Рабочая программа Математика вокруг нас 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа Математика вокруг нас 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kursa_matematika_vokrug_nas_4_kl.docx | 47.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ «Шамарская СОШ №26» - «Горная СОШ»
Рабочая программа курса
«Математика вокруг нас»
для обучающихся 4 класса
на 2020 – 2021 учебный год
учителя Кудиновой Натальи Игоревны
д. Гора
2020 г
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Математика вокруг нас» для обучающихся 4 класса рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание курса «Математика вокруг нас» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развитие краткости речи;
- умелое использование символики;
- правильное применение математической терминологии;
- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
- умение делать доступные выводы и обобщения;
- обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
- решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Планируемые результаты изучения курса « Математика вокруг нас».
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в
разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
Принципы реализации программы:
- Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
- Коллективизм;
- Креативность (творчество);
- Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
- Научность;
- Сознательность и активность учащихся;
- Наглядность.
Формы: Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры, конкурсы и др.
Методы:
- Взаимодействие;
- Поощрение;
- Наблюдение;
- Коллективная работа;
- Игра.
Приемы: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия; обобщение.
Место курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 35 часов в год с проведением занятий 1 раз в
неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание курса не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Требования к результатам освоения:
- Обучающиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
- Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
- Решать логические задачи.
- Работать в коллективе и самостоятельно.
- Расширить свой математический кругозор.
- Пополнить свои математические знания.
- Научиться работать с дополнительной литературой.
Универсальные учебные действия
- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения задачи.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
- Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
- Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
- Конструировать несложные задачи.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Учебно-тематический план
Программа рассчитана на 35 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Царство математики | 7 |
2 | Мир задач | 5 |
3 | Логические задачи. | 10 |
4 | Упражнения на быстрый счет. | 4 |
5 | Переливания | 2 |
6 | Выпуск математической газеты | 1 |
7 | Математическая олимпиада. | 5 |
8 | Итоговое занятие | 1 |
Итого | 35 |
Содержание программы
- Царство математики ( 7 часов)
О математике с улыбкой. ( 2 часа)
Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых,
Решение интересных задач. Веселая викторина.
Из истории чисел. (2 часа)
Арабская и римская нумерация чисел и действия с ними.
Математические игры. ( 1 час)
Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число»
Четные и нечетные числа. (2 часа)
Свойства четных и нечетных чисел
Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.
- Мир задач ( 5 часов)
Задачи-шутки, задачи-загадки. (2 часа)
Решение задач: Таинственные. Задачи на определение возраста:
Задачи, решаемые с конца. (2 часа)
Задуманное число
Крестьянин и царь. Сколько было яиц?
Задачи на взвешивания( 1 час)
Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.
- Логические задачи. (10 часов)
Истинностные задачи. (1 час)
Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.
Несерьезные задачи. (1 час)
Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание.
Логика и рассуждения(1 ч.)
Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.
Задачи с подвохом.(1 час)
Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.
Задачи на разрезания и складывание фигур. (4 часа)
Математические ребусы (2 часа)
- Упражнения на быстрый счет. (4 часа)
Вычисли наиболее удобным способом.
Умножение на 9 и на 11.
Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.
Использование изменения порядка счета.
- Переливания.(2 часа)
- Выпуск математических газет ( 1 час)
- Математическая олимпиада. (5 часов)
Подготовка и участие в математических олимпиадах «Кенгуру», «Точные науки», «Шаги в науку» и др.
Конкурс «Лучший математик». Знатоки математики.
- Итоговое занятие
Календарно -тематическое планирование занятий кружка
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Дата | Факт |
Царство математики ( 7 часов) | ||||
1 | О математике с улыбкой. Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых. | 1 | ||
2 | Решение интересных задач. Веселая викторина. | 1 | ||
3 | Из истории чисел. Арабская нумерация чисел и действия с ними. | 1 | ||
4 | Из истории чисел. Римская нумерация чисел и действия с ними. | 1 | ||
5 | Математические игры. Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число» | 1 | ||
6 | Четные и нечетные числа. Свойства четных и нечетных чисел | 1 | ||
7 | Четные и нечетные числа. Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе. | 1 | ||
Мир задач (5 часов) | ||||
8 | Задачи-шутки, задачи-загадки. Таинственные задачи. | 1 | ||
9 | Задачи-шутки, задачи-загадки. Задачи на определение возраста. | 1 | ||
10-11 | Задачи, решаемые с конца. Задуманное число Крестьянин и царь. Сколько было яиц? | 2 | ||
12 | Задачи на взвешивания. Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка. | 1 | ||
Логические задачи. (10 часов) | ||||
13 | Истинностные задачи. Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы. | 1 | ||
14 | Несерьезные задачи. Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание. | 1 | ||
15 | Логика и рассуждения. Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы. | 1 | ||
16 | Задачи с подвохом. Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей. | 1 | ||
17 | Задачи на разрезания и складывание фигур. Игра «Попробуй раздели» | 1 | ||
18-19 | Задачи на разрезания и складывание фигур. Головоломка "Танграм" | 2 | ||
20 | Задачи на разрезания и складывание фигур. Составление фигур из частей Колумбова яйца | 1 | ||
21-22 | Математические ребусы | 2 | ||
Упражнения на быстрый счет. (4 часа) | ||||
23 | Вычисли наиболее удобным способом. | |||
24 | Умножение на 9 и на 11. | |||
25 | Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. | |||
26 | Использование изменения порядка счета. | |||
Переливания.(2 часа ) | ||||
27 | Задачи на переливание | 1 | ||
28 | Задачи на переливание | 1 | ||
29 | Выпуск математической газеты | 1 | ||
Математические олимпиады. (5 часов) | ||||
30 | Подготовка и участие в математических олимпиадах | 1 | ||
31 | Подготовка и участие в математических олимпиадах | 1 | ||
32 | Подготовка и участие в математических олимпиадах | 1 | ||
33 | Конкурс «Лучший математик» | 1 | ||
34 | Конкурс «Знатоки математики» | 1 | ||
35 | Итоговое занятие | 1 | ||
Всего | 35 |
- В результате работы по рабочей программе обучающиеся 4 классов
должны знать:
- инварианты;
- правила решения ребусов;
- правила математического соревнования;
- алгоритм решения текстовых задач решаемых с конца.
должны уметь:
- решать ребусы;
- решать задачи на инварианты;
- задачи на взвешивания;
- решать задачи на логику;
- решать арифметические задачи;
- решать задачи на переливания.
- Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- решать задачи на разрезания и складывание фигур.
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
- работать в группах;
- аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других;
- извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
- уметь принять правильное направление в решении текстовых задач;
- приобрести исследовательские компетенции в решении математических задач;
- повысить интерес к предмету; обеспечить эмоциональное благополучие ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, математика, 2-4 класс. УМК "Гармония"
Рабочая программа по математике, 2-4 класс. УМК "Гармония"...
Рабочая программа математика Моро 1 класс ФГОС
Рабочая программа математика Моро 1 клас...
Рабочая программа "Математика. 1-4 классы" по ФГОС
Рабочая программа "Математика. 1-4 классы" по ФГОС...
Рабочая программа Математика ФГОС 3 класс. Подобина Е.Л
Рабочая программа по математике."Школа России"...
Рабочая программа Математика ФГОС 4 класс. Подобина Е.Л
Рабочая программа. Математика. ФГОС 4 класс Подобина Е.Л....
Рабочая программа "Математика". 1-4 классы. Школа России.
Рабочая программа "Математика". 1-4 классы. Школа России. Составлена на основе авторской программы М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степаново...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Математика» для 2 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.Н. Перова, Т.И. Бугаева, И.Г. Старкова «Математика», Москва, «Просвещение» 2011, под редакцией кандидата психологич...