Методическая разработка внеклассного мероприятия "День Земли"
методическая разработка (4 класс)

Птицына Валентина Ивановна

Формируются экологические знания, практические умения, правила поведения в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_prazdnika_den_zemli.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гостищевская средняя общеобразовательная школа»

                            Подготовила и провела

учитель начальных классов:

Птицына Валентина Ивановна

        Гостищево 2019г.

ПРАЗДНИК

День Земли

         Цели: способствовать формированию у младших школьников

               представлений о взаимосвязи и полезности всех природных объектов,

               о непрерывности жизни, её сложности, уникальности, хрупкости;

               познакомить учащихся первых классов с проблемами охраны

               окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии;

               обратить внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие

               человека на окружающую природу; способствовать формированию у

               учащихся познавательного интереса к экологическим проблемам и

               стремления принять посильное участие в их решении; содействовать

               формированию коммуникативных умений: взаимопониманию,

               взаимоуступкам.

               Формируемые отношения: экологические знания, практические

                умения, правила поведения в природе.

               Оборудование: плакаты на экологическую тему, иллюстрации планет солнечной

               системы,  настольный глобус, мячик – модель  глобуса, «экологические»

               светофоры на  каждого ученика, компьютер, проектор, презентация, запись пения

               птиц, музыкальные фрагменты.

          Под космическую музыку («Земля в иллюминаторе») в зал в танце входят дети. Выстраиваются в круг. В центре девочка – Земля.

После танца дети садятся, Земля читает стихотворение.

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

 Не год, не два, а миллиарды лет,

 Я так устала... Плоть моя покрыта

 Рубцами ран — живого места нет!

 Терзает сталь мое земное тело,

 И яды травят воды чистых рек.

 Все то, что я имела и имею,

 Своим добром считает человек.

 Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой Земле?

 Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

И не случайно грозные вулканы

 Выплескивают лавой боль земли!

Очнитесь, люди! Призовите страны,

Чтобы меня от гибели спасти!

        С.Михалёв.

          С песней входят четыре мальчика.

Крутится, вертится шар голубой,

Крутится, вертится над головой,

Крутится, вертится хочет упасть,

 Кавалер барышню хочет украсть.

                                   Подходят к Земле.

1-й мальчик. Сударыня, Вы так прелестны. Позвольте ваш шарик.

2-й мальчик (оттесняет первого). Гражданка! А не кажется ли Вам, что вы слишком усердно заполнили всё жизненное пространство? Не пора ли слегка потесниться?

3-й мальчик (тычет пальцем в земной шар). Вот здесь мы выстроим маленький заводик асфальтовый. Хватит ходить по земле, будем ходить по асфальту. А здесь бумажно-целлюлозный комбинат построим. Плавали в этом озере лебеди, теперь будут плавать брёвна.

4-й мальчик. Хлеб, товарищ! Стране нужен хлеб! Распашем! Засеем! Пожнём! Ещё распашем! Засеем! Удобрим! Соберём невиданный урожай.

Земля. Люди! Что же это такое! Нельзя же так!

Мальчики (поют вместе).

Крутится, вертится шар голубой,

 Крутится, вертится над головой,

Крутится, вертится, хочет упасть

 Кавалер барышню хочет украсть.

             Мальчики бросают шар друг другу. Земля пытается отнять его, но это ей не

            удаётся. Мальчики в это время выкрикивают: «Даёшь уголь! Даёшь машины!

            Даёшь нефть! Даёшь хлеб! Даёшь газ, хлопок!». Земля уходит. Уходят

             мальчики.

                       

Выходит девочка.      Крутит глобус.

Смотрю на глобус — шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне Материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят Родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая Река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус — шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»

                Ученик. Знает каждый, ты и я!

                Природу обижать нельзя!

                Так скажем дружно: «Раз, два, три!»

                Откроем праздник – День Земли!

 

             Ведущий.  Всемирный День Земли был провозглашён Генеральным секретарём

                ООН  в 1971 году и с тех пор отмечается ежегодно. В разных странах в этот день                        

                организуются мероприятия и акции: конференции, выставки, уборка территории и

                посадка деревьев.

                 Наше мероприятие – тревожный звонок для каждого из нас. Надеемся, что после

                нашего праздника ваши сердца отзовутся, и вы будете беречь окружающую среду

                 нашего села, заботиться о природе.

1-й ученик:

 Кромсаем лёд,

Меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот...

Но мы ещё придем просить прощенья

 У этих рек, барханов и болот.

 2-й ученик: 

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька...

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого. Пока.

3-й ученик: 

 Аэродромы, пирсы и перроны,

 Леса без птиц и земли без воды...

 Всё меньше окружающей природы,

 Всё больше - окружающей среды.

           Ведущий. Природа - самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек - это

             маленькая часть этой природы. На нашем празднике мы попробуем отследить,

              какое   влияние оказывает человек на живую природу.

Песня «На большом воздушном шаре»

              - Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться. Я  Профессор, а это мой ассистент.

              Для начала исследуем воздух   в нашем помещении. (Ходят по классу, что-то

               рассматривая в лупу). Послушаем.

               Ассистент. Исследование домашней пыли показали, что в её составе обнаружены

               паразиты, грибки и бактерии, поражающие дыхательные пути.  В 1 грамме пыли

                может быть более тысячи микроскопических клещей.

               Профессор. Частицы пыли, оседая на мебели, коврах и продуктах питания, могут

               быть серьёзной угрозой здоровью человека.

                Ассистент. Но не всё так страшно. На помощь приходят комнатные растения.

                 Они  очистят, увлажнят воздух, обогатят его кислородом.

    Посадка комнатного растения

Ведущий. Природа нашего края издавна славилась тучными чернозёмами, зелёными лугами и лесами, чистыми реками.

   

                                                      Слайды

Ведущий. Но этой изумительной красоте угрожает опасность. Многие животноводческие комплексы построены вблизи водоёмов, сами жители выбрасывают мусор на берег своего пруда и в посадки. Весь этот хлам весной попадёт в воду. Оскудеет наш пруд, умрёт земля.

                                               Звучит музыка.

Илья Муромец (глядит из-под ладони). Эх, полюшко, поле, ни живо, ни мёртво ты стоишь, будто после побоища...

Алёша Попович (кивает на камень). Тут что-то написано. (Читает.)

«Прямо пойдёшь - костей не соберешь.

Направо пойдёшь, в запретной зоне пропадёшь.

 Налево пойдёшь - на свалку попадёшь».

 (Вытирает пот со лба.)     Ну и заехали.

Добрыня Никитич (тревожно). Глядите? Туча чёрная над полем стелется, не к добру это. Неужто силы тёмные, поганые на Гостищево  напасть хотят. Защитим, братцы, Землю-матушку от врагов, не пощадим живота своего.

Илья Муромец. Погоди, не горячись, Добрыня. То не туча врагов застит небо, а суховей ветер пыль поднимает с наших полей. Недостаточно поля обсажены лесополосами, а зарастают сорняками.

Алёша Попович. А скажи-ка Илья Муромец, отчего так мёртво это поле? Отчего трава там пожухла? Птицы улетели?

Илья Муромец. Оттого, что много лет шла на этом поле битва. И звалась она битвой за урожай. Так за него бились друг с другом нерадивые агрономы, что теперь на поле ничего не растёт. Вот её и замучили пестицидами да нитратами.

Добрыня Никитич. Это что же? Зря, значит, мы богатыри русские, поля эти у врагов отбивали и кровушкой её поливали.

Илья Муромец. Нет не зря, Никита! А ну поворачивайте своих коней, поедем, вещи соберём. Видать опять наше время пришло - богатырское.

                          Звучит музыка

………………………………………………………………………………………

               

                   Ведущий. Тем временем Волк на поляне лежал,

                      Красную книгу со вздохом листал.

Волк. Сколько же люди всего истребили!

            Редкие травы, зверюшек сгубили.

            Вот Красная книга. Теперь спохватились.

            Природу любить бы ещё научились.

 

Ворона. Лежишь, размышляешь, а знаешь ли ты,

               Что Серая Шапка рвёт наши цветы.

                Ни два и не три, а большую охапку.

Волк. Ох, эта противная Серая Шапка!

Серая Шапка. Волк, привет, как делишки?

                         Ты всё листаешь Красную книжку?

Волк. Во-первых, потише музыку сделай,

          С корнем цветы рвать – это не дело,

          Бумажки разбрасывать также нельзя.

Ворона. Куда только смотрит бабка твоя?

Серая Шапка. А я по тропинке другой побегу.

                         Цветов ещё больше назло наберу.

Серая Шапка. Бабуля, привет!

Бабка. Здравствуй, милая внучка,

            Давно не была, а одной мне так скучно.

Фотокорреспондент. Хозяйка, ответьте: «Где Волк проживает?»

Бабка. Да в этом лесу, его каждый здесь знает.

Серая Шапка. А вы кто? Охотник? Ну, наконец-то!

                         Противного Волка поставят на место.

Фотокорреспондент. Мы специалисты по фотоохоте.

                                     Готовим сюжет мы о нашей природе.

Серая Шапка. Снимите меня, вот природа, букет.

Фотокорреспондент. Снимаем мы тех, кто с природою дружен,

А тот, кто ей враг, ну кому же он нужен?

Серая Шапка. А вот и наш Волк

                        Что в мешке-то? Подарки?

                          Фу! Это пакеты, бумажки и банки….

Волк. Я мусор по лесу ходил собирал

           У вашего дома всех больше набрал…

Фотокорреспондент. Волк, уважаемый, просим. Пройдите,

                                   Медаль за порядок в лесу получите.

                                   А им вручаем «Правила гостей леса»,

                                    Пусть прочитают для интереса.

Серая Шапка. Мы гости, а кто же хозяин в лесу?

Фотокорреспондент. Хозяин же тот, кто его бережёт.

                                    Кто защищает наш лес от невзгод.

        Ведущий.        

                           Эпилог.

Серая Шапка с бабулей, слыхали,

С Волком друзьями хорошими стали?

Как настоящие хозяйки себя в лесу ведут

И в «Вестнике природы» своих портретов ждут.

Звук колокола

Ведущий. Прежде мы не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые подавала природа. Сегодня же мы наконец начали осознавать, что наш дом – планета Земля, в опасности. Она медленно погибает.

                                             Звуки…

                             Экран телевизора  (коробка)

                Через прорези в коробке  протягиваем ленту с новостями.

Ведущий. Вы слышите звуки? О чём сегодня говорят новостные ленты мира?

  • Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид.
  • Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений.
  • Экологическая катастрофа нависла тёмной тенью над каждым человеком.

- Внимание! Сейчас перед вами выступит ….  Кто? Угадайте!

Что за весенняя птица

Любит за плугом ходить и кормиться?  (Грач)

Грач.  Мы спешим к вам, ребята. Весна идёт. Пора браться за дела, заселять домики, приготовленные вами, устраивать гнёзда, высиживать и растить птенцов.

Ведущий. А вот ….. перед микрофоном.

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Дятел. Мой клюв, как долото, и я выдалбливаю себе в дереве отличное жильё.

Ведущий. Сейчас перед вами выступит….

Угадайте, что за птица света яркого боится?

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Кто это?  (Сова)

Сова. Я съедаю за ночь 7—8 мышей. Только одна моя семья уничтожила за год 10 000 мышей и, таким образом, спасла 20 тонн зерна.

Птичка-невеличка, воробью сестричка:

Сама мелковата, животиком желтовата.  (Синица)

Синица.  Я, синица, круглый год отыскиваю на деревьях вредных насекомых, их яйца и личинки. Трудно нам, синицам, бывает зимой, когда деревья покрыты снегом. Не можем мы в это время найти насекомых, и если бы не вы, юннаты, то умерли бы мы от голода. Спасибо вам, ребята, за птичьи «столовые».

Живёт в своём доме, спит на соломе,

На высоком шесте распевает в высоте.  (Скворец).

Скворец. Мы, скворцы, поедаем много майских жуков, слизней, бабочек и других вредных насекомых.

Не ворона, не синица –

Как зовётся эта птица?

Примостилась на суку-

Раздалось в лесу: «Ку-ку!»  (Кукушка)

Кукушка. Я, кукушка, съедаю за день 39 кузнечиков, 43 гусеницы, 5 личинок майского жука, 3 куколки бабочки, 4 паука и много муравьиных яиц.

Ведущий. Вот и подошла к концу наша передача. Птицы дороги нам, как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, весёлые, звонкие голоса, яркое

оперение оживляет природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

        Голоса птиц

                                              Звучит музыка.

  На камне у реки сидит грустная Алёнушка, одетая в сарафан, вокруг несколько деревьев.

Алёнушка (напевает).

Вечерком на речке всякое бывает,

У меня в холодке сердце замирает.

Отчего, не пойму? Что это такое?

Сердцу нет моему на реке покоя.

- Что-то грустно мне сегодня. Вот гляжусь я в речку, а отражения своего не вижу. Что с тобой стало, реченька-матушка? Вся ты грязная, плёнкой мазутной покрылась. Забыла я  когда и купалась. А братец мой, Иванушка, страсть какой

непослушный сорванец, прыгнул как-то с мостков, да чуть не пошёл ко дну. Его там под водой бревном придавило. Оказывается вся наша речка мусором да хламом забита.

Кто очистит наши реки?

Кто тот добрый человек?

Неужели на планете.

Мы оставим страшный след?

                                                Звучит музыка.

             Появляется водяной. Поёт «Я Водяной, я Водяной…»

Выбрасывает мусор из реки. Алёнушка улыбается и поёт вместе с Водяным.

Водяной. 

        Существует «Закон об охране природы». Он запрещает спускать в водоёмы загрязнённую воду, захламлять берега мусором. Нужно не только беречь воду от загрязнения, но и экономно расходовать её.

Учащиеся (в масках животных).

 Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодках роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И берёзка зеленела,

И под ёлкой жил смешной колючий ёж,

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы лил весёлый дождь.

Ведущий. Спасибо, ребята!  Теперь вы поняли, что нашу Землю надо беречь. Если мы хорошо относиться будем к природе, то и она нас отблагодарит. Отблагодарит свежим воздухом, тёплым солнцем, красивым ландшафтом, своими лесными дарами.

Ведущий.  Садитесь на зелёную травку и  послушайте частушки.

До чего природу жалко!

Не губи её красу!

Человек, не делай свалку

Рядом с городом в лесу!

Лес зелёный охраняй,

Никого не обижай!

Не губи деревья ты,

Сохрани в лесу цветы!

О  воде мы спорим много,

Как её для всех сберечь.

И без слов всем надо помнить,

Без неё и хлеб не спечь.

В воздухе прохлада, свежесть,

Но нам снится страшный сон,

Как от лаков «Локон», «Прелесть»

В дырах над землёй озон.

Чтобы ели – не болели,

Пили воду, не боясь,

Нужно, чтоб нигде не смели

Портить землю отродясь!

Сохраним моря и воздух,

Недра лес и тишину,

Чтобы были труд и отдых,

Как бывало в старину.

Я прекрасный видел сон,

Не забудется мне он.

Вот он  глобус – шар земной,

Такой чистый и родной.

Экология важна,

Людям всем она нужна.

Правильно беречь природу,

К счастью, снова входит в моду.

 

Ведущий. А сейчас, давайте отдохнем, поиграем. Играют желающие.

         

Проводится игра «Воздух, вода, земля, ветер»

Играющие становятся в круг, водящий стоит в середине. Подойдя к кому-нибудь из играющих, водящий говорит одно из четырех слов — «воздух», «вода», «земля», «ветер» и считает до пяти.

Играющий должен за это время назвать (в зависимости от слова, которое ему задано) птицу, рыбу, зверя или покружиться на месте (ветер). Кто не успел дать ответ, выходит из круга, потом водящий обращается к другому и т. д.

Неожиданно вместо четырех указанных слов водящий говорит кому-нибудь «огонь». При этом все играющие должны поменяться местами, а водящий

становится на чье-нибудь место в кругу. Последний, не успевший встать в круг, становится водящим.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СВЕТОФОР

Цель: развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека и природы; формирование опыта природоохранительной деятельности.

Оборудование: набор цветных кружков (красного, желтого, зеленого) для каждого ученика

Все участники получают по три кружка: красный, жёлтый, зелёный. Каждый цвет имеет свое значение. «Экологический светофор», «зажигая» красный свет, запрещает какие-то действия, жёлтый — предупреждает: «осторожно», а зелёный разрешает действия в природе.

КРАСНЫЙ

Запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людей

ЖЕЛТЫЙ

Предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вред природе

ЗЕЛЁНЫЙ

Разрешает и поощряет действия, помогающие природе (растениям, животным)

Ведущий.

 Если я приду в лесок и сорву ромашку?

Если съем я пирожок и выброшу бумажку?

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?

Если ветку подвяжу, колышек подставлю?

Если разведу костёр, а тушить не буду?

Если сильно насорю и убрать забуду?

Если мусор уберу, банку закопаю?

Я люблю свою природу, я ей помогаю!

Выходят участники представления, берутся за руки (в руках цветы, воздушные шарики) и исполняют песню «С нами друг» (сл. Н. Соловьева, муз. Г. Струве).

Литература

  1. Барышникова Г.Б. «Наша зелёная планета». Ярославль: Академия развития, 2007.

  1. Газета для учителей и организаторов внеклассной работы начальных, средних и старших классов «Досуг в школе»  №12/ 2010

  1. Жиренко О.Е. «Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.- М.: Вако, 2008.

  1. Малышева Н.Н. «Сценарии праздников конкурсных программ и театрализованных представлений для школьников». Ярославль: Академия развития, 2009.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему "День рождения Земли"

Целью данного мероприятия является воспитание любви, бережного отношения к природе, формировании экологического мышления....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру: «Земля – наш дом родной!»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему  миру: «Земля – наш дом родной!»   ЦЕЛИ: 1. Формирование экологического сознания и развития экологической культуры...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "День Земли"

Разработка внеклассного мероприятия "День Земли"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Земля - наш дом"

Данная методическая разработка содержит конспект внеклассного мероприяти на экологическую тему "Земля - наш дом" , презентацию к нему, а также приложения. Занятие для 3-4 классов....

Методическая разработка урока "Рельеф Земли"

Конспект урока "Рельеф Земли"по окружающему миру , УМК "Начальная школа XXI века", 4класс...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Ради жизни на Земле!"

Цель:  - познакомить учащихся с подвигами советского народа в годы Великой Отечественной войны;-  расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне, пробудить интерес к изучению истори...