Педагогический проект "Духовно-нравственное развитие и воспитания младших школьников в современной школе"
учебно-методический материал на тему

Тыгина Оксана Сергеевна

Содержание

 

1.     Актуальность.

2.     Анализ ситуации.

3.     Цель и задачи.

4.     Программа реализации проекта.

5.     Знакомство с педагогической литературой.

6.     Изучение положительного опыта.

7.     Система работы с учащимися, родителями.

8.     Предполагаемые результаты.

9.     Механизм оценки результатов (диагностика).

10.  Список использованных источников.

11. Приложение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

СИПКРО

Зачетная работа

по курсам повышения квалификации

по ИОЧ ИБ

«Модернизация региональной системы образования. Развитие профессиональных компетенций работников образования»

16.01 – 27.01.2012 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ

«Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников

в современной школе»

Автор проекта:

Тыгина Оксана Сергеевна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 12

Самара 2012 г.

Содержание

  1. Актуальность.
  2. Анализ ситуации.
  3. Цель и задачи.
  4. Программа реализации проекта.
  5. Знакомство с педагогической литературой.
  6. Изучение положительного опыта.
  7. Система работы с учащимися, родителями.
  8. Предполагаемые результаты.
  9. Механизм оценки результатов (диагностика).
  10.  Список использованных источников.
  11. Приложение.

Актуальность.

Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. «Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь младшего школьника.

Младший школьник наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. 

Поэтому, от того, что вложит педагог в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет школьник в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.

Анализ ситуации.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. С самого юного возраста происходит накопление нравственного опыта и обращения к духовной жизни с нравственным самоопределением и становлением самосознания. И чем насыщено сегодня это самое детство? Сегодняшние дети не похожи на нас в детстве. Они более информированы, более раскованы, но они часто воспринимают отрицательный опыт - безнравственное поведение взрослых, сквернословие окружающих на фоне жестокости, насилия, агрессивной рекламы. Всё это оказывает отрицательное воздействие, разрушает традиции и культуру нашего народа, наносит вред процессу воспитания, приводит к формированию вредных привычек у детей.

За последние годы наблюдается тенденция увеличения просмотра детьми телевизионных передач, увлечение компьютерными играми, бесцельного времяпровождения на улицах нашего города. Сокращается посещение ими спортивных секций, художественных и творческих мастерских. У детей пропадает желание к чтению художественной литературы, к работе с книгами, посещению библиотек, выставок.

В современной ситуации развития общества, когда всё чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится всё более актуальной.

Цель:

создание оптимальных условий для формирования духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника

Задачи:

в области формирования личностной культуры:

• формировать способности к духовному развитию, духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

• формировать способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; открыто выражать и отстаивать свою нравственно позицию, проявлять критичность к собственным  мыслям и поступкам.

в области формирования социальной культуры:

• формировать чувства патриотизма и гражданской солидарности;

• развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям.

• развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимания и сопереживания другим людям.

в области формирования семейной культуры:

• формировать у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

Программа реализации проекта.

Изучение психолого-педагогической литературы.

Необходимо остановиться на некоторых базовых понятиях.

  • Духовность личности - предполагает приоритет человека общечеловеческих и духовных ценностей с сохранением им всех других потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей, определяющих жизнь большинства людей.
  • Нравственность-  - ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. В широком смысле слова нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; в узком смысле -совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
  • Духовно-нравственное развитие личности — формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
  • Духовно-нравственное воспитание личности -   педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей.
  • Базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности. Традиционным источником нравственности определяются следующие базовые национальные ценности:

  • патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение  Отечеству;
  • социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности
  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Виды универсальных учебных действий:

  • личностные 
  • регулятивные
  • познавательные 
  • коммуникативные

Личностные действия - система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребёнку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др).

Регулятивные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты:

  • целеполагание
  • планирование
  • прогнозирование
  • контроль
  • коррекция
  • оценка
  • саморегуляция

Познавательные универсальные действия:

  • Общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  моделирование);
  • Логические (анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, выведение следствий, установление причинно-следственных связей,  доказательство,  выдвижение гипотез и их обоснование);
  • Постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

Коммуникативные действия:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.

Изучение положительного опыта.

Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как В.А. Беляева, Н.А. Бердяев, П.П. Блонский, С.Н. Булгаков, П.Ф. Лесгафт, В.М. Меньшиков, А.Н. Острогорский,  Н.И. Пирогов, М.М. Рубинштейн, К.Д. Ушинский и др.

В настоящее время существует множество программ по духовно-нравственному воспитанию различных авторов. Примеры отечественных программ: «Введение в традицию» авторская программа Крячко А.А., «Программа "Мировидение", Программа "Мировидение" дополнительные уроки для младшего и среднего школьного возраста.Кроме того необходимо назвать российские программы: «Красота спасет мир» авторская программа по музыке Т.В. Лазаревой, «Музыкально-эстетическое воспитание» для 1-4 классов Н.А. Терентьевой, Р.Г. Шитиковой, Программа «Азбука нравственности», Программа «Культура семейных отношений», Муниципальная целевая программа «За духовное и нравственное здоровье» Д.Г. Левчук, О.М. Потаповской.

Обратимся к высказываниям великих людей с целью понимания функций духовно-нравственной культуры.

        «Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины».

К.Д.Ушинский

 «Несчастно то образование, которое не переходит в нравственность и благочестие».

 Я.А.Коменский

 

 «Кто движется вперед в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идет назад, чем вперед».

Аристотель

 «Я добиваюсь того, чтобы нравственные ценности, созданные и завоёванные человечеством в прошлом, и получившие расцвет в наши дни, стали духовным богатством каждого ребенка».

В.А.Сухомлинский:

Мне близки и очень понятны актуальнейшие слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: «И пастырь, и учитель призваны к насаждению истинных понятий и истинных путей человеческой деятельности. Задачи просвещения, воспитания должны пронизывать собою всю нашу образовательную систему. В основе последней необходимо видеть не механическое усвоение наук, не стремление к учености, к образованию только ума наших учащихся, а развитие их внутренних сил в духе благочестия, формирование цельной и целомудренной, нравственной личности, сознающей свой долг перед ближними и Отечеством. В этом главнейшая задача образования».

Национальный воспитательный идеал

Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества.

В средневековой Руси воспитательный идеал для православных христиан был в образе Иисуса Христа. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Для сохранения целостности страны нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.

В XVIII в. Россия стала империей. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству».  Главным в воспитании стало формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии.

Советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал — воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.

В 90-е гг. ХХ в. в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях.

Основные принципы

организации  духовно-нравственного развития и воспитания детей

  • нравственный пример педагога
  • социально-педагогическое партнёрство
  • индивидуально-личностное развитие
  • интегративность программ духовно-нравственного воспитания
  • социальная востребованность воспитания

Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, выдающегося немецкого педагога, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам — всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

В современных условиях без социально-педагогического партнерства школ и учитель не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание детей. Для решения этой задачи необходимо выстраивать педагогически партнёрские отношения с семьёй, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта.

 Индивидуально-личностное развитие – одна  из важнейших задач современного образования. Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т. е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

Интегративность программ духовно-нравственного воспитания.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную. Содержание программ воспитания основано на формирование  базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач дети вместе с педагогами, родителями обращаются к содержанию:

истории России, российских народов, своей семьи, рода; жизненного опыта своих родителей, предков; традиционных российских религий; произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры и т. д.

Базовые ценности  пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности.

Принцип социальной востребованности предполагает, что воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и современное социальное созревание ребёнка происходит посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем. Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого ребенка ,когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами,  которые необходимо решать на основе морального выбора. Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя.

Основные направления  и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы.

        Содержание программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся строится на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, закон и правопорядок, доверие к людям.

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; представление о вере, духовной культуре.

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

В ходе реализации программы все ее направления важны, дополняют друг друга и обеспечивают духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Основные направления духовно-нравственного воспитания осуществляются через уклад школьной жизни, который организован педагогическим коллективом, родителями, учреждениями дополнительного образования и включают различные виды деятельности детей: урочную, внеурочную и внешкольную, семейную на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России.

Система работы педагогов с учащимися.

Урочная деятельность.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность.

Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию – «действительно ли я такой». Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.

Например, в курсе литературного чтения принципиально значимым является способ воздействия на личность ребенка посредством художественных произведений. Один из приемов – непосредственно эмоциональное вслушивание – требует специального внимания учителя и специальной организации (использование литературно-музыкальных композиций с широким включением изобразительного ряда – репродукции картин, слайдов.) Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Подготовка и проведение таких уроков требует широкого сотрудничества самих детей. Такие уроки оставляют у детей ощущение праздника.

Выразительное чтение учителя. Чтение взрослого – это своего рода театр одного актера, который «своей игрой» (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) помогает маленьким читателям «открывать» в тексте новые глубины и оттенки.

Выразительное чтение самих детей. Это своеобразный отчет себе самому о своем понимании текста, способность идентифицировать себя с героем произведения.

Художественная литература – богатый источник переживаний, личного интеллектуально-эмоционального опыта внутреннего поведения – не только способствует созданию и обогащению картины мира читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя с героем произведения.

Системно-деятельный подход предполагает использование на уроках приема «шести ролей: «автор», «читатель», «критик», «теоретик», «художник», «историк». Отношение «автор – литературное произведение – читатель» – процесс практической литературной деятельности самих школьников то в роли «автора», то в роли «читателя». Обе эти роли творческие: как автор, так и читатель не имеют «готового» образа; автор создает его по законам искусства, а читатель «воссоздает». Работа в роли «критика» – литературно-критическая и нравственная оценка. Чтобы творчество автора и читателя было успешным необходимы знания по теории литературы – работа в роли «теоретика». Каждый должен побывать в роли «художника», представляя и воображая смоделированную ситуацию. Роль «историка» позволяет взглянуть на объект обсуждения с точки зрения культурного наследия. Таким образом, главная задача работы с литературным произведением – поставить учащихся в те роли, без которых невозможна полноценная читательская деятельность, помочь детям утвердиться в них, овладеть средствами и способами решения нравственных проблем. Здесь невозможно обойтись без опоры на интеллектуальную сферу учащихся.

Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. В связи с этим представляет интерес ситуационный подход.

Ситуационный подход как ведущий способ реализации личностно-ориентированного образования позволяет сделать обучение сферой самоутверждения личности, актуализации силы ее самовыражения.

В педагогической практике используются следующие личностно-развивающие ситуации:

– проблемная –  поиск новых знаний для решения проблемы;

– прогностическая – развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);

– конструктивная – проектирование поведения в заданных условиях;

– оценочная – формирование и развитие навыков оценки;

– аналитическая – анализ верных и ошибочных действий участников;

– репродуктивная – возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

Рассмотрим подробнее, как осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитания учащихся на примере учебного курса А.А. Плешакова «Окружающий мир» УМК «Школа России».

В курсе «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС значительное место отведено развитию эстетических потребностей, ценностей, чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе.

Достижению этой цели способствует как текстовый, так и иллюстративный материал. Иллюстрации и фотографии обращают внимание школьников на красоту природы, ее необычность, несхожесть с миром рукотворным («природа и рукотворный мир», 2 класс, 1 часть).  Задания и вопросы заставляют задуматься об отношении человека к природе («Какое отношение к окружающему миру можно назвать хорошим, а какое плохим?»). В разделе «Природа» (2 класс,1 часть) дети учатся различать объекты живой и неживой природы, находить связи в природе, между природой и человеком, учатся соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки, замечать и ценить красоту природы, знакомятся с явлениями природы, погодой.  На развитие эмоциональной отзывчивости направлены следующие темы: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?», «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» (1 класс), «Будьте природе другом!», «Сидел в траве кузнечик…» (2 класс), «О ранах маленьких…» (3 класс). Во всех учебниках предусмотрены «Странички для любознательных», «Давайте научимся», «Прочитаем и обсудим», «Природы дивная краса», «Понаблюдаем», «Наши проекты», направленные на углубление и расширение знаний, полученных на уроке, развитие кругозора. В учебники заложены темы «Когда учиться интересно?», проект «Мой класс и моя школа», «В школе». Эти темы помогают осмыслить и принять свою новую роль, роль ученика, правила поведения в школе («Сформулируйте правила поведения в школе. Составьте памятку»). Материал, отобранный авторами и представленный на страницах учебников, основывается на жизненном опыте детей. Это интересные, а главное понятные ребенку тексты и темы: «Что окружает нас дома?», «Что умеет компьютер?», «Зачем нам телефон и телевизор?», «Зачем нужны автомобили?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?» (1 класс), «Комнатные растения», «Про кошек и собак», «Какой бывает транспорт», «Наша дружная семья» (2 класс), «Разнообразие растений», «Кто что ест», «Что такое деньги?» (3 класс) .  

Воспитанию уважительного отношения к человечеству через ознакомление с его многообразием народов, культур и религий помогают проекты, посвященные знакомству с городами, народами России, странами мира. Особое внимание уделяется формированию уважительного отношения к народам России через введение темы «Путешествие по России». С целью ознакомления с различными народами и их культурой в учебники включены темы «Что мы знаем о народах России?» (1 класс), раздел «Путешествия» (2 класс), раздел «Путешествие по городам и странам» (3 класс), «Путешествие по России» (4 класс).

При изучении курса «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС формируются основы гражданской идентичности, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Этому способствуют темы и разделы, введенные в учебниках 1-4 классов: «Что такое Родина?», «Что мы знаем о Москве?» (1 класс), «Где мы живем?», «Россия на карте» (2 класс), «Золотое кольцо России» (3 класс), «Природа России» (4 класс). Иллюстративный ряд подобран с целью показать красоту природы, российских городов, архитектуры. Проекты, предусмотренные для формирования патриотизма, с каждым классом углубляются и усложняются, например, в 1 классе предлагается проект «Моя малая родина», в котором ребятам предлагается с помощью фотографий рассказать о своей малой родине. Во 2 классе этот проект углубляется («Города России») и школьники делают фоторепортаж уже о нескольких городах. В 3-4 классах ребятам на выбор предлагается выполнить несколько проектов о России.

В курсе «Окружающий мир» первостепенное внимание уделяется семье. Формированию этой ценности помогает тема «Как живет семья?», проект «Моя семья» (1 класс), в котором школьники должны рассказать о составе своей семьи, увлечениях каждого члена семьи, о семейных традициях, «Наша семья», проект «Родословная» (2 класс), где учащиеся с помощью взрослых составляют древо своей семьи. 3 класс предусматривает введение темы «Семейный бюджет», при изучении которой школьники знакомятся с понятиями «бюджет», «доходы», «расходы», «потребности», в 4 классе выполняется проект «Календарь праздников моей семьи». Иллюстрации и задания способствуют осознанию ценности семьи, необходимости укрепления семейных связей, отношений между членами семьи. Проекты предполагают совместную работу школьников и родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер, что помогает налаживанию отношений в семье, воспитанию взаимопомощи, уважительного отношения младших к старшим членам семьи.

Здоровый образ жизни занимает одно из главных мест в курсе «Окружающий мир». Для развития установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках предусмотрены соответствующие темы и разделы. В 1 классе изучаются темы «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?». В учебнике 2 класс для этой темы отведен целый раздел «Здоровье и безопасность». В учебнике 3 класса – разделы «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», а в 4 классе предусмотрен учебный проект «Путешествуем без опасностей».

К проблеме нравственного выбора авторы учебников обращают школьников уже в 1 классе, благодаря чему начинает формироваться чувство ответственности. Это можно проследить при изучении следующих тем: «Как зимой помочь птицам?», «Почему мы любим кошек и собак?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему мы часто слышим слово «экология»?», при выполнении проекта «Мои домашние питомцы». Во 2 классе в разделе «Общение» предусмотрено формирование представлений о нравственных нормах, освоение культуры поведения в семье, школе, в общественных местах. Развитию самостоятельности и ответственности за свои поступки служит раздел «Чему учит экономика» в учебнике 3 класса, где вводятся новые понятия «Товары», «услуги», «налоги». Все эти понятия связаны с личным опытом ребенка и его семьи.

Таким образом, учебный предмет «Окружающий мир» способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию личности школьников через изучение тем, разделов, выполнении заданий и проектов, предусмотренных учебниками.

Внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Формы работы с детьми.

  • факультативные,  индивидуально-групповые занятия, беседы  
  • сюжетно-ролевые игры нравственного и духовного содержания
  • творческая художественная деятельность детей (рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально-сценического движения)
  • использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций).
  • исследовательская деятельность учащихся
  • экскурсии
  • организация выставок
  • тематические и творческие вечера
  • участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах

Система использования разнообразных форм работы с детьми способствует освоению учащимися нравственных ценностей, давая необходимые представления о различных вариантах действий и поступков. Приведу примерную тематику форм работы:

1 класс: «Как правильно поздороваться?»; «Мимика и жесты»; «Подбери к словам «хорошо» и «плохо» подходящую картинку»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и школы» (коллективная работа в группе или паре); «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день. Нарисуй, расскажи о них»; «Помоги ребятам в классе составить «Словарь вежливых слов»; «К тебе пришли гости. Игра «Гость – хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На дне рождения»; «Если другу плохо?»; «Учимся общаться» (Закончи фразу).

2 класс: «Я и другие люди»: конкурс и защита рисунков «Чему тебя научили сказки?»; деловая игра «Ситуации о правилах поведения в отношениях со старшими, учителем»; «Вежливые слова»; деловая игра «Как тебя зовут друзья?» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии, дают советы).

3 класс: «Опиши своего одноклассника» (назови качества, которыми должен обладать человек, чтобы: а) считаться твоим другом; б) заслужить твое доверие; в) вызвать симпатию); деловая игра «Верность слову»; деловая игра «Умение общаться»; решение этических задач; коллективно-групповая работа обсуждения ситуаций: «В музее», «После спектакля», «В театре», «В кино»; деловая игра «Культура поведения человека».

4 класс: «Подумай, как поступить»: Если я понимаю настроение другого, то я: а) смогу ему помочь, б) не обижу его, в) поддержу его, г) улучшу его настроение, д) буду доволен, е) свой вариант; написать сочинение «Мой характер и мои поступки»; расскажи, как ты помогаешь маме, папе…

Система работы с родителями.

Современные  родители  не всегда могут оказать правильное воздействие на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, и школа, обладающая педагогическими знаниями и большим опытом в области воспитания, должна оказывать родителям в этом помощь и поддержку. В связи с этим значительное место в моей деятельности  занимает просветительская работа с родителями.

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся  — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Формы работы с родителями.

Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).            

             Тематика родительских собраний, направленных на ознакомление родителей с правильными методами духовно-нравственного воспитания может быть различной. Так, например: «Духовные истоки воспитания в семье», «Роль матери в воспитании ребёнка», «Роль отца в воспитании ребёнка», «Роль бабушек и дедушек в воспитании детей», «Любовь и дружба – основа семейного воспитания», «Место и роль труда в жизни семьи», «Как сделать ребёнка счастливым»,  «Роль традиций в семейном воспитании» и другие.  

Родительская конференция   (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Родительские конференции обсуждают насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Например, «Трудовое воспитание младших школьников в семье», « Семья как воспитательный коллектив», « Половое воспитание ребенка»). Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.      

Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги. («Забота родителей о физическом развитии и здоровье ребенка», « Формирование культурных навыков и привычек у ребенка в семье», «Эмоциональная жизнь ребенка и воспитание его чувств»).

Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными («Личный пример родителей», «Семейные традиции в воспитании детей» и т.д.).  Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).  Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель дает  родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка, его увлечения, интересы;  предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера;  мотивации учения;  моральные ценности семьи).

Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

Предполагаемый результат.

По каждой из задач  духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся планируется достижение следующих результатов:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;

- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- уважительное отношение к традиционным религиям;

- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

- ценностное и творческое отношение к учебному труду;

- элементарные представления о различных профессиях;

- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально- психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

- ценностное отношение к природе;

- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России;

- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

Предполагаемые воспитательные результаты распределяются по трем уровням:

1 уровень (1 класс) – приобретение школьником социальных знаний, первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

2 уровень (2-3 классы) – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной  среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

3 уровень (4 класс) – получение опыты самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет

взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.

Обобщенный предполагаемый результат как итог реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания фиксируется в портрете выпускника младшего школьника:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих
  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками.

Диагностика.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: анонимные анкеты, позволяющие анализировать ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.

Класс

Задачи

Форма диагностики

1класс

необходимость выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»), которые помогут учителю грамотно организовать взаимодействие с детьми

Диагностическая программа изучения

уровней проявления воспитанности младшего школьника

(см. приложение)

2 -3 класс

особенности самооценки и уровня притязаний каждого ребенка, его положение в системе личных взаимоотношений класса («звезды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «пренебрегаемые»), а также характер его отношения к школе.

Анкета «Отношение учащихся к школе, себе и другим»

4 класс

изучения самооценки детей младшего школьного возраста

Методика «Оцени себя»

  • Результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьников – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.

Список использованных источников

 

1. Белоусова Т. Л. и др. Под ред. Данилюка А. Я.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. Часть 1, 2

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009г.

3. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия  начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя.    Москва, Просвещение, 2008 г.

4. http://festival.1september.ru/

5. http://www.prosv.ru/

6. http://www.numi.ru/

7. http://www.zavuch.info/

8. http://pedsovet.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Процесс воспитания младших школьников в современной школе.

В статье предоставлен опыт работы по теме"Процесс воспитания младших школьников в современной школе"...

Патриотическое воспитание младших школьников в современной школе.

Патриотическое воспитание младших школьников в современной школе....

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» МБОУ Арылахская общеобразовательная средняя школа.

Воспитательная программа  класса составлена на основе программы духовно-нравственного развития младших школьников. Программа воспитательной работы«Кэскил» разработана на 4 года и рассчитана для у...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников»

План проекта.  1.     Актуальность.2.     Выявление проблемы.3.     Цели и задачи педагогического проекта.4....

Процесс воспитания младших школьников в современной школе.

Воспитание младших школьников - начальная школа....

Современные аспекты духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников

В Концепции духовно - нравственного воспитания российских школьников сформулированиа высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечест...