Клуб «Юные патриоты» как средство развития социально значимых личностных качеств
рабочая программа (2 класс)
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственного воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо изучать, знать свою малую родину. Многие нравственные качества человека закладываются в детстве. Любовь к родному краю, знание его истории, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_yunye_patrioty_kak_sredstvo_razvitiya_sotsialno_znachimyh_lichnostnyh_kachestv.doc | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Клуб «Юные патриоты» как средство развития социально значимых личностных качеств младших школьников и формирование системы универсальных учебных действий.
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование у младших школьников таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации.
Занятия клуба «Юные патриоты» во 2 классе проводятся по программе «Город моей мечты» и выполняют особенную роль, т. к. обладает мощным развивающим потенциалом. Специфика курса состоит в том, что он строится на предметно–практической деятельности, которая является в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса, духовного, нравственного и интеллектуального развития.
В силу психологических особенностей развития младших школьников, работа клуба строится таким образом, чтобы полученные на занятиях опыт и знания помогли юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научили состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственного воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо изучать, знать свою малую родину. Многие нравственные качества человека закладываются в детстве. Любовь к родному краю, знание его истории, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы.
Данная программа представляет собой определенную систему форм, методов и приемов педагогических воздействий. В ней предусмотрены встречи с интересными людьми, экскурсии, дискуссии, викторины, участие в проектах, а также организация теоретических и практических занятий для детей и родителей.
Программа предполагает определенные виды деятельности:
- познавательная деятельность;
- социально–значимая волонтерская деятельность;
- участие в акциях;
- спортивно–оздоровительная деятельность;
- досугово–развлекательная деятельность;
- проведение КТД;
- праздники;
- фестивали и т. п.
Формы работы:
- коллективно–групповая игра;
- творческий курс.
Конкретно во втором классе начинается изучение истории школы, своего родного города, названий его улиц, предприятий, культурных и исторических памятников. Особенно интересны обучающимся различные формы работы такие как тематические классные и беседы по темам “Что связывает меня с моим городом?”, “Какой вклад я могу внести в развитие Тольятти”; экскурсии и путешествия “Культурное наследие предков в городских музеях”; обзорная экскурсия на викимобиле; коллективно-творческие дела с примерной тематикой “Письмо ветерану Великой Отечественной войны”, “Ознакомление с деятельностью этнокультурных центров”; исследовательский проект “Достопримечательности Тольятти”. Ребята с родителями принимают участие в социальном проекте “Моя улица-без мусора”, активное участие (весь класс) в городской игре “Волгарята”.
Постепенно дети приходят к осознанию понятия “малая родина”, своей сопричастности к ее делам и заботам.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 90 городского округа Тольятти
«Город моей мечты»
Возраст обучающихся-7-8 лет (2 класс)
Срок реализации-1 год
Количество часов-34/1
Гречкина А.Б.-учитель начальных классов
Город Тольятти
Пояснительная записка
Подпрограмма «Город моей мечты» является частью авторской программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся младших классов «Юные патриоты» и представляет собой вариант организации внеурочной деятельности на основе изучения краеведческого материала во 2 классе.
Подпрограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, прошла апробацию в школе.
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственного воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо изучать, знать свою малую родину. Многие нравственные качества человека закладываются в детстве. Любовь к родному краю, знание его истории, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы.
Современное общество ставит вопрос о сохранении истории родного края. Его духовных ценностей, народных обычаев и традиций. История каждого края уникальна и неповторима, а вместе с ним многообразна и богата история страны. Программа актуальна тем, что позволяет решить задачу современной школы - привить любовь к малой родине. А через любовь к малой родине - любовь и уважение к необъятной и многонациональной России. Программа поможет детям изучить историю жизни города, познакомить обучающихся с символикой, культурой, традициями и жителями своего родного города Тольятти, узнать о национальностях и традициях своего народа.
Использование ИКТ во внеурочной деятельности поможет обучающимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира. Новизна программы заключается в том, что на занятиях дети приобретут навыки поиска информации в различных источниках, в том числе и через ресурсы Интернета, разовьют умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей младшего школьного возраста, так как учтены психологические особенности школьника, уровень умений и навыков обучающихся, а содержание программы отображает круг интересов ребенка данного возраста.
Цель:
воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Задачи:
- Формирование интереса к истории города, расширение представлений об истории малой родины;
- Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества, воспитание гражданина;
- Создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;
- Развитие исследовательских навыков, творческих способностей учащихся;
- Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве;
- Развитие умения решать творческие задачи, работать с информацией, используя современные технические средства;
- Объединение усилий учителя, родителей, для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
- Сплочение коллектива для совместной творческой деятельности.
Методы работы:
Для реализации программы используются следующие методы:
- методы активного обучения (проблема, проблемный вопрос, проблемная ситуация, дискуссия);
- словесные (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог);
- наблюдения (зарисовки, записи, фотографирование, экскурсии);
- проектирования (создание проектного продукта);
- исследовательский (проведение исследования, оформление результатов);
- информационные (работа с библиотечным фондом и электронными носителями, посещение библиотеки, поиск материала в Интернете);
- практические (оформление документов, таблиц, буклетов, презентаций на компьютере);
- оценивания процесса выполнения (формирующее оценивание, подведение итогов работы над проектом);
- сетевое взаимодействие (ученический блог «Почемучки»)
- стимулирования и мотивации (убеждение, пример, поощрение размещение работ учеников в блоге учителя, в блоге класса «Почемучки», в сетевых региональных проектах, публикации в СМИ).
Материально – техническое оборудование:
- средства ИКТ: сервисы Гугл, компьютерные программы
- нетбуки, ноутбук
- интерактивная доска
- документ-камера
- система тестирования PROCLASS
- методическая литература
Ожидаемые результаты
Предметные:
К концу 2 - го года обучения школьники должны:
Знать историю названия города Тольятти.
Знать что такое герб, почему у каждого города есть свой герб.
Уметь находить родной город на карте страны, рассказывать о гербе своего города, отличать его от других гербов.
Знать названия главных улиц, проспектов, районов; достопримечательности города.
Уметь называть центральные улицы, районы, готовить рассказ в группе по результатам экскурсии (достопримечательности), соблюдать правила дорожного движения.
Знать технику работы на компьютере, назначение основных устройств компьютера для ввода, обработки информации.
Знать, что собранную информацию нужно оформить в единый документ, что выполнить данную работу лучше совместно.
Уметь находить главное в собранной информации, распределять обязанности между членами группы, проектировать решение той или иной проблемы, работать с различными источниками информации.
Уметь проектировать информационные изделия, оформлять буклет, используя дизайн создания документа под руководством учителя, соблюдая критерии оценивания буклета, презентации, распределять роли в группе для совместной работы в документе, оформлять коллективный коллаж, используя собранный материал.
Уметь использовать различные ЭОР для защиты своего проектного продукта под руководством учителя, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
УУД
Развивать личностные учебные действия:
гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою малую родину.
Развивать регулятивные учебные действия:
уметь учиться организовывать свою деятельность (планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать).
Развивать познавательные учебные действия:
уметь искать и выделять необходимую информацию, структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, моделировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений;
развивать рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Развивать коммуникативные учебные действия:
уметь: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, ставить вопросы, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
ИКТ-компетентности
- знать простейшие способы поиска информации по ключевым словам
- находить главное в собранной информации
- знакомство с созданием Гугл-презентаций
- учиться представлять свою работу в форме презентации
- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы)
Способы определения и фиксации результатов
В процессе реализации программы проводится диагностика изучения эффективности реализации программы.
Формы подведения итогов
Подведение итогов реализации программы проводится в виде:
1.Участия в конкурсах, акциях различного уровня.
2.Выставок работ учащихся.
3. Заключительного праздника.
Тематический план работы клуба «Юные патриоты»,
Подпрограмма «Город моей мечты»
2 класс
№ | Тема | Всего часов | В том числе | ||
Теоретические занятия | Практические занятия | Экскурсии | |||
1 | Вводное занятие «Пишем книгу о малой родине». | 1 | 1 | ||
2 | Почему Тольятти называют «трижды рождённым»? | 3 | 1 | 2 | |
3 | Имя города моего. | 1 | 1 | ||
4 | Символы Тольятти. | 2 | 2 | ||
5 | Улицы нашего города. | 4 | 2 | 2 | |
6 | Три района Тольятти. | 3 | 3 | ||
7 | Про это интересно узнавать. | 5 | 1 | 2 | 2 |
8 | Люди моего города. | 2 | 2 | ||
9 | Военное прошлое. | 2 | 1 | 1 | |
10 | Природа окрестностей Тольятти. | 5 | 3 | 2 | |
11 | Экологические беды. | 1 | 1 | ||
12 | Практическая деятельность, по благоустройству малой родины. | 1 | 1 | ||
13 | Итоговые занятия. | 4 | 4 | ||
Всего: | 34 | 3 | 12 | 9 |
Тематическое планирование | ||||
№ | Темы занятий | Всего часов | Элементы содержания занятий | Форма занятий |
1 | Вводное занятие | 1 | План работы, цели, задачи. Диагностика. | Беседа. |
2 | Почему Тольятти называют «трижды рождённым»? | 3 | Презентация. Экскурсия. | |
1.В.Н. Татищев-основатель Ставрополя-на-Волге. | История «города святого креста»; город для крещённых калмыков-1737 год; В.Н.Татищев-известный историк. | |||
2.Второе «рождение» города. | Строительство ГЭС-1957 год. | |||
3.Автоград. | Строительство ВАЗ-1966 год. | |||
3 | Имя города моего. | 1 | В честь кого назван наш город? | Игра «От Ставрополя до Тольятти». |
4 | Символы Тольятти. | 2 | Буклет «Символы Тольятти». | |
1.История герба города Тольятти. | Геральдика-наука о гербах, изображения на гербе, парадный герб. | |||
2.Герб, флаг, гимн. | Геральдические символы. | |||
5 | Улицы нашего города. | 4 | Экскурсии. Творческий отчёт. | |
1.Главные улицы Автозаводского района. | Названия главных улиц и их достопримечательности. Соблюдение правил дорожного движения. | |||
2.Улицы города, названные в честь известных людей . | Улицы Гагарина. Мичурина, Гайдара. Ю.А.Гагарина, И.В.Мичурин, А.П. Гайдар-кто были эти люди? | |||
3.Улицы с именами Героев Советского Союза. | К. Ворошилов, Н. Гастелло, Е.Никонов- Герои Советского Союза. Подвиги героев. | |||
4. Улицы города, названные по названиям деревьев. | История названий улиц Тополиной, Липовой, Лесной. | |||
6 | Три района Тольятти. | 3 | История названий районов, чтение карты, названия улиц, достопримечательности. | Презентация «Районы города Тольятти». |
1.Автозаводский район. | ||||
2.Центральный район. | ||||
3.Комсомольский район. | ||||
7 | Про это интересно узнавать. | 5 | Экскурсии. Творческий отчёт. Беседа. | |
1.Музеи. | Старейший музей города-Тольяттинский Краеведческий музей; Технический музей ОАО АвтоВАЗ. | |||
2.Театры. | История театра кукол «Пилигрим», спектакли, афиша, актёрский состав, схема залов. | |||
3.Храмы Тольятти. | Экскурсионное знакомство с храмами Тольятти. | |||
4. Дворец спорта «Волгарь»-центр культурной и спортивной жизни. | Знакомство с малыми аренами, игровыми и спортивными залами, концертным залом; виды спорта, Кубок Стенли. | |||
5.Памятные места города. | Знакомство с памятными местами города по желанию детей. Например: любимый памятник тольяттинцев-памятник Преданности. | |||
8 | Люди моего города. | 2 | Презентация «Особенности культуры народов Поволжья». | |
1.Национальности людей, проживающих в Тольятти. | Знакомство с особенностями культуры людей разных наций. Традиции и обычаи. | |||
2.Кем может гордиться наш город? | Известные люди: политические деятели, депутаты, Герои труда, деятели искусства и культуры, спортсмены. | |||
9 | Военное прошлое. | 2 | Экскурсия. Сетевая газета «Город Тольятти во время Великой Отечественной войны». | |
1.Город Тольятти во время Великой Отечественной войны. | Сведения о событиях войны, о героях войны, в честь которых названы улицы нашего города. | |||
2.Школа военных переводчиков. | Месторасположение санатория «Лесное», служба военных переводчиков. | |||
10 | Природа окрестностей Тольятти. | 5 | Экскурсии. Проект «Самарская Лука». | |
1.Самарская Лука. | Излучина реки Волги образовалась в результате отклонения течения реки Жигулёвскими горами. Национальный парк, заповедник. Карта заповедника. | |||
2.Животные Самарской Луки. | Животные Самарской Луки. | |||
3.Растения Самарской Луки. | Растения Самарской Луки. | |||
4.Жигулёвские горы. | Полезные ископаемые. | |||
5.Великая русская река-Волга. | Карта, притоки реки, понятие «экология», экологическое состояние реки. | |||
11 | Экологические беды. | 1 | Загрязнение воздуха, водного бассейна, шум, мусор в городе. | Мини-исследование. Беседа. |
12 | Практическая деятельность, по благоустройству малой родины. | 1 | Осуществление социального проекта «Благоустройство школьного двора». | КТД «Моя цветочная клумба». Сетевая газета. |
13 | Итоговые занятия. | 4 | Сетевое взаимодействие. Праздник «Город моей мечты». | |
1.Подготовка к празднику. | Заполнение слайдов совместной презентации «Город моей мечты». | |||
2. Подготовка к празднику | Стихи, песни о городе Тольятти, рисунки «Мой любимый уголок», солнышко «Я люблю Тольятти, потому, что…» | |||
3. Праздник. Представление совместной презентации «Город моей мечты». | ||||
4.Диагностика. | Диагностика. | |||
Всего: | 34 |
Список использованной литературы
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. – 223 с. - (Стандарты второго поколения).
- Кольцова Т.А. Метод проектирования в начальной школе [Электронный ресурс] : http://www.school2100.ru/upload/iblock/b22/b223d4488be770df71713eef93ca51d7.pdf
- Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях: постановление от 29.12.2010 г. № 189 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993).
- Перекрестова Т.С. Как разработать и реализовать авторскую методическую систему учителя // Начальная школа. Плюс ДО и ПОСЛЕ. -2004. - №12. - с.7-12.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: начальная школа / [составитель Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с. – (Стандарты второго поколения).
- Сборник нормативных документов. Начальная школа. Примерные программы для начальной школы. [Текст]: – М.: Дрофа, 2007. - 176 с.
- Федеральный Государственный Образовательный стандарт [Электронный ресурс]: http://standart.edu.ru/
Список рекомендуемой литературы
- для педагога
- Вяземский Е.Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности [Электронный ресурс]:
http://pish.ru/articles/articles2009/197
- Инициативы Intel в образовании [Электронный ресурс]: http://www.intel.com/cd/corporate/education/emea/rus/377338.htm
- Обучение с использованием метода проектов [Электронный ресурс]:
http://teo.apnet.ru/course/view.php?id=621&page=175380
Организация совместной работы по проекту в сети Интернет
[Электронный ресурс]:
http://teo.apnet.ru/course/view.php?id=621&page=175385
Разработка Проекта [Электронный ресурс]:
http://educate.intel.com/ru/ProjectDesign/Design/
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - 3 -е изд., перераб. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом « Федоров », 2010. - 192 с.
- Сборник нормативных документов. Начальная школа. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта. [Текст]: - М.: Дрофа, 2009. – 176 С.
- Гордеева К.М. «Город Тольятти». - Куйбышев: Кн. изд-во, 1987 г.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Тольятти-Википедия http://ru.wikipedia.org/
- http://citytlt.narod.ru
- http://web.tlt.ru
При разработке рабочей программы использованы рекомендации, изложенные в следующих письмах, докладах, статьях и др. печатных материалах:
- О школьных стандартах второго поколения //Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. -№1. - С.27.
- Яшихмина Т.Я. (под ред.) Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие проектами [Текст]: учебно-методическое пособие для учителей и учащихся / Т.Я.Ашихмина (под ред.) /. – М.: АГАР, 2000.- 400 с.
- для обучающихся
- Савенков А.И. Я - исследователь : Рабочая тетрадь для младших школьников. - 2-е изд., исправл. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. - 31с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 6 классе « Роль чтения в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека »
Цели собрания:показать значимость чтения в успешности обучения ученика, в его мотивации к учению;способствовать пониманию родителями необходимости развивать, сохранять, подкреплять интерес...
Протокол родительского собрания по теме "Трудовое участие в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств. Знакомство с СанПиНами" 3 класс
Задачи собрания: обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье; доказать родителям необходимость формирования у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в сем...
Патриотическое воспитание младших школьников на примерах российского военного прошлого на уроках и во внеурочное время клуба «Юные патриоты» ТЕЗИСЫ
Патриотическое воспитание младших школьников – это та объединяющая сила, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Это поколение будет ...
Статья «Квест - игра» как средство развития социально – коммуникативных качеств младших школьников с ОВЗ
laquo;Квест - игра» как средство развития социально – коммуникативных качеств младших школьников с ОВЗ...
«Квест - игра» как средство развития социально – коммуникативных качеств младших школьников.
Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлек...
Развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, способствующих развитию речи, в младшем школьном возрасте
Наличие мотива - важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении. Потребность в общении -предпосылка освоения данной деятельности. Мотив...
«Развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, способствующих развитию речи, в младшем школьном возрасте»
Потребность в общении -предпосылка освоения данной деятельности. Мотивы развития речи в 1 и 2 классах не только продолжают сохраняться, но и усиливаются, развиваются. Поэтому это время самое...