Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя начальных классов)
статья
Современная начальная школа – важнейшее звено системы непрерывного образования развивающейся личности. Немаловажную роль в учебном процессе играет формирование учебной самостоятельности учащихся. Совершенствование содержания, методики обучения в начальной школе предполагает поиск путей и средств, позволяющих формировать у школьников способность самостоятельно овладевать знаниями, воспитывать у них потребность в постоянном самообразовании. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию. Одним из средств развития самостоятельности на уроках является самостоятельная работа учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rykantseva_o.v.docx | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Рыканцева О.В. учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 185 Центрального района
Санкт-Петербурга
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке
(из опыта работы учителя начальных классов)
Современная начальная школа – важнейшее звено системы непрерывного образования развивающейся личности. Немаловажную роль в учебном процессе играет формирование учебной самостоятельности учащихся. Совершенствование содержания, методики обучения в начальной школе предполагает поиск путей и средств, позволяющих формировать у школьников способность самостоятельно овладевать знаниями, воспитывать у них потребность в постоянном самообразовании. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию. Одним из средств развития самостоятельности на уроках является самостоятельная работа учащихся.
Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем, активную деятельность учащихся, направленную на выполнение определенной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление, самостоятельная работа, с одной стороны, является учебное задание, которое должен выполнить ученик, с другой - форма проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого отражения, углубление и расширение сферы действия ранее полученных знаний.
Исследования ученых-педагогов и психологов позволяют установить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся:
1. копируя действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их распознавание путем сравнения с известным образцом. На этом уровне осуществляется подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.
2. Репродуктивная деятельность, связанная с воспроизведением информации о различных свойствах учебного объекта. На этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности.
3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца и требует способности к индуктивным и дедуктивным выводам.
4. Самостоятельная деятельность, проявляющаяся в переносе знаний при решении задач в существенно новых ситуациях, составлении новых программ принятия решений, выработке гипотетического аналогового мышления. Задача учителя - довести как можно больше детей до четвертого уровня самостоятельности.
При организации самостоятельной работы на уроках в начальных классах, следует соблюдать определенные требования:
- система самостоятельной работы должна способствовать решению основных дидактических задач;
- система самостоятельной работы должна удовлетворять основным принципам дидактики. Организация самостоятельной работы должна быть вплотную связана с теорией, практикой, а также с основными принципами обучения;
- самостоятельная работа должна быть разнообразной по учебной цели и содержанию. Правильно организованная самостоятельная работа должна обеспечить у младших школьников формирование различных умений и навыков;
- основой самостоятельной работы является необходимость последовательности выполнения домашних и классных самостоятельных работ. Использование домашних и классных самостоятельных работа, в прутике организации самостоятельной работы, должны логически вытекать из предыдущих заданий и готовить почву для выполнения последующих.
Готовясь к урокам, я стараюсь тщательно продумывать организацию самостоятельной работы на всех этапах изучения материала. В основном, учителя начальных классов используют самостоятельную работу в процессе закрепления и контроля учебного материала, но иногда забывают о возможности организации самостоятельной деятельности учащихся с различными дидактическими целями. Учитель должен предусмотреть уровень сложности и объем работы, трудности и возможные ошибки, которые могут возникнуть у детей в ходе выполнения самостоятельной работы. Завышение объема работы вызывает у школьников состояние тревожности, поспешность в действиях, неудовлетворенность качеством выполнения заданий. Постепенное нарастание трудности самостоятельной работы совершается в основном по трем направлениям: - путем увеличения объема заданий и длительности самостоятельной работы учащихся; - путем усложнения содержания задания; - путем изменения способов инструктирования и постепенного уменьшения объема помощи со стороны учителя.
Самостоятельные работы я провожу в индивидуальной и групповой формах. Для индивидуальной самостоятельной работы готовлю специальные дидактические пособия. Они содержат задания разной трудности. Например: карточки с заданием, тесты. Также использую тетради – тренажеры. Групповая форма организации самостоятельной работы привлекает, прежде всего, благоприятными условиями для сотрудничества самих учащихся, для коллективного взаимодействия. Работа в группах – это возможность общения, дефицит которого постоянно наблюдается и в школе, и в семье. Наиболее простая и доступная на уроке форма сотрудничества учащихся – работа в парах постоянного состава. В процессе групповой работы каждый ученик имеет возможность проявить самостоятельность, выполняя конкретные действия, и в тоже время испытывают влияние более высокого уровня самостоятельности своего одноклассника.
Большое место при самостоятельной деятельности учащихся занимает работа с учебником. Учебник выполняет функцию руководства познавательной деятельностью учащихся. В него включены основные тексты по программным темам курса, а также тексты дополнительного содержания для расширения кругозора, развития познавательных интересов школьников. Учебник рассчитан на разную динамику продвижения в овладении знаниями разных групп детей. Я использую текстовой материал для организации разнообразной работы по освоению содержания: выборочный анализ текстовой информации, формулирование выводов, обобщений, на оценочную деятельность, выражение рефлексирующей позиции к изучаемым фактам, явлениям, культурным и нравственным ценностям. Также материал учебника предоставляет возможность осуществлять его дифференцированное использование: для закрепления материала, для самостоятельной работы дома по заданиям, как дополнительный материал для чтения, развития любознательности учащихся.
При организации самостоятельной работы учащихся часто использую на уроках информационные технологии. Это позволяет разнообразить деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал ребенка. Ученикам предлагается с разной степенью самостоятельности разработать проекты, подготовить доклады, презентации по заданным темам. При организации и проведении проектов активно применяются информационные технологии для подготовки методических и организационных материалов, оформления результатов работы (к примеру, Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Publicher). Участникам рекомендуется осуществлять поиск необходимой информации не только среди печатных, но и электронных изданий (Интернет, электронные энциклопедии) самостоятельно и с помощью родителей. Очевидно, что используя информационные технологии, учащиеся могут получить доступ к богатым информационным ресурсам и имеют возможность обсуждать проблемы с любым заинтересованным человеком. Такая работа способствует формированию стимула для поиска дополнительной информации, для ознакомления с различными точками зрения и оценки собственного результата.
К наиболее эффективным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Кроме того, при наличии принтера они легко превращаются в твёрдую копию. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.
При правильной и систематически организованной самостоятельной работе учащихся повышается качество и прочность усваиваемых знаний и умений. Такая работа способствует формированию умения самостоятельно приобретать новые знания, учит детей пользоваться приобретёнными знаниями, способствует развитию познавательных способностей, прививает культуру умственного труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.
Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...
Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"
Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....
Работа над ошибками (из опыта работы учителей начальных классов)
Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе....
Работа над ошибками (из опыта работы учителей начальных классов)
Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе...
Приемы и методы формирования учебной и познавательной мотивации у обучающихся на уроке (из опыта работы учителя начальных классов)
В данной статье рассмотрены некоторые приёмы и методя для формирования мотивации у детей начальной школы....
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке ( из опыта работы учителя начальных классов)
Одну из важных ролей в учебном процессе по развитию грамотности учащихся играет формирование учебной самостоятельности учащихся....
Использование современных педагогических технологий на уроке (из опыта работы учителя начальных классов)
Современные образовательные технологии (СОТ) способствуют повышению, качества образования, ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую м...