Приемы и методы формирования учебной и познавательной мотивации у обучающихся на уроке (из опыта работы учителя начальных классов)
статья
В данной статье рассмотрены некоторые приёмы и методя для формирования мотивации у детей начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Гусева Галина Александровна
учитель начальных классов
ГБОУ лицея № 150
Калининского района Санкт-Петербурга
Инновационные приемы и методы формирования учебной и познавательной мотивации у обучающихся на уроке (из опыта работы учителя начальных классов)
Важнейшей проблемой школы является качество знаний учащихся. Хорошего качества знаний невозможно добиться без положительной мотивации к учению. Дети приходят в школу с разным уровнем подготовки, но именно мотивация является источником деятельности и побуждает ребёнка к действию. Цель начальной школы - чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо». Формирование мотивов учения на практике - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Важную роль здесь играет психологическая атмосфера на уроке, взаимопонимание учителя и ученика, формирование доброжелательных отношений между всеми участниками образовательного процесса. Но не менее важны и специальные приёмы и методы формирования мотивации.
На уроках для формирования положительной мотивации я использую:
-личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию
-различные дидактические игры и упражнения. Дидактические игры я использую очень много в 1-2 классах.
-неформальную обстановку в классе ( можно передвинуть парты «ёлочкой» или буквой «П», поработать в группах, провести урок в костюмах героев (подходит для уроков литературного чтения)
-нестандартные уроки. К ним относятся урок-путешествие, урок-игра, урок-викторина, урок- сказка.
Я провожу также предметные недели, во время которых дети в классе выполняют много творческих заданий. Часть заданий дети выполняют по желанию дома вместе с родителями. . По итогам выполнения творческих работ мы оформляем выставки и проводим конкурсы, в которых каждый ребёнок имеет возможность участвовать. Обязательно все получают грамоты и дипломы
Мои дети участвуют в олимпиадах и конкурсах по всем предметам школьной программы.
Я использую такие педагогические технологии как ТРКМ, проблемное обучение, , здоровьесберегающие технологии. Например, ТРКМ удобно использовать на уроках литературного чтения или окружающего мира. Со второго класса уже можно использовать приёмы «верные-неверные утверждения», «чтение с остановками», «толстые и тонкие вопросы» Например, на уроке литературного чтения по теме «Опасное путешествие Бильбо» я использовала приём «Верите ли вы…»Детям были заданы вопросы:
1.Верите ли вы, что хоббиты – низкорослый народец и даже ниже, чем гномы?
2.Верите ли вы, что хоббиты живут в тёплых сухих норах под землёй?
3. Верите ли вы, что хоббиты не носят никакой обуви?
4.Верите ли вы, что вся одежда у хоббитов тёмно- коричневого цвета?
5. Верите ли вы, что хоббиты любят посмеяться, особенно после обеда?
6. Верите ли вы, что у хоббитов нет ничего волшебного?
Дети отвечали на вопросы до и после чтения. Данные вопросы стимулировали заинтересованность и заставили детей внимательно читать текст. Сам текст прочитывался с использованием приёма «чтение с остановками». Обсуждение вопросов вызвало живой интерес второклассников.
В связи с тем, что сейчас мы находимся в сложной ситуации из-за эпидемии коронавируса, я использую технологии дистанционного обучения. Я использую Яндекс-учебник. Это очень удобный ресурс для учителя начальных классов, на котором представлено большое количество заданий разного уровня сложности. Я формирую задания для детей, ориентируясь на уровень своего класса. Можно сформировать задания разного уровня сложности для отдельных групп детей и даже для каждого конкретного ребёнка. Современные дети с удовольствием выполняют задания на компьютере. Многим детям нравится, что можно сделать несколько попыток, если сразу не получилось. А я вижу, какие есть достижения и проблемы у каждого ученика. Особенно хорошо то, что выполнять задания могут и те дети, которые по разным причинам отсутствуют на уроке, и я могу в целом контролировать уровень знаний всех детей без исключения.
Удобным является и использование программы WhatsApp. Я создала группу нашего класса, и дети имеют возможность присылать мне голосовые сообщения, свои видео. Это очень удобно при выполнении устных заданий. Например, нужно рассказать стихотворение наизусть, прочитать текст выразительно или дать ответы на вопросы - дети присылают мне видеозапись своего чтения, свои ответы. Дети чувствуют себя свободней и читают обычно лучше, чем в школе. Получая более высокую оценку, ребёнок становится более уверенным и на уроке.
Я использую также метод проектов. Дети выбирают тему самостоятельно, исходя из своих интересов. На внеурочных занятиях мы обсуждаем выбранные темы, все вместе формулируем цели и задачи проекта, продумываем продукт проекта. Дети учатся делать и презентации на компьютере по теме своего проекта. Создание презентации ребёнком усиливает его интерес к теме и закрепляет полученные знания. По итогам своей работы дети участвуют в конкурсах проектов. На уровне класса конкурс проводится всегда. Все дети получают грамоты и призы.
Способствует формированию положительной мотивации и внеурочная деятельность. Работа в малых группах, занятия по интересам, свобода выбора – всё это способствует формированию положительной мотивации к обучению. Часто на внеурочных занятиях проявляют себя те дети, которые не имеют большого успеха на уроке. В нашем классе есть клуб «Эрудит», во время работы которого мы ищем ответы на разные вопросы, проводим викторины, олимпиады, разгадываем или сами составляем кроссворды по пройденным темам, играем в загадки, выпускаем праздничные стенгазеты. На внеурочных занятиях мы также изготавливаем наглядные пособия к урокам математики и русского языка, по окружающему миру рисуем карты старинных поселений, делаем модели и рисунки различных природных явлений, описанных в учебнике. Использование самодельных наглядных пособий на уроке вызывает заинтересованность темой, способствует формированию исследовательских навыков. Обязательно делаем выставки самодельных наглядных пособий.
В заключении хочется сказать, что если ребёнок приходит в школу с несформированным желанием учиться, то это не его вина. Родители не всегда понимают и задумываются о формировании мотивации. А мотивация приходит только тогда, когда появляется успех. Поэтому задача школы - сделать успешным каждого!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/08/picture-123755-1510166933.jpg)
Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.
Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/17/picture-816895-1474088944.jpg)
Статья. «Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)»
Личностные качества закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в эт...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-268540-1443957677.jpg)
Достижение метапредметных результатов образования: методы и приемы работы (из опыта работы учителя начальных классов)
Учитель на уроке с использованием элементов метапредметного подхода является конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/18/picture-1322926-1616095005.jpg)
Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)
Задачи, стоящие перед любым педагогом, адекватно осознающим реалии времени, научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в саморазвитии....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/18/picture-1322926-1616095005.jpg)
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке ( из опыта работы учителя начальных классов)
Одну из важных ролей в учебном процессе по развитию грамотности учащихся играет формирование учебной самостоятельности учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/25/picture-519092-1671969155.jpg)
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя начальных классов)
Современная начальная школа – важнейшее звено системы непрерывного образования развивающейся личности. Немаловажную роль в учебном процессе играет формирование учебной самост...
Использование современных педагогических технологий на уроке (из опыта работы учителя начальных классов)
Современные образовательные технологии (СОТ) способствуют повышению, качества образования, ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую м...