Методическая разработка урока "Рельеф Земли"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока "Рельеф Земли"по окружающему миру , УМК "Начальная школа XXI века", 4класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Рельеф Земли" | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира по УМК «Начальная школа XXI века», 4 класс
(Учитель начальных классов МБОУ- СОШ №3 г.Аркадака Строич Раиса Викторовна)
Тема: РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ
Цели: познакомить учащихся с понятием «рельеф Земли», изучить рельеф России, его главными формами; учить определять высоту и глубину географических объектов по цвету на карте, развивать познавательную активность, умение работать по карте; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: глобус, физическая карта полушарий, презентация, контурная карта, тесты, карточки.
Ход урока
- Организационный момент.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл впрок,
Активней в работу включайся, дружок!
II.Сообщение синоптиков.
III. Повторение изученного.
Работа в группах по карточкам.
Арктика | Растения | животные |
Тундра | Растения | животные |
Тайга | Растения | животные |
Степь | Растения | животные |
Пустыня | Растения | животные |
IV.Актуализация знаний. (Слайд1)
-Прочитайте четверостишие. О чём оно?
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны родней.
-Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране.
А что мы увидим? (Её поверхность)
-Сформулируйте тему и цели урока.
V.Формирование новых знаний. (Слайд2)
1.Выскажем предположение: Какой рельеф преобладает на территории России? Правомерны ли слова «Россия- страна великих равнин?»
2.Работа в парах.
– Для чего созданы глобус и карта?
– Что обозначают на глобусе и карте?
– Что значит выражение «читать карту»?
– Почему вы не путаете сушу и воду?
– Поверхность Земли такая же ровная, как ее обозначают на карте? Как вы это определили?
3.Рельеф.
– Совокупность всех неровностей суши, дна морей и океанов называется рельефом. Происходит слово «рельеф» от латинского глагола «поднимаю». И обычно под рельефом понимают приподнятые части земной поверхности – горы и холмы, но к нему относятся также долины, впадины, низменности.
– Как меняется цвет на карте?
– От чего это зависит?
– Рассмотрите шкалу высот. Каким цветом изображают поверхность суши равную поверхности океана?
– Каким цветом изображают поверхность суши до 200 м над уровнем океана?
– На полях карты – в ее легенде – помещают условные знаки и цветовую шкалу высот и глубин.
4.Работа в группах по карте. Равнины.
1) Восточно – Европейская равнина.(Слайд 3- 4)
Почему так назвали? Что значит равнина? Каким цветом обозначена равнина? Вся ли поверхность ровная?
ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА (Русская равнина), одна из крупнейших равнин земного шара, занимающая большую часть Вост. Европы. На севере омывается водами Белого и Баренцева, на юге — Черного, Азовского и Каспийского морей. На юго-западе ограничена Карпатами, на юге — Кавказом, на востоке — Уралом и Мугоджарами. В геологическом отношении соответствует Восточно-Европейской платформе. Средняя высота ок. 170 м (наибольшая — до 1191 м в Хибинах); наиболее низкие отметки — на побережье Каспийского м. (28 м ниже уровня моря). На Русской равнине — Тиманский кряж, Среднерусская, Приазовская, Приволжская и другие возвышенности, на юге и юго-востоке — полоса приморских низменностей: Причерноморская, Прикаспийская и др. На севере и северо-западе преобладают плоские междуречья с моренно-холмистым рельефом, в центральной части и на юге — овражно-балочный рельеф. Большая часть территории расположена в лесной зоне, центральная и южная части — в зонах лесостепи и степи, крайний юго-восток — в зонах полупустыни и пустыни (Прикаспийская низм.).
2)Западно- Сибирская равнина ( самая плоская) (Слайд 5- 6)
ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ РАВНИНА, между Уралом на западе и Среднесибирским плоскогорьем на востоке. Протяженность с севера на юг до 2500 км, с запада на восток до 1900 км. Высотой от 50-150 м в северных и центральных частях до 300 м в западной, южной и восточной. В средней части полоса возвышенности — Сибирские Увалы. Главные реки — Обь с Иртышем. Много озер и болот. На севере — тундра и лесотундра, южнее — тайга, занимающая наибольшую площадь; в южной части — лесостепь и степь. Крупные месторождения нефти и газа.
Что вы можете о ней рассказать? Проверим высказывания по учебнику с.34.
3) Какие реки протекают? Составьте схему реки. (Проверка Слайд 7)
5.Горы. (Слайд8)
1)Выскажем предположение с.35 учебника.
2)Уральские горы. (Слайд 9- 11)
Это Уральские горы. Они протянулись с севера на юг, через всю территорию России. Самая высокая гора - НАРОДНАЯ. Высотой 1895 м. Уральские горы называют «старые горы», потому что форма их стала плосковершинной.
3)Кавказские горы.(Слайд 12-13)
Самая высокая гора - Эльбрус, её высота 5642м.
4)Алтай, Саяны.(Слайд 14-15)
АЛТАЙ, горная страна на территории Российской Федерации. Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии. Длина св. 2000 км. Наиболее высокие хребты собственно Алтая — Катунский, Сев.- и Юж. - Чуйские достигают высоты 3000-4000 м (наибольший 4506 м — г. Белуха) и несут современные ледники (о Для собственно Алтая типичны также хребты и массивы высотой 1500-2500 м со слабо расчлененными гребнями, разделенные межгорными котловинами, носящими название степей — Чуйская степь, Курайская и др. В Алтае распространены горностепные, горнолесные и высокогорные ландшафты. В северо-восточной части — Алтайский заповедник.
6.Плоскогорья. (Слайд 16-19)
Плоскогорье – место с равниной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря. В целом Средне – Сибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства, но это тоже равнина, хотя не совсем обычная.
Просмотр видео «Байкал»
-Что нового узнали?( воспитательная работа)
IV. Итог урока. Рефлексия.
Над какой темой работали? Какую цель ставили? (Изучить поверхность России) Какое предположение проверяли? («Россия- страна великих равнин»)
Итак, какой рельеф преобладает на территории нашей страны?
Какое значение имеет рельеф для жизни людей и их жизнедеятельности?
V.Домашнее задание.
1.По учебнику с.32-37, обратить внимание на ту информацию, которая на уроке не прозвучала.
2.Рабочая тетрадь: выполнить задания по контурной карте.
3. Приготовить презентацию по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Земля имеет форму шара
Цели урока:способствовать обогащению представлений учащихся о шарообразной форме Земли, а также о способах доказательства шарообразности Земли.Задачи: Образовательные:познакомить учащихся ...
методическая разработка урока окружающего мира по теме "Чем Земля отличается от других планет"
Урок-исследование по УМК "Начальная школа XXI века" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, носит системно-деятельностный подход в обучении, направлен на формирование УУД (...
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему "День рождения Земли"
Целью данного мероприятия является воспитание любви, бережного отношения к природе, формировании экологического мышления....
Методическая разработка классного часа по пятой Заповеди Божией: «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле».
Цели урока: формирование жизненно-ценностных ориентиров, основ духовно-нравственной культуры.Задачи урока:Формирование понятия «семья», «дружная семья», определение роли матери и отца в воспитании дет...
Методическая разработка урока окружающего мира по теме - формы поверхности Земли.
Конспект урока содержит тесты, викторины, карточки для индивидуальной и групповой работы....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру: «Земля – наш дом родной!»
Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру: «Земля – наш дом родной!» ЦЕЛИ: 1. Формирование экологического сознания и развития экологической культуры...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "День Земли"
Разработка внеклассного мероприятия "День Земли"...