Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)
статья ( класс) на тему
Теоретический материал. План-сетка работы классного руководителя по воспитанию гражданственности и патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_razvitie_i_vospitanie_ml._shk.doc | 64.5 КБ |
duhovno-nravstvennoe_razvitie_i_vospitanie_ml._shk.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему:
«Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)»
Учитель начальных классов Карпова В.В.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников
Одна из актуальных задач, стоящих перед школой, - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение этой задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание, которое является основой всех основ.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, являются формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования рассматривает пять направлений:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Воспитательные результаты любого из видов деятельности учащихся начальных классов распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение младшим школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение младшим школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие младших школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищённой, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение младшим школьником начального опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
В подготовительном и 1 классе учащиеся особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, для достижения ребёнком первого уровня результатов.
Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.
К 4 классу создаётся реальная возможность выхода в пространство общественного действия.
Учитывая основные направления духовно-нравственного развития и воспитания, а также возрастные особенности детей, на МО классных руководителей начальной школы был утверждён план работы по месяцам следующего содержания:
1-ая неделя – мероприятия, направленные на воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
2-ая неделя - мероприятия, направленные на воспитание нравственных чувств и этического сознания;
3-ая неделя - мероприятия, направленные на воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
4-ая неделя - мероприятия, направленные на экологическое и эстетическое воспитание.
Остановлюсь поподробнее на первом направлении духовно-нравственного развития – воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Основные задачи данного направления:
- формировать первоначальные представления о символах государства;
- формировать представления о важнейших законах нашей страны, о правах и обязанностях гражданина России;
- формировать представление о правилах поведения в школе, дома, на улице, на природе;
- стимулировать проявление отрицательного отношения к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;
- формировать умение отвечать за свои поступки;
- формировать представление о национальных героях и важнейших событиях истории России;
- воспитывать уважение к защитникам Родины;
- формировать представления о народах РФ, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- развивать интерес к содержанию и значению государственных праздников, к важнейшим событиям в истории и современной жизни РФ;
- формировать уважительное отношение к русскому языку как к государственному языку межнационального общения;
- воспитание и уважение к школе, своему городу, народу, России.
Для осуществления поставленных задач нами используются следующие виды деятельности и формы организации внеурочной работы:
- познавательные беседы («Права и обязанности детей в школе», «Права ребёнка в семье», «Опознавательные знаки мест, где мы живём и учимся», «Государственный флаг РФ», «Государственный герб РФ»,
«Государственный герб РФ», «Моя Родина – Россия», «Всеобщая декларация прав человека», «Мои права и обязанности» и т.д.)
- игровая деятельность (игры: «Переходим улицу», «Наш путь в школу», «В транспорте», «Национальные игры народов России», цикл игр на тему «Учитесь быть терпеливыми»; тренинги: «Общаться по правилам», «Обмен ролями»).
- творческая деятельность (конкурсы, выставки - выставка рисунков, посвящённых Дню учителя, конкурс рисунков о космосе).
- экскурсии и заочные путешествия (экскурсия в музей боевой славы, заочное путешествие по городам-героям)
- чтение книг (страницы истории: «Ледовое побоище», «Куликовская битва», «Невская битва», о детях-героях).
План-сетка работы классного руководителя начальной школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека).
0-1классы | 2класс | 3класс | 4класс | |
Сентябрь | Игра «Переходим улицу» Экскурсия по школе «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики» | Практикум «Как мы знаем правила дорожного движения» (повторение) | «Азбука города» (дорожные знаки). Практикум. Изготовление макета светофора | Составление маршрутов «Наш путь в школу» |
Октябрь | Выставка рисунков, посвящённых Дню учителя. Тематическая линейка | Выставка рисунков, посвящённых Дню учителя. Тематическая линейка | Выставка рисунков, посвящённых Дню учителя. Тематическая линейка | Выставка рисунков, посвящённых Дню учителя. Тематическая линейка |
Ноябрь | Познавательная беседа «Опознавательные знаки мест, где мы живём и учимся» | Познавательная беседа «Государственный флаг РФ» | Познавательная беседа «Государственный герб РФ» | Познавательная беседа «Моя Родина – Россия» |
Декабрь | Познавательная беседа «Права и обязанности детей в школе» | Познавательная беседа «Права ребёнка в семье» | Познавательная беседа «Всеобщая декларация прав человека» | Познавательная беседа «Мои права и обязанности» |
Январь | Тренинг «Общаться по правилам» | Тренинг «Обмен ролями» | Игровая ситуация «Мой дом – моя крепость» | Игровая ситуация «В транспорте» |
Февраль | Страницы истории. «Герои Невской битвы» (чтение книг) | Страницы истории. «Герои Куликовской битвы» (чтение книг) | Страницы истории. «Ле- довое побоище, Невская битва, Куликовская битва» (чтение книг) | Страницы истории. «Ле- довое побоище, Невская битва, Куликовская битва» (чтение книг) |
Март | Занятие «Играем в национальные игры народов России» | Занятие «Играем в национальные игры народов России» | Цикл игр на тему «Учитесь быть терпеливыми» | Цикл игр на тему «Учитесь быть терпеливыми» |
Апрель | Познавательные беседы о космонавтах. Конкурс рисунков о космосе | Познавательные беседы о космонавтах. Конкурс рисунков о космосе | Познавательные беседы о космонавтах. Конкурс рисунков о космосе | Познавательные беседы о космонавтах. Конкурс рисунков о космосе |
Май | Чтение и обсуждение книг о детях-героях Тематическая линейка | Чтение и обсуждение книг о детях-героях Тематическая линейка | Экскурсия в музей боевой славы. Тематическая линейка | Экскурсия в музей боевой славы. Тематическая линейка |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему:
«Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)»
Учитель начальных классов Карпова В.В.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников
Одна из актуальных задач, стоящих перед школой, - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение этой задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание, которое является основой всех основ.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, являются формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования рассматривает пять направлений:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Воспитательные результаты любого из видов деятельности учащихся начальных классов распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение младшим школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение младшим школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие младших школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищённой, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение младшим школьником начального опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
В подготовительном и 1 классе учащиеся особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, для достижения ребёнком первого уровня результатов.
Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.
К 4 классу создаётся реальная возможность выхода в пространство общественного действия.
Учитывая основные направления духовно-нравственного развития и воспитания, а также возрастные особенности детей, на МО классных руководителей начальной школы был утверждён план работы по месяцам следующего содержания:
1-ая неделя – мероприятия, направленные на воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
2-ая неделя - мероприятия, направленные на воспитание нравственных чувств и этического сознания;
3-ая неделя - мероприятия, направленные на воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
4-ая неделя - мероприятия, направленные на экологическое и эстетическое воспитание.
Остановлюсь поподробнее на первом направлении духовно-нравственного развития – воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Основные задачи данного направления:
- формировать первоначальные представления о символах государства;
- формировать представления о важнейших законах нашей страны, о правах и обязанностях гражданина России;
- формировать представление о правилах поведения в школе, дома, на улице, на природе;
- стимулировать проявление отрицательного отношения к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;
- формировать умение отвечать за свои поступки;
- формировать представление о национальных героях и важнейших событиях истории России;
- воспитывать уважение к защитникам Родины;
- формировать представления о народах РФ, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- развивать интерес к содержанию и значению государственных праздников, к важнейшим событиям в истории и современной жизни РФ;
- формировать уважительное отношение к русскому языку как к государственному языку межнационального общения;
- воспитание и уважение к школе, своему городу, народу, России.
Для осуществления поставленных задач нами используются следующие виды деятельности и формы организации внеурочной работы:
- познавательные беседы («Права и обязанности детей в школе», «Права ребёнка в семье», «Опознавательные знаки мест, где мы живём и учимся», «Государственный флаг РФ», «Государственный герб РФ»,
«Государственный герб РФ», «Моя Родина – Россия», «Всеобщая декларация прав человека», «Мои права и обязанности» и т.д.)
- игровая деятельность (игры: «Переходим улицу», «Наш путь в школу», «В транспорте», «Национальные игры народов России», цикл игр на тему «Учитесь быть терпеливыми»; тренинги: «Общаться по правилам», «Обмен ролями»).
- творческая деятельность (конкурсы, выставки - выставка рисунков, посвящённых Дню учителя, конкурс рисунков о космосе).
- экскурсии и заочные путешествия (экскурсия в музей боевой славы, заочное путешествие по городам-героям)
- чтение книг (страницы истории: «Ледовое побоище», «Куликовская битва», «Невская битва», о детях-героях).
План-сетка работы классного руководителя начальной школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека).
0-1классы | 2класс | 3класс | 4класс | |
Сентябрь | Игра «Переходим улицу» Экскурсия по школе «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики» | Практикум «Как мы знаем правила дорожного движения» (повторение) | «Азбука города» (дорожные знаки). Практикум. Изготовление макета светофора | Составление маршрутов «Наш путь в школу» |
Октябрь | Выставка рисунков, посвящённых Дню учителя. Тематическая линейка | Выставка рисунков, посвящённых Дню учителя. Тематическая линейка | Выставка рисунков, посвящённых Дню учителя. Тематическая линейка | Выставка рисунков, посвящённых Дню учителя. Тематическая линейка |
Ноябрь | Познавательная беседа «Опознавательные знаки мест, где мы живём и учимся» | Познавательная беседа «Государственный флаг РФ» | Познавательная беседа «Государственный герб РФ» | Познавательная беседа «Моя Родина – Россия» |
Декабрь | Познавательная беседа «Права и обязанности детей в школе» | Познавательная беседа «Права ребёнка в семье» | Познавательная беседа «Всеобщая декларация прав человека» | Познавательная беседа «Мои права и обязанности» |
Январь | Тренинг «Общаться по правилам» | Тренинг «Обмен ролями» | Игровая ситуация «Мой дом – моя крепость» | Игровая ситуация «В транспорте» |
Февраль | Страницы истории. «Герои Невской битвы» (чтение книг) | Страницы истории. «Герои Куликовской битвы» (чтение книг) | Страницы истории. «Ле- довое побоище, Невская битва, Куликовская битва» (чтение книг) | Страницы истории. «Ле- довое побоище, Невская битва, Куликовская битва» (чтение книг) |
Март | Занятие «Играем в национальные игры народов России» | Занятие «Играем в национальные игры народов России» | Цикл игр на тему «Учитесь быть терпеливыми» | Цикл игр на тему «Учитесь быть терпеливыми» |
Апрель | Познавательные беседы о космонавтах. Конкурс рисунков о космосе | Познавательные беседы о космонавтах. Конкурс рисунков о космосе | Познавательные беседы о космонавтах. Конкурс рисунков о космосе | Познавательные беседы о космонавтах. Конкурс рисунков о космосе |
Май | Чтение и обсуждение книг о детях-героях Тематическая линейка | Чтение и обсуждение книг о детях-героях Тематическая линейка | Экскурсия в музей боевой славы. Тематическая линейка | Экскурсия в музей боевой славы. Тематическая линейка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Духовно - нравственное развитие и воспитание младших школьников - первостепенная задача современной образовательной системы в условиях реализации ФГОС....
Духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника через приобщение его к отечественной религиозно-культурной традиции
Выступление на I Епархиальных рождественских образовательных чтениях на тему "Нравственная ответственность церкви, государства и общества в деле просвещения"....
Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников.
Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников разработана с учётом требований ФГОС НОО. В программе представлены все направления воспитательной работы классного руководител...
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников
Данная презентация включает материал по организации воспитатальной работы в начальной школе...
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. В статье раввматриваются методы нравственного воспитания, используемые в уче...
Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...