Конспект урока "Устное народное творчество"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Прозорова Елена Анатольевна

Конспект урока для 3 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx25.43 КБ
Файл detyam.docx17.06 КБ
Файл literaturnyy_slovarik.docx14.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Устное народное творчество .

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята. Надеюсь что настроение у вас хорошее. Улыбнитесь своему соседу справа и слева.

Дети улыбаются друг другу.

- У нас на уроке сегодня гости, повернулись, поприветствовали гостей.

 Теперь настроение  у всех хорошее и мы   можем приступить к работе.

  1. Постановка учебной задачи.

На листах напечатаны тексты разных жанров.  На доске расположены названия жанров.

(загадки, пословицы, скороговорки, колыбельные песенки, пословицы, дразнилки, РНсказки, потешки, считалки, стихотворение, авторская сказка, басня)

Дети должны пометить значком +, если это произведение знают и знаком *, если не знают. И написать к какому жанру относится текст.

Задания. 1.«Жили себе дед да баба, и была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое: дед бил, бил – не разбил; баба била, била – не разбила. Мышка бежала. Хвостиком махнула, яичко упало и разбилось».                                           («Курочка ряба») - сказка

        2. Хочешь есть калачи, не лежи на печи - пословица

3. Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф – паф! Ой – ой – ой!..

Убегает зайчик мой. - считалка

4. А баю, баю, баю,                                                                

Не ложися на краю

Придет серенький волчок,                                                  

 Схватит Таню за бочок.  -  колыбельная   

5.Плакса – вакса,        

Гуталин,        

Проглотил

Горелый блин. -  дразнилка

6. Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.   -  загадка

7. От топота копыт пыль по полю летит. - скороговорка

8. Ты пирог съел?

Нет,  не я!

А вкусный был?

Очень!    прибаутка

- Ребята, для чего мы выполняли данную работу?

Что мы выяснили?

Думали, размышляли, давали правильные ответы.

Выясняли: « Какие жанры мы помним, хорошо определяем, а какие вызывают затруднения»  

Выявление темы урока детьми:

- А к какому разделу относятся все эти жанры?

Ответы детей.

Устное народное творчество.

- А еще все жанры устного народного творчества можно назвать одним словом: фольклор.

Найдите в литературном словарике и прочитайте что такое фольклор?

Фольклор – это устное народное творчество

- Скажите, пожалуйста, что скрывается за понятиями, которые составили тему нашего урока? В ответе на этот вопрос вам может помочь литературный словарик.

Ответы детей.

1.Устное – от слова «уста – рот», «губы» то, что произносится, но не пишется.

2.Народное – принадлежащее народу.

3. Творчество – создание чего – то нового.

- Итак, давайте с вами определим, какие жанры  относятся к УНТ?

 На доске:

        Устное народное творчество  

                     Фольклор

                                           

Колыбельные                   потешки                                                                                                

Пословицы                        загадки  

считалки                      скороговорки  

дразнилки                          Р.н.сказки            

песенки                                      

Физкультминутка

Зарядка под музыку

  1. Отработка учебного материала

1.        Ребята, давайте с вами прочитаем об УНТ.

Чтение текста.

Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество: потешает, поет, развлекает, веселит, учит.

Устное народное творчество – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, не будем знать народных обычаев, пословиц, скороговорок,  играть в народные игры, ценить свое прошлое.

    

колыбельные песенки  

 (реквизиты: кукла, пеленка или платок)

- Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством?

Рассказывают, когда кто первый раз услышал колыбельную песенку и объясняют это понятие.

Вывод учителя.

- Оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – вы родились, и над вашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки.

Найдите и прочитайте про колыбельные песни.

ЧТЕНИЕ УЧЕНИКОМ.

Эти песни нужны для того, чтобы убаюкать, приласкать, успокоить ребенка. В колыбельных песенках часто упоминаются кот, который так приятно мурлычет, воркующие голуби – гули. Колыбельная песенка все время создает образ тишины и покоя.

- Какие колыбельные песенки знаете вы?

Дети исполняют песенки с куклой в руках, баюкают ее.

- Вам пели такие песни, когда вы были маленькими? Кто?

- Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова,  

3.ПОТЕШКИ

 Например, купают ребенка и приговаривают:

С гуся вода, с лебедя вода,

А с моего дитятки вся худоба.

- Как вы думаете, что желают ребенку, приговаривая такие слова?

Ответы детей.

Чтобы были здоровыми и не болели.

Разыгрывание потешек.

- Сейчас и мы с вами попробуем побыть чьими - то родителями, а кто-то сыном или дочкой. Роли между собой можете распределить сами (кто из вас ребенок, а кто родитель).

- Будет такая ситуация – у ребенка заболел пальчик. Текст, который вам поможет – у вас на партах.

 1.У лисы боли,

У медведя боли,

А Петенькины боли

Уходите за горы

- Самая приятная ситуация – мама или папа любуются своей дочкой, приговаривая такие слова (они у вас на партах) 

Ах, ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

- Подумайте, какие жесты можно добавить.

Во всех этих ситуациях что же нам помогло?

Пока 4 ребенка готовятся, смотрим презентацию потешки.

Вывод учителя.

От потешек нам становилось легче, и дети становились послушными.

  1. Что такое загадка? Найдите и прочитайте определение.

ЗАГАДКИ значит думать, рассуждать, раскрывать что – то скрытое.

Задание.

Каждому ребенку даётся по цветочку, на котором записана загадка.

 Загадку надо отгадать и найти отгадку на лепестке цветка.

Чтение загадок и разгадывание.

1.Солнце греет все теплей,

Начинается капель.

Снег с полей бежит ручьями. (весна)

2.Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается,

А улыбка – лучи

Очень даже горячи. (солнышко)

3.Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

И солнце ее припечет

Заплачет она и умрет. (сосулька)

4.На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его…….(скворец)

5.Лежало одеяло

Мягкое, белое.

Солнце припекло –

Одеяло потекло.    (снег)

5.Пословицы.

Повеселились, но …. Делу - время, потехе - …час, – говорит русская (что?)

Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Многие пословицы состоят из двух частей.

Каждая парта получает листы с заданием. Им необходимо соединить начало и конец пословиц.

Объяснить смысл некоторых пословиц.

Один в поле

не воин.

Век живи

век учись.

Не спеши языком

торопись делом.

Не имей сто рублей

а имей сто друзей.

Сто друзей много дороже 
Сотни рублей... 

Одному человеку трудно выстоять, добиться чего-либо, победить в борьбе.

всегда следует чему-либо учиться; даже будучи (или считая себя) очень опытным, человек должен оставаться открытым для новых знаний

6.Русские народные сказка. (в группе)

Ну и самый любимый жанр УНТ это русские народные сказки.

Сейчас нужно выполнить следующее задание.

У вас на столе карточки с перечнем героев, нужно вспомнить, что это за сказка и из кусочков собрать иллюстрацию к сказке.

Солдат, старуха, топор

Брат, сестра, гуси-лебеди, баба Яга

Бабушка, внучка, мышка, курочка

4. Рефлексия по уроку.

Ребята, сейчас вы должны оценить себя. Если у вас на уроке все получалось и вы не испытывали затруднений, то поднимаете зеленую сигнальную карточку, если немного было трудно, что то не понятно, то желтую, а если совсем ничего не понятно и было очень трудно, то красную.

5. Подведение итогов.

Ребята, мы повторили различные жанры. Назовите их.

- Как называются одним словом все эти произведения?

Но, конечно, мы не можем подробно вспомнить  за такое короткое время все жанры.  Взрослея, вы будете знакомиться с этими и другими видами фольклора.

Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам.

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.



Предварительный просмотр:

1.«Жили себе дед да баба, и была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое: дед бил, бил – не разбил; баба била, била – не разбила. Мышка бежала. Хвостиком махнула, яичко упало и разбилось».                                           («Курочка ряба») _____________________

  2. Хочешь есть калачи, не лежи на печи _________________________

3. Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф – паф! Ой – ой – ой!..

Убегает зайчик мой. ____________________

4. А баю, баю, баю,                                                                

Не ложися на краю

Придет серенький волчок,                                                  

 Схватит Таню за бочок.  ____________________________________

   

5.Плакса – вакса,        

Гуталин,        

Проглотил

Горелый блин. ________________________

6. Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.   _________________________________

7. От топота копыт пыль по полю летит. ______________________________________

8. Ты пирог съел?

Нет,  не я!

А вкусный был?

Очень!    ____________________________

1.«Жили себе дед да баба, и была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое: дед бил, бил – не разбил; баба била, била – не разбила. Мышка бежала. Хвостиком махнула, яичко упало и разбилось».                                           («Курочка ряба») _____________________

  2. Хочешь есть калачи, не лежи на печи _________________________

3. Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф – паф! Ой – ой – ой!..

Убегает зайчик мой. ____________________

4. А баю, баю, баю,                                                                

Не ложися на краю

Придет серенький волчок,                                                  

 Схватит Таню за бочок.  ____________________________________

   

5.Плакса – вакса,        

Гуталин,        

Проглотил

Горелый блин. ________________________

6. Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.   _________________________________

7. От топота копыт пыль по полю летит. ______________________________________

8. Ты пирог съел?

Нет,  не я!

А вкусный был?

Очень!    ____________________________

        

1.У лисы боли,

У медведя боли,

А Петенькины боли

Уходите за горы

Ах, ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.


Один в поле

не воин.

Век живи

век учись.

Не спеши языком

торопись делом.

Не имей сто рублей

а имей сто друзей.

Солдат, старуха, топор

Брат, сестра, гуси-лебеди, баба Яга

Бабушка, внучка, мышка, курочка



Предварительный просмотр:

Литературный словарик

Фольклор – это устное народное творчество

Устное – от слова «уста – рот», «губы» то, что произносится, но не пишется.

Народное – принадлежащее народу.

Творчество – создание чего – то нового.

ЗАГАДКИ значит думать, рассуждать, раскрывать что – то скрытое.

Справочный материал.

Устное народное творчество.

Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество: потешает, поет, развлекает, веселит, учит.

Устное народное творчество – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, не будем знать народных обычаев, пословиц, скороговорок,  играть в народные игры, ценить свое прошлое.

Колыбельные песни.

Колыбельные песни нужны для того, чтобы убаюкать, приласкать, успокоить ребенка. В колыбельных песенках часто упоминаются кот, который так приятно мурлычет, воркующие голуби – гули. Колыбельная песенка все время создает образ тишины и покоя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: Устное народное творчество - фольклор

ТЕма урока "Устное народное творчество - фольклор".Урок проводится в школьном музее "Русская изба". Учащиеся знакомятся с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки, дрознилки, ...

Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.Класс: 2...