Кл.час "Мы и наши имена"
классный час
Предварительный просмотр:
Классный час: «Мы и наши имена».
Цели:
- познакомить учащихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;
- развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность.
- воспитание уважения к своему имени и имени других людей.
Подготовительная работа:
- Подготовка материала по именам учащихся обучающихся в классе.
- Анкетирование по вопросам: Нравится ли тебе твоё имя? Почему? Зачем нужно имя человеку?
Ход занятия:
1. Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку нужно имя, какие имена часто употребляемые, какие имена можно отнести к разряду редких, как происходит имя наречение.
- Меня зовут Валентина Владимировна. Это имя я получила в подарок. Этот подарок сделали для меня мои родители. Меня назвали в честь моей бабушки. Бабушки уже нет, а ее имя живет. Это имя я получила как наследство. Кто-то получает в наследство дома, сокровища, а я получила имя. Мне всегда хотелось знать, почему меня назвали в честь бабушки. Похожа ли я чем – нибудь на неё?
- Может, кто из вас знает, как родители выбирали вам имя? - В честь кого вас назвали? - Что вы знаете об именах, которые вы носите? - Как вы относитесь к своему имени? - Кому оно нравится? Кому не нравится?
2. История появления имён. Значение имени.
- Ребята, у каждого человека есть имя. На свете очень много имён.
- Какова же история имён? Почему человек не может жить без имени?
С рождения всю жизнь звучит для нас наше имя. Наши предки давали своим детям имена, больше напоминавшие прозвища. Они говорили об особенностях внешности, характера, порядка появления в семье.
Вот некоторые имена предков, попробуйте догадаться, почему их так назвали: Любим, Несмеяна, Кудряш, Добрыня, Метелица, Друган, Беляк, Чернява, Толстой, Головач, Лобак и другие (учащиеся называют варианты).
В древности наши предки наделяли имя магической силой. Существовали особые запреты на произнесение имени. А у некоторых племен самым страшным наказанием было лишение человека имени.
Имя человека - одна из важнейших составляющих его индивидуальности.
Иногда это были заслугами человека - храбрый и умелый воин звался Ратибором (борющим рать), опытный предводитель, приносящий своему племени победу над врагом – Станиславом (постоянно славный), неутомимый в пути становился Дорогой.
К древнеславянским относятся такие имена, как Вера (верная), Светлана (светлая), Любовь (любящая), Надежда (надёжная), Людмила (людям милая).
Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падение, имя вспоминают родные и близкие на могиле усопшего. Огромную роль играет значение и тайна имени. Имя может звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно, а может - настораживающе, сухо, устрашающе, неприятно.
Древние мудрецы полагали, что между именем человека, его характером и судьбой существует особая, скрытая связь.
Часто имя давали ребенку по святцам (сборникам имен святых) - какое имя приходилось на день рождения по календарю, то и давали (календарное имя). Родители, как правило, не имели права выбора.
– Очень многие из распространенных в нашей стране имен пришли из других языков, поэтому почти каждое имя имеет свое первоначальное значение. Давайте послушаем рассказы одноклассников, что они узнали о своем имени и заполним на доске «Краткий словарик толкования имен».
(Ребятам было дано поисковое задание: узнать всё о своём имени: происхождение имени, значение, особенности, роль имени в истории и т.д.)
3. Викторина «Имена».
- А сейчас ребята я предлагаю вам принять участие в викторине "Имена".
1) Назовите самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов.
Иван – русское,
Вано – грузинское,
Ван – китайское,
Ян – польское,
Аванес – армянское,
Ганс – немецкое,
Джованни – итальянское,
Жан – французское,
Жуан – испанское,
Жоа – португальское,
Джон – английское,
Юхан – финское.
2) Назовите имена былинных богатырей.
(Алеша, Добрыня, Никита, Илья).
3) Назовите цветы, в названии которых встречаются имена собственные.
(Иван-да-марья, Иван-чай, Лилия, Роза и др.).
4. Зачем человеку имя?
(учащиеся высказывают свое мнение).
Зачем человеку имя? Мы отвечаем уверенно: "Чтобы отличить одного человека от другого".
Кому-то из вас имена давали такие, как у бабушек, дедушек или других родственников.
Значит, имя не только различает людей, но и соединяет их – вводит в один ряд в случаях одноименности.
Вспомните поговорку "Не имя красит человека, а человек имя"? (Учащиеся высказывают свое мнение).
Сегодня мы убедились, что у каждого из вас благозвучные имена. Кому-то не нравилось свое имя, потому что оно единственное в школе или это имя вы считали некрасивым. Однако люди оценивают вас не по вашему имени, а по вашим делам и поступкам.
5. Угадай, какое имя спряталось в тексте?
В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.
1.Кто принёс куклу из магазина?
Ответ: Зина (магаЗИНА).
2.Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?
3.Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?
4.Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?
5.Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?
6.Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?
7.Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?
8.Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?
9.Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?
10.Кто, заметив жука, спрятался под диван?
(Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Яша, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван)
6. Подведение итогов.
Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.
С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.
Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех ему по душе – это его собственное имя.
Запомните, ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя от рождения до самой смерти с человеком. Оно становится как бы частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу и даже счастье.
Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые вас любят, помнят, которым вы дороги.
Звучит аудиозапись песни "Позови меня тихо по имени". Группа « Любэ».
Приложение.
Сергей - имя происходит от римского имени Сергиус, что означает высокий, высокочтимый. В детстве Сергей - слабый и болезненный мальчик, доставляющий своим родителям много хлопот. С возрастом он становится более крепким, начинает заниматься спортом. В его характере все сильнее проявляются мужественные черты. В работе Сергей проявляет добросовестность, обязательность, всегда выполняет свои обещания и ему не надо дважды напоминать о чем-то.
Владислав - общеславянское составное имя "владеющий славой". К русским пришло из Сербии в XIII веке. Частым не было. Заметное место заняло среди мужских имен благодаря тесным связям с народами : поляками, чехами.
Именины 7 октября
Татьяна — «повелительница» (греч.)
Нервная, неуравновешенная. С преувеличенным чувством собственного достоинства. Корыстна, может быть коварной и злой. Строгая исполнительница своих планов.
Порой Татьяна представляется мученицей судьбы, но чаще мучениками становятся ее близкие. В жизни с ней нелегко.
Кристина - в переводе с греческого означает «посвященная Христу».
Нетрудно заметить, что имя Кристина в русском языке звучит с некоторым иностранным оттенком. Те родители, которые дают своей дочери имя Кристина, уже предполагают в ней непохожесть непростых девочек, подчеркивая ее некую избранность и, что называется, стильность. Бывает, что Кристине попросту не хватает духу соответствовать своему имени, и она с детства превращается в робкого, закомплексованного человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие на тему: "Откуда пришли к нам наши имена"
В данной методической разработке представлены сценарий внеклассного мероприятия и презентация по теме "Откуда пришли к нам нащи имена"....
Мастер класс "Наши имена"
Занятие по внеурочной проектной деятельности "Наши имена"...
Презентация к мастер классу "Наши имена"
Презентация к мастер классу "Наши имена"составлена для учителей, занимающихся на ИСП нашей школы...
Классный час "Наши имена"
Классный час "Наши имена"был проведён во 2 классе в рамках "Недели начальных классов". Учащиеся познакомились с историей появления имён, с их значением и т.д....
Беседа по культуре поведения и культуре речи "Мы и наши имена"
Беседа даст детям начальные сведения об именах и их функции в обществе, познакомит учащихся с этикетом знакомства, поможет совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверст...
Проектная работа "Первые шаги в науку"-"Наши имена"
Приготовила ученица 4 класса -Жульева Анна- Кратовская СОШ №28 Московской обл....
Проектная работа "Первые шаги в науку"-"Наши имена"
Приготовила ученица 4 класса -Жульева Анна- Кратовская СОШ №28 Московской обл....