Развитие функциональной грамотности в процессе проектной деятельности
проект (1, 2, 3, 4 класс)

В статье рассматриваются возможности развития функциональной грамотности младших школьников в условиях внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья37.64 КБ

Предварительный просмотр:

Беленко Лидия Владимировна

 учитель начальных классов

Отличник народного просвещения

Обладатель гранта губернатора Нижегородской области

МАОУ «Гимназия №53» г. Нижний Новгород

Развитие функциональной грамотности

в процессе проектной деятельности

Аннотация:

Ключевые слова: функциональная грамотность, естественнонаучная, читательская, информационная, социальная, проектная деятельность, проблема, поиск, самостоятельность, взаимодействие, социализация, интерпретация

 В последнее время исследования PISA оказали влияние на развитие образования в мире. По результатам международных исследований Правительству Российской Федерации поручено «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» (Указ Президента РФ от 07.05.2018). Меняется запрос на качество общего образования. Усиливается внимание к функциональной грамотности, формирование которой становится приоритетной целью в системе общего образования РФ.

         В новом словаре методических терминов и понятий термин «функциональная грамотность» поясняется как «способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде». По определению Леонтьева А.А., «функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Виноградова Н.Ф.: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности Ребенок должен обладать: - готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …; - возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…; - способностью строить социальные отношения…; - совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»

Функциональная грамотность включает в себя математическую, читательскую, естественнонаучную, финансовую, информационную, социальную грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление.

       Современному учителю необходимо создать условия для развития функциональной грамотности школьников, использовать такие технологии, которые будут инструментами в ее развитии. В методическом арсенале учителя много различных приемов, способов, инновационных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся. Наиболее актуальными в условиях реализации ФГОС становятся технологии развивающего обучения, уровневой дифференциации, технологии развития критического мышления, проблемного обучения, здоровьесберегающие, игровые, модульная, проектная, информационно – коммуникационная технологии. Проектную деятельность можно отнести к эффективному методу развития функциональной грамотности. «Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельного решения учебных задач. Данная технология базируется на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором обучаемые берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу, отвечают за успехи каждого члена группы,…проектная технология создает условия для взаимодействия сотрудничества в системе «ученик – учитель – группа» и актуализации коллективного субъекта учебной деятельности» (Новый словарь методических терминов и понятий). Актуальность проектной деятельности заключается в том, что дети в процессе работы решают нестандартные задачи, анализируют нестандартные ситуации, раскрывают свой творческий потенциал, повышают свою самооценку. Возрастает интерес к процессу обучения и воспитания.

       Рассмотрим, как развивается функциональная грамотность в процессе проектной деятельности. Системообразующий проект был задуман на 4 года и реализован в течение обучения детей в начальной школе. К этому проекту мы пришли через рассуждения детей о том, что в окружающем мире человек сталкивается с добром и злом. Нужно ли мириться со злом, проходить мимо? Решили, что надо со злом бороться. Как? Делать добрые дела, надо так поступать, чтобы кому-то рядом было хорошо. Кто же (что же) нуждается в нашем участии, в нашей доброте? Провела мозговой штурм с использованием картинок с разными жизненными ситуациями, чтобы моим первоклассникам был доступен материал (в соответствии с возрастом). Дети сделали вывод, что это могут быть животные (их подстерегают браконьеры; жестокие люди; другие животные, более сильные; загрязнение природы, голод, холод, есть  бездомные животные), растения (их нещадно рвут и ломают люди, засуха и морозы губят растения, заливает дождь, уничтожают пожары), сами люди страдают от унижения, избиения, хулиганства, грубости, агрессии, угрозы, болезни, беспомощности в силу своего возраста (маленькие  дети и пожилые люди), одиночество, есть люди с ограниченными возможностями здоровья. Я предложила в названия проектов включить пословицы, в них заключена народная мудрость, они являются отражением жизненного опыта народа. Моим же детям предстоит накапливать свой жизненный опыт. Ребята сами разделились на 4 группы (по годам обучения в начальной школе) для работы по направлениям проекта, чтобы определить темы. Представила им набор пословиц на разные темы и предложила выбрать подходящую, объяснив свой выбор (на уроках мы уже знакомились с пословицами и объясняли их смысл). Таким образом мы определились с темами проектов на каждый год:

1 год – 1 класс «Птице нужна не клетка, а зелёная ветка»;

2 год – 2 класс «Растение – Земли украшение»;

3 год – 3 класс «Дерево держится корнями, а человек друзьями»;

4 год – 4 класс «Хороша нива у коллектива».

С выбором темы для проекта в 4 классе я помогла ребятам, объяснив им, что совершая добрые дела (помощь птицам, сохранение растений, формирование дружного классного коллектива, помощь больным людям, пожилым), важно помнить, что от добрых дел становится добрым человек, который сам делает добрые дела, и человек, для которого это делается. Все проекты связаны с добрыми делами, на добро всегда откликаются добром. поэтому мы выбрали общее название проекта «Доброе семя, добрый и всход». Обозначили проблемы, будем находить пути их решения.

 Уже в самом начале работы над проектом мы начали развивать функциональную грамотность, впереди еще много работы, но начало положено.

Работа с пословицами учила ребят находить, читать, извлекать из текста пословиц информацию, раскрывать ее смысл,  устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста.  Далее детям предлагались различные виды заданий с пословицами – «Собери пословицу из слов», «Путаница», «Договори словечко», «Найди начало (или конец) пословицы» и другие. Все эти задания сопровождались объяснением смысла пословицы и нахождением жизненных ситуаций к ним. Дети собирали пословицы, поговорки, загадки, стихи о птицах (1 класс), о растениях (2 класс), о дружбе, высказывания великих людей о дружбе (3 класс), о символах года, сценарий спектакля о дружбе (4 класс). Чтобы их собрать, надо все прочитать, интерпретировать и связать с темой, применить в своей жизни. Дети создали из своих творческих работ (сочинения на темы «Мой друг», «Ищу друга», «Что такое дружба?», «От улыбки стало всем светлей») книгу «Поговорим о дружбе». Был проведен конкурс чтецов «Где дружба, там и согласие» для родителей.  Готовя экскурсию по выставке «Китайские символы нового года», ребята создали свои выступления по прочитанным текстам, написали объявление об открытии выставки, сочинили стихотворение к ее открытию, составили вопросы для репортажа о выставке «Телекомпании 4-Б», который провели с посетителями выставки, написали отзыв.  Так в процессе проектной деятельности развивалась читательская грамотность.

 Без развитой информационной грамотности нельзя полноценно реализовать проект. Для реализации проекта нужна дополнительная информация. Дети учились определять с помощью учителя и родителей возможные источники информации (словари, справочники, энциклопедии, художественные произведения как отдельно изданные, так и в сборниках, Интернет, знания и опыт взрослых, библиотеки и др.), находить в них нужную для проекта информацию, анализировать ее с точки зрения достоверности, точности, достаточности для решения задач проекта, отбирать, обрабатывать, создавая новую информацию, и обмениваться ею. В 1 классе ребята находили информацию о птицах, обитающих в Нижегородской области и об условиях их обитания, о видах гнезд птиц нашего края. Они изучали разные виды кормушек, скворечников, осуществляли поиск информации о корме, которым можно подкармливать птиц. Во 2 классе дети собирали информацию о разнообразии растений Нижегородской области (названия, виды, сорта, назначение). В 3 классе ученики искали в различных источниках понятия «нравственные ценности», значения слов «дружба», «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый», «одиночество», «равнодушие», музыкальные произведения о дружбе. В 4 классе ребята осуществляли поиск информации по теме «Китайские символы нового года»; о великих людях, родившихся под каждым символом нового года; находили характерные особенности каждого символа года, технологическую карту по изготовлению символа года 2019. Работая над информационным поиском, дети преобразовывали собранный материал в свои выступления на презентации проекта. Это были чтение стихов на конкурсах о птицах и растениях, литературно-музыкальная композиция о дружбе, компьютерная презентация «Дерево держится корнями, человек друзьями», выступление группы «Бюро добрых дел», создание правил дружбы, театральная постановка по мотивам сказки С.В. Михалкова «Зайка-зазнайка», организация выставки  «История обычных вещей. Китайские символы нового года», проведение мастер-класса по изготовлению символа года 2019 для обучающихся, педагогов, родителей гимназии, посетителей выставки с использованием выбранной детьми технологической карты, экскурсия «Китайские символы нового года». За организацию и проведение выставки и экскурсии ученики были награждены грамотой за 1 место в районе; грамотами, блокнотами экскурсовода, кубком за 1 место в городе. Это свидетельствует о том, что у ребят накапливается собственный банк знаний за счет значимой для них информации в процессе проектной деятельности, формируется умение работать с информацией индивидуально и в группе.

В нашем проекте большое место отведено было развитию естественнонаучной грамотности детей. По определению PISA «естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовностью интересоваться естественнонаучными идеями». Дети в процессе работы над проектом учились научно объяснять явления, с которыми им пришлось столкнуться; понимать особенности исследования в рамках этого явления в области естественных наук (окружающий мир); давать им объяснение; использовать научные доказательства для своих выводов. В процессе реализации проектов «Доброе семя, добрый и всход» мы неоднократно побывали на экскурсии в природу в пришкольном парке, в городском парке, в лесу. В 1 классе на экскурсии в природу из своих наблюдений дети отметили, что существует много разных птиц. От других представителей животного мира они отличаются тем, что у них есть перья, клюв, крылья, умеют летать. Дети смогли узнать только воробья, голубя, сороку. После изучения собранной информации о птицах Нижегородской области, создания папки с фотографиями птиц, мы провели конкурс загадок о птицах с последующим рисованием птиц по отгадкам, обратив внимание не только на отличие птиц от других животных, но и на отличия самих птиц друг от друга. Выяснили, что эти знания нам пригодятся, когда мы будем изготавливать кормушки, скворечники разные по форме, их конструкции. После знакомства с видами корма для птиц мы на следующей экскурсии определили, какие птицы обитают в определенных местах. Задались вопросами «Почему мы не встретили утку в лесу?», «Почему дятел встречается и в лесу, и городском парке?». Дети, опираясь на собранную и изученную информацию о птицах (место обитания, корм) смогли ответить на эти вопросы, совместно с учителем и родителями подготовили и провели конкурс с использованием своих рисунков, фотографий, картинок. Примеры заданий:

  • Составь птицу, используя картинки. Дорисуй недостающие части. (детям предлагаются картинки с изображением хвоста кошки, птичьей головы с клювом, лапы медведя, крыльев, перьев, руки человека, птичий хвост, уши рыси)
  • Разложи картинки птиц по группам. 1группа – перелетные птицы. 2 группа – зимующие птицы. (картинки или фотографии, детские рисунки из коллекции проекта, этим мы повышаем значимость этих коллекций и проделанной работы по их сбору; деление на группы может быть другое, например, хищные и насекомоядные; по месту обитания).
  • Птица заблудилась. (найти лишнюю птицу, подчеркни название этой птицы; объясни свой выбор)

Грач, лебедь, снегирь.

Тетерев, соловей, горихвостка.

Дрофа, глухарь, свиристель.

Ласточка, ястреб, сокол.

 (Это задание можно дать в виде карточки, можно в виде набора картинок и фотографий, разложенных по конвертам, количество названий птиц можно увеличить.)

ворона

город

утка

голубь

клест

лес

 цапля

сова

скворец

водоем

филин

пеликан

                       

        

Соедини название птицы с местом ее обитания.

(Это задание можно дать в виде карточки, можно в виде набора картинок и фотографий, разложенных по конвертам, количество названий птиц можно увеличить.)

  • Другие задания: Договори словечко (название птицы); собери пословицу о птицах; узнай птицу по описанию; узнай птицу по голосу; раскрась птиц леса (варианты: поющих птиц, зимующих, перелетных, хищных и т.д.) - используем детские раскраски; природные барометры (объяснение народных примет об изменении погоды, связанных с поведением птиц); накорми птиц (подбери безопасный корм для их здоровья), узнай птицу по картинке и дорисуй ее место обитания; положи в кормушку корм для воробья, синицы (выбрать из  предложенного набора). Сопровождаем выполнение заданий наглядными картинками, фотографиями из собранной детьми коллекции, видеороликами с жизненными ситуациями; записью голосов птиц, сделанной совместно с родителями. Дети часто работали с фотографиями и картинками. Это помогло им расширить их умение узнавать птиц в природе (в начале проекта они узнали только 3 птицы).

         К зиме дети сделали кормушки из разных материалов, собрали корм для птиц. Кормушки были развешаны в пришкольном парке, дворах, где живут дети. Каждый ребенок (один или в группе) отслеживал действие кормушки – какие птицы прилетают, наличие корма, внешнее воздействие (кошки, люди), по необходимости корректировал. К весне группа ребят соорудила скворечники и повесила их в пришкольном парке, наблюдая за их использованием.

        Во 2 классе на экскурсии дети подмечают, что на деревьях осенью листья меняют свой цвет и опадают, травянистые растения желтеют, вянут. Они с этим явлением были знакомы, но объяснить не могли. Решили провести опыты и наблюдения за растениями. Принесли в класс 5 одинаковых горшочков с геранью. Расставили горшочки так, чтобы они находились по отношению к источнику света    по-разному при условии одинакового полива (вода комнатной температуры, полив в одно время). Через некоторое время заметили, что цветок в шкафу изменил цвет листьев, они поблекли, некоторые пожелтели, стебель слегка вытянулся вверх. На окне цветок стоял в прежнем виде. Цветок в конце класса далеко от окна слегка изменил цвет листьев, они стали не столь яркого зеленого цвета, растение повернулось к окну. В горшочках на столе в середине класса изменений почти не было. Почему это произошло? Дети, сравнив условия, в которых находились цветы, сделали вывод, что полив был одинаковый, а нахождение от источника света разное. Чем больше света получал цветок, тем ярче были листья и без повреждений. Отсутствие света отрицательно повлияло на цветок, листья потеряли цвет.

Следующий опыт был связан с источником тепла при одинаковом поливе. Горшочки расставили около горячей батареи, на холоде (открытое окно), на шкафу. На окне с открытой форточкой цветок опустил свои листочки, словно съежился, «замерз». Около горячей батареи цветок стоял с листьями, пожелтевшими по краям, а после длительного времени - с желтыми, сухими листьями. На шкафу цветок не изменил своего вида. Дети по результатам опыта сделали вывод, что при одинаковом поливе холод и повышенная температура оказывают пагубное влияние на цветы.

 Еще один опыт. Посадили 2 луковицы в 2 горшка. Источники тепла и света были одинаковые, почва одинаковая. Одну луковку поливали, а другую нет. Через некоторое время у луковицы, которую регулярно поливали, появились перышки. Другая луковица стала засыхать, не укоренилась. Наблюдения и сравнение условий, в которых оказались луковицы, помогли ребятам сделать вывод, что вода – одно из условий для жизни растений.

Обобщив свои наблюдения и выводы по этим опытам с растениями, дети смогли объяснить такие природные явления как изменение цвета листьев у деревьев, листопад. Чтобы у детей было полное представление о том, почему исчезает зеленый цвет у лиственных растений, дала задание ребенку, у которого старшая сестра учится в 5 классе нашей гимназии, вместе с ней рассказать о том, почему листья зеленые. Информация о хлорофилле и наблюдения об осенних изменениях в природе на экскурсии подвели детей к выводу, что уменьшение светового дня приводит к тому, что хлорофилл в листьях расщепляется, меняется их цвет. Под воздействием холода листья опадают.

Работа над проектом помогла моим ученикам подготовиться к ВПР 2019. Они продемонстрировали высокие результаты по русскому языку, математике, окружающему миру (качество выполнения работ – 100%).

Социальная грамотность относится к интегративным компонентам функциональной грамотности. Она включает в себя готовность успешно социализироваться в обществе, адаптироваться  к различным социальным ситуациям и корректировать их, умение предвидеть последствия своего поведения, планировать пути осуществления желаний и реализации своих интересов, развивать личные качества, обеспечивающие ответственность за свои поступки, проводить рефлексию деятельности. При поступлении в школу    ребенок попадает в новый коллектив, в котором ему предстоит прожить школьную жизнь. Учителю важно научить детей дружескому продуктивному общению, объединить их общими интересами и делами, научить соблюдать правила поведения в школе, театре, музее, в обществе в целом. Системообразующий проект «Доброе семя, добрый и всход», реализация которого началась в 1 классе, помог развитию социальной грамотности у моих детей. «Ты пришел в школу учиться. Надо заводить друга в школе? Зачем нужны друзья? Может дружба помешать учебе?» Эти вопросы я задала детям после первого знакомства с ними. Ответы были разные. Одни считали, что в школе надо учиться и не отвлекаться (такой наказ они получили от родителей). Другие сказали, что у них есть уже друзья. Было мнение о необходимости завести школьного друга, потому что друг из детского сада учится в другой школе (т.е. заменить друга). Друзья могут поделиться чем-нибудь полезным или интересным (использование друзей для личной выгоды). Мне предстояло донести до детей само понятие дружбы, понятие нравственных ценностей, сформировать эмоционально-ценностное отношение к одноклассникам, к окружающим. Работу я начала с чтения книг о дружбе: Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», В. Осеева «Рассказы для детей», Б. Заходер «Мы друзья», Н. Булгаков «Анна, не грусти!» др. Художественные примеры дружбы помогли детям определить свое отношение к другу, дружбе, определить свое место в дружеских отношениях, дать ответ на вопрос «Как найти себе друзей?». Информация о дружбе, собранная творческой группой, дала возможность различить такие понятия как «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый» и оценить свое отношение к дружбе. Урок «Ладошки дружбы», проведенный совместно с Нижегородской государственной областной детской библиотекой, помог ребятам в осознании класса как дружного слаженного коллектива, в котором «один за всех и все за одного». Дети задумались над причинами, по которым люди оказываются без друзей, обсудили, как можно избежать одиночества, создали законы дружбы. Было решено создать Бюро добрых дел.  Группа ребят совместно с родителями организовала посещение пожилых людей в доме престарелых с концертом. Класс собрал подарки к Новому году для детей без мам. Ребята послали поздравительную открытку и посылку в армию солдату-сироте (данные узнали в военкомате). Ученики вырастили лук на перо в зимний период, когда людям не хватает витаминов, передали свой урожай, выращенный на подоконнике в классе, в столовую для групп продленного дня. Весь класс выращивал рассаду декоративных цветов для озеленения города. Эти дела демонстрируют гуманное отношение детей к окружающему миру  В рамках проекта с целью развития партнерских отношений с родителями, формирования умения общаться с ровесниками и взрослыми, развития творческого потенциала детей, пропаганды здорового питания, бережного отношения к своему здоровью был проведен праздник «Осенние посиделки» для родителей класса. Ребята читали стихи, инсценировали песни, связанные с жизненными ситуациями (досуг в семье, помощь родителям в воспитании младших детей – колыбельные, игры);   давали рекомендации, как одеваться осенью, чтобы не заболеть; демонстрировали рекламу здорового питания, угощали родителей полезными блюдами по созданному ими осеннему меню.  

В процессе проектной деятельности ребятам для решения задач проекта неоднократно приходилось делится на творческие группы. Дети приобретали навыки коллективной работы, учились помогать друг другу, отвечать за свою работу и за работу группы в целом. Они выполняли разные роли: ответственный (командир), член группы, оформитель, репортер, ведущий, технический исполнитель, экскурсовод и др. Роли менялись. Повышалась значимость каждого ребенка в классе.

 К концу работы над проектом дети научились критически оценивать свои действия, находить ошибки, недочеты, определять их причины и пути исправления недостатков. Они с огромным удовольствием отмечали не только свои успехи, но и успехи одноклассников.

В заключении с уверенностью могу отметить, что в процессе проектной деятельности у учителя есть возможность успешно развивать функциональную грамотность.

Список литературы

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам М.: Икар, 2009. - 448 с., С. 226-227, 342.
  2. Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с., с. 16–17
  3. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах на период до 2024 года»
  4. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.]
  5. https://www.google.com/url?q=https://businessman.ru/new-sistemno-deyatelnostnyj-podxod-kak-osnova-fgos-sistemno-deyatelnostnyj-podxod-v-obrazovanii.html&sa=D&ust=1585053651536000   
  6. https://studopedia.ru/view_psiholog.php?id=17   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для учителей "Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности"

Публикуемый материал раскрывает некоторые вопросы связанные с развитием младших школьников в процессе проектной деятельности....

"Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности"

Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся....

Развитие функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства при использовании проектной технологии.

Развитие фукциональной грамотности на уроках ИЗО при использовании проектной технологии...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса "Мир вокруг меня" (Развитие функциональной грамотности)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса "Мир вокруг меня" (Развитие функциональной грамотности)...

"Развитие функциональной грамотности младших школьников средствами внеурочной деятельности и программ дополнительного образования"

В материале представлен опыт работы начальной школы по развитию функциональной грамотности младших школьников средствами внеурочной деятельности и программ дополнительного образования, реализуемых в о...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по развитию функциональной грамотности при получении начального общего образования «Читаем, считаем, наблюдаем»

Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность понятия «функциональная грамотность»,...

«Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»

Содержание позволит восполнить профессиональные дефициты в рамках формирования функциональной грамотности и позволит обновить форматы методического сопровождения педагогов....