Методическая разработка по патриотическому воспитанию
методическая разработка (3 класс)
Методическая разработка классного часа "Поклонимся великим тем годам"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение 2-Гавриловская средняя общеобразовательная школа Гавриловского района, с. Гавриловка 2-я
Методическая разработка классного часа, посвященного
77-годовщине Победы в Великой Отечественной войне
«Поклонимся великим тем годам»
Номинация: "Лучшая методическая
разработка по патриотическому
воспитанию"
Сайганова Галина Анатольевна,
учитель начальных классов
2022 год
Содержание
1. Аннотация………………………………………………. | 3 |
2. Пояснительная записка | 4 |
3. Заключение …………………………………………………. | 13 |
4. Список использованной литературы …………………………….. | 15 |
5. Список приложений………………………………………………….. | 16 |
2
Аннотация: Данная тема актуальна, так как 9 Мая 2022 года вся страна отмечает великий праздник – День Победы, 77-ю годовщину победы советского народа в Великой Отечественной войне. В преддверии значимого события был проведен классный час, с целью воспитания патриотизма, героизма, любви к Родине, уважения к тем людям, которые завоевали для нас победу.
Одним из постулатов патриотического воспитания в школе является формирование у учащихся чувства уважения к традициям нашей страны, почитание старшего поколения, бережное отношение к памяти прошлого.
Все дальше и дальше уходят грозные годы Великой Отечественной войны, годы народного горя и народной славы, массового героизма и доблести наших людей. Время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народной. Память о минувшей войне будет переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам. Иначе нельзя.
Данное мероприятие рассчитано на воспитание нравственных чувств и убеждений учащихся младшего звена, ценностное отношение к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества, старшему поколению.
Методическая разработка предназначена для обмена опытом в проведении классных часов, посвященных Великой Отечественной войне.
3
Пояснительная записка
Классный руководитель призван воспитывать и развивать учащихся во внеурочное время. Подготовка к таким мероприятиям заставляет его систематически следить за различными изданиями по воспитательной работе, начинать углублять профессиональную подготовку, улучшать свои знания, всё это благотворно влияет на работу с учащимися.
Мероприятие является одним из цикла мероприятий, проводимых в русле гражданско-патриотического воспитания учащихся. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, уважения к ее славному героическому прошлому. Мероприятие составлено в форме литературно-музыкальной композиции и предназначено для учащихся 2-4 классов. Форма проведения выбрана не случайно, так как - это признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Тема и содержание мероприятия являются актуальными в гражданско-патриотическом воспитании. Содержание мероприятия направлено на воспитание интереса к истории родной страны, уважения к истории страны, ее культуры и ветеранам. Подборка стихотворений и музыкального сопровождения продуманы и соответствуют возрастным нормам и являются актуальными в гражданско-патриотическом воспитании. Данный материал можно использовать в воспитании высоконравственного гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, негативного отношения к войне и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи. Методическая разработка была опробована, как внеклассное мероприятие для учащихся школы.
Цель:
- Воспитывать патриотизм и любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа, пробуждать интерес к историческим событиям.
Задачи мероприятия:
Образовательные
- Погрузить детей в атмосферу военного времени.
- Расширить знания обучающихся о событиях 1941-1945 гг.
4
- Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.
Воспитательные
- Воспитание у обучающихся благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну.
- Воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.
- Воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ.
- Воспитание честности, благородства, сострадания.
- Преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.
- Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей Родине.
Развивающие
- Развивать интерес к изучению истории.
- Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.
Форма организации деятельности детей – классный час.
Подготовительная работа:
- Конкурс рисунков «Салют Победы».
- Разучивание стихов и песен.
Место проведения: учебный кабинет.
Время проведения: 45 минут.
Материалы и оборудование: персональный компьютер, записи песен и музыки военных лет, колонки, рисунки.
5
Люди!
Покуда сердца стучатся,-
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье,-
пожалуйста, помните!
Р. Рождественский «Реквием»
Ход мероприятия
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодня мы находимся в преддверии прекрасного дня – Дня Победы в Великой Отечественной войне. Памяти павших во время Великой Отечественной войны, а также ныне живущим ветеранам посвящается наш классный час.
Ученик:
Память, память, ты же можешь, ты должна На мгновенье эти стрелки повернуть… Я хочу не просто вспомнить имена, Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть. (Р.Рождественский «Память»)
Слова Левитана «Начало ВОВ»(Приложение 1)
2. Вводная часть
Учитель: 22 июня 1941 года в 4 часа утра началась самая страшная в истории человечества война, которая унесла более 27 миллионов жизней наших соотечественников.
- Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране.
- Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик.
- Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
6
- Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как вы.
- Война – это гибель людей, которые не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли.
3. Основная часть
Ученик: Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен.
Ученик: Такие молодые встретили они грудью врага, защитили Родину. Единственное, чему они удивлялись, - это тому, что с начала войны неожиданно стали взрослее. Но не всем было дано вернуться домой. А кто вернулся, - помнит… Помнит о подвигах, о боевых друзьях.
(На фоне музыки «Журавли» - Приложение 2)
Ученик: Мне иногда снятся странные сны:
Целый народ не вернулся с войны.
Целый народ улетел в небеса, –
Там свои пашни, луга и леса!
Там города среди летней жары
Всё ещё той, довоенной, поры.
В каждой деревне там свой сельсовет.
Здесь, на земле, деревенек тех нет.
Там, как обычно, и строят и жнут,
Губы к губам там доверчиво льнут.
Мать и отец за накрытым столом,
Смотрит ребёнок семейный альбом.
В гости заходят, как прежде, друзья,
Только вот смеха услышать нельзя.
Песня и музыка там не слышны.
Целый народ не вернулся с войны...
Учитель: Война вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными городами и селами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти. На защиту Родины
7
становился весь наш народ. В сердце каждого закипала ненависть к врагу. Не унывали наши защитники, проявляя героизм и храбрость, поддерживали друг друга в дни тяжелых испытаний.
Ученик: Я знаю, война унесла миллионы Жизней, которым бы жить да жить. А сколько осталось сирот обездоленных, Скольким пришлось сыновей пережить? Сколько бессонных ночей в ожидании Жёнам солдат провести довелось? Как нам измерить людское страдание, Что болью неистовой отозвалось? Если бы вылечить было возможно Сердце солдата, в котором огнём Будто осколок болит и тревожит Память прошедших военных времён. В памяти это навек остаётся. Полный отчаяния женщины взор, К матери сын никогда не вернётся, Разве быть может страшней приговор! Даже земля, словно в траур оделась, Сердце от горя на части рвалось. И жить не хотелось, но что тут поделать, Им долю такую нести довелось.
Учитель: Для всех нас, Великая Отечественная война – история. Её должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких. Сколько бы ни прошло лет, мы всегда будем помнить наших дедушек и бабушек, наших родных и близких – всех тех людей, кто погиб, сражаясь за Родину. Слава павшим и низкий поклон живущим среди нас ветеранам!
Ученик:
Мы помним, чтим поклоном низким
Всех, кто войну не пережил
И тех ушедших в обелиски
И тех, кто вовсе без могил.
Ученик: Десятки лет легли меж нами,
Ушла в историю война.
Мы в сердце вечными словами
8
Погибших пишем имена.
Ученик: У нас до этих дней доживших,
О прошлом память не умрет.
Пока мы чтим за Родину погибших,
Дотоль бессмертен наш народ.
Учитель: Все дальше от нас годы Великой Отечественной войны, все меньше среди нас ветеранов, поэтому очень хорошо, что подвиги советских воинов живут в наших сердцах и памяти… 77 лет мы живем без войны и столько же лет помним ее, каждый ее день - от первого до последнего. Помним расплавленные камни Бреста и Сталинграда, блокаду Ленинграда, сражения под Москвой, пепел Хатыни. Хатынь – трагическая страница Великой Отечественной войны. Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами весной 1943 года. В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей. Деревня была разграблена и сожжена дотла. Хатынь стала символом трагедии белорусского народа, скорбной страницей Великой Отечественной войны. Трагическими и одновременно славными страницами Великой Отечественной войны являются Сталинградская битва и битва на Курской дуге. Два мировых рекорда связаны с этими событиями. Сталинградская битва – самая длинная битва в истории: началась 17 июля 1942 года, а закончилась 2 февраля 1943 года, битва длилась 200 дней и ночей, больше полугода. Битва на Курской дуге длилась 49 дней летом 1943 года. В той битве на поле около деревни Прохоровка состоялось самое крупное танковое сражение в истории: 12 июля с обеих сторон участвовало 1500 танков. Эти 2 битвы стали переломными в ходе войны. В Сталинградской битве наша армия впервые вела уличные бои, борьба шла в прямом смысле за каждый метр, бывало, один дом несколько раз переходил из рук в руки, иногда верхний этаж принадлежал фашистам, а нижний был у нас, или наоборот. Дорогой ценой досталась советскому народу Победа – ценой в 27 миллионов жизней: каждый шестой житель страны погиб. А ещё миллионы остались вдовами, сиротами. Разве можно такое забыть?
Ученик: Они исполнили солдатский долг суровый
И до конца остались Родине верны.
9
И мы в историю заглядываем снова,
Чтоб день сегодняшний измерить днём войны.
Ученик: Чем дальше мы уходим от войны,
И нас с тобою тишина объемлет,
Тем все сильней и явственней слышны
Ее раскаты, вздыбившие землю.
Ученик: Чем дальше мы уходим от войны,
И чем спокойней синие закаты,
Тем резче нам в закатной мгле видны
Огнем войны обугленные хаты.
Ученик: Чем дальше мы уходим от войны,
И четче обнажаются вершины,
Тем полнозвучней голос тишины,
Тем все понятней, что вы совершили.
Ученик: Все помнится, ничто не забыто, Все помнится, никто не позабыт.
И днем и ночью в чаше из гранита
Святое пламя трепетно горит.
Песня "Ты же выжил, солдат" (Приложение 3)
Ученик:
Тихо, ребята, минутой молчанья Память героев почтим, И их голоса когда-то звучали, По утрам они солнце встречали, Сверстники наши почти. Среди нас нет тех, Кто ушел на фронт и не вернулся. Вспомним через века, через года, О тех, кто уже не придет никогда. Вспомним!
Учитель: Прошу всех встать. В память о тех, кто остался лежать на полях сражений, кто добывал нам Победу - минута молчания.
10
Минута молчания (Звучит метроном – Приложение 4)
Учитель: Прошу всех сесть.
Учитель: Наша армия гнала врагов до самого Берлина, столицы фашистской Германии. В ночь с 30 апреля на 1 мая 1945 года над куполом Рейхстага заалело Знамя Победы. Его водрузили красноармейцы Михаил Егоров, Мелитон Кантария и Алексей Берест. В эти дни там шли жестокие бои за каждую улицу, каждый дом. В Берлине, у стен Рейхстага, прозвучали последние выстрелы Второй мировой войны. Наш народ выдержал, совершил подвиг, которому нет равных в истории. 8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. 9 мая наш народ уже 77 год празднует Победу в Великой Отечественной войне.
Ученик: Победа грезилась, мечталась.
Был дорог жизни каждый миг…
Тут я спросил: Как… воевалось?.. «Обычно, – произнёс старик, Война ни есть какое дело. Мир – вот что главное, сынок».
Чтоб миру быть – нужна тут смелость:
Не допустить несчастий срок…
Учитель: День Победы великий праздник для нашей страны и лично каждого из нас. Нет ни одной семьи, которой бы не коснулось пламя войны, поэтому в каждом сердце остается память о тех, кто отдал жизнь в битве за свободу нашей Родины.
Ученик: Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну!
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!
Ученик: Пусть пулеметы не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
11
Ученик: Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда!
Ученик: Ветераны Великой войны,
Вы примите наш низкий поклон
За салюты победной весны
И за мир, что был вами спасен.
Ученик: Не забудем мы подвигов тех, Что советский солдат совершил,
Не сдаваясь и веря в успех!
Долгих лет вам, здоровья и сил!
Ученик: Знаю, солнце в пустые глазницы не брызнет!
Знаю, песня тяжёлых могил не откроет! Но от имени сердца, от имени жизни: Вечная Слава Героям!
Ученик:
Нам за всеми памятными датами
Видится главнейшая – одна:
День, когда весною сорок пятого
На земле закончилась война.
Ученик:
Пусть над землей моей не рвется в клочья небо!
Пусть тишина полей прольется теплым хлебом!
И солнце по утрам свет дарит всей планете!
Не быть войне! Быть миру! Счастья детям!
Песня «День Победы»(Приложение 5)
Учитель: Мы не должны забывать о зверствах фашистов, чтобы войны не было на нашей земле. В каждом городе, селе есть памятники солдатам Великой Отечественной войны. Есть такой памятник и в нашем селе.
12
Много лет прошло, ветеранов Великой Отечественной войны остается все меньше и меньше. Мы в долгу перед ними за сегодняшний смех, покой, за радость, за наше будущее.
Ученик: Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух, -
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберег.
Ученик: Поклонимся великим тем годам, Тем славным командирам и бойцам. И маршалам страны, и рядовым, Поклонимся и мертвым и живым, Всем тем, которых забывать нельзя, Поклонимся, поклонимся, друзья! Всем миром, всем народом, всей землей Поклонимся за тот великий бой!
Заключение Подошло к завершению наше мероприятие.
Все дальше в прошлое уходят годы страшной войны. Но подвиг людей, вставших на защиту Отечества, будет вечно жить в памяти российского народа. Войны нельзя никогда забывать! И не только, потому, что это подвиг целой страны и историческое событие. Когда войну забывают, - говорили древние – начинается новая, потому что память – главный враг войны. Нельзя никогда забывать: любовь к своей стране, к России, должна быть выше всего. Весь народ во имя любви к ней шел на героический подвиг, не жалея ни сил, ни жизни. Мы в долгу перед ветеранами Великой Отечественной войны,
13
отстоявших своей кровью мир на земле. Мы в долгу перед ветеранами до конца своих дней за сегодняшний наш покой, за наш смех, за радость, за наше будущее!
Они защитили не только наши жизни, но и само звание человека. Скоро наша страна встретит 77-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне и наша задача донести историческую правду до следующего поколения, когда уже не будет очевидцев войны, ветеранов. Мы должны помнить и знать, какого сильного и жестокого врага одолела наша страна.
Помните! Через века, через года
Помните! О тех, кто уже не придет никогда, -
Помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны…
Памяти павших, будьте достойны!
Учитель: Наш классный час закончен. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить о подвиге нашего народа в Великой Отечественной Войне, будете с уважением относиться к ветеранам ВО войны не только в преддверии этого дня, но и в течение всего года, и по возможности, помогать им в жизни. Я желаю вам быть добрыми людьми и патриотами своей страны. А сейчас, ребята, чтобы почтить память всех тех, кто защищал нашу Родину, мы пойдем и возложим цветы к памятнику.
14
Список использованной литературы
1. Внеклассное мероприятие «Я помню! Я горжусь!» сценарий внеклассного мероприятия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: -http://uchkopilka.ru/stsenarii-prazdnikov-i-meropriyatij/9-maya-den-pobedy/3041-vneklassnoe-meropriyatie-ya-pomnyu-ya-gorzhus-stsenarij-vneklassnogo-meropriyatiya-posvyashchennyj-godovshchine-velikoj-otechestvennoj-vojny - (дата скачивания: 22.03.2018)
2. Литературно-музыкальная композиция «Память сердца» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: - http://uchkopilka.ru/stsenarii-prazdnikov-i-meropriyatij/9-maya-den-pobedy/item/8404-literaturno-muzykalnaya-kompozitsiya-pamyat-serdtsa-posvyashchennaya-70-letiyu-pobedy-20160308 - (дата скачивания: 28.03.2018)
3. Методическая разработка в системе дополнительного образования «70 лет Победы в Великой Отечественной Войне» [Электронный ресурс] - Режим доступа: - http://uchkopilka.ru/stsenarii-prazdnikov-i-meropriyatij/9-maya-den-pobedy/item/7722-metodicheskaya-razrabotka-zanyatiya-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-70-let-pobedy-v-velikoj-otechestvennoj-vojne-20151124 - (дата скачивания: 22.03.2018)
4. Сценарий вечера-встречи с ветеранами Великой Отечественной войны «Люди! Покуда сердца стучатся, — помните!..» [Электронный ресурс] - Режим доступа: - http://www.kovaleva.net/article/125 - (дата скачивания: 24.03.2018)
5. Сценарий ко Дню Победы «Поклонимся великим тем годам...» [Электронный ресурс] - Режим доступа: - http://uchkopilka.ru/stsenarii-prazdnikov-i-meropriyatij/9-maya-den-pobedy/item/6665-stsenarij-prazdnika-ko-dnyu-pobedy-20150630 - (дата скачивания: 24.03.2018)
6. Сценарий праздника, посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне «Мы помним! Мы гордимся» Автор работы: Хрипунова Татьяна Юрьевна [Электронный ресурс] - Режим доступа: - http://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-yurevna-hripunova/scenarii-prazdnika-posvjasch-nogo-70-letiyu-pobedy-v-velikoi-otechestvenoi-voine-my-pomnim-my-gordimsja.html (дата скачивания: 22.03.2018)
7. Сценарий праздника, посвящённого Дню Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг. для детей старшего дошкольного возраста «От героев былых времён» http://kladraz.ru/blogs/svetlana-leonidovna-kanyukova/scenarii-prazdnika-k-9-maja.html (дата скачивания: 28.03.2018)
15
Список приложений
Приложение 1. Аудиофайл. Слова Левитана «Начало ВОВ»
Приложение 2. Аудиофайл. Песня «Журавли»
Приложение 3. Аудиофайл. Песня "Ты же выжил, солдат"
Приложение 4. Аудиофайл. Минута молчания (Звучит метроном )
Приложение 5. Аудиофайл. Песня «День Победы»
16
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение 2-Гавриловская средняя общеобразовательная школа Гавриловского района, с. Гавриловка 2-я
Методическая разработка классного часа, посвященного
77-годовщине Победы в Великой Отечественной войне
«Поклонимся великим тем годам»
Номинация: "Лучшая методическая
разработка по патриотическому
воспитанию"
Сайганова Галина Анатольевна,
учитель начальных классов
2022 год
Содержание
1. Аннотация………………………………………………. | 3 |
2. Пояснительная записка | 4 |
3. Заключение …………………………………………………. | 13 |
4. Список использованной литературы …………………………….. | 15 |
5. Список приложений………………………………………………….. | 16 |
2
Аннотация: Данная тема актуальна, так как 9 Мая 2022 года вся страна отмечает великий праздник – День Победы, 77-ю годовщину победы советского народа в Великой Отечественной войне. В преддверии значимого события был проведен классный час, с целью воспитания патриотизма, героизма, любви к Родине, уважения к тем людям, которые завоевали для нас победу.
Одним из постулатов патриотического воспитания в школе является формирование у учащихся чувства уважения к традициям нашей страны, почитание старшего поколения, бережное отношение к памяти прошлого.
Все дальше и дальше уходят грозные годы Великой Отечественной войны, годы народного горя и народной славы, массового героизма и доблести наших людей. Время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народной. Память о минувшей войне будет переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам. Иначе нельзя.
Данное мероприятие рассчитано на воспитание нравственных чувств и убеждений учащихся младшего звена, ценностное отношение к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества, старшему поколению.
Методическая разработка предназначена для обмена опытом в проведении классных часов, посвященных Великой Отечественной войне.
3
Пояснительная записка
Классный руководитель призван воспитывать и развивать учащихся во внеурочное время. Подготовка к таким мероприятиям заставляет его систематически следить за различными изданиями по воспитательной работе, начинать углублять профессиональную подготовку, улучшать свои знания, всё это благотворно влияет на работу с учащимися.
Мероприятие является одним из цикла мероприятий, проводимых в русле гражданско-патриотического воспитания учащихся. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, уважения к ее славному героическому прошлому. Мероприятие составлено в форме литературно-музыкальной композиции и предназначено для учащихся 2-4 классов. Форма проведения выбрана не случайно, так как - это признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Тема и содержание мероприятия являются актуальными в гражданско-патриотическом воспитании. Содержание мероприятия направлено на воспитание интереса к истории родной страны, уважения к истории страны, ее культуры и ветеранам. Подборка стихотворений и музыкального сопровождения продуманы и соответствуют возрастным нормам и являются актуальными в гражданско-патриотическом воспитании. Данный материал можно использовать в воспитании высоконравственного гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, негативного отношения к войне и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи. Методическая разработка была опробована, как внеклассное мероприятие для учащихся школы.
Цель:
- Воспитывать патриотизм и любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа, пробуждать интерес к историческим событиям.
Задачи мероприятия:
Образовательные
- Погрузить детей в атмосферу военного времени.
- Расширить знания обучающихся о событиях 1941-1945 гг.
4
- Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.
Воспитательные
- Воспитание у обучающихся благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну.
- Воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.
- Воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ.
- Воспитание честности, благородства, сострадания.
- Преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.
- Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей Родине.
Развивающие
- Развивать интерес к изучению истории.
- Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.
Форма организации деятельности детей – классный час.
Подготовительная работа:
- Конкурс рисунков «Салют Победы».
- Разучивание стихов и песен.
Место проведения: учебный кабинет.
Время проведения: 45 минут.
Материалы и оборудование: персональный компьютер, записи песен и музыки военных лет, колонки, рисунки.
5
Люди!
Покуда сердца стучатся,-
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье,-
пожалуйста, помните!
Р. Рождественский «Реквием»
Ход мероприятия
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодня мы находимся в преддверии прекрасного дня – Дня Победы в Великой Отечественной войне. Памяти павших во время Великой Отечественной войны, а также ныне живущим ветеранам посвящается наш классный час.
Ученик:
Память, память, ты же можешь, ты должна На мгновенье эти стрелки повернуть… Я хочу не просто вспомнить имена, Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть. (Р.Рождественский «Память»)
Слова Левитана «Начало ВОВ»(Приложение 1)
2. Вводная часть
Учитель: 22 июня 1941 года в 4 часа утра началась самая страшная в истории человечества война, которая унесла более 27 миллионов жизней наших соотечественников.
- Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране.
- Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик.
- Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
6
- Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как вы.
- Война – это гибель людей, которые не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли.
3. Основная часть
Ученик: Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен.
Ученик: Такие молодые встретили они грудью врага, защитили Родину. Единственное, чему они удивлялись, - это тому, что с начала войны неожиданно стали взрослее. Но не всем было дано вернуться домой. А кто вернулся, - помнит… Помнит о подвигах, о боевых друзьях.
(На фоне музыки «Журавли» - Приложение 2)
Ученик: Мне иногда снятся странные сны:
Целый народ не вернулся с войны.
Целый народ улетел в небеса, –
Там свои пашни, луга и леса!
Там города среди летней жары
Всё ещё той, довоенной, поры.
В каждой деревне там свой сельсовет.
Здесь, на земле, деревенек тех нет.
Там, как обычно, и строят и жнут,
Губы к губам там доверчиво льнут.
Мать и отец за накрытым столом,
Смотрит ребёнок семейный альбом.
В гости заходят, как прежде, друзья,
Только вот смеха услышать нельзя.
Песня и музыка там не слышны.
Целый народ не вернулся с войны...
Учитель: Война вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными городами и селами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти. На защиту Родины
7
становился весь наш народ. В сердце каждого закипала ненависть к врагу. Не унывали наши защитники, проявляя героизм и храбрость, поддерживали друг друга в дни тяжелых испытаний.
Ученик: Я знаю, война унесла миллионы Жизней, которым бы жить да жить. А сколько осталось сирот обездоленных, Скольким пришлось сыновей пережить? Сколько бессонных ночей в ожидании Жёнам солдат провести довелось? Как нам измерить людское страдание, Что болью неистовой отозвалось? Если бы вылечить было возможно Сердце солдата, в котором огнём Будто осколок болит и тревожит Память прошедших военных времён. В памяти это навек остаётся. Полный отчаяния женщины взор, К матери сын никогда не вернётся, Разве быть может страшней приговор! Даже земля, словно в траур оделась, Сердце от горя на части рвалось. И жить не хотелось, но что тут поделать, Им долю такую нести довелось.
Учитель: Для всех нас, Великая Отечественная война – история. Её должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких. Сколько бы ни прошло лет, мы всегда будем помнить наших дедушек и бабушек, наших родных и близких – всех тех людей, кто погиб, сражаясь за Родину. Слава павшим и низкий поклон живущим среди нас ветеранам!
Ученик:
Мы помним, чтим поклоном низким
Всех, кто войну не пережил
И тех ушедших в обелиски
И тех, кто вовсе без могил.
Ученик: Десятки лет легли меж нами,
Ушла в историю война.
Мы в сердце вечными словами
Погибших пишем имена.
8
Ученик: У нас до этих дней доживших,
О прошлом память не умрет.
Пока мы чтим за Родину погибших,
Дотоль бессмертен наш народ.
Учитель: Все дальше от нас годы Великой Отечественной войны, все меньше среди нас ветеранов, поэтому очень хорошо, что подвиги советских воинов живут в наших сердцах и памяти… 77 лет мы живем без войны и столько же лет помним ее, каждый ее день - от первого до последнего. Помним расплавленные камни Бреста и Сталинграда, блокаду Ленинграда, сражения под Москвой, пепел Хатыни. Хатынь – трагическая страница Великой Отечественной войны. Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами весной 1943 года. В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей. Деревня была разграблена и сожжена дотла. Хатынь стала символом трагедии белорусского народа, скорбной страницей Великой Отечественной войны. Трагическими и одновременно славными страницами Великой Отечественной войны являются Сталинградская битва и битва на Курской дуге. Два мировых рекорда связаны с этими событиями. Сталинградская битва – самая длинная битва в истории: началась 17 июля 1942 года, а закончилась 2 февраля 1943 года, битва длилась 200 дней и ночей, больше полугода. Битва на Курской дуге длилась 49 дней летом 1943 года. В той битве на поле около деревни Прохоровка состоялось самое крупное танковое сражение в истории: 12 июля с обеих сторон участвовало 1500 танков. Эти 2 битвы стали переломными в ходе войны. В Сталинградской битве наша армия впервые вела уличные бои, борьба шла в прямом смысле за каждый метр, бывало, один дом несколько раз переходил из рук в руки, иногда верхний этаж принадлежал фашистам, а нижний был у нас, или наоборот. Дорогой ценой досталась советскому народу Победа – ценой в 27 миллионов жизней: каждый шестой житель страны погиб. А ещё миллионы остались вдовами, сиротами. Разве можно такое забыть?
Ученик: Они исполнили солдатский долг суровый
И до конца остались Родине верны. И мы в историю заглядываем снова,
Чтоб день сегодняшний измерить днём войны.
Ученик: Чем дальше мы уходим от войны,
И нас с тобою тишина объемлет,
Тем все сильней и явственней слышны
Ее раскаты, вздыбившие землю.
Ученик: Чем дальше мы уходим от войны,
И чем спокойней синие закаты,
Тем резче нам в закатной мгле видны
Огнем войны обугленные хаты.
9
Ученик: Чем дальше мы уходим от войны,
И четче обнажаются вершины,
Тем полнозвучней голос тишины,
Тем все понятней, что вы совершили.
Ученик: Все помнится, ничто не забыто, Все помнится, никто не позабыт.
И днем и ночью в чаше из гранита
Святое пламя трепетно горит.
Песня "Ты же выжил, солдат" (Приложение 3)
Ученик:
Тихо, ребята, минутой молчанья Память героев почтим, И их голоса когда-то звучали, По утрам они солнце встречали, Сверстники наши почти. Среди нас нет тех, Кто ушел на фронт и не вернулся. Вспомним через века, через года, О тех, кто уже не придет никогда. Вспомним!
Учитель: Прошу всех встать. В память о тех, кто остался лежать на полях сражений, кто добывал нам Победу - минута молчания.
Минута молчания (Звучит метроном – Приложение 4)
Учитель: Прошу всех сесть.
Учитель: Наша армия гнала врагов до самого Берлина, столицы фашистской Германии. В ночь с 30 апреля на 1 мая 1945 года над куполом Рейхстага заалело Знамя Победы. Его водрузили красноармейцы Михаил Егоров, Мелитон Кантария и Алексей Берест. В эти дни там шли жестокие бои за каждую улицу, каждый дом. В Берлине, у стен Рейхстага, прозвучали последние выстрелы Второй мировой войны. Наш народ выдержал, совершил подвиг, которому нет равных в истории. 8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. 9 мая наш народ уже 77 год празднует Победу в Великой Отечественной войне.
Ученик: Победа грезилась, мечталась.
Был дорог жизни каждый миг…
Тут я спросил: Как… воевалось?.. «Обычно, – произнёс старик,
10
Война ни есть какое дело. Мир – вот что главное, сынок».
Чтоб миру быть – нужна тут смелость:
Не допустить несчастий срок…
Учитель: День Победы великий праздник для нашей страны и лично каждого из нас. Нет ни одной семьи, которой бы не коснулось пламя войны, поэтому в каждом сердце остается память о тех, кто отдал жизнь в битве за свободу нашей Родины.
Ученик: Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну!
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!
Ученик: Пусть пулеметы не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Ученик: Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда!
Ученик: Ветераны Великой войны,
Вы примите наш низкий поклон
За салюты победной весны
И за мир, что был вами спасен.
Ученик: Не забудем мы подвигов тех, Что советский солдат совершил,
Не сдаваясь и веря в успех!
Долгих лет вам, здоровья и сил!
Ученик: Знаю, солнце в пустые глазницы не брызнет!
Знаю, песня тяжёлых могил не откроет! Но от имени сердца, от имени жизни: Вечная Слава Героям!
Ученик:
Нам за всеми памятными датами
Видится главнейшая – одна:
День, когда весною сорок пятого
На земле закончилась война.
Ученик:
Пусть над землей моей не рвется в клочья небо!
Пусть тишина полей прольется теплым хлебом!
И солнце по утрам свет дарит всей планете!
Не быть войне! Быть миру! Счастья детям!
Песня «День Победы»(Приложение 5)
Учитель: Мы не должны забывать о зверствах фашистов, чтобы войны не было на нашей земле. В каждом городе, селе есть памятники солдатам Великой Отечественной войны. Есть такой памятник и в нашем селе. Много лет прошло, ветеранов Великой Отечественной войны остается все меньше и меньше. Мы в долгу перед ними за сегодняшний смех, покой, за радость, за наше будущее.
Ученик: Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух, -
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберег.
Ученик: Поклонимся великим тем годам, Тем славным командирам и бойцам. И маршалам страны, и рядовым, Поклонимся и мертвым и живым, Всем тем, которых забывать нельзя, Поклонимся, поклонимся, друзья! Всем миром, всем народом, всей землей Поклонимся за тот великий бой! Заключение Подошло к завершению наше мероприятие.
Все дальше в прошлое уходят годы страшной войны. Но подвиг людей, вставших на защиту Отечества, будет вечно жить в памяти российского народа. Войны нельзя никогда забывать! И не только, потому, что это подвиг целой страны и историческое событие. Когда войну забывают, - говорили древние – начинается новая, потому что память – главный враг войны. Нельзя никогда забывать: любовь к своей стране, к России, должна быть выше всего. Весь народ во имя любви к ней шел на героический подвиг, не жалея ни сил, ни жизни. Мы в долгу перед ветеранами Великой Отечественной войны,
13
отстоявших своей кровью мир на земле. Мы в долгу перед ветеранами до конца своих дней за сегодняшний наш покой, за наш смех, за радость, за наше будущее!
Они защитили не только наши жизни, но и само звание человека. Скоро наша страна встретит 77-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне и наша задача донести историческую правду до следующего поколения, когда уже не будет очевидцев войны, ветеранов. Мы должны помнить и знать, какого сильного и жестокого врага одолела наша страна.
Помните! Через века, через года
Помните! О тех, кто уже не придет никогда, -
Помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны…
Памяти павших, будьте достойны!
Учитель: Наш классный час закончен. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить о подвиге нашего народа в Великой Отечественной Войне, будете с уважением относиться к ветеранам ВО войны не только в преддверии этого дня, но и в течение всего года, и по возможности, помогать им в жизни. Я желаю вам быть добрыми людьми и патриотами своей страны. А сейчас, ребята, чтобы почтить память всех тех, кто защищал нашу Родину, мы пойдем и возложим цветы к памятнику.
14
Список использованной литературы
1. Внеклассное мероприятие «Я помню! Я горжусь!» сценарий внеклассного мероприятия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: -http://uchkopilka.ru/stsenarii-prazdnikov-i-meropriyatij/9-maya-den-pobedy/3041-vneklassnoe-meropriyatie-ya-pomnyu-ya-gorzhus-stsenarij-vneklassnogo-meropriyatiya-posvyashchennyj-godovshchine-velikoj-otechestvennoj-vojny - (дата скачивания: 22.03.2018)
2. Литературно-музыкальная композиция «Память сердца» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: - http://uchkopilka.ru/stsenarii-prazdnikov-i-meropriyatij/9-maya-den-pobedy/item/8404-literaturno-muzykalnaya-kompozitsiya-pamyat-serdtsa-posvyashchennaya-70-letiyu-pobedy-20160308 - (дата скачивания: 28.03.2018)
3. Методическая разработка в системе дополнительного образования «70 лет Победы в Великой Отечественной Войне» [Электронный ресурс] - Режим доступа: - http://uchkopilka.ru/stsenarii-prazdnikov-i-meropriyatij/9-maya-den-pobedy/item/7722-metodicheskaya-razrabotka-zanyatiya-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-70-let-pobedy-v-velikoj-otechestvennoj-vojne-20151124 - (дата скачивания: 22.03.2018)
4. Сценарий вечера-встречи с ветеранами Великой Отечественной войны «Люди! Покуда сердца стучатся, — помните!..» [Электронный ресурс] - Режим доступа: - http://www.kovaleva.net/article/125 - (дата скачивания: 24.03.2018)
5. Сценарий ко Дню Победы «Поклонимся великим тем годам...» [Электронный ресурс] - Режим доступа: - http://uchkopilka.ru/stsenarii-prazdnikov-i-meropriyatij/9-maya-den-pobedy/item/6665-stsenarij-prazdnika-ko-dnyu-pobedy-20150630 - (дата скачивания: 24.03.2018)
6. Сценарий праздника, посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне «Мы помним! Мы гордимся» Автор работы: Хрипунова Татьяна Юрьевна [Электронный ресурс] - Режим доступа: - http://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-yurevna-hripunova/scenarii-prazdnika-posvjasch-nogo-70-letiyu-pobedy-v-velikoi-otechestvenoi-voine-my-pomnim-my-gordimsja.html (дата скачивания: 22.03.2018)
7. Сценарий праздника, посвящённого Дню Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг. для детей старшего дошкольного возраста «От героев былых времён» http://kladraz.ru/blogs/svetlana-leonidovna-kanyukova/scenarii-prazdnika-k-9-maja.html (дата скачивания: 28.03.2018)
15
Список приложений
Приложение 1. Аудиофайл. Слова Левитана «Начало ВОВ»
Приложение 2. Аудиофайл. Песня «Журавли»
Приложение 3. Аудиофайл. Песня "Ты же выжил, солдат"
Приложение 4. Аудиофайл. Минута молчания (Звучит метроном )
Приложение 5. Аудиофайл. Песня «День Победы»
16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Военно-патриотическое воспитание младших школьников""
предлагаю обобщение опыта работы по военно-патриотическому воспитанию младшего школьника....
методическая разработка "Военно-патриотическое воспитание младших школьников""
предлагаю обобщение опыта работы по военно-патриотическому воспитанию младшего школьника....
методическая разработка по патриотическому воспитанию
Пояснительная записка к занятию.Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые ...
Методическая разработка по патриотическому воспитанию."Живая память"
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, состав...
методическая разработка по патриотическому воспитанию
Данный сборник содержит внеклассные мероприятия, которые можно использовать во внеурочной деятельности в начальной школе. Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из важнейших задач совр...
Методическая разработка по патриотическому воспитанию "Урок доброты 1-4кл"
Методическая разработка по патриотическому воспитанию "Урок доброты 1-4класс"...
Методическая разработка по патриотическому воспитанию 1-4 кл
Методическая разработка по патриотическому воспитанию "Урок доброты"...
- Мне нравится (1)