Рабочая программа курса «Югра - мое наследие» 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа курса «Югра - мое наследие» 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yugra_moe_nasledie.docx | 267.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка 2
- Общая характеристика учебного предмета, курса 2-3
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане 3
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета 3- 4
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 4 - 5
- Содержание учебного предмета, курса 6 - 7
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 8 - 23
- Описание учебно - методического и материально-технического обеспечения образовательного
процесса 24
- Приложение:
- система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета, критерии оценивания
- основные требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса
- требования к проектной работе
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Югра - мое наследие» по этнокультурному и экологическому образованию для 4 класса на 2019 -2020 учебный год разработана по заказу Департамента образования молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе учебного плана школы и расписания уроков, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, по варианту авторской программы Дзятковской Е.Н и Захлебного А.А « Югра-мое наследие»,2014г.
Цель:
- формировать первичные представления учащихся о своем природном и культурном наследии;
- обобщать знания об экологических и этнокультурных особенностях своей малой Родины;
- расширить знания ребёнка о самом себе;
- дополнить знания об истории и культуре родного края;
- углубить знания учащихся о природе.
Задачи:
о содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в селе, районе и крае, входящего в целую страну Россию;
о воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего родного края;
о воспитание толерантности, уважения к ценностям народов, населяющий Югру, их культуру, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
о обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;
о изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.
- Общая характеристика учебного предмета, курса
Курс «Югра- мое наследие» направлен на формирование первичного представления учащихся о своем природном и культурном наследии, обобщает знания об экологических и этнокультурных особенностях своей малой Родины, формирует деятельностные средства их познания.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе - на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно -гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящие время особую значимость приобретает Пришвинская фраза: «.. .Охранять природу - значит охранять Родину...». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный план МБОУ «СШ № 1» имени А.В. ВОЙНАЛОВИЧА» предусматривает обязательное изучение курса « Югра - Моё наследие» в 4 классе в количестве 34 часов (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Курс «Югра - мое наследие» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и
окружающим людям.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
о формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
о формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
о формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
о овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
о принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
о развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
о формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
о развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
о развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
о формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
о овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
о освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
о формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
о формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
о освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
о использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
о активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
о использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного курса « Югра - Моё наследие» о овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; о готовность слушать собеседника и вести диалог; готов-ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; о определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
о овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного курса « Югра - Моё наследие»; о овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
о умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного курса « Югра - Моё наследие»
Предметные результаты:
о сформированность уважительного отношения родному краю, своей семье, истории, культуре, природе Югры, её современной жизни;
о освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
о освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
о развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
6.Содержание учебного предмета, курса
- блок. Югра-твое наследие (7 часов)
Цель блока: изучить, имя твоего наследия-Югра. Историю природного и культурного наследия. Разбираться в языке символов .
воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений .
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
- Что такое наследие (1ч.)
- Твои помощники (1ч.)
- Какое оно, твое наследие? (1ч.)
- Цени, что имеешь(1ч.)
- Герб и флаг Югры( 1ч)
- Главное богатство Югры-ее люди (1ч)
- Зачем изучать наследие? (1ч)
- блок. Стром Экомир (6ч.)
Цель блока: изучать свое природное и культурное наследие .Учиться на лучших примерах. Уметь прикладывать усилия воли ,прививать любовь к родной школе, учить воспитывать дружеское отношение к одноклассникам, коммуникативные качества.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
- Как строить экомир? (1ч.)
- Реальность или вымысел?(1ч)
- Сохранить дикую природу Югры! (1ч.)
- Сохранить природное разнообразие Югры (1ч.)
- Что угрожает природному разнообразию? (1ч.)
- Сохранить культурное разнообразие Югры! (1ч.)
- блок. Секреты Югорской земли (16 ч.)
Цель блока: изучить, как действуют запреты природы в разных природных обществах .Научиться полезным привычкам поведения в
разных природных сообществах Югорского края ,прививать любовь к родному краю, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего края, воспитание гордости за свою Малую Родину.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
- Особенности Югорской природы (1ч.)
- Секреты царства болот (1ч.)
- На дне болотного царства (1ч.)
- На поверхности болота (1ч.)
- До свидания, сказочный мир!(1ч)
- По рекам и озерам Югры(1ч.)
- В краю рек и озер (1ч.)
- Путешествие продолжается (1ч.)
- Тайны царства Берендея (1ч.)
- Глухая тайга (1ч)
- Вперед, в сосновый бор! (1ч)
- Учимся на ошибках (1ч.)
- По просторам Югорской тундры (1ч.)
- Природа в городе (1ч.)
- Поселения людей в природе (1ч.)
- Природа у нас дома (1ч.)
- блок. Спасти и сохранить
Цель блока: Изучить природное и культурное наследие в твоем окружении, которое требует спасения и защиты. обогатить детей знаниями о природном и культурном наследии с бережным отношением к нему на практике, закрепить полезные для экомира привычки прививать любовь к родной природе, воспитывать экологически грамотное отношение к природе.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
- Что означает название акция? (1ч.)
- Что можешь сделать ты? (1ч.)
- Что такое экология? (1ч.)
- Учимся действовать
- Конкурс рисунков «Спасем культурное наследие Югры (1ч.)
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ | Наименова ние раздела, темы | Количес тво часов | Дата | Планируемые результаты | Виды деятельности обучающихся | Перечень основных вопросов, подлежащих контролю на выходе | |||||
план | факт | предметные | метапредметные | личностные | |||||||
Раздел «Югра-твоё наследие» (7 ч) | |||||||||||
1 | Югра-твое наследие | 1 | Научатся различать природное и культурное наследие. Государственные символы России и других стран. Получат возможность научиться извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу ; занятия адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Знание основных моральных норм , осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу; |
национальные языки и государственный язык России;
различных источников сведения о символах России и своей малой Родины. | Уметь различать природное и культурное наследие. Государственные символы России и других стран | ||||
2 | Что такое наследие? | 1 | Научатся объяснять, что такое природное и культурное наследие Получат возможность научаться | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; Познавательные УУД: строить рассуждения в форме связи простых суждений; Коммуникативные УУД: | - учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -знание основных | - рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о природном и культурном наследии; -формулировать понятие «культурное | Уметь объяснять, что такое природное и культурное наследие, осознавать ценность традиций своего народа. |
осознавать ценность традиций своего народа. | Строить понятные для партнёра высказывания. | моральных норм. | наследие; -обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; -моделировать ситуации семейного чтения,; | ||||||
3 4 | Твои помощники | 2 | Научатся объяснять что угрожает природному и культурному наследию Получат возможность научаться собирать информацию. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. оознаватеуьные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные УУД: Задавать вопросы; строить монологическое высказывание. |
положительного отношения к школе. | - рассказывать по рисункам что поможет приумножить богатства нашего края; -презентовать свой проект. | Знать, что угрожает природному и культурному наследию | ||
5. | Какое оно, твое наследие | 1 | Научатся обсуждать вопрос о культурном и природном наследии .Его разнообразии. ооучаат возможность научиться оценивать с нравственных позиций отношений к насуедию своей Родины. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: Строить речевое высказывание в устной форме; обобщать и делать выводы. Коммуникативные УУД: Контролировать себя и своего партнёра. | - учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. | Рассказать что можно отнести к природе Югры Чем восхищаются люди,хоть раз побывавшие в Югре. -рассказывать о , совместных мероприятиях; -обсуждать вопрос о культуре общения в школе; -формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; | Уметь оценивать с нравственных позиций отношений к наследию своей Родины. |
-оценивать с нравственных позиций формы поведения; -моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах. | |||||||||
6. | Цени, что умеешь | 1 | Научатся оценивать достижения других людей. Спортсменов югорчан, творческие коллективы.Узннтъ о природном и кулътурчнр наследии в разных странах | Регрлятивные УУД: - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные УУД: умение структурировать знания. Коммрникативные УУД: рмение контролировать себя и своего партнёра | - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; --способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | - выполнять тестовые задания ; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | Уметь оценивать достижения других людей.Спортсменов югорчан, творческие коллективы | ||
7. | Герб и флаг Югры. | 1 | Научатся различать изображения тотемов,орнаментов обсуждать вопрос о культуре общения в школе; осознают себя членами классного коллектива. Полрчну возможность нараитъся оценивать с нравственных позиций формы | Регрлятивные УУД: Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: Строить речевое высказывание в устной форме; обобщать и делать выводы. Коммуникативные УУД: Контролировать себя и своего партнёра. | - учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. | -рассказывать флаге и гербе Росс ии своей малой Родине Югре мероприятиях в классе, школе; -обсуждать вопрос о культуре общения в школе; -формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; -оценивать с нравственных позиций формы | Уметь различать изображения тотемов,орнаментов |
поведения, которые допустимы или недопустимы в школе. | поведения; -моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах. | ||||||||
Строим экомир.(бч) | |||||||||
8. | Главное богатство Югры-ее люди. | 1 | Научатся оценивать свои достижения. | Регулятивные УУД: - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. оознтвттельные УУД: умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: умение контролировтть себя и своего партнёра | - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; --способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | - выполнять тестовые задания ; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллам | Уметь различать бережное и потребительское отношение к природе. | ||
9 | Зачем изучать наследие? | 1 | Научатся различать что основа счастья каждого является сбережение нашего общего наследия , проводить соответствующие примеры. Получат возможность осознавать необходимость посещения культурных учреждении, извлекать из текста нужную | Регулятивные УУД: Понимать задачу и занятия стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. оознавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные УУД: Формулировать собственное мнение и позицию. | - учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | различать , что культура создает культурную среду обитания для жизни человека, она делает жизнь удобнее,безопаснее | Знать, что основа счастья каждого является сбережение нашего общего наследия |
информацию | |||||||||
10 | Как строить экомир | 1 | .Научатся определять названия экологическое и этнокультурное наследие. Культурную среду обитания человека. | Регулятивные УУД: Понимать задачу занятия и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: Строить рассуждения в форме связи простых суждений; осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные УУД: Строить понятные для партнёра высказывания; договариваться и приходить к общему решению. | - учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Рассказать все ли что делает человек можно отнести к культуре?Какое наследие не хочется оставлять потомкам.От чего необходимо уберечь будущее- рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи,односельчан; -определять названия профессий по характеру деятельности; -обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; | Знать названия экологическое и этнокультурное наследие. | ||
11 | Реальность или вымысел? | 1 | Научиться различать волшебный и реальный мир.Научатся вести себя в общественных местах. Получат возможность научиться применять полученные знания на практике. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: Научатся строить логическое высказывание; делать выводы из изученного материала. Коммуникативные УУД: Научатся контролировать себя и своих товарищей. | - учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
формулировать их на основе иллюстраций | Уметь различать волшебный и реальный мир. |
12 | Сохранить дикую при роду Югры! | 1 | Научатся выступать с подготовленной иллюстрацией, расширят углубят знания по выбранной теме.Начинать исследования с простых слов , наследие, следопыт | Регууяттооые УУД:
Псзототтеуьоые УУД: обобщать и делать выводы; осуществлять анализ объектов. Ксооуотктттооые УУД: контролировать действия партнёра. | - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к родному краю --способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
достижения и достижения других учащихся. | |||
13 | Сохранить природное разнообразие Югры! | 1 | Научиться дополнять свои исследования изучением местных обычаев и легенд Получат возможность научиться обсуждать просатттоос | Регууятионые УУД: Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Псзототтеуьоые УУД: Научатся строить логическое высказывание; делать выводы из изученного материала. Ксооуотктттооые УУД: Научатся контролировать себя и своих товарищей. | - учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | -Выступать с подготовленными сообщениями .Полезные привычки поведения в природе. | Знать местные обычаи и легенды. | ||
Секреты Югорской Земли (16ч.) | |||||||||
14 | Что угрожает природному разнообразию? | 1 | Научатся выступать с подготовленным сообщением; расширят и углубят знания по | Регууятионые УУД: - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -вносить необходимые | - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; --способность к | -выступать с подготовленными сообщениями, - иллюстрировать их наглядными | Знать, чем угрожает снижение природного разнообразия |
теме.Научиться выделять чем угрожает снижение природного разнообразия | коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные УУД: обобщать и делать выводы; осуществлять анализ объектов. Коммуникативные УУД: контролировать действия партнёра. | самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | материалами;
достижения и достижения других учащихся. | ||||||
15 | Сохранить культурное разнообразие Югры! | 1 | Научатся выступать с подготовленным сообщением, расширят углубят знания о Югре . | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД: обобщать и делать выводы; осуществлять анализ объектов. Коммуникативные УУД: контролировать действия партнёра | - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. --способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
достижения и достижения других учащихся. | |||
16 | Секреты Югорской земли | 1 | Научатся делить растения по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп. Получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира раат.енни. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу и занятия стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. | - учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | -устанавливать по схеме различия м/у группами растений; -работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку; -приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; | Уметь замечать и ценить красоту мира растений. |
Ксооуоикттиооые УУД: учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. | -определять растения с помощью атласа- определителя; - оценивать эстетическое воздействие растений на человека. | ||||||||
17 | Особенности Югорской природы | 1 | Научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы. Получат возможность отучиться стлзототть, атл оеуьзя быть жестскио пс отношению к уюблоу жиосоу сущестоу. | Регууятиооые УУД: Понимать учебную задачу и занятия стремиться её выполнить;
|
положительного отношения к школе;
| - анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них; -знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками; -предлагать аналогичные правила; -распределять обязанности по выполнению проекта; -извлекать информацию из различных источников; -составлять собственную Красную книгу; -презентовать Красную книгу. | Знать факторы, угрожающие живой природе | ||
18 | Секреты царства болот | 1 | Научатся находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи с помощью моделей. | Регууятиооые УУД: Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. | - учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности | - устанавливать взаимосвязи в природе; -моделировать изучаемые взаимосвязи; -выявлять роль | Уметь находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи с помощью моделей. |
Получат возможность научиться остсноеоть необходимость сохранения жиолй и оежиолй природы. | УУД: использовать знаковосимволические средства, в том числе модели. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. | учебной деятельности. | человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; -оценивать свои достижения. | ||||||
19 | На дне болотного царства | 1 | Научатся делить насекомых по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп; находить новую информацию в рассказах о насекомых болотного сообщества Поучает возможноать отучиться намечать и ценить красоту мира жнвотныы. | Регууятивные УУД: Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. УУД: научатся выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; учитывать разные мнения и интересы. | - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; -будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства. | - работать в паре: соотносить группы насекомых и их существенные признаки; -работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением; | Знать зависимость строения тела животного от его образа жизни. Уметь делить насекомых по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп. | ||
20 | На поверхности болота | 1 | Научатся обобщать наблюдения за насекомыми;и птицами готовить сообщения и выступать с ними. Поучаат вснмсжоссть научиться сссноавать необходимость охранять природу. | Регууятивные УУД: Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. УУД: строить рассуждения; обобщать и делать выводы Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи. | - учебнопознавательный интерес к новому материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | - обобщать наблюдения о насекомых; -формулировать правила безопасного поведения; | Осознавать необходимость охранять природу . Уметь обобщать наблюдения за насекомыми;и птицами |
21 | ДО свидания, сказочный мир | 1 | Научатся называтьчасти эком ира Получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы. | Регулятионые УУД: Понимать задачу занятия и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познаоательные УУД: Использовать знаковосимволические средства; проводить сравнение. Коооуникатионые УУД: Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный контроль. | - учебнопознавательный интерес к новому материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
искусственного происхождения, узнавать их по описанию; -анализировать схему частей реки;
наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края; -обсуждать эстетическое воздействие рекна человека; | Уметь замечать и ценить красоту природы. | ||
22 | По рекам и озерам Югры. | 1 | Узнать какие реки рядом с тобой Научатся избегать опасности на воде и в лесу; запомнят правила поведения во время купания, закрепят и обощать знания по теме Получат осзосжоссть научиться применять изученные праоила безопасного пооедения о лесу и на ооде. | Регулятионые УУД: Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
Познаоательные УУД: Устанавливать причинно - следственные связи; обобщать и делать выводы; осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникатионые УУД: Задавать вопросы; контролировать действия партнёра. | - учебнопознавательный интерес к новому материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. --способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | - характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; -запомнить правила поведения во время купания; -различать виды рыб; -находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»; | Знать какие реки рядом с тобой Уметь избегать опасности на воде и в лесу; Знать правила поведения во время купания, | ||
23 | В краю рек и озер | 1 | Научатся находить связи в природе, | Регулятионые УУД: Понимать задачу занятия и | - учебно- познавательный | - устанавливать взаимосвязи в | Уметь находить связи в природе, |
Получат возможность научиться находить информацию в учебнике и дополнительной литературе | : использовать знаковосимволические средства, в том числе модели. Ксммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. | учебной деятельности. | человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; -оценивать свои достижения. | ||||||
24 | Путешествие продолжается | 1 | Научиться различать животных птиц, и рыб занесенных в Красную книгу Научатся делить птиц по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп; находить новую информацию в рассказах о птицах. Получат возможность научиться находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и использовать её для сообщения. | Регууятивоые УУД: Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Псноаватеутые УУД: научатся выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни. Ксммуникативные УУД: задавать вопросы; учитывать разные мнения и интересы. | - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; -будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства. | - работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки; -работать в группе: знакомиться с разнообразиемптиц, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением; | Уметь различать животных птиц, и рыб занесенных в Красную книгу Научатся делить птиц по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп | ||
25 | Тайны царства Берендея | 1 | Научатся осознавать необходимость бережного отношения к природе. | Регууятиооые УУД: Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. | - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; | - наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость с ними; -определять | Знать необходимость бережного отношения к природе. |
Получат возможность научиться находить информацию в учебнике и дополнительной | Познавательные УУД: научатся наблюдать изменения в природе и устанавливать взаимосвязь. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. | -будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства. | природные объекты с помощью атласа- определителя; - оценивать результаты своих достижений на экскурсии. | ||||||
26 | Глухая тайга | 1 | Научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознают ответственность за сохранение природы. Получат возможность научиться находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и использовать её для сообщения. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: устанавливать причинно - следственные связи; научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. | - учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | - выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; -предлагать и обсуждать меры по их охране; -использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге; -подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору). | Уметь выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; Осознавать ответственность за сохранение природы. | ||
27 | Вперед, в сосновый бор! | 1 | Научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознают ответственность за сохранение | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: | - учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | - выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; -предлагать и обсуждать меры по их охране; -использовать | Уметь выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознают ответственность за |
природы. Получат возможность научиться находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и использовать её для сообщения. | устанавливать причинно - следственные связи; научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. | тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге; -подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору). | сохранение природы. | ||||||
28 | Учимся на ошибках | 1 | Научатся делить животных по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп; находить новую информацию в рассказах о животных. Получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира животных. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: научатся выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; учитывать разные мнения и интересы. | - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; -будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства. | - работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки; -работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением; -сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни. | Уметь делить животных по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп |
29 | По просторам Югорской тундры | i | Научатся делить животных по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп; находить новую информацию в рассказах о животных. Получат возможность отучиться зтоеатть и ценить кртссту оирт жниотьоы. | Регууятиооые УУД: Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Псзототтеуьоые УУД: научатся выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни. Ксооуоикттиооые УУД: задавать вопросы; учитывать разные мнения и интересы. | - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; -будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства. | - работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки; -работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением; -сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни. | |||
30 | Природа рядом с нами | i | Научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознают ответственность за сохранение природы. Псууатт осзосжоссть отучиться отхсдить иофсротцию о учебнике и дспсуоитеуьосй уитерттуре и испсуьзсотть её дуя | Регууятиооые УУД: Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Псзототтеуьоые УУД: устанавливать причинноследственные связи; научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Ксооуоикттиооые УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать | - учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | - выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; -предлагать и обсуждать меры по их охране; -использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге; -подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о | Знать причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознают ответственность за сохранение природы. |
сообщения. | вопросы. | растении или животном из Красной книги России (по своему выбору). | |||||||
31 | «Поселение людей в природе | 1 | Научатся различать диких и домашних животных; рассказывать о значении животных для человека.Научиться культуре поведения на природе Получат возможность н начаться полъзолотьст дололуотьльсоЛ ъттературзй. | Регуъятиооые УУД: Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Плооаоатеъсоые УУД: научатся проводить сравнение; использовать модели для решения задач. Клооуоикатиооые УУД: задавать вопросы; строить понятные высказывания. | - учебнопознавательный интерес к новому материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | - сравнивать и различать диких и домашних животных; -приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека; -рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними. | Уметь различать диких и домашних животных; рассказывать о значении животных для человека.Знать о культуре поведения на природе | ||
32 | Природа у нас дома | 1 | Научатся оценивать свои достижения. | Регуъятиооые УУД:
олоототтеъсоые УУД: умение структурировать знания. Клооуоикатиооые УУД: умение клотрлъирлоатс тебя и толегл оартоёра. |
положительного отношения к школе;
самооценке на основе успешности учебной деятельности. | - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | Уметь оценивать свои достижения. | ||
33 | Об | 1 | Научатся оценивать | Регуъятиооые УУД: | - внутренняя позиция | - выполнять |
акции.Учимся | свои достижения. | - учитывать выделенные | школьника на уровне | тестовые задания | |||||
действовать | учителем ориентиры | положительного | учебника; | ||||||
действия в новом учебном | отношения к школе; | -оценивать | |||||||
34 | 1 | материале; | - способность к | правильность/ | |||||
Что можешь | - осуществлять итоговый и | самооценке на основе | неправильность | ||||||
сделать | пошаговый контроль. | успешности учебной | предложенных | ||||||
ты?Что такое | Познавательные УУД: | деятельности. | ответов; | ||||||
экология? | умение структурировать | -оценивать бережное | |||||||
знания. | или потребительское | ||||||||
Коммуникативные УУД: | отношение к | ||||||||
умение контролировать | природе; | ||||||||
себя и своего партнёра. | -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
- Описание учебно - методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебная литература для педагога:
о Дзятковская Е.Н,Захлебный А.А Региональный учебник, Югра-мое наследие-М, Центр «Образования и экологии»,2014г. о Гнеушева Т.А,Дзятковская Е.Н, Захлебный А.Н,Рабочая тетрадь(2части) М, Центр «Образования и экологии»,2014г. о А.Н Захлебный.Вкладыш для семейного чтения к региональному учебнику ,М,2014г.
о Физические карты России, Югорского края, иллюстрации растительного и животного мира края, таблицы природных зон, о Мультимедийное оборудование, видеофильмы «Природа родного края».
о Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х. частях Методическое пособие -Тюменское книжное издательство, 2002
о Грехова, Л.И. В союзе с природой. - М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества - М.:Изд. Дом Славянской книги, 2007. о Горбаневский М.В. В мире имён и названий - М.: Знание 1987. о Попова Г.П. Классные часы 1 класс - Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
о Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - Официальные документы в образовании, № 4, 2001. о Экологическое образование и воспитание в начальной школе. -М., 2003.
Учебная литература для детей:
- Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества - М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
- Горбаневский М.В. В мире имён и названий - М. Знание, 1987.
- Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. - Смоленск: Русич, 2001.
- Грехова, Л.И. В союзе с природой. - М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.
- Ашурков В. Н., Кацюба Д. В. Матюшин Г. Н. Историческое краеведение - М., П., 1980..
- Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Мир природы. - М.: Изд. Астрель, 2005.
Материально-техническое обеспечение:
№п/н | Наименование | Количество |
1 | Компьютер | 1 |
2 | Проектор | 1 |
3 | Экран | 1 |
4 | Магнитофон | 1 |
5 | Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации . | |
6 | Диски о Нижневартовском районе | 1 |
- Приложение
Основные требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса
Во втором классе основное внимание будет уделено изучению истории развития Югорского края. Природное и культурное наследие. Особенностям культуры Югры, народов ханты и манси. Учащиеся мотивируются на освоение полезных привычек по сохранению природного разнообразия и поликультурных ценностей народов Югорского края. Обучающиеся в конце обучения должны:
- знать историю своей малой Родины.
- различать природное и культурное наследие.
- знать об экологических и этнокультурных особенностях Югры .
- знать растительный и животный мир родных мест.
- уметь экологически грамотно вести себя в природе; уметь:
иметь первичные представления о своем природном и культурном наследии;
обобщать знания об экологических и этнокультурных особенностях своей малой Родины;
наблюдать за погодой и описывать её;
оценивать правильность поведения людей в природе;
выполнять отдельные и постоянные обязанности в семье;
соблюдать общепринятые правила в семье , школе, общественных учреждениях; узнавать в окружающей природе изученные растения и животных;
соблюдать правила и природоохранные меры (например, подкармливать птиц что такое природа, природа живая и неживая (на уровне примеров);
знать:
природу родного края, животных и растения занесенных в красную книгу; что такое погода, её составляющие, разнообразие погоды осенью, зимой, весной; значение природы в жизни человека; правила охраны природы.
Занятия спецкурса « Югра - мое наследие»» способствуют обучению навыкам общения, развитию речи, наблюдательности, сообразительности
Требования к проектной работе
Проектная деятельность - это способы решения проблем. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится на педагогике сотрудничества, изучает не только технологии, но и деятельность людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства. Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и в обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий - от зарождения замысла до материальной реализации и использовании на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.
Примерная последовательность проектной деятельности
- Выявление проблемы (выбор темы проекта), определение цели проектной деятельности.
- Определение путей решения проблемы, изучение требований, условий, необходимых для решения проблемы.
- Сбор информации, изучение социальной литературы опрос
- Выработка идей, вариантов выполнения проекта.
- Выбор оптимальной идеи, ее развитие. Из трех - четырех вариантов выбирают лучший и менее дорогой.
- Планирование проектной деятельности (изготовление изделия, проведение праздника и др.) На этом этапе определяют сроки, последовательность и график проектной деятельности.
- Выполнение проекта (изготовление изделия, организация и проведение праздника): подбор материалов, оборудования для изготовления изделия), организация рабочего места. Определение последовательности выполнения (технологических) операций, подбор или разработка необходимой технической документации, контроль каждого этапа технологического процесса.
- Анализ результатов проектной деятельности, контроль и испытание изделия, сопоставление и анализ результатов. Оформление проекта в виде пояснительной записки. Формирование цели проекта, идеи его выполнения, расчет себестоимости, оформление технологической документации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Окружающий мир" 1 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н.Ф.Виноградовой (Программа «Окружающий мир 1-4 классы» – М.: Вентана-Граф, 2011). В авторскую программу ...
Рабочая программа курса Технология для 3 класса
Рабочая программа по технологии для 3 класса по программе Занкова Л. В....
Рабочая программа курса «Технология» для 4 класса
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной основной образовательной программы ...
Рабочая программа курса «Технология» для 2 класса
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной основной образовательной программы ...
Рабочая программа курса Русский язык 2 класс УМК "Перспектива" ФГОС
1 титульный лист2 пояснительная записка.3.общая характеристика предмета4 содержание учебного предмета5 учебно-тематическое планирование6 текущий и итоговый контроль...
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс Уровень программы базовый Надомное обучение.
Данное календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочих программ «Окружающий мир» Плешаков А.А. 1-4 классы (Москва «Просвещение» 2012г.), которые разработаны на основе Федеральн...
Рабочая программа курса «Русский язык» 1 класс Уровень программы базовый. Надомное обучение.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и Программы «Обучение грамоте». Горецкого В. Г.(М.: «Просвещение», 2012), «Русски...