Клуб «Юные патриоты» как средство развития социально значимых личностных качеств
рабочая программа (2 класс)

Гречкина Алла Борисовна

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственного воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо изучать, знать свою малую родину. Многие нравственные качества человека закладываются в детстве. Любовь к родному краю, знание его истории, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Клуб «Юные патриоты»  как средство развития социально значимых личностных качеств младших школьников и формирование системы  универсальных учебных действий.

Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование у младших школьников таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации.

Занятия клуба  «Юные патриоты» во 2 классе проводятся по программе «Город моей мечты» и выполняют особенную роль, т. к. обладает мощным развивающим потенциалом. Специфика курса состоит в том, что он строится на предметно–практической деятельности, которая является в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса, духовного, нравственного и интеллектуального развития.

В силу психологических особенностей развития младших школьников, работа клуба строится таким образом, чтобы полученные на занятиях опыт и знания помогли  юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научили состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственного воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо изучать, знать свою малую родину. Многие нравственные качества человека закладываются в детстве. Любовь к родному краю, знание его истории, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы.

Данная программа представляет собой определенную систему форм, методов и приемов педагогических воздействий. В ней предусмотрены встречи с интересными людьми, экскурсии, дискуссии, викторины, участие в проектах, а также организация теоретических и практических занятий для детей и родителей.

Программа предполагает определенные виды деятельности:

- познавательная деятельность;

- социально–значимая волонтерская деятельность;

- участие в акциях;

- спортивно–оздоровительная деятельность;

- досугово–развлекательная деятельность;

- проведение КТД;

- праздники;

- фестивали и т. п.

Формы работы:

- коллективно–групповая игра;

- творческий курс.

Конкретно во втором классе начинается изучение истории школы, своего родного города, названий его улиц, предприятий, культурных и исторических памятников. Особенно интересны обучающимся  различные формы работы такие как тематические классные  и беседы по темам “Что связывает меня с моим городом?”, “Какой вклад я могу внести в развитие Тольятти”; экскурсии и путешествия “Культурное наследие предков в городских музеях”; обзорная экскурсия на викимобиле; коллективно-творческие дела с примерной тематикой “Письмо ветерану Великой Отечественной войны”, “Ознакомление с деятельностью этнокультурных центров”; исследовательский проект “Достопримечательности Тольятти”. Ребята с родителями принимают  участие в социальном проекте “Моя улица-без мусора”, активное участие (весь класс) в городской игре “Волгарята”.

Постепенно дети приходят к осознанию понятия “малая родина”, своей сопричастности к ее делам и заботам.

Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.

                           

                          Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 90 городского округа Тольятти

Памятник В.Н.Татищеву.JPG   

«Город моей мечты»

Возраст обучающихся-7-8 лет (2 класс)

Срок реализации-1 год

Количество часов-34/1

Гречкина А.Б.-учитель начальных классов

Город Тольятти

Пояснительная записка

Подпрограмма  «Город моей мечты» является частью авторской программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся  младших классов «Юные патриоты» и представляет собой  вариант организации внеурочной деятельности на основе изучения  краеведческого материала во 2 классе.

         Подпрограмма  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, прошла апробацию в школе.

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственного воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо изучать, знать свою малую родину. Многие нравственные качества человека закладываются в детстве. Любовь к родному краю, знание его истории, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы.

       Современное общество ставит вопрос о сохранении истории родного края. Его духовных ценностей, народных обычаев и традиций. История каждого края уникальна и неповторима, а вместе с ним многообразна и богата история страны.    Программа актуальна тем, что позволяет решить задачу современной школы - привить любовь к малой родине. А через любовь к малой родине - любовь и уважение к необъятной и многонациональной России.  Программа поможет детям изучить историю жизни города, познакомить обучающихся с символикой, культурой, традициями и жителями своего родного города Тольятти,  узнать о национальностях и   традициях своего народа.

        Использование ИКТ во внеурочной деятельности поможет обучающимся ориентироваться  в информационных потоках окружающего мира. Новизна программы заключается в том, что на занятиях дети приобретут  навыки поиска  информации в различных источниках, в том числе и  через ресурсы  Интернета, разовьют умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Предлагаемые  в программе  виды деятельности являются целесообразными для детей младшего школьного возраста, так как учтены психологические особенности школьника, уровень умений и навыков обучающихся, а содержание программы отображает круг интересов ребенка данного возраста.

               Цель:

воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину,                                  преданного   Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Задачи:

  • Формирование интереса к истории города, расширение представлений об истории малой родины;
  • Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества, воспитание гражданина;
  • Создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;
  • Развитие исследовательских навыков, творческих способностей учащихся;
  • Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве;
  •  Развитие умения решать творческие задачи, работать с информацией, используя современные технические средства;
  • Объединение усилий учителя, родителей, для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
  • Сплочение коллектива для совместной творческой деятельности.

Методы работы:

Для реализации программы используются следующие методы:

  • методы активного обучения (проблема, проблемный вопрос, проблемная ситуация, дискуссия);
  •  словесные  (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог);
  • наблюдения  (зарисовки, записи, фотографирование, экскурсии);
  • проектирования (создание проектного продукта);
  • исследовательский (проведение исследования, оформление результатов);
  • информационные (работа с библиотечным фондом и электронными носителями, посещение библиотеки, поиск материала в Интернете);
  • практические  (оформление документов, таблиц, буклетов, презентаций на компьютере);
  • оценивания процесса выполнения (формирующее оценивание, подведение итогов работы над проектом);
  • сетевое взаимодействие (ученический блог «Почемучки»)
  • стимулирования и мотивации (убеждение, пример, поощрение размещение работ учеников в блоге учителя, в блоге класса «Почемучки»,  в сетевых региональных проектах, публикации в СМИ).

Материально – техническое оборудование:  

  • средства ИКТ: сервисы Гугл, компьютерные программы
  • нетбуки, ноутбук
  • интерактивная  доска
  • документ-камера
  •  система тестирования  PROCLASS
  • методическая литература

Ожидаемые результаты

Предметные:

 К  концу   2 - го года обучения школьники должны:

Знать историю названия города Тольятти.

Знать  что такое герб, почему у каждого города есть свой герб.

Уметь находить родной город  на карте страны, рассказывать о гербе своего города, отличать его от других гербов.

Знать названия  главных улиц, проспектов, районов; достопримечательности города.  

Уметь  называть центральные улицы, районы, готовить рассказ в группе по результатам экскурсии (достопримечательности), соблюдать правила дорожного движения.

Знать технику работы на компьютере, назначение основных устройств компьютера для ввода, обработки информации.

Знать, что собранную информацию нужно оформить в единый документ, что выполнить данную работу лучше совместно.

Уметь  находить главное в собранной информации, распределять обязанности между членами группы, проектировать решение той или иной проблемы, работать с различными источниками информации.

Уметь проектировать информационные изделия, оформлять буклет, используя дизайн создания документа под руководством учителя, соблюдая критерии оценивания буклета, презентации, распределять роли в группе для совместной работы в документе, оформлять коллективный коллаж, используя собранный материал.

Уметь использовать различные ЭОР для защиты своего проектного продукта под руководством учителя, с  достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

УУД

                 Развивать личностные учебные действия:

гражданскую  идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою малую  родину.

Развивать регулятивные  учебные действия:

 уметь учиться  организовывать свою деятельность (планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать).

                Развивать познавательные  учебные действия:

 уметь искать и выделять необходимую информацию, структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, моделировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений;

 развивать рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

              Развивать коммуникативные   учебные действия: 

уметь: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, ставить вопросы, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ИКТ-компетентности

  • знать простейшие способы поиска информации по ключевым словам
  • находить главное в собранной информации
  • знакомство с созданием Гугл-презентаций
  • учиться представлять свою работу в форме презентации
  • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы)

Способы определения и фиксации результатов                                        

     В процессе реализации программы проводится диагностика изучения эффективности реализации программы.

Формы подведения итогов

         Подведение итогов реализации программы проводится в виде:

1.Участия  в  конкурсах, акциях различного уровня.

2.Выставок  работ учащихся.

3. Заключительного праздника.

        Тематический план работы клуба «Юные патриоты»,

Подпрограмма «Город моей мечты»

2 класс

Тема

Всего

часов

В том числе

Теоретические

занятия

Практические

занятия

Экскурсии

1

Вводное занятие

«Пишем книгу о малой родине».

1

1

2

Почему Тольятти называют «трижды рождённым»?

3

1

2

3

Имя города моего.

1

1

4

Символы Тольятти.

2

2

5

Улицы нашего города.

4

2

2

6

Три района Тольятти.

3

3

7

Про это интересно узнавать.

5

1

2

2

8

Люди моего города.

2

2

9

Военное прошлое.

2

1

1

10

Природа окрестностей Тольятти.

5

3

2

11

Экологические беды.

1

1

12

Практическая деятельность, по благоустройству малой родины.

1

1

13

Итоговые занятия.

4

4

Всего:

34

3

12

9

Тематическое планирование

Темы занятий        

Всего

часов

Элементы содержания занятий

Форма занятий

1

Вводное занятие

1

План работы, цели, задачи.

Диагностика.

Беседа.

2

Почему Тольятти называют «трижды рождённым»?

3

Презентация.

Экскурсия.

1.В.Н. Татищев-основатель Ставрополя-на-Волге.

История «города святого креста»; город  для крещённых калмыков-1737 год;  В.Н.Татищев-известный историк.

2.Второе «рождение» города.

Строительство ГЭС-1957 год.

3.Автоград.

Строительство ВАЗ-1966 год.

3

Имя города моего.

1

В честь кого назван наш город?

Игра «От Ставрополя до Тольятти».

4

Символы Тольятти.

2

Буклет «Символы Тольятти».

1.История герба города Тольятти.

Геральдика-наука о гербах, изображения на гербе, парадный герб.

2.Герб, флаг, гимн.

Геральдические символы.

5

Улицы нашего города.

4

Экскурсии.

Творческий отчёт.

1.Главные улицы Автозаводского района.

Названия главных улиц и их достопримечательности. Соблюдение правил дорожного движения.

2.Улицы города, названные в честь известных  людей .

Улицы Гагарина. Мичурина, Гайдара.   Ю.А.Гагарина,  И.В.Мичурин,  А.П. Гайдар-кто были эти люди?

3.Улицы с именами Героев Советского Союза.

К. Ворошилов, Н. Гастелло, Е.Никонов- Герои  Советского Союза. Подвиги героев.

4. Улицы города, названные по названиям деревьев.

История названий улиц Тополиной, Липовой, Лесной.

6

Три района Тольятти.

3

История названий районов, чтение карты, названия улиц, достопримечательности.

Презентация «Районы города Тольятти».

1.Автозаводский район.

2.Центральный район.

3.Комсомольский район.

7

Про это интересно узнавать.

5

Экскурсии.

Творческий отчёт.

Беседа.

1.Музеи.

Старейший музей города-Тольяттинский Краеведческий музей; Технический музей ОАО АвтоВАЗ.

2.Театры.

История театра кукол «Пилигрим», спектакли, афиша, актёрский состав, схема залов.

3.Храмы Тольятти.

Экскурсионное знакомство с храмами Тольятти.

4. Дворец спорта «Волгарь»-центр культурной и спортивной жизни.

Знакомство с малыми аренами, игровыми и спортивными залами, концертным залом; виды спорта, Кубок Стенли.

5.Памятные места города.

Знакомство с памятными местами города по желанию детей. Например: любимый памятник тольяттинцев-памятник Преданности.

8

Люди моего города.

2

Презентация «Особенности культуры народов Поволжья».

1.Национальности людей, проживающих в Тольятти.

Знакомство с особенностями культуры людей разных наций. Традиции и обычаи.

2.Кем может гордиться наш город?

Известные люди: политические деятели, депутаты, Герои труда, деятели искусства и культуры, спортсмены.

9

Военное прошлое.

2

Экскурсия.

Сетевая газета  «Город Тольятти во время Великой Отечественной войны».

1.Город Тольятти во время Великой Отечественной войны.

Сведения о событиях войны, о героях войны, в честь которых названы улицы нашего города.

2.Школа военных переводчиков.

Месторасположение санатория «Лесное», служба военных переводчиков.

10

Природа окрестностей Тольятти.

5

Экскурсии.

Проект «Самарская Лука».

1.Самарская Лука.

Излучина  реки Волги образовалась в результате отклонения течения реки Жигулёвскими горами. Национальный парк, заповедник. Карта заповедника.

2.Животные  Самарской Луки.

Животные  Самарской Луки.

3.Растения  Самарской Луки.

Растения  Самарской Луки.

4.Жигулёвские горы.

Полезные ископаемые.

5.Великая русская река-Волга.

Карта, притоки реки, понятие «экология», экологическое состояние реки.

11

Экологические беды.

1

Загрязнение воздуха, водного бассейна,

шум, мусор в городе.

Мини-исследование.

Беседа.

12

Практическая деятельность, по благоустройству малой родины.

1

Осуществление социального проекта «Благоустройство школьного  двора».

КТД «Моя цветочная клумба».  

Сетевая газета.

13

Итоговые занятия.

4

Сетевое взаимодействие.

Праздник «Город моей мечты».

1.Подготовка к празднику.

Заполнение слайдов совместной презентации «Город моей мечты».

2. Подготовка к празднику

Стихи, песни о городе Тольятти, рисунки «Мой любимый уголок», солнышко «Я люблю Тольятти, потому, что…»

3.  Праздник. Представление совместной презентации «Город моей мечты».

4.Диагностика.

Диагностика.

Всего:

34

   Список использованной  литературы

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:  пособие для учителя / Д.В. Григорьев  П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. – 223  с. - (Стандарты второго поколения).
  2. Кольцова  Т.А. Метод проектирования в начальной школе [Электронный ресурс] : http://www.school2100.ru/upload/iblock/b22/b223d4488be770df71713eef93ca51d7.pdf 
  3. Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях: постановление от 29.12.2010 г. № 189 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993).

  1. Перекрестова  Т.С. Как разработать и реализовать авторскую методическую систему учителя  // Начальная школа. Плюс ДО и ПОСЛЕ. -2004. - №12. - с.7-12.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: начальная школа / [составитель Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с. – (Стандарты второго поколения).  
  3. Сборник нормативных документов. Начальная школа.  Примерные программы для начальной школы. [Текст]:  – М.: Дрофа, 2007. - 176 с.
  4. Федеральный Государственный Образовательный стандарт [Электронный ресурс]: http://standart.edu.ru/ 

Список рекомендуемой  литературы

  • для педагога
  1. Вяземский  Е.Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности [Электронный ресурс]:

 http://pish.ru/articles/articles2009/197 

  1. Инициативы Intel в образовании  [Электронный ресурс]: http://www.intel.com/cd/corporate/education/emea/rus/377338.htm
  2. Обучение с использованием метода проектов [Электронный ресурс]:

           http://teo.apnet.ru/course/view.php?id=621&page=175380

          Организация  совместной работы по проекту в сети Интернет  

                     [Электронный ресурс]:

           http://teo.apnet.ru/course/view.php?id=621&page=175385 

           Разработка Проекта [Электронный ресурс]:

          http://educate.intel.com/ru/ProjectDesign/Design/

     

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - 3 -е изд., перераб. – Самара: Издательство  «Учебная литература»: Издательский дом « Федоров », 2010. - 192 с.
  2. Сборник  нормативных документов. Начальная школа. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта. [Текст]:  - М.: Дрофа,  2009. – 176 С.
  3. Гордеева К.М. «Город Тольятти». - Куйбышев: Кн. изд-во, 1987 г.
  4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  5. Тольятти-Википедия  http://ru.wikipedia.org/
  6. http://citytlt.narod.ru 
  7. http://web.tlt.ru 

При разработке рабочей программы использованы рекомендации, изложенные  в  следующих письмах, докладах, статьях и др. печатных материалах:

  1. О школьных стандартах второго поколения  //Инновационные проекты и программы в образовании. -  2008.  -№1. - С.27.
  2. Яшихмина Т.Я. (под ред.) Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие проектами [Текст]:  учебно-методическое пособие для учителей и учащихся /  Т.Я.Ашихмина (под ред.) /. – М.: АГАР, 2000.- 400 с.
  • для обучающихся
  1. Савенков  А.И.  Я - исследователь :  Рабочая тетрадь для младших школьников. - 2-е изд., исправл. - Самара: Издательство  «Учебная литература», 2007. - 31с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 6 классе « Роль чтения в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека »

Цели  собрания:показать значимость чтения в успешности обучения ученика, в его мотивации к учению;способствовать пониманию родителями необходимости развивать, сохранять, подкреплять интерес...

Протокол родительского собрания по теме "Трудовое участие в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств. Знакомство с СанПиНами" 3 класс

Задачи собрания: обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье; доказать родителям необходимость формирования у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в сем...

Патриотическое воспитание младших школьников на примерах российского военного прошлого на уроках и во внеурочное время клуба «Юные патриоты» ТЕЗИСЫ

Патриотическое воспитание младших школьников – это та объединяющая сила, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Это поколение будет ...

Статья «Квест - игра» как средство развития социально – коммуникативных качеств младших школьников с ОВЗ

laquo;Квест  - игра»  как средство развития     социально – коммуникативных качеств младших школьников с ОВЗ...

«Квест - игра» как средство развития социально – коммуникативных качеств младших школьников.

Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлек...

Развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, способствующих развитию речи, в младшем школьном возрасте

Наличие мотива - важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении. Потребность в общении -предпосылка освоения данной деятельности. Мотив...

«Развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, способствующих развитию речи, в младшем школьном возрасте»

Потребность в общении -предпосылка освоения данной деятельности. Мотивы развития речи в 1 и 2 классах не только продолжают сохраняться, но и усиливаются, развиваются. Поэтому это время самое...