Главные вкладки
Статья "Эффективные приемы лексических уроков английского языка"
статья (4 класс)
Аннотация: в ходе исследования изучается уровень психологической подготовленности учащихся четвертых классов к Всероссийской проверочной работе (далее ВПР).
Ключевые слова: психологическая подготовленность, Всероссийская проверочная работа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психологическая подготовленность учащихся начальной школы к всероссийской проверочной работе
Краснокутский В.Ю.
Аннотация: в ходе исследования изучается уровень психологической подготовленности учащихся четвертых классов к Всероссийской проверочной работе (далее ВПР).
Ключевые слова: психологическая подготовленность, Всероссийская проверочная работа.
Проведение всероссийской проверочной работы (далее ВПР), вошло в школьную практику в 2015 году. По своему содержанию ВПР — это итоговые контрольные работы по самым важным предметам начальной школы. Создали их для того, чтобы проверить, соответствуют ли знания школьников требованиям ФГОС НОО и выявить, какие школы дают качественное образование, в соответствии со стандартом. ВПР принципиально меняет отношение родителей и учителей к процессу обучения.
Многие сравнивают ВПР с Основным государственным экзаменом (ОГЭ) или с Единым государственным экзаменом (ЕГЭ). Безусловно, они похожи, ведь и то и другое — это проверка знаний школьников. Но всё же они принципиально отличаются. ОГЭ и ЕГЭ влияют на дальнейшую судьбу выпускников 9, 11 классов, на их шансы поступить в то или иное учебное заведение. ВПР не является государственной итоговой аттестацией и на судьбу школьников никак не влияет, все выпускники 4 класса переходят в среднюю школу, независимо от результатов ВПР. С помощью ВПР оценивается качество школьного образования.
Изучив методическую литературу, мы выяснили, что ВПР позволит:
- Проверить качество и уровень знаний учащихся школ России;
- Оценить единые образовательные стандарты для всех школ;
- Психологически подготовиться к ОГЭ, ЕГЭ в старших классах.
К тому же, результаты необходимы:
- Школьникам для коррекции пробелов в своих предметных результатах;
- Педагогам, которые получат независимую оценку качества своей работы;
- Директорам школ, которые оценят работу учителей начальных классов;
- Департаментам образования, которые увидят школы, которые неэффективно обучают учащихся в соответствии с ФГОС НОО.
Кроме учителей и самих учащихся результаты ВПР волнуют и самих родителей школьников. Выполняя анализ сети «Internet», мы выяснили, что наибольшее беспокойство к ВПР вызывают у родителей 4-классников, так как 4 класс — завершающий уровень начального образования, а обязательные ВПР школьники выполняют впервые. На различных родительских форумах встречается негативное отношение родителей к проведению ВПР, так как дети и так испытывают стресс от чрезмерной учебной нагрузки, а ВПР только усугубляет сложившуюся ситуацию. Таким образом, у учащихся появляется неуверенность в себе, стресс, боязнь, незащищенность, предстоящая неудача, одиночество. Все эти факторы повышают уровень тревожности учащихся перед написанием ВПР.
Для повышения стрессоустойчивости школьников родителям и учителям необходимо использовать специальный методы и приемы, которые советуют психологи.
Таким образом, можно с уверенностью заявить, что проблема психологической подготовленности учащихся начальной школы к ВПР является актуальной.
Перед собой мы поставили цель — изучить психологическую подготовленность учащихся 4-ых классов к ВПР.
Психологическое состояние учащегося и результат его ВПР зависит от его психологической подготовки к ВПР.
Психологическая готовность - одна из составляющих общей готовности к действию, определяемая психологическими факторами.
Выделяют общую (заблаговременную, длительную) и ситуативную (временную) психологическую готовность. Общая психологическая готовность представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникает состояние психологической готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности — ситуационная готовность.
Ситуационная готовность — это динамическое целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия.
И именно ситуационная готовность вызывает проблемы у школьников при подготовке к ВПР. Но многие учителя мало уделяют внимание этому. Для успешного выполнения любой ответственной контрольной работы важны как предметные результаты, которые имеет ученик, так и соответствующий психологический настрой. Исследования психологов показывают, что успех на контрольной работе зависит от четырех факторов: интеллектуальных способностей ребенка, его знаний по предмету, навыков владения самостоятельного выполнения заданий, уверенности в своих силах [2].
Многие учителя придерживаются мнения о том, что в ВПР главное — проверка предметных результатов учащихся. Но без психологической подготовленности учащиеся не смогут написать все правильно, даже если весь программный материал у них «отскакивает от зубов». Важно уделять время еще и психологической подготовленности, проводить специальные занятия с участием психологов.
Как мы уже говорили раньше, перед написанием ВПР у учащихся повышен уровень тревожности. Для того, чтобы убедиться в наших словах, мы провели исследование на выявление психологической подготовленности учащихся к ВПР.
Для определения психологической готовности учащихся 4–ых классов к написанию ВПР мы провели модифицированный нами тест по методике Б.Н. Филлипса «Школьная тревожность» на учениках 4 классов одной из школ Пушкинского района города Санкт-Петербурга [1].
У 38% опрошенных (23 человека) наблюдается небольшое беспокойство, но это нормально, так как человеку свойственно переживать за свой результат. Обычно таким детям волнение не мешает написать контрольную работу, они самостоятельно могут справиться с беспокойством, собраться с мыслями и сделать все как надо.
У 53% опрошенных (32 человека) наблюдается повышенная тревожность. Они сильно переживают за такое событие в их жизни, как ВПР. Эмоциональное состояние проявляется в том, что учащиеся находятся в тревожном состоянии, испытывают волнение, навязчивое чувство ожидания чего-либо неприятного, часто сопровождающееся подавленным настроением. Так же признаками проявления является грызение ногтей, колпачков ручек, выдергивание волос у себя на голове. Все эти действия работают для ребенка, как ритуалы: они помогают снять эмоциональное напряжение, тревожность, и на время успокоиться.
У 9% опрошенных (5 человек) наблюдается высокая тревожность. С приближение к ВПР дети впадают в более негативное состояние, у них проявляются к себе такие чувства, как беспомощность, неопределенность, незащищенность, предстоящая неудача, одиночество. Так же присутствует нарушение сна, расстройства аппетита. Все эти факторы влияют на подготовку к работе, а на самой контрольной, несмотря на все знания, мешают их применить, так как из-за сильной тревожности, ребенок просто может растеряться, забыть всё, что изучал.
Наибольшую тревогу вызывают следующие факторы:
82% опрошенных (49 человек) беспокоятся о правильности выполнения задания. Данные переживания могут быть вызваны по нескольким причинам: учитель поставит плохую оценку; нежелание потерпеть неудачу; нежелание быть хуже, чем кто-то; плохо подготовился, а ведь это задание, которое будет на ВПР. Могут быть и другие причины. Главное, для качественной подготовки и хороших результатов на ВПР, необходимое выявить их и устранить, т.к. излишнее беспокойство может снижать мотивацию и качество к выполнения заданий.
75% опрошенных волнуются, что если они не напишут хорошо ВПР, то их оставят на второй год, т.е. боятся провала; оценки учителя, родителей и общества; наказания. Необходимо объяснить значение и цели этой работы, не пугать, выстроить реалистичную перспективу.
73% опрошенных (41 человек) боятся, что не справятся с ВПР. Причинами данного страха могут выступать: низкая самооценка, низкое качество знаний, страх перед неудачей, чувство беспомощности и другие. Для того чтобы избавиться от данного страха, необходимо вместе с ребенком проанализировать его предыдущие работы, показать, что он всё знает, умеет и может, что у него обязательно всё получится.
68% опрошенных мечтают поменьше волноваться перед ВПР. У вызванного у них волнения могут быть разные причины, которые следовало бы выявить учителю для их устранения. Так же существует много методик, которые способствуют понижению волнения, которые можно проводить на классе перед контрольными работами. Важно помнить, что волнение учителя передается учащимся.
Таким образом, мы выявили, что у большей части учеников наблюдается повышенная тревожность. ВПР является для них большим испытанием, они сильно переживают за результат работы и за последствия этого результата, у них появляются такие чувства, как беспомощность, неопределенность, незащищенность, предстоящая неудача, одиночество. Кроме этого, на повышение тревожности учащихся влияют учителя и родители.
Мы рассматривали готовность школьников к написанию ВПР с психологической точки зрения. Исходя из результатов исследования, мы убедились в том, что проблема психологической подготовленности учащихся начальной школы к ВПР является актуальной. Поэтому, для решения данной проблемы учителю начальных классов необходимо проводить специальные занятия с учащимися по повышению своей самооценки; устранению чувств, о которых было сказано ранее (беспомощность, неопределенность, незащищенность, предстоящая неудача, одиночество); создать ситуацию эмоционального комфорта; ни в коем случае не нагнетать обстановку; создать ситуацию успеха; применять поощрение.
Список литературы
Тест уровня школьной тревожности Филлипса. [Электронный ресурс]. URL: http://psytests.org/psystate/phillips.html (Дата обращения: 20.04.2018)
Шихалеева Д.Н. Изучение психологической готовности младших школьников к выполнению различных видов учебной работы. [Электронный ресурс] – URL: https://school-science.ru/4/8/1380 (Дата обращения: 20.04.2018)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации творческой мастерской «Рукастики» в группе продленного дня
Программа дополнительного образования Творческая мастерская «Рукастики» для детей 8-9 лет рассчитана на 1 год обучения....
Статья " Подвижные игры в группе продленного дня"
Подвижные игры в группе продленного дня Виноградова Ольга Евгеньевна, ГБОУ СОШ № 147 , Красногвардейского района ...
Статья "Организация занятий в группе продленного дня в начальных классах"
Задача педагога группы продлённого дня состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые бы стали интересны и полезны шко...
Статья "Организация самоподготовки в группе продленного дня"
Организация самоподготовки в группе продленного дня...
Статья "Режим дня в группе продленного дня".
Статья для воспитателей групп продленного дня на тему "Режим дня в группе продленного дня"....
СТАТЬЯ .Основы планирования работы группы продленного дня, в соответствии с ФГОС
Планирование работы воспитателя группы продленного дня, в соответствии с ФГОС....
Статья "Организация самоподготовки в группе продленного дня"
Организация самоподготовки в группе продленного дня....