Статья об особенностях реализации программы внеурочной деятельности "Наш чудесный город"
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Программа «Наш чудесный город» органично сочетает две составляющих педагогического процесса, такие как «воспитывающее обучение и обучающее воспитание». Программа рассчитана на 4 года обучения (1 – 4 класс). Она позволяет научить ребёнка ориентироваться в окружающем его большом городе, осознать пользу и проблемы Петербурга, его красоту, уникальность и ценность. Занимаясь по программе, школьники изучают историю родного города, являющуюся частью истории своей Родины, что способствует формированию системы ценностей и жизненных приоритетов, осознанию ребенком собственного места и роли в пространстве культуры, формированию образованной личности, воспитанию чувства патриотизма и твёрдой гражданской позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_chudesnyy_gorod_programma.doc | 413.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №367
ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
192281, Санкт-Петербург, Дунайский пр., дом43, корпус 2, литера А. тел./факс 778-82-42
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Наш чудесный город»
Срок реализации программы 4 года
Категория обучающихся: ученики I-IV классов
Санкт-Петербург
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Наш чудесный город» для 1-4 классов разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ СОШ № 367, авторской программы Е.В.Дмитриевой «Санкт-Петербург».
Нормативно-правовая база
1) Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
2) Приказ Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. №373»
3) Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
4) СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Программа «Наш чудесный город» органично сочетает две составляющих педагогического процесса, такие как «воспитывающее обучение и обучающее воспитание». Программа рассчитана на 4 года обучения (1 – 4 класс). Она позволяет научить ребёнка ориентироваться в окружающем его большом городе, осознать пользу и проблемы Петербурга, его красоту, уникальность и ценность. Занимаясь по программе, школьники изучают историю родного города, являющуюся частью истории своей Родины, что способствует формированию системы ценностей и жизненных приоритетов, осознанию ребенком собственного места и роли в пространстве культуры, формированию образованной личности, воспитанию чувства патриотизма и твёрдой гражданской позиции.
Целью программы курса является создание условий для формирования нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации младших школьников в окружающем их городском пространстве.
Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Способствовать формированию у учащихся:
- познавательного интереса к изучению города;
- элементарных знаний о составных частях города;
- о роли людей и природы в формировании городов;
- о взаимосвязи города и горожан;
- о памятниках природы и культуры, придающих неповторимый облик Санкт-Петербургу (реки, каналы, острова, парки, сады, мосты, решетки, здания, фонари, скульптура);
- о важных функциях города как промышленного, торгового и культурного центра страны;
- о главных ансамблях Петербурга - его символах, являющихся частью всемирного культурного наследия;
- о петербуржцах – создателях и носителях петербургской культуры.
На основе этих знаний:
2. Содействовать формированию представления об уникальности, неповторимости облика Петербурга.
3. Начать формирование краеведческих умений:
- грамотно произносить, писать и применять термины и понятия;
- ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу;
- соотносить объект на карте с городским пространством;
- пользоваться краеведческой литературой;
- рассматривать городские объекты и объекты, окружающие в повседневной жизни как источник и уметь извлекать из него информацию;
- описывать памятники, достопримечательности по памяткам;
- соединять повседневный опыт и знания о городе, полученные на уроках.
4. Развивать монологическую речь и мыслительные умения:
- работать с познавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды);
- подбирать слова, характеризующие объект;
- выявлять главные признаки объекта;
- сравнивать объекты и делать выводы;
- обосновывать свою точку зрения;
- переносить знания, полученные на других учебных предметах.
5. Создавать условия для формирования оценочных суждений:
- формировать знания об утилитарной, эстетической, социальной, историко-культурной значимости городских объектов;
- выражать свое отношение к объекту, событию, творческой деятельности.
6. Содействовать развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала учащихся:
- изображать изученные объекты (в рисунке, поделке, сочинении, сказке, стихотворении, эпитетах).
7. Способствовать практическому применению полученных знаний и умений:
- соблюдать правила поведения в общении с одноклассниками, в городской среде, в транспорте, на экскурсиях, в музеях, библиотеках, храмах.
Место курса в учебном плане
Согласно учебному плану ГБОУ СОШ №367 программа рассчитана на 4 года обучения. Количество учебных часов – 135 часов, по 34 часа в год (в 1-м классе 33 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Результаты изучения курса: личностные, метапредметные и предметные
Личностными результатами изучения курса «Наш чудесный город» является формирование следующих умений:
- эмоционально-ценностного восприятия ребенком города как «своего мира», представляющего значимость (ценность) для него при условии грамотного взаимодействия с объектами городской среды и людьми.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- формировать умение делать выводы;
- формировать положительную мотивацию к обучению;
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания, нацеленные на умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Наш чудесный город» является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- Учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Наш чудесный город» является формирование следующих умений.
- овладеть элементарными знаниями о составных частях города, об удивительных особенностях (город островов, рек и каналов, мостов, архитектурных ансамблей, скульптурных памятников) присущих только Санкт-Петербургу, о роли людей и природы в формировании города и в решении городских проблем, о важных функциях города, о самых его известных достопримечательностях, то есть о том, что делает облик Петербурга неповторимым, отличным от других городов;
- научиться правильно употреблять и писать «городские» слова и выражения; ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу; пользоваться краеведческой литературой; описывать достопримечательности по памяткам; применять для выполнения заданий свой повседневный опыт и знания о городе, полученные на уроках;
- уметь выражать свое отношение к памятнику, событию, творчеству людей через слово, рисунок, поделку.
Предполагаемые результаты освоения программы
Во время прохождения начального курса «Наш чудесный город» предполагается, что учащиеся:
- овладеют элементарными знаниями о составных частях города, об удивительных особенностях (город островов, рек и каналов, мостов, архитектурных ансамблей, скульптурных памятников) присущих только Санкт-Петербургу, о роли людей и природы в формировании города и в решении городских проблем, о важных функциях города, о самых его известных достопримечательностях, то есть о том, что делает облик Петербурга неповторимым, отличным от других городов;
- научатся правильно употреблять и писать «городские» слова и выражения; ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу; пользоваться краеведческой литературой; описывать достопримечательности по памяткам; применять для выполнения заданий свой повседневный опыт и знания о городе, полученные на уроках;
- проявят познавательный интерес к изучению своей Малой Родины в выполнении творческих заданий, в желании посетить музей, выставку и написать отзыв, самостоятельно найти информацию, написать стихотворение или сказку о городе;
- смогут развить монологическую речь и мыслительные умения (работать со стихами, ребусами, кроссвордами; характеризовать объект, выявляя его главные признаки; сравнивать объекты; доказывать свою точку зрения);
- начнут выражать свое отношение к памятнику, событию, творчеству людей через слово, рисунок, поделку.
И, конечно, полученные знания и умения должны способствовать бережному отношению ребят к созданному предшествующими поколениями и создаваемому в настоящее время, и уважению в общении в семье, с одноклассниками, в городском пространстве: на экскурсиях, в транспорте, музеях, театрах, библиотеках, храмах.
Содержание программы
1 год обучения «Мы живём в Санкт-Петербурге» (33 ч)
1 | Вводное занятие. Из истории Санкт-Петербурга | Первоначальные сведения о городе: название города, возраст города, понятия «старый – новый», «большой – маленький» город. История города и необходимость её изучения. Знакомство с картой города. |
2 | Наш город – Санкт-Петербург | Царь Пётр I. Его появление на берегах Невы. Идея постройки крепости. День рождения города. Начало строительства. Происхождение названия. Работа с пособием «Санкт-Петербург» Е.В.Дмитриевой, стр.3. |
3 | Крепость на Заячьем острове | Местоположение. Работа с картой-схемой. Составные части. Назначение. Работа с пособием Дмитриевой стр. 4-6. Разгадывание ребусов. |
4 | Домик Петра Первого. Троицкая площадь | Местоположение. Работа с картой-схемой. Внешний вид. Внутреннее убранство. Каменный футляр. Работа с пособием стр. 7-9. |
5 | Петропавловский собор | Местонахождение. Работа с картой. Внешний вид. История создания. Происхождение названия. Архитектор Доменико Трезини. Пособие стр. 11-13 |
6 | Адмиралтейская верфь | Местонахождение. Работа с картой. Внешний вид. История создания. Происхождение названия. Архитектор Андреян Захаров. Пособие стр. 14-16 |
7 | Здание Адмиралтейства | Архитектурные украшения башни. Работа со схемой. Творческое задание на различие внешнего вида колокольни Петропавловского собора и башни Адмиралтейства. Пособие стр. 17-18 |
8 | Летний сад | Местонахождение. Работа с картой - схемой. История создания. Происхождение названия. Постройки в Летнем саду. Ограда Летнего сада. Пособие стр. 19-22 |
9 | Летний дворец | Местонахождение. Внешний вид. История создания. Происхождение названия. Архитектор Доменико Трезини. Понятие рельеф. Сравнение внешнего облика домика Петра Первого и Летнего дворца Петра. Пособие стр. 23-25. |
10 | Дворцовая площадь | Местоположение. Работа с картой. Значение слова фасад, пандус, пилястры. Зимний дворец. Ф.Б. Растрелли. Парадная лестница Зимнего дворца. Пособие стр.26-29 |
11 | Зимний дворец | Кроссворды, ребусы, занимательные задания. Пособие стр. 29-30 Виртуальное путешествие по центру Санкт-Петербурга. |
12 | Эрмитаж - музей в Зимнем дворце | Музей в Зимнем дворце. Старый Эрмитаж. Новый Эрмитаж. Некоторые экспонаты Эрмитажа. |
13 | Эрмитаж - музей в Зимнем дворце | Малый Эрмитаж. Некоторые экспонаты Эрмитажа. Виртуальное путешествие по залам Эрмитажа. Пособие стр. 31-33 |
14 | Арка Главного штаба. Александровская колонна | Местоположение. Внешний вид. Назначение. Архитектор К. И. Росси. Колесница и богиня победы Ника. Александровская колонна. Огюст Монферран. Пособие стр. 34-37. |
15 | Стрелка Васильевского остров | Город на островах. Работа с картой-схемой. Местонахождение. История создания. Назначение. Пособие стр. 38-39 |
16 | Стрелка Васильевского острова | Здание Биржи. Тома де Томон. Ростральные колонны – внешний вид, происхождение названия. Пособие стр. 40-41 |
17 | Сенатская площадь | Местонахождение. Работа с картой. К. Росси. Здания Сената и Синода. Скульптуры. Сенатская площадь. |
18 | Сенатская площадь | Сенатская площадь. Медный всадник. Пособие стр. 42-45. |
19 | Исаакиевская площадь | Местонахождение. Работа с картой. Внешний вид. Мариинский дворец. Гостиница «Астория». Пособие стр. 46. |
20 | Исаакиевская площадь | Памятник Николаю Первому. Водомерный столб. Синий мост. Пособие стр. 47-49. |
21 | Исаакиевский собор | Собор-великан. Внешний облик. Архитектор О. Монферран. Значение слов: звонницы, портики, колоннады. Скульптуры на соборе. Пособие стр. 50-53. |
22 | Невский проспект | Главная улица нашего города – Невский проспект. Внешний вид проспекта. Знаменитые и узнаваемые здания на Невском проспекте. Работа с картой. Просмотр фильма «Прогулка по Невскому проспекту». Обмен информацией об улицах нашего города известных детям. |
23 | Невский проспект | «Невский трезубец» Еропкина. Три моста. Городская дума, Гостиный двор. Казанский собор. Пособие стр. 54-57 |
24 | Казанский собор | Местоположение. Внешний облик. Происхождение названия. А.Н. Воронихин. Памятники великим полководцам. Пособие стр. 58-60 |
25 | Храм Воскресения Христова(Спас на крови) | Местоположение. Внешний облик. Происхождение названия. История создания. А. А. Парланд и священник Игнатий. Внутреннее убранство храма. Пособие стр. 61-63 |
26 | Гостиный двор. Городская дума | История создания. Внешний облик. Назначение. Архитектор Валлен-Деламот. Башня Городской думы. Внешний облик. Назначение. Пособие стр.64-67. |
27 | Аничков дворец | История создания Внешний вид. Дворец творчества юных. Пособие стр. 68 |
28 | Аничков мост | Аничков мост. Скульптурные группы. Пособие стр. 69-71 |
29 | Символы Санкт-Петербурга: герб, флаг | Город на островах. Петербург морской и речной порт. Герб Петербурга, флаг. Андреевский флаг. Ангел на флюгере Петропавловского собора, кораблик на флюгере Адмиралтейства. Мозаика «Составь символ». Работа с пособием стр. 72 |
30 | Символы Санкт-Петербурга: гимн | Гимн Петербурга. Конкурс рисунков «Символы Санкт-Петербурга». Работа с пособием стр. 72 |
31 32 | Итоговое занятие «Что я узнал о нашем городе» (продолжение) | Кроссворды, ребусы, занимательные задания. Пособие стр. 74-76. Виртуальное путешествие-экскурсия по центру Санкт-Петербурга. |
33 | Обзорная экскурсия по городу Викторина «Знай и люби свой город» | Правила поведения на экскурсии. Почему надо сохранять и беречь исторические здания и памятники. Почему надо изучать историю города. Обсуждение. Проведение викторины с использованием настольной игры «Санкт-Петербург». Выбор жюри и подведение итогов. Награждение лучшего знатока города. |
2 год обучения «Петербург – город – музей» (34 ч)
1 | Вводное занятие. | Повторение основных вопросов из пройденного материала: основные понятия, виды зданий, петербургские улицы и мосты. |
2 | Санкт-Петербург – город музеев и театров. | Пётр I – основатель Кунсткамеры. Понятие экспоната. Местоположение. |
3 | Музеи на стрелке Васильевского острова | Первый музей России – Кунсткамера. Внешний вид здания. Зодчий Георг Маттарнови. Указ Петра Первого. Университетская набережная. Экспонаты музея. Зоологический музей. Здание биржи. |
4 | Экскурсия в один из музеев | Правила поведения во время экскурсии. Правила поведения в автобусе. Правила пешехода. Правила поведения в музее. Почему после экскурсии надо задавать вопросы экскурсоводу. |
5 | Площадь Искусств | Местонахождение площади. Работа с картой схемой. Памятник Пушкину. Скульптор М. К. Аникушин. Русский музей. Архитектор Росси. . Работа с пособием Дмитриевой стр. 8-9. |
6 | Михайловский театр. Здание Филармонии | Михайловский театр. Архитектор Брюллов. Работа с пособием Дмитриевой стр. 10-11. |
7 | Михайловский дворец. Русский музей | Великие русские художники и их творения. Продолжение знакомства с архитектурным ансамблем площади Искусств. Здание Филармонии. Работа с пособием Дмитриевой стр.12 – 13. |
8 | Площадь Островского | Русский драматург А. Н. Островский. Местонахождение площади. Работа с картой. К. И. Росси. Александринский театр. Российская национальная библиотека. Павильон Росси. Памятник Екатерине II. Павильон Аничкова Дворца на Невском проспекте. Работа с печатным пособием Дмитриевой стр. 15-18. |
9 | Театр имени А. С. Пушкина (Александринский театр) | Театр им. Пушкина. Внешний облик. Колесница Аполлона. Кто такой Аполлон? Скульптор С. С. Пименов. Значение слов: трагедия, комедия, муза, партер, бельэтаж, антракт, фойе, пюпитр, бис, браво. Работа с пособием Дмитриевой стр. 19-21. |
10 | Российская национальная библиотека | Местонахождение. Внешний вид. Архитектор К. И. Росси. Работа с пособием стр. 22-24. Игра «Знай и люби свой город». |
11 | Елисеевский магазин. Театр комедии | Местоположение театра. Работа с картой. Елисеевский магазин. История создания. Театр комедии им. Акимова. Работа с пособием стр.25-26 |
12 | Театральная площадь | Местонахождение. Внешний вид. История создания. Мариинский театр оперы и балета. Архитектор Альберт Кавос. Интерьер Мариинского театра. Значение слов: балет, опера, ария, оркестровая яма, либретто, финал. Работа с пособием стр.28-29 |
13 | Обобщающий урок «Музеи и театры Санкт – Петербурга» | Как одеться в театр? Правила поведения в театре. |
14 | Санкт – Петербургские храмы. Православные храмы | СПб – город, открытый для всех. Местоположение Никольского храма. Работа с картой. Внешний вид. История создания. Архитектор С.И. Чевакинский. Местоположение храма святых Петра и Павла. История создания. Архитектор А.П. Брюллов. Работа с пособием стр. 32-33. |
15 | Мечеть, синагога, Буддийский храм, костёлы | Местоположение храмов. Работа с картой. Внешний вид. История создания. Архитекторы Н.В.Васильев, А.И. Гоген, С.С. Кричинский, А. В. Малов, Н. М. Березовский и Г. В. Барановский Работа с пособием стр. 34-36. Портал. |
16 | Экскурсия в Русский музей | Работа с картой. Работа с видеоматериалами. Интерактивная экскурсия по Русскому музею. Работа с пособием Дмитриевой стр. 14. |
17 | «Мосты повисли над водами…» Мосты через реки и каналы | Город на островах. Работа с картой – схемой. Обозначение на карте островов, рек и каналов города. Как работают реки и каналы? Некоторые проблемы экологии города. |
18 | Иоанновский мост. Эрмитажный мост | Заячий остров. Троицкая площадь. Петропавловская крепость. Работа с пособием стр. 37. Зимняя канавка. Первые каменные мосты в Петербурге. Зимний дворец. Работа с картой. Работа с пособием стр. 37-38. |
19 | Мост Ломоносова. Аничков мост | Фонтанка. М.В. Ломоносов. Зодчий Жан Перроне. Работа с картой. Работа с пособием стр. 39 Невский проспект. Работа с картой. Внешний вид моста. Скульптурная группа. Архитектор Клодт. Работа с пособием стр. 39 |
20 | Мосты через Мойку. Банковский и Львиный мосты | Река Мойка. Разноцветные мосты. Работа с картой. Самый широкий – Синий мост. Зелёный мост на Невском. Работа с пособием стр. 40-41 Канал Грибоедова. Работа с картой. Устройство подвесных мостов. Работа с пособием стр.41 - 42 |
21 | Мосты через Нев | Дворцовый мост, Лейтенанта Шмидта, Троицкий. Работа с пособием стр.44-46. Работа с картой. |
22 | Мосты через Неву. Продолжение | Большеохтинский, Финляндский, Александра Невского, Володарского. Местонахождение. История названия. Назначение. Внешний вид. Работа с пособием стр. 47-48. |
23 | «В гранит оделася Нева…» | Значение слов: набережная, сваи, гранит, суда, причалы, парапет. Первые гранитные набережные. Что такое пандус? Работа с пособием стр. 50-54 |
24 | «Твоих оград узор чугунный...» | Ограды и решётки Санкт-Петербурга. Фонари, украшающие мосты. Решётка Летнего сада. Решётка Михайловского сада. Решётка Казанского собора. Художественная мастерская (конкурс рисунков). Работа с пособием стр. 55-58. |
25 | Экскурсия «Мосты повисли над водами…» | Конкурс фотографий. Оформление выставки. |
26 | «Мифы и легенды в архитектуре и скульптуре» | Понятие: миф. Некоторые сведения о Древней Греции. Чтение мифов. Конкурс рисунков. Просмотр мультфильмов по мифам Древней Греции. |
27 | Атланты и кариатиды | Значение слов: атланты, кариатиды, карниз, фасад, герма, пути. Скульптурные украшения Зимнего дворца, Смольного собора, дома Демидовых, Нового Эрмитажа. Работа с пособием стр. 60-61 |
28 | Герои мифов в скульптуре | Понятия: скульптура, бюст, скульптор. Различие понятий скульптура и памятник. Чтение древнегреческих мифов. Знакомство со скульптурами в Петровских воротах, в Летнем саду, на крыше Пушкинского дома. Работа с пособием стр.62-65 |
29 | Скульптуры – аллегории | Мифы Древнего Рима. Понятие: аллегория. Статуи на здании Адмиралтейства, на арке Сената и Синода, в Летнем саду. Чтение мифов Древнего Рима. Пособие стр. 66-68 |
30 | Животные в скульптуре | Значение слова: анималистическая. Львы в СПб. Скульптуры коней. Работа с картой. Скульпторы – анималисты. Работа с пособием стр. 69-71 |
31 | Звери и птицы | Скульпторы – анималисты. Скульптуры на зданиях. Многообразие скульптур. Работа с пособием стр. 71-72 |
32 | Фантастические животные | Сфинксы, грифоны. О Древнем Египте. Работа с картой. Значение слов: рельеф, тонна, фараон, гробница. Конкурс рисунков «Моё фантастическое животное». |
33 | Итоговый урок | Урок-викторина. Обобщение и повторение знаний. Игра «Я иду по Санкт-Петербургу». |
34 | Автобусная экскурсия | «Разорванное кольцо» (варианты) |
3 год обучения «Блистательный Санкт-Петербург» (34 ч)
1 | Вводный урок. Река Нева | Повторение пройденного во 2 классе. Освоение берегов реки Невы. |
2 | Жители Невских берегов | Северные племена. Их занятия. Быт и нравы северных племён. Работа с картой. Пособие Дмитриевой стр. 3-6. Конкурс рисунков: «Игрушка для малыша» |
3 | Из истории приневских земель | Борьба за Невские земли. Александр Невский. Карта-схема поселений 17 века. Названия поселений, оставшиеся с древних времён. Занятия местных жителей. |
4 | Невские крепости. Нотебург. Шлиссельбург. Ниеншанц | Местонахождение. Работа с картой. История основания. Северная война. Форт, ряжи |
5 | Кроншлот. Кронштадт | Кроншлот. Остров Котлин. Фильм о городе Кронштадт. |
6 | Петропавловская крепость | Защита будущего города – крепость. Заячий остров. Работа с картой. А.Д.Меньшиков. Понятия: бастион, куртина, равелин, кронверк. Постройки внутри крепости. Пособие стр.13-16. Фильм о Петропавловской крепости. |
7 | Игра «Построй крепость» | Сборка макета Петропавловской крепости. (Экскурсия в музей Этнографии) |
8 | Петропавловский собор | История создания. Архитектурные детали: волюты, пилоны. Флюгер на шпиле. Ребусы, занимательные задания. Пособие стр. 18-19 |
9 | Домик Петра Первого. Троицкая площадь | Местонахождение. Внешний вид. Работа с картой. Троицкая площадь. Первые улицы СПб. Многонациональный Санкт-Петербург. Пособие стр. 20-22 |
10 | Архитектурные стили. Петровское барокко | Понятие: петровское барокко. Архитектор Доменико Трезини. Дома для горожан разного достатка. Пособие стр.23 |
11 | Меншиковский дворец | Дворец Меншикова. Архитекторы Джованни Фонтана и Готфрид Шедель. Флигель, аттик, ризалиты, фронтоны. Пособие с. 24-26 |
12 | Ассамблеи и гулянья в эпоху Петра Первого | Что такое ассамблея? Как проходили ассамблеи? Летние гулянья в Летнем саду. Пособие стр.27-29. Ребусы, занимательные задания. Конкурс рисунков. |
13 | Проект «Праздник» | На основании полученных знаний составить сценарий праздника петровских времён. Придумать костюмы, развлечения для детей. |
14 | Корабли в Петровском Петербурге. Адмиралтейство | Местоположение. Внешний вид. История создания. Назначение. Кораблик на шпиле. Работа с картой-схемой. Александровский сад. Адмиралтейство – памятник, достопримечательность, символ города морской славы. Различие внешнего вида Адмиралтейства и Петропавловского собора. Пособие стр. 30-33 |
15 | Экскурсия. («Меншиковский дворец» или «Петербург – колыбель Флота») | |
16 | Александро-Невская лавра | Местоположение. Внешний вид. История создания. Назначение. Работа с картой-схемой. Кроссворд, занимательные задания. |
17 | Невский проспект | Местонахождение. Происхождение названия. Составные части улицы. Транспорт. Невский проспект в середине 18 века. Работа с пособием стр. 38-40. |
18 | Невский проспект (продолжение) | Магазины Невского проспекта, банки, учреждения культуры. Храмы. Мосты и реки. Невский проспект 14 – памятная доска. Невский в годы войны и во время блокады. Чтение стихов, посвящённых Невскому проспекту. Видеоэкскурсия. Работа с пособием стр.41 |
19 | Родословная русских царей. | Составление схемы родословной русских царей от Петра I до Николая II. Пособие стр. 42. |
20 | Царский двор в правлении Анны Иоанновны | Ледяной дом. Нравы той эпохи. Пособие стр.43-44 |
21 | Из истории Зимних дворцов | Шесть Зимних дворцов. Д. Трезини, Г.И. Маттарнови, Ф.Б. Растрелли. «Елизаветинское барокко». Государственный Эрмитаж. Игра «Узнай по силуэту». |
22 | Русское барокко | Государственный Эрмитаж. Интерактивная экскурсия по залам музея. Составление схемы зданий Государственного Эрмитажа и прилегающей территории. Работа с пособием стр.48-49 |
23 | Как учили детей в Петербурге 18 века | Значение слов: риторика, кадет, паж, геральдика, фехтование. Смольный институт. Воронцовский дворец. Работа с пособием стр.52-53. Поиск ответов на вопросы. |
24 | Развлечения дворян и народные гулянья в Петербурге 18-19 веков | Екатерина II. Карусели на дворцовой площади. Народные гулянья на Масленицу н на Пасху. Катания с гор. Что такое балаганы? Кто такие зазывалы? Знакомство с нарядами той эпохи по рисункам и картинам художников. Рисование на тему: «Народное гуляние», «Пригласительный билет». Работа с пособием стр. 54-57. |
25 | Михайловский замок Павла Первого | Сын Екатерины Великой – Павел Первый. Дворец для нового царя. Архитекторы В.И. Баженов и В. Бренна. Происхождение названия. Необычный внешний вид замка. Памятник Петру Великому. Работа с картой-схемой. Второе название замка – Инженерный. Памятник Павлу Первому. Работа с пособием стр. 58-61 |
26 | Из истории пожаров в Санкт-Петербурге | Почему в Петербурге были частые пожары? Как боролись с огнём? Пожар в Зимнем дворце в 1837 году. Пособие стр.62-63. |
27 | Из истории наводнений в Санкт-Петербурге | Что такое наводнение? Сильные наводнения 18-19 веков. Памятные доски о наводнениях. Гранитный обелиск на Мойке. Чтение поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (отрывок). Выполнение заданий стр. 62-65. Как защищён город от наводнений в наши дни? |
28 | Триумфальные арки Петербурга. | Понятие: триумфальные арки. Петровские ворота. Нарвские ворота, Московские триумфальные ворота. Пособие стр.66-68 |
29 | Триумфальные арки Петербурга. (продолжение) | Работа с картой, со схемой. Архитекторы Стасов, Кваренги, Трезини. Скульпторы Демут-Малиновский, Пименов и др. Занимательные задания стр. 69. |
30 | Классицизм | Дворцовая площадь. Местонахождение и происхождение названия. Работа с картой-схемой. Александровская колонна и её создатели. Здание Главного штаба. Пособие стр. 70-71 |
31 | Ансамбли зодчего Росси | Михайловский дворец. Александринский театр. Елагин дворец. Павильон Росси в Михайловском саду. Пособие стр. 71-72. Здание Сената и Синода. Улица Зодчего Росси. Академия русского балета им. Вагановой. Пособие стр.73-74 |
32 | Итоговое занятие. Игра по станциям | Игра «Знаешь ли ты Петербург». |
33 | Бал и экскурсия в Елагин дворец | |
34 | Игра «Я иду по Петербургу» | Обобщение знаний. |
4 год обучения. «От империи до федерации» (34 ч)
1 | Вводный урок | Расписание занятий. Правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы на год. Стиль поведения петербуржцев. |
2 | Петербург в начале 19 века | Некоторые исторические сведения о войне 1812 года. Император Александр Первый. Стиль ампир. Примеры архитектурных шедевров в стиле ампир. Пособие Дмитриевой стр. 3-5 |
3 | Пушкинский Петербург | Первая треть 19 века – время расцвета литературы, живописи и скульптуры. Лавка Смирдина. В. А. Жуковский. Дворянское общество. Дуэль. Музей-квартира Пушкина Мойка 12. Пособие стр. 6-8 |
4 | Петербург – литературный город | Как проходили балы в светском обществе. Названия танцев. Просмотр видео. Костюмы начала 19 века. Пособие стр. 9-10 |
5 | Дворцы и особняки на рубеже 18-19 веков | Архитектурные стили барокко и классицизм. Значение слов особняк, мезонин, фронтон, портик, ротонда. Архитектор И. Е. Старов. Таврический дворец. Пособие стр. 11-13 |
6 | Доходные дома | Как в Петербурге появились дворы-колодцы? Доходные дома. Пособие стр. 14 |
7 | Стиль эклектика. | Стиль эклектика. Значение слов мансарда, сандрик, пилястры, руст. Р.А. Желязевич. Л.Ф. Фонтана. Пособие стр. 15-16. Занимательные задания на узнавание архитектурных стилей барокко, классицизм, ампир, эклектика. Примеры зданий, выполненных в этих стилях. |
8 | Петербург на рубеже 19-20 веков | Влияние французской культуры. Характерные черты стиля модерн. И. Ф. Лидваль. Рассматривание архитектурных украшений в стиле модерн. Конкурс рисунков «Я творю в стиле модерн» Пособие стр. 17-18 |
9 | Стиль модерн. | Дом компании Зингер. Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Внешние вид. Назначение. Значение слов: валькирия, гарпун, Скандинавия. Пособие стр. 18-20 |
10 | Городская жизнь в 18-19 веках | Быстрый темп развития города. Первые в России мостовые, первые уличные фонари и полиция. Городская дума. Понятия: торцовая мостовая, съезжий дом. Первый водопровод. Пособие стр.21-25 |
11 | Транспорт в Петербурге. | Нева – главная дорога города целых 200 лет. Двуколка при Петре Первом. Кареты и экипажи при Анне Иоанновне. Омнибус, конка, извозчик. Первый трамвай. Первая железная дорога. Пособие стр. 26-29 |
12 | Петербург – военная столица. | Военная форма 18-19 веков. Значение слов: гарнизон, гвардия, казармы, плац, манеж. Марсово поле. Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Внешние вид. Назначение. Современный вид Марсова поля. В. П. Стасов. Казармы Павловского полка. Стиль ампир. Михайловский манеж. Мраморный дворец. Пособие стр.30-33 |
13 | Чему и как учили детей в Петербурге 19 века. | Обучение при Александре Первом. Обучение при Николае Первом. Царскосельский лицей. Знаменитые лицеисты. Реальные гимназии. Пособие стр. 34-37 |
14 | Конкурс кроссвордов «Петербург 18-19 веков» | Занимательные задания, ребусы, загадки, тесты. |
15 | Пригороды Санкт-Петербурга | Ленинградская область. Работа с картой. Дворцово-парковые ансамбли пригородов Санкт-Петербурга. |
16 | Стрельна | Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Сад в Стрельне. Дворец в Стрельне. Интерактивная экскурсия. Пособие стр.38-39 |
17 | Константиновский дворец | История Большого Стрельнинского дворца. Архитектор Н. Микетти. Нижний парк. Пожары во дворце. Архитектор Ф. Растрелли и А.Н. Воронихин. Значения слов: бельведер, балюстрада. Разрушение и восстановление дворца. Пособие стр. 40-41 Работа с картой-схемой. |
18 | Петергоф | Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Верхний парк. Нижний парк. Дворцы Петергофа. Происхождение названия. Назначение. Внешний вид. Особый герб Петергофа. Петергоф во время ВОВ. Восстановление утраченного. Пособие стр. 42-45 |
19 | Большой дворец и фонтаны Петергофа | Большой дворец в стиле барокко. Ф. Растрелли. Изумительные интерьеры Большого дворца. Регулярные и пейзажные парки. Знаменитые фонтаны. Б. Растрелли и его «Самсон». Второе «имя» Петергофа. Рисование на тему: «Мой любимый фонтан». Пособие стр. 46-48. |
20 | Ломоносов (Ораниенбаум) | О князе Меньшикове и Петре Первом. Подарок царя. Местонахождение города. Происхождение названия. Работа с картой. Большой Меншиковский дворец. Внешний вид. Дж. Фонтана и Г. Шедель. Пособие стр. 49-50. |
21 | Ломоносов (Ораниенбаум). Храмы города | А. Ринальди. Ансамбль собственной дачи. Китайский дворец. Павильон Катальной горки. Происхождение названия. Назначение. Значение слов: мозаика, смальта. Пособие стр. 51-52 |
22 | Пушкин (Царское Село) | Саарская мыза. Местоположение. Работа с картой. Происхождение названия. М.Г. Земцов. Ф. Растрелли. Большой Екатерининский дворец. Барокко. Картуш. Знаменитая Янтарная комната. Пособие стр. 53-56 |
23 | Экскурсия в Царское Село | Камеронова галерея. Холодная баня и другие постройки в прилегающем парке. Александровский дворец. Классицизм. Дж. Кваренги. Детское село. Город Пушкин. |
24 | Павловск | Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Большой Павловский дворец. Ч. Камерон. Стиль классицизм. В. Бренна. Росси. Знаменитый Павловский парк и его постройки. Пособие стр. 58-61 |
25 | Прогулка по Александровскому парку | Работа с картой схемой. Занимательные задания на запоминания, на узнавание. Интерактивная экскурсия. |
26 | Гатчина | Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Гатчинский дворец. Классицизм. А. Ринальди. Английский сад. Перестройка дворца архитектором В. Бренна. Новые парки. Приоратский дворец. Пособие стр. 62-63 |
27 | Квест-игра по Гатчинскому парку | Приоратский дворец. История создания. Происхождение названия. Н.А. Львов. Памятник Павлу Первому работы И. П. Витали. Вопросы и задания стр. 64-65 |
28 | Составление эссе по пригородам Петербурга | Работа с контурной картой. Просмотр видеоматериалов. |
29 | Архитектура Петрограда – Ленинграда | Первая мировая война. Октябрьская революция. Гражданская война. Перенесение столицы в Москву. Краткая историческая справка. Переименование города. Новый стиль конструктивизм. Характерные черты стиля в новостройках того времени. Наводнение 1924 года. Работа с картой. Пособие стр. 66-67 |
30 | Конструктивизм | Восстановление города после ВОВ. «Сталинский ампир». И. Сталин – краткая историческая справка. Ленинград - в 50-годы. Новые блочные и панельные районы. Пособие стр. 68-69 |
31 | Ленинград – город – герой. | Ленинград в первые недели ВОВ. Ленинградская битва. Жизнь в блокадном городе. Памятники, посвящённые ВОВ и блокаде. Знаменитые Ленинградцы. Работа с картой. Дорога жизни. Чтение стихов. Просмотр документального фильма «Зелёные пояс Славы». Пособие стр. 70-73 |
32 | Экскурсия в государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда | Обмен мнениями. Конкурс рисунков. |
33 | Вопросы и задания (итоговое занятие) | Работа с пособием стр. 74 - 78 |
34 | Викторина «Знаете ли вы свой город?» | Изменения в жизни страны 12 нюня 1991 года. Возвращение городу имени. Флаг и герб. Изменение названий улиц. Как меняется облик города. Старые и новые традиции горожан. Состав населения. Знаменитые петербуржцы. |
Календарное планирование
1 класс
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Примечание |
1 | Вводный урок. Из истории Санкт – Петербурга | 1 | ||
2 | Наш город – Санкт – Петербург | 1 | ||
3 | Крепость на Заячьем острове | 1 | Разгадывание ребусов | |
4 | Домик Петра Первого. Троицкая площадь | 1 | ||
5 | Петропавловский собор | 1 | ||
6 | Адмиралтейская верфь | 1 | ||
7 | Здание Адмиралтейства | 1 | ||
8 | Летний сад | 1 | ||
9 | Летний дворец | 1 | ||
10 | Дворцовая площадь | 1 | ||
11 | Зимний дворец | 1 | ||
12 | Эрмитаж – музей в Зимнем дворце | 1 | ||
13 | Эрмитаж – музей в Зимнем дворце (продолжение) | 1 | ||
14 | Арка Главного штаба. Александровская колонна | 1 | ||
15 | Стрелка Васильевского острова | 1 | ||
16 | Стрелка Васильевского острова (продолжение) | 1 | ||
17 | Сенатская площадь | 1 | ||
18 | Сенатская площадь (продолжение) | 1 | ||
19 | Исаакиевская площадь | 1 | ||
20 | Исаакиевская площадь (продолжение) | 1 | ||
21 | Исаакиевский собор | 1 | ||
22 | Невский проспект | 1 | ||
23 | Невский проспект (продолжение) | 1 | ||
24 | Казанский собор | 1 | ||
25 | Храм Воскресения Христова (Спас на крови) | 1 | ||
26 | Гостиный двор. Городская дума | 1 | ||
27 | Аничков дворец | 1 | ||
28 | Аничков мост | 1 | ||
29 | Символы Санкт – Петербурга: герб, флаг | 1 | ||
30 | Символы Санкт – Петербурга: гимн | 1 | Разучивание гимна Санкт-Петербурга | |
31 | Итоговое занятие « Что я узнал о нашем городе» | 1 | ||
32 | Итоговое занятие « Что я узнал о нашем городе» (продолжение) | 1 | Настольная игра | |
33 | Викторина «Знай и люби свой город» | 1 |
Календарное планирование
2 класс
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Примечание |
1 | Вводное занятие | 1 | ||
2 | Санкт – Петербург - город музеев и театров | 1 | ||
3 | Музеи на стрелке Васильевского острова | 1 | ||
4 | Экскурсия в один из музеев | 1 | ||
5 | Площадь Искусств | 1 | ||
6 | Михайловский театр. Здание Филармонии | 1 | ||
7 | Михайловский дворец. Русский музей | 1 | ||
8 | Площадь Островского | 1 | ||
9 | Театр имени А.С. Пушкина ( Александринский театр) | 1 | ||
10 | Российская национальная библиотека | 1 | ||
11 | Елисеевский магазин. Театр комедии | 1 | ||
12 | Театральная площадь | 1 | ||
13 | Обобщающий урок «Музеи и театры Санкт – Петербурга» | 1 | ||
14 | Санкт – Петербургские храмы. Православные храмы | 1 | ||
15 | Мечеть, синагога, Буддийский храм, костёлы | 1 | ||
16 | Экскурсия в Русский музей | 1 | ||
17 | «Мосты повисли над водами…» Мосты через реки и каналы | 1 | ||
18 | Иоановский мост, Эрмитажный мост | 1 | ||
19 | Мост Ломоносова, Аничков мост | 1 | ||
20 | Мосты через Мойку, Банковский и Львиный мост | 1 | ||
21 | Мосты через Неву | 1 | ||
22 | Мосты через Неву (продолжение) | 1 | ||
23 | «В гранит оделася Нева…» | 1 | ||
24 | « Твоих оград узор чугунный…» | 1 | ||
25 | Экскурсия. «Мосты повисли над водами…» | 1 | ||
26 | Мифы и легенды в архитектуре и скульптуре | 1 | ||
27 | Атланты и кариатиды | 1 | ||
28 | Герои мифов в скульптуре | 1 | ||
29 | Скульптуры – аллегории | 1 | ||
30 | Животные в скульптуре | 1 | ||
31 | Звери и птицы | 1 | ||
32 | Фантастические животные | 1 | ||
33-34 | Итоговое занятие. Автобусная экскурсия | 2 |
Календарное планирование
3 класс
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Примечание |
1 | Вводный урок. Река Нева | |||
2 | Жители невских берегов | |||
3 | Из истории приневских земель | |||
4 | Невские крепости. Нотебург. Шлиссельбург. Ниеншанц | |||
5 | Кроншлот. Кронштадт | |||
6 | Петропавловская крепость | |||
7 | Игра «Построй крепость» | |||
8 | Петропавловский собор | |||
9 | Домик Петра Первого. Троицкая площадь | |||
10 | Архитектурные стили. Петровское Барокко | |||
11 | Меньшиковский дворец | |||
12 | Ассамблеи и гулянья в эпоху Петра Первого | |||
13 | Проект «Праздник» | |||
14 | Корабли в петровском Петербурге. Адмиралтейство | |||
15 | Экскурсия («Меньшиковский дворец» или « Петербург – колыбель Флота») | |||
16 | Александро-Невская лавра | |||
17 | Невский проспект | |||
18 | Невский проспект (продолжение) | |||
19 | Родословная русских царей | |||
20 | Царский двор в правление Анны Иоановны | |||
21 | Из истории Зимних дворцов | |||
22 | Русское барокко | |||
23 | Как учили детей в Петербурге 18 века | |||
24 | Развлечения дворян и народные гулянья в Петербурге 18-19 веков | |||
25 | Михайловский замок Павла Первого | |||
26 | Из истории пожаров в Санкт-Петербурге | |||
27 | Из истории наводнений в Санкт-Петербурге | |||
28 | Триумфальные арки Петербурга. | |||
29 | Триумфальные арки Петербурга (продолжение) | |||
30 | Классицизм | |||
31 | Ансамбли зодчего Росси | |||
32 | Итоговое занятие. Игра по станциям | |||
33 | Бал и экскурсия в Елагин дворец | |||
34 | Игра «Я иду по Петербургу» |
Календарное планирование
4 класс
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Примечание |
1 | Вводный урок | |||
2 | Петербург в начале 19 века | |||
3 | Пушкинский Петербург | |||
4 | Петербург – литературный город | |||
5 | Дворцы и особняки на рубеже 18-19 веков | |||
6 | Доходные дома | |||
7 | Эклектика | |||
8 | Петербург на рубеже 19-20 веков | |||
9 | Стиль модерн | |||
10 | Городская жизнь в 18-19 веках | |||
11 | Транспорт в Петербурге 18-19 веков | |||
12 | Петербург - военная столица | |||
13 | Чему и как учили детей в Петербурге 19 века | |||
14 | Конкурс кроссвордов «Петербург 18-19 веков» | |||
15 | Пригороды Санкт-Петербурга | |||
16 | Стрельна | |||
17 | Константиновский дворец | |||
18 | Петергоф | |||
19 | Большой дворец и фонтаны Петергофа | |||
20 | Ломоносов (Ораниенбаум) | |||
21 | Ломоносов (Ораниенбаум). Храмы города | |||
22 | Пушкин (Царское село) | |||
23 | Экскурсия в Царское село | |||
24 | Павловск | |||
25 | Прогулка по Александровскому парку | |||
26 | Гатчина | |||
27 | Квест-игра по Гатчинскому парку | |||
28 | Составление эссе по пригородам Петербурга | |||
29 | Архитектура Петрограда-Ленинграда | |||
30 | Конструктивизм | |||
31 | Ленинград город-герой | |||
32 | Экскурсия в Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда | |||
33 | Вопросы и задания (итоговое занятие) | |||
34 | Викторина «Знаете ли вы свой город?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"
Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...
Конспект внеклассного мероприятия во внеурочной деятельности " Чудесный город"
Задачи: Пробудить у детей познавательный интерес к изучению своего города, способствовать эмоционально-ценностному восприятию ребенком города как своего мира.Методы и технологии: беседы, дискуссии,пре...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Чудесные превращения бумажного листа"
Данный материал содержит рабочую программу внеурочной деятельности "Чудесные превращения бумажного листа" для учащихся 3-их классов....
Внеурочная деятельность "Чудесный город" 1 класс 21/12.2014г
Программа разработана на основе авторской программы Л.К.Ермолаевой "Чудесный город" для 1 класса. Начальное знакомство с городом Санкт-Петербург: его компонентами, особенностями и главными достопримеч...
Вводное занятие в рамках курса внеурочной деятельности "Чудесный город" на тему "Как появился Санкт-Петербург"
Пояснительная записка Санкт-Петербург – чудесный город с множеством интересных и удивительных мест, обладающих своей особой историей и уникальным обликом. Знание родного города необходимо каждом...
Занятие в рамках курса внеурочной деятельности "Чудесный город" на тему "Петропавловская крепость"
Пояснительная записка Санкт-Петербург – чудесный город с множеством интересных и удивительных мест, обладающих своей особой историей и уникальным обликом. Знание родного города необходимо каждому его...
Конспект урока внеурочной деятельности Чудесный город
Тема занятия: «Руки» города.Цель: Развивать у детей интерес к окружающему. Расширить знания об улицах нашего микрорайона.Задачи:1.Познакомить детей с улицами нашего микрорайона. Рассказать...