«Развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, способствующих развитию речи, в младшем школьном возрасте»
консультация по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Потребность в общении -предпосылка освоения данной деятельности.
Мотивы развития речи в 1 и 2 классах не только продолжают сохраняться, но и усиливаются, развиваются. Поэтому это время самое благоприятное для развития речи младших школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Потребность в общении определяет развитие речи. Наличие мотива - важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования ею в общении
Слайд1
Тема «Развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, способствующих развитию речи, в младшем школьном возрасте» Сегодня мы поговорим о том, как опираясь на мотивацию учебной деятельности развивать речь на уроках в школе.
Слайд2 МОТИВ – это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность. В деятельности различают мотивы и цели. Цель – это предвидимый результат, мотивы же не всегда ясны учителю, да и самому ученику. Когда ребёнок решает задачу, цель состоит в том, чтобы найти решение. Мотивы могут быть различными: научиться решать задачи, не огорчать учителя, порадовать родителей хорошей отметкой и т.д.
Термин «мотив» - это внутренний человеческий фактор, который, как говорят социологи инициирует, направляет, поддерживает и приостанавливает деятельность человека. Четыре ключевых элемента мотива выделяются из этого определения.
Что вызвало активность человека;
На что направлена эта деятельность;
Что поддерживает эту деятельность;
Что останавливает эту деятельность.
Слайд3
Мы должны понять,как опираясь на интересы ребенка,на мотивы побуждающие его учиться развивать его речь,делая это ненавязчиво и постоянно.
Наличие мотива - важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении. Потребность в общении -предпосылка освоения данной деятельности.
Коммуникативный мотив, возникающий в первые месяцы жизни ребенка, сохраняется в период всего раннего детства. Потребность во внимании взрослого, в его помощи и одобрении мотивирует (стимулирует) речевую активность малыша.
В младшем дошкольном возрасте появляются самостоятельные попытки ребенка выступить инициатором общения, при этом, как правило, ребенок реализует потребность передать свои эмоции, впечатления, желания.
Это свидетельствует о становлении нового мотива речевой деятельности – экспрессивного. На этом возрастном этапе задачей педагога является создание условий для появления и развития экспрессивного мотива путем использования ярких, звучащих игрушек, специальных приемов (сюрпризные моменты, игровые ситуации, обыгрывание игрового персонажа и т.д.).
Слайд4
В младшем возрасте дошкольник способен лишь принять цель речевой деятельности, поставленную взрослым. Например(ИГРАЯ), ребенок трех лет соглашается рассказать игровому персонажу Хрюше о том, что делают игрушки в игровом уголке, или сходить в гости к игрушкам .Его цели совпадаютт с наличием сильного экспрессивного или коммуникативного мотива.. Основным средством речевой деятельности является язык в единстве всех его сторон: грамматической, лексической, фонетической, синтаксической, морфологической. На этой стадии ребенок делает много ошибок как в морфологии, так и в словообразовании.
Дополнительными средствами речевой деятельности выступают невербальные способы передачи мыслей: жесты, мимика, пантомимика, которые усиливают речевое воздействие на собеседника, дополняют и эмоционально окрашивают содержание речи.
В младшем возрасте невербальные средства занимают ведущее место в системе средств речевой деятельности. Речь малыша не столько сообщает, сколько изображает. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики.
Слайд5
Мотив-потребность в общении определяет развитие речи. В среднем и старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие речи, а к семи годам, к моменту поступления ребенка в школу, система родного языка им в достаточной мере усвоена, и он хорошо владеет устной, разговорной речью.
В ходе дальнейшего бучения ребенок должен овладеть более сложными видами речи: письменной речью, монологической речью, приемами художественной литературной речи
Слайд 6 .
Мотивы развития речи в 1 и 2 классах не только продолжают сохраняться, но и усиливаются, развиваются. Поэтому это время самое благоприятное для развития речи младших школьников.
Какие компоненты речевой деятельности нужны в этом возраст
Основные компоненты речевой деятельности:
- мотив, обеспечивающий потребность ребенка включиться в речевую деятельность;
- цель, в которой прогнозируется будущий результат деятельности;
- содержание, которое представлено в виде знаний, впечатлений, переживаний и желаний ребенка;
- средства, позволяющие облечь мысль в форму речевого высказывания, понятного для слушателя;
- результат, в качестве которого выступает речевая форма.
Слайд7
Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка. В этот период на смену старым интересам и мотивам приходят новые. Мотивы, относящиеся к учебной деятельности, становятся более значимыми, чем игровые мотивы. В первом-втором классах больше половины детей к учебной работе относятся положительно. Изменяется мотив, ради которого школьник учится, это принципиально перестраивает и смысл всей его учебной деятельности. Соответственно предъявляться начинают и другие требования к речи ученика. И он это понимает Когда ребёнок решает задачу, цель состоит в том, чтобы найти решение. Мотивы могут быть различными: научиться решать задачи, не огорчать учителя, порадовать родителей хорошей отметкой и т.д. Цель остаётся постоянной, а смысл деятельности изменяется вместе с изменением мотива. Ребенок знает, если он правильно решил задачу это только часть к достижению цели, ему нужно правильно сформулировать свой ответ, четко говорить, внятно объяснять и ответить. А для этого нужна правильная, грамотная речь.
Слайд8
Давайте рассмотрим, какие мотивы формируют стойкий интерес к учебной деятельности и тем самым развивают речь младшего школьника. Учебная деятельность ребёнка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определённом соотношении между собой. Мотивы могут осознаваться и не осознаваться.
Мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, её процессом и содержанием, не занимают ведущего места.
Первое место занимают широкие социальные мотивы . У ребенка появляется потребности посещать школу (носить школьную форму, портфель), включиться в новую для него деятельность учения, занять новое положение среди окружающих.Это приучает его
1) внимательно слушать, адекватно воспринимать речь,
2)корректировать свои высказывания с учетом ситуации и цели общения. 3)формируется бережное отношение учащегося к собственной речи;
4)формируется умение ориентироваться в ситуации общения: анализировать мотивы речевой деятельности, условия и задачи общения.
5) появляется стремление занять определённое место в коллективе сверстников, ориентировка на мнение товарищей,ЕЩЕ ОДИН ИЗ МОТИВОВ ПРАВИЛЬНО строить свой диалог и монолог.
Второе место занимают– узколичные мотивы представлены желанием ребёнка получить главным образом одобрение учител ( Например, ученик-первоклассник всячески старается оттянуть приготовление домашних заданий. Он знает, что ему надо готовить уроки, иначе он огорчит родителей, получит неудовлетворительную отметку, что учиться – его обязанность, долг и т.д. Но всего этого может быть недостаточно, чтобы заставить его готовить уроки.
Предположим теперь, что ребёнку говорят: до тех пор, пока ты не сделаешь уроков, ты не пойдёшь гулять. Такое замечание может подействовать, и учащийся выполняет домашнее задания)
На третьем месте учебно-познавательные мотивы.
Многие дети, пришедшие в 1 класс, не умеют строить предложения, не владеют монологической речью, в разговоре допускают ошибки, связанные с неправильным произношением. Семилетний ребенок быстро утомляется, отчего речь становится замедленной, невнятной.
Речь подразделяется на внутреннюю (речь для себя) и внешняя (речь для других).
Слайд 9.10
Эмоциональное, интеллектуальное, нравственное и художественное развитие в этом возрасте проходит в игре и через игру. В формировании речи как средства обучения важная роль принадлежит начальному этапу обучения, когда дети учатся читать и писать, когда они усваивают материальную звуковую сторону языка, то есть овладевают произносительной культурой, интонационными умениями, овладевают новой для них формой речи - письменной, учатся соотносить лексическое и грамматическое значение слов и словосочетаний с предметами, признаками, действиями реального мира, усваивают грамматические формы родного языка.
Слайд11 Практические задания(Приложения)
Как проходит этот процесс, мы посмотрим на некоторых конкретных примерах С первых дней детей в школе провожу в начале урока речевую разминку, в которую включаю различные речевые упражнения (см. Приложение №1).
Систематическое и регулярное использование данных упражнений помогает ликвидировать те трудности, с которыми ребенок пришел в школу. Артикуляционная гимнастика, которая длится 5-7 минут в начале каждого урока обучения грамоте, способствует выравниванию всех детей и оказывает большую помощь в дальнейшем на уроках чтения. Дети становятся более уверенными в своих ответах, перестают комплексовать, не боятся ошибиться в ответе. Учащиеся выражают свои мысли более ярко и полно.
На уроках в 1 классе, когда дети очень быстро устают, применяю различные физкультминутки (см. Приложение №2).
Физкультминутки развивают мелкие мышцы пальцев рук, снимают усталость, делают обучение увлекательным и вместе с тем развивают речь детей.
Воспитание речи в начальных классах не может ограничиваться простым пересказом текста, простым ответом на вопросы, а требует постановки перед учащимся таких задач, которые связаны с активной, творческой, мыслительной работой над текстом, формированием сложных речевых умений.
Основными в работе учителя, начиная с периода обучения грамоте, должны быть упражнения, направленные на развитие монологической речи. Это значит, что для описания какого-либо предмета ребенка необходимо научить планировать свое высказывание, определять последовательность предложений, избирательно пользоваться языковыми средствами, правильно строить и употреблять в речи предложения.
Выделяются три типа монологической речи: повествование, описание, рассуждение.
Важным примером обучения монологу является опора на словесный образец, на наблюдение за окружающей действительностью, на анализ серии сложных картинок и т.д.
С 1 класса, в процессе усвоения и выполнения различный упражнений дети начинают осознавать, что значит говорить на тему , раскрывать основную мысль, говорить связно и т.д.
С этой целью даю учащимся различные виды заданий по формированию связной речи, например:
подбери слова по теме: «Зима», «Зимние забавы», «Лес» и т.п.
найди и прочитай слова, которые раскрывают главную мысль текста, рассказа…;
составь предложение по картине;
составь несколько предложений по серии картинок;
придумай своё название текста.
Слайд12.
Хотелось бы отметить, что эта работа ведется всем коллективом совместно. Всеми специалистами, работающими с младшими школьниками
Слайд13 Над чем работаем
Слайд14 Что происходит с речью младшего школьника:
Развитие речи у младшего школьника выражается в том, что у него вырабатывается навык чтения, т. е. достаточно быстрое и правильное узнавание букв и их сочетаний и превращение увиденных знаков в произносимые звуки, звукосочетания, т.е. в слова. Осмысленность чтения проявляется в том, что появляются правильные интонации, дети обращают внимание на знаки, стоящие в конце предложения: точку, вопросительный и восклицательный знаки. Позже осмысленность чтения начинает проявляться во все более тонкой интонационной его выразительности.
Слайд15
Связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой едино целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты.
Слайд16
Какиеи выводы
Слайд17
Подводя итоги сказанному выше, ещё раз отмечу, что для деятельности в младшем школьном возрасте необходима развивающая среда, от направления и качества которой зависит уровень развития в целом и речевое развитие, в частности.
Педагог может способствовать речевому развитию младших школьников, поддерживая и провоцируя мотивы к общению, действию и взаимодействию детей с предметами и окружающими, тем самым создавая условия для обогащения речевого опыта, развития речи младших школьников.
СЛАЙД 18 Спасибо за внимание
Приложение №1.
1.Фонетическая зарядка:
Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду …)
Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж…)
Как кричит осел? (Иа-иа-иа!)
2. Чтение чистоговорок и скороговорок.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло – на уличе тепло.
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ри-ри-ри – на ветках снегири.
Ар-ар-ар – кипит наш самовар.
Ор-ор-ор – созрел красный помидор.
3. Проведение игры «Я начну, а вы продолжите…»
Плачет киска в коридоре.
У неё большое горе.
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски!
Подарил мне папа льва,
Ох и струсил я сперва
Я два дня его боялся,
А на третий он сломался.
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тески и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка.
В данном упражнении я люблю использовать стихи Б.Заходера, которые при чтении сопровождаются движениями, жестами, мимикой. Часто обычное чтение стихотворений превращается в мини – спектакли, где дети играют роль артистов.
4. Проведение диалогов в стихотворной форме.
Вместе: Мы идем лесной тропинкой.
А куда не знаем сами.
Учитель: За малиной?
Дети: За малиной!
Учитель: За грибами!
Дети: За грибами!
Вместе: Светит солнце золотое
Сквозь зеленые оконца.
Учитель: Может мы идем за солнцем?
Дети: Что же
Может и за солнцем!
Вместе: Может, белка попадется
Может, ежик ждет нас где-то
Мы идем гурьбой веселой
Ясным утром
В гости к лету!
Игра «Птичья стая»
Учитель: Птицы готовятся к отлету в теплые страны. Они щебечут, громко кричат, радуясь перелету.
Дети читают по слоговой таблице слоги громко, весело: Са, со, су, сы, си, се,сё, сю, ся.
Учитель: Птицы немного утомились, стали вести себя потише.
Дети читают эти же слоги уже средним голосом, не спеша.
Учитель: И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их голоса чуть слышны.
Дети читают слоги шепотом.
Приложение №2.
Физкультминутки:
* * *
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Посидим, отдохнем
И опять читать начнем.
* * *
На болоте две подружки, две зеленые лягушки.
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
* * *
Буратино потянулся, Руки в стороны развел,
Раз - нагнулся, Ключик, видно, не нашел.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся, Нужно на мысочки встать.
* * *
Руки ставим все в разлет. Руки в стороны держите.
Появился самолет. Друг на друга посмотрите.
Мах крылом туда – сюда, «Раз» и «два», «раз» и «два»!
Делай «раз» и делай «два» Опустили руки вниз,
«Раз» и «два», «раз» и «два»! И на место все садись.
Приложение №3.
1. Вставить пропущенные выражения:
Ранним утром две подружки пошли в лес за ягодами. Вдруг на лесной опушке они столкнулись… с огромным медведем. От неожиданности и страха они… к лесной сторожке (для справок: быстро побежали, носом к носу, что есть духу).
2. Дополняем синонимический ряд: быстро бежать – мчаться во весь дух – мчаться что есть духу – мчаться во весь опор – нестись во все лопатки.
Провожу игры: «Кто быстрее?» (подбери по 10 фразеологизмов с общим для них именем существительным например: Голова – Морочить голову; Вскружить голову; Отвечать головой и т.д.
«Сказочные фразеологизмы».
Дополнить выражение, взятых из сказок: «Скоро сказка называется - …» (да не скоро дело делается).
«Это всё присказка, …» (сказка будет впереди).
Найдите фразеологизмы:
Оказался молодцом,
Смог осилить ношу –
Не ударил в грязь лицом
И не сел в калошу.
А.Шибаев.
6. Творческие задания: составь, сочини, придумай предложения, рассказ, сказку, нарисуй словесный портрет, употребляя фразеологизмы: Стоять горой; Мастер на все руки; Не вешать нос и др.
Приложение №4
Для подбора образных сравнений – упражнение «С чем это можно сравнить лес, луг, снег?» (Лес, как страж - великан, как веселый весенний оркестр. Луг, как зеленый ковер; пестрый и яркий, как радуга. Снег, как пушистое белое одеяло, как маленькие балеринки в воздухе легко кружатся).
Словесные упражнения;
«Узнай, о ком или о чем я рассказываю» (задумчивый, суровый, печальный, мрачный, веселый – человек; веселый, разноцветный, пестрый, душистый – луг).
«Соотнеси слово и настроение картины».
«Кто больше назовет слов, передающих настроение в иллюстрации».
«Кто больше назовет слов, характеризующих настроение человека, который успешно выполнил работу». (Гордый, довольный, радостный, счастливый, добрый).
Мимические упражнения.
«Расскажи бес слов, мимикой и жестами, о чем бы ты написал картину»;
«Кто забавнее покажет жестами, как он шел по дороге и вдруг увидел что-то неожиданное, а мы попытаемся отгадать».
«Покажи о чем ты задумался».
Упражнение для развития выразительности речи:
«Скажи фразу: «Какая красивая картина. Какой грустный пейзаж.
Как прекрасен труд людей на земле.»
Как бы эту фразу произнес добрый человек, как бы это сделал злой Карабас – Барабас?»
«Кто скажет слово наиболее выразительно?» (красивый луг, яркие сочные краски). Произнеси грустно, радостно, печально, задумчиво.
Литература
Лысенкова С.Н. «Когда легко учиться» из опыта работы учителей нач. кл. М. «Педагогика» 1995 г.
Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. М.; 2001г.
Искусство в школе. Под.ред. Рубиной Ю.И. М.; 2000г.
Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам. Нач. школа №11 1995г.
Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. Нач. школа №8 2001г.
Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой. С-Пб. 1998г.
Манько Л.В. Содружество искусств на уроке. Нач. шк. 1999г.
Минькова В.Н. Достучаться до сердца ребенка. Нач.шк. №11 2002г.
Михеева Т.Б., Печкурина О.В. Уроки развития речи в начальной школе. Книга для чтения . М. ООО РС 2005г.
Потапова Е.Н. Радость познания. М. «Просвещение» 1990г.
Русакова Т.Г. Сказка – игра на уроке изобразительного искусства. Нач.шк. №4 2006г.
Обнорская О.А. Почему мои дети любят читать. Нач. шк. №2 2000г.
Большакова Т.Л. Уроки сочинительства. Нач. шк. №6, 2001г.
Бойкова Н.И. Творческие игры на уроках русского языка. Нач.шк. №10, 2005.
Гудкина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.; 2000г.
Королева Т.П. Работа с пословицами на уроках русского языка. Нач. шк. №7, 2000г.
Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. Изд. «Просвещение» 2003г.
Воробьева Е.В. Детское творчество и языковая игра. Нач. шк. №9, 2001г.
Ефимова Л.А. Мотивация обучения младших школьников средствами театрального искусства. Нач. шк. №2, 2006г.
Чумичева Р.М. Младшим школьникам о живописи. М. «Просвещение» 2001г.
Шишкина Т.В. Новые методы и приемы в работе по развитию речи. Уроки развития речи в 4-ом классе. Нач.шк. №9, 2006г.
Щеголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе. С-Пт., 1998г.
Югай Л.С. Формирование русского речевого этикета в начальной школе. Завуч нач. шк. №6, 2003г.
Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. Нач. шк. №1, 2004г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Термин «мотив» - это внутренний человеческий фактор, который, как говорят социологи инициирует, направляет, поддерживает и приостанавливает деятельность человека. Четыре ключевых элемента мотива выделяются из этого определения. Что вызвало активность человека; На что направлена эта деятельность; Что поддерживает эту деятельность; Что останавливает эту деятельность.
Наличие мотива - важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении. Потребность в общении -предпосылка освоения данной деятельности. Коммуникативный мотив, возникающий в первые месяцы жизни ребенка, сохраняется в период всего раннего детства. Потребность во внимании взрослого, в его помощи и одобрении мотивирует (стимулирует) речевую активность малыша. В младшем дошкольном возрасте появляются самостоятельные попытки ребенка выступить инициатором общения, при этом, как правило, ребенок реализует потребность передать свои эмоции, впечатления, желания. Это свидетельствует о становлении нового мотива речевой деятельности – экспрессивного. На этом возрастном этапе задачей педагога является создание условий для появления и развития экспрессивного мотива путем использования ярких, звучащих игрушек, специальных приемов (сюрпризные моменты, игровые ситуации, обыгрывание игрового персонажа и т.д.).
В младшем возрасте дошкольник способен лишь принять цель речевой деятельности, поставленную взрослым. Цели должны совпадать с наличием сильного экспрессивного или коммуникативного мотива. Например, ребенок трех лет соглашается рассказать игровому персонажу Хрюше о том, что делают игрушки в игровом уголке, или сходить в гости к игрушкам. Основным средством речевой деятельности является язык в единстве всех его сторон: грамматической, лексической, фонетической, синтаксической, морфологической. На этой стадии ребенок делает много ошибок как в морфологии, так и в словообразовании. Дополнительными средствами речевой деятельности выступают невербальные способы передачи мыслей: жесты, мимика, пантомимика, которые усиливают речевое воздействие на собеседника, дополняют и эмоционально окрашивают содержание речи. В младшем возрасте невербальные средства занимают ведущее место в системе средств речевой деятельности. Речь малыша не столько сообщает, сколько изображает. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики.
Мотивы у детей самые разнообразные: коммуникативный — потребность в речевом общении; экспрессивный — желание передать свои эмоции, впечатления, желания; познавательно-побудительный (или информационный) — спросить, узнать, почему так происходит, потребность поделиться своими знаниями, впечатлениями. В 1 и 2 классах они не только продолжают сохраняться, но и усиливаются, развиваются. Поэтому это время самое благоприятное для развития речи младших школьников. Основные компоненты речевой деятельности : - мотив , обеспечивающий потребность ребенка включиться в речевую деятельность; - цель , в которой прогнозируется будущий результат деятельности; - содержание , которое представлено в виде знаний, впечатлений, переживаний и желаний ребенка; - средства , позволяющие облечь мысль в форму речевого высказывания, понятного для слушателя; - результат , в качестве которого выступает речевая форма.
Мотив -потребность в общении определяет развитие речи. В среднем и старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие речи, а к семи годам, к моменту поступления ребенка в школу, система родного языка им в достаточной мере усвоена и он хорошо владеет устной, разговорной речью. В ходе дальнейшего бучения ребенок должен овладеть более сложными видами речи: письменной речью, монологической речью, приемами художественной литературной речи
Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка. В этот период на смену старым интересам и мотивам приходят новые. Мотивы, относящиеся к учебной деятельности становятся более значимыми, чем игровые мотивы. Поэтому, важно знать какие факторы влияют на формирование тех или иных мотивов учебной деятельности ,т.к это напрямую связано с мотивацией общения .Во все времена удовлетворение человеком своих потребностей происходил, как правило, с использованием общения. Для ребенка это актуально вдвойне. Рассмотрим как развитие значимых мотивов учебной деятельности , в младшем школьном возрасте, способствуют развитию речи. В первом-втором классах больше половины детей к учебной работе относятся положительно. Давайте рассмотрим какие мотивы формируют стойкий интерес к учебной деятельности и способствуют развитию речи младших школьников.
мотивы формирующие стойкий интерес к учебной деятельности и способствующие развитию речи Интерес- потребность в эмоциональных переживаниях Комфорт -для включения в урок.Задачи-внутреннне приятные.понятные.значимые для учащихся Положительный личный опыт(мотивы достижений) -сформировать представления о своих возможностях Познавательный мотив -правильная организация учебной деятельности Чувства- виды побуждений. Для активизации знаний, актуализация мотива предыдущих достижений Связь с жизнью- соревновательные и социальные мотивы Успех(мотив самолюбия,самоутверждения ) форма подачи материала Новизна Игровые мотивы.
Мотив быть понятым- заставляет контролировать свою речь. Ситуативный способ речевого общения постепенно замещается контекстным . Мы наблюдаем речевые средства, которые он присваивает от взрослых и использует в своей контекстной речи .
У младших школьников наблюдается появление нового мотива : ребенок позволяет себе говорить не для того, чтобы выразить свои мысли, а просто лишь для того, чтобы удержать внимание собеседника. Это происходит обычно с близкими взрослыми или со сверстниками во время игрового общения
Все эти требования применимы именно к младшим школьникам, когда они входят в учебную деятельность и вмешивание учителя воспринимают как должное, и продвигает ребенка в общем развитии речи. В условиях школьного урока, когда учитель дает ребенку возможность отвечать на вопросы или просит пересказать услышанный текст, от него как от ученика требуют работы: -над словом; -над словосочетанием и предложением; -над связной речью;
устная речь логические ударения паузы дикция отчетливое выговаривание звуков правила орфоэпии владеть интонациям говорить (читать)выразительно (экспрессивно) Произносительная сторона ясность и чистота речи, избегание слов паразитов
Развитие речи у младшего школьника выражается в том, что у него вырабатывается навык чтения, т. е. достаточно быстрое и правильное узнавание букв и их сочетаний и превращение увиденных знаков в произносимые звуки, звукосочетания, т.е. в слова. Осмысленность чтения проявляется в том, что появляются правильные интонации, дети обращают внимание на знаки, стоящие в конце предложения: точку, вопросительный и восклицательный знаки. Позже осмысленность чтения начинает проявляться во все более тонкой интонационной его выразительности. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой едино целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты.
Выводы: Речь детей в младшем школьном возрасте претерпевает различные изменения и всесторонне развивается под воздействием учебного процесса. Успешность развития речи непосредственно связана с учётом мотивации речи. Основная задача речевого развития детей младшего школьного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логическая чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика- показатель его умственного развития.
Подводя итоги сказанному выше, ещё раз отмечу, что для деятельности в младшем школьном возрасте необходима развивающая среда, от направления и качества которой зависит уровень развития в целом и речевое развитие, в частности. Педагог может способствовать речевому развитию младших школьников, поддерживая и провоцируя мотивы к общению, действию и взаимодействию детей с предметами и окружающими, тем самым создавая условия для обогащения речевого опыта, развития речи младших школьников .
Предварительный просмотр:
Название : «Развитие и коррекция речи у детей младшего школьного возраста».
Актуальность темы коррекционной программы определяется той ролью, которую играет речь в становлении психики ребенка и формировании его личности в целом. Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.
В младшем школьном возрасте «весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им письменной речью, которая имеет большое значение для умственного развития ребенка». На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обучаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому – связно, систематически, продуманно, – строить и свою устную речь.
Развитием и коррекцией фонетической стороны речи (звукопроизношения) занимаются специалисты – логопеды.
На уроке в школе учитель может использовать ряд заданий и упражнений, способствующих общему речевому развитию детей: обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и др.
Методологическая основа: Методологической основой данной коррекционной программы является когнитивная теория усвоения речи Ж. Пиаже . Согласно данной теории развитие речи зависит от присущей ребёнку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. По мнению автора данной теории, детское спонтанное словотворчество является подтверждением существования у ребёнка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Поэтому развитие речи связано с развитием мышления. Установлено, что первые высказывания ребёнка относятся к тому, что он уже понимает, а прогрессирующее развитие мышления в период от одного года до трёх создаёт предпосылки для успешного освоения ребёнком речи.
Труд Леонтьева А.А. « Язык, речь, речевая деятельность». Рассматривая речь как объект исследования, он говорил, что речевая деятельность должна получить двоякое осмысление. Первое – это представление речевой деятельности как «потока речи», своего рода пространственно-временного континуума говорений, образованного пересечением и взаимоналожением полей речевой активности говорящих и индивидов. Второе – трактовка ее именно как одного из видов деятельности, понимая под деятельностью «сложную совокупность процессов, объединенных общей направленностью на достижение определенного результата, который является вместе с тем объективным побудителем данной деятельности, т.е. тем, в чем конкретизируется та или иная потребность субъекта».
Такая трактовка предполагает включение речевой деятельности в общую систему деятельности человека. Это меняет сам принципиальный подход к проблеме. Речевая деятельность берется с учетом всех объективных и субъективных факторов, определяющих поведение носителя языка, во всей полноте обусловливающих ее связей и отношений субъекта деятельности к действительности. Реальный процесс, происходящий в общении, – это не установление соответствия между речью и внешним миром, а установление соответствия между конкретной ситуацией, подлежащей обозначению деятельности, т.е. между содержанием, мотивом и формой этой деятельности, с одной стороны, и между структурой и элементами речевого высказывания – с другой. Речевой акт есть всегда акт установления соответствия между двумя деятельностями, точнее, акт включения речевой деятельности в более широкую систему деятельности в качестве одного из необходимых и взаимообусловленных компонентов этой последней.
Говоря о речевой деятельности человека, А.А Леонтьев замечал, что речевой деятельности, как таковой, не существует. Есть лишь система речевых действий, входящих в какую-то деятельность – целиком теоретическую, интеллектуальную или частично практическую. С одной речью человеку делать нечего: она не самоцель, а средство, орудие, хотя и может по-разному использоваться в разных видах деятельности. Однако, несмотря на это, он всё-таки говорил о речевой деятельности, акцентируя внимание на том, что речь не заполняет собой всего «деятельностного» акта.
Теория специфических задатков, автором которой является Н. Хомский . Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи и её основных атрибутов. Эти задатки начинают проявляться и окончательно складываются примерно к годовалому возрасту и открывают возможность для ускоренного развития речи с одного года до трёх лет. Этот возраст является сензитивным для развития речи. В течение этого периода развитии речи обычно происходит без осложнений, но вне его усвоить язык или трудно, или вообще невозможно.
Методы: Диагностические методы(Методика оценки уровня развития речи младших школьников «Определение понятий»,методика определения активного словарного запаса младших школьников, методика Эббингауза, методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое)), развивающие упражнения
Цели: Коррекция речи младших школьников посредством проведения упражнений, способствующих общему речевому развитию детей: обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и др.
Задачи:
1. Поиск литературных источников по проблеме исследования.
2. Исследование уровня развития речи учащихся
3. Разработка занятий, способствующих общему развитию речи детей младшего школьного возраста.
4 .Разработка рекомендаций
Условия проведения: коррекционная программа проводится в аудитории или классе, рассчитанной на некоторую группу людей.
Контингент – учащиеся младшей школы.
Количество занятий: коррекционная программа рассчитана на 1 месяц, 2 занятия в неделю по 30 минут.
Оборудование: доска, стимульные материалы
1. Исследование уровня развития речи младших школьников
Перед проведением коррекционно-развивающей работы была осуществлена диагностика речи учащихся по методикам:
Методика 1. Определение понятий
В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:
1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.
3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, вкладывать, толкать, режущий.
5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.
Перед началом диагностики ребенку предлагается следующая инструкция:
«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово например слово "велосипед". Как бы ты объяснил это?»
Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранной наугад из пяти предложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться. За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.
Замечания.
1. Дети могут сами читать стимульные слова, если они умеют это делать и если чтение не вызывает у них затруднений. Во всех остальных случаях экспериментатор сам читает ребенку слова.
2. Перед тем как ребенок попытается дать определение слову, необходимо убедиться в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью следующего вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?» Если получен со стороны ребенка утвердительный ответ, то после этого экспериментатор предлагает ребенку самостоятельно дать определение этого слова и засекает отводимое на это время.
3. Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку — 0,5 балла. При совершенно неточном определении — 0 баллов.
Оценка результатов
Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное — 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора. При повторном проведении психодиагностики одного и того же ребенка при помощи данной методики рекомендуется пользоваться разными наборами слов, так как ранее данные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.
Выводы об уровне развития:
10 баллов | — очень высокий. |
8-9 баллов | — высокий. |
4-7 баллов | — средний. |
2-3 балла | — низкий. |
0-1 балл | — очень низкий. |
Методика 2. Методика определения активного словарного запаса младших школьников
Испытуемым предлагаются рисунки, на которых изображены люди и различные предметы. В течение некоторого времени, примерно 3 – 4 минут, дети как можно подробнее рассказывают, что изображено и что происходит на данной ему картинке.
Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе (см. приложение№1), и затем анализируется.
Методика 3 . Методика Эббингауза.
Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций.
Инструкция: "Вставьте пропущенные слова".
Инструкция : "Расставь точки".
Анализ результатов: Фиксируются скорость нахождения и продуктивность ассоциаций.
Методика 4. Методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).
Данная методика используется для определения уровня развития понимания грамматических конструкций.
Задание1.
1. "Послушай, что я тебе прочитаю, и расскажи".
2. "Прочитай и перескажи".
Галка и голубь.
Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню.
Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочъи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те тоже ее не приняли.
Муравей и голубка.
Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.
На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Умная галка.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.
Самые красивые.
Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:
- Вы не видели моих птенцов?
- А какие они?
- Самые красивые!
Анализ результатов: учитывается понимание последовательности событий, общего и скрытого смысла.
Задание 2.
Обращаясь к ребенку, учитель говорит: "Слушай внимательно. Я буду называть по несколько слов. Составь из каждого набора по несколько предложений (одно предложение). Если потребуется, измени эти слова или добавь к набору еще одно или несколько слов".
Наборы слов:
1. Девочка, альбом, рисунок.
2. Ребенок, чашка, молоко.
3. Из, клетки, чиж.
4. Саша, лыжах, катается, на.
Шкала оценивания.
|
Задание для углубленной диагностики.
"Прослушай ряд слов и составь из них предложения".
1. В, поют, хоре, девочки.
2. Пассажиры, трамвая, выходят.
Задание 3. Перед ребенком на столе выкладываются две карточки с рисунками:
Учитель говорит: "Мальчика в белой рубашке зовут Петей, а мальчика в клетчатой рубашке - Ваней". Затем под этими картинками учитель раскладывает восемь отдельных карточек с напечатанными на них предложениями разной синтаксической сложности. Эти предложения представляют собой описание ситуаций, в которых субъектом действия является то Петя, то Ваня (активные и пассивные конструкции): Ваня нарисовал Петю. Ваню нарисовал Петя. Петю нарисовал Ваня. Ваня нарисован Петей. Петя нарисовал Ваню. Ваней нарисован Петя. Петей нарисован Ваня. Петя нарисован Ваней.
Далее учитель говорит: "Прочитай эти предложения. Положи отдельно те из них, где говорится о том, что рисовал Петя, и отдельно те, в которых говорится о том, что рисовал Ваня".
Примечание: Если ребенок не читает, используется дейктическая жестикуляция. Предложения читает учитель. Ребенок показывает пальцем, кто рисовал: Петя или Ваня.
Задание для углубленной диагностики.
"Покажи, где на картинке: - круг под квадратом; - квадрат над кругом; - круг на квадрате; - круг над квадратом".
2. Коррекционно-развивающая программа
Занятие 1.
1. Игра « Кто быстрее доберется до…»
Цель игры: расширение словарного запаса ребенка , и развитие речи в общем.
Условия: Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"
Другие темы: «Все круглое», «Все горячее», «Все мокрое». «Ласковые слова для мамы». «Слова утешения» и т.д.
Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.
2. Упражнение "Игра в слова".
Цель: развитие словарного запаса
Задание №1.
"Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).
3.Упражнение . "Признак".
Задание №1.
"Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?"
железо -
бумага -
дерево -
снег -
пух -
стекло -
Задание №2.
"Назови другой предмет, такой же белый, как и снег".
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).
Задание №3.
"Сравни:
по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;
по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу;
по прочности - веревку и нитку, камень и глину;
по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей;
по высоте - куст и дерево, гору и холм".
Занятие 2.
1. Упражнение: "Кто? Что?" (составление предложений по разным моделям).
Цель: развитие грамматического строя речи.
Задание: "Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том, Кто? Что делает? Что?
Например: Кошка лакает молоко"'.
Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)
Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)
2. Игра: «Путешествие»
Цель: расширение словарного запаса ребенка
Один говорит: "Наш корабль отправляется в... например, в Индию. Что с собой возьмем? " Кто-нибудь спрашивает: "А на какую букву? ". "На букву "К"! ". Первый начинает и говорит: " Берем кошку!" Другой: "Кактусы!". "Кастрюли!". Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву "Р".
Другой вариант "Путешествия".
Приготовьте комплекты карточек с буквами. По одному одинаковому на каждого. Рисуем паровоз с вагончиками. На каждом вагончике пишем крупно букву алфавита. (Можно нарисовать и другой транспорт).
Ставим задачу. Например, сегодня мы едем на море. Занимаем свои места. Кто с нами поедет? Что с собой возьмем? Один говорит: "С нами поедет жираф" и кладет карточку с буквой "Ж" на вагончик с соответствующей буквой.
Следующий говорит: "А я с собой возьму телевизор" и кладет карточку с буквой "Т" на вагончик с буквой "Т".
И так далее, пока не закончатся буквы, или слова. Называть нужно только существительные. Заодно объясним ребенку, что такое имя существительное - Это слово, про которое можно сказать "ЧТО это?" или "КТО это?"
3. Упражнение: «Зарядка для язычка»
Цель: развитие мышц артикулляционно – речевого аппарата.
Условия: Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Малыш сначала смотрит, затем пытается повторить.
Погулять язык собрался:
(открыть рот)
Он умылся,
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался,
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся,
провести языкам по губам – «облизнуться»)
Вправо, влево повернулся,
(повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез,
(опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз - и в ротике исчез.
(спрятать язык во рту)
Занятие 3.
1.Упражнение:"Что означает выражение?" или "Пословицы".
Цель: развитие понимания значений устойчивых словосочетаний: фразеологизмов, пословиц, поговорок.
Пословицы:
1. "Дело мастера боится".
2. "Всякий мастер на свой лад".
3. "На все руки мастер".
4. "Портной испортит - утюг загладит".
5. "Картошка поспела - берись за дело".
6. "Без труда и в саду нет плода".
7. "Каков уход, таков и плод".
8. "Больше дела - меньше слов".
9. "Всякий человек у дела познается".
10. "Горе есть - горюй, дело есть - работай".
11. "Без дисциплины жить - добру не быть".
12. "Заработанный хлеб сладок".
13. "У кого сноровка, тот и действует ловко".
14. "Без начала нет конца".
15. "Без порядка толка нет".
16. "Без работы пряников не купишь".
17. "Глаза боятся - руки делают".
18. "Чтоб не ошибиться, не надо торопиться".
19. "Без труда нет добра".
20. "Труд - лучшее лекарство".
21. "Терпение и труд все перетрут".
22. "Будешь книги читать - будешь все знать".
23. "Дом без книги, что без окон".
24. "Хлеб питает тело, а книга питает разум".
25. "Где ученье - там уменье".
26. "Ученье и труд вместе живут".
27. "Ученье - свет, а неученье - тьма".
28. "Почитай учителя, как родителя".
2. Упражнения: "Составь фразу" (образование предложений из слов).
Цель: развитие грамматических навыков
Задание№1. "Придумай предложения, используя следующие слова:
забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня,
колючий куст, лесное озеро".
Задание№2. "Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?"
1. Дымок, идет, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мед.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.
Задание № 3.
Задание: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие ".
1. Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________ .
2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________ .
3. Стоит жаркая погода: небо _______ , солнце светит _______ . Коля и Оля идут гулять в поле ______ . Они слушают там пение маленьких ________ . Они собирают ________ . Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ________ . Маленькие дети торопятся вернуться ____ . Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______ , чтобы укрыться от сильного _______, так как у них нет с собой ________ и их одежда совсем _______ .
Задание№4.
"Послушай предложения и скажи, все ли в них верно".
Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Весной луга затопили реку.
Снег засыпало пышным лесом.
"Как нужно исправить предложение?"
Занятие 4.
1.Упражнение: "Слова-приятели" (упражнение на синонимы).
Цель: развитие словарного запаса, грамматических навыков.
Задание №1. "Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный)
"Ценный - это какой? Жесткий - это какой?"
Задание №2. "Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?"
Задание №3.
"Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?"
Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий , смелый, отважный
Слабый, ломкий, долгий , хрупкий
Крепкий, далекий , прочный, надежный
Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.
Упражнение "Слова-неприятели" (упражнение на антонимы). Задание: "Скажи наоборот:
холодный, чистый, твердый, толстый;
тупой, мокрый, старший, светлый;
просторный, враг, верх, проиграть;
поднять, день, утро, весна;
зима, завтра, рано, близко;
низко, редко, медленно, радостно;
темно, сел, взял, нашел;
забыл, уронил, насорил, выпрямил.
2. Игра « Продолжи ряд»
Цель: развитие способности изменять слова по анологии
Люди - человек, дети - …
Сын - дочь, внук - …, племянник - …
Упряжка лошадей - конная, упряжка собак - …, упряжка оленей - …
Тундра - олень, джунгли - …, пустыня - …
Шпалы - деревянные, рельсы - …
Пассажир вошел в вагон, пассажир едет в …, пассажир выходит из …, пассажир стоит рядом с …
Катер - катерок, лодка - …, корабль - …, пароход - …
Летчик - самолет, вертолетчик - …, космонавт - …
Сахар - в сахарнице, масло - в…, хлеб - в …, соль - в …
Ложка - ложки - много ложек, вилка - … - много …, нож - … -
много …
Занятие 5.
1.Упражнение: "Придумай новое слово".
Цель: развитие звукобуквенного восприятия и звукобуквенного анализа
Задание 1 : "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.
Задание 2 : "Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно сказать, а можно написать - но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать".
Слова для сравнения:
стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок.
2.Игра: «Снежный ком».
Цель: развитие словарного запаса, развитие грамматических навыков
"Собираемся в дорогу"
Ведущий: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан ...".
Ребенок: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.
По такому же принципу обыгрываются и другие ситуации, например:
2. "Готовим завтрак, обед, полдник, ужин"
Ведущий: " Мы готовим завтрак, давай составим меню".
Ребенок: "Обычно на завтрак я ем бутерброд".
Следующий игрок: "А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю ...". Следующий" "Я не люблю, ни бутерброд, ни..., я предпочитаю ..." и т. д.
3. "Накрываем на стол"
Ведущий: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу".
Ребенок: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу, подставку для салфеток".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что еще считает необходимым и т. д.
4. "Собираемся на прогулку"
Ведущий: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги".
Ребенок: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги, возьму лукошко".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.
Занятие 6.
1. Упражнение: "Добавь слова" (распространение предложений).
Цель: развитие грамматических навыков
Задание 1: "Сейчас я скажу предложение. Например, "мама шьет платье". Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?"
Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.
2.Упражнение : "Составь фразу" (образование предложений из слов).
Цель: развитие грамматических навыков
Задание№1.
"Придумай предложения, используя следующие слова:
забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня,
колючий куст, лесное озеро".
Задание№2.
"Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?"
1. Дымок, идет, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мед.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.
3.Упражнение: «Узнай по звуку »
Цель: развитие внимания и звукового восприятия;
Материалом являются различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: барабан, колокольчик, ложка, бумага, книга и т.д)
Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь.
Шумы могут быть самые разные. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т.д.. Можно за каждый правильный ответ давать ребенку звездочку или фишку. Играть можно с несколькими детьми (тогда появится элемент соревнования).
3 . Упражнение: Что имеется в виду?"
Цель: развитие понимания переносного смысла
"Скажи, как ты понимаешь эти выражения:
железный топор - железный человек
золотая стрела - золотые руки
ядовитый укус - ядовитый взгляд
острый нож - острое слово
низкий стол - низкий поступок
черствый хлеб - черствый человек".
Занятие 7.
1.Упражнение: «Кто с какими буквами дружит »
Цель: Развитие речи, запоминание букв
На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например, у 1 - слон, у 2 - крокодил, у 3 - ёжик. 1-й говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". 2-й говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке." 3-й: "Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки и т.д.
Упражнение: "Уменьшение".
Цель: развитие словарного запаса,
Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол - ...".
трава, рука, плечо, солнце, банка;
стул, книга, флаг, чашка, шапка.
3. Упражнение : "Закончи слово".
Цель: Развитие словарного запаса
Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По..." (Подушка)
Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.
Упражнение : "Объясни слово".
Цель: развитие словарного запаса,развитие умения четко выражать свои мысли
Задание: "Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед, нож, шляпа, мяч, письмо;
зонтик, подушка, гвоздь, осел;
мех, алмаз, соединить, лопата;
меч, неприятность, храбрый, герой;
стихотворение, азартная игра.
Занятие 8.
1. Игра: « Внимание! Розыск!»
Цель: Развитие связной речи, внимания и наблюдательности
В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.
2. Игра: «Цепочка».
Цель:расширение словарного запаса, и развитие речи в общем.
Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы "с", "л", "м". Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль.
Выигрывает тот, кто придумал больше слов.
3. Упражнение: "Угадайка".
Цель: Развитие словарного запаса
Задание: "Отгадай загадку:
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит -
Сядет и укусит.
(Комар)
Круглый, полосатый,
С огорода взятый.
Сахарный и алый стал -
Кушайте, пожалуйста.
(Арбуз)
Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это".
4. Упражнение: "Объясни".
Цель: развитие грамматического строя речи
Задание: "Послушай фразу:
Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.
Объясни, почему кошка недовольна.
Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу.
Что сделал Петя раньше: читал книгу или пошел в кино? Объясни.
Ваня рисовал Сашу. Саша рисовал дом.
Кто что рисовал? Объясни".
Оценка эффективности коррекционной работы: Повторное проведение диагностики позволяет констатировать повышение эффективности речевой деятельности учащихся.
Рекомендации родителям и педагогам:
Установление психологического контакта с ребенком.
Оречевлять все действия ребенка (умывание, одевание, кормление и т. д.)
Развивать понимание речи, используя простые инструкции и используя прошлый опыт ребенка. Неоднократно повторять сказанное.
Привлекать к занятиям – через развитие понимание речи (дай ручку, покажи носик); через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка (прятки, ищем игрушку, самого ребенка, или часть тела), рассматривание семейных фотографий; через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это? Что там?); через выступление на утреннике.
Рассказывать и читать русские народные сказки и стихи. Побуждать досказывать слова.
Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой - маленький). Соотносить цвета, форму (дай такой же), количеству (один – много).
Приложение
№1
Форма протокола к методике оценки активного словарного запаса младшего школьника
Фиксируемые признаки речи испытуемых | Частота употребления этих признаков различными испытуемыми | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Существительное | ||||||||||
Глагол | ||||||||||
Причастия | ||||||||||
Деепричастия | ||||||||||
Прилагательные в начальной форме | ||||||||||
Прилагательные в сравнительной степени | ||||||||||
Прилагательные в превосходной степени | ||||||||||
Наречия | ||||||||||
Местоимения | ||||||||||
Союзы | ||||||||||
Предлоги | ||||||||||
Сложные предложения и конструкции |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958. – 370 с.
2. Знаков В.В. Понимание и познание в общении. – Самара, 1998.
3. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
4. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. – 214 с.
5. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 208 с.
6. Младший школьный возраст / Г.И. Боровая и др.; Ред.-сост. Сенько В.Г. – 1989. – 86 с.
7. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. / АПН СССР. – М.: Педагогика, 1989 – Т. 1. – 485 с.
9. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст / Н. Семаго, М. Семаго. – СПб: Речь, 2005. – 373 с.
10. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2001. – 928 с.
11. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – 447 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Развитие речи детей младшего школьного возраста.
Овладение правильной речью необходимо для формирования полноценной личности. Человеку с хорошо развитой речью легко вступать в общение, он может понятно излагать свою точку зрения , задавать воп...
Мотивация учебной деятельности и ее формирование в младшем школьном возрасте
Проблема мотивации относится к числу фундаментальных проблем педагогики и психологии.Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка.В этот период на смену старым интереса...
Развитие диалогической речи детей младшего школьного возраста посредством элементов театрализованной деятельности
На нашем мастер – классе мы вместе постараемся по-новому взглянуть на развитие диалогической речи младших школьников, понять – для чего же необходимы элементы театрализованной деятельности в раз...
Роль театрально-игровой деятельности в развитии фонематического слуха и слухового внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Содержание Введение ...
Мотивация учебной деятельности и ее формирование в младшем школьном возрасте.
Особенно важную роль в процессе обучения играет учебная мотивация, которая является одной из центральных проблем в педагогике и педагогической психологии.Поступление в школу — это переломный мом...
«Сборник логопедических игр «Речевичок» на развитие лексической стороны речи обучающегося младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Проблема нарушения лексико-семантической сферы языка является одной из основных проблем в современной логопедии. Это связано с тем, что овладение лексическим компонентом речи очень важно и для развити...
Развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, способствующих развитию речи, в младшем школьном возрасте
Наличие мотива - важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении. Потребность в общении -предпосылка освоения данной деятельности. Мотив...