Рабочая программа "Учусь учиться"
рабочая программа (1 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области 397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71 тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,
эл. адрес: but-school@mail.ru
РАССМОТРЕНО Протокол №1 заседания МО учителей нач. классов от 21 августа 2020 года __________Устименко Ю.А. подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР __________ Попова А.Н. подпись Ф.И.О. 22 августа 2020года | УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________ Климова С.В. Приказ № 76 от 25 августа 2020 г . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Учусь учиться»
Уровень образования (класс) начальное общее, 1 А класс
2020-2021 учебный год
Учитель: Иванникова Е.Н._
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273, письма Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 12.05.2011г. № 03-296. В соответствие с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А. Я. Данилюк и др. М.: Просвещение, 2015 г.
г. Бутурлиновка – 2020
Аннотация
к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Учусь учиться»
Современная эпоха стремительно меняет человека, его мировоззрение. В процессе совершенствования искусственного интеллекта происходит роботизация и автоматизация производственных процессов, вытесняется множество процессов. Важно, чтобы, несмотря на экономические, технологические, гумманитарные изменения, наши дети чувствовали себя уверенно в сложном, подвижном, непредсказуемом мире, знали, что их навыки и компетенции будут востребованы. В современном мире возрастает потребность в навыках. Которые отличают человека от машины. А значит, актуальной становится задача создания развивающих программ, направленных на социально-эмоциональное развитие детей.
Цель программы: способствовать социально-эмоциональному развитию детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Познакомить школьников с многообразием эмоций.
2. Развивать умение выражать и распознавать эмоции (радость, злость, грусть, страх, удивление, интерес) у себя и других людей.
3. Расширять эмоциональный словарь школьников.
4. Создавать условия для понимания эмоциональной обусловленности поведения и причин возникновения эмоций.
5. Формировать у школьников основы саморегуляции и произвольной регуляции поведения.
6. Способствовать развитию эмпатии, пониманию других людей и оказанию им эмоциональной поддержки.
7.Развивать способность к децентрации — умению видеть ситуацию с точки зрения другого человека.
8.Формировать представление о морально-этических нормах и правилах поведения.
9. Познакомить детей с эффективными способами поведения в сложных коммуникативных ситуациях, развивать их коммуникативные навыки.
10.Способствовать созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в классе.
11. Содействовать социальной адаптации младших школьников.
Принципы построения и реализации программы
1. Полнота. Программа для младших школьников является полным курсом, рассчитанным на интеграцию в образовательный и воспитательный процесс.
2. интерактивность. В программе используются психолого-педагогические технологии, обеспечивающие активную позицию ребенка.
3. Практико-ориентированность. Программа направлена на овладение знаниями и навыками, полезными в решении актуальных социальных и возрастных задач ребенка.
4. Индивидуальный подход. Педагог может адаптировать программу под индивидуальные особенности ребенка, создавать для него индивидуальную траекторию освоения материала в зависимости от уровня овладения отдельными составляющими социально-эмоционального интеллекта.
5. Систематическое последовательное усложнение материала. В рамках каждого года обучения программа предполагает изучение одних и тех же разделов, она построена с последовательным усложнением и углублением материала в соответствии с возрастными особенностями детей и уровнем их овладения знаниями.
6. Создание условий для позитивной коммуникации в детском коллективе. В программе содержатся специальные тематические блоки и групповые совместные задания. Направленные на создание благоприятного климата в классе.
7. Включение родителей как активных участников программы. Такой подход создает системную среду, способствующую развитию потенциала ребенка. Специальные компоненты программы помогают организовывать содержательное общение родителей с ребенком. Совместная работа родителей и детей в рамках программы помогает успешному социально-эмоциональному развитию младших школьников.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Учусь учиться»
Личностные
Учащиеся получат возможность для формирования:
- уважительного отношения к мнению другого человека;
- начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные
Учащиеся получат возможность научиться:
- применять начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого человека иметь свое мнение; излагать свою позицию и аргументировать собственную точку зрения и оценку событий;
- определять общую цель и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- конструктивно разрешать конфликты с помощью сотрудничества, учитывая интересы всех участников.
Предметные
Обучающийся
- знает мимические признаки не менее пяти основных эмоций (злость, страх, интерес, грусть, радость), определяет эти эмоции по мимическим признакам на изображениях и в процессе общения, знает названия эмоций;
- верно определяет эмоции по позе человека, его жестам и движениям, может сопоставить действия и эмоции;
- различает эмоции в речи по названию, интонации, громкости, темпу;
- может назвать эмоции, которые у него вызывают произведения искусства, определяет характер, настроение, дает ему эмоционально-образную характеристику;
- верно определяет эмоциональное содержание высказываний, понимает и использует в речи слова, связанные с эмоциями и эмоциональными состояниями;
- правильно выражает эмоции с помощью мимики, жестов, поз, движений;
- может описать эмоциональное состояние, используя эмоциональный словарь и паравербальные способы (громкость, интонация, темп речи);
- выражает эмоции в рисунке, аппликации, через музыку и движение;
- при обсуждении ситуации распознает эмоции, делает верные предположения о причинах их возникновения и событиях, предшествующих данной ситуации;
- знает, что разные люди в одних и тех же ситуациях могут испытывать разные эмоции; понимает, что разные люди могут по-разному проявлять одни и те же эмоции, учитывает это в поведении;
- понимает, что эмоции могут влиять на поведение, делает предположения о том, какое влияние данное эмоциональное состояние может оказать на его поведение в конкретных ситуациях;
- может определить свое эмоциональное состояние и его интенсивность, описать ситуацию, ставшую причиной проявления эмоции; знает несколько способов саморегуляции;
- может установить взаимодействие с детьми разного пола и возраста и взрослыми — родителями, педагогом; способен инициировать и поддерживать общение: задавать вопросы с учетом ситуации и особенностей партнера по общению, реагировать на ответы, отвечать на вопросы;
- понимает, что другой человек может иначе воспринимать объект, ситуацию, иметь мнение, желания, мысли и т. п., отличные от его собственных, и учитывает это в поведении; понимает, что люди могут иметь ошибочное мнение о ситуации и строить свое поведение на основании этого мнения;
- проявляет эмпатию, пытается влиять на эмоциональное состояние другого человека, оказывая эмоциональную поддержку; распознает ситуации, в которых человеку нужна помощь, может сделать предположения о том, какая именно помощь требуется, стремится оказать помощь близким; может сам обратиться за помощью к знакомому взрослому или сверстнику, сформулировать свою просьбу;
- знает о необходимости договоренностей и соблюдения правил в совместной деятельности; предлагает варианты взаимодействия, умеет договариваться; выполняет совместные задания в группе;
- идентифицирует свои эмоции и эмоции другого человека, прогнозирует вероятность возникновения конфликта; делает предположения о причинах возникновения конфликта и возможных способах его разрешения; знает простые способы саморегуляции;
- знает формальные правила социального поведения и следует им (приветствие, прощание, извинение, благодарность и т. д.); принимает правила, принятые в семье, школе, и следует им;
- уважительно относится к многообразию людей, пони мает, что у разных людей могут быть различные интересы, предпочтения, мнения; выстраивает отношения в классе на основании общих норм и ценностей.
Содержание курса внеурочной деятельности «Учусь учиться»
Введение
Направлено на знакомство и самопрезентацию учеников в классе, создание благоприятных условий для совместной работы, определение правил взаимодействия.
Раздел 1. Восприятие и понимание причин эмоций.
Включает в себя идентификацию эмоций, их выражение и понимание причин.
В первый год изучаются пять базовых эмоций: радость, злость, грусть, страх и интерес. Занятия направлены на развитие не только представлений о разных эмоциональных выражениях, но и способности их произвольно изобразить.
Еще одной задачей этого раздела является развитие у детей восприятия и понимания эмоций в ситуативном контексте, без опоры на мимику. Знакомясь с типовыми ситуациями, которые могут вызвать ту или иную эмоцию, дети учатся прогнозировать эмоции других людей и понимать зависимость эмоций от ситуации. Занятия этого раздела также содержат материал, отражающий индивидуальные особенности в переживании и выражении эмоций и их силы.
Раздел 2. Эмоциональная регуляция.
Занятия данного раздела способствуют формированию представлений у детей о приятных и неприятных эмоциях. Их значении в жизни человека. Установка на подавление неприятных или социально осуждаемых эмоций заменяется формированием умений саморегуляции и пониманием необходимости управления собственными эмоциями.
Дети учатся осознавать эмоциональную обусловленность поведения, делать предположения о том, как разные эмоции могут влиять на поведение, применять элементарные приемы саморегуляции. Особое внимание уделяется управлению такими эмоциями, как страх и злость.
Раздел 3. Социальное взаимодействие.
Данный раздел посвящен формированию принятия многообразия и уважения индивидуальности человека. Занятия направлены на развитие коммуникативной компетенции: умения слушать и понимать других людей, работать в команде, решать конфликты, помогать другим и самому просить о помощи. Особое внимание отводится изучению возможностей влияния на эмоциональное состояние других людей посредством оказания эмоциональной поддержки.
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы программы. | Темы занятий. | Количество часов |
1 | Введение. | 1. Здравствуйте, это я! 2. Мой класс — это место, где мне хорошо. 3. Правила нашего класса. | 3 |
2 | Восприятие и понимание причин эмоций. | 4. Сад души. 5. Почему мы радуемся. 6. Как мы радуемся 7. Почему и как мы грустим. 8. Почему и как мы злимся. 9. Почему и как мы боимся 10. Интерес и как мы его проявляем. 11. Разные эмоции и их причины. 12. Разные люди — разные эмоции. 13. Разные эмоции и их сила. | 10 |
3 | Эмоциональная регуляция | 14. Приятные и неприятные эмоции. 15. Как эмоции влияют на поведение. 16. Эмоции, которые хочется спрятать. 17. Когда злость бывает полезной? 18. Как не лопнуть от злости. 19. Когда страх помогает, а когда мешает? 20. Как справиться со страхом. 21.По волнам эмоций. | 8 |
4 | Социальное взаимодействие | 22. Что, если ты не похож на меня? 23. Как работать вместе. 24. Как услышать другого. 25. Как понять другого. 26. Как понять, что человеку нужна поддержка. 27- 28. Как поддержать другого. 29. Как помочь другому. 30. Как попросить о помощи. 31-32. Как решать конфликты. 33. Мои достижения и планы. | 12 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
А.В.Макарчук, Е.В.Горинова, Н.Е.Рычка, О.В.Хухлаева «Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста» (методическое пособие)
А.В.Макарчук, Н.Е.Рычка, О.В.Хухлаева «Обо мне и для меня» (рабочая тетрадь)
И.А.Дворецкая, А.В.Макарчук, Н.Е.Рычка, О.Е.Хухлаев «Палитра эмоций» (игровой комплект)
Технические средства
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления карт
Компьютер
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска .
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области 397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71 тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,
эл. адрес: but-school@mail.ru
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
_______________ Попова А.Н.
подпись Ф.И.О.
« 22 » августа 2020 года
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
курса внеурочной деятельности «Учусь учиться»
Класс: 1 «А»
2020-2021 учебный год
Учитель: Иванникова Е.Н.
Количество часов: всего 33 часа; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе рабочей программы курса внеурочной деятельности «Учусь учиться» для 1 класса, утвержденной приказом №76
от 25 августа 2020г
г. Бутурлиновка – 2020 г.
№п/п | Тема занятия | Дата план. | Дата факт |
11. | Здравствуйте, это я! | 04.09 | |
2. | Мой класс — это место, где мне хорошо. | 11.09 | |
3. | Правила нашего класса. | 18.09 | |
4. | Сад души. | 25.09 | |
5. | Почему мы радуемся. | 02.10 | |
6. | Как мы радуемся. | 09.10 | |
7. | Почему и как мы грустим. | 16.10 | |
8. | Почему и как мы злимся. | 23.10 | |
9. | Почему и как мы боимся. | 13.11 | |
10. | Интерес и как мы его проявляем. | 20.11 | |
11. | Разные эмоции и их причины. | 27.11 | |
12. | Разные люди — разные эмоции. | 04.12 | |
13. | Разные эмоции и их сила. | 11.12 | |
14. | Приятные и неприятные эмоции. | 18.12 | |
15. | Как эмоции влияют на поведение. | 25.12 | |
16. | Эмоции, которые хочется спрятать. | 15.01 | |
17. | Когда злость бывает полезной? | 22.01 | |
18. | Как не лопнуть от злости. | 29.01 | |
19. | Когда страх помогает, а когда мешает? | 05.02 | |
20. | Как справиться со страхом. | 12.02 | |
21. | По волнам эмоций. | 19.02 | |
22. | Что, если ты не похож на меня? | 05.03 | |
23. | Как работать вместе. | 12.03 | |
24. | Как услышать другого. | 19.03 | |
25. | Как понять другого. | 02.04 | |
26. | Как понять, что человеку нужна поддержка. | 09.04 | |
27. | Как поддержать другого. | 16.04 | |
28. | Как поддержать другого. | 23.04 | |
29. | Как помочь другому. | 30.04 | |
30. | Как попросить о помощи. | 07.05 | |
31. | Как решать конфликты. | 14.05 | |
32. | Как решать конфликты. | 21.05 | |
33. | Мои достижения и планы. | 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь "Учусь быть здоровым или Как стать Неболейкой"
В пособии «Учусь быть здоровым или Как стать Неболейкой» представлен вариант образовательной программы по формированию основных гигиенических навыков и профилактики детских заболеваний у учащихс...
Рабочая программа "Учусь создавать проект" 3 кл
Рабочая прграмма составлена на основе программы Сизовой "Учусь создавать проект" 3 кл...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Учись учиться"".
Рабочая программа "УЧись учиться"". Внеурочная деятельность.3 класс....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Учусь учиться", 4 класс
Рабочая программа "Учусь учиться"....
Рабочая программа "Учись учиться"
Рабочая программа обще-интеллектуального направления, составленная на основе учебного пособия Языкановой Е.В. "Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения"....
Рабочая программа "Учись учиться" 1-4 кл.
Разработала Вовчок Ю.Н....