Рабочая программа "Учись учиться"
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа обще-интеллектуального направления, составленная на основе учебного пособия Языкановой Е.В. "Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchis_uchitsya.docx | 24.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности обще-интеллектуального направления «Учись учиться» для 3 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказ МО и Н РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных стандартов начального общего образования»;
- Приказ МО и Н РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Приказ МО и Н РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. /Под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- 2- е изд.- М: Просвещение, 2011.-23с.- (Стандарты второго поколения).
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. / Д. В. Григорьев, П.В Степанов. - М.: Просвещение, 2011.
- Программа внеурочной деятельности начального общего образования МБОУ СОШ №8 им. В. Солдатенко
- Учебный план МБОУ СОШ №8 им. В.Солдатенко на 2016-2017 учебный год.
- Программа развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»;
УМК: Языканова Е.В. «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения».-М.: «Экзамен», 2016 г.
Учебный план МБОУ СОШ №8 им. В.Солдатенко на 2016-2017 учебный год отводит 35ч в 3 классе из расчёта 1 час в неделю.
Цель и задачи программы
Цель: воспитание творческой личности, обладающей высоким уровнем развития логического мышления.
Задачи программы:
воспитательные: формирование положительной мотивации к учению; формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам; формирование умения работать в группе;
обучающие: формирование обще-интеллектуальных умений; углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей;
развивающие: формирование и развитие логического мышления; развитие внимания; развитие памяти; развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации; развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью;развитие речи и словарного запаса учащихся; развитие быстроты реакции.
Содержание программы внеурочной деятельности
обще-интеллектуального направления
«Учись учиться» для 3 класса
Основу программы составляют развивающие упражнения:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, умения копировать образец;
- задания на развитие мышления: упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза;
- задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.
Раздел 1. Введение в программу (2ч). Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности. Начальная диагностика, тестирование.
Раздел 2. Развивающие занятия (31ч). Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. «Восстанови слова», «Найди слова», «Найди пару», «Нарисуй фигуру». Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Найди все слова в строчках», «Вставь по аналогии», «Впиши слова», «Раздели слова на группы», «Составь слово», «Волшебный квадрат», «Нарисуй такую же фигуру», «Превращение слов», «Шифровальщик», «Продолжи числовой ряд», «Проведи аналогию», «Составь новые слова», «Найди лишнее слово», «Найди пару», «Слова рассыпались», «Развивай быстроту реакции». Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. «Найди общее название», «Раздели слова на группы», «Найди пару», «Найди лишнее слово», «Найди слова», «Допиши пословицу», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями. «Найди общее название», «Восстанови слова», «Развивай логику», «Соедини половинки слов», «Составь новые слова», «Найди лишнее слово», «Наоборот», «Нарисуй такую же фигуру», «Слова рассыпались». Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза). «Найди слова», «Слова рассыпались», «Найди общее название», «Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Составь новое слово», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа. «Раздели слова на группы», «Развивай внимание», «Нарисуй такую же фигуру». «Составь новое слово», «Вставь по аналогии», «Крылатые выражения». Упражнения на развитие логического мышления. «Подбери слово», «Тренируй логическое мышление», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения на развитие быстроты реакции. «Вставь по аналогии», «Развивай быстроту реакции», «Составь пару», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления. «Составь пару», «Найди общее название», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру». «Найди лишнее слово». Упражнения на развитие вербально – логического мышления. «Допиши определения», «Найди лишнее слово», «Продолжи числовой ряд». Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. «Раздели слова на группы», «Шифровальщик», «Найди лишнее слово», «Найди пару», «Допиши определения», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения на развитие внимания. «Найди общее название», «Слова рассыпались», «Развивай внимание», «Раздели слова на группы», «Найди пару», «Тренируй внимание», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения на развитие мыслительной операции анализ через синтез. «Развивай логику», «Восстанови слова», «Анаграммы», «Нарисуй такую же фигуру».
Раздел 3 (2ч). Итоговое занятие. Диагностика, тестирование.
Тематическое планирование программы
«Учись учиться» для 3 класса (35ч)
№ | Название темы | Кол-во ч |
1. | Введение в программу | 2 ч |
2. | Развивающие занятия | 31 ч |
2.1 | Развитие внимания | 4 |
2.2 | Развитие памяти | 4 |
2.3 | Развитие мышления | 11 |
2.4 | Анализ, синтез, классификация | 10 |
2.5 | Развитие моторики и координации | 2 |
3 | Итоговая диагностика (тестирование) | 2 ч |
Итого | 35 часов |
Результаты освоения программы
«Учись учиться» для 3 класса (35ч)
Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки
Результатами занятий является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Учащиеся должны знать / уметь:
- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,
классификации, систематизации (УУД 1) ;
- сравнивать предметы, понятия (УУД 2);
- выделять существенные признаки и закономерности предметов (УУД 3);
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления (УУД 4);
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями (УУД 5);
- концентрировать, переключать своё внимание (УУД 6);
- копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ (УУД 7);
- самостоятельно выполнять задания (УУД 8);
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки (УУД 9);
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать (УУД 10);
- находить несколько способов решения задач (УУД 11);
- работать в группе (УУД 12).
Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.
Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как индивидуальных, так и в целом классного коллектива.
Календарно - тематическое планирование программы
«Учись учиться» 3 класс
п/п | дата | Тема | Характеристика учебной деятельности | Плани-руемые рез-ты |
1 | Знакомство с програм-мой и обучением. Инструктаж по технике безопасности. | Знакомство с программой и обучением. Изучение техники безопасности. | ||
2 | Начальная диагнос-тика (тестирование). | Входной контроль. | УУД 8,9 | |
3 | Операции анализа и синтеза. «Найди слова». | Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. «Восстанови слова», «Найди слова», «Найди пару», «Нарисуй фигуру». | УУД 1, 2 10 | |
4 | Установление связи между понятиями. | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Вставь по аналогии», «Слова рассыпались», «Развивай быстроту реакции», «Нарисуй такую же фигуру». | УУД 5 4 11 | |
5 | Классификация. «Найди лишнее слово» | Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. «Найди лишнее слово», «Найди слова», «Допиши пословицу», «Нарисуй такую же фигуру». | УУД 4 8 12 | |
6 | Отношения между понятиями. «Слова рассыпались». | Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями. «Соедини половинки слов», «Слова рассыпались», «Наоборот», «Нарисуй такую же фигуру». | УУД 5 7 10 | |
7 | Процессы синтеза. | Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза). «Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Составь новое слово», «Нарисуй такую же фи». | УУД 4, 7 12 | |
8 | Вербально – смысловой анализ. | Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа. «Составь новое слово», «Вставь по аналогии», «Крыла-тые выражения», «Нарисуй фигуру». | УУД 3, 6 7 | |
9 | Установление связи между понятиями. «Вставь по аналогии». | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Вставь по аналогии», «Найди лишнее слово», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру». | УУД 1 5 9 | |
10 | Упражнения на развитие логического мышления. | Упражнения на развитие логического мышления. «Подбери слово», «Тренируй логическое мышление», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру». | УУД 1, 2 11 | |
11 | Установление связи между понятиями. «Проведи аналогию» | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Найди лишнее слово», «Проведи аналогию», «Составь новые слова», «Нарисуй такую же фигуру». | УУД 3 6 8 | |
12 | Упражнения на развитие быстроты реакции | Упражнения на развитие быстроты реакции. «Вставь по аналогии», «Развивай быстроту реакции», «Составь пару», «Нарисуй такую же фигуру». | УУД 10 11, 1 | |
13 | Установление связи между понятиями. «Составь пару». | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Вставь по аналогии», «Составь пару», «Превращение слов», «Нарисуй такую же фигуру». | УУД 4 6 12 | |
14 | Вербально-понятийное мышление. | Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления. «Составь пару», «Найди общее название», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру». | УУД 2, 3 9 | |
15 | Упражнения на разви-тие умения классифи-цировать предметы и слова | Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. «Найди общее название», «Раздели слова на группы», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру». | УУД 4 1 11 | |
16 | Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления. | Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления. «Найди пару», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру», «Найди лишнее слово». | УУД 2 3 11 | |
17 | Установление различ-ных видов отношений между понятиями. | Упражнения на установление отношений между понятиями. «Составь новые слова», «Найди лишнее слово», «Наоборот», «Нарисуй такую же фигуру». | УУД 4, 6 10 | |
18 | Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза) | Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза). «Найди слова», «Слова рассыпались», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру». | УУД 4, 7 12 | |
19 | Установление связи между понятиями. «Составь слова». | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Вставь по аналогии», «Составь слова», «Продолжи числовой ряд». | УУД 6, 7 8 | |
20 | Вербально-логическое мышление. | Упражнения на развитие вербально – логического мышления. «Допиши определения», «Найди лишнее слово», «Продолжи числовой ряд». | УУД 2, 5 10 | |
21 | Развитие внимания, ассоциативной памяти | Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. «Шифроваль-щик», «Найди пару», «Допиши опре-деления», «Нарисуй такую же фигуру». | УУД 6, 1 11 | |
22 | Установление различных видов отношений между понятиями. «Найди общее название». | Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями. «Найди общее название», «Восстанови слова», «Развивай логику», «Нарисуй такую же фигуру». | УУД 4 6 10 | |
23 | Упражнения на развитие внимания. | Упражнения на развитие внимания. «Раздели слова на группы», «Найди пару», «Тренируй внимание», «Нарисуй такую же фигуру». | УУД 6, 2 9 | |
24 | Установление связи между понятиями. «Найди все слова в строчках». | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Найди все слова в строчках», «Вставь по аналогии», «Впиши слова». | УУД 2 3 11 | |
25 | Установление связи между понятиями. «Раздели слова на группы». | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Раздели слова на группы», «Составь слово», «Волшебный квадрат», «Нарисуй такую же фигуру». | УУД 1 2 9 | |
26 | Установление связи между понятиями. «Шифровальщик». | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Превращение слов», «Вставь по аналогии», «Шифровальщик», «Нарисуй такую же фигуру». | УУД 2 4 12 | |
27 | Операции анализа через синтез. | Упражнения на развитие мыслительной операции анализ через синтез. «Развивай логику», «Восстанови слова», «Анаграммы», «Нарисуй такую же фигуру». | УУД 1 3 8 | |
28 | Внимание, ассоциа-тивная память. | Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. «Раздели слова на группы», «Шифровальщик», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру». | УУД 3 6 12 | |
29 | Установление связи между понятиями. «Продолжи числовой ряд». | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Вставь по аналогии», «Найди лишнее слово», «Продолжи числовой ряд», «Нарисуй такую же фигуру». | УУД 1 6 9 | |
30 | Вербально – смысловой анализ. «Крылатые выражения». | Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа. «Раздели слова на группы», «Крылатые выражения», «Развивай внимание», «Нарисуй такую же фигуру». | УУД 2 5 11 | |
31 | Упражнения на развитие внимания. «Слова рассыпались» | Упражнения на развитие внимания. «Найди общее название», «Слова рассыпались», «Развивай внимание», «Нарисуй такую же фигуру». | УУД 1 7 12 | |
32 33 | Установление связи между понятиями. «Слова рассыпа-лись» Установление связи между понятиями. «Вставь по аналогии». | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Слова рассыпались», «Вставь по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру», «Найди общее название». | УУД 1 2 5 8 11 | |
34 35 | Диагностика, тестиро-вание. Резерв. | Итоговая диагностика, тестирование. | УУД 8,9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь "Учусь быть здоровым или Как стать Неболейкой"
В пособии «Учусь быть здоровым или Как стать Неболейкой» представлен вариант образовательной программы по формированию основных гигиенических навыков и профилактики детских заболеваний у учащихс...
Рабочая программа "Учусь создавать проект" 3 кл
Рабочая прграмма составлена на основе программы Сизовой "Учусь создавать проект" 3 кл...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Учись учиться"".
Рабочая программа "УЧись учиться"". Внеурочная деятельность.3 класс....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Учусь учиться", 4 класс
Рабочая программа "Учусь учиться"....
Рабочая программа "Учись учиться" 1-4 кл.
Разработала Вовчок Ю.Н....