Классный час "Наши имена"
план-конспект урока (2 класс) на тему
Классный час "Наши имена"был проведён во 2 классе в рамках "Недели начальных классов". Учащиеся познакомились с историей появления имён, с их значением и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 176.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: углубить знания детей об именах; познакомить учащихся с историческими этапами появления имён, со значением их собственных имён, с чертами характера, связанными с именами; развивать внимание, память, логическое мышление, творческие способности; способствовать сплочению ребят.
Оборудование: презентация; распечатки таблицы; ребусы; детские сочинения.
Ход классного часа:
1.Вступительное слово
(2 слайд)
Сейчас я загадаю вам загадку, угадайте её и поймёте о чём сегодня мы с вами будем говорить.
Нас не было – оно было
Нас не будет – оно будет.
Никто ни у кого его не видел
А у каждого оно есть.
(Если учащиеся не могут отгадать загадку, то учитель задаёт наводящие вопросы:
- Что принадлежит тебе, но чаще всего им пользуются другие?
- Чем один человек отличается от другого на примере нашего класса?
- Внимательно посмотрите друг на друга и скажите: «Чем вы отличаетесь друг от друга?» )
(3 слайд)
Ну конечно же это-имя. У каждого человека есть имя. Оно дано ему при рождении, и он носит его всю жизнь. Мы живём в мире имён. Сегодня мы попробуем открыть некоторые тайны имен. Итак, начинаем!
2. Из истории имён.
Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.
Имя – это и судьба, и характер, и помощник на добрые слова, и защитник небесный. Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени.
(4слайд)
В далёком прошлом люди перебирали самые простые слова своего языка, вслушивались в их звучание, вдумывались в их смысл, и то, которое покажется наиболее благозвуч ным и важным, точным, наиболее подходящим, делали именем своего ребёнка. Каждое слово, в том числе и имя, расценивалось как заклинание, обладающее опасной, таинственной силой. Наши предки верили, что имя может быть могучим талисманом, определяющим в чём-то судьбу человека.
(5 слайд)
В древности человек мог иметь два имени: одно давалось при рождении, другое – по достижению совершеннолетия. Первое имя он получал ещё младенцем. Так, горластый мальчик, не дававший своим криком спать по ночам, мог быть назван Будилкой, а крикливая девочка – Плаксой. Второе (взрослое) имя человек получал за какие-то заслуги. Храбрый и умелый воин звался Ратибором (борющим рать), опытный предводитель, приносящий своему племени победу над врагом – Станиславом (постоянно славный), неутомимый в пути становился Дорогой.
(6 слайд)
Были в древности имена: Волк, Медведь, Орёл, Лиса. Люди стремились быть похожими на то или иное животное, хотели перенять у зверя или птицы силу, выносливость, быстроту. Одни имена были похожи на прозвища: Хромой, Лапоть, Воропай, другие отражали отношения к родившемуся ребёнку: Ждан, Неждан, или порядок их рождения: Первуша, Третьяк, Одинец. Считалось, что некоторые имена могли отвести от детей беды и болезни, например: Горе, Захворай.
(7 слайд) Задание. Внимательно послушайте и запомните древние славянские имена: Любим, Несмеяна, Кудряш, Волк, Добрыня, Ждан, Нечай, Метелица, Друган. Попробуйте объяснить значение имен.
Кто-то может не поверить, что были такие имена, что это клички, прозвища. Но это действительно имена наших предков.
(Cлайд 8. Картина Васнецова "Крещение Руси")
Был и другой период в истории русских имен, когда их выбирали по церковным календарям. В конце X века под руководством киевского князя Владимира произошло «Крещение Руси». Обряд “крещения” состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку и заставляли трижды споласкивать своё тело водой. Стоявшие в это время на берегу христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так Жданы и Храбры, Волки и Лебеди, Прекрасны и Несмеяны становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями. Имена были заимствованы из языков многих восточных и европейских народов. Регистрация новорождённых детей проводилась только церковью, а имена давались по святцам, в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых почитаемых Русской Православной Церковью. Человек, получивший имя святого, обретал не только его покровительство, но и благодатную близость к нему. Даже в наши дни многие родители дают имена детям в честь святого- чаще всего того, чья память отмечается в этот день. День памяти святого называли именинами или днём ангела.
(слайд 9)
Мария- 8,19 и 25 февраля, 5 и 17 июня, 25 июля, 4 и 22 августа
Екатерина – 7 декабря
Дарья- 1 апреля
Большинство самых обычных наших имён, к которым мы привыкли и считаем своими, русскими, на самом деле являются иностранными. В нашем классе есть греческие, латинские, еврейские и персидские имена.
3.Что же означают наши имена?
(10 слайд)
Сообщения учащихся по плану:
- Меня зовут…
- Моё имя означает…
- Меня так назвали…
- Кого ещё звали таким именем.
Задание. Когда дети маленькие их часто называют сокращенными именами, а вырастают – полными. Давайте поиграем: я вам говорю полное имя, а вы сокращенное и наоборот:
Василий, Митя, Николай, Оля, Петя, Зина, Виктор, Вова, Татьяна, Лена, Ирина, Ваня, Андрей, Евгений.
Давайте проверим у кого из вас могут быть полные имена, а у кого сокращённые.(Полные- Кристина, Диана; Сокращённые Дарья-Даша, Полина- Поля, Мария- Маша, Екатерина- Катя).
В нашем классе у всех девочек очень красивые имена. Но есть такие, у которых даже одинаковые отчества. А теперь попробуйте называть этих ребят, у которых одинаковые отчества?
- Немного статистики (Сообщение ученицы)
(11 слайд)
Кристина провела небольшое исследование. Она выяснила, какие имена носят девочки и мальчики нашей школы, сколько человек носит одно и то же имя, какие имена занимают по частоте употребления первое, второе, третье и т.д. места, есть ли среди имён редкие. Познакомимся с этой информацией.
- Давайте поиграем.
Задание. Мини-викторина :
- Как звали человека, совершившего первый космический полёт? (Юрий Гагарин)
- Назовите цветы, в названии которых встречаются имена собственные. (Иван-да-Марья, Иван-чай , Роза, Лилия и т.д.)
- Как звали трёх медведей из сказки Л.Толстого «Три медведя»? (Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка)
- Кто убежал с бала, потеряв туфельку (Золушка)
- Как звали трёх богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)
- Кому удалось поймать волшебную щуку? (Емеля)
- Герой русских народных сказок по прозвищу Дурачок? (Иванушка)
- Крыса, компаньонка Шапокляк. (Лариска).
- Друг Чебурашки. (Гена)
- Он вырос в волчьей стае. (Маугли)
11. Кот, мечтавший жить со всеми дружно. (Леопольд)
12. В чашечке тюльпана на зеленом листке сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего на 1 дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка).
13. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: « я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня … (Снегурочка).
14. Как зовут доброго доктора, который лечит зверей, птиц и насекомых в сказке К.И.Чуковского? (Айболит).
15. Как зовут малышей-коротышек из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». (Незнайка, Знайка, Тюбик, Пулька…) А почему?
А сейчас попробуйте определить самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов.
(12 слайд)
(Иван – русское, Вано – грузинское, Ван – китайское, Ян – польское, Аванес – армянское, Ганс – немецкое, Джованни – итальянское, Жан – французское, Жуан – испанское, Жоа – португальское, Джон – английское, Юхан – финское).
В дореволюционной российской деревне каждый четвертый был Иваном. В переписи XVII века обычны семьи с одноименными братьями. Например, "Ивашко большой", "средний Ивашко", "третий Ивашко".
У нас в классе нет одинаковых имён, но в нашей школе есть классы, в которых есть девочки и мальчики с одинаковыми именами. Например, однажды у меня был первый класс ( сейчас это ученики 10 класса), в котором были три Насти, две Оли, три Саши. Как вы думаете, как я обращалась к этим ребятам? Можно добавить к имени фамилию, и сразу станет ясно, кто есть кто. А есть другой способ: не называть всех Настями или Сашами, а придумать разные формы имени.
Давайте послушаем стихотворение «Восемь Тань»
В нашем классе восемь Тань.
Это прямо наказанье!
Ведь у нас, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках:
Эта-маленького роста,
Та – высокая в очках.
Таня–темныереснички,
Таня – русые косички,
Челка черная у той,
У другой, как у лисички,
Хвостик ярко-золотой;
Есть румяная Танюшка,
Как снегирь в лесу зимой,
И, как звездочки, веснушки
У последней, у восьмой.
По фамилии в журнале
Их сегодня вызывали,
И фамилии подруг
Услыхали все вокруг.
Имена бывают женские, мужские, а бывают такие, которые подходят и тем, и другим.
(13-14 слайды)
Задание. Рассмотрите таблицу, найдите закономерность в расположении имен, назовите её. А теперь попробуйте её продолжить и внесите в неё имена: Володя, Саша, Валя, Даша.
Лиза | Женя | Сережа |
Ирина | Паша | Антон |
Наташа | Андрей |
Ответ:
Женское имя | И женское, и мужское имя | Мужское имя- |
Даша | Саша | Володя |
Валя |
Современные имена такие разнообразные! Кроме полных имен, есть краткие, а есть уменьшительные, ласковые имена, которыми людей называют друзья и близкие.
Попробуйте сосчитать сколько имён у подружки у Оли?
Как бы друзья не запутаться тут
Ольга зовут эту девочку в школе,
Олечкой папа и мама зовут.
Олюшкой тётя её называет,
“Олька!” – кричит озорник во дворе.
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имён у подруги моей?
Задание. Придумайте к своему имени разные формы, например, Лена, Елена, Ленок, Ленуся, Ленчик и так далее. Кто сможет составить больше всего форм своего имени? Как бы вы хотели, чтобы обращались к вам? (обсуждение)
Ребята, а дома вас называют какими-нибудь ласковыми именами?
(15 слайд)
Задание. Кто это или что это?
Василек – имя мальчика – цветок
Сережка –
Лев –
Поля –
Роман –
На уроках русского языка вы проходили правило про наши имена. Давайте вспомним, какое?
Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
И Сережа, и Андрей.
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте.
(16 слайд)
Игра. Сейчас мы и проверим, внимательны вы или нет. Наше следующее задание «Где нужна большая буква?»
Собирала (М/м)аргаритка (М/м)аргаритки на горе,
Растеряла (М/м)аргаритка (М/м)аргаритки во дворе.
Возвращаясь под вечер с (П/п)оля,
Потерял а (С/с)ережку (П/п)оля.
Ту (С/с)ережку нашел (С/с)ережка,
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя (С/с)ережка!
На виду честного (Л/л)юда
Трусит с горки ехать (Л/л)юда,
А у (С/с)ани, а у (С/с)ани
С горки (С/с)ани мчатся сами.
(Я.Козловский)
(17-29 слайды)
Молодцы! А теперь вам предстоит очень сложное задание. Следующее задание называется - «Имена играют в прятки». В каждом предложении прячется имя. Постарайтесь найти эти имена.
Образец: Наш шеф имеет большое влияние. (Ефим.)
Карточка 1: 1. Пеле на футбольном матче забил великолепный гол. (Лена) 2. Мы наловили ведро лягушек. (Оля) 3. Снова рядом мы идём, песню весело поём. (Варя) 4.А фон я нарисовал в картине голубым. (Афоня) 5. Мой папа велосипедист. (Павел)
Карточка 2: 1.Я готовился дома к симфонии. (Максим) 2. Бабушкины вареники такие вкусные. (Никита) 3. Только после смены снимет сталевар тёмные очки. (Артём) 4. Слон и на арене цирка мечтает о еде. (Нина) 5. Труден и слишком опасен подъём на вершину горы. (Денис)
(30-54 слайды)
Последнее задание, которое вам надо выполнить- это разгадать ребусы.
(55 слайд)
- Подведение итогов.
Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.
Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.
Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.
С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.
Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Имена , фамилии , отчества "
Методическая разработка...
Классный час: «Имею право на права»
Цель классного часа: Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи классного часа: 1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в ...
Классный час "Имею право на права"
Классный час направлен на воспитание правовой культуры младших школьников...
Материал для классного часа "Имена героев Великой Отечественной войны на карте города"
Буклет по теме...
Классный час: «Имею право на права»
Классный час: «Имею право на права»Цель классного часа: Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи классного часа:1. Познакомить учащихся с...
Классный час «Имею право на права»
Цель:Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи:1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить примен...
Классный час "Имею право на права"
Цель: познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи:- научить применять права в жизни;- воспитание чувства причастности к правовому сообществу;- помочь детям осозна...