Технологическая карта (3 класс) на тему "Рисование натюрморта с натуры" по ИЗО
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Ковалык Надежда Викторовна

Начальная школа

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)

       Технологическая карта

      урока ИЗО
На тему: «Натюрморт из бытовых предметов»

МДК 01. 06. «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРАКТИКУМОМ»

Выполнила:

Студентка группы ПНК – 3. 1.

Ковалык Н. В.

Преподаватель:

Лыхварь Г. И.

Отметка:_____                                                                                    

                                                                                                         

Волгодонск, 2022


Схема технологической карты урока

Класс: 3
Образовательная программа: «Школа России»

Тип урока: урок открытия новых знаний и знакомство с новыми способами изображения

Планируемые предметные результаты: познакомятся с натюрмортом – жанром изобразительного искусства

Цель: Обучение рисованию с натуры натюрморта из бытовых предметов

Задачи: 1. Образовательные: формировать навыки композиционного построения, анализировать натуру; учить способам передачи светотени, придавать объем предмета при помощи светотени; совершенствовать навыки составления оттенков; формировать навыки использования выразительных средств живописи.

2. Развивающие: развивать восприятие; развивать графические навыки и умения, умение пользоваться акварельными красками, знать ее свойства, худ. Навыки.

3. Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к искусству, эстетическое начало, отношение к культуре, доброжелательное отношение в классе, желание организовать свое рабочее место.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные:  научиться извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее, выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Регулятивные: научиться осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей).

Коммуникативные:  научиться участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания.

Планируемые личностные результаты:

1. Развивать художественный вкус и способности к эстетической оценке произведений.

2. Уметь объяснять свое отношение к предложенным изображениям.

3. Формировать способность к художественному познанию мира.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, показ репродукций, практический

Использованные ресурсы: интернет-ссылка: https://videouroki.net/razrabotki/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-izo-po-tiemie-kartina-natiurmort-3-klass-shkol.html, учебник «ИЗО» УМК «Школа России» 3 класс, «Методика преподавания ИЗО в НК»

Оборудование:

Для учителя: компьютер, проектор, репродукции в электронном варианте, натурная постановка (натюрморт на фоне белого листа однотонной драпировки), кофейник и груша – натура

Для учащихся: бумага, акварель, стакан-непроливайка, палитра, кисти, графические материалы, салфетки

Активизация словаря: натура, палитра, репродукция, оттенок, искусство, средства выразительности, кайма, дичь, кофейник, цветовая среда


Этапы урока,
время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Орг. момент (1 мин.)

-Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок

И позвал нас на урок!

Присаживайтесь!

-Здравствуйте!
(учащиеся проверяют готовность к уроку)

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют активность в общей работе

II. Вводная часть урока (5-8 мин.)

-Мы с вами на прошлых уроках говорили о таких жанрах изобразительного искусства, как пейзаж и портрет. Сегодня главным героем урока станет… Отгадайте загадку: Если видишь на картине

Чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной и простой,

Может, чашка или блюдце

С золоченою каймой.

А еще и так бывает:

Нарисована там дичь.

В завершение положим

Спелых персиков и слив.

А еще в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовется …(как?) натюрморт

-Как вы сформулируете тему урока?

-Какую цель мы поставим?

-Ребята, кто знает, что означает слово «натюрморт»?  

- Итак, что же может быть изображено на натюрмортах? 

-Натюрморт – изображение неодушевленных предметов. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельные произведения, художественно воспроизводящие домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевленные предметы.  Возник натюрморт в связи с развитием реализма в живописи и по мере расширения технических и познавательных возможностей художников определился в XVII веке как самостоятельный жанр.

-Давайте рассмотрим натюрморты известных художников.  Посмотрите на слайд, что изобразили художники в этих натюрмортах? (Машков Илья Иванович «Натюрморт с фруктами», Исаак Левитан «Лесные фиалки и незабудки»)

-Что вы можете сказать о картине Владимира Стожарова «Натюрморт. Лен»? Какое настроение возникает у вас от просмотра этой картины? Какими художественно-выразительными средствами добивается художник такого эффекта?

(учащиеся вспоминают пройденный материал, отгадывают загадку-тему урока)

-Натюрморт

-Рисование натюрморта по образцу

- Обучение рисованию с натуры натюрморта из бытовых предметов

- Натюрморт – это картина, на которой обычно изображают различные предметы обихода.

- Цветы, фрукты, торт, посуда, старинные предметы и др.


(Рассматривают произведения живописи, анализируют их, отвечают на вопросы, делятся впечатлениями)

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют активность в общей работе

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: выражают свое мнение в соответствии с поставленными задачами

III. Осн. часть (15-25 мин.)

-Настроение в натюрморте, как и в других жанрах, создается цветом. Какие цвета вы назовете праздничными? Какие грустными?        Сегодня на уроке вы выполните изображение натюрморта. Как вы помните, работа над натюрмортом начинается с решения: о чем этот натюрморт расскажет, из каких предметов он будет состоять, какие навеет настроения.
– Сегодня мы будем рисовать натюрморт из бытовых предметов, а именно кофейник и грушу. Рассмотрите постановку, которую мы будем рисовать сегодня.

– Какие предметы входят в натюрморт?
– Какой предмет стоит ближе к вам, а какой – дальше?
– Какой предмет самый высокий в натюрморте? Низкий?
– С какой стороны освещен натюрморт?
– Какой предмет самый светлый?
– Есть ли блик на освещенных предметах? Если есть, почему?
– Что темнее – собственная или падающая тень предметов?
– Какие геометрические тела лежат в основе формы предметов? – Как мы будем располагать предметы на листе бумаги?
(Демонстрирует последовательность выполнения линейного построения рисунка) – Необходимо найти соотношение между предметами и форматом листа. Ограничив поле, в котором будет находиться изображение основных частей натюрморта, можно несколькими легкими линиями наметить место каждого из предметов и плоскость, на которой они установлены. Затем уточняем место каждого предмета относительно друг друга, определяем их пропорциональные отношения. Выявляем конструктивную основу формы. Далее проводим детальную прорисовку предметов натюрморта. Форма кофейника симметрична, поэтому его изображение начинается с проведения осевой вертикальной линии, на которой отмечаем высоту предмета и место соединения горлышка и тулова, ширину горлышка, тулова и дна кофейника. После проверки основных размеров предметов можно более точно прорисовать в перспективе основание и горлышко кофейника, следя за тем, чтобы линии были плавными. Когда рисунок построен, намечается граница света и тени. При передаче светотени натюрморта необходимо учитывать и освещение, цветовое окружение предметов, расстояние между ближними и дальними предметами. При работе с акварелью для передачи объемов предметов необходимо внимательно следить за изменением окраски их боковой поверхности на свету и в тени, учитывая цветовую среду, в которой находится данная постановка, поэтому нельзя передавать цвет одной краской.
Далее прокладываем собственную тень и падающую. Границы между тенью, полутенью и освещенной частью соединяем влажной кистью.

Теперь обозначим форму груши, т. е. сделаем набросок. Затем придадим конечную форму. (Учитель помогает учащимся провести анализ педагогического рисунка и с опорой на него составить последовательность работы над рисунком)
– Ребята, теперь самостоятельно добавьте цвет нашему наброску
(учитель проверяет работу, помогает учащимся индивидуально, если ошибка одна у всех, то дает общие указания)

(Участвуют в беседе, отвечают
на вопросы, слушают учителя)













(совместно-практическая деятельность, дети внимательно слушают указания учителя)





















(совместно-практическая деятельность, дети внимательно слушают указания учителя)

(самостоятельно-практическая работа, дети с помощью учителя выполняют рисование)

Познавательные: выражают свое мнение в соответствии с поставленными задачами

Личностные: проявление активности в общей работе

Регулятивные: оценивают

(сравнивают с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей).

IV. Физ. минутка

-Ребята, сейчас встаньте так, чтобы вам было удобно!
Мы сегодня рисовали

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнём

Снова рисовать начнём

Ноги вместе, ноги врозь,

Заколачиваем гвоздь.

-Садитесь!

(учащиеся повторяют за учителем)

V. Анализ прод. деятельности (3-4 мин.)

-Ребята, вы все молодцы!
Пожалуйста, уберите принадлежности в сторону! Первый ряд проанализируйте свои работы! Кто считает, что у него все получилось, прикрепите свою работу к месту с
 (веселый смайл на доске). Кто считает, что у него не все получилось, прикрепите свою работу к месту с :- (нейтральный смайл на доске). Кто считает, что сегодня неудачно выполнил работу прикрепите к месту с  (грустный смайл на доске).

-Посмотрите. Проанализируйте! Все согласны?
-Следующие ряды подходите!

(самоанализ работ, дети выходят по рядам к доске)

Коммуникативные: умение полно и точно выражать своё мнение

VI. Итог урока (1-2 мин.).
Рефлексия

– Ребята, наш урок подходит к концу! Давайте, вспомним сегодня на уроке вы узнали нового? С каким понятием познакомились? Что такое натюрморт?

- Чему вы научились? Что нового вы узнали на уроке?
С какими художниками мы сегодня познакомились?
-Ребята, поднимите руку, кому сегодня все понравилось и все получилось! А теперь поднимите руку, у кого сегодня были трудности на уроке! А у кого ничего не получилось? Таких сегодня у нас нет!  
-Спасибо за урок! Урок окончен!

(ответы детей)

Познавательные: анализируют результаты своего труда, выражают свое мнение в соответствии с поставленными задачами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина - натюрморт" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Картина - натюрморт»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование практических умений изображения натюрморта; развитие способностей понимания, ч...

Технологическая карта урока по ИЗО Картина- натюрморт. 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о жанре натюрморт.Задачи урокаДидактические:- Познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в и...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-натюрморт. Изображение натюрморта" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условия для формирования знаний о характере, настроении образа и для завершения работы над картиной- натюрмортом.Задачи урокаДи...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-натюрморт. Изображение натюрморта" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: Открытие нового знанияЦель урока: создание условия для формирования представлений о картине – натюрморте, и умения выполнять подмалёвок натюрморта.Задачи урокаДидактические:Расширить ...

Технологическая карта урока ИЗО. Тема «Картина-натюрморт ».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Картина – натюрморт.»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о жанре натюрморт. Задачи урокаДидактические:- Познакомить...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-натюрморт. Изображение натюрморта" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: Открытие нового знанияЦель урока: создание условия для формирования представлений о картине – натюрморте, и умения выполнять подмалёвок натюрморта.Задачи урокаДидактические:Расширить ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-натюрморт. Изображение натюрморта" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: Открытие нового знанияЦель урока: создание условия для формирования знаний о характере, настроение образа и для завершения работы над картиной- натюрмортом.Задачи урокаДидактические:Расшири...