Конспект занятия "Ежели вы вежливы"
методическая разработка (2 класс)

Цель занятия:  создание условий для формирования навыков культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ежели вы вежливы23.62 КБ
Office presentation icon Презентация к занятию1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Ежели вы вежливы

Класс: 2

Учитель: Корытникова Елена Юрьевна

Направление: общекультурное

Цель занятия:  создание условий для формирования навыков культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми.

Планируемы результаты:

Общеучебные УУД:  

Преобретение представлений об использовании «вежливых» слов в общении с другими  людьми.

Личностные УУД:

Формирование эстетических норм поведения, понимания важности вежливого отношения к окружающим людям, стремления совершать добрые дела, понимание необходимости внимания к собственному поведению

Регулятивные УУД:

Ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей,  регулирование  поведения  в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями.

Коммуникативные УУД

Умение отвечать на вопросы, выслушивать друг друга, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, быть терпимым к другим мнениям, приходить к общему решению.

Метапредметные УУД:

Адекватно оценивать свое поведение, осуществлять контроль над своими действиями, соблюдать правила коммуникации

Ход занятия

1. Организационный момент

- Добрый день! Рада встречи с вами!

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Пусть улыбка и хорошее настроение будут сегодня вашими помощниками.

2. Вводная часть

- Сегодня мы будем говорить о чем-то очень важном. А о чем, вы узнаете после просмотра фильма. (Ералаш №50 «Давайте говорить друг другу комплементы.»)

- О каком дне говорится в фильме?

 - Как вели себя дети в этот день?

СЛАЙД 1

- Верно, сегодня мы поговорим о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств человека.

3. Основная часть

СЛАЙД 2

- А известно ли вам, ребята, что обозначает слово «вежливость»?

Вежливость - это соблюдение правил приличия

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека.


В старину в русском языке широко употреблялось слово «вежа». 

 Вежа – от слов «ведать», «знать».

 Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке.

Отсюда и произошло слово «вежество», позднее превратившееся в «вежливость».  

- ВЕЖЕСТВО - это приличное поведение, уважительное отношение. 

Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой, математикой.

СЛАЙД 3

- Подберите антоним к слову ВЕЖЕСТВО.

– Поднимите руку, кто считает себя вежливым. А кто невежей? Почему вы так думаете?                                                                                                             

СЛАЙД 4

– В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными».

- Как ты думаешь, какие слова называют волшебными? Почему?

- Эти слова делают нашу речь приятнее, более тёплой, доброжелательной.

СЛАЙД 5

- Давайте поиграем в игру, где знание "волшебных слов " необходимо.

Игра «Доскажи словечко».

(Олеся Емельянова «Вежливые слова» загадки для детей)

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»

(Привет!)

 

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй!)

 

К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»

(До свиданья!)

 

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»

(Извини!)

 

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»

(Спасибо!)

 

Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»

(Браво!)

 

Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»

(Будь здорова!)

 

Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»

(Пожалуйста!)

 

Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…»

(после вас!)

 

Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…»

(Доброго пути!)

 

Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…»

(Благодарю!)

 

Выгнал кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом…

(Добро пожаловать!)

 

Мама с папою сидят,
Торт с конфетами едят.
Скажет вежливая дочь:
«Разрешите …»

(вам помочь!)

 

 

Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…»

(Прошу прощенья!)

 

Обнаружив на рассвете,
Что роса попалась в сети,
Паучиха Шудра-Вудра
Ей сказала: «…»

(С добрым утром!)

 

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»

(Добрый день!)

На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»

(Добрый вечер!)

 

Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»

(Спокойной ночи!)

 

Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте...»

(так добры!)

 

Увидали обезьяны,
Слон под пальмой ест бананы,
И кричат ему они:
«Вкусно? Ты хоть намекни!»
Вежлив слон, не сомневайтесь,
Он им скажет: «…»

(Угощайтесь!)

 

Повстречал кабан в лесу
Незнакомую лису.
Говорит красавице:
«Разреши …

(представиться!)

 

Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!
Очень желуди люблю!»
Ответит незнакомица
«Приятно …»

(познакомиться!)

Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»

(аппетита!)

СЛАЙД 6

Игра «Не ошибись, пожалуйста»
- Игра не простая. Если я не назову волшебного слова, команду не выполняйте.

1.Встаньте, пожалуйста.

2.Поднимите руки.

3.Будьте добры, похлопайте!

4.Потопайте.

5.Попрыгайте на одной ножке, пожалуйста.

6.Присядьте, пожалуйста.

7.Будьте добры, погладьте соседа по голове!

8.Встаньте.

9.Встаньте, пожалуйста.

10.Тихо сядьте.

11.Будьте любезны, займите свои места.

-  Вы действительно внимательны и знаете много волшебных слов. А сейчас мы посмотрим, как вы сможете воспользоваться своими знаниями

СЛАЙД 7

Игра «Волшебные слова» (учитель называет любую просьбу, а ученик должен высказать ее в вежливой форме). 
1)Попроси карандаш у соседа по парте. 
2)Попроси у мамы разрешения пойти гулять. 
3)Обратитесь вежливо к незнакомому человеку, спроси у него, который час. 
4)Обратитесь ласково к маме, спроси у нее не устала ли она, предложи ей помочь по хозяйству. 
5) Обратитесь к прохожему и узнайте, как удобнее доехать до центра города.

- Я убедилась, что вы не только знаете вежливые слова, но и употребляете их в своей речи. 

СЛАЙД 8

- А сейчас послушайте стихотворение В. Лунина «Вежливый слон». (читает ученик)

Вышел слон на лесную дорожку,

Наступил муравью на ножку.

И вежливо

Очень

Сказал муравью:

- Можешь и ты

наступить на мою!

- Действительно слон вежливый? Помогла ли вежливость слона муравью?

- Ребята, как вы думаете, достаточно ли только знать волшебные слова для того, чтобы быть вежливым?

-  Надо быть внимательным по отношению к окружающим, стараться не обижать, так как после причинённой боли трудно принять извинения.

Вывод:

- Не достаточно знать вежливые слова, нужно знать и выполнять правила поведения.

СЛАЙД 9

Физминутка.

- Поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо хлопаем 2 раза, невежливо – топните 2 раза. Встаньте, внимательно слушайте и хлопайте:

– Поздороваться при встрече...

– Толкнуть, но не извиниться...

– Перебивать во время разговора...

– Уметь соблюдать на уроке тишину...

– Уметь выслушать друга…

– Пропустить вперед девочек...

– Сказать, уходя из класса домой: «До свидания» …

– Громко разговаривать...

– Помочь поднять упавшую вещь...

– Обозвать обидным словом соседа...

 – Сказать в столовой: «Приятного аппетита» …

- Ребята, какие вы молодцы, вы очень внимательны. Давайте похлопаем самим себе.

СЛАЙД 10-14

-А умеете ли вы быть вежливыми по отношению друг к другу?

Работа в группах (повторить правила работы в группе)

- Рассмотрите иллюстрации. Обсудите, какое правило вежливости нарушили ребята?

- Ребята, приятно ли вам совершать вежливые поступки?

- Когда ты делаешь что-то хорошее для других, то и самому становится как - то радостнее и теплее.

СЛАЙД 15

Игра «Карусель комплементов» 

- А кто знает, что такое комплимент? Верно, это приятные, любезные, добрые слова в адрес человека.

- Передавая мячик соседу слева, постарайтесь сказать ему что-то приятное, доброе или просто похвалить его.

- Ребята, вспомните Ералаш, который мы смотрели в начале занятия. Как вы думаете, возможно, ли быть вежливым только один день?

- Конечно же, нет. Если человек вежлив, то он будет соблюдать правила ВСЕГДА и ВЕЗДЕ!

Составление «Словаря вежливых слов»

(Ученики выходят к доске и каждый прикрепляет одно вежливое слово в форме солнечного лучика)

Слова эти очень и очень важны.

Они человеку, как воздух, нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

Слова эти надо с улыбкой дарить.

- Давайте подарим свои улыбки всем окружающим.

(Учащиеся рисуют улыбки)

Исполняется песня «Улыбка»

4. Итог занятия. Рефлексия.

- Выберете фигуру, соответствующую вашему настроению. Если вы уверены, что будете  следовать нашим правилам – солнышко, если постараетесь, но не  уверены, что справитесь – тучку, если вы не хотите быть вежливым человеком – молнию.

-  Вежливым человеком не рождаются, а становятся.

Дети читают стихи

1.Настанет, друзья, счастливое время, настанут чудесные дни.
Ребята приветливы будут со всеми, грубить перестанут они.

2. Не будет детей нехороших, придут золотые года.
И в комнату в калошах не будут входить никогда.

3. Подует ветер свежий, фиалки расцветут.
Исчезнут все невежи, навеки пропадут.

4. Пусть грубость исчезнет навеки, пускай по рецептам врачей
появятся в каждой аптеке лекарства для грубых детей.

5. Ребенок вертелся на стуле, шумел и ко всем приставал.
Ему прописали пилюли. Он выпил и вежливым стал.

6. Грубить не будут дети, не будут грызть ногтей,
И станут все на свете любить таких детей.

7. Подует ветер свежий, фиалки расцветут.
Исчезнут все невежи, навеки пропадут.

- Наше занятие подошло к концу. Мне было приятно с вами общаться.

- Улыбайтесь и дарите слова благодарности любимым людям, родственникам, друзьям и окружающим Вас людям. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Корытникова Елена Юрьевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №17» г.Усолье-Сибирское

Слайд 3

АНТОНИМЫ

Слайд 4

Волшебные слова. Как ты думаешь, какие слова называют волшебными? Почему? Спасибо Извините Пожалуйста Простите Здравствуй Благодарю Эти слова делают нашу речь приятнее, более тёплой, доброжелательной.

Слайд 10

Работа в группе Рассмотрите иллюстрации. Обсудите, какое правило вежливости нарушили ребята?

Слайд 16

ПОДАРИТЕ СВОЮ УЛЫБКУ!

Слайд 17

Буду стараться быть вежливым! Не уверен, что справлюсь! Не хочу быть вежливым!

Слайд 18

Улыбайтесь и дарите слова благодарности родным, друзьям и окружающим Вас людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеурочного занятия "Вежливые слова"

Внеурочное занятие для 1 класса ( "Занимательный русский язык") на данном занятии обучающиеся знакомятся с "волшебными" словами, на практике учатся их применять....

Конспект занятия "Учимся вежливости" по риторике.

Уточнить с детьми выражения речевого этикета - как одну из форм воспитания вежливости...

Конспект урока: "Правила вежливости"

Класс: 2аПредмет: окружающий мирТема: «Правила вежливости»Цели: Формирование представления о культуре поведения; умение анализировать и оценивать речь, поведение людейПланируемые результаты:Личностные...

Конспект урока: «Правила вежливости»

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Правила вежливости»Цели урока: формировать навыки культуры общения и поведения,  взаимоотношения с окружающими людьми.Планируемые результаты:·...