Программа «Работа с одаренными детьми»
рабочая программа

Липина Ирина Александровна

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Формы проявления способностей могут быть разные: явная, скрытая одаренность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odarennye_deti.docx36.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №8

города Вязьмы Смоленской области

Программа «Работа с одаренными детьми»

Учитель начальных классов

Липина Ирина Александровна

Цель: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей.

Задачи:

  • выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;
  • разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
  • определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
  • организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;
  • проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);
  • совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям);

Пояснительная записка

                Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одаренность бывает:  

-художественной (музыкально-художественной),  

-психомоторной (спортивная),  

-академической (способность учиться),  

-интеллектуальной (умение анализировать, мыслить),  

-творческой (не шаблонное мышление).

Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.

        Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Формы проявления способностей могут быть разные: явная, скрытая одаренность.

Основные направления по созданию оптимальных условий для развития

одаренных детей (организация учебного процесса):

  • нестандартные уроки, деятельностный тип обучения, обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю, развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса, ранее изученного на новую ситуацию;
  • работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;
  • выставка творческих работ одаренных детей; развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету; участие детей в олимпиадах, конкурсах;
  • обеспечение базового дополнительного образования: организация элективных курсов, работа кружков по предметам;
  • общеразвивающие традиционные мероприятия школы;

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
  2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
  3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
  4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Стратегические направления программы

  1. Подготовительная работа – нацелена на создание программы работы с одаренными детьми.
  2. Психолого-педагогическое – обеспечивает создание подсистемы диагностики одаренности учащихся и организацию эффективного функционирования этой системы.

Формы работы с одаренными детьми

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уро-

ков;

  • Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
  • Участие в олимпиадах школьников (очных и заочных);
  • Тренинги, тестирование;
  • Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
  • Посещение предметных и творческих кружков по способностям;
  • Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
  • Создание детских портфолио.

Ожидаемые результаты

  1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
  2. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
  3. Целенаправленной работа с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественноэстетической и исследовательской деятельности.
  4. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

План реализации программы.

№ п/п

Основные направления

Подготовительная работа

1

Формирование банка данных «Одаренные дети»:

  • Организация раннего выявления и поддержки детей с задатками творческой одаренности;
  • Проведение мониторинга условий и результатов учебной деятельности и участия в олимпиадном движении;
  • Проведение мониторинга условий и результатов внеурочной деятельности, достижений учащихся

2

Развитие взаимодействия с семьей одаренного ребенка

3

Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка

Научно-методическое и образовательное направление

4

Внедрение программ развития и поддержки одаренности

5

Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития

6

Участие в конференциях, семинарах, конкурсах, концертах.

7

Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей

8

Сбор и оформление и распространение материалов:

- опыт работы с одаренными детьми

- детские достижения (рисунки, стихи, фотографии, творческие работы, проекты )

9

Анализ работы с одаренными детьми

10

  • организация участия в предметных олимпиадах различного уровня;
  • участие в смотрах творческих достижений;
  • организация проектной деятельности (разработка защита, реализация школьных проектов, участие в конкурсах проектов);
  • организация участия в конкурсах, научно-практических конференциях.

11

Взаимосвязь учебной деятельности с кружковой работой.

12

Пополнение «Портфолио достижений» учащихся

Участие в ежегодных мероприятиях в рамках программы

№п/п

Название темы.

1.

Участие в ежегодном районном конкурсе «Дети. Техника. Творчество»

2.

Участие в ежегодном  районном конкурсе творческих и исследовательских работ «Первые шаги»

3.

Участие в ежегодных школьных конкурсах-выставках: «Золотая осень»,  

4.

Участие в ежегодном районном фестивале детского творчества.

5.

Участие в школьных концертах: «День Учителя», «День матери», «8 марта», «Новогодние чудеса»

6.

Еженедельные классные часы (план воспитательной работы)

7.

Участие в ежегодном районном конкурсе «Пусть всегда будет мама!»

8.

Участие в ежегодном международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру»

9.

Участие в ежегодной Всероссийской олимпиаде школьников «Олимпус»

10.

Работа над дикцией и артикуляцией. Подготовка к ежегодному конкурсам художественного чтения «Удивительная страна-детство», «И мы сохраним тебя русская речь…»,

11.

Участие в ежегодной Всероссийской олимпиаде школьников «Умники России»

12.

Участие в различных этапах КВН на противопожарную тематику.

13.

Участие в ежегодной районной методической выставке-семинаре «Ученик-учитель»

14.

Подготовка к ежегодному концерту, посвященному «Дню пожилых людей» в Доме инвалидов.

15.

Участие в межрегиональном фестивале «Алтарь Отечества»

16.

Подготовка и участие в 4 классе в районной предметной олимпиаде для младших школьников

17.

Участие в ежегодных фестивалях «Постных блюд» и «Рождественские Колядки»

18.

Участие в спортивных соревнованиях, сдача норм ГТО.

19.

Подготовка к концерту, посвященному «Дню Победы» в Доме инвалидов.

20.

Участие в предметных олимпиадах на платформе «Учи.ру» (ежегодно)

21.

Участие в международном игровом конкурсе «Человек и природа».

22.

Участие в международном игровом конкурсе «Русский медвежонок»

Приложение 1

Портрет одарённого ребёнка

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.

2. Предлагает много идей. Решений задач, ответов на вопросы.

3. Склонен к рисковым действиям.

4. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

5. Обладает богатой фантазией, воображением.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые не могут казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте. Внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.

9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10. Стремиться самовыражению, творческому использованию предметов

Приложение 2  

Родительское исследование (заполняют родители)

  1. У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)
  2. Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца.

(Да / нет)

  1. Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)
  2. Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)
  3. Он очень любит рисовать (Да / нет)
  4. Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)
  5. Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)
  6. Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)
  7. Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время?

__________________________________________________________________

  1. С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину.

__________________________________________________________________

Приложение 3

Анкетно-биографические сведения об одаренных детях

(заполняется по образцу в течение учебного года)

п/п

ФИО

Год рождения

Домашний

адрес

Класс

Виды         

одаренности

Участие в олимпиадах и конкурсах.

Результативность

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 4

Методика диагностики одаренности младших школьников

Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета

 Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 1-2-х классов)

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

  • математика и техника (1-й столбец листа ответов);
  • гуманитарная сфера (2-й столбец);
  • художественная деятельность (3-й столбец);
  • физкультура и спорт (4-й столбец);
  • коммуникативные интересы (5-й столбец);
  • природа и естествознание (6-й столбец);
  • труд по самообслуживанию (7-й столбец).

Анкета для учащихся

   Запишите свои имя и         фамилию

__________________________________________________

   Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.

Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»

  1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
  2. Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.
  3. Петь, музицировать.
  4. Заниматься физкультурой.
  5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
  6. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
  7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
  8. Собирать технический конструктор.
  9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
  10. Самостоятельно рисовать.
  11. Играть в спортивные, подвижные игры.
  12. Руководить играми детей.
  13. Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
  14. Ходить в магазин за продуктами.
  15. Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
  16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
  17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
  18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
  19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
  20. Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).
  21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
  22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
  23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
  24. Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
  25. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
  26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
  27. Ухаживать за домашними растениями.
  28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).
  29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
  30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
  31. Участвовать в постановке спектаклей.
  32. Заниматься спортом в секциях и кружках.
  33. Помогать другим людям.
  34. работать в саду, на огороде, выращивать растения.
  35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

 

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности //Проблемы способностей. М., 1962.
  2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.
  3. Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей. Автореферат. 1993.
  1. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», № 3, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ «НАШИ НАДЕЖДЫ» (начальная школа)

 Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая шк...

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку(3-4 класс)

Календарно-тематическое планирование занятий по русскому языку для одаренных детей....

Программа работы с одаренными детьми.

Программа работы с одаренными детьми,способствующая  реализации творческогои интеллектуального  потенциала....

Программа работы с одаренными детьми

Программа работы с одаренными детьми. Цель программы «Одаренные дети»: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в...

программа работы с одаренными детьми

план работы, цели, задачи...

Программа работы с одаренными детьми 2 класс

Программа работы с одаренными детьми 2 класс...

Программа "Работа с одаренными детьми"

Программу  "Работа с одаренными детьми" можно использовать  в 1-4 классах....