Программа по дополнительному образованию "Мы-патриоты России"
методическая разработка
Ведущая идея программы: развитие у обучающихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах деятельности. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Мы-патриоты России» направлена на:
- воспитание патриотизма и любви к Родине, знание её истории, гордости за Российское государство, его свершения;
- формирование готовности в различных жизненных ситуациях умения принимать самостоятельные решения;
- создание условий для интересной, насыщенной и полезной жизнедеятельности, как альтернативы негативным молодежным течениям, существующим в современной субкультуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_patrioty_rossii_12.docx | 69.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
Шарангского района»
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора ГКУ
«СРЦН Шарангского района»
_________ Т.А.Фокина
от 2020 № 97
Дополнительная общеобразовательная программа
Дополнительная общеразвивающая программа
«Мы –патриоты России»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 4 мес. (24 часа )
ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: от 8 лет
Авторы-составители:
Береснева Юлия Анатольевна,
социальный педагог
Киселева Наталия Павловна,
воспитатель
д. Туманка, 2020 год
Содержание:
#1055;ояснительная записка; 1 стр.
#1055;ланируемые результаты деятельности; 6 стр. #1054;рганизационно-педагогические условия реализации
программы; 8 стр.
#1059;чебный план; 10 стр.
#1050;алендарный учебный график; 19 стр.
#1056;абочая программа; 23 стр.
#1054;ценочные материалы программы; 27 стр.
#1052;етодические материалы программы; 33 стр.
«Мы-патриоты России»
(гражданско-патриотическое направление)
#1055;ояснительная записка
Патриотическое воспитание имеет особую значимость в системе воспитания подрастающего поколения и является одним из важнейших задач нашего общества. Об этом много уже сказано и по-прежнему говорится в средствах массовой информации, в разнообразных методических изданиях. Сейчас мы наблюдаем возрождение былых традиций, которые были заложены в те времена, когда мы все проживали в едином советском пространстве.
Основной целью патриотического воспитания является формирование социальных и личностных качеств человека и наиболее полной их реализации на благо общества, для воспитания гражданина, патриота своей Родины. В связи с этим возникает потребность в разработке дополнительной общеобразовательной программы « Мы- патриоты России».
Гражданственность – фундаментальное качество личности, заключающееся в осознании долга перед обществом и деятельном претворении его в жизнь. На базе этого социально значимого качества для каждого из нас и общества в целом в сердцах наших детей зреет патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества как наивысший результат их социализации. В этом смысле воспитание патриотов – самая высокая задача любой системы, не теряющая актуальности на протяжении всей истории человечества и особенно актуализирующаяся в периоды испытаний..
Проблемы гражданско-патриотического воспитания в нашей стране обострены: экономический кризис, дестабилизация и расслоение общества, коснувшиеся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и юношества; усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности в кризисном обществе, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения: подростки по данным социологических опросов неохотно принимают участие в общественной жизни , не интересуются ею, стремятся уклониться от службы в Российской армии , не желают трудиться в государственном секторе , хотят эмигрировать из страны и т.д.
Дополнительная общебразовательная программа «Мы –патриоты России» относится к социально-педагогической направленности.
Новизна и значимость предлагаемой дополнительной общеобразовательной программы заключается в создании социально - значимой, деятельности обучающихся и становлению личности через творческое самовыражение. Образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. направлена на создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, творческой самореализации обучающихся.
Ведущая идея программы: развитие у обучающихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах деятельности. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Мы-патриоты России» направлена на:
- воспитание патриотизма и любви к Родине, знание её истории, гордости за Российское государство, его свершения;
- формирование готовности в различных жизненных ситуациях умения принимать самостоятельные решения;
- создание условий для интересной, насыщенной и полезной жизнедеятельности, как альтернативы негативным молодежным течениям, существующим в современной субкультуре.
.
Актуальность программы обеспечивается следующими факторами:
- преемственностью задач, средств и методов обучения;
- непрерывным совершенствованием качества методических материалов;
- правильным тематическим планированием с учетом возрастных особенностей;
- гибкостью структуры дополнительного образования в ГКУ «СРЦН Шарангского района»;
Статус программы: авторская
Предмет изучения: «Мы- патриоты России»
(социально-педагогическое направление).
Продолжительность реализации программы: 4 месяца, 24 часа
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести образовательные учреждения.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально- ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. события последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп, а особенно на детей из незащищенных слоев общества и семей группы риска , резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
Цель программы – социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества.
Основными задачами программы являются:
Развивающие
-Способствовать развитию мотивации воспитанников к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.
Обучающие
-Способствовать получению знаний, умений и навыков в области истории Отечества и Вооруженных сил
Воспитательные
-Воспитывать силу воли, мужество, стойкость, гражданственность и патриотизм.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса подростков к военному искусству ,к истории страны, смелости и решительности русских людей , стремлению к самоутверждению.
Программа разработана с учетом требований к содержанию и оформлению дополнительных образовательных программ.
Нормативно-правовое обеспечение программы
1. Федеральный закон от N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от года N 1726-р.
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
«Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях, СанПиН ;.
5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от N 41
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реализация основных направлений данной Программы позволит решить многие вопросы и проблемы в отношении подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, нравственного, политического и иного характера. Благодаря формированию и развитию у воспитанников таких важнейших социально значимых качеств как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей.
Личностные результаты реализации Программы:
- развитие личностных, в том числе духовных качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к выполнению своего гражданского долга.
Метапредметные результаты реализации Программы:
- овладение умениями формировать понятия о безопасности личности, общества и государства
Предметные результаты Программы:
- знание об опасных ситуациях;военных событиях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Контингент обучающихся: дети от 8 лет. Количество занимающихся в группах: не более 10 человек.
Образовательный комплекс: программа реализуется в рамках деятельности стационарного отделения на базе Государственного казенного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района».
Продолжительность реализации программы: 4 мес., 24 часа учебного времени. Занятия организуются 2 раза в течение 5-тидневной недели, с перерывом на выходные дни. Временной интервал: с до - Установленная недельная учебная нагрузка – 2 часа; - Установленная продолжительность одного занятия – 45 минут;
Программа предусматривает обязательный перерыв на каникулы, длительностью 1 неделя в середине освоения учебного плана программы . Набор в группы по реализации программы «Мы-патриоты России» проводится в соответствии с желанием воспитанников и поданными заявлениями родителей. Содержание программы практико-ориентировано, поэтому знания и навыки, полученные на программе, воспитанники будут применять в повседневной жизни.
В процессе реализации содержания программы предполагается использование различных форм организации занятий – индивидуальных, групповых, коллективных, в режиме проведения занятий по формированию знаний, умений и навыков, по обобщению, систематизации и закреплению знаний. Основой обучения являются занятия, проводимые в форме рассказа-беседы педагога, с обязательным применением учебно-наглядных пособий (репродукций, плакатов, фотографий, презентаций). Реализация данной программы предполагает формирование у обучающегося устойчивой мотивации самостоятельного изучения истории страны, повышение уровня самооценки и осознания своей значимости в окружающем мире, развитие положительного эмоционального восприятия жизни. В процессе обучения формируется устойчивый интерес к героическому прошлому своей страны. Отношения в учебных группах основываются на уважении и доверии друг к другу и к окружающим людям. Таким образом, создается благоприятный психологический климат в коллективе.
Уровень освоения программы воспитанниками отслеживаются путем проведения первичной, промежуточных и итоговых диагностик на основе использования диагностических методик, таких как: «Оценка педагогом уровня освоения воспитанниками образовательной программы».
Реализация программы предполагает обучение и развитие учащихся в режиме проведения занятий разных типов, в зависимости от содержания образования и видов деятельности обучающихся:
− изучения нового материала;
− повторения;
− закрепления, обобщения и систематизации знаний;
− контроля знаний и умений.
Материально-технические условия:
Все теоретические и практические занятия проходит на базе ГКУ «СРЦН Шарангского района»
Мотивационные условия: Возможность приобретения обучающимися знаний о истории страны. Организация познавательных бесед. Использование приемов поощрения .
Принципы построения программы:
- дифференциации;
- постепенности;
- системности,
- открытости.
Принципы организации учебного процесса:
- интеграции;
- системного подхода;
- деятельного подхода;
- индивидуализации;
- природосообразности;
- гуманизма;
В первую очередь в программе выделяется патриотический, героический момент истории. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важных элементов общественного сознания. Ведущей идеей программы является также воспитание нравственности и общей культуры гражданина. Понятия культура и нравственность взаимосвязаны друг с другом, и поэтому нет такой сферы деятельности человека, которая была бы нейтральной по отношению к ним, и в которой нельзя было бы выделить культурно-нравственный аспект. Важным является вопрос о том, какой нравственный урок получает несовершеннолетний в процессе изучения материала , как проявляются нравственные стороны его личности и формируются культурные ценности. С целью активизации активно используются информационно-коммуникационные средства обучения: презентации, материалы сети Интернет, музыка, видеофильмы. Основными видами занятий являются лекции, беседы, просмотр фильмов и самостоятельная работа воспитанников. В ходе изучения предполагаются следующие виды деятельности:
- анализ биографии выдающих личностей России;
- ознакомление с важными событиями истории нашей страны;
- устные сообщения с последующей дискуссией.
Преподавание материала по данной программе предусматривается по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к темам на более высоком и сложном уровне, требующем использования опыта, полученного на предыдущих занятиях, для выполнения заданий и проигрывания предлагаемых ситуаций.
Форма организации процесса обучения: занятия организуются в группах, сформированных с учетом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений детей.
Форма занятий: групповые занятия при проведении бесед, объяснении нового материала, практических занятий.
Режим занятий: занятия организуются 1 -2 раза в неделю по 40 минут. Устанавливается режим расписания.
Методы организации процесса обучения:
- метод убеждения;
- организация деятельности;
- методы стимулирования поведения и деятельности.
Методы обучения:
- словесные;
- наглядные;
- игровые;
- практические;
- репродуктивные;
- проблемно-поисковые
Формы учебной работы:
- занятия ознакомительно-информационного характера;
- практические занятия, на которых полученные знания закрепляются выполнением конкретных заданий;
Педагогические и психологические условия реализации программы: для успешной реализации программы педагог должен иметь знания по специальности «начальное воспитание», «безопасность жизнедеятельности»; общепедагогические знания и умения – учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей, умение общаться с детьми и т.д. Педагог должен иметь навыки работы на компьютере.
Реализация программы предполагает создание ситуации успеха для каждого ребенка, через формирование способности интегрировать ранее полученные знания, опыт; через усвоение общезначимых ценностей и норм; владение навыками самообразования; через умение сформировать личную осознанную позицию.
Материально-технические условия реализации программы:
Помещения для занятий: учебный кабинет ;музыкальный зал
Учебные места оборудованы в соответствии с направленностью занятий.
Рабочее место педагога включает: письменный стол, стул, ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Расходные материалы: бумага для письма
4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план определяет общий объем учебной нагрузки по программе, определяет перечень тематических разделов программы и время на их усвоение, формы и временной объем промежуточной и итоговой аттестации.
Учебный план
№ п/п | Наименование темы раздела | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Живые страницы прошлого | 7 | 3 | 4 | Письменный опрос |
2 | Промежуточная аттестация обучающихся по темам раздела | 1 | - | 1 | Письменный опрос |
3 | Россия-Родина моя | 8 | 4 | 4 | Письменный опрос |
4 | Промежуточная аттестация обучающихся по темам раздела | 1 | - | 1 | Письменный опрос |
5 | Юные россияне | 5 | 2 | 3 | Письменный опрос |
6 | Промежуточная аттестация обучающихся по темам раздела | 1 | - | 1 | Письменный опрос |
7 | Итоговая аттестация | 1 | - | 1 | Письменный опрос |
Итого | 24 | 9 | 15 |
Содержание учебного плана
Раздел 1. «Живые страницы прошлого»
Занятие 1. «Как велика моя земля,как широки ее просторы»
Теория. Ознакомление с тематикой занятий, с планом занятий, а также правилами поведения и требованиями к обучающимся. Инструктаж по технике безопасности. Письменный опрос обучающихся .
Знакомство с ценностями «Россия», «Родина».Закрепление знаний о животном и растительном мире родного края.
Практика. Просмотр видеоролика «Широка страна моя родная».Обсуждение.
Техническое оснащение: Мультимедийное оборудование. Бумага, ручки. Дидактический материал: аудиозаписи фоновой музыки; репродукции природы и достопримечательностей России, карточки с правилами поведения, памятки по технике безопасности; видеоролик «Широка страна моя Россия».
Занятие 2. «Славна богатырями земля русская»
Теория. Ознакомление с историческими событиями Древней Руси , жизнью предков , героизме русских богатырей.
Закрепление знаний о врагах Руси , защитниках родной земли.
Практика. Просмотр презентации «Богатыри».Обсуждение.
Техническое оснащение: Мультимедийное оборудование. Бумага, ручки. Дидактический материал: аудиозаписи фоновой музыки; репродукции портретов богатырей , репродукция картины Васнецова «Богатыри».
Занятие 3. «Русские полководцы Александр Невский и Дмитрий Донской»
Теория. Ознакомление с военными событиями страны, биографией великого князя Александра Невского, московсковского князя Дмитрия Донского.
Практика. Просмотр видеоролика «Спасители земли русской».Обсуждение.
Техническое оснащение: Мультимедийное оборудование. Бумага, ручки. Дидактический материал: аудиозаписи фоновой музыки; репродукции портретов ; видеоролик «Спасители земли русской».
Занятие 4. «Первый Космонавт Юрий Гагарин»
Теория. Ознакомление с историей нашей страны во времена Советского Союза , рассказ о первом в мире космонавте Юрие Гагарине, его биографии и героических делах.
Практика. Просмотр видеоролика «Поехали», презентации «О космонавтах».Обсуждение.
Техническое оснащение: Мультимедийное оборудование. Бумага, ручки. Дидактический материал: аудиозаписи фоновой музыки; репродукции портрета Ю.Гагарина; видеоролик «Поехали», презентация «О космонавтах» .
Занятие 5. «День воинской славы России»
Теория. Рассказ о Великой отечественной войне, трагических событиях, связанных с ней ,контрнаступлении советских войск под Москвой в годы ВОВ.
Практика. Просмотр презентации «Москва в годы ВОВ». Обсуждение.
Техническое оснащение: Мультимедийное оборудование. Бумага, ручки. Дидактический материал: аудиозаписи фоновой музыки; репродукции картин событий войны , презентация «Москва в годы ВОВ».
Занятие 6 «У обелиска»
Теория. Рассказ о воспоминаниях солдат ВОВ.
Практика. Разучивание стихов
Техническое оснащение: Дидактический материал: аудиозаписи фоновой музыки; стихи.
Раздел 2. Промежуточная аттестация
Практика. Работа с опросником по теме раздела.
Техническое оснащение:бланки опросника . Бумага, ручки.
Раздел 3. «Россия родина моя»
Занятие 1. «Город герой Москва»
Теория. Ознакомление с историей столицы, историческими событиями, отражающими могущество нашей страны. Рассказ о городе во времена Великой Отечественной войны.
Практика. Просмотр видеоролика «Моя столица».Обсуждение.
Техническое оснащение: Мультимедийное оборудование. Бумага, ручки. Дидактический материал: аудиозаписи фоновой музыки; репродукции видов города , копий документов тех времен.; видеоролик «Моя столица».
Занятие 2. «Блокада Ленинграда.Дорога жизни»
Теория. Ознакомление с тематикой занятия, рассказ о героизме русского народа во времена блокады , знакомство с произведениями поэтов, писавших о Ленинграде.
Практика. Просмотр видеоролика «900 дней и ночей».Обсуждение. Выступления детей со стихами.
Техническое оснащение: Мультимедийное оборудование. Бумага, ручки. Дидактический материал: аудиозаписи фоновой музыки; репродукции города. видеоролик «900 дней и ночей».
Занятие 3. «Сталинградская битва»
Теория. Ознакомление с тематикой занятия, рассказ о важной исторической дате битвы, рассказ о городе-герое и значении Сталинградской битвы в истории страны.
Практика. Просмотр презентации «Битва за Сталинград».Обсуждение.
Техническое оснащение: Мультимедийное оборудование. Бумага, ручки. Дидактический материал: аудиозаписи фоновой музыки; репродукции города и событий войны; презентация «Битва за Сталинград».
Занятие 4. «Женщины-авиаторы в Великой Отечественной войне»
Теория. Ознакомление с тематикой занятия, рассказ о первых женщинах летчицах.
Практика. Просмотр презентации «Женщины-авиаторы».Обсуждение.
Техническое оснащение: Мультимедийное оборудование. Бумага, ручки. Дидактический материал: портреты ,презентация «Женщины-авиаторы».
Занятие 5.«Дети в годы Великой Отечественной войны»
Теория. Ознакомление с тематикой занятия, Знакомство с ценностями «детство», «образование».Рассказ о детях,участвующих в событиях Великой Отечественной войны,рассказами Г.П.Стукаловой .
Практика. Просмотр видеоролика «Дети войны».Обсуждение.
Техническое оснащение: Мультимедийное оборудование. Бумага, ручки. Дидактический материал: видеоролик «Дети войны».
Занятие 6. «История возникновения родного города»
Теория. Ознакомление с тематикой занятия, историей возникновения города Нижний Новгород.
Практика. Просмотр презентации «По улицам Нижнего Новгорода».Обсуждение.
Техническое оснащение: Мультимедийное оборудование. Бумага, ручки. Дидактический материал: репродукции видов города и его достопримечательностей , презентация «По улицам Нижнего Новгорода».
Занятие 7. «Мой край родной Шаранга»
Теория. Ознакомление с тематикой занятий, с терминами «Россия», «Родина», «Малая Родина»
Закрепление знаний о родном поселке и истории родного края.
Практика. Просмотр репродукций видов поселка, чтение стихов поэтов Шаранги. Обсуждение.
Техническое оснащение. Бумага, ручки. Дидактический материал: репродукции природы и достопримечательностей .
Занятие 8. «Герои ВОВ Шарангского района»
Теория. Ознакомление с тематикой занятий. Рассказ о шарангцах-Героях Советского Союза.Закрепление знаний о родном поселке и истории родного края в годы ВОВ.
Практика. Просмотр портретов героев . Обсуждение.
Техническое оснащение. Бумага, ручки. Дидактический материал: репродукции портретов.
Раздел 4. Промежуточная аттестация
Практика. Работа с опросником по теме раздела.
Техническое оснащение:бланки опросника . Бумага, ручки.
Раздел 5. «Юные россияне»
Занятие 1. «Государственные символы России»
Теория. Ознакомление с историей родной страны, закрепление знаний о символике России,Знакомство с гимном, происхождением герба и его функциональном предназначении.
Практика. Просмотр видеоролика «Славься Отечество».Обсуждение.
Техническое оснащение: Мультимедийное оборудование. Бумага, ручки. Дидактический материал: аудиозаписи фоновой музыки; репродукции государственных символов; видеоролик «Славься Отечество».
Занятие 2. «Ордена и медали ВОВ»
Теория. Ознакомление с орденами и медалями, которыми награждали во времена войны. Практика. Просмотр изображений медалей и орденов, просмотр презентации «Ордена и медали ВОВ».Обсуждение.
Техническое оснащение: Мультимедийное оборудование. Бумага, ручки. Дидактический материал: аудиозаписи фоновой музыки; репродукции изображений; презентация «Ордена и медали ВОВ».
Занятие 3. «Веселые старты»
Практика. Выполнение эстафет, состязаний.
Техническое оснащение: Мячи -2, обручи-2, фишки-6, кубики-20, ракетки-2,. Бумага, ручки. Дидактический материал: аудиозаписи фоновой музыки.
Занятие 4. «Открытка ветерану»
Теория. Ознакомление с историей страны во времена Великой Отечественной войны.
Практика. Изготовление открытки.Чтение стихов.
Техническое оснащение: Мультимедийное оборудование. Бумага, ручки, карандаши, картон, клей, ножницы,фурнитура.
Занятие 5. «Экскурсия в музей»
Теория. Ознакомление с историей поселка во времена ВОВ,
Практика. Просмотр экспонатов музея ,писем с фронта, грамот,наград.
Техническое оснащение: оборудование музея.
Раздел 6. Промежуточная аттестация
Практика. Работа с опросником по теме раздела.
Техническое оснащение:бланки опросника . Бумага, ручки.
Раздел 7. Итоговая аттестация
Практика. Работа с опросником.
Техническое оснащение:бланки опросника . Бумага, ручки.
5. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК для детей от 8 лет
№ п/п | Месяц | Число | Время проведе- ния занятия | Форма занятия | Коли- чество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контро- ля |
1 | сент | 15 | Беседа | 2 | Вводное занятие Как велика моя земля, как широки ее просторы | Учебный кабинет | Опрос беседа тестирование | |
2 | сент | 17 | Беседа | 1 | Славна богатырями земля русская | Учебный кабинет | беседа | |
3 | сент | 22 | Беседа | 1 | Русские полководцы. Александр Невский и Дмитрий Донской | Учебный кабинет | беседа | |
4 | сент | 24 | Беседа | 1 | Первый космонавт Юрий Гагарин | Учебный кабинет | беседа | |
5 | сент | 29 | Беседа | 1 | День воинской славы России | Учебный кабинет | беседа | |
6 | окт | 01 | Концерт | 1 | У обелиска | Музыкальный зал | Концерт | |
7 | окт | 06 | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Промежуточная аттестация | Учебный кабинет | Опрос тестирование | |
8 | окт | 08 | Беседа | 1 | Город – герой Москва | Учебный кабинет | беседа | |
9 | окт | 13 | Беседа | 1 | Блокада Ленинграда. Дорога жизни | Учебный кабинет | беседа | |
10 | окт | 15 | Беседа | 1 | Сталинградская битва | Учебный кабинет | беседа | |
11 | окт | 20 | Беседа | 1 | Женщины-авиаторы в Великой Отечественной войне | Учебный кабинет | беседа | |
12 | окт | 22 | Беседа | 1 | Дети в годы Великой Отечественной войны | Учебный кабинет | беседа | |
13 | окт | 27 | Беседа | 1 | История возникновения родного города | Учебный кабинет | беседа | |
14 | окт | 29 | Беседа | 1 | Мой край родной-Шаранга | Учебный кабинет | беседа | |
Каникулы с #1087;о #1075;. | ||||||||
15 | нояб | 10 | Беседа | 1 | Герои ВОВ Шарангского района | Учебный кабинет | беседа | |
16 | нояб | 12 | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Промежуточная аттестация | Учебный кабинет | Опрос тестирование | |
17 | нояб | 17 | Беседа | 1 | Государственные символы России: герб, флаг, и гимн; | Учебный кабинет | беседа | |
18 | нояб | 19 | Беседа | 1 | Ордена и медали | Учебный кабинет | беседа | |
19 | нояб | 24 | Соревнование | 1 | Спортивное мероприятие «Веселые старты» | Музыкальный зал | соревнование | |
20 | нояб | 26 | Творческая мастерская беседа | 1 | Открытка ветерану | Учебный кабинет | Творческая работа | |
21 | дек | 01 | встреча | 1 | Экскурсия в музей «Зал боевой славы» | Музей | беседа | |
22 | дек | 03 | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Промежуточная аттестация | Учебный кабинет | Опрос тестирование | |
23 | дек | 03 | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Итоговая аттестация | Учебный кабинет | Опрос тестирование |
5. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК для детей от 8 лет
№ п/п | Месяц | Число | Время проведе- ния занятия | Форма занятия | Коли- чество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контро- ля |
1 | янв | 19 | Беседа | 2 | Вводное занятие Как велика моя земля, как широки ее просторы | Учебный кабинет | Опрос беседа тестирование | |
2 | янв | 21 | Беседа | 1 | Славна богатырями земля русская | Учебный кабинет | беседа | |
3 | янв | 28 | Беседа | 1 | Русские полководцы. Александр Невский и Дмитрий Донской | Учебный кабинет | беседа | |
4 | фев | 04 | Беседа | 1 | Первый космонавт Юрий Гагарин | Учебный кабинет | беседа | |
5 | фев | 09 | Беседа | 1 | День воинской славы России | Учебный кабинет | беседа | |
6 | фев | 16 | Концерт | 1 | У обелиска | Музыкальный зал | Концерт | |
7 | фев | 18 | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Промежуточная аттестация | Учебный кабинет | Опрос тестирование | |
8 | фев | 25 | Беседа | 1 | Город – герой Москва | Учебный кабинет | беседа | |
9 | март | 02 | Беседа | 1 | Блокада Ленинграда. Дорога жизни | Учебный кабинет | беседа | |
10 | март | 09 | Беседа | 1 | Сталинградская битва | Учебный кабинет | беседа | |
11 | март | 11 | Беседа | 1 | Женщины-авиаторы в Великой Отечественной войне | Учебный кабинет | беседа | |
12 | март | 18 | Беседа | 1 | Дети в годы Великой Отечественной войны | Учебный кабинет | беседа | |
13 | март | 23 | Беседа | 1 | История возникновения родного города | Учебный кабинет | беседа | |
14 | март | 25 | Беседа | 1 | Мой край родной-Шаранга | Учебный кабинет | беседа | |
Каникулы с #1087;о #1075;. | ||||||||
15 | апр | 06 | Беседа | 1 | Герои ВОВ Шарангского района | Учебный кабинет | беседа | |
16 | апр | 15 | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Промежуточная аттестация | Учебный кабинет | Опрос тестирование | |
17 | апр | 20 | Беседа | 1 | Государственные символы России: герб, флаг, и гимн; | Учебный кабинет | беседа | |
18 | апр | 22 | Беседа | 1 | Ордена и медали | Учебный кабинет | беседа | |
19 | апр | 27 | Соревнование | 1 | Спортивное мероприятие «Веселые старты» | Музыкальный зал | соревнование | |
20 | апр | 29 | Творческая мастерская беседа | 1 | Открытка ветерану | Учебный кабинет | Творческая работа | |
21 | май | 06 | встреча | 1 | Экскурсия в музей «Зал боевой славы» | Музей | беседа | |
22 | май | 11 | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Промежуточная аттестация | Учебный кабинет | Опрос тестирование | |
23 | май | 13 | Учебно-тренировочное занятие | 1 | Итоговая аттестация | Учебный кабинет | Опрос тестирование |
#1056;абочая программа
для детей от 8 лет
№ п/п | Тема | Форма занятия | Методы проведения занятия | Дидактические материалы ,ТСО | Формы проведения итогов |
Занятие №1-6 | -Введение в тематику программы «Мы-патриоты России» Техника безопасности на занятиях. «Как велика моя земля, как широки ее просторы» -Славна богатырями земля русская - Русские полководцы. Александр Невский и Дмитрий Донской - Первый космонавт Юрий Гагарин -День воинской славы России - У обелиска литературно-музыка-льная композиция ) | Учебное занятие | Беседа Приемы: объяснение, показ практических действий | ТСО(мультимедиа | Обсуждение Опрос, беседа, анкетирование |
Занятие № 7 | Промежуточная аттестация по теме раздела | Учебное занятие | Словесные: рассказ, беседа. Практические: Упражнение, выполнение работы | - | Обсуждение |
Занятие № 8-15 | - Город – герой Москва - Блокада Ленинграда. Дорога жизни -Сталинградская битва - Женщины-авиаторы в Великой Отечественной войне - Дети в годы Великой Отечественной войны - История возникновения родного города -Мой край родной-Шаранга -Герои ВОВ Шарангского района | Учебное занятие | Объяснительно- иллюстративные, репродуктивные. Приемы: объяснение, показ практических действий, использование наглядности | ТСО(мультимедиа) | Выставка, обсуждение, анализ |
Занятие №16 | Промежуточная аттестация по теме раздела | Учебное занятие | Словесные: рассказ, беседа. Практические: Упражнение, выполнение работы | - | Обсуждение |
Занятие № 17-21 | -Государст венные символы России: герб, флаг, и гимн - Ордена и медали - Спортивное мероприятие «Веселые старты» -Открытка ветерану -Экскурсия в музей «Зал боевой славы» | Учебная игра, выставка, викторина | Словесные: рассказ, беседа. Практические: Упражнение, выполнение работы. Наглядные: демонстрация работ | ТСО (мультимедиа) | Выставка, обсуждение, анализ. Представление проделанной работы |
Занятие №22 | Промежуточная аттестация по теме раздела | Опрос | Словесные: рассказ,беседа. | ТСО (мультимедиа) | анализ знаний |
Занятие № 23 | Итоговая аттестация по всему материалу | Викторина | Словесные: рассказ,беседа. Практические: Упражнение,выполнение работы | ТСО (мультимедиа) | Выставка, конкурс, анализ выполненных работ |
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОГРАММЫ
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Итогом изучения каждого раздела программы, кроме раздела введения, является аттестация детей.
Формы проведения аттестации по программе: наблюдение и собеседование с целью оценивания степени выраженности показателей и критериев успешности освоения образовательной программы, личностного развития обучающегося; занятия с тематическими выступлениями с целью самостоятельного представления рассматриваемых тем; творческие задания, опрос по усвоенному материалу.
Выбор форм аттестации производится педагогом на основании материала раздела, трудоемкости его изучения, степени усвоения его детьми. В рамках итоговой аттестации проводится итоговый опрос по усвоенному материалу и творческие задания для детей по выбранным ими темам.
Мероприятия по аттестации детей проводятся в рамках занятий по программе, например, как итоговые занятия по теме. На проведение промежуточной аттестации отводится 1 час, итоговой – 1 час.
Показатели успешности освоения образовательной программы
В качестве показателей определения учебных результатов детей по образовательной программе «Мы- патриоты России» выступают ожидаемые результаты, которые заложены воспитателем в программу.
Это теоретическая и практическая подготовка, а так же общеучебные умения и навыки. Исследование образовательных результатов проводится трижды в течение реабилитационного периода в виде входной, промежуточной и итоговой аттестации. Динамика результатов освоения предметной деятельности каждым конкретным ребенком отмечается в бланке учета результатов обучения по образовательной программе.
Оцениваемые параметры и критерии освоения программы
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Методы диагностики |
Теоретическая подготовка ребенка: #1058;еоретические знания | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям | *минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой); *средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более½); * максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренный программой за конкретный период) | наблюдение, опрос |
Показатели и критерии личностного развития
Образцы аттестационных заданий на начальной
и итоговой аттестации
Аналитико-оценочная шкала
Утверждения | 4 балла (совершенно согласен) | 3 балла (согласен) | 2 балла (трудно сказать) | 1 балл (не согласен) | 0 баллов (совершенно не согласен) |
1. Я горжусь своей страной |
|
|
|
|
|
2. В нашей стране много мест, где испытываешь чувство причастности к истории всей страны |
|
|
|
|
|
3. Я знаю о достижениях моей страны(перечисление |
|
|
|
|
|
4. Я знаю о военных событиях своей страны(перечислить каких именно) |
|
|
|
|
|
В результате диагностирования заполняется таблица, в которой выставляются баллы, в сумме показывающие уровень сформированности отношения учащихся к фактам и событиям патриотического характера.
Если воспитанником набрано от 2 баллов до 8 баллов, то это говорит о его принадлежности к низкому(минимальному) уровню овладения опытом патриотической деятельности; среднему уровню овладения опытом патриотической деятельности соответствует от 8 до 12 баллов; высокий (максимальный) же уровень характеризуется 13 – 16 баллов.
На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы.
Промежуточная диагностика , раздел 2 « Живые страницы прошлого»
1. Закончи предложение:
Наша страна называется___________________________________________
2. Выбери и отметь правильный ответ:
Столица России – город:
а) Москва; б) Санкт- Петербург;
в) Екатеринбург; г) Новосибирск.
3. Выбери и отметь правильный ответ:
Главой нашего государства является:
а) король; б) губернатор;
в) мэр; г) президент.
#1050;аких богатырей ты знаешь,перечисли?
_______________________________________
#1050;то такой Александр Невский ?Каких еще великих людей ты знаешь?
#1057;амая популярная в мире русская игрушка? (матрёшка),
#1050;акое животное символизирует силу и мужество нашей страны? (медведь),
#1050;акой предмет стал для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения? (самовар),
#1050;акой предмет считают символом точности, надежности и незыблемости России? (часы - Кремлевские куранты)
10. Кто такой Юрий Гагарин?
Промежуточная диагностика , раздел 3 «Россия – Родина моя»
#1057;колько лет шла Великая Отечественная война? (4 года)
2. Как называлась пограничная застава, которая одной из первых приняла на себя удар фашистов?
3. Сколько дней продолжалась решающая битва за Сталинград? ( 200 дней)
4. Какой город России в годы Великой Отечественной войны выдержал 900-дневную осаду немецких войск?
5. .По льду какого озера проходила «Дорога жизни», проложенная для снабжения блокадного Ленинграда?
6. Какое название получил парад, прошедший на Красной площади 24 июня 1945 года?
(Парад Победы)
#1050;то такие женщины –авиаторы?
Промежуточная диагностика , раздел 6 «Юные Россияне»
1. Выбери и отметь правильный ответ:
Главный закон страны называется:
а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребѐнка;
в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.
2. Обведи правильный ответ:
Человек считается ребѐнком до: а) 14 лет; б)16 лет;
в) 18 лет; г) 20 лет.
3. Закончи предложение:
Я имею право на_______________________________________________
______________________________________________________________ ______________________________________________________________
#1047;акончи предложение:
Гимн, флаг, герб – это ____________________________________________
5. Раскрась российский флаг в его цвета:
6. Выбери и отметь правильный ответ:
Документ, защищающий права ребѐнка называется:
а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребѐнка;
в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОГРАММЫ
- Быков А. К., Мельниченко И. И. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе. Методическое пособие — М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Васнев В.А., Чиненный С.А. «Основы подготовки к военной службе».- М.: Просвещение, 2003 .
- А.А.Волокитин, Н.Н.Грачев, В.А.Жильцов «Военно-профессиональная ориентация учащихся».- М.: Дрофа, 2004.
- Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание. Учебное пособие. - М.: АМЛИКС, 2001.
- Лутовинов В. И. Патриотизм: проблемы формирования у молодежи в современных условиях. — М.: ВУ, 1997.
- Мельниченко И. И., Мешков А. В., Мешкова С. И. Методика организации и проведения военно-полевых сборов. — А.: 2005.
- Нефедов А.А.Тактическая подготовка. М.: Библиотечка «Военные знания», - 2007 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе
Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Рабочая программа...
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по математике в 3 классе
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеобразовательной программе "Загадки природы" для детей 8-9 лет
Программа курса внеурочной деятельности «Загадки природы» составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «Волшебные краски» 1-3 класс
Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для работы с учащимися 7 - 9 лет.Ориентирована на организацию проектной деятельности ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фасолинка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фасолинка»...