Рабочая программа "Мир вокруг нас"
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа "Мир вокруг нас"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_vokrug_nas_vneurochka_dlya_at.docx | 45.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» для 1-4 классов общеобразовательной школы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Цель и задачи
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты изучения предмета «Мир вокруг нас» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
1. Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
2. Духовно-нравственного воспитания:
- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
- применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
3. Эстетического воспитания:
- понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе ин- формационной);
- приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
5. Трудового воспитания:
-осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
6. Экологического воспитания:
- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
- осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Изучение курса «Мир вокруг нас» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Мир вокруг нас»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Мир вокруг нас»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Мир вокруг нас».
При изучении курса «Мир вокруг нас» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
2. Содержание учебного курса
1-й год обучения
«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» - 33 часа
«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)
Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» (1 час)
Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»
Раздел 1. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» (19 часов)
Тема 2. Заяц - «Длинное ухо» (1 час)
Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».
Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1час)
Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.
Тема 4. Серый хищник – волк (1час)
Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»
Тема 5. Хозяин леса – медведь (1час)
Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».
Тема 6. Любознательный зверёк – белка (1час)
Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»
Тема 7. Куница - охотник на белок (1час)
Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда .Творческая работа «Придумай загадку»
Тема 8. Лесной красавец – лось (1час)
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»
Тема 9. Сердитый недотрога - ёж (1час)
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»
Тема 10. Подземный житель – крот (1час)
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»
Тема 11. Всеядное животное — барсук (1час)
Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»
Тема 12. Бобр-строитель (1час)
Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.
Тема 13. Запасливый бурундук (1час)
Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа.
Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (1час)
Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.
Тема 15. Мышка-норушка (1час)
Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».
Тема 16. Рысь - родственник кошки (1час)
Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси.
Тема 17. Соболь - «дорогой» зверёк (1час)
Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».
Тема 18. Тигр - самая большая кошка на Земле (1час)
Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета.
Тема 19. Косуля - самый маленький европейский олень (1час)
Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».
Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (1час)
Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.
Раздел 2. «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ» ( 5 часов)
Тема 21. Воробей- самая распространённая птица на Земле (1час)
Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»
Тема 22. Ворона - «интеллектуальная» птица (1час)
Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.
Тема 23. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час)
Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка»
Тема 24. «Лесной доктор» - дятел (1час)
Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками, народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».
Тема 25. Соловей - «великий маэстро» (1час)
Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».
Раздел 3. «БЕЗОПАСНЫЙ МИР ВОКРУГ НАС» (8 часов)
Тема 26. Воздух и здоровье человека (1 час)
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.
Тема 27. Почему нельзя..? (1 час)
Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения»
Тема 28. Люди и паразиты (1час)
Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.
Тема 29. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час)
Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»
Тема 30. Правила юного пещехода (1 час)
Актуализаия знаний по ПДД. Светофор, Дорога домой и из дома. Пешеходный переход.
Тема 31. Пожарная безопасность (1час)
Кто такие пожарные? Пожарная и электробезопасность. Разбор ситуации в случае пожара.
Тема 32. Кто такие незнакомы? (1час)
Всем ли можно доверять? Как вести себя при встрече с нехнакомем?
Тема 33. Безопасность на воде (1час)
Как вести себя на воде и вблизи нее. Разбор ситуаций. Создание тематических рисунков.
Основные виды деятельности:
- Анкетирование, проведение опросов,
- Беседы за круглым столом (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон),
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек,
- Экологический марафон,
- Викторина,
- КВН,
- Экологические акции,
- Экологические тренинги,
- Коллекционирование объектов природы,
- инсценировки и театрализации на экологические темы.
1-й год обучения
«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» - 33 час
№ п.п. | Тема занятия | Кол-во часов | |||
Характеристика деятельности учащихся | Основные направления воспитательной деятельности | ||||
| 1. Введение (1 час) | 1,2,3,4,5,6 | |||
1 | Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках; — обсуждать, что такое экология. — работать со взрослыми: находить информацию о экологии своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
| 2. Дикие животные ( 19 часов) | 19 |
| 1,2,3,4,5 | |
2 | Заяц - «Длинное ухо» | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России — обсуждать, животных России. — работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
3 | Лисица. «Лиса Патрикеевна» | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России — обсуждать, животных России. — работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
4 | Серый хищник - волк | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России — обсуждать, животных России. — работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
5 | Хозяин леса - медведь | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России — обсуждать, животных России. — работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
6 | Любознательный зверёк - белка | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России — обсуждать, животных России. — работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
7 | Куница - охотник на белок | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России — обсуждать, животных России. — работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
8 | Лесной красавец - лось | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России — обсуждать, животных России. — работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
9 | Сердитый недотрога- ёж | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России — обсуждать, животных России. — работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
10 | Подземный житель - крот | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России — обсуждать, животных России. — работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
11 | Всеядное животное — барсук | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России — обсуждать, животных России. — работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
12 | Бобр-строитель | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России — обсуждать, животных России. — работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
13 | Запасливый бурундук | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России — обсуждать, животных России. — работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
14 | Кабан - дикий родственник домашней свиньи | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России — обсуждать, животных России. — работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
15 | Мышка-норушка | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России — обсуждать, животных России. — работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
16 | Рысь - родственник кошки | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России — обсуждать, животных России. — работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
17 | Соболь - «дорогой» зверёк | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России — обсуждать, животных России. — работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
18 | Тигр - самая большая кошка на Земле | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России — обсуждать, животных России. — работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
19 | Косуля - самый маленький европейский олень | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России — обсуждать, животных России. — работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
20 | Обобщающие занятие о диких животных «Знай животных своего края» | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России — обсуждать, животных России. — работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
| 3. Пернатые жители (5 часов) | 5 |
| 1,2,3,4,5,7 | |
21 | Воробей - самая распространённая птица на Земле | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о птицах России — обсуждать, животных России. — работать со взрослыми: находить информацию о птицах своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
22 | Ворона - «интеллектуальная» птица | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о птицах России — обсуждать, животных России. — работать со взрослыми: находить информацию о птицах своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
24 | Сорока - белобока - «лесная сплетница» | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о птицах России — обсуждать, животных России. — работать со взрослыми: находить информацию о птицах своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
25 | «Лесной доктор» - дятел | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о птицах России — обсуждать, животных России. — работать со взрослыми: находить информацию о птицах своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
26 | Соловей - «великий маэстро» | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о птицах России — обсуждать, животных России. — работать со взрослыми: находить информацию о птицах своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
Безопасный мир вокруг нас (7 часов) | 7 |
| 1,2,3,4,5,6,7 | ||
27 | Воздух и здоровье человека | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) об основах безопасности — обсуждать, основы безопасности — работать со взрослыми: находить информацию об основах безопасности — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
28 | Почему нельзя? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) об основах безопасности — обсуждать, основы безопасности — работать со взрослыми: находить информацию об основах безопасности — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
29 | Люди и паразиты. | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) об основах безопасности — обсуждать, основы безопасности — работать со взрослыми: находить информацию об основах безопасности — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
30 | Бактерии и вирусы. Борьба с бактериями. | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) об основах безопасности — обсуждать, основы безопасности — работать со взрослыми: находить информацию об основах безопасности — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
31 | Правила юного пешехода. | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) об основах безопасности — обсуждать, основы безопасности — работать со взрослыми: находить информацию об основах безопасности — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
32 | Пожарная безопасность. | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) об основах безопасности — обсуждать, основы безопасности — работать со взрослыми: находить информацию об основах безопасности — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
33 | Кто такие незнакомы? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника,; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) об основах безопасности — обсуждать, основы безопасности — работать со взрослыми: находить информацию об основах безопасности — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
Итого | 33 |
|
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУСОШ № 6 от 31.08. 2021 года № 1 ___________ Помогаева Н.А.
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ Зозуля Е.В. 31.08.2021 года |
2-й год обучения
«ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА» - 34 часа
№ п.п | Тема занятий | Кол-во часов | Дата | |||
ПЛАН. | ФАКТ. | |||||
| Введение (1час) | 1 |
| |||
1 | Что такое экология? | 1 |
| |||
| 1. Мой дом за окном (6 часов) | 6 |
| |||
2 | Мой дом | 1 |
| |||
3 | Дом, где мы живем | 1 |
| |||
4 | Практическое занятие «Уборка школьного двора» | 1 |
| |||
5 | Деревья твоего двора | 1 |
| |||
6 | Птицы нашего двора | 1 |
| |||
7 | Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» | 1 |
| |||
| 2. Я и мое окружение ( 9 часов) | 9 |
| |||
8 | Моя семья | 1 |
| |||
9 | Соседи-жильцы | 1 |
| |||
10 | Мой класс | 1 |
| |||
11 | Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах» | 1 |
| |||
12 | Дом моей мечты | 1 |
| |||
13 | Рассказы, стихи о семье | 1 |
| |||
14 | Комнатные растения в квартире, в классе | 1 |
| |||
15 | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | 1 |
| |||
16 | Практическое занятие «маленький огород на подоконнике» | 1 |
| |||
| 3. Гигиена моего дома ( 7 часов) | 7 |
| |||
17 | Гигиена класса | 1 |
| |||
18 | Практическое занятие «Гигиена класса» | 1 |
| |||
19 | Бытовые приборы в квартире | 1 |
| |||
20 | Экскурсия в школьную кухню | 1 |
| |||
21 | Наша одежда и обувь | 1 |
| |||
22 | Русская народная одежда | 1 |
| |||
23 | Практическое занятие «Русская национальная одежда» | 1 |
| |||
| 4. Вода - источник жизни (4 часа) | 4 |
| |||
24 | Вода в моем доме и в природе | 1 |
| |||
25 | Стихи, рассказы о воде в природе | 1 |
| |||
26 | Вода в жизни растений и животных. | 1 |
| |||
27 | Вода и здоровье человека. Личная гигиена. | 1 |
| |||
| 5. Солнце и свет в нашей жизни (3 часа) | 3 |
| |||
28 | Солнце, Луна, звезды – источники света | 1 |
| |||
29 | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения | 1 |
| |||
30 | Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света | 1 |
| |||
| 6. Весенние работы (2 часа) | 2 |
| |||
31 | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву | 1 |
| |||
32 | Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними | 1 |
| |||
| 7. Воздух и здоровье (2 часа) | 2 |
| |||
33 | Воздух и здоровье человека | 1 |
| |||
34 | Практическое занятие «Уборка в классе» | 1 |
3-й год обучения
«НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» - 34 часа
№ п.п |
Тема занятия | Количество часов | Дата | ||
| ПЛАН. | ФАКТ. | |||
| Введение (2час) | 2 |
| ||
1 | Вводное занятие. Мы жители планеты Земля | 1 |
| ||
2. | Мир вокруг. | 1 |
| ||
| 1. Человек и природа (5 часов) | 5 |
| ||
3 | Экология и мы. | 1 |
| ||
4 | Осенние работы в поле | 1 |
| ||
5 | Практическое занятие «Пришкольный участок» | 1 |
| ||
6 | Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи | 1 |
| ||
7 | Осень в лесу | 1 |
| ||
| 2. Неживое в природе ( 12часов) | 12 |
| ||
8 | Неживая природа | 1 |
| ||
9 | Неживая природа | 1 | |||
10 | Солнце – источник тепла и света | 1 |
| ||
11 | Вода, её признаки и свойства | 1 |
| ||
12 | Берегите воду! | 1 |
| ||
13 | Почва – святыня наша. | 1 |
| ||
14 | Состав и свойства почвы | 1 |
| ||
15 | Погода. Климат. | 1 |
| ||
16 | Погода. Климат. | 1 | |||
17 | Предсказание погоды по народным приметам | 1 |
| ||
18 | Почему нельзя..? | 1 |
| ||
19 | Диалоги с неживой природой | 1 |
| ||
| 3. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов) |
9 |
| ||
20 | Практикум «Хлебные крошки» | 1 |
| ||
21 | Кто улетает, а кто остаётся | 1 |
| ||
22 | Экологические связи неживой и живой природы | 1 |
| ||
23 | Вода и жизнь | 1 |
| ||
24 | Растения рядом | 1 |
| ||
25 | Комнатные растения | 1 |
| ||
26 | Размножение комнатных растений | 1 |
| ||
27 | Дикорастущие растения луга, водоема и леса | 1 |
| ||
28 | Практическое занятие «Растения луга и леса» | 1 |
| ||
| 4. Царство грибов (3часа) | 3 |
| ||
29 | Съедобные грибы | 1 |
| ||
30 | Несъедобные грибы | 1 |
| ||
31 | Микроскопические грибы | 1 |
| ||
| 5. Сельскохозяйственный труд весной (3часа) | 3 |
| ||
32 | Сельскохозяйственные машины и орудия | 1 |
| ||
33 | Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке | 1 |
| ||
34 | Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке | 1 |
|
4-й год обучения
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 34 часа
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | ||
| ПЛАН. | ФАКТ | |||
| Введение (1час) | 1 |
| ||
1 | Вводное занятие. Жизнь на Земле | 1 |
| ||
| 1. Среда обитания (6 часов) | 6 |
| ||
2 | Времена года на Земле | 1 |
| ||
3 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе | 1 |
| ||
4 | Изменения окружающей среды | 1 |
| ||
5 | Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» | 1 |
| ||
6 | Условия жизни растений | 1 |
| ||
7 | Разнообразие животных, условия их жизни | 1 |
| ||
| 2. Жизнь животных ( 4часа) | 4 |
| ||
8 | Динозавры – вымерший вид животных | 1 |
| ||
9 | Просмотр видеофильма о жизни динозавров | 1 |
| ||
10 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | 1 |
| ||
11 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | 1 |
| ||
| 3. Реки и озера (8 часов) | 8 |
| ||
12 | Реки и озера | 1 |
| ||
13 | Получение кислорода под водой | 1 |
| ||
14 | Пресноводные животные и растения | 1 |
| ||
15 | Жизнь у рек и озер | 1 |
| ||
16 | Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | 1 |
| ||
17 | Околоводные птицы | 1 |
| ||
18 | Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» | 1 |
| ||
19 | Акция « Сохраним первоцвет!» | 1 |
| ||
| 4. Человек и животные ( 8 часов) | 8 |
| ||
20 | Жизнь среди людей | 1 |
| ||
21 | Ролевая игра «Это все кошки» | 1 |
| ||
22 | Домашние животные | 1 |
| ||
23 | Викторина «Собаки – наши друзья» | 1 |
| ||
24 | Уход за домашними животными | 1 |
| ||
25 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». | 1 |
| ||
26 | Люди и паразиты | 1 |
| ||
27 | Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями | 1 |
| ||
| 5. Сельскохозяйственный труд (7часов) | 7 |
| ||
28 | Почва | 1 |
| ||
29 | Семена овощных и декоративных культур | 1 |
| ||
30 | Заботы хлебороба весной | 1 |
| ||
31 | Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений | 1 |
| ||
32 | Подготовка почвы на пришкольном участке | 1 |
| ||
33 | Высадка рассады на участке. Составление графика полива | 1 |
| ||
34 | Декоративные растения | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас"
Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас" (проектная деятельность)Пояснительная записка -цели и задачи.Планирование работы.Разработки проектов....
ФГОС Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс, учебник "Мир вокруг нас", А.А.Плешаков
В рабочей программе представлены: календарно-тематический план, рещаемые проблемы, предметные результаты, словарь, универсальные учебные действия, личностные результаты, указана дополнительная л...
рабочая программа кружка "Мир вокруг нас"
Данная программа разработана для занятий с детьми младшего школьного возраста с целью изучения флоры и фауны Саратовской области, развития творческой личности, воспитания гуманного отношения к п...
Рабочая программа по предмету "Мир вокруг нас" 3 класс по учебнику А. А. Плешакова
Рабочая программа составлена по программе "Школа России" к учебнику А. А. Плешакова....
«Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе с презентацией...
Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас"
Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас" для 3- 4 классов...