Рабочая программа "Учусь учиться"
рабочая программа (1 класс)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchus_uchitsya.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа      Бутурлиновского муниципального района Воронежской области     397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71  тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,

эл.  адрес: but-school@mail.ru

РАССМОТРЕНО

Протокол №1 заседания  МО учителей нач. классов

от 21 августа 2020 года  

__________Устименко Ю.А.

подпись руководителя МО            Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

__________      Попова А.Н.    

    подпись                             Ф.И.О.

      22 августа 2020года

УТВЕРЖДАЮ

Директор  школы

__________  Климова С.В.

Приказ № 76  

  от 25  августа 2020 г .

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности  «Учусь учиться»

Уровень образования (класс) начальное общее, 1 А класс    

                                                

2020-2021  учебный год

               

Учитель:    Иванникова Е.Н._

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273, письма Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 12.05.2011г. № 03-296. В соответствие с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А. Я. Данилюк и др. М.: Просвещение, 2015 г.

                                               

                                                           г. Бутурлиновка – 2020

                                                                           Аннотация

 к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Учусь учиться»

Современная эпоха стремительно меняет человека, его мировоззрение. В процессе совершенствования искусственного интеллекта происходит роботизация и автоматизация производственных процессов, вытесняется множество процессов. Важно, чтобы, несмотря на экономические, технологические, гумманитарные изменения, наши дети чувствовали себя уверенно в сложном, подвижном, непредсказуемом мире, знали, что их навыки и компетенции будут востребованы. В современном мире возрастает потребность в навыках. Которые отличают человека от машины. А значит, актуальной становится задача создания развивающих программ, направленных на социально-эмоциональное развитие детей.

 Цель программы: способствовать социально-эмоциональному развитию детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Познакомить школьников с многообразием эмоций.

2. Развивать умение выражать и распознавать эмоции (радость, злость, грусть, страх, удивление, интерес) у себя и других людей.

3. Расширять эмоциональный словарь школьников.

4. Создавать условия для понимания эмоциональной обусловленности поведения и причин возникновения эмоций.

5. Формировать у школьников основы саморегуляции и произвольной регуляции поведения.

6. Способствовать развитию эмпатии, пониманию других людей и оказанию им эмоциональной поддержки.

7.Развивать способность к децентрации — умению видеть ситуацию с точки зрения другого человека.

8.Формировать представление о морально-этических нормах и правилах поведения.

9. Познакомить детей с эффективными способами поведения в сложных коммуникативных ситуациях, развивать их коммуникативные навыки.

10.Способствовать созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в классе.

11. Содействовать социальной адаптации младших школьников.

Принципы построения и реализации программы

1. Полнота. Программа для младших школьников является полным курсом, рассчитанным на интеграцию в образовательный и воспитательный процесс.

2. интерактивность. В программе используются психолого-педагогические технологии, обеспечивающие активную позицию ребенка.

3. Практико-ориентированность. Программа направлена на овладение знаниями и навыками, полезными в решении актуальных социальных и возрастных задач ребенка.

4. Индивидуальный подход. Педагог может адаптировать программу под индивидуальные особенности ребенка, создавать для него индивидуальную траекторию освоения материала в зависимости от уровня овладения отдельными составляющими социально-эмоционального интеллекта.

5. Систематическое последовательное усложнение материала. В рамках каждого года обучения программа предполагает изучение одних и тех же разделов, она построена с последовательным усложнением и углублением материала в соответствии с возрастными особенностями детей и уровнем их овладения знаниями.

6. Создание условий для позитивной коммуникации в детском коллективе. В программе содержатся специальные тематические блоки и групповые совместные задания. Направленные на создание благоприятного климата в классе.

7. Включение родителей как активных участников программы. Такой подход создает системную среду, способствующую развитию потенциала ребенка. Специальные компоненты программы помогают организовывать содержательное общение родителей с ребенком. Совместная работа родителей и детей в рамках программы помогает успешному социально-эмоциональному развитию младших школьников.

                     Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Учусь учиться»

Личностные

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • уважительного отношения к мнению другого человека;
  • начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

            Метапредметные

Учащиеся получат возможность научиться:

  • применять начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
  • использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого человека иметь свое мнение; излагать свою позицию и аргументировать собственную точку зрения и оценку событий;
  • определять общую цель и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • конструктивно разрешать конфликты с помощью сотрудничества, учитывая интересы всех участников.

Предметные

Обучающийся

  • знает мимические признаки не менее пяти основных эмоций (злость, страх, интерес, грусть, радость), определяет эти эмоции по мимическим признакам на изображениях и в процессе общения, знает названия эмоций;
  •  верно определяет эмоции по позе человека, его жестам и движениям, может сопоставить действия и эмоции;
  • различает эмоции в речи по названию, интонации, громкости, темпу;
  •  может назвать эмоции, которые у него вызывают произведения искусства, определяет характер, настроение, дает ему эмоционально-образную характеристику;
  • верно определяет эмоциональное содержание высказываний, понимает и использует в речи слова, связанные с эмоциями и эмоциональными состояниями;
  • правильно выражает эмоции с помощью мимики, жестов, поз, движений;
  • может описать эмоциональное состояние, используя эмоциональный словарь и паравербальные способы (громкость, интонация, темп речи);
  • выражает эмоции в рисунке, аппликации, через музыку и движение;
  • при обсуждении ситуации распознает эмоции, делает верные предположения о причинах их возникновения и событиях, предшествующих данной ситуации;
  • знает, что разные люди в одних и тех же ситуациях могут испытывать разные эмоции; понимает, что разные люди могут по-разному проявлять одни и те же эмоции, учитывает это в поведении;
  • понимает, что эмоции могут влиять на поведение, делает предположения о том, какое влияние данное эмоциональное состояние может оказать на его поведение в конкретных ситуациях;
  • может определить свое эмоциональное состояние и его интенсивность, описать ситуацию, ставшую причиной проявления эмоции; знает несколько способов саморегуляции;
  • может установить взаимодействие с детьми разного пола и возраста и взрослыми — родителями, педагогом; способен инициировать и поддерживать общение: задавать вопросы с учетом ситуации и особенностей партнера по общению, реагировать на ответы, отвечать на вопросы;
  • понимает, что другой человек может иначе воспринимать объект, ситуацию, иметь мнение, желания, мысли и т. п., отличные от его собственных, и учитывает это в поведении; понимает, что люди могут иметь ошибочное мнение о ситуации и строить свое поведение на основании этого мнения;
  • проявляет эмпатию, пытается влиять на эмоциональное состояние другого человека, оказывая эмоциональную поддержку; распознает ситуации, в которых человеку нужна помощь, может сделать предположения о том, какая именно помощь требуется, стремится оказать помощь близким; может сам обратиться за помощью к знакомому взрослому или сверстнику, сформулировать свою просьбу;
  • знает о необходимости договоренностей         и соблюдения правил в совместной деятельности; предлагает варианты взаимодействия, умеет договариваться; выполняет совместные задания в группе;
  • идентифицирует свои эмоции и эмоции другого человека, прогнозирует вероятность возникновения конфликта; делает предположения о причинах возникновения конфликта и возможных способах его разрешения; знает простые способы саморегуляции;
  • знает формальные правила социального поведения и следует им (приветствие, прощание, извинение, благодарность и т. д.); принимает правила, принятые в семье, школе, и следует им;
  • уважительно относится к многообразию людей, пони мает, что у разных людей могут быть различные интересы, предпочтения, мнения; выстраивает отношения в классе на основании общих норм и ценностей.

Содержание курса внеурочной деятельности «Учусь учиться»

Введение

Направлено на знакомство и самопрезентацию учеников в классе, создание благоприятных условий для совместной работы, определение правил взаимодействия.

Раздел 1. Восприятие и понимание причин эмоций.

Включает в себя идентификацию эмоций, их выражение и понимание причин.

В первый год изучаются пять базовых эмоций: радость, злость, грусть, страх и интерес. Занятия направлены на развитие не только представлений о разных эмоциональных выражениях, но и способности их произвольно изобразить.

Еще одной задачей этого раздела является развитие у детей восприятия и понимания эмоций в ситуативном контексте, без опоры на мимику. Знакомясь с типовыми ситуациями, которые могут вызвать ту или иную эмоцию, дети учатся прогнозировать эмоции других людей и понимать зависимость эмоций от ситуации. Занятия этого раздела также содержат материал, отражающий индивидуальные особенности в переживании и выражении эмоций и их силы.

Раздел 2. Эмоциональная регуляция.

Занятия данного раздела способствуют формированию представлений у детей о приятных и неприятных эмоциях. Их значении в жизни человека. Установка на подавление неприятных или социально осуждаемых эмоций заменяется формированием умений саморегуляции и пониманием необходимости управления собственными эмоциями.

Дети учатся осознавать эмоциональную обусловленность поведения, делать предположения о том, как разные эмоции могут влиять на поведение, применять элементарные приемы саморегуляции. Особое внимание уделяется управлению такими эмоциями, как страх и злость.

Раздел 3. Социальное взаимодействие.

Данный раздел посвящен формированию принятия многообразия и уважения индивидуальности человека. Занятия направлены на развитие коммуникативной компетенции: умения слушать и понимать других людей, работать в команде, решать конфликты, помогать другим и самому просить о помощи. Особое внимание отводится изучению возможностей влияния на эмоциональное состояние других людей посредством оказания эмоциональной поддержки.

Тематическое планирование

№ п/п

Разделы программы.

Темы занятий.

Количество часов

1

Введение.

1. Здравствуйте, это я!

2. Мой класс — это место, где мне хорошо.

3. Правила нашего класса.

3

2

Восприятие и понимание причин эмоций.

4. Сад души.

5. Почему мы радуемся.

6. Как мы радуемся

7. Почему и как мы грустим.

8. Почему и как мы злимся.

9. Почему и как мы боимся

10. Интерес и как мы его проявляем.

11. Разные эмоции и их причины.

12. Разные люди — разные эмоции.

13. Разные эмоции и их сила.

10

3

Эмоциональная регуляция

14.  Приятные и неприятные эмоции.

15. Как эмоции влияют на поведение.

16. Эмоции, которые хочется спрятать.

17. Когда злость бывает полезной?

18. Как не лопнуть от злости.

19. Когда страх помогает, а когда мешает?

20. Как справиться со страхом.

21.По волнам эмоций.

8

4

Социальное взаимодействие

22. Что, если ты не похож на меня?

23. Как работать вместе.

24. Как услышать другого.

25. Как понять другого.

26. Как понять, что человеку нужна поддержка.

27- 28. Как поддержать другого.

29. Как помочь другому.

30. Как попросить о помощи.

31-32. Как решать конфликты.

33. Мои достижения и планы.

12

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

А.В.Макарчук, Е.В.Горинова, Н.Е.Рычка, О.В.Хухлаева «Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста» (методическое пособие)

А.В.Макарчук, Н.Е.Рычка, О.В.Хухлаева «Обо мне и для меня» (рабочая тетрадь)

И.А.Дворецкая, А.В.Макарчук, Н.Е.Рычка, О.Е.Хухлаев «Палитра эмоций» (игровой комплект)

Технические средства

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска  с набором приспособлений для крепления карт

Компьютер

Мультимедийный проектор.

Интерактивная доска .

 

   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа      Бутурлиновского муниципального района Воронежской области     397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71  тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,

эл.  адрес: but-school@mail.ru

  СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

_______________     Попова А.Н.

           подпись                               Ф.И.О.

             

                                                                  «  22  » августа 2020  года

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

курса внеурочной деятельности «Учусь учиться»

Класс:  1 «А»

2020-2021 учебный год

Учитель: Иванникова Е.Н.

Количество часов: всего 33 часа; в неделю 1 час.

Планирование составлено на основе рабочей программы курса внеурочной деятельности «Учусь учиться» для 1 класса, утвержденной приказом №76

 от  25 августа 2020г

г. Бутурлиновка – 2020 г.

№п/п

Тема занятия

Дата план.

Дата факт

11.

Здравствуйте, это я!

04.09

2.

Мой класс — это место, где мне хорошо.

11.09

3.

Правила нашего класса.

18.09

4.

Сад души.

25.09

5.

Почему мы радуемся.

02.10

6.

Как мы радуемся.

09.10

7.

Почему и как мы грустим.

16.10

8.

Почему и как мы злимся.

23.10

9.

Почему и как мы боимся.

13.11

10.

Интерес и как мы его проявляем.

20.11

11.

Разные эмоции и их причины.

27.11

12.

Разные люди — разные эмоции.

04.12

13.

Разные эмоции и их сила.

11.12

14.

Приятные и неприятные эмоции.

18.12

15.

Как эмоции влияют на поведение.

25.12

16.

Эмоции, которые хочется спрятать.

15.01

17.

Когда злость бывает полезной?

22.01

18.

Как не лопнуть от злости.

29.01

19.

Когда страх помогает, а когда мешает?

05.02

20.

Как справиться со страхом.

12.02

21.

По волнам эмоций.

19.02

22.

Что, если ты не похож на меня?

05.03

23.

Как работать вместе.

12.03

24.

Как услышать другого.

19.03

25.

Как понять другого.

02.04

26.

Как понять, что человеку нужна поддержка.

09.04

27.

Как поддержать другого.

16.04

28.

Как поддержать другого.

23.04

29.

Как помочь другому.

30.04

30.

Как попросить о помощи.

07.05

31.

Как решать конфликты.

14.05

32.

Как решать конфликты.

21.05

33.

Мои достижения и планы.

21.05

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь "Учусь быть здоровым или Как стать Неболейкой"

В пособии «Учусь быть здоровым или Как стать Неболейкой» представлен вариант образовательной программы по формированию основных гигиенических навыков  и профилактики детских заболеваний у учащихс...

Рабочая программа "Учусь создавать проект" 3 кл

Рабочая прграмма составлена на основе программы Сизовой "Учусь создавать проект" 3 кл...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Учись учиться"".

Рабочая программа "УЧись учиться"". Внеурочная деятельность.3 класс....

Рабочая программа "Учись учиться"

Рабочая программа обще-интеллектуального направления, составленная на основе учебного пособия Языкановой Е.В. "Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения"....