Рабочая программа Математика вокруг нас 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Кудинова Наталья Игоревна

Рабочая программа Математика вокруг нас 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_kursa_matematika_vokrug_nas_4_kl.docx47.91 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ «Шамарская СОШ №26» - «Горная СОШ»

  1. Рабочая программа курса

 «Математика вокруг нас»

  1. для обучающихся 4 класса

  2. на 2020 – 2021 учебный год

учителя Кудиновой Натальи Игоревны

д. Гора

2020 г

Пояснительная записка.

        Рабочая программа  курса «Математика вокруг нас» для обучающихся 4 класса рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.    

Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

         Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание курса «Математика вокруг нас» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • развитие краткости речи;
  • умелое использование символики;
  • правильное применение математической терминологии;
  • умение отвлекаться от  всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
  • умение делать доступные выводы и обобщения;
  • обосновывать свои мысли.

Ценностными ориентирами содержания данного  курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приемов рассуждений;
  •  формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
  • решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
  •  формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  •  формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

  •  привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Планируемые результаты изучения курса « Математика вокруг нас».

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Универсальные учебные действия:

  • сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
  • анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями  и  правилами;
  • включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,  высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное  затруднение в пробном действии;
  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные  мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в

разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)

    Принципы реализации программы:

  • Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
  • Коллективизм;
  • Креативность (творчество);
  • Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;  
  • Научность;
  • Сознательность и активность учащихся;
  • Наглядность.

Формы: Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры, конкурсы и др.

Методы:

  • Взаимодействие;
  • Поощрение;
  • Наблюдение;
  • Коллективная работа;
  •  Игра.

Приемы:  анализ и синтез;  сравнение;  классификация;  аналогия;  обобщение.

Место курса в учебном плане.

Программа рассчитана на 35 часов в год с проведением занятий 1 раз в

неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание курса не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Требования к результатам освоения:

  • Обучающиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
  • Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
  • Решать логические задачи.
  • Работать в коллективе и самостоятельно.
  • Расширить  свой математический кругозор.
  • Пополнить свои математические знания.
  • Научиться работать с дополнительной литературой.

Универсальные учебные действия

  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать

соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
  • Конструировать несложные задачи.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль   осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

         Содержательный контроль и оценка  результатов  обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

Учебно-тематический план

Программа рассчитана на 35 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю.

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Царство математики

7

2

Мир задач

5

3

Логические задачи.

10

4

Упражнения на быстрый счет.

4

5

Переливания

2

6

Выпуск математической  газеты

1

7

     Математическая олимпиада.

5

8

Итоговое занятие

1

Итого

35

Содержание программы

  1. Царство математики ( 7 часов)

О математике с улыбкой. ( 2 часа)

Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых,

Решение интересных задач. Веселая викторина.

Из истории чисел. (2 часа)

Арабская и римская нумерация чисел и действия с ними.

Математические игры. ( 1 час)

Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!»  Игра «Задумайте число»

Четные и нечетные числа. (2 часа)

Свойства  четных и нечетных чисел

Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.

  1. Мир задач ( 5 часов)

Задачи-шутки, задачи-загадки. (2 часа) 

Решение задач: Таинственные. Задачи на определение возраста:

Задачи, решаемые с конца. (2 часа)

 Задуманное число

Крестьянин и царь. Сколько было яиц?

Задачи на взвешивания( 1 час)

Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.

  1. Логические задачи. (10 часов)

Истинностные задачи. (1 час)

Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.

Несерьезные задачи.  (1 час)

Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание.

Логика и рассуждения(1 ч.)

Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.

Задачи с подвохом.(1 час)

Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.

Задачи на разрезания и складывание фигур. (4 часа)

Математические ребусы (2 часа)

  1. Упражнения на быстрый счет. (4 часа)

Вычисли наиболее удобным способом.

Умножение на 9 и на 11.

Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.

Использование изменения порядка счета.

  1. Переливания.(2 часа)

  1. Выпуск математических газет ( 1 час)

  1. Математическая олимпиада. (5 часов)

Подготовка и участие в математических олимпиадах «Кенгуру», «Точные науки», «Шаги в науку» и др.

Конкурс «Лучший математик». Знатоки математики.

  1. Итоговое занятие

Календарно -тематическое планирование занятий кружка

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Дата

Факт

Царство математики ( 7 часов)

1

О математике с улыбкой. Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых.

1

2

Решение интересных задач. Веселая викторина.

1

3

Из истории чисел. Арабская нумерация чисел и действия с ними.

1

4

Из истории чисел. Римская нумерация чисел и действия с ними.

1

5

Математические игры.

Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!»  Игра «Задумайте число»

1

6

Четные и нечетные числа.

Свойства  четных и нечетных чисел

1

7

Четные и нечетные числа.

Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.

1

Мир задач (5 часов)

8

Задачи-шутки, задачи-загадки.  

Таинственные задачи.

1

9

Задачи-шутки, задачи-загадки.  

Задачи на определение возраста.

1

10-11

Задачи, решаемые с конца. 

 Задуманное число

Крестьянин и царь. Сколько было яиц?

2

12

Задачи на взвешивания.

Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.

1

Логические задачи. (10 часов)

13

Истинностные задачи.

Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.

1

14

Несерьезные задачи. 

Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание.

1

15

Логика и рассуждения.

Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.

1

16

Задачи с подвохом.

Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.

1

17

Задачи на разрезания и складывание фигур. Игра «Попробуй раздели»

1

18-19

Задачи на разрезания и складывание фигур. Головоломка "Танграм"

2

20

Задачи на разрезания и складывание фигур. Составление фигур из частей Колумбова яйца

1

21-22

Математические ребусы

2

Упражнения на быстрый счет. (4 часа)

23

Вычисли наиболее удобным способом.

24

Умножение на 9 и на 11.

25

Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.

26

Использование изменения порядка счета.

Переливания.(2 часа  )

27

Задачи на переливание

1

28

Задачи на переливание

1

29

Выпуск математической газеты

1

Математические олимпиады. (5 часов)

30

Подготовка и участие в математических олимпиадах

1

31

Подготовка и участие в математических олимпиадах

1

32

Подготовка и участие в математических олимпиадах

1

33

Конкурс «Лучший математик»

1

34

Конкурс «Знатоки математики»

1

35

Итоговое занятие

1

Всего

35

  1. В результате работы по рабочей программе обучающиеся 4 классов

 должны знать:

  • инварианты;
  • правила решения ребусов;
  • правила математического соревнования;

  • алгоритм решения текстовых задач решаемых с конца.

              должны уметь:

  • решать ребусы;
  • решать задачи на инварианты;
  •  задачи  на взвешивания;
  • решать задачи на логику;
  • решать арифметические задачи;
  • решать задачи на переливания.

  1.  Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
  • решать задачи на разрезания и складывание фигур.
  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
  • работать в группах;
  • аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других;
  • извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
  • самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
  • уметь принять правильное направление в решении текстовых задач;
  • приобрести исследовательские компетенции в решении математических задач;
  • повысить интерес к предмету; обеспечить эмоциональное благополучие ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, математика, 2-4 класс. УМК "Гармония"

Рабочая программа  по математике, 2-4 класс. УМК "Гармония"...

Рабочая программа математика Моро 1 класс ФГОС

Рабочая программа математика Моро 1 клас...

Рабочая программа "Математика. 1-4 классы" по ФГОС

Рабочая программа "Математика. 1-4 классы" по ФГОС...

Рабочая программа Математика ФГОС 3 класс. Подобина Е.Л

Рабочая программа по математике."Школа России"...

Рабочая программа Математика ФГОС 4 класс. Подобина Е.Л

Рабочая программа. Математика. ФГОС 4 класс Подобина Е.Л....

Рабочая программа "Математика". 1-4 классы. Школа России.

Рабочая программа  "Математика". 1-4 классы. Школа России. Составлена на основе авторской   программы М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степаново...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Математика» для 2 класса

Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.Н. Перова, Т.И. Бугаева, И.Г. Старкова «Математика», Москва, «Просвещение» 2011, под редакцией кандидата психологич...