Рабочая программа кружка по дополнительному образованию "Я - забайкалец, патриот России".
рабочая программа (1, 2, 3 класс)
Рабочая программа рассчитана для работы с учащимися начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_ya_-_zabaykalets_patriot_rossii.docx | 63.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Кактолгинская СОШ
Программа кружка дополнительного образования:
«Я – забайкалец: патриот России»
Автор программы: Султанова Светлана Владимировна, учитель
начальных классов
МОУ Кактолгинской СОШ
2019 год
Содержание программы
1. Пояснительная записка…………………………………………………3- 8
2. Содержание программы 1 год обучения……………………………..9 - 10
3. Учебно тематический план 1 год обучения…………………………...11 - 22
4. Содержание программы 2 год обучения……………………………..23 - 25
5. Учебно тематический план 2 год обучения………………………….26 - 27
6. Литература: 28 - 29
Пояснительная записка
Изучение традиций наших предков имеет огромное значение в выполнении задач нравственного, патриотического и эстетического воспитания школьников. В современных условиях развития нашего общества, происходившие перемены, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения. То, что утеряно обществом за многие годы в отношении народности образования, необходимо восстановить и переосмыслить в духе времени, которое характеризуется не только ростом национального самосознания народов, но и обострением межнациональных конфликтов. Осуществление патриотического воспитания предполагает использование различных методических средств. Одним из таких средств является деятельность краеведческого кружка «Я – забайкалец: патриот России». Нет специальных рецептов, как воспитать младшего школьника , чтобы он стал настоящим гражданином и патриотом, любящим Россию и свою малую родину, где корни его народа, который будет ею гордиться.
Прикасаясь к самобытной культуре наших предков, мы закладываем в умы и сердца молодого поколения любовь к родным корням, отношение к Родине, семье, уважение к традициям предков, понимание культуры других народов, осознание необходимости жить в гармонии с другими людьми.
Начало школьного пути - новый этап в жизни ребенка.
В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Уровень сформированности этих личностных проявлений во многом зависит от направленности учебно-воспитательного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной и пр.).
В программе данного кружка содержатся сведения по истории, географии, экологии, литературе, культуре России и Забайкальского края, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях, позволяющие учителю построить систему работы с учащимися начальных классов по формированию базиса их духовной культуры каждого школьника
Данные методические материалы позволят педагогу организовать необходимые условия по ознакомлению младших школьников с культурой России и Забайкальского края.
Рабочая программа краеведческого кружка «Я – забайкалец: патриот России» разработана на основе ФГОС НОО, «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Цель программы: познакомить учащихся с культурным наследием Забайкальского края, села Кактолга; формировать основы патриотизма и гражданственности.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Участники программы: программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7-11 лет.
Срок действия программы: в течение двух лет обучения в объёме 70 часов и предназначена для учащихся начальной школы. На кружок отводится 1 час в неделю.
Основные содержательные линии
- Знакомство с народным творчеством и народной культурой России в целом и Забайкальского края в частности.
- Осознание тесной взаимосвязи культуры и истории большой и малой Родины, понимание исторических корней современной культуры.
- Осмысление места своей семьи и себя самого в истории и народной культуре.
Ценностные ориентиры программного содержания кружка
отражают целевые установки системы начального образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей;
- уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе;
- уважения к окружающим – умения слушать и слышать собеседника, признавать право каждого на собственное мнение;
– обеспечения эмоционального благополучия ребенка;
– приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям;
– интеллектуального и духовного развития личности ребенка;
– укрепления психического и физического здоровья;
формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе:
- принятия и уважения ценностей семьи и школы, коллектива, общества и стремления следовать им;
- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с народной культурой;
– взаимодействия педагога дополнительного образования с семьей.
развитие умения учиться, а именно:
– создания условий для развития личности ребенка;
– развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- развитие познавательных способностей и интересов, инициативы и любознательности, развитие творческого самовыражения;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности, умению планировать работу, оценивать её;
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности на основе:
- развития самоуважения, самокритичности;
- ответственности за свои действия;
- готовности к преодолению трудностей;
– профилактики асоциального поведения;
– создания условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка «Я – забайкалец: патриот России» необходимо использовать такие формы проведения занятий как игры, конкурсы, экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Требования к результатам обучения
Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Я – забайкалец: патриот России» является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на занятии и в жизни.
Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Я – забайкалец: патриот России» является формирование следующих умений:
- Узнавать о жизни людей из исторических текстов, энциклопедий, документов и делать выводы;
- Учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему своей Родины;
- Оценивать правильность поведения людей в природе.
Прогнозируемый результат:
- В ходе реализации программы кружка младшие школьники приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности кружка;
- Учащиеся должны знать историю Забайкальского края, историю своего села, района, своей школы.
Учащиеся должны уметь:
- работать с разными источниками;
- оформлять полученные результаты в творческих работах;
- уметь представлять проект и исследовательскую работу;
- работать с материалами сети Интернет.
Работа краеведческого кружка осуществляется в двух направлениях:
- теоретическом и практическом.
Примерное содержание кружка (первый год обучения) 1- 2 классы
Реализация указанных целей и задач достигается в результате освоения следующего примерного содержания кружка:
Содержание (1 год обучения, 1- 2 классы)
Основные части (разделы):
Твой дом. Твоя семья (7 часов).
Что такое «народная культура»? Пословицы, поговорки о доме, о семье. Загадки о доме, о семье, о предметах быта. Без хозяина дом сирота. Отец – кормилец дома, защитник дома. Мама – заботница, мама – работница. «Жили – были дед да баба». Обобщающий урок – утренник «Каково в дому – таково и самому».
Традиции семьи. Традиции народа (4 часа).
Традиции народа. Традиции семьи. Народные песни. Русские народные песни (исторические, лирические, обрядовые, частушки). Празднование Нового года в России. Что тебе подарить? Новогодние подарки семье и друзьям. Творческая мастерская.
Праздники светские и духовные (10 часов).
Праздники светские и духовные. Семейные праздники: дни рождения, памятные события. «Вместе работаем – вместе веселимся». Урок-игра. Праздник Сагаалган. Праздник Пасхи: «Христово воскресенье всем на веселье!». Христос воскрес! Христос воскрес! Ликуют ангелы с небес! Народная одежда. Одежда повседневная и праздничная. Забайкальские народные костюмы. Бурятские национальные костюмы. Народные игры. Обрядовые игры. Урок – игра.
Народный календарь и народные приметы (6 часов).
Народное отношение к природе. Народный календарь. Осенние праздники. Как праздновали на Руси Луков день. Народный календарь. Народные приметы. Урок-конкурс. Жизнь по народному календарю. Разработка проектов. Урок – презентация.
Народные игрушки (3 часа).
Русская народная игрушка. Центры народных промыслов России. Русская, бурятская народная игрушка. Центры народных промыслов Забайкальского края. Игрушка – самоделка. Творческая мастерская.
Народные праздники (5 часов).
Рождество. Традиции Рождества.
Теневой театр «Рождество». Святочные посиделки. Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем.
Семейный конкурс по приготовлению блинов: « Как на Масляну неделю в потолок блины летели». Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем. Семейный конкурс по приготовлению блинов: « Как на Масляну неделю в потолок блины летели». Подведение итогов. Праздник: «Традиции и обряды народов Забайкалья»
Календарно-тематическое планирование (1-2 класс)
(первый год обучения)
№ п/п | Дата | Тема | Основное содержание | Характеристика деятельности учащихся | Рекомендации по материально-техническому обеспечению занятия |
Твой дом. Твоя семья.
1 | Что такое «народная культура»? | Многообразие видов и форм творческой деятельности. | Речевая деятельность: слушание (осознание цели и ситуации устного общения), говорение (практическое овладение диалогической формой речи). Развитие восприятия, произвольного внимания, речи, мышления. | Видео-, фоторяд с представленными материалами, представляющими многообразие видов и форм народного творчества | |
2 | Твой дом. Твоя семья. Пословицы, поговорки о доме, о семье. | Сходство и различие пословиц и поговорок. | Речевая деятельность: слушание (осознание цели и ситуации устного общения), говорение (практическое овладение диалогической формой речи). Развитие речи, эмоциональной сферы, памяти, развитие творческих способностей | Сборники пословиц и поговорок. | |
3 | Загадки о доме, о семье, о предметах быта. | Турнир "загадочников". «Рисование» загадок. | Речевая, коммуникативная деятельность, изобразительная деятельность. | Сборники загадок. Альбомы для рисования, цветные карандаши, краски. | |
4 | Без хозяина дом сирота. Отец – кормилец дома, защитник дома. | Пословицы, поговорки, сказки об отце. | Речевая, познавательная деятельность, творческая деятельность. Развитие памяти, эмоциональной сферы | Сборники сказок, пословиц, поговорок по теме. | |
5 | Мама – заботница, мама – работница. | Пословицы о маме. Сказки о маме. Устный журнал. | Речевая, познавательная деятельность, творческая, коммуникативная деятельность. | Сборники сказок, пословиц, поговорок по теме. | |
6 | «Жили – были дед да баба» | Разучивание стихов о бабушке и дедушке. Забавы бабушек для внуков. Песни бабушек для внуков. Бабушкины сказки. | Речевая, познавательная деятельность, творческая деятельность. Развитие памяти, эмоциональной сферы | Сборники сказок, пословиц, поговорок по теме. Аудиоматериал, текст песен. | |
7 | Обобщающий урок – утренник «Каково в дому – таково и самому» | Оформление выставки рисунков «Вся семья вместе и душа на месте», подборка фотографий о традициях семьи. Выставка лучших «книжек – малышек» с произведениями устного народного творчества. Конкурсы для мам, пап, бабушек и дедушек, проводимые вместе с детьми. Концерт с самостоятельно подготовленными номерами худ самодеятельности от каждой семьи. | Речевая, познавательная, учебная деятельность, творческая, коммуникативная деятельность. Развитие речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, умения общаться в коллективе сверстников и взрослых. Получение первоначального опыта самореализации в творческой деятельности. | Детские рисунки, видео и фотоматериал. |
Традиции семьи, традиции народа.
8 | Традиции народа. Традиции семьи. Народные песни. | Народные песни - их особенности, функции. Слушание и разучивание. Рисунки к текстам песен. | Ознакомление с песенным народным творчеством. Развитие слухового восприятия, эмоциональной сферы, памяти. | Видеоряд с выступлениями народных коллективов. Аудиоматериал, текст песен. Альбомы, карандаши. | |
9 | Русские народные песни (исторические, лирические, обрядовые, частушки). | Слушание и разучивание. Рисунки к текстам песен. | Практическое ознакомление с песенным народным творчеством. Речевая, коммуникативная, творческая деятельность. Развитие слухового восприятия, эмоциональной сферы, памяти | Аудиоматериал, текст песен. Альбомы, карандаши. | |
10 | Празднование Нового года в России. | Конкурс на лучшего знатока традиций празднования Нового года | Речевая, коммуникативная, творческая деятельность. Развитие речи, эмоциональной сферы. Развитие произвольного внимания, памяти. Развитие творческих способностей, мелкой моторики. Развитие этических навыков общения | Реквизиты для индивидуальных выступлений (по необходимости) | |
11 | Что тебе подарить? Новогодние подарки семье и друзьям. Творческая мастерская. | Изготовление новогодних подарков. Работа с разными материалами. | Приобретение первоначального опыта участия в общественно-полезной деятельности (творческая мастерская) Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. | Цветная бумага, фольга, мишура и другие материалы для работы. Музыкальное сопровождение. |
Праздники светские и духовные.
12 | Праздники светские и духовные. | Разделение праздников светских и духовных. Связующая их нить – традиции народа. Оформление альбома «Наши любимые праздники» | Познавательная, речевая деятельность. Творческая деятельность. Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России. Развитие творческих способностей, внимания, слуха, эмоциональной сферы | Листы ватмана, цветные карандаши, открытки, фотографии, вырезки из журналов и газет, детские сочинения. | |
13 | Семейные праздники: дни рождения, памятные события. | Современные отношения к родителям: «Кто родителей почитает – век счастливым живёт». Сказки о доме, семейных традициях. | Приобретение опыта позитивного взаимодействия в семье. Развития навыков общения в коллективе. Развитие познавательной деятельности. | Сборники сказок. | |
14 | «Вместе работаем – вместе веселимся». Урок-игра. | Разучивание игр и забав для семейного праздника | Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. | Реквизит для игр. Музыкальное сопровождение. | |
15 | Праздник Сагаалган. | Знакомство с праздником «Белого месяца», его традициями. . | Получение первоначального представления о базовых ценностях и духовных традициях бурятского народа. | Реквизит для проведения игр. | |
16 | Праздник Пасхи: «Христово воскресенье всем на веселье!» | Знакомство с одним из главных праздников православной церкви – Пасхой. Библейские легенды. История праздника. Расписывание яиц. | Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, духовных традициях русского народа. Речевая, творческая деятельность. | Реквизит для проведения игр. Музыкальное сопровождение. | |
17 | «Христос воскрес! Христос воскрес! Ликуют ангелы с небес!» Пасхальные обряды, обычаи, игры и забавы. Урок - игра. | Разучивание пасхальной игры «Катание яиц». Знакомство с играми Забайкальского края, разучивание их. | Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического и социально-психологического в ходе проведения подвижных народных игр. | Реквизит для проведения игр. Музыкальное сопровождение. |
18 | Народная одежда. Одежда повседневная и праздничная. | Знакомство с народной одеждой. История одежды; совершенствование костюма в различных климатических областях России. | Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. | Альбомы, карандаши, цветная бумага, картон. | |
19 | Забайкальские народные костюмы. Бурятские национальные костюмы. | Рисование костюмов. | Получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека. Развитие внимания, эмоциональной сферы, памяти. Творческая деятельность. | Альбомы, карандаши. | |
20 | Народные игры. Обрядовые игры. Урок – игра. | Разучивание народных игр. | Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического и социально-психологического в ходе проведения подвижных народных игр. | Школьный двор Музыкальное сопровождение, реквизит. | |
21 | Игры народов Забайкальского края. Урок – игра. | Разучивание игр Забайкальского края. | Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. | Школьный двор (актовый зал). Музыкальное сопровождение, реквизит. |
Народный календарь и народные приметы.
22 | Народное отношение к природе. | Древние взгляды на природу, возможность воздействия на неё, заботы об урожае. Спасибо Земле. Сказки, загадки о временах года, о земледелии. | Речевая, познавательная деятельность. Развитие внимания, устной речи, эмоциональной сферы. | Сборники сказок и загадок. | |
23 | Народный календарь. Осенние праздники. Как праздновали на Руси Луков день. | Приметы и обряды русского народа, связанные с природой. | Речевая, познавательная деятельность. Развитие памяти, чувства ритма, фонематического и музыкального слуха. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей. | Музыкальный ряд. | |
24 | Народный календарь. | Земледельческий календарь. Обряды календарные и семейные. Подборка пословиц и поговорок, связанных с сезонными изменениями природы. | Знакомство с особенностями культур народов России, их образа жизни. Творческая, читательская, коммуникативная деятельность. Развитие памяти, чувства ритма, фонематического слуха. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей | Музыкальное сопровождение. Деревянные ложки, металлофоны. | |
25 | Народные приметы. Урок-конкурс. | Предсказания погоды. Приметы осени. Пословицы и поговорки, связанные с народными приметами. Конкурс пословиц. | Знакомство с особенностями культур народов России, их образа жизни. Творческая, читательская, коммуникативная деятельность. Развитие внимания, памяти, коммуникативности, устной речи. | Сборники примет, энциклопедии, календари, журналы с подборкой материалов по теме. | |
26 | Жизнь по народному календарю. Разработка проектов. | Традиции и время. Разработка индивидуальных и групповых исследовательских, информационных, творческих проектов по народным приметам. Песни, игры, пословицы, соотнесение народных примет с настоящим временем. | Проектная деятельность. Учатся творчески применять знания на практике (создание проектов). Коммуникативная, познавательная, творческая, художественная деятельность. Развитие памяти, чувства ритма, фонематического слуха. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей. Расширение сферы информационной компетенции. | Справочники, энциклопедии, подборка литературы по теме, сети Интернет. | |
27 | Урок – презентация. | Урок проводится в виде единой групповой презентации. Каждая группа защищает свой проект по выбранному направлению. | Получение первоначальных навыков сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, учителем. Развитие творческих способностей, создание условий для самореализации каждого ребёнка. | Компьютер, проектор. |
Народные игрушки.
28 | Русская народная игрушка. Центры народных промыслов России. | Игрушка – древнее изображение человека. Игрушки – образы. Образ женщины матери – символ земли и её плодородия Образ птицы – связь между землёй и воздухом, живыми и умершими, конь – солнце и вода, козёл – образ покровителя урожая. Игрушка – оберег. | Речевая деятельность, познавательная деятельность. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей. | Презентация по теме, иллюстративный материал. | |
29 | Русская, бурятская народная игрушка. Центры народных промыслов Забайкальского края. | Игрушки, созданные взрослыми и детьми. Творчество народов Забайкальского края. | Речевая деятельность, познавательная деятельность. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей. | Презентация по теме, иллюстративный материал. | |
30 | Игрушка – самоделка. Творческая мастерская. | Изготовление и роспись деревянных игрушек глиняных игрушек детьми по образцу (по выбору). | Творческая художественная деятельность. Развитие творческих способностей, мелкой моторики | Образцы изделий, глина, вода, стеки, подручный материал. |
Народные праздники.
31 | Рождество. Традиции Рождества. Теневой театр «Рождество». | Исполнение песен, стихов и рассказов на основе библейской истории о Благовещении, Марии и Иосифе, об их пути в Вифлеем. | Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. | Актовый зал. Музыкальное сопровождение. Реквизиты для ролевых игр. | |
32 | Святочные посиделки. | Знакомство с правилами чаепития, атрибутами для гадания. | Планируют свои действия в соответствии с постановкой праздника. Имеют возможность в поиске информации о традициях своего народа, использование этого материала в своей творческой деятельности. Ппонимают важность для себя соблюдения традиций своего народа, проявляют любовь к своей стране. | Самовар, атрибуты гадания, выпечка. | |
33 | Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем. Семейный конкурс по приготовлению блинов: « Как на Масляну неделю в потолок блины летели». | Символы. Угощение. Пословицы, связанные с народными праздниками. Совместное семейное чаепитие. Делимся рецептами выпечки блинов. | Речевая, регулятивная деятельность. Коммуникативная, познавательная деятельность. | Сборники пословиц и поговорок. Журналы. Справочная литература, детская периодика. Индивидуальные и групповые задания. | |
34 | Троица. Обычаи и обряды Троицы. Праздник берёзки. | Народные игры. Приобщение детей к истокам православной культуры через сопричастие к церковным праздникам и восстановление традиций русского народа. Поминовение, почитание предков и прославление расцветающей природы. | Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Получение элементарных представлений о взаимосвязи здоровья физического, психического и социально-психологического в ходе проведения подвижных народных игр. | Школьный двор (актовый зал). Музыкальное сопровождение, реквизиты для игр. | |
35 | Подведение итогов. Праздник: «Традиции и обряды народов Забайкалья» | Выставка книжек – самоделок, игрушек «Золотые ручки», семейные презентации. | Умение презентовать своё творчество. | Презентации, выставки. |
Требования к знаниям и умениям к концу первого года обучения
К концу первого года обучения в кружке учащиеся должны знать:
- что такое устное народное творчество, загадки, скороговорки, считалки, прибаутки, пословицы и потешки;
- историю возникновения различных праздников;
- традиции и обряды России;
- отличие народной песни от авторской;
- историю возникновения различных праздников;
- традиции и обряды России;
- центры основных народных промыслов и ремёсел России
- основные центры народных промыслов и ремёсел Забайкальского края и продукцию, которую они выпускают.
Учащиеся должны уметь:
- отличать пословицы и поговорки;
- исполнять народную песню;
- проводить русские народные игры;
- изображать элементы русского народного костюма;
- понимать смысл библейских легенд.
- исполнять народные песни и заклички;
- различать пословицы и поговорки, раскрывать их смысл, использовать их по необходимости в своей речи;
- различать основные виды росписи;
- проводить народные игры;
- проектировать свою деятельность, выполнять презентации своих проектов.
Второй год обучения (3-4 классы)
Требования к результатам обучения
Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Я – забайкалец: патриот России» является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на занятии и в жизни.
Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Мой родной край» является формирование следующих умений:
- Узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;
- Учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему своей Родины;
- Оценивать правильность поведения людей в природе.
Содержание:
Введение (1 час)
Краеведение – наука о родном крае.
Моя семья (8 часов)
Я и моё имя. Корни моей семьи. Моя родословная. Наша дружная семья. Традиции моей семьи. Профессии в моей семье. Вклад моих родственников в победу в Великой Отечественной войне. Творческий конкурс «Листая семейный альбом…».
Наша школа (5 часов)
«Почему школа называется школой». Экскурсия по школе. Знакомство с историей возникновения школы. Учительские династии. Школьный архив. Судьбы выпускников. Сбор интересного материала о выпускниках своей школы. Проект: « Выпускники - гордость школы». Традиции школы.
Мой край на карте Родины (3 часа)
Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. Забайкальский край – частица России. Флаг, герб, гимн Забайкальского края. Работа с географической картой Забайкальского края. Моя малая Родина – Кактолга. Кактолга на карте Забайкальского края.
Природа нашего края (13 часов)
Климат. Сезонные изменения погоды в Забайкалье. Растительный мир Забайкалья. Лиственные и хвойные деревья региона. Лекарственные растения нашего края. Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. Животный мир Забайкалья. Птицы родного края. Охранять природу – значит охранять Родину. Заповедники и заказники Забайкалья. Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга Забайкальского края . Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек Забайкальского края и Газимуро – Заводского района. Полезные ископаемые Забайкалья. Что дает наш край стране? Экскурсия в районный краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Природа, растительный и животный мир Газимуро – Заводского района». Что изучает краеведение? Что узнали о родном крае? Итоговая конференция. Творческие работы учащихся на тему «Мой край родной – моё Забайкалье». Экскурсия на тему «Формы земной поверхности родного края». Экскурсия на водоем родного города.
Село, в котором я живу (9 часов)
Село, в котором я живу. Знакомство историей возникновения родного села. Работа с документами об истории родного села. Исторические места села Кактолга. Экскурсия по селу на тему «История села в названиях улиц». Беседа со старожилами об истории родного села. Кактолгинцы в годы Великой Отечественной войны, дети войны. Люди, прославившие наше село. Итоговая конференция «Мой край родной – моё Забайкалье».
№ п/п | Раздел и тема | Теория | Практика | Примечание | |
3 -4 классы – 35 часов Введение (1 час) | |||||
1 | Краеведение - наука о родном крае. | 1 | |||
Моя семья (8 часов) | |||||
2 | Моя семья – моё богатство. Корни моей семьи. | 0,5 | 0,5 | ||
3 | Моя родословная. Составление родословного древа. | 1 | |||
4 | Я и моё имя. | 1 | |||
5-6 | Проект «Семья – маленькое государство». | 1 | 1 | ||
7 | Традиции моей семьи. Профессии в моей семье. | 1 | |||
8 | Вклад моих родственников в победу в Великой Отечественной войне. | 0,5 | 0,5 | ||
9 | Творческий конкурс «Листая семейный альбом…» | 1 | |||
Наша школа (5 часов) | |||||
10 | «Почему школа называется школой». Экскурсия по школе. | 0,5 | 0,5 | ||
11 | Знакомство с историей возникновения школы. Учительские династии. | 1 | |||
12 | Школьный архив. Судьбы выпускников. | 1 | |||
13 -14 | Проект: «Выпускники – гордость нашей школы» | 11 | 2 | ||
Мой край на карте Родины (3 часа) | |||||
15 | Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. | 0,5 | 0,5 | ||
16 | Забайкальский край – частица России. Флаг, герб, гимн Забайкальского края. Работа с географической картой Забайкальского края. | 0,5 | 0,5 | ||
17 | Моя малая Родина – село Кактолга. Газимуро – Заводский район на карте Забайкальского края. | 0,5 | 0,5 | ||
Природа нашего края (13 часов) | |||||
18 | Климат. Сезонные изменения погоды в Забайкалье. | 1 | |||
19 | Растительный мир Забайкалья. Лиственные и хвойные деревья региона. | 0,5 | 0,5 | ||
20 | Лекарственные растения нашего края, села. | 0,5 | 0,5 | ||
21 | Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. | ||||
22 | Животный мир Забайкалья и села. | 0,5 | 0,5 | ||
23 | Птицы родного края. | 1 | |||
24 | Охранять природу – значит охранять Родину. Заповедники и заказники Забайкалья. (виртуальная экскурсия) | 1 | |||
25 | Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга Забайкальского края. | 1 | |||
26 | Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? | 1 | |||
27 | Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото». Изучение озер и рек Газимуро – Заводского района, села Кактолга. | 1 | |||
28 | Полезные ископаемые нашего региона. | 1 | |||
29 | Что дает наш край стране? | 1 | |||
30 | Экскурсия в районный краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Природа, растительный и животный мир Газимуро – Заводского района» | 1 | |||
Село, в котором я живу (5 часов) | |||||
31 | Село, в котором я живу. Исторические места села Кактолга. Беседа со старожилами об истории родного села | 1 | |||
32 | Кактолгинцы в годы Великой Отечественной войны. | 1 | |||
33 | Люди, прославившие наше село. | 1 | |||
34 | Что изучает краеведение? Что узнали о родном крае? | 1 | |||
35 | Итоговая конференция. Творческие работы учащихся на тему «Мой край родной – моё Забайкалье» | 1 | |||
Литература:
1. Газимуро – Заводский район Забайкальского края. Чита: Экспресс – издательство, 2011. 248 с.
2. Гилева М.В., Попова О.А. Растения Забайкалья. Атлас. Чита: ООО «Тайфун», 2005. 74с.
3. Корсун О.В. Полевой атлас. Природа Забайкалья. Растения. Чита: Экспресс – издательство, 2009. 509с.
4. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Растения. Чита: Стиль, 2002. 277 с.
5. Малая энциклопедия Забайкалья. Природное наследие. Новосибирск: Наука, 2009. 698 с.
6. Науменко Г.М. Игры и игровые припевы. Русский детский игровой фольклор. Книга для учителей и учащихся. Издательство "Просвещение". - М., 1995.
7. Составитель Исламова С. М. Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей – М: - ванта +, 1995 – т 5 – ч 1 – 46-56 с
8. Старостин А. Родословное древо // Новая Игрушка – М:1995 - № 2 –27с
7. Торопцев А.П. От Руси к России. Киевская Русь Исторические рассказы для младшего и среднего школьного возраста. Издательство «Росмэн-Пресс», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Патриот" 1 класс
Программа кружка составлена в соответствии ФГОС НОО....
Рабочая программа кружка для 3 класса (УМК "Школа России" ФГОС)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Занимательная математика" для 3 класса. ФГОС. ...
Рабочая программа кружка "Юный патриот"
Программа по военно-патриотическому воспитанию, для работы во внеурочное время....
Рабочая программа кружка "Юный патриот" 2 класс
Цель программы:создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «ПАТРИОТЫ СВОЕЙ РОДИНЫ»
Рабочая программа « Патриоты своей Родины» разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:· Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Р...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ПАТРИОТЫ СВОЕЙ РОДИНЫ»
Цель рабочей программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способносте...
Программа по дополнительному образованию "Мы-патриоты России"
Ведущая идея программы: развитие у обучающихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, отражающих соприч...