Методическая разработка по патриотическому воспитанию."Живая память"
методическая разработка

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Воспитание патриотизма – это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3

городского округа город Нововоронеж»

«Лучшая методическая разработка патриотической направленности» на тему: «Живая память»

автор Подточилина А.И.

г. Нововоронеж 2020

Введение

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Воспитание патриотизма – это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью.

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике  такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее  честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».

В условиях нашей школы патриотизм формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа, героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества, воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны

Планируемые результаты:

личностные: развитие желания узнавать новое, навыков коллективной работы, формирование успешности и результативности деятельности;

метапредметные: развитие наблюдательности, логического мышления, навыков анализа и синтеза, формирование основных приемов самоопределения, планирования и реализации учебных действий, а также навыков устной речи, способности выступать перед аудиторией

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

объяснительно-иллюстративный (рассказ, использование презентации Microsoft Office Power Point), частично-поисковый (планирование и систематизация материала), аналитический (выводы и обобщения по результатам классного часа), управление обучением (работа с текстом)

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, групповая

Технологии, методики:

проблемное обучение, моделирующая и поисковая деятельность, личностно-ориентированная, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии.

        Методическая разработка может применяться как классные часы, так и как отдельные внеклассные воспитательные мероприятия.

Сценарий вечера,

посвященного Дню Воина-Интернационалиста

Я хочу, чтобы гордость была за страну,

Чтоб красивым был прожитый день,

Чтоб заснуть у хорошего чувства в плену

Вспоминая хороших людей…

Вчера мальчишки выпускной гуляли,

Ломился стол от всяческих сластей.

И в ночь подруги им судьбу гадали -

И нагадали тысячу путей.

Но выпала всем дальняя дорога

В чужую, неизвестную страну.

И не нашлось другой судьбы у Бога,

Чем эта - через страшную войну!

И им пришлось испить ее до края,

И, обманув в письме отца и мать,

Мол, не на бой - «по делу» вылетаем -

В жестокой сече к смерти привыкать.

Их уносили «Черные тюльпаны»

Не в небо - к Богу в девятнадцать лет...

За землю предков дрались там душманы,

А мы за что? Никто не даст ответ

(Песня «Солдат» ).

Ведущий1        

Немало воды утекло с того времени. Потихоньку зажили раны, стали мудрее и взрослее вчерашние мальчишки, теперь уже мужчины, прошедшие ту войну. Но только память о далёкой Афганской войне жива, и стереть события той войны не смогут ни годы, ни расстоянья.

Сегодня мы собрались на урок мужества, посвященный Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.»

Ведущий 2

Наша сегодняшняя встреча – дань памяти всем, кто причастен к героической и трагической афганской войне, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Тогда, до декабря 1979 года всё было так же как всегда. Наши мальчишки учились, работали, бегали на танцы, влюблялись. И вдруг... Эта страшная, чудовищная, чужая война...

Ведущий 1:

Историю не повернуть вспять,

Сполна мы за Россию заплатили,

Но память возвращает нас опять

- Туда, где мы служили.

Ведущий 2

15 февраля 2020 года исполнился 31 год со дня вывода Советских войск из Афганистана.

Вед. 1:

15 февраля 1989 года генерал Громов, командующий ограниченным контингентом советских войск в Афганистане, доложил, что выход советских войск из этой страны закончен и на многострадальной земле Афганистана не осталось ни одного советского солдата.

Вед. 2:

15 февраля 1989 года для многих стал днём-символом, когда закончился счёт потерям наших солдат, служащих.

 В 2010 году «День памяти воинов-интернационалистов» приобрёл официальный статус и стал называться — «День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.»

Ведущий 1.

Над солдатом склонилась в тревоге сестра,

Он молчит, даже стона нет сутки.

В медсанбат поступил он из боя вчера

Весь изранен, оторваны руки.

У неё на ресницах слезинки дрожат,

Вот сорвутся горячим каскадом.

Шевельнул вдруг губами молчавший солдат,

Прошептал ей: «Сестрёнка, не надо.

Я все выдержу, только не надо мне слёз,

Плачь не плачь, а не вырастут руки.

Я тебе подарю миллион алых роз

За твои сострадания и муки.

Я тебе подарю миллион алых роз,

Но не так, как художник принцессе.

Соберу их в букет, пусть достанет до звёзд,

Пусть рождается новая песня.»

Медсестра свои слёзы смахнула тайком

И к бинтам приложилась губами:

«Поправляйся, родной, ну а розы потом

Вечной песней останутся с нами...»  

Ведущий2:

Нашу встречу мы назвали «Живая память». Живая память, потому что живы те, кто воевал, выполняя свой интернациональный долг в Афганистане, Чечне и других горячих точках. Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним. Так уж повелось у русского солдата защищать не только свою Родину, но и помогать братским народам. И называлось это “выполнением интернационального долга”.

Ведущий 1:

12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС было единогласно принято решение – ввести советские войска в Афганистан.

25 декабря 1979 года в 15.00 по московскому времени в Кабул и Баграм самолетами военно-транспортной авиации высадили десант. Советские войска вошли в Афганистан. Первые погибшие появились уже через 2 часа. БМП не удержалась и перевернулась на дороге – погибло 8 человек. В окрестностях Кабула разбился самолет – погибло 44 десантника.Так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить. Помнить, чтобы не повторить! Эта война длилась 9 долгих лет…9 лет 1 месяц и 18 дней.

Чтецы:

Время выбрало вас,

Закружило в афганской метели,

Вас позвали друзья в грозный час,

Вы особую форму надели.

И в огне горных трудных дорог

Своей кровью кропили походы,

Не заметили в вихре тревог,

Как минуты прессуются в годы.

Верность, доблесть, отвага и честь –

Эти качества не напоказ.

У Отчизны героев не счесть.

Время выбрало вас!

По страницам времён

Под победные марши шагали.

Много славных российских имён

На гранитную вечность вписали.

И когда было тяжко подчас,

Силы таяли в грохоте боя,

Нас бросала на доты не раз

Непреклонная дерзость героев.

Верность, доблесть, отвага и честь –

Эти качества не напоказ.

У Отчизны героев не счесть.

Время выбрало вас.

Ведущий 2:

Нашим солдатам, почти еще мальчишкам, пришлось проходить «науку воевать» на месте, в ходе войны. Непривычный знойный климат, холодное высокогорье или раскаленные пустыни, тяжелейшие условия партизанской войны, когда за любым камнем, кустом или домом может оказаться вооруженный враг - вот в таких условиях воевали наши воины-интернационалисты.

Ведущий 1:

Именно в ту пору стало известно, как опасна профессия вертолетчика, что слово “дух” может означать не только что – то возвышенное, но и немытое, бородатое существо с “калашниковым” наперевес. Военный жаргон обогатился новыми терминами: “зеленка”, “вертушка”, “груз – триста”, “груз – двести”…

Ведущий 2:

Свыше 15 тысяч наших воинов погибли на чужой земле, 6 тысяч скончались впоследствии от ран и болезней ,более 300 человек пропали без вести. Это были самые большие потери Советской Армии со времен Великой Отечественной. Время отдаляет нас от тех событий. Однако память о войне по-прежнему болью отзывается в людских сердцах. Нынешнее поколение не должно забывать трагедии афганских событий, мы должны помнить о тех, кто честно исполнил воинский долг, рисковал жизнью ради великой цели – мира на земле.

Чтецы:

Стихов написано про горы
Число такое, что не счесть,
Но только эти горы - горе
Хотя и в горе что-то есть.

Вокруг такая тишина,
Что слышен дальний лай шакала,
У нас же снова ночь без сна,
И ждём короткого привала

Мы в горы делаем бросок,
В желудке пусто, в фляге пусто,
А на зубах скрипит песок,
Как будто ем я что-то с хрустом.

Песок скрипит, тропы не видно,
И каждый шаг - нелёгкий шаг.
И вдруг становится обидно,
Что ускользает снова враг.

Вокруг такая тишина,
Что слышен шёпот за три метра,
Да, эта странная война
Нас опалила знойным ветром.

Не верю этой тишине,
Горам безмолвно я кричу:
«Вы что-то гасите во мне,
Как догоревшую свечу»

Но зубы сжав и автомат,
От пота вытерев лицо,
Шепчу себе, что путь назад
Свободен лишь для подлецов.

И я иду в безмолвье ада,
И я иду в безмолвье ада,
Раз надо Родине,
Раз надо Родине,
Раз надо Родине -
Мне надо!

Ведущий 1:

Чечня- как много боли в этом слове!

Отношения Северного Кавказа и России складывались непросто. Они уходят своими корнями еще во времена Киевской Руси. Но особенно они обострились после распада СССР в 1991 году. Республика Ичкерия (Чечня) заявила о своем выходе из состава Российской Федерацией. В 1992 году был учрежден пост президента. Все эти акты не были признаны Российской Федерацией. Политика режима Дудаева привела к острому кризису в Чечне.   10 декабря 1994 года с целью восстановления конституционного порядка в Чечню были введены вооруженные силы Российской Федерации. Сопротивление чеченских вооруженных формирований привело к полномасштабным военным действиям. В поле боя превратилась практически вся территория республики.

Ведущий 2:

Война затянулась на долгие годы. Эту войну можно разделить на 2 периода:

Первая Чеченская война-1994-1996 годы и Вторая Чеченская война 1999-2009 годы. Сколько погибло мальчишек в чеченских засадах, сгорело в танках. Но они не сдались. Не сдались потому, что в Великую Отечественную за эту землю воевали их деды, не сдались потому, что в 80-х в Афганскую войну их отцы и братья выполняли свой воинский долг.
Официальные цифры потерь российских внутренних войск в ходе первой и второй войн в Чечне. По опубликованным данным, всего за время боевых действий погибли 2 тысячи 984 человека, ещё 9 тысяч получили ранения.

Песня «Кукушка»

Ведущий 1:

Того, кто служил в горячих точках, мы узнаем не только по орденским нашивкам на штатской одежде…Мы узнаем их по спокойным твердым лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться. Каждому хотелось бы иметь таких друзей. Очень верно кем – то подмечено, что человеческая жизнь измеряется не продолжительностью ее, а тем, что ее наполняет.

Ведущий 2:

О потерях всегда говорить тяжело и больно, но когда из жизни уходят совсем молодые, то говорить тяжело и больно вдвойне. Матери провожали своих сыновей в армию. Они не знали, где будет проходить служба совсем юных, неокрепших мальчишек, но почему-то по щекам катились слезы и шептались как молитва слова: «До свидания, родные. Возвращайтесь живыми назад». А стриженные мальчики храбрились на перронах вокзалов, хрипло пели под гитару и уходили на войну…

Фоном «Я служу России»

Вед. 1.

Здравствуй, милая мама,

Шлю тебе я привет.

Самый нежный, сердечный,

Даже слов в мире нет.

Ты тоскуешь по сыну?

Мама, вытри слезу,

Я домой ведь, приеду

И тебя обниму…

Вед. 2.

Не перестанет плакать мать о сыне,

Афганистан которого унёс

У памятника, павшим на чужбине,

Она прольёт ещё немало слёз.

Придёт сюда, цветов букет положит,

На гладкий полированный гранит.

И так стоит подолгу, а, быть может,

Опять о чём-то с сыном говорит.

Вед. 1.

Что он думал, в атаку ту поднявшись,

Перед тем, как упал и умолк?

Тьме отдать непочатую в общем-то жизнь –

Интернациональный долг!

Мы не раз вызволяли народы из тьмы,

За полком посылая полк.

Пол Европы засеять своими костьми –

Интернациональный долг!

О страдания чаша! А сколько чаш

Мы испили? Мы в этом толк

Понимаем. Наверное, это наш

Интернациональный долг...

Ведущий 2:

Двадцать лет в обычной человеческой жизни срок немалый. Но жизнь длиною всего в двадцать лет – трагически мала. Что остаётся от этой жизни? Что остаётся после человека, прожившего на земле только 20 лет? Такие же молодые и юные, как мы, сегодняшние участники нашего мероприятия, не дожив, не до любив, не доучившись, не осуществив свои мечты - возвращались на Родину грузом «200», но, успев при этом стать солдатами с большой буквы, которые оставили в сердцах людей светлую, благодарную память о себе.

Вед. 1:

Как много русских мальчиков-солдат

В безмолвной вечности лежат отныне.

И с фотографий маленьких глядят

Глазами удивительно живыми.

Вед.2:

О, сколько же в России матерей

Облились горькими слезами.

Их боли не пройти, не отогреть

Под траурными черными платками.

1.

Вновь клинья обожженных душ плывут

По небу вперемешку с облаками

Над милым домом снегом упадут

Или прольются теплыми дождями.

2.

Стекут слезой по золоту имен,

По датам, оборвавшим жизнь в зените.

Печально-тихий колокольный звон

Как будто шепчет: «Мальчики, простите…»

Ведущий 1:

20-е столетие часто называют бурным, жестоким, таким оно стало и для нашей истории. Война, так или иначе, задела каждое поколение - кто-то сражался с оружием в руках, кто-то провожал близких на войну, кто-то оплакивал погибших.

Ведущий 2:

Человеческая память недолговечна, а неумолимое время стирает с земли следы этих войн. Войн, в которой десятки тысяч вчерашних мальчишек, вставших в армейский строй после школьной скамьи, стали калеками. Больше миллиона советских людей прошло через горнило Афганистана и Чечни. Немало полегло их на той каменистой земле: тысячи погибших и умерших от ран и болезней, сотни пропавших без вести.

Ведущий 1.

Люди! Замрите!

Минута молчания.

Пусть только сердце бьется отчаянно!

Пусть только птиц не смолкает

Звучание –

Им так положено

И не случайно!

Эта минута –

От жизни минута!

Память кому – то!

Пусть поживут среди нас

Хоть минуту!

В это мгновенье

Их так помянуть бы:

Всех – поименно!

Всем по минуте!

МИНУТА МОЛЧАНИЯ (метроном)

Ведущий 1:

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

Ведущий 2:

Сражения заканчиваются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Но в памяти людской ей ещё жить долго, потому что её история написана кровью солдат и слезами матерей. Она будет жить в памяти сирот, оставшихся без отцов. Будет жить в душах тех, кто в ней участвовал. Этими словами нам хотелось бы закончить сегодняшнюю нашу встречу. Всего вам доброго: здоровья, радости, уверенности в завтрашнем дне, мира и согласия.

(Песня,видеоклип «Память» Голубые береты, Афганский излом.)

Сегодня на нашу встречу мы пригласили воин-интернационалист , который прошел Афганскую войну и стал прямым свидетелям тех событий, для которого годы службы в Афганистане остались позади, годы, наполненные тревогами и риском. Ведь героизм и есть добросовестное выполнение до конца и в любых условиях своего долга – человеческого, воинского.

 У нас в гостях……..

Вопросы:

-Скажите, сколько лет вам было, когда вы волею судьбы попали в Афганистан? Могли вы тогда представить себе, что вас там ждет?

-Где вам пришлось воевать, служа в Афганистане? Как вас встретила эта страна?

-Сколько времени вы воевали? Что вас больше всего поразило там?

-Что самое ценное, на ваш взгляд, вы вынесли из афганской войны?

- На ваш взгляд, каковы главные уроки той войны.

- Что бы вы хотели пожелать своим детям, своим сыновьям, которым, быть может, придется служить в армии.

- На ваш взгляд, каковы главные уроки той войны?

-Солдатская служба слагается не только из трудностей и проблем. Нет. Я думаю, что немало было радостей и светлых минут. Помните ли вы подобные эпизоды сегодня?

-Расскажите, как вы встретили известие о выводе наших войск из Афганистана.

- Что бы вы хотели пожелать своим детям, своим сыновьям, которым, быть может, придется служить в армии.

Нам было только двадцать.

Нам жизнь не обещали.

Сынок, не надо плакать,

Мы правду защищали.

Не сбылись наши планы.

Война прожгла сердца

Звериный вой душмана

Ворвался в сон бойца.

Сгорали вертолеты,

В крови стальной клинок.

Взрывались мы на взлете.

Не плачь, терпи, сынок!

Нас солнце выжигало.

Рукой манил мираж.

И смерть в руках сжимала.

Могилы - весь пейзаж.

Я так хотел победы!

Я знаю слово ДОЛГ!

Но на гробах - береты.

И плачь гитары смолк.

В песках моя могила.

Потупился клинок,

Да смерть глядит уныло.

Не плачь, терпи сынок!

Медали не надеты.

Страна отводит взор.

Простреляны береты.

В глазах - немой укор.

Ушел - не оглянулся.

Не жизнь. Один рывок.

Прости, что не вернулся!

Прости. Не плачь, сынок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Военно-патриотическое воспитание младших школьников""

предлагаю обобщение опыта работы по военно-патриотическому воспитанию младшего школьника....

методическая разработка "Военно-патриотическое воспитание младших школьников""

предлагаю обобщение опыта работы по военно-патриотическому воспитанию младшего школьника....

методическая разработка по патриотическому воспитанию

 Пояснительная записка к занятию.Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые ...

методическая разработка по патриотическому воспитанию

Данный сборник содержит внеклассные мероприятия, которые можно использовать во внеурочной деятельности в начальной школе. Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из важнейших задач совр...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию

Методическая разработка классного часа "Поклонимся великим тем годам"...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию "Урок доброты 1-4кл"

Методическая разработка по патриотическому воспитанию "Урок доброты 1-4класс"...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию 1-4 кл

Методическая разработка по патриотическому воспитанию "Урок доброты"...