. Какие из записанных имён прилагательных вы чаще употребляете в речи?
3. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.
Словарь антонимов
1. Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаголов-антонимов.
2. Объясните, как вы понимаете значение таких глаголов: помогать — мешать, одобрять — осуждать.
3. Составьте предложения со словами любой пары антонимов.
Орфоэпический словарь
1. Найдите слова-названия людей по роду их занятий. К какой части речи они относятся? В каком числе употреблены? Запишите эти слова так, как они написаны в словаре.
2. В произношении каких слов вы делаете ошибки? Произнесите эти слова правильно.
3. Запишите эти слова. Обозначьте в них ударение.
ИГРОВЫЕ технологии
Включение в урок игровых момент сделает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока.
«Крестики-нолики» - работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков(по горизонтали или вертикали). Наиболее рациональным, на мой взгляд, является игровое поле в 9 или 16 клеток.
«Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, срывает записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.
ТИПЫ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ
Система эффективных учебных заданий, направленных на понимание текста (PIRLS)
1.Предсказать, что дальше происходит в тексте.
2.Описать основные характеристики текста.
3. Сравнить прочитанное с тем, что читали ранее.
4.Сравнить прочитанное со своим жизненным опытом.
5.Выделить основные идеи в прочитанном тексте.
Типы учебных заданий, связанных с основными группами читательских умений:
1. Поиск информации, заданной в явном виде:
- найти конкретные сведения;
- найти значения слова и фразы;
- определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в
явном виде;
- определить время и место действия рассказа.
2. Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте:
- установить связь между событиями;
- понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте;
- понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте;
- выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов.
3. Интерпретация и обобщение информации:
- распознать общую идею или тему текста;
- описывать отношения между героями;
- сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста;
- понимать настроение и общий тон рассказа;
- находить практическое применение информации из текста.
4. Оценка содержания, языка и структуры текста:
- оценивать правдоподобность описанных событий;
- описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта;
- оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте;
- определять отношения автора к основной теме текста.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ занятий факультатива «Грамотный читатель» из рабочей программы внеурочной деятельности
№ | Раздел | Всего часов | Содержание раздела | Форма аттестации/контроля |
1 | Введение | 2ч | Входной контроль 1-4 классы | Анкетирование, комплексная диагностическая работа |
2 | Мир вокруг нас | 9ч | Какие бывают тексты? 1-4 классы Определение стиля текстов. 2-4 классы Ответы на вопросы к познавательному тексту 1-4 классы О чём говорит заглавие? 1-4 классы Выделяй главное 1-4 классы Основная мысль 2-4 классы Усвоение детальной информации из текста 1-4 классы Поиск информации с опорой на карту, схему, таблицу 2-4 классы | Наблюдение, ученический проект |
3 | Я люблю читать | 9ч | Маркировка текста («Инсерт») 2-4 классы Подтверждение выводов об особенностях стиля словами из текста. 2-4 классы Формирование умения ориентироваться в структуре текста (деление текста на абзацы) 1-4 классы Опорные слова 1-4 классы Зачем нужен план? 1-4 классы Формулировка определения 2-4 классы Подтверждение тезиса фактами из текста 2-4 классы | Конкурс чтецов, викторина, составление кроссвордов |
4 | Читаем и размышляем | 12ч | Выделение существенной информации из текста 1-4 классы Распознавание и формулирование основной мысли текста 2-4 классы Формулировка выводов 1-4 классы Выстраивание логических связей по содержанию текста 1-4 классы Учимся рассуждать. Как начать рассуждение? 2-4 классы Учимся рассуждать и обосновывать свои действия 2-4 классы Понимание информации представленной в таблице 2-4 классы Заполнение на основе данных текста сводной таблицы 2-4 классы Понимание информации представленной в виде диаграмм 3-4 классы Интерпретация данных таблицы и фиксация их на столбчатой диаграмме 3-4 классы | Интеллектуальная игра Ученический проект |
5 | Итоговое занятие | 2 ч | Итоговая диагностическая работа 1-4 классы | Метапредметная работа на основе текста |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Индивидуальный оценочный лист
по диагностике сформированности читательской грамотности
Фамилия, имя | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||
вход-ной | итог | вход-ной | итог | вход-ной | итог | вход-ной | итог | |
Осуществлять поиск информации | ||||||||
Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию | ||||||||
Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную в тексте информацию | ||||||||
Оценивать достоверность предложенной информации, строить оценочные суждения на основе текста | ||||||||
Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач | ||||||||
0 – не проявляет 1 – проявляет частично 2 – проявляет |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Работа с текстами различного формата.
Рассмотрите билет. Выполните задания.
Задание 1.
Запишите в таблице верные ответы на вопросы.
Вопросы | Ответы |
Какой адрес у дельфинария? | |
Сколько стоит билет на представление? | |
Когда Миша с сестрой пойдут на представление? | |
Укажите время начала представления. | |
В каком случае можно обменять билет на представление? | |
Что нельзя делать зрителю в зале? |
Задание2.
Прочитайте записку от мамы. Заполните пробелы, сделанные в тексте.
Записка.
Миша, я ушла на работу. Не забудь, ты сегодня с сестрой идёшь в___________. Доехать очень просто. На метро до станции ___________, а там найдёте ________. Выехать лучше пораньше, потому что_____________________.
Задание 3.
Подумайте, посмотрят ли Миша с сестрой представление, если они доберутся до здания дельфинария в 16:05?
1)Да 2)Нет
Подтвердите свой ответ словами из текста___________________________ .
Задание 4.
Миша с сестрой вовремя приехали в дельфинарий. Посмотрели половину представления. Перед антрактом ведущая объявила, что по серии и номеру билета будет производиться лотерея. Разыгрывается поездка в Турцию. Ведущая предупредила, что в случае выигрыша нужно обратиться к организаторам представления. Выигрышным оказался билет Серия ВА №032430. Выиграл ли Миша?
Обведите верный ответ.
1)Да 2)Нет
К кому должны обратиться победители лотереи?
Запишите ответ______________________________________________
Задание 5.
Маме Миши очень понравился дизайн билета. Подскажите, к кому ей обратиться, чтобы сделать рекламные буклеты для своего проекта?
Запишите название типографии:_________________________________
Запишите телефон типографии:__________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование читательской грамотности у младших школьников
Читательская грамотность - базовая инструментальная грамотность. Это отправная точка к любой деятельности....
Методические материалы по формированию читательской грамотности у младших школьников.
В материале отражены формы и методы работы по повышению читательской грамотности....
Рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности у младших школьников"
В данных рекомендациях представлены учебно-методические и дидактические материалы по формированию читательской грамотности. Рекомендации помогут учителям начальных классов в в...
Формирование читательской грамотности у младших школьников
В статье даны практические советы по формированию читательской грамотности у младших школьников...
Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения
Читательская грамотность-это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые мы , как читатели получаем из ...
Приемы формирования читательской грамотности у младших школьников
Приемы формирования читательской грамотности у младших школьников....
презентация "Формирование читательской грамотности у младших школьников"
Формированиечитательской грамотности у младших школьнико...