Современные аспекты духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
В Концепции духовно - нравственного воспитания российских школьников сформулированиа высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. На основе национального воспитательного идеала формируется основная педагогическая цель - воспитание, социально - педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современные аспекты духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников
Разработала учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 1 им. А,К, Просоедова г. Георгиевска Ставропольского края
Самкина Наталья Васильевна
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Традиционные источники нравственности
- Патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству.
- Социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство.
- Гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества.
- Семья – любовь и верность, забота и помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.
- Личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самопринятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору.
- Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие. Источники содержания для решения воспитательных задач
- Общеобразовательные дисциплины;
- Произведения искусства;
- Периодическая литература, публикаций, радио- и телепередачи;
- Духовная культура и фольклор народов России;
- Истории традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
- Жизненный опыт своих родителей и прародителей;
- Различные источники информации и научного знания.
Основные направления духовно-нравственного развития | Ценности |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. | любовь, к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания | нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. | любовь, к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания | нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). | родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). | красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. |
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
- готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
- свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
- готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
- бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
- законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
- духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
- укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
- повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
- повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
- укреплению национальной безопасности.
Цели и задачи воспитания:
Целью является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
- Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
- Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
- Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
Процесс воспитания реализуется на основе следующих принципов:
- Принцип природосообразности.
- Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
- Принцип сотрудничества.
- Деятельностный подход.
- Личностно-ориентированный подход.
- Возрастной подход.
Ожидаемые результаты
Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.
Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.
Основное содержание воспитательной работы:
6 блоков на основе сотрудничества, сотворчества, совместного поиска школы, семьи, детских образовательных учреждений, музея, библиотеки, учреждений здравоохранения.
1блок «Давайте познакомимся»
диагностика обучающихся и их родителей ; изучение семей, семейных традиций, взаимоотношений в семье; знакомство с понятием классный коллектив.
2блок«Мир, который меня окружает»
раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия; воспитание чувства ответственности; формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла духовно-нравственной личности, способной отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии; знакомство со школьными традициями, режимом дня школьника , правилами поведения в школе, школьной столовой, библиотеке; осознание себя частью единого общества.
3 блок «Я среди людей»
формирование ценностного отношения к семье, её традициям; знакомство с понятием культура поведения; воспитание почтения и любви к родителям и окружающим; организация сотрудничества по вопросам формирования духовно-нравственных качеств и культуры поведения обучающихся; знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа ; привитие простейших навыков самоанализа.
4 блок «Если хочешь быть здоровым»
формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему; профилактика вредных привычек; на примерах семьи, средствами художественно-эстетического цикла воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте внутренней и внешней.
5 блок «Учеба и труд рядом идут»
формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества; воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде; организация самообслуживания, трудовые десанты; профориентация.
6 блок «Я - часть моей страны»
воспитание любви к родной школе, краю, стране ; знакомство с символикой и географическим положением нашей страны, развитие чувства патриотизма; развитие личности гражданина, защитника Отечества, ответственного отношения к семье, к людям; осознание своей значимости в судьбах нашей страны.
Предварительный просмотр:
Современные аспекты духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников
Разработала учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 1 им. А,К, Просоедова г. Георгиевска Ставропольского края
Самкина Наталья Васильевна
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Традиционные источники нравственности
- Патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству.
- Социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство.
- Гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества.
- Семья – любовь и верность, забота и помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.
- Личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самопринятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору.
- Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие. Источники содержания для решения воспитательных задач
- Общеобразовательные дисциплины;
- Произведения искусства;
- Периодическая литература, публикаций, радио- и телепередачи;
- Духовная культура и фольклор народов России;
- Истории традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
- Жизненный опыт своих родителей и прародителей;
- Различные источники информации и научного знания.
Основные направления духовно-нравственного развития | Ценности |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. | любовь, к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания | нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. | любовь, к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания | нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). | родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). | красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. |
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
- готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
- свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
- готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
- бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
- законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
- духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
- укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
- повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
- повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
- укреплению национальной безопасности.
Цели и задачи воспитания:
Целью является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
- Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
- Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
- Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
Процесс воспитания реализуется на основе следующих принципов:
- Принцип природосообразности.
- Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
- Принцип сотрудничества.
- Деятельностный подход.
- Личностно-ориентированный подход.
- Возрастной подход.
Ожидаемые результаты
Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.
Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.
Основное содержание воспитательной работы:
6 блоков на основе сотрудничества, сотворчества, совместного поиска школы, семьи, детских образовательных учреждений, музея, библиотеки, учреждений здравоохранения.
1блок «Давайте познакомимся»
диагностика обучающихся и их родителей ; изучение семей, семейных традиций, взаимоотношений в семье; знакомство с понятием классный коллектив.
2блок«Мир, который меня окружает»
раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия; воспитание чувства ответственности; формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла духовно-нравственной личности, способной отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии; знакомство со школьными традициями, режимом дня школьника , правилами поведения в школе, школьной столовой, библиотеке; осознание себя частью единого общества.
3 блок «Я среди людей»
формирование ценностного отношения к семье, её традициям; знакомство с понятием культура поведения; воспитание почтения и любви к родителям и окружающим; организация сотрудничества по вопросам формирования духовно-нравственных качеств и культуры поведения обучающихся; знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа ; привитие простейших навыков самоанализа.
4 блок «Если хочешь быть здоровым»
формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему; профилактика вредных привычек; на примерах семьи, средствами художественно-эстетического цикла воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте внутренней и внешней.
5 блок «Учеба и труд рядом идут»
формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества; воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде; организация самообслуживания, трудовые десанты; профориентация.
6 блок «Я - часть моей страны»
воспитание любви к родной школе, краю, стране ; знакомство с символикой и географическим положением нашей страны, развитие чувства патриотизма; развитие личности гражданина, защитника Отечества, ответственного отношения к семье, к людям; осознание своей значимости в судьбах нашей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Духовно - нравственное развитие и воспитание младших школьников - первостепенная задача современной образовательной системы в условиях реализации ФГОС....
Духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника через приобщение его к отечественной религиозно-культурной традиции
Выступление на I Епархиальных рождественских образовательных чтениях на тему "Нравственная ответственность церкви, государства и общества в деле просвещения"....
Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников.
Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников разработана с учётом требований ФГОС НОО. В программе представлены все направления воспитательной работы классного руководител...
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Педагогический проект "Духовно-нравственное развитие и воспитания младших школьников в современной школе"
Содержание 1. Актуальность.2. Анализ ситуации.3. Цель и задачи.4. Программа реализации проекта.5....
Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)
Теоретический материал. План-сетка работы классного руководителя по воспитанию гражданственности и патриотизма....