Устное народное творчество-фольклор.
методическая разработка по чтению (2, 3, 4 класс)
Фольклор (в первом значении) - народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор. Второе значение слова фольклор- совокупность обячаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx | 31.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Пословицы об учении.
Ученье-красота, неученье-простота.
Чему учился, тому и пригодился.
Наука - верней золотой поруки.
От умного научишься, от глупого разучишься.
Ученье лучше богатства.
Ничего не смыслить – век киснуть.
Колыбельные песни.
Колыбельная песня- песня, которой убаюкивают ребёнка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом - в поле, в лесу, в доме.
Спи, посыпай,
Боронить поспевай.
Мы те шапочку купим,
Зипун сошьём,
Боронить сошлём,
В чистые поля,
В зелёные луга.
Даже тяжкая летняя страда называется «весёлой»:
Будем рано разбужать,
На работку посылать,
На работу на таку
Да на весёлую страду…
В колыбельных песнях матери часто обещали ребёнку счастье и богатство.
Матери всегда переживают за здоровье своего ребёнка, поэтому часто встречается в песнях обращение к существу невидимому и могущественному, которое называли Дрёмой или Сном. Иногда в песнях Сон и Дрёма – это двойники, которые спорят, кто лучше усыпит ребёнка, кто даст ему здоровый сон:
Сон-то говорит:
-Я найду, усыплю.
Дрёма-то говорит:
-Я найду, усыплю.
Сон ходит по лавке.
Дремота по избе.
Сон-то говорит:
-Я спать хочу!
Дремота говорит:
-Я дремати хочу!
По полу, по лавочкам
Похаживают,
Ванюшке в зыбочку
Заглядывают,
Заглядывают-
Спать укладывают.
Целый цикл колыбельных связан с житьём - бытьём домашнего кота.
Уж ты, котичка-коток,
Котик-серенький лобок,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать;
Я тебе ли, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин я молока
Уж ты ешь, не кроши,
Больше, серый, не проси.
Пестушки.
Пестушка - короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают движения ребёнка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни.
Например, когда дитя проснётся, его гладят по животику, приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки!
Роток-говорунюшки,
Руки-хватунюшки,
Ноги-ходунюшки.
Когда дитя после купания окатывают водой, говорят:
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба.
Вода-книзу,
А дитя – кверху.
Когда ребёнок начинает учиться ходить, приговаривают:
Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.
Потешки.
Потешка-песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребёнка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них – «Коза роготая», «Ладушки», «Сорока».
- Ладушки, ладушки!
Где были? - У бабушки.
- Что ели? - Кашку.
- Что пили? - Бражку.
- Кого били? – Машку.
- За что про что?
- Не ешь нашу кашку,
Не пей нашу бражку!
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели, -
Шу – у – у – полетели,
На головушку сели.
Прибаутки.
Прибаутка - стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребёнку.
*
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
*
Чика, чики, чикалочки!
Едет Костя на палочке,
Люба на тележке –
Щёлкает орешки.
Орешки калёные,
Милому дарёные,
По целковому рублю:
А я милого люблю.
*
А барашеньки
Крутороженьки
По горам ходят,
По лугам бродят,
В дудочку играют –
Васю потешают.
А сороки – белобоки
Стали примечати,
А совища из лесища
Глазами – то – хлоп, хлоп!
А козлище из хлевища
Ногами – то – топ, топ!
Заклички.
Закличка- короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Когда закликали весну, кричали:
*
- Весна красна! На чём пришла?
- На сошечке, на бороночке!
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку!
Часто обращались к дождю, солнцу, радуге, птицам. Если долго не было дождя, кричали:
*
Иди, дождик, дождичек,
Пробуравь землицу,
Дай нам водицу!
Если при этом на небе появлялась радуга, то просьба услышана.
Приговорки.
Приговорка - коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам – улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купания ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.
*
Улитка, улитка,
Высуни рога:
Дам тебе пирога.
*
Божья коровка,
Чёрная головка,
Полети на море!
Там тёпленько,
Здесь холодненько.
*
Мышка, мышка,
На тебе зуб костяной,
А мне дай стальной.
Считалки.
Считалка – короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки – заменки и заумные считалки.
Считалки-числовки
*
Первой, другой,
Три, четыре –
Прицепили;
Пять, шесть –
Бьём шерсть;
Семь, восемь –
Сено возим…
Считалки-заменки
*
Шишел – мышел
Сам пошёл,
На боярский двор зашёл;
Там бояре живут,
Красны шапки шьют.
Шапка упала,
Поп Матвей
Побежал за ней.
Заумные считалки
*
Эны – бены,
Рики – факи,
Тобра – орба,
Он дысмаки,
Деус – деус,
Касматэус,
Бакс.
Скороговорка – это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.
*
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
*
Был баран белорыл,
Всех баранов перебелорылил.
*
У нас на дворе – подворье
Погода размокропогодилась.
*
Добры бобры
Идут бобры.
*
От топота копыт
Пыль по полю летит.
Загадки.
Загадка – выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки – значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки – значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.
Роль загадок и прибауток одновременно играли небылицы-перевёртыши, например:
*
Ехала деревня середь мужика.
Глядь – из-под собаки лают ворота,
Ворота-то пестры, собака-то нова.
Мужик схватил собаку и давай бить палку.
Собака амбар-то поджала и в хвост убежала.
Изба прищла в мужика,
Глядь - там квашня бабу месит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.
Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....
Устный счет в пределах 100, таблица умножения. Упражнения для устного счета. 2 класс
В презентации даны слайды с цепочками примеров для устного счета. Анимация по щелчку. Слайд "Магазин" не анимированный....
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Устное изложение и устное сочинение по картине"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Устное изложение и устное сочинение по картинеЦель урока: познакомить учащихся с картиной И.И. Шишкина «Лес» учить составлять текст по картине о природе.План...
Устный счет. Как организовать и провести устный счет во 2 - м классе.
Устный счет. Как его правильно подобрать к той или иной темы урока? Как сделать урок математики интересным? Как помочь ученикам включиться в новую тему крока? На все эти вопросы можно найти ответы в д...
Устный счет, как средство развития устных вычислительных навыков на уроках математики в соответствии с ФГОС начального общего образования
Данный материал содержит информацию о целях и задачах устного счета, требованиях к проведению этой работы, игровые виды устного счета, а также дидактический материал (карточки) для проведения устного ...
Устный счет. Некоторые приемы устного счета.
Математика всегда была и остается одним из основных предметов в школе, потому что математические знания необходимы всем людям и именно с ними мы встречаемся каждый день в своей жизни. Сейчас, в связи ...