Успешность адаптации обучающихся к школьной жизни. Из опыта работы учителя начальных классов Романенко Л. В.
опыты и эксперименты (1 класс) на тему
Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка. Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения. Неблагоприятное течение адаптации свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением соматических заболеваний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uspeshnost_adaptatsii_obuchayushchikhsya_k_shkolnoy_zhizni.docx | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Успешность адаптации обучающихся к школьной жизни.
Из опыта работы учителя начальных классов
МБОУ Стодолищенская СОШ
Романенко Л. В.
Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка. Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения. Неблагоприятное течение адаптации свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением соматических заболеваний.
Актуальность выбранной темы по самообразованию определяется тем, что интенсификация учебной деятельности, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и социально-психологической практики, связанной со школьной адаптацией.
Система работы по адаптации первоклассников включает следующие направления педагогической деятельности:
- диагностическую;
- аналитическую;
- развивающую;
- коррекционную;
- консультативную.
Реализация системы начинается уже в мае месяце (консультативная
деятельность), когда проходит самое первое родительское собрание на тему:
«Готов ли Ваш ребѐнок к школе?» Знакомлю родителей с советами
психолога и педагога, раздаю карточки-советы. Устраиваю для родителей выставку книг
под рубрикой «Подготовка ребѐнка к школе». Каждой книге даю короткую
аннотацию, указываю на положительные стороны данной литературы,
советую приобрести еѐ в сети магазинов. Я рекомендую родителям
следующие книги – пособия:
1. И.Е.Светлова «Логика».
2. Ю.Соколова «Тесты на готовность к школе ребѐнка 6 -7 лет».
3. Ю.Соколова «Тесты на интеллектуальное развитие ребѐнка 5-6 лет».
4. Л.Я.Береславский «Азбука логики».
5. Серия пособий «Это должен знать ваш ребѐнок»:
6. В подарок первокласснику «Здравствуй, школа!» - сборник
стихов и песен.
7. В подарок первокласснику «Праздник букваря» - сборник стихов.
Это первый этап системы.
Второй этап (развивающий) - знакомство с будущими первоклассниками
путѐм реализации программы «Школа будущего первоклассника». Занятия провожу в
игровой форме в первых числах июня. В основу отбора содержания занятий легли
следующие принципы:
- учѐт возрастных и индивидуальных особенностей;
- практическая направленность;
- занимательность;
- наглядность и пр
Проводимая работа позволила мне составить таблицу результатов
психолого-педагогических исследований готовности к школе учащихся
класса уже в июне месяце и наметить дальнейшую работу по
адаптационному периоду. Так реализуется третий этап системы –
диагностический.
В первых числах сентября провожу родительское собрание «В первый класс
– с удовольствием». Это четвѐртый этап (консультативный)
намеченной работы. Своѐ выступление я начинаю словами: « Дорога наша жизнь, но
дороже детей нет ничего. Так давайте остановимся на некоторых важных
аспектах воспитания. Ваш малыш теперь школьник. Как помочь ему
преодолеть страх и быстрее привыкнуть к новой обстановке?»
Анкетирование родителей (пятый этап) провожу следом за собранием в
сентябре месяце.
Той информации, которую уже получила относительно детей, недостаточно,
поэтому я попросила родителей письменно ответить на некоторые вопросы.
Причѐм сделать это они должны дома, хорошо обдумав свои ответы.
Это поможет мне лучше узнать ребѐнка, постараться предугадать, где ученик
может «споткнуться». Я не просто раздаю анкеты, а объясняю важность
своей просьбы.Чтобы убедить родителей в необходимости этого, я к заранее
отпечатанному вопроснику обязательно прилагаю короткое обращение. В нѐм я
убеждаю родителей, что все вопросы задаю не из любопытства, а исключительно в
интересах ребѐнка, и обязательно уверяю их, что вся информация, которую
они мне сообщат, будет строго конфиденциальна.
Родители в ответ на такое доверительное обращение сделали шаг навстречу и
помогли глубже узнать детей: их привычки, интересы, друзей, заболевания,
проблемы, которые могут возникнуть в овладении чтением и письмом. Для
себя я сделала следующие выводы:
Все родители добросовестно выполнили задание и составили
подробные характеристики своих детей.
Они знают характер, интересы, друзей своего ребѐнка.
Особо выделили вопрос о здоровье детей и указали, на что следует
обратить внимание учителя как классного руководителя.
Во всех семьях стараются давать детям посильные для их возраста
задания (убрать свои игрушки, полить цветы и т. д.). У детей есть
обязанности.
Большинство семей содержат домашних животных.
Почти все родители указали на тот факт, что их дети много времени
проводят у экранов телевизора или компьютера. Тревожный факт –
тема для родительского собрания.
Если родители хорошо знают своих детей, заинтересованы в их
дальнейшем воспитании, развитии умственных и творческих
способностей – значит, взрослые и дети находят общий язык, в семьях
царит доброжелательная атмосфера, большинство родителей не
испытывают трудностей в воспитании своих детей.
Пятый этап плавно переходит в шестой – развивающий, он является наиболее
важным.
Согласно п. 2.9.5. Санитарных правил 2.4.2 782-99 «Гигиенические
требования к условиям обучения школьников в различных видах
современных общеобразовательных учреждений», введѐнных приказом
Минздрава России, в первом классе в сентябре и октябре проводится по 3
урока по 35 минут каждый. В письме «Об организации обучения в первом
классе четырѐхлетней начальной школы» сказано - « … Остальное время
заполнять целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями,
развивающими играми». Чтобы выполнить задачу снятия статического
напряжения школьников предлагается на четвѐртых уроках использовать не
классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса.
В течение восьми недель (сентябрь и октябрь) я проводила последними
часами уроки физкультуры, а также уроки по другим предметам в форме игр,
экскурсий и т.д. Вот некоторые темы, используемые мной:
Экскурсия по школьному двору и на спортивную площадку. Игра «Как
найти свой класс?», « Кто первый?», «Кто дальше, кто выше, кто
больше?»- прогулка.
Дорога из дома в школу и из школы домой. Правила дорожного движения –
прогулка.
Прогулка на пришкольный участок. «Золотые краски осени».
Игра «В художника и зрителя » - урок изобразительного искусства и
художественного труда.
«Разновидности деревьев», экскурсия- урок ознакомления с
окружающим миром.
Седьмой этап работы – тестирование детей – диагностика по оценке
уровня адаптации учащихся. Отслеживается продвижение ребѐнка по
отношению к самому себе. Выявляются неадаптированные учащиеся.
В конце первого учебного месяца я беседую с каждым учеником и
выясняю его желание учиться или насколько ему комфортно в школе.
Тест называется - «В школу как на праздник или на пытку?»
Прошу ответить на вопросы «да» или «нет».
За ответ «да» начисляю по 2 балла (кроме вопроса №7, здесь баллы
начисляю за ответ «нет»). За «нет» - 0.
1. Любишь ли ты ходить в школу?
2. Хвалит ли тебя учитель?
3. У тебя есть в классе друг (подруга)?
4. Тебе нравится твой портфель?
5. Ты любишь отвечать у доски?
6. На переменах тебе весело?
7. Бывает ли, что тебе хочется домой?
8. Тебе нравятся твои одноклассники?
9. Пошѐл бы ты в школу простуженным, если бы мама разрешила?
10.Тебе звонят твои одноклассники?
Подсчитываю набранные баллы. Если их больше 12 – ребѐнок хорошо
адаптирован и нормально вживлѐн в коллектив. Если меньше 12 – возможно,
у него существуют проблемы общения. Моя задача попытаться узнать
подробнее, часто плохие отношения с одноклассниками могут стать
причиной неуспеваемости. Воспользовавшись тестом, можно поговорить с
ребѐнком о его школьных и личных проблемах. Все учащиеся моего класса набрали
более12 баллов.
Восьмым этапом системы является -изучение самочувствия и
эмоционального состояния первоклассников к концу первой четверти, опрос родителей.
На основании проводимых приѐмов можно сделать вывод: проходит ли
процесс адаптации успешно или нет. Я считаю, что в 1 а классе
адаптационный период проходит успешно.
Мои дети живут в школе « здесь и теперь», поэтому мне надо сделать так,
чтобы каждый день приносил им радость. Чтобы они приобретали знания и
умения. На уроке, мне нужно создать обстановку доверия, уверенности в
успехе, организовать деятельность детей, а не их поведение. 18 ноября 2013 года я дала
открытый урок на район по обучению грамоте (литературное чтение), где попыталась
показать наглядно свою систему работы по адаптации учащихся.
Система работы в период адаптации позволяет мне использовать на уроках
различные упражнения (это девятый этап - развивающий), которые ведут к :
Развитию концентрации внимания:
1. Дети на слух заучивают за учителем стихи, выполняя движения -
жесты руками (уроки чтения, окружающего мира).
2. Дети получают газетную или журнальную вырезку с напечатанным
текстом и по заданию учителя зачѐркивают букву (например – д).
Затем делают более сложные упражнения:
букву а - подчеркни, букву н - зачеркни;
гласные подчеркни одной чертой, согласные – двумя;
звонкие согласные подчеркни - синим цветом, глухие – зелѐным
(уроки чтения и письма).
4. Дети списывают (без ошибок): Еналстаде, енадслат, етальтаррс
(уроки письма).
5. Дети выбирают и подчѐркивают слог се: ст ее со се ее со се се ос
ее ис ( уроки письма). Усложнение - по команде учителя «Треугольник!» - дети должны
удерживать в поле зрения только треугольник (тренируется
переключение внимания), (уроки математики и конструирования).
Развитию умения работать по образцу.
Предлагаю зрительные графические диктанты (уроки математики и
конструирования).
Развить фонематический слух и артикуляцию помогают
специальные упражнения и задания, используемые на уроках
чтения и письма.
Упражнение «Спортсмен».
Спортсмен бежит по стадиону. Рот закрыт. В течение 30 секунд
язычок бежит по внутренней стороне губ по часовой стрелке, 30
секунд – против часовой стрелки.
Упражнение «Уколы».
Рот закрыт, язык колет внутренние стороны щѐк.
Упражнение «Гусѐнок».
Рот приоткрыт, язык двигается в быстром темпе вправо и влево.
Какой ребѐнок не любит представления, шоу, праздники? Конечно же, все
дети их обожают! Они ждут всегда чего-то: необычного, сказочного,
волшебного и обязательно призов, и подарков.
Поэтому следующим этапом, десятым - я выбираю подготовку и проведение
утренника «Посвящение в первоклассники». Его проведение приходится на
конец сентября или начало октября. Раздаю детям стихи, разучиваю с ними
песни, рассказываю о конкурсах. Стараюсь включить в работу всех
первоклассников без исключения. В помощь себе подключаю родителей. А сама
обязательно готовлю для детей скромные сувениры. Обычно это сертификаты. Надеюсь,
что праздник сплотит детский коллектив, поселит в душах детей радость, а заодно и
сплотит родительский коллектив.
Продолжаю - утренником «Прощание с Азбукой». Он проходит по
завершению периода обучения грамоте.
Индивидуальные беседы с родителями, немаловажный этап системы работы
– это консультативная педагогическая деятельность, которая ведѐтся на
протяжении всего учебного года, поэтому конкретные сроки не указываю.
Родители первоклассников должны стать моими единомышленниками,
поэтому помимо родительских собраний я провожу в конце каждой четверти
и по необходимости индивидуальные беседы. Я убедилась в том, что
родители в беседе со мной (один на один) более раскованы, более
разговорчивы – ведь мы говорим только об их ребѐнке, о его удачах и
неудачах, помогаем друг другу в преодолении трудностей.
Итогом всей системы работы по успешной адаптации детей в
школе, я считаю выступление на методическом объединении учителей начальных
классов школы, как обмен опытом и объявление результатов диагностики детей.
Реализация этой системы и анализ фактов позволяют с твѐрдой
уверенностью говорить о том, что уровень тревожности первоклассников –
невысок, адаптационный период у них протекал более ровно и занял
короткий промежуток времени, они успешно и безболезненно освоились в
школе.
Всѐ, о чѐм я рассказала, лишь схема организации жизни детей в классе.
Творчество детей, родителей и учителя раскрашивают эту работу в
разнообразные тона. И тогда повседневные дела становятся осмысленными,
интересными, нужными для всех.
Список литературы.
Баданина Л. П. Адаптация к отметке в начальной школе: размышления психолога // Начальная шк. – 2007. - N 7. - С. 18-21.
2. Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная шк. плюс до и после. - 2007. - N 12. - С. 59-62.
3. Бадьина Н. П. Динамика показателей школьной адаптации часто болеющих учащихся начальных классов // Вопр. психологии. – 2007. - N 1. - С. 53-61.
4. Бадьина Н. П. Динамика показателей школьной адаптации часто болеющих учащихся начальных классов: дайджест // Психология обучения. – 2007. - N 6. - С. 122-124.
5. Блинова Н. Г. Развитие и роль асимметрии мозга в адаптации и дезадаптации школьников профильных классов и перспективы ее коррекции // Валеология. – 2005. - N 4. - С. 20-24.
6. Буш Э. С. Неприятие и виктимизация со стороны сверстников: процессы, опосредствующие связь между отторжением группой сверстников и учебной деятельностью: дайджест // Психология обучения. – 2006. - N 8. - С. 14-16.
7. Гольцова Л. Н. Особенности познавательного развития "домашних" детей и детей, посещающих детский сад: дайджест // Там же. – 2006. - N 12. - С. 68-70.
8. Гончарова Г. А. Формирование социально-психологической адаптации школьников и учащихся профессиональных училищ // Гигиена и санитария. - 2009. - N 2. - С. 30-33.
9. Горбунов Н. П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности // Педагогика. – 2003. - N 8. - С. 9-13.
10. Григорьева М. В. К разработке концептуальной модели взаимодействия личности и среды // Мир психологии. - 2008. - N 1. - С. 93-101.
11. Григорьева М. В. Метасистемный анализ школьной адаптации // Изв. Саратовского ун-та. - 2008. - С. 76-81.
12. Григорьева М. В. Психологическая репрезентация среды школьной адаптации у старшеклассников // Там же. - 2009. - С. 66-71.
13. Григорьева М. В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации // Начальная шк. - 2009. - N 1. - С. 8-9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.
Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...
Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.
Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...
"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...
Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме " Использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности".
Нужны ли в начальной школе информационно-коммуникативные технологии? Я уверена – да! Потому что время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нормой в образовательном ...
Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.
В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...
Введение первоклассников в школьную жизнь. Из опыта работы учителя начальных классов Голиковой Елены Владимировны
Знакомство с основными школьными правилами. Приобретение навыков индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих ко...