Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Учусь учиться", 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа "Учусь учиться".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uchus_uchitsya_4_kl.docx | 50.92 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Учусь учиться» разработана на основе требований ФГОС начального общего образования, ООП НОО и авторской программы Дзятковской Е.Н.
Программа выстроена в соответствии с Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития и скоординирована с учебными задачами экологического и здоровьесберегающего образования.
Системообразующим стержнем программы является система учебных задач и модельные жизненные ситуации, рассматриваемые как экологические – то есть, с точки зрения экологических взаимосвязей «Я – моё поведение – окружающий меня мир».
Изучение курса «Учусь учиться» направлено на достижение следующих целей:
- формирование у учащихся стереотипов экологически безопасного поведения в повседневной жизни;
- развитие экологического стиля мышления на примере типичных проблемных ситуаций;
- развитие способности учащихся управлять своими действиями, поведением в интересах собственного развития, здоровья, экологической безопасности окружающей среды.
Задачи:
- сформировать представления о связи здоровья человека и здоровья природы, их зависимости от экологической культуры;
- развить у учащихся мотивацию повышения своей экологической культуры;
- развить необходимые для систематического обучения и для экологически грамотного поведения в окружающей среде умения произвольной самоорганизации (действовать по образцу); пространственной и временной ориентации, выделения признаков предметов, их сравнения и нахождения различий; различения буквального и скрытого смысла поговорок и пословиц; составления вопросов и полных ответов.
Учебный курс «Учусь учиться» реализует экологическое и здоровьесберегающее воспитание в ролевых играх, творческих занятиях, обучающих тренингах, при моделировании узнаваемых учащимися жизненных ситуаций.
Реализуется содержание образования в области экологии человека по следующим направлениям:
- обеспечение экологической безопасности школьника в окружающей его образовательной и внеобразовательной среде (информационной, социальной, предметной, природной);
- организация здорового и безопасного образа жизни с учётом учебной и внеучебной нагрузки; помощи и самопомощи по преодолению затруднений в учёбе и проблем в общении и поведении;
- научная организация учебного труда в разных ситуациях (в условиях ограничения времени, волнения, отвлекающих факторов и т.д.);
- подбор и применение индивидуальных приёмов рациональной организации учёбы и общения, которые обеспечивают каждому ребёнку успешность, раскрытие его способностей («каждый талантлив по-своему») и сохранение здоровья;
- создание экологически безопасной и здоровьесберегающей среды класса;
- развитие своей экологической культуры (ценностного отношения к живому, чувства меры и рачительности в потреблении материальных благ, желания быть «доктором» для природы и готовности соблюдать правила заботливого и предосторожного поведения по отношению к здоровью людей и природы, биологическому и культурному разнообразию окружающего мира).
Экология учебной деятельности - область экологии человека и социальной экологии, решающая задачи экологического образования на примере проблемных ситуаций в учебной деятельности и связанной с ней повседневной жизни.
Соответственно ведущему виду деятельности, в 1-4 классах рассматриваются реальные проблемные ситуации в учебной деятельности ребенка, в быту и пути решения возникающих в них экологических проблем, а именно вопросы:
- эффективной самоорганизации учебного труда; индивидуального стиля успешной учебы;
- безопасного взаимодействия человека с информацией;
- применения в повседневных экологических ситуациях общеучебных умений (логического мышления; работы с разными источниками информации; ее обработки и преобразования; самооценки и самоконтроля).
Программа выстроена таким образом, что ее системообразующим стержнем является система учебных задач, что соответствует требованиям ФГОС начального общего образования. При изучении предусматривается последовательное, преемственное и взаимосвязанное развитие у учащихся предпосылок формирования общеучебных умений, способности ориентироваться в пространстве и во времени; различать речевые звуки; выполнять действия по порядку, по плану; понимать инструкцию на слух и выполнять ее и т.д. Для этого используются учебные ситуации, относящиеся к области экологии человека.
Формируются представления о взаимосвязях здоровья человека и здоровья природы, правилах экологически безопасного поведения в окружающей среде, индивидуальных особенностях здоровьесбережения, общения. Воспитывается мотивация к повышению уровня своей экологической культуры.
Приоритетной задачей всех направлений внеурочной работы является воспитание и духовно-нравственное развитие учащихся, создание для этого творческой, здоровой и безопасной воспитывающей среды, уклада школьной жизни. Экологическое образование занимает особое место в организации такого уклада, поскольку предметом изучения экологии человека является система «человек - среда».
Сроки реализации программы – 4 года обучения;
1-4 год обучения – 1 час в неделю – 33 - 34 учебных часа в год.
В 4 классе - 34 часа, 1 час в неделю.
Формы занятий.
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов.
- самоконтроль; взаимоконтроль выполненных работ;
- проведение праздника и итогового занятия;
- анкетирование детей и родителей;
- наблюдение и анализ продвижения каждого обучающегося.
- Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная работа – диалог, полилог;
- работа в статистических и сменных парах;
- индивидуальная работа;
- нетрадиционная форма урока:
- урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры )
- урок-экскурсия
- урок-соревнование
- Используемые методы обучения :
- Объяснительно-иллюстративный;
- Проблемно-поисковый;
- Метод стимулирования интереса к учению;
- Метод самоконтроля;
- Метод самостоятельной деятельности учащихся:
- различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной мерой помощи).
3. Используемые технологии:
- игровые технологии
- технология создания ситуации успеха на уроке
- личностно-ориентированные (разноуровневые задания)
- здоровьесберегающие( приём зрительных меток; интерактивные физминутки, коррекционная гимнастика (самомассаж)
- ИКТ (видеопрезентации к темам, видеофрагменты)
2.Основное содержание программы.
4 класс
Введение – 1 час
Раздел 1. Учеба для здоровья – 8 ч
Какие нужны условия для успешного выполнения домашних заданий?
Как найти необходимую информацию?
Условия успешной учебы: запоминать или понимать?
Как оценить свою работу?
Раздел 2. Учусь общаться – 6 ч
Как стать партнерами для решения экологических проблем?
Учимся диалогу.
Общение и экологическая безопасность.
Как узнать, друг он мне или нет?
Раздел 3. Учусь экологическому мышлению – 4 ч
Применение законов экологии в жизни. Школьный памятник природы. Экскурсия на пришкольный участок
Раздел 4. Я – особенный, или мои секреты успеха – 2 ч
Устойчивое развитие и мои задачи.
Раздел 5. Учусь быть взрослым – 6 ч
Воспитание экологической ответственности.
Моя экологическая безопасность в природе, в школе, дома, на улице.
Экологическая экспертиза жилища.
Раздел 6. Экологическое творчество, или основы экологического дизайна – 6 ч
Экологический дизайн на острове будущего.
Экологический дизайн-проект.
Итоговое занятие – 1 ч
Разделы | Количество часов | Примерные сроки (даты) |
Введение | 1 | |
Учёба для здоровья | 8 | |
Учусь общаться | 6 | |
Учусь экологическому мышлению | 4 | |
Я-особенный,или мои секреты успеха | 2 | |
Учусь быть взрослым | 6 | |
Экологическое творчество | 6 | |
Итоговое занятие | 1 | |
Итого | 34 |
- Требования к планируемым результатам изучения программы
В результате изучения курса «Учусь учиться» учащиеся на ступени начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Учащиеся смогут научиться:
- самопомощи в учебе, общении;
- применять общеучебные умения описания, характеристики, выделения главного, планирования, произвольной самоорганизации, рефлексии и самооценки, предвидения экологических рисков, анализа, сравнения, нахождения ассоциаций в экологически безопасном поведении в окружающей среде;
- высказываться о своих индивидуальных особенностях, эффективных и безопасных способах учебы, общения, жизнедеятельности, как составной части экологической культуры.
Изучив курс, учащиеся будут называть:
- что такое «биологическое разнообразие»; «экология», «экономия», «объяснять», «наблюдать», «экологическая связь», «схема», «Хартия Земли»;
- закон экологии «Всё связано со всем»;
Описывать:
- свойства и качества природных объектов (характеризовать их);
Группировать:
Условия, необходимые для жизни, роль света, тепла, чистой пресной воды и воздуха, плодородия почвы для природы и человека;
Анализировать:
- свои чувства, мысли, действия, состояния, объекты природы;
Предвидеть последствия хозяйственной деятельности человека для здоровья природы: если…, то…
Объяснять:
Связи между здоровьем природы и здоровьем человека, здоровья природы и хозяйственной деятельностью человека, его потреблением;
Зачем и как следует заботиться о здоровье человека и здоровье природы (точное выполнение правил предосторожного поведения, экономия в быту, вежливость, контроль за настроением, помощь людям);
Приводить примеры цепочек экологических связей, экологически предосторожного поведения;
Самостоятельно ставить и достигать цель творческой учебной работы;
Делать выводы о результатах своей работы;
Наблюдать:
Составить план, провести наблюдение, зафиксировать результат, сделать вывод;
Проводить простейший опыт с помощью взрослых по самообследованию своих индивидуальных особенностей;
Находить информацию, проверять её, представлять в виде схемы, таблицы, образа, символа;
Пользоваться толковыми словарями, алфавитным каталогом,
Фиксировать результаты поиска информации, вести дневник наблюдения;
Организовать свою деятельность точно по плану;
Отвечать на вопросы: Что делать, чтобы достичь цели? Правильно ли я делаю?
Договариваться, распределять обязанности;
Вести диалог и оценивать его результат;
Оценивать:
- трудности в работе, способы самопомощи,
- свой вклад в общую работу;
- своё общение с гендерных позиций;
- себя (поведение, черты характера, умения), сравнивая с образцом;
- действия людей с точки зрения их последствий для здоровья природы и здоровья человека.
Учащиеся смогут научиться:
- рассуждать о взаимосвязях здоровья человека и здоровья природы, принципе предосторожности, правилах экологически безопасного поведения в окружающей среде, индивидуальных особенностях здоровьесберегающего поведения в ситуациях учёбы, общения, повседневной жизни;
- ставить задачи по повышению уровня своей экологической культуры;
- самостоятельно выполнять домашние задания с использованием индивидуально эффективных, здоровьесберегающих приёмов.
В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность сформировать:
Личностные универсальные учебные действия
- принимать позицию учащегося;
- положительно относиться к школьным занятиям, к школьной дисциплине;
- стремиться к получению новых знаний;
- проявлять активность в совместной учебной деятельности;
- подчинять свои желания сознательно поставленным целям.
Регулятивные универсальные учебные действия
1. Целеполагание
- принимать практическую учебную задачу, сформулированную в совместной деятельности;
- удерживать цель;
- анализировать степень выполнения учебной задачи;
- определить границы умения и неумения.
2. Контроль и оценка
- оценить свою работу по заданным критериям
3. Планирование и прогнозирование
- работать по плану
4. Коррекция
- исправлять ошибки в своей работе, в чужой работе, сравнивая с образцом.
Познавательные универсальные учебные действия
1. Постановка и решение проблем.
- уметь замечать проблему, формулировать её в совместной деятельности.
2. Логические.
- сравнивать объекты по критериям, выделять существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно – следственные связи между явлениями, классифицировать объекты;
- выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1. Коммуникация как взаимодействие
- понимать и принимать различные позиции и точки зрения на какой- либо предмет или вопрос, ориентироваться на позиции других людей, отличать от своей собственной;
- слушать и слышать учителя и другого ученика, понимать инструкцию;
- взаимодействовать под руководством учителя;
2. Коммуникация как кооперация
- участвовать в коллективном создании замысла;
- договариваться, находить общее решение по поводу конкретной операции.
4. Календарно – тематическое планирование
4 класс (34 часа)
Номера уроков | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | Использование УЛО (учебно-лабораторное оборудование) | |
1 | Введение | Учиться оформлять свои мысли в устной речи. Выполнять действия по плану. Обсуждать вопросы о научных открытиях, использующихся в нашей жизни. Оценивать результаты совместной работы, свой вклад в общий результат.
| ПК,ИД,П | |||
Учёба для здоровья - 8 ч | ||||||
2 | Входная диагностическая работа | Оценивать результаты своей работы. | ПК,ИД,П | |||
3 | Какие нужны условия для успешного выполнения домашних заданий? | Объяснять влияние условий на успешность учебы с точки зрения экологических законов. Отмечать существенные признаки предмета изучения экологии – отношения, связи живого с окружающей средой, их законы. | ПК,ИД,П | |||
4 | Как найти необходимую информацию? | Находить информацию в библиотеке и справочной литературе, проверять информацию. Находить книги по экологии по систематическому каталогу, с использованием справочного аппарата книги. Записывать библиографические данные книги. | ПК,ИД,П | |||
5 | Как найти необходимую информацию? | Находить информацию для выполнения задания и критично ее анализировать. | ПК,ИД,П | |||
6 | Условия успешной учёбы: запоминать или понимать? | Учиться понимать учебную информацию, постигать её смысл. Использовать просмотровое чтение. Пользоваться энциклопедиями. Называть отличия и сходство экологического эксперимента и экологического наблюдения. | ПК,ИД,П | |||
7 | Условия успешной учёбы: запоминать или понимать? | ПК,ИД,П | ||||
8 | Как оценить свою работу? | Приводить примеры связей экологии и устойчивого развития. Согласовывать и координировать свою работу с членами группы. Ставить цель, определять признаки оценки результата; подбирать средства для ее реализации. Оценивать результаты работы группы и свою работу в группе. | ПК,ИД,П, ПКУ | |||
9 | Как оценить свою работу? | ПК,ИД,П | ||||
Учусь общаться - 6 ч | ||||||
10 | Как стать партнёрами для экологических проблем? | Анализировать и оценивать свое общение с точки зрения правил экологии общения. Уметь договариваться друг с другом, строить диалог с партнером, оценивать себя, своё общение. | ПК,ИД,П | |||
11 | Как стать партнёрами для решения экологических проблем? | Вести диалог на экологическую тему (выявляя экологические связи). Оценивать своё поведение, сравнивая его с требованиями экологической культуры. | ПК,ИД,П | |||
12 | Учимся диалогу. | Уметь применять разные аспекты диалога. | ПК,ИД,П | |||
13 | Общение и экологическая безопасность. | Анализировать свои ценностные ориентации, формулировать их, заполнять таблицу. | ПК,ИД,П | |||
14 | Общение и экологическая безопасность. | ПК,ИД,П, ПКУ | ||||
15 | Как узнать, друг он мне или нет? | Составлять аргументированное высказывание. Выработать правила дружбы. | ПК,ИД,П | |||
Учусь экологическому мышлению - 4 ч | ||||||
16 | Применение законов экологии в жизни. | Применять законы экологии для анализа состояния природного объекта. Планировать и организовывать природоохранную деятельность. Составлять паспорт памятника природы. | ПК,ИД,П | |||
17 | Применение законов экологии в жизни. | ПК,ИД,П, ПКУ | ||||
18 | Школьный памятник природы. | ПК,ИД,П | ||||
19 | Экскурсия на пришкольный участок. | |||||
Я - особенный, или мои секреты успеха – 2 ч | ||||||
20 | Устойчивое развитие | Высказывать предположения и приводить аргументацию о возможности личного участия в устойчивом развитии своего края. | ПК,ИД,П,ДК | |||
21 | Устойчивое развитие и мои задачи. | ПК,ИД,П | ||||
Учусь быть взрослым - 6 ч | ||||||
22 | Экологическая ответственность | Учиться формировать экологическую ответственность у себя и других людей. Объяснять важность ответственного отношения к последствиям своих поступков для состояния окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни. Приводить примеры экологически безответственного поведения. Оценивать поведение личности с точки зрения экологической ответственности. | ПК,ИД,П | |||
23 | ПК,ИД,П | |||||
24 | Воспитание экологической ответственности | ПК,ИД,П | ||||
25 | Моя экологическая безопасность в природе. | Приводить примеры правил экологической безопасности. Оценивать экологическую ситуацию жилища. | ПК,ИД,П, ПКУ | |||
26 | Моя экологическая безопасность в школе, дома, на улице. | ПК,ИД,П | ||||
27 | Экологическая экспертиза жилища. | ПК,ИД,П | ||||
Экологическое творчество, или основы экологического дизайна - 6 ч | ||||||
28 | Что такое экологический дизайн? | Составлять экологический дизайн-проект. Проводить презентацию и защиту своего проекта. Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда. | ПК,ИД,П | |||
29 | Экологический дизайн на острове будущего. | ПК,ИД,П ПК,ИД,П | ||||
30 | Экологический дизайн-проект. | ПК,ИД,П,ПКУ | ||||
31 | Экологический дизайн-проект | ПК,ИД,П | ||||
32 | Экологический дизайн-проект | ПК,ИД,П | ||||
33 | Экологический проект-дизайн. | ПК,ИД,П | ||||
34 | Итоговое занятие. | Проводить рефлексию своей работы. Оценивать своё поведение, сравнивая его с требованиями экологической культуры. | ПК,ИД,П | |||
Итого – 34 |
5. Перечень учебно - методического обеспечения курса «Учусь учиться»
1.Основная литература
1. Методические рекомендации, программа и планирование занятий для учителей. Изд-во: Центр «Образование и экология», Дзятковская Е.Н.
2. Набор ЦОР по экологическому воспитанию.
3. Видеофильмы о жизни природы.
4. Раздаточный материал с цветными фотографиями.
5. Аудиозаписи звуков разного происхождения (природных, технических, музыки, голосов людей), с разной характеристикой (громкость, тембр, высота, ритм).
2. Специфическое сопровождение
- авторские презентации Power Point;
- авторские разработки для работы с интерактивной доской;
3.Материально- техническое обеспечение.
№ п/п | Наименование | Сокращение | Периодичность использования |
1 | Система тестирования качества знаний | СТКЗ | Итоговый контроль |
2 | Интерактивная доска Interwrite | ИД | Каждое занятие |
3 | Проектор Vivitek D791ST | П | Каждое занятие |
4 | МФУ KYOCERA | МФУ | |
5 | Акустические колонки TopDevise | АК | Совместно с ПК |
6 | Разветвитель Axiom | ||
7 | Документ камера Gaoke GK -9000A | ДК | 1-2 занятия в месяц |
8 | Универсальная платформа для перемещения, хранения и подзарядки | ||
9 | Компьютер мобильный (ноутбук) педагога | ПК | Каждое занятие |
10 | Фотоаппарат Canon | Ф | Внеклассная и внеурочная деятельность |
11 | Система организации беспроводной сети D-link DIR-320 | ||
12 | Гарнитура компактная Senmai | Г | |
14 | Мышь оптическая ARCTIC | ||
17 | Практические рекомендации (пособие для учителя) | ||
18 | Компьютер мобильный (ноутбук) обучающихся | ПКУ | 1-2 раза в месяц |
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол №_____________ От «______» ________________201___г. | Согласовано «_____»___________201 г. Заместитель директора по УВР ____________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Учись учиться"".
Рабочая программа "УЧись учиться"". Внеурочная деятельность.3 класс....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа 2 класс "Здравствуй, праздник !"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. "Здравствуй, праздник !"Социальное творчество – высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и созд...
Внеурочная деятельность Рабочая программа 4 класс
Рабочая программа. Спортивная страна. 4 класс...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа 3 класс "Музейное дело"
Музейное дело 3 класс. Рабосая программа по внеурочной деятельности. Тематическое планирование....
Внеурочная деятельность.Рабочая программа 3 класс. Занимательный русский язык.
Радуга творчества 3 класс. Рабочая программа по внеурочной деятельности. Тематическое планирование....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа 4 класс "Мой проект".
Сегодня многим педагогам и психологам образования становится понятно, что для успешного обучения в школе современный ученик должен обладать такими характеристиками и навыками, как умение ориентировать...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Учусь создавать проект"
Программа внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образованияДа...