Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас" 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Яхонтова Елена Павловна

Программа может использоваться во внеурочной деятельности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_vokrug_nas.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение                                               «Основная общеобразовательная школа с.Полевое»

      СОГЛАСОВАНА                                                                                           УТВЕРЖДЕНА

     Зам. директора по ВР                                                                      Приказ директора школы

______Р.М. Михайличенко                                                       «_25__»_06_2020 г .№ 130__            

«_25_»__06__2020 г.                                                        

Программа внеурочной деятельности

«Мир вокруг нас»

для учащихся 3 класса

на 2020-2021учебный год

Составитель: Яхонтова Е.П. – учитель начальных классов.

с. Полевое, 2020 г

Пояснительная записка

        Рабочая  программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»  была разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения / под ред. Горского В.А. - М.: Просвещение, 2011).  Рабочая программа составлена  с учетом следующих нормативных, инструктивных и методических документов, обеспечивающих организацию образовательного процесса:

  • "Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (редакция от 23.07.2013).
  • "Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
  • "О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
  • "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях" / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
  • "Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.
  •  Письма  Комитета образования ЕАО от 25.06.2020 №14-2163"Об организации образовательной деятельности в 2020-2021 учебном году"
  • Приказ МКОУ "ООШ с.Полевое" от 25.06.2020 г №130 "Об утверждении ООП на 2020-2021 учебный год"

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Программа «Мир вокруг нас» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы .

Программа рассчитана на проведение занятий во внеучебной деятельности в 3  классе  - 1 час в неделю, всего 34 часа в год. В связи с праздничными днями и неполными рабочими неделями произошло уплотнение материала: объединены занятия №17 и №18 «Совушка - мудрая головушка» и «Белка»; №23 и №24 «Мы зиму провожаем, солнышко встречаем» и «Уж тает снег, бегут ручьи»; № 25 и №26 «Весенний букет - для мамочки привет!» и «Исследовательская работа «И это всё о радуге»; №28 и  №29  «Проект. Пей чай не скучай, медведя в гости приглашай» и «Божьи коровки»;№30 и №31 «Проект. Цветы для ветерана» и «Проект. Сказка «Дюймовочка» и времена года»;№33 и №34 «Мы цветы сажаем,  планету украшаем» и «Выставка детских работ».

Цель программы «Мир вокруг нас» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи программы -  формировать интерес к изучению природы родного края;   воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

         В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля,  опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,  разработка и создание экознаков,  знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

         Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности

Личностными результатами освоения программы являются:

—развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметными результатами являются:

—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков ;

—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

—в познавательной сфере - наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;

—в трудовой сфере - владение навыками ухода за комнатными растениями, за домашними питомцами;

—в эстетической сфере - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

—в сфере физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

Содержание

Введение 1 час

Как нам жить в дружбе с природой.

Времена года. Осень.   11 часов

Экскурсия. Сбор природного материала. Познавательно-игровая программа «Деревья - наши друзья» Осень рыжая подружка. Аппликация из листьев. Осеннее оригами. Лесные великаны – лоси. Подружка осени – лиса. Мы корзиночки берём за грибами в лес пойдем. Хлеб всему голова. Сапожок, витушки, перья – прояви своё уменье. Лесные великаны-зубры. Золотая Хохлома краски осени взяла.

Времена года. Зимушка – зима. 11 часов

Здравствуй, зимушка-зима! Новый год идёт. Откуда снежинки? Снежинки водят хоровод. Ель. Сказочный лес. Еловая ветка. Совушка - мудрая головушка. Белка. Красногрудый снегирь. Морж. Кони - молодецкие, кони городецкие. Северное сияние. Мы зиму провожаем, солнышко встречаем.

Времена года. Весна - красна. 11 часов

Уж тает снег, бегут ручьи. Весенний букет - для мамочки привет! Исследовательская работа «И это всё о радуге» В царстве подводном – загадки особые. О чем расскажет рыбья чешуя. Проект. Пей чай не скучай, медведя в гости приглашай. Божьи коровки. Проект. Цветы для ветерана. Проект. Сказка «Дюймовочка» и времена года. Красавица Весна. Мы цветы сажаем планету украшаем. Выставка детских работ.

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Времена года. Осень.  

11

3

Времена года. Зимушка – зима.

11

4

Времена года. Весна - красна.

11

Итого:

34

                  Календарно-тематическое планирование

Название темы

Дата

По плану

По факту

1

Как нам жить в дружбе с природой.

7.09

2

Экскурсия. Сбор природного материала.

14.09

3

Познавательно-игровая программа «Деревья - наши друзья»

21.09

4

Осень рыжая подружка. Аппликация из листьев.

28.09

5

Осеннее оригами.

5.10

6

Лесные великаны – лоси.

12.10

7

Подружка осени – лиса.

19.10

8

Мы корзиночки берём за грибами в лес пойдем.

09.11

9

Хлеб всему голова.

16.11

10

Сапожок, витушки, перья – прояви своё уменье.

23.11

11

Лесные великаны-зубры.

30.11

12

Золотая Хохлома краски осени взяла.

07.12

13

Здравствуй, зимушка-зима!

14.12

14

Новый год идет.

21.12

15

Откуда снежинки? Снежинки водят хоровод.

11.01

16

Ель. Сказочный лес. Еловая ветка.

18.01

17

Совушка - мудрая головушка.

25.01

18

Белка.

19

Красногрудый снегирь.

01.02

20

Морж.

08.02

21

Кони - молодецкие, кони городецкие.

15.02

22

Северное сияние.

22.02

23

Мы зиму провожаем, солнышко встречаем.

01.03

24

Уж тает снег, бегут ручьи.

25

Весенний букет - для мамочки привет!

15.03

26

Исследовательская работа «И это всё о радуге»

27

В царстве подводном – загадки особые. О чем расскажет рыбья чешуя.

05.04

28

Проект. Пей чай не скучай, медведя в гости приглашай.

12.04

29

Божьи коровки.

30

Проект. Цветы для ветерана.

19.04

31

Проект. Сказка «Дюймовочка» и времена года.

32

Красавица Весна.

26.04

33

Мы цветы сажаем,  планету украшаем.

17.05

34

Выставка детских работ.

Методическое обеспечение:

  1. Компьютер - 1.
  2. Проектор - 1.
  3. Экран - 1.
  4. Альбом .
  5. Цветная бумага .
  6. Картон .
  7. Краски .
  8. Клей .
  9. Ножницы.
  10. Пластилин.
  11. Глобус – 1.
  12. Карта ЕАО – 1.
  13. Атлас ЕАО - 7

                                                    Литература:

1.Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2006

2.Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005

3.Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Экономика - вокруг нас"

Предназначина для учащихся начальной школы 4 класс. Срок реализации программы 1 год....

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа. «Мир вокруг меня» "коррекционно-развивающей занятия в группе с детьми имеющих нарушение слуха"

Создание оптимальных условий для обеспечения адекватного воспитания и обучения детей с нарушением слуха....

Рабочая программа "Геометрия вокруг нас"

Настоя программа «Геометрия вокруг нас»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом обра...

Рабочая программа Математика вокруг нас 4 класс

Рабочая программа Математика вокруг нас 4 класс...

Рабочая программа "Мир вокруг нас"

Рабочая программа "Мир вокруг нас"...