"Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности"
статья (3 класс)
Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(учитель начальных классов, Кочергина Е. С.)
Образовательный (учебный) проект - организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В начальной школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог;
- координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
Структура работы над проектом.
I. Подготовительный этап работы
- определение темы исследования;
- выделение предполагаемых направлений работ;
- определение проблемы и задач исследования;
- выдвижение гипотез и способов решения;
- обсуждение методов исследования;
- распределение работы между участниками группового проекта;
- начало работы по сбору информации.
II. Основной этап.
- продолжение работы по сбору информации;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся по реализации проекта;
- систематизация и анализ полученных данных;
- обсуждение способов оформления конечных результатов;
- подведение итогов, оформление результатов.
III. Заключительный этап.
- презентация проекта;
- представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта;
- рефлексия.
Проектная деятельность является средством развития личности ребенка, привития интереса к познавательной деятельности.
В процессе проектной деятельности у детей формируются следующие умения:
умения в решении проблем: ставить цель; планировать деятельность; выбирать адекватные средства достижения цели; оценивать ход и результат своей деятельности;
исследовательские умения: выдвигать идеи; выбирать лучшее решение;
информационные: самостоятельно осуществлять поиск, сбор, структурирование, сохранение информации; использовать полученную информацию; представлять имеющуюся информацию ее в различных формах и на различных носителях;
технологические умения: понять инструкцию, описание технологии, алгоритма деятельности, действовать согласно инструкции, описания технологии, алгоритма, иметь установки, не позволяющие нарушать технологию деятельности;
коммуникативные: ставить цели устной и письменной коммуникации,
общаться в малых группах, представлять и отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении; соблюдать нормы русского языка, публичной речи и регламент; высказываться в ходе обсуждения;
презентационные умения: выступать перед классом; использовать средства передачи информации;
рефлексивные умения: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.
Какова же роль педагога, ученика и родителей.
В ходе проектной деятельности учитель, ребенок и его родители проходят совместный путь по достижению цели проекта, являются равноправными партнерами.
- Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник, Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть: консультирует, мотивирует, наблюдает.
Как и у педагога, роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он: является субъектом познавательной деятельности; выбирает (принимает решения), несет ответственность за свой выбор; выстраивает систему взаимоотношений с людьми; оценивает «чужой» продукт (информацию с позиций ее полезности для проекта), продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.
На всех этапах родители выступают как помощники. Роль родителей заключается в том, чтобы не брать на себя выполнение работы детей над проектом, а проявить заинтересованность, помочь советом, сбором информации.
Организация работы над проектами во 2 -3 классах (из опыта работы)
«Банк» проектов:
- «Библиотека», «Детские журналы», «Зимняя страничка» (по предмету литературное чтение)
- «Узоры и орнаменты на посуде», «Задачи-расчёты» (по предмету математика)
- «Красная книга», «Богатства, отданные людям» (по предмету окружающий мир)
- «Рифма», «В шутку и всерьёз», «Поздравь друга», «Семья слов» (по предмету русский язык)
Критерии успеха работы над проектом
Достижение конечного результата:
- Овладение учащимися учебными умениями, связанными с приемами самостоятельного приобретения знаний;
- Сплоченность участников команды.
- Получение полного и глубокого удовлетворения от сделанного.
Уверенность детей в том, что они могут создавать продукт, востребованный для них и других людей.
При оценке успешности ребенка в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
В проектной деятельности ребенка важно повысить его уверенность в достижении цели, сохранить индивидуальность.
Литература
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000г.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005г. № 9.
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. - 2004. - №2.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2005.
- Ступицкая М. Работа над проектами и её психолого-педагогический потенциал.// Школьный психолог- 2010.- №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме " Развитие коммуникативной и познавательной активности младшего школьника в процессе проектной деятельности с использованием ИКТ"
Обобщение опыта в электронном виде с приложением методической литературы и школьных проектов....
Опыт работы по теме "Развитие интеллектуальной и коммуникативной активности младшего школьника в процессе проектной деятельности с использованием ИКТ"
Данный опыт представлен в модульной технологии и позволяет учителю с помощью проектов развивать УУД учащихся....
Консультация для учителей "Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности"
Публикуемый материал раскрывает некоторые вопросы связанные с развитием младших школьников в процессе проектной деятельности....
Передовой и инновационный опыт в муниципальной системе образования. Информационный вестник. Выпуск №3. Развитие творческой активности младших школьников в процессе проектной деятельности.
http://mu-idc.edusite.ru/p16aa1.html...
педагогический проект " Развитие информационной культуры младших школьников в процессе проектной деятельности"
Ключевой идеей проекта является использование проектной деятельности в качестве средства развития универсальных учебных действий...
Развитие толерантности младших школьников в процессе проектной деятельности
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможн...