ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
статья
Особенностью содержания современного начального образования является формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ во внеурочной деятельности.
В настоящее время информационное общество запрашивает человека, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Задачи школы: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Начальное образование сегодня должно обеспечить развитие познавательной мотивации и интересов учащихся, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Особенностью содержания современного начального образования является формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности. Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Остановимся на одном из видов универсальных учебных действиях –личностных. При поступлении в школу личностные универсальные учебные действия определяют индивидуальную готовность к школьному обучению, а также представление о самом себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, что главное. Иными словами:
–что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера);
–что я хочу (какие цели я ставлю);
–что я могу (представление о своих возможностях);
–что я делаю с удовольствием, а что – нет (какие мотивы я преследую);
–что у меня получается хорошо, а что нет (свои результаты, наиболее заметные достижения).
Одной из составляющих является развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. В личностном плане важно представление о том, к какой гендерной группе ты относишься, о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности, формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности к делам страны, гордости за свою Родину, свой народ, историю своей страны.
На этапе начального обучения развитие личностных универсальных учебных действий происходит во внеурочной деятельности. Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня.
Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Одной из эффективных форм являются кружки.
Одним из непременных условий успешной деятельности кружков является вариативность и разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя школьника в позицию активного участника.
У младших школньиков сохраняется интерес к играм. Значительно больший вес приобретают дидактические игры, которые в кружковой работе обычно являются элементами того или иного занятия. Сюжетно-ролевые игры, распространенные в младшем школьном возрасте, переходят в другие формы. Одной из таких форм, которая может быть наполнена языковым содержанием, является творческая игра с познавательно -исследовательской целью. Члены кружка активно участвуют в конкурсах,викторинах. При их проведении активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы.
Кружковая работа использует тот же, что и урок, арсенал технологий с внесением разных корректив, обусловленных ее спецификой.
Говоря о занимательности на занятиях кружка, следует различать занимательность всего занятия и отдельных его компонентов, так как в том и другом случае могут быть использованы разные средства его создания. Для целого занятия существенную роль играет композиция. Сюда относится и заглавие (название темы занятия кружка), которое при популяризации несет ярко выраженную рекламную функцию. Весьма важным оказывается начало занятия, имеющее определенную задачу. Небезразличным является и способ преподнесения материала (на занятиях кружка известной традицией в создании занимательности стало, например, введение сказочных героев, выбранного сюжета в виде путешествия, экспедиции).
Подводя итог вышесказанному, можно смело утверждать, планомерная внеурочная работа направленная на развитие и воспитание личности младших школьников, является эффективной и практически оправданной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование Универсальных Учебных Действий во внеурочной деятельности
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения. В статье приве...
Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности"
Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности"...
Рабочая программа кружка «Юные экологи» для обучающихся 1-4 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.
Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополните...
Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительно...
Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в проектной деятельности.
Рассматриваются способы формирования личностных УУД на примере реализации социального проекта "Юные доброхоты"....
Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в проектной деятельности
Способы формирования личностных УУД на примере реализации социального проекта "Юные доброхоты"...
Формирование личностных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность ставит своей целью, прежде всего, развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности.Содержание деятельности учащ...